Файл: Корпоративные стратегии (Сущность стратегического менеджмента).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
1.1. Сущность стратегического менеджмента
1.2. Понятие стратегии. Корпоративные стратегии и их основные элементы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Общая характеристика ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.3. Изучение системы стратегического управления в организации
3.1. Разработка корпоративной стратегии организации
3.2. Совершенствование товарной, ассортиментной и коммерческой стратегии отдела
3.3. Разработка маркетингового обеспечения реализации корпоративной стратегии
ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» учреждено в связи с действующим законодательством РФ, было образовано в 2000 году в соответствии с договором о его создании, зарегистрированного постановлением. Администрации г. Екатеринбурга за № 1945 от 15.06.2000 года.
ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» является юридическим лицом, которое действует на основании законодательства РФ, Гражданского кодекса РФ и другой нормативно-правовой документации, а также Устава общества и договора о создании общества.
Основными целями деятельности данного предприятия согласно Устава является обеспечение жителей города и области товарами и услугами широкого потребления, а также извлечение прибыли.
Для реализации поставленных целей ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» согласно Учредительным документам имеет право:
А) Совершать как в России, так и за её пределами коммерческие и другие сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе: кредитные, залоговые, вексельные с российскими и зарубежными предприятиями, фирмами и организациями, а также с физическими лицами;
Б) Продавать, передавать с баланса на баланс, обменивать, предоставлять бесплатно или в займы (с уплатой процентов, за пользование заемными средствами) основные фонды, оборотные средства и иное имущество юридическим и физическим лицам:
В) Организовывать коммерческую деятельность, связанную с деятельностью торгового предприятия по осуществлению мелкооптовых и розничных торговых операций связанных с обслуживанием населения и удовлетворения их потребностей в детских товарах широкого назначения.
Магазин «Оранжевый слон» действует на базе торгового комплекса «Дирижабль» - 620199 Россия, г. Екатеринбург, ул. Шварца, 17.
Магазин расположен в центре города в массиве различных торговых предприятий и обслуживающих различные слои населения. Магазин имеет очень удобное расположение на пересечении основных автомобильных и пешеходных дорог. Это обеспечивает ему большое количество покупателей, которые движутся по покупательским патокам расположенных на соседних к магазину улицах.
В магазине сформирован потребительский комплекс «Товары для детей», которые включают в себя следующие микрокомплексы:
- Одежда и обувь детская;
- Детские канцтовары;
- Слинги, рюкзаки, сумки;
- Игрушки и игры;
- Косметические и гигиенические средства и т. п.
Также в магазине сформирован торговый комплекс детских канцтоваров:
- Масса для лепки
- Шариковый пластилин
- Плавающий пластилин
- Тесто для лепки
- Витражные краски и наборы витражных красок
- Витражи
- Краски "Декор"
- Краски для ткани, мелки для ткани
- Краски для ванной
- Пальчиковые краски
- Объемные краски PUFFY
- Наборы для росписи по керамике
- Краски "Три-в-одном"
- Краски акриловые и наборы из них
- Детский грим
- Творчество из фетра
- Клей-карандаш
- Рекламная продукция
- Торговое оборудование.
Вся хозяйственная коммерческая и маркетинговая деятельность нашего предприятия в целом и нашего отдела в частности (отдел – Детские канцтовары) осуществляется в рамках организационной структуры, которая имеет следующий вид (рис. 2.1, Приложение 4)
Во главе нашего магазина стоит директор, которому напрямую подчинен один заместитель директора. Данный руководитель выполняет все функции связанные с организацией коммерческой деятельности магазина и осуществления договорных отношений с поставщиками нашего предприятия. В свою очередь данному руководителю подчинены два основных отдела: коммерческий и торговый.
Директор магазина в системе управления выполняет функцию координатора работ различных служб и осуществляет общее руководство деятельностью всего магазина в целом и отдела «Детские канцтовары» в частности.
