Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 489

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, действие в драматургическом произведении - это процесс борьбы за достижение поставленной цели. И только при наличии определённых препятствий, которые требуют преодоления, возможно действие, возможно его развитие, а значит, возможно и развитие фабулы, и развитие сюжета.

Вместе с тем, конфликт не возникает на пустом месте. Его воз­никновению обязательно предшествует определённая драматичес­кая ситуация, которая способствует назреванию драматической коллизии.

Коллизия, достигнув определённого накала в ходе развития событий, ставит героя перед выбором, вызывая у него необходи­мость принятия того или иного решения. И только когда герой принимает решение, которое противоречит обстоятельствам, кол­лизия перерождается в конфликт. Тогда и начинается процесс борь­бы. Согласно рассуждениям Гегеля, которые приводит в своей кни­ге «Искусство толкования» П.М. Ершов, «...действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противо­положность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкиваю­щееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую нападает. И вследствие этого с акцией непосредствен­но связана реакция. ...Теперь противостоят друг другу в борьбе два вырванных из гармонии интереса, и они в своем взаимном противоречии необходимо требуют некого разрешения» (27, 33). Здесь речь идёт о контрдействии, которое, встав на пути сквозно­го действия, создаёт конфликт, в результате чего и происходит про­цесс борьбы - действие. Таким образом, можно сделать следую­щий вывод: нет драматической ситуации - нет контрдействия, нет контрдействия - нет конфликта, нет конфликта - нет драматурги­ческого действия. В основе любого драматического произведенрм, от античной трагедии до водевиля, заложен конфликт. Незыбле­мость этой первоосновы драматического искусства доказана не только усилиями целой плеяды теоретиков, от Аристотеля и Гегеля до Волькенштейна и Лоусона, но и результативным экспери­ментом, развернувшимся полвека назад, который заключался в попытке создать «бесконфликтную» драматургию. Этот экспери­мент обогатил историю искусства уникальными данными: было экспериментально продемонстрировано, что «вместе с ликвида­цией конфликта исчезает сама драматургия» (27, 3). «Конфликт - это ключевое слово драмы. Драма занимается действиями людей по отношению друг к другу, поэтому конфликт всегда оказывает­ся в центре нашего внимания. Любую эмоциональную или интел­лектуальную ценность в драме мы получаем только через конф­ликт персонажей (42, 113). «Борьба эта может быть самой разно­образной. Могут бороться противоборствующие группы людей, может бороться один человек против всех остальньпс, могут все бороться с кем-то или с чем-то, находящимся вне реальной дося­гаемости всех действующих лиц. Но в драме, пишет A.M. Пола-мишев, не может бьггь ни одного действующего лица, которое бы не принимало з^астия в борьбе. Каждое появляющееся действую­щее лицо, очевидно, необходимо автору только для того, чтобы оно, участвуя в конфликте, либо привлекло зрителя на свою сто­рону, либо, наоборот, оттолкнуло. И через создание этой борьбы автор незаметно для зрителя проводит свою идею» (49, 31).


О том, что все возникает через борьбу, известно еще со времен Гераклита. Однако, как утверждает П.М. Ершов, здесь важен не только процесс борьбы, но и «предмет борьбы - то, о чем идет речь в драматургическом произведении, то единое, чем фактичес­ки занимаются борющиеся стороны, хотя стремления и мотивы их различны. Материальная сторона предмета борьбы в драматур­гическом произведении ясна и конкретна, а идеальную сторону, являющую собой определённую ценность (историческую, худо­жественную и др.), можно увидеть по-разному, расширяя чуть ли не безгранично. Конкретизируясь в материальном предмете, она в то же время неразрывно связана и даже равна с темой произведе­ния и раскрывается в борьбе персонажей за конкретные предме­ты, поскольку предметы эти идеально значимы не только для дей­ствующих лиц, но и для зрителей. Поэтому тематическое богат­ство драматургического произведения зависит от того, насколько разносторонне, широко и обстоятельно раскрыта в борьбе идеаль­ная сторона вполне конкретных предметов борьбы» (27, 28).

В связи с этим необходимо помнить, что за конкретным пред­метом борьбы, напрямую заявленным автором в драматургичес­ком произведении, скрывается нечто более весомое, более значи­мое, выходящее за рамки бытового, обыденного, что поднимает и персонажей, и их поступки на иной уровень человеческих взаи­моотношений и способствует выявлению их духовного и нрав­ственного содержания, раскрьггию их жизненных ценностей. Вме­сте с тем, этот второй уровень, эта «идеальная заданность» драма­тургического произведения должна быть понятна и «читаться» воспринимающими её. Кроме того, эта «идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстети­ческое доверие и соучастие публики, ее прочувствованный отклик» (81,51). Так, посредством борьбы за конкретные предметы, кото­рые вбирают в себя определённый смысл, определённое содержа­ние, понятное и значимое для персонажей и зрителей в каждом драматургическом произведении, «складывается своя, особая мно­гоуровневая система художественных конфликтов, в конечном счё­те выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию» (79, 126). В связи с этим «создание борьбы, происходящей на глазах у зрителя и заставляющей зрителя принять участие в этой борьбе» (49,31) для драматического писателя является основным средством выражения своей идеи, как утверждает A.M. Поламишев.

