Файл: Г.М. Гринфельд ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ уч. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ОсновНые понятия и определения теории автоматического управления

1.1. Краткие сведения по истории развития систем автоматического управления

1.2. Обобщенная структурная схема сау

1.2. Классификация сaу

2. Математическое описание линейных сау

2.1. Составление и линеаризация дифференциальных уравнений сау

2.2. Основные свойства преобразования Лапласа. Операторные уравнения сау. Передаточные функции линейных звеньев и систем

Основные свойства (теоремы) преобразования Лапласа

Изображения по Ла­пласу типовых сигналов

2.3. Временные и частотные характеристики звеньев и систем

2.4. Элементарные звенья систем автоматического управления

Пропорциональное (усилительное, безинерционное, масштабирующее) звено

Интегрирующее звено

Идеальное дифференцирующее звено

Апериодическое звено первого порядка

Реальное дифференцирующее звено

Инерционное звено второго порядка

Звено чистого запаздыва­ния

Интегро-дифференцирующее звено

Пропорционально-интегральный регулятор (пи-регулятор)

2.5. Неминимально-фазовые звенья

2.6. Эквивалентные преобразования структурных схем линейных сау

2.7. Передаточные функции многоконтурных систем

Вопросы для самопроверки

3. Анализ устойчивости линейныхсау

3.1.Понятие устойчивости линейных систем

3.2.Алгебраический критерий устойчивости Гурвица

3.3.Частотные критерии устойчивости Михайлова и Найквиста

3.4.Запасы устойчивости

3.5.Оценка устойчивости по логарифмическим амплитудно- и фазо-частотным характеристикам

3.6.Устойчивость систем с запаздыванием

Вопросы для самопроверки

4. Качество динамических характеристик сау

4.1. Показатели качества процесса регулирования

4.2. Частотные критерии качества

4.3. Корневые критерии качества

4.4. Интегральные критерии качества

Вопросы для самопроверки

5. Оценка точности сАу

5.1. Стационарные режимы сау. Передаточные функции статических и астатических систем

5.2. Коэффициенты ошибки системы

5.3. Системы комбинированного управления

Вопросы для самопроверки

6. Анализ сау в пространстве состояния

6.1. Основные положения метода переменных состояния

6.2. Способы построения схем переменных состояния

Метод прямого программирования

Метод параллельного программирования

Метод последовательного программирования

6.3. Решение уравнений состояния линейных стационарных сау. Вычисление фундаментальной матрицы

Вопросы для самопроверки

7. Коррекция линейных сАу

7.1. Цели и виды коррекции

Последовательные корректирующие звенья

Параллельные корректирующие звенья

7.2. Частотный метод синтеза корректирующих устройств

Построение лах в низкочастотном диапазоне

Построение лах в среднечастотном диапазоне

Зависимость колебательности от значений hи h1

Построение лах в высокочастотном диапазоне

7.3. Последовательные корректирующие устройства

7.4. Параллельные корректирующие устройства

7.5. Техническая реализация корректирующих звеньев

Пассивные четырехполюсники постоянного тока

Пассивные корректирующие четырехполюсники

Активные корректирующие звенья

Активные четырехполюсники постоянного тока

Вопросы для самопроверки

8. Нелинейные системы автоматического управления

8.1. Особенности нелинейных систем и методы их анализа

8.2. Исследование нелинейных систем на фазовой плоскости

8.3. Метод гармонической линеаризации нелинейных звеньев

Коэффициенты гармонической линеаризации типовых нелинейностей

8.5. Методы определения параметров автоколебаний

Вопросы для самопроверки

Курсовая работа

Задание для расчета линейной caу

Варианты задания для расчета линейной сау

Варианты передаточных функций линейной сау

Задание для расчета нелинейной сау

Варианты задания для расчета нелинейной сау

Варианты структурных схем нелинейных систем Варианты статических характеристик нелинейного элемента

Экзаменационные вопросы

Литература

5.2. Коэффициенты ошибки системы

Разложим передаточную функцию по ошибке в ряд по возрастающим степеням p:

Тогда – изображение ошибки может быть записано в виде:

,

следовательно,

.

Коэффициенты называютсякоэффициентами ошибки: - коэффициент ошибки по положению;- коэффициент ошибки по скорости;- коэффициент ошибки по ускорению.

Если с достаточной точностью входной сигнал (t) можно представить в виде:

,

то в разложении передаточной функции следует ограничиться конечным числом членов.

Значения коэффициентов ошибки можно вычислить различными способами, например, используя следующие выражения:

| p = 0; | p = 0; | p = 0 и т.д.

В статической системе ; в астатической системе с астатизмом первого порядка; в астатической системе с астатизмом второго порядка.

5.3. Системы комбинированного управления

Использование принципа комбинированного управления, наряду с отмеченными подходами, позволяет повысить точность САУ. В системах, построенных по этому принципу, управляющее воздействие на объект управления зависит как от ошибки регулирования, так от внешнего воздействия.


Теоретиче­ски в системах с комбинированным управлением величину установившейся ошибки можно свести к нулю при произвольном внешнем воздействии. Это свойство называется инвариантностью системы по отношению к внешнему воздействию. Поскольку внешним воздействием на систему может быть как управляющий, так и возмущающий сигнал, различают системы инвариантные по управлению и по возмущению.

