ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Таким образом, действие в драматургическом произведении - это процесс борьбы за достижение поставленной цели. И только при наличии определённых препятствий, которые требуют преодоления, возможно действие, возможно его развитие, а значит, возможно и развитие фабулы, и развитие сюжета.
Вместе с тем, конфликт не возникает на пустом месте. Его возникновению обязательно предшествует определённая драматическая ситуация, которая способствует назреванию драматической коллизии.
Коллизия, достигнув определённого накала в ходе развития событий, ставит героя перед выбором, вызывая у него необходимость принятия того или иного решения. И только когда герой принимает решение, которое противоречит обстоятельствам, коллизия перерождается в конфликт. Тогда и начинается процесс борьбы. Согласно рассуждениям Гегеля, которые приводит в своей книге «Искусство толкования» П.М. Ершов, «...действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую нападает. И вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция. ...Теперь противостоят друг другу в борьбе два вырванных из гармонии интереса, и они в своем взаимном противоречии необходимо требуют некого разрешения» (27, 33). Здесь речь идёт о контрдействии, которое, встав на пути сквозного действия, создаёт конфликт, в результате чего и происходит процесс борьбы - действие. Таким образом, можно сделать следующий вывод: нет драматической ситуации - нет контрдействия, нет контрдействия - нет конфликта, нет конфликта - нет драматургического действия. В основе любого драматического произведенрм, от античной трагедии до водевиля, заложен конфликт. Незыблемость этой первоосновы драматического искусства доказана не только усилиями целой плеяды теоретиков, от Аристотеля и Гегеля до Волькенштейна и Лоусона, но и результативным экспериментом, развернувшимся полвека назад, который заключался в попытке создать «бесконфликтную» драматургию. Этот эксперимент обогатил историю искусства уникальными данными: было экспериментально продемонстрировано, что «вместе с ликвидацией конфликта исчезает сама драматургия» (27, 3). «Конфликт - это ключевое слово драмы. Драма занимается действиями людей по отношению друг к другу, поэтому конфликт всегда оказывается в центре нашего внимания. Любую эмоциональную или интеллектуальную ценность в драме мы получаем только через конфликт персонажей (42, 113). «Борьба эта может быть самой разнообразной. Могут бороться противоборствующие группы людей, может бороться один человек против всех остальньпс, могут все бороться с кем-то или с чем-то, находящимся вне реальной досягаемости всех действующих лиц. Но в драме, пишет A.M. Пола-мишев, не может бьггь ни одного действующего лица, которое бы не принимало з^астия в борьбе. Каждое появляющееся действующее лицо, очевидно, необходимо автору только для того, чтобы оно, участвуя в конфликте, либо привлекло зрителя на свою сторону, либо, наоборот, оттолкнуло. И через создание этой борьбы автор незаметно для зрителя проводит свою идею» (49, 31).
О том, что все возникает через борьбу, известно еще со времен Гераклита. Однако, как утверждает П.М. Ершов, здесь важен не только процесс борьбы, но и «предмет борьбы - то, о чем идет речь в драматургическом произведении, то единое, чем фактически занимаются борющиеся стороны, хотя стремления и мотивы их различны. Материальная сторона предмета борьбы в драматургическом произведении ясна и конкретна, а идеальную сторону, являющую собой определённую ценность (историческую, художественную и др.), можно увидеть по-разному, расширяя чуть ли не безгранично. Конкретизируясь в материальном предмете, она в то же время неразрывно связана и даже равна с темой произведения и раскрывается в борьбе персонажей за конкретные предметы, поскольку предметы эти идеально значимы не только для действующих лиц, но и для зрителей. Поэтому тематическое богатство драматургического произведения зависит от того, насколько разносторонне, широко и обстоятельно раскрыта в борьбе идеальная сторона вполне конкретных предметов борьбы» (27, 28).
В связи с этим необходимо помнить, что за конкретным предметом борьбы, напрямую заявленным автором в драматургическом произведении, скрывается нечто более весомое, более значимое, выходящее за рамки бытового, обыденного, что поднимает и персонажей, и их поступки на иной уровень человеческих взаимоотношений и способствует выявлению их духовного и нравственного содержания, раскрьггию их жизненных ценностей. Вместе с тем, этот второй уровень, эта «идеальная заданность» драматургического произведения должна быть понятна и «читаться» воспринимающими её. Кроме того, эта «идеальная заданность художественного произведения обязательно предполагает эстетическое доверие и соучастие публики, ее прочувствованный отклик» (81,51). Так, посредством борьбы за конкретные предметы, которые вбирают в себя определённый смысл, определённое содержание, понятное и значимое для персонажей и зрителей в каждом драматургическом произведении, «складывается своя, особая многоуровневая система художественных конфликтов, в конечном счёте выражающая авторскую идейно-эстетическую концепцию» (79, 126). В связи с этим «создание борьбы, происходящей на глазах у зрителя и заставляющей зрителя принять участие в этой борьбе» (49,31) для драматического писателя является основным средством выражения своей идеи, как утверждает A.M. Поламишев.
Мы подошли к ещё одной важной характерной черте драмы, которая роднит её с другими произведениями литературы и искусства - её содержательности. Речь здесь идёт о наличии в драматургическом произведении его идейно-тематического единства.
Итак, что же собой представляет идейно-тематическое единство драматургического произведения? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим понятия «темы» и «идеи» в отдельности. Вот какое определение «темы» даёт в своём учебном пособии «Тайны искусства. Законы телевизионной драматургии как законы творчества» Дмитриев Л.А.: «Тема - сфера человеческой деятельности. Она определяет содержание драмы, в ней отражается система наших потребностей, интересов, установок, целей, идеалов и ценностей. Создают ценности мастера-профессионалы. И рождение потребностей, и создание ценностей, а уж тем более их потребление происходит в столкновениях, борьбе, конфликтах» (25, 9).
