ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 503
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Развивая мысль Аристотеля, А. Митта утверждает: «Тайна магического воздействия драмы конечно, в первую очередь относится к её способности вызывать катарсис - очищение через сопереживание страданию» (42, 104). Следовательно, можно сделать вывод о том, что наибольшее преимущество драма будет иметь тогда, когда она в ходе развития действия максимально использует возможность пробудить эмоции зрителя, вызвать сопереживание зрителя, довести его до вершины счастья, дарованного искусством, - катарсиса.
Однако, обращает наше внимание A.M. Поламишев, «если нравственная цель любой пьесы будет достигнута раньше завершения её действия, то вместе с этим будет исчерпан и смысл всего сюжета. Иными словами, если бы суть главного конфликта пьесы полностью раскрывалась 1де-то в середине пьесы, то «жизнь человеческого духа» всей пьесы была бы исчерпана в её середине; и уже к середине была бы достигнута и её нравственная цель. Аристотель настаивал на том, что катарсис является результатом, итогом действия всей пьесы. И вот почему для каждого драматического писателя, очевидно, необходимо построить свою пьесу так, чтобы интерес зрителей к событию на сцене не угасал до самого конца» (49, 42).
Вместе с тем, чтобы это произошло, необходимо учесть следующие условия, без соблюдения которых сопереживание при восприятии драматургического произведения, а вместе с ним и катарсиса, не возникнет:
узнаваемость происходящего, в смысле реальности самих человеческих отношений;
интерес зрителя к происходящему, основанный на острой современной проблематике и увлекательности;
- создание целостной картины, целостного образа события (3,17).
При этом, подчёркивает Д.Н. Аль, «создание целостного образа события является обязательным художественным требованием к произведению драматургии» (3, 18). Вместе с тем, чтобы достичь этой целостности, необходимо наличие трёх обязательных элементов. «Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где, почему и отчего возникло столкновение. Без этого оно не будет понятно. Надо показать развитие столкновения, его существо. И, наконец, надо показать, к чему это развитие привело» (3,17). Только такой подход к созданию драматургического произведения даст положительный результат, так как позволит создать целостность и завершённость драматургического действия, а значит, и создать целостный образ отображаемого события. Следовательно, необходимо помнить, что основой создания структуры драматургического произведения являются такие обязательные элементы, как начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы. А это значит, что возникший в начале борьбы конфликт обостряется от события к событию, а достигнув пика борьбы, разрешается. Что касается события, то это, как поясняет А. Митта, такая часть истории, в которой происходит «реально ощутимое изменение жизненной ситуации». Так, например, пошёл снег. Всё вокруг стало бело и красиво. Однако это ещё не событие. Но если снег занёс дороги и герой или героиня не могут ехать к цели - это событие. «Событие должно быть полно смысла, который выявляется через конфликт персонажей. Чем больше конфликт, тем важнее событие» (42, 157). Таким образом, событие - это факт, коренным образом меняющий ход развития действия. Определяющим качеством «события», которое отличает его от всех иных категорий драмы, «является его свойство быть конфликтным для всех действующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрезке времени», добавляет A.M. Поламишев (49, 25). Так, последовательно двигаясь от события к событию, создаётся максимальное напряжение в развитии истории драматургического произведения. И только тогда, когда действие выстраивается от начала до конца как цепочка событий, мы получаем осмысленную историю произведения и достигаем полного эмоционального контакта со зрителями. Б. Костелянец, рассматривая структуру действия в драме, замечает: «Драматическое событие или цепь событий - результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения обстоятельств, случайностей и сил неподвластных человеку сил» (33, 25). A.M. Поламишев, развивая этот взгляд на событие как «событность», как на совместное бытие, добавляет, что «в конфликте могут участвовать и место действия, и предметы, и явления природы, и время суток...» (49, 47).
Таким образом, конструкция драматического произведения представляет собой последовательную цепь событий. И если этот логический ряд событий, инициируемый развитием основного конфликта, будет нарушен, то конструкция драматургического 'роения подвергнется деформации.