Передаточная функция системы комбинированного управления по управляющему воздействию (рис. 5.3):

Ф(р) = . (5.3)

Передаточная функция этой системы без учета канала комбинированного управления (полагая Wк(р) = 0):

ФбезКУ(р) = . (5.4)

Характеристические полиномы передаточных функций (5.3) и (5.4) совпадают, на основании чего можно сделать заключение о совпадении их полюсов. Следовательно, введение канала комбинированного управления, в отличие от рассмотренных методов, не влияет на устойчивость системы.

Передаточная функция системы комбинированного управления по ошибке:

. (5.5)

Очевидно, что в том случае, когда передаточная функции канала комбинированного управления равна:

, (5.6)

передаточная функция (5.5), а следовательно, и ошибка регулирования в системе при лю­бой форме управляющего воздействия будет равняется нулю. Такая инвариантность называется абсолютной (полной).

Рассмотрим в качестве примера систему комбинированного управления по управляющему воздействию (см. рис. 5.3), в которой

и .

Передаточная функция такой системы по ошибке равна:

. (5.7)

Рассматриваемая система – астатическая с астатизмом первого порядка.


Передаточная функция канала комбинированного управления для обеспечения полной инвариантности согласно выражению (5.6) должна быть равна:

(5.8)

где

Изображение по Лапласу сигнала на выходе звена с передаточной функциейравно:

,

и с учетом выражения (5.8) изображение сигнала в канале комбинированного управления равно:

а соответствующий ему оригинал:

Следовательно, сигнал, подаваемый в систему по каналу комбинированного управления, равен сумме двух составляющих, пропорциональных производным управляющего сигнала по времени, соответственно первого и второй порядка. Порядок передаточной функции может быть гораздо выше второго, что приведет к необходимости многократного дифференцирования управляющего сигнала.

Практическое использование принципа комбинированного управления ограничено тем, что в реальных технических САУ на полезные сигналы накладываются высокочастотные помехи. При этом выполнение операции дифференцирования приводит к увеличению уровня помех, возрастающего по мере увеличения порядка производной. Понизив порядок старшей производной до значения, приемлемого по соображениям помехоустойчивости, можно обеспечить частичную инвариантность систе­мы, что позволяет существенно уменьшить ошибку системы регулирования.

Если в рассмотренном примере ограничиться только первой производной управляющего воздействия, т.е. подавать в систему по каналу комбинированного управления сигнал

,


получим, что . При этом, в соответствии с выражением(5.5), передаточная функция системы по ошибке будет равна:

. (5.9)

На основании сравнения выражений (5.7) и (5.9) можно сделать заключение, что порядок астатизма системы увеличился с первого до второго без снижения ее устойчивости.

Передаточная функция по ошибкесистемы комбинированного управления по возмущению (рис. 5.4) имеет вид:

Фх(р) = . (5.10)

С целью обеспечения абсолютной инвариантности по возмущению передаточная функция звена в канале комбинированного управления должна быть равной:

. (5.11)

И в этом случае на практике ограничиваются частичной инвари­антностью, если точное удовлетворение условию вызы­вает технические трудности.

При обеспечении инвариантности по возмущению особая трудность заключается в том, что возмущаю­щие воздействия в отличие от задающих да­леко не всегда можно подать на вход . Действи­тельно, для этого нужно уметь измерять, что невсегда возможно или технически трудно реализуемо (например, усилие резания при металлообработке, величина ветровой нагрузки, действу­ющей на самолет при автоматическом регулировании курса). Существуют косвенные методы измерения, которые широко используются на практике.


Вопросы для самопроверки

  1. По каким характеристикам САУ может быть осуществлена их классификация на статические и астатические?

  2. Укажите, как определить порядок астатизма системы по ; поФх(р); по значениям коэффициентов ошибки.

  3. Чему равна ошибка по скорости в астатической системе с астатизмом второго порядка?

  4. Назовите основные методы, обеспечивающие повышение точности САУ.

  5. Как влияет использование комбинированного управления на устойчивость САУ?

  6. С чем связано ограничение, обусловливающее невозможность достижения абсолютной инвариантности системы?

6. Анализ сау в пространстве состояния

6.1. Основные положения метода переменных состояния

Рассмотрим основные положения ме­тода переменных состояния и его применение для анализа САУ. С математической точки зрения это предполагает ис­пользование методов матричного исчисления и векторного анализа. Подход, основанный на поня­тии переменных состояния системы, особенно удобен для описания многосвязных или нестационарных линейных систем, а также нелинейных систем, исследование которых с помощью методов, базирующихся на использовании передаточных функций и частотных характеристик САУ, часто бывает затруднительным. Использование математического аппарата теории матриц и матрич­ных уравнений позволяет получить основные зависимости в компактном виде, удобном для исследования систем на ЦВМ.

Основное положение метода переменных состояния заключается в следующем. Для полного математического описания динамической системы -го порядка необходимо ввести в рассмотрениенезависимых переменных состояния системы. Эти переменные должны быть выбраны так, чтобы, зная начальное состояние системыв моментt = t0, можно было бы при известных на интервале t0tt1 входных воздействиях , определить состояниев момент времени.