Мы подошли к ещё одной важной характерной черте драмы, которая роднит её с другими произведениями литературы и ис­кусства - её содержательности. Речь здесь идёт о наличии в дра­матургическом произведении его идейно-тематического единства.


Итак, что же собой представляет идейно-тематическое един­ство драматургического произведения? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим понятия «темы» и «идеи» в отдельности. Вот какое определение «темы» даёт в своём учебном пособии «Тайны ис­кусства. Законы телевизионной драматургии как законы творче­ства» Дмитриев Л.А.: «Тема - сфера человеческой деятельности. Она определяет содержание драмы, в ней отражается система на­ших потребностей, интересов, установок, целей, идеалов и цен­ностей. Создают ценности мастера-профессионалы. И рождение потребностей, и создание ценностей, а уж тем более их потребле­ние происходит в столкновениях, борьбе, конфликтах» (25, 9).

Известный кинорежиссёр Александр Митта считает, что «тема -это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донес­ли до зрителей, вырастив в их душах эмоции» (42, 325).

Тема - это экстракт всего самого важного, о чём мы рас­сказываем в произведении. Это история драматургического про­изведения в общечеловеческом аспекте. Необходимо подчеркнуть, что тема в драме всегда развивается в конфликте.

Что же представляет собой идея произведения?

Эстетический словарь даёт следующее определение «идеи»: «Идея художественная (от греч. Idea - представление) - вопло­щенная в произведении искусства эстетически обобщенная автор­ская мысль, отражающая определенную концепцию мира и чело­века. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художе­ственного произведения и является наряду с темой и пафосом од­ним из элементов художественного содержания. В идее художе­ственной отражаются существенные закономерности действитель­ности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника» (81, 100).

Идея художественная - главная мысль произведения искус­ства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художествен­ную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык на­учных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без «смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художе­ственная — это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла произведения искус­ства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81,100).

В художественном произведении тема и идея тесно взаимо­связаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явле­ния действительности. Посредствам образного раскрытия темы автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея -это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Остро­вский, - менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235).


Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцен­тирует наше внимание на ещё одной характерной особенности драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство, обязательна современность. Можно сказать — что не современно, то на сцене и не художественно» (3, 11).

В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того, продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны об­ладать общественной значимостью» (3, 12).

Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль обращает наше внимание на то, что драматургическое произведе­ние, изображая определённые исторические события современно­сти, создаёт образ конкретного социального конфликта. И про­исходит это посредством выстраивания взаимоотношений между действиями героев. «В драматургическом произведении, - гово­рит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творе­ние самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от об­раза мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в дра­матургическом произведении отражением в «капле воды» - в дан­ном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, раз­вивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между людьми. ...Всё долж­но быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42, 64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не соци­альная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как стать её мужем? Для Гамлета- как наказать убийцу отца? Раневскую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно ясные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персона­жей драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей проблемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуацией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма.

«Драматическое напряжение в драме возникает между обыденностью и необычайностью, между естественностью и исключи­тельностью, между заурядностью и экстраординарностью. ...Пре­дельность, крайность являются ведущей формотворческой осно­вой драматургии» (50, 73).


В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение, утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Про­изведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием» (3,14). На протяжении всего произведения драматургическое дей­ствие должно не только вызывать интерес воспринимающих его, но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Дра­ма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42, 95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ста­вит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действия­ми защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма пока­зывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей кни­ге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42, 59).

Таким образом, содержание драматургического произведе­ния, его идеи, его нравственно - эстетические ценности зри­тель воспринимает только через действия и поступки его ге­роев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драма­турга потенциально должен содержаться тот эффект сопережива­ния, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент исполнения произведения» (3, 16).

Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих взаимоотношений и вызывают любопыгство зрителя, его интерес к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед вы­бором, когда им приходится принимать решения и совершать по­ступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главная задача её создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нуж­ном им направлении, - будет достигнута.

Внутренней основой драматической структуры является кате­гория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сер­дцевина любого драматургического произведения и любого внут­реннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Митта. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше» (42,62). Чтобы вызвать сопереживание, удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внима­тельно следить за развитием событий, драматурги зачастую при­бегают к выстраиванию интриги. Это позволяет им динамично и ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие раз­личные препятствия требуют от них принятия решений и сверше­ния всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ раз­вития действия произведения, сложная, запутанная цепочка собы­тий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу мо­жет специально выстраивать кто-либо из персонажей для дости­жения своих целей, или она становится результатом стечения слу­чайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержа­нию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов дей­ствия, которое оказывается шире интриги» (79, 106).