Событийный ряд пьесы Г. Товстоногов предложил членить на пять узловых событий: исходное, основное, центральное, финальное и заключительное - главное» (45, 91). Эти события и составляют основу драматургического произведения. И, прежде всего, фабулу пьесы.
Таким образом, мы подошли к рассмотрению важных компонентов драмы - фабулы и сюжета, так как именно они помогают нам отчётливо и полно представить картину разворачивающихся в драматургическом произведении жизненных противоречий. Именно через сюжет автор передаёт своё понимание и оценку изображаемого конфликта, свои взгляды на поднимаемые жизненные проблемы. При помощи сюжета драматург раскрывает перед нами характер взаимоотношений действующих лиц, этапы и пути формирования их характеров, даёт возможность понять их различные черты и свойства. По определению М. Горького, сюжет - это «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - история роста и организации того или иного характера, типа» (24,668). Как известно, сюжет в драматургическом произведении тесно связан с фабулой. Так, П.М. Ершов в своей книге «Технология актёрского искусства» убеждает нас в том, что сюжет пьесы - «это основа, опора, каркас логики действий каждого её образа» (28, 254). И здесь же поясняет, что «для того, чтобы изучить и понять сюжет, то есть понять его во всех подробностях, необходимо изучить фабулу, так как в сюжете пьесы тема, идея, образы, жанр и язык слиты с фабулой и представляют одно неразрывное целое» (28, 253).
Фабула в переводе с латинского значит «рассказ». Рассказ о случае, происшествии, истории, которые легли в основу драмы и о которых можно рассказать. Фабула отвечает на вопрос: «А что случилось, что произошло в произведении?» Фабула - это логика и последовательность действий, а значит, логика и последовательность развития конфликта. Согласно К.С. Станиславскому, фабула - это сквозное действие. «А действие и есть драма» (25, 55).
Полное и глубокое понимание сюжета и фабулы даёт «Энциклопедический словарь юного литературоведа», в котором подчёркивается, что оба эти понятия обозначают совокупность событий художественного произведения, однако правильнее говорить о сюжете и фабуле как разных сторонах одного и того же явления, так как именно такой подход поможет выявить не только внешнюю сторону событий, развивающихся в художественных произведениях, но и их глубокий смысл.
«Фабула — это то, что поддается пересказу. Когда телевизионный диктор кратко излагает нам события предыдущих серий фильма, он пересказывает именно фабулу, о сюжете же мы получим представление, только увидев эти серии на экране. Фабула оперного спектакля содержится в его либретто, помещаемом в театральной программке. Новеллисты эпохи Возрождения (например, Дж. Боккаччо в «Декамероне») помещали перед каждой новеллой развернутый заголовок с пересказом фабулы. Изначальный смысл слова «фабула» - «басня», «сказка», «история», «предание». Читая произведение в первый раз, мы с особенной остротой воспринимаем его общую фабульную схему, служащую нам своеобразным путеводителем в художественном мире рассказа, повести, романа или драмы.
Когда же мы перечитываем произведение, обдумываем его смысл, осваиваем все богатство событий и отношений, в нашем сознании выстраивается представление о сюжете. «Сюжет» означает «предмет», т.е. то, для чего написано произведение. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели» (79, 330).
Иногда бывает так, что события в произведении выстроены не в той последовательности, в которой они развиваются. Например, как это происходит в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где мы наблюдаем несовпадения фабулы и сюжета. Если бы события в романе были выстроены в фабульной последовательности, то главы произведения разместились бы в таком порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Однако, как известно, Лермонтов выстроил сюжет романа в иной последовательности, что помогло нам разобраться во внутренних причинах поведения главного героя. Следовательно «фабула - это то, «что было на самом деле», сюжет - то, «как узнал об этом читатель» (Б.В. Томашевский).
