ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
Структура дизайн - проектирования представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура дизайн - проектирования коллекции моделей одежды |
||
Наименование этапа |
Содержание этапа |
Результат выполнения этапа |
1 |
2 |
3 |
1.Формулирование задачи дизайн -проектирования |
Выбор объекта дизайнерского проектирования: вид, назначение, адресность проектируемой коллекции, используемые материалы, конструктивно-технологическая целесообразность |
Исходные данные дизайн -проекта |
2.Формирование концепции коллекции: |
|
|
2.1.Проведение маркетинговых исследований |
Изучение потребительского спроса, анализ продаж |
Результаты маркетинговых исследований (фотоматериалы, анкеты, графики) |
2.2.Поиск авторской идеи
|
Анализ модных тенденций в развитии образных тем, ассортимента, формы костюма, текстиля, цвета, аксессуаров и т.д. |
Исходная база для разработки «moodboard» (графические зарисовки, фотографии модных образов, элементов костюма, образцы материалов, фурнитуры) |
2.3. Выбор авторских инспираций |
Изучение и анализ произведений искусства, науки, техники, культуры. Выбор творческого источника |
Стилизованные графические зарисовки источника творчества. «Moodboard». Девиз коллекции |
3. Создание дизайн-проекта |
|
|
3.1.Разработка графической композиции |
Создание графической композиции коллекции в соответствии с её концепцией и девизом |
Серия фор - эскизов коллекции |
3.2.Разработка объемной композиции |
Поиск базовой символ - формы коллекции и оригинальной фактуры всех элементов коллекции методами конструктивного моделирования и наколки. Выбор материалов |
Серия "пространственных" эскизов (графические зарисовки и фотографии макетов образцов моделей). Серия творческих эскизов коллекции моделей. Многофигурная композиция коллекции моделей |
Окончание табл. 1
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования одежды, как моделирование и макетирование.
Моделирование в дизайне – процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функционального процесса.
Макетирование в дизайне – изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе.
Методы проектирования: эвристические методы.
Процесс творчества – это поиск единства формы и содержания. Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в процессе проектирования, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера и на интенсификацию самого процесса проектирования.
Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна, чтобы соответствовать времени, чтобы создавать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обуславливает поиски методов интенсификации творческой фантазии, или эвристических методов, художников, проектировщиков, дизайнеров.
Эвристика - наука, которая исследует творческую деятельность человека. Считается, что термин «эвристика» происходит от «эврика» - слово, выражающее радость при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении». Круг проблем эвристики широкий: вопрос о специфических чертах творческой деятельности, о структуре, этапах творческого процесса, типах творческой деятельности, о таланте и гениальности, о роли мотивационных и личностных факторов творческой деятельности, роли научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве.
Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции – вот возможности эвристических методов. Современные дизайнеры часто пользуются простейшими эвристическими приемами, базирующимися на методах аналогии, ассоциации, комбинирования, инверсии и др.
Метод ассоциаций – один из способов формирования идеи. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к разным идеям окружающей действительности. В современном дизайне яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ проектирования.
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом может трансформировать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают. Дизайнера одежды всегда интересует форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Все, что нас окружает, может дать пищу для придумывания. Для этого необходима постоянная тренировка, чтобы мыслительный аппарат был настроен в определенном направлении. (К.Диор признавался: «Собственно все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья».).
Метод аналогии – метод решения поставленной задачи. Используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры. Дизайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформации в проектное решение. Этот метод применяют достаточно часто и широко, особенно на стадии образного решения объекта в проектировании. Новые интересные решения получаются при образовании одного из способов создания вещи, например:
способ «несшитой одежды» можно позаимствовать из истории костюма (плащи, тоги, накидки);
способ «упаковки» - из дизайна тары и упаковки;
способ «переплетения» подскажут изделия декоративно-прикладного искусства, народный костюм;
способ «создания объемной фактуры» придет из растительных форм, цветов, листьев, корней;
способ «членения большой формы на составляющие» навеют средневековые доспехи и модульное проектирование.
Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей. Этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы, увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.
Метод неологии является методом использования чужих идей, передового отечественного и зарубежного проектирования. Вообще мода основана на подражании. Поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируются специалистами, пока не наступит психологическая усталость. Сюда можно отнести и метод поиска формы на основе перекомпоновки прототипа. В процессе заимствования необходимо поставить и ответить на следующие вопросы: Что можно изменить в прототипе? Что нужно изменить в прототипе? Каким образом?
Понятно, что использование прототипа или заимствование без изменений, чревато профессиональным скандалом или обвинениями в плагиате. Корректным будет заимствование приема или способа, но применение их должно быть в другой области.
Метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного, приводящего к нахождению нового, неожиданного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной модели, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а также в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа (например, И. Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д. ван Ноттен).
Метод выяснения мнения «других», или «метод складного ума». На основе множества высказанных замечаний определяется наиболее оптимальный вариант решения проектной задачи. В начале работы стараются подключить как можно больше людей для генерации достаточного количества идей. Сюда можно отнести и стадию обширных предпроектных исследований, когда формируются проблемы и цели проекта: сбор информации в научно-исследовательских журналах, опросы, интервью, изучение аналогов. Все это приводит к получению новой информации.
Метод декомпозиции и принцип последовательного приближения – разложение сложной задачи на составляющие и последовательное решение цепи частных задач. Если взять, например, проектную задачу: разработать серию эскизов верхней женской одежды (пальто, полупальто, плащ), то, пользуясь этим методом, разбиваем проектирование на несколько последовательных этапов:
- что нового вы можете предложить, от каких стереотипов отказаться – это главный основополагающий этап;
- какой ассортимент необходимо разработать: ансамбль, комплект, единичную вещь;