Известный кинорежиссёр Александр Митта считает, что «тема -это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донесли до зрителей, вырастив в их душах эмоции» (42, 325).
Тема - это экстракт всего самого важного, о чём мы рассказываем в произведении. Это история драматургического произведения в общечеловеческом аспекте. Необходимо подчеркнуть, что тема в драме всегда развивается в конфликте.
Что же представляет собой идея произведения?
Эстетический словарь даёт следующее определение «идеи»: «Идея художественная (от греч. Idea - представление) - воплощенная в произведении искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Идея составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из элементов художественного содержания. В идее художественной отражаются существенные закономерности действительности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника» (81, 100).
Идея художественная - главная мысль произведения искусства, его социальный, философский, нравственный смысл. Она передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его элементов и уровней. В связи с этим идею художественную невозможно исчерпывающе, адекватно перевести на язык научных понятий, критических суждений. Её нельзя воссоздать без «смыслового остатка» в других видах искусства. Идея художественная — это, в отличие от идеи научной, не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла произведения искусства в художественном образе. Как говорил Гегель, «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (81,100).
В художественном произведении тема и идея тесно взаимосвязаны. Идея передаётся через отражаемые в произведении явления действительности. Посредствам образного раскрытия темы автор приводит нас к идее, основной мысли произведения. Идея -это отношение автора к поднимаемым в произведении жизненным проблемам. «Драматический писатель, - утверждает А.Н. Островский, - менее всего сочинитель; он не сочиняет, что было, это делает жизнь, история, легенда; его главное дело — показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» (46, 235).
Известный драматург, теоретик Даниил Натанович Аль акцентирует наше внимание на ещё одной характерной особенности драматургического произведения: «Для драматургии, как свойство, обязательна современность. Можно сказать — что не современно, то на сцене и не художественно» (3, 11).
В связи с этим, утверждает Д.Н. Аль, «...для пьесы обязателен конфликт, основанный на современной проблематике». Кроме того, продолжает Д.Н. Аль: «...произведения драматургии должны обладать общественной значимостью» (3, 12).
Раскрывая отличительные особенности драматургии Д.Н. Аль обращает наше внимание на то, что драматургическое произведение, изображая определённые исторические события современности, создаёт образ конкретного социального конфликта. И происходит это посредством выстраивания взаимоотношений между действиями героев. «В драматургическом произведении, - говорит он, - конфликт выстраивается от начала до конца, как творение самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Исход изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от образа мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого масштаба, скажем, та же гражданская война, раскрывается в драматургическом произведении отражением в «капле воды» - в данном столкновении героев, за началом, ходом и исходом которого следит зритель» (3, 10). Эту мысль интересно, на наш взгляд, развивает известный кинорежиссёр А. Митта: «Драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между людьми. ...Всё должно быть доведено до конкретного столкновения живых людей» (42, 64). Так, например, для шекспировского Ромео проблема не социальная конфронтация двух кланов, а его любовь к Джульетте. Как стать её мужем? Для Гамлета- как наказать убийцу отца? Раневскую из чеховского «Вишнёвого сада» волнует не уход дворянства с социальной сцены России, а конкретные жизненные заботы. Как спастись от нищеты? Как устроить нормальную жизнь детей? Как помириться с негодяем-любовником? Все эти простые, жизненно ясные вопросы заявляются в драме сразу, с появлением персонажей драмы. Каждый из них предстаёт перед нами со своей проблемой. А это значит, появляется со своей драматической ситуацией. Далее происходит борьба в действиях на наших глазах. А это и есть то самое главное, что волнует зрителя. Это и есть драма.
«Драматическое напряжение в драме возникает между обыденностью и необычайностью, между естественностью и исключительностью, между заурядностью и экстраординарностью. ...Предельность, крайность являются ведущей формотворческой основой драматургии» (50, 73).
В отличие от прозы и поэзии, драматургическое произведение, утверждает Д.Н. Аль, «воздействует на воспринимающее сознание по принципам воздействия самой жизни, окружающей среды. Оно воздействует на ощущения, на рефлексы, на чувства зрителя. Произведение драматургическое убеждает зрителя сопереживанием» (3,14). На протяжении всего произведения драматургическое действие должно не только вызывать интерес воспринимающих его, но и подчинить своей власти не только их разум, но и чувства. «Драма - это искусство вызывать и развивать в зрителе эмоции» (42, 95). В связи с этим в драматургическом произведении автор «ставит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действиями защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться от голода и смерти, решать проблемы любви и секса... драма показывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из глубины души всё, на что способен человек», - пишет в своей книге «Кино: между адом и раем» Александр Митта (42, 59).
Таким образом, содержание драматургического произведения, его идеи, его нравственно - эстетические ценности зритель воспринимает только через действия и поступки его героев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драматурга потенциально должен содержаться тот эффект сопереживания, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент исполнения произведения» (3, 16).
Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих взаимоотношений и вызывают любопыгство зрителя, его интерес к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед выбором, когда им приходится принимать решения и совершать поступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главная задача её создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нужном им направлении, - будет достигнута.
Внутренней основой драматической структуры является категория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сердцевина любого драматургического произведения и любого внутреннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Митта. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть, чтобы двигаться дальше» (42,62). Чтобы вызвать сопереживание, удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внимательно следить за развитием событий, драматурги зачастую прибегают к выстраиванию интриги. Это позволяет им динамично и ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие различные препятствия требуют от них принятия решений и свершения всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ развития действия произведения, сложная, запутанная цепочка событий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу может специально выстраивать кто-либо из персонажей для достижения своих целей, или она становится результатом стечения случайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержанию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов действия, которое оказывается шире интриги» (79, 106).