Зачастую сюжет произведения представляет собой художественную обработку фабульного материала. В этом случае автор имеет дело с готовой фабулой. Такое происходит в двух случаях: когда произведение основано на действительных фактах и когда фабула, созданная одним автором, вырастает в качественно новый сюжет под пером другого автора. Так, сюжет повести «Дубровский» строился на основе доподлинной истории дворянина Островского, которую рассказал А.С. Пушкину его друг П.В. Нащокин. В свою очередь, анекдотическая история о мелком чиновнике, принятом за «важного человека», предшествовала в ряде произведений гоголевскому «Ревизору» (например, комедия Г.Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе»), однако только у Н.В. Гоголя она приобрела «глубоко социальную сюжетную трактовку». Художественный смысл произведения раскрывается здесь не столько в самой фабуле, сколько в способе ее творческого преобразования, углубления автором.
А.П. Чехов писал своему брату: «Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать». Здесь он имел в виду, что важна не внешняя выразительность события, а его новое художественное освещение.
Таким образом, из вышесказанного мы видим, что фабула - основа сюжета. И начало творческого процесса по созданию драматургического произведения происходит следующим образам: «Из действительной жизни извлекается сначала фабула - сюжетная основа, сюжетная схема будущей пьесы, которая сама по себе уже представляет интерес и содержит в себе нечто поучительное. ...Тот или иной частный случай, имеющий особую общую значимость, случай характерный, типический. Но значительность его в голой фабуле многозначна, - её можно растолковать, объяснить и так и иначе. Поэтому сюжетный каркас пьесы - это ещё только зародыш, её схема. Это возможность пьесы, которая может быть, а может и не быть реализована и которая может быть реализована по-разному» (28, 281).
Таким образом, одно и то же фабульное событие может приобрести совершенно разные сюжетные смыслы в зависимости от того, как, какими словами оно будет рассказано нам автором. Сюжет прочно связан со стилем произведения и с общими законами построения художественного мира. В связи с этим он постигается нами только через авторское слово, в то время как фабулу мы можем понять по краткому пересказу. Вместе с тем, Л.А. Дмитриев обращает наше внимание на то, что в драматургическом произведении «спираль фабулы всегда, как минимум, двойная. Ведь фабула - это результат взаимодействия, а в драме, по меньшей мере, два участника конфликта. У действий и поступков каждого своя фабула» (25,61).
Разрабатывая сюжет на основе фабульной схемы, автор наполняет её определённым содержанием, ограничивает её многозначность, конкретизируя её в сюжете, и таким путём выражает определённую идею и определённый круг мыслей. Однако воплотить в произведении «он может лишь то, что, во-первых, можно уместить в пьесу и что, во-вторых, поддаётся передаче через прямую речь героев. Поэтому в массе увиденного им многое остаётся подразумеваемым, но не выраженным; и далее - выраженными оказываются преимущественно и в первую очередь мысли, высказываемые действующими лицами, согласно природе и назначения слова» (28, 282).
В процессе восприятия художественного произведения, понимая суть фабулы и сюжета, мы получаем возможность не просто следить за развивающимися в нём событиями, но и вникаем в их смысл, глубоко переживаем их, проникаясь авторской мыслью и авторским настроением.
Важное место в создании целостности драматургического произведения принадлежит композиции.
Композиция (от лат compositio—«расстановка», «составление») присуща всем видам искусств. Составление, сложение, соединение частей в единое целое в определённом порядке составляют определённую форму. В Большой советской энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие. «Композиция - важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, (соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, Причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. ...Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» (8, 593).
Таким образом, композиция позволяет автору произведения искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное, добиться максимальной выразительности содержания и формы в образном единстве. Структурность художественного произведения—это отражение закономерностей окружающего мира, или, говоря словами С. Эйзейнштейна, художественная структура -«сколок со структуры тех закономерностей общего движения и развития, по которым, сменяя геологические эры и исторические эпохи и следующие друг за другом социальные системы, движутся и космос, и история, и развитие человеческого общества» (76, 203). Основными законами композиции являются: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Так, закон цельности позволяет нам воспринимать произведение искусства как единое неделимое целое. Главная черта закона цельности - неделимость композиции. Неделимость закладывается в композиции через нахождение автором так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное», - писал известный художник В.А. Фаворский.