ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
Опорные понятия по Риторике
Зарубежная риторика
Русская риторика
Род речи
Вид речи
Жанр речи
Тип речи
Стиль речи
Этика речи
Звучание речи
Композиция речи
Методы изложения речи
Риторические фигуры (топы)
Доказательство в речи
Опровержение в речи
Риторические методы аргументации
Жест в речи
Дискуссия
Полемика
Слушание как средство общения
Аудитория
Оратор
Список литературы Основная
Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993.
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1994.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2004.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
Киселев Е.А. Основы общей риторики. М., 2004.
Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2003.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002.
Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.
Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.
Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
Хазагеров Т.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека.М., 2001.
Для дополнительных и углубленных занятий
Аверьянов Н. Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1992.
Атватер И. Я. Я вас слушаю. М., 1987.
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М., 1999.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. - М., 1997.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность людей, выступая публично. М., 1989.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.
Марченко О. М. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
Об ораторском искусстве. М., 1973.
Ораторское искусства лектора. М., 1986.
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.
Сивкова 3. В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.
Сидельникова Т. Т. Спор! Спор? Спор... Казань, 1992.
Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
Стешов А. В. Как победить в споре. Л., 1991.
Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов. Спорные истины: В 2 т. Висагинас, 2000.
Ораторское искусство в древнем мире
Ораторское искусство знали еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако настоящая его история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями, стало действительно орудием социального прогресса и развития рабовладельческой демократии.
Первые упоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одиссее», величественных творениях Гомера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. Однако «золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончания греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие политической борьбы. От ее участников, желавших влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ. Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих греческих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия - риторика.
Появилась и профессия ритора - учителя красноречия. Первыми учителями красноречия были софисты - странствующие «учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительной истине. По мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.
Против учения об относительной истине выступили Сократ (469-399 гг. до н. э.) и особенно его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), который риторике софистов противопоставил доступное только философу знание. Сократ был первым, кто познал «человеческую ценность» общения между людьми, превратив беседу в подлинное искусство. В «сократических» беседах Сократа вместо учителя и учеников есть беседующие, для которых нет ничего важнее, чем пробиться к истине. Признается лишь один судья - старшинство мысли.
Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен. (384-311 гг. до н. э.). Как свидетельствуют современники, первую речь Демосфена публика встретила градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не нравились темпераментным афинянам. Но в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Неустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. Древний писатель Плутарх вспоминает: «Неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читал на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых, подъемах...». Чтобы избавиться от непроизвольного подергивания плеч, он вешал над собой острое копье, которое причиняло ему боль при любом неосторожном движении. Настойчивость и энергия победили. Демосфен одолел физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал величайшим политическим оратором.
Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. Причем, конечно, совсем необязательно пользоваться «методикой» Демосфена хотя последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. Так, в начале нашего века на берегу шумной кавказской речки Рион произносил речи, набрав камней в рот, 12-летний подростка. Его звали В. Маяковский.
Оратор и крупный политический деятель Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачая бездеятельность и продажность афинских правителей, и пытался сплотить государства - карлики для совместной борьбы с врагом. Его пламенная речь была результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знание психологии слушателей. Демосфен гармонически сочетал совершенство ораторского мастерства со страстью борца, убежденного в правоте своего дела. «Не слово и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», - утверждал он.
Итог древнегреческого периода в развитии ораторского мастерства подвел в своих работах величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Важнейший его труд по теории красноречия - «Риторика», написанный около 330 г. до н. э., представляет первую подлинную научную разработку ораторского искусства. (Античные риторики. М., Изд-во МГУ). Если до Аристотеля все теоретики красноречия ограничивались почти исключительно перечнем приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности, определив риторику, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».На протяжении многих столетий теоретики красноречия придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая в той или иной степени.
С установлением македонского владычества вместе с гибелью политической свободы в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него в новом обществе уже не было места как для средства политической борьбы. Сохранило свое значение лишь парадное красноречие. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему было суждено возродиться и пережить второй «золотой век» в Римской рабовладельческой республике примерно со второго века до н. э., благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны.
Перенесение ораторского искусства на новую ночву не было чисто механическим. Здесь оно было качественно преобразовано, творчески развито, приведено в соответствие с национальными особенностями и требованиями исторического момента. Специфика жизни и государственного строя Римской республики выдвинули на первый план судебно-политическое красноречие. Именно в нем римские ораторы достигали наибольших успехов.
Гай Гракх, политический деятель, был первым в Древнем Риме, кто в буквальном смысле повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Встав лицом к народу, Гай Гракх показал, что ищет у него поддержки, правосудия, признает его силу, считает его мнение решающим. Многие римские ораторы стали обращаться к своим слушателям, изучать их психологию, интересы, вкусы. Отныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории.
Выдающейся личностью республиканского Рима был видный государственный и политический деятель, философ и литератор Марк Туллий Цицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блестящий оратор. Будучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, совершено необходимое в деле управления государством и, следовательно, им должен владеть каждый, вступающий на поприще общественной деятельности.
В знаменитых трактатах по ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор» (М., Наука, 1972) Цицерон рисует образ «идеального оратора» - убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. В ораторском искусстве Цицерон особенно выделял глубину содержания, что не означало, однако, отрицания или принижения роли формы изложения. «Мудрость в содержании, - писал он, - без красноречия мало приносит пользы государству, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы».
Перед оратором им ставились три основные задачи: доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.
Цицерон: «Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей. В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество людей отличившихся в любой отрасли знаний не мелких а, можно сказать, наиважнейших... И это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Античность оценила заслуги Цицерона: еще при жизни его называли отцом латинского красноречия и литературы. Огромный интерес к риторике Цицерона проявила эпоха Возрождения. Великая французская буржуазная революция 18 века воскресила Цицерона как политического оратора. Высоко его ценил великий ученый М. В. Ломоносов. Определенное влияние оказал Цицерон и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.
В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил другой величайший оратор - Марк Фабий Квинтилиан (30-96 гг. до н. э.). Как некогда в Древней Греции, ораторское искусство и здесь стало быстро терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан был одним из тех, кто пытался противостоять этому. Он выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг - настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Но Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.
Но вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства.
Традиции Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры. Средневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составлять собственные речи. Его задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. Центром ораторской деятельности становится проповедь. В церковной проповеди на первое место выступают формы, внешняя красивость и напыщенность, усиленно подкрепляемые музыкальными, световыми и другими эффектами. Главным принципом церковного проповедования становятся не убеждение, а внушение.
Нельзя, однако, недооценивать огромной роли церковной проповеди в средние века. Церковь и, в частности, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействия на людей. Наиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповедях крупный идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах Фома Аквинский (13 век), учение которого и поныне является официальной философией Ватикана.
Зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистических отношений подтачивало и разрушало экономические устои, а также всю основанную на них систему идеологических и культурных взглядов средневековья.