В коммерческом отделе работают 4 человек (начальник отдела, экономист, менеджер - 1 человека, товаровед – 1 человек). Данные сотрудники обеспечивают решение вопросов, связанных с осуществлением договорных отношений с поставщиками нашего магазина. В функции данного отдела входят также решение всех вопросов, связанных с:
- организации обеспечения магазина товарами;
- организация хозяйственных отношений с поставщиками продукцией;
- решение всех вопросов, связанных заключением договоров купли - продажи и поставок, а также организация их выполнения и т. п.
В свою очередь, данному отделу подчинен транспортно-экспедиционный отдел и складские службы (данные функции выполняют отдельные работники).
Согласно Положению о торговом отделе, основные задачи и функции данного структурного подразделения заключаются в организации торгово-технологического процесса в магазине, а также организации обслуживания покупателей и налаживания повседневной торговой деятельности магазина, а также решение всех вопросов, связанных с осуществлением розничной торговли в торговых секциях.
Существенным недостатком в деятельности торговых секций являются то, что они имеют функциональную подчиненность, как торговому, так и коммерческому отделу, а также остальным руководящим работникам предприятия. В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регулирующие деятельность отдельных секций, все это в совокупности значительно затрудняет работу торговых подразделений, так как нарушает принципы функционирования организационных структур.
В дальнейшем данная система управления должна быть реструктуризирована.
Как видно из данной структуры она относится к комбинированному типу и сочетает в себе элементы как линейной оргструктуры, так и функциональной. В этой же структуре присутствует и элементы штабной организационной структуры, в виде юриста, который выполняет консультативную роль.
В то же время в описанной выше структуре существует несколько явных недостатков, которые затрудняют деятельность не только отдела «Детские канцтовары», но и всего предприятия в целом. Прежде всего, за отделом установлен двойной контроль, как со стороны руководства, так и коммерческого отдела. Более того, финансовая отчетность и движение финансовых имматериальных средств контролирует также бухгалтерия, что значительно затрудняет систему отчетности руководителя данного отдела.
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
За последние три года динамика товарооборота нашего предприятия имела следующий вид (Рис 2.2.):
Рис. 2.2. Динамика товарооборота отдела, в.т.р.
Основные показатели деятельности отдела за 2019 год по сравнению с базовым представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Формирование результатов хозяйственной деятельности отдела предприятия розничной торговли
Показатель |
Базисный Период (2017 год) |
Отчетный Период (2019 год) |
Прирост (+) или уменьшение (-) |
Темп роста, % |
Розничный товарооборот, руб. |
6850000 |
8052000 |
1202000 |
117,5 |
Валовой доход Уровень валового дохода |
2397500 35 |
3381840 42 |
984340 7 |
141,05 120 |
Издержки обращения: сумма, руб. Уровень И.О. |
1233000 18 |
1127280 14 |
-105720 -4 |
91,4 77,7 |
Прибыль от реализации, руб. |
1164500 |
2254560 |
1090060 |
193,6 |
Рентабельность по реализации, % к товарообороту |
17 |
28 |
11 |
164,7 |
Проценты к получению, руб. |
- |
- |
||
Проценты к уплате, руб. |
- |
- |
||
Доходы от участия в других организациях, руб. |
- |
- |
||
Прочие операционные доходы, руб. |
18000 |
150000 |
132000 |
833 |
Прочие операционные расходы, руб. |
10000 |
7000 |
-3000 |
70 |
Внереализационные доходы, руб. |
31000 |
50000 |
19000 |
161,3 |
Внереализационные расходы, руб. |
- |
- |
||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1203500 |
2312560 |
1109060 |
192,1 |
Налог на прибыль, обязательные платежи, руб. |
361050 |
693768 |
602718 |
192,1 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, руб. |
842450 |
1618792 |
776342 |
192,1 |
Чрезвычайные доходы, руб. |
- |
- |
||
Чрезвычайные расходы, руб. |
- |
- |
||
Чистая прибыль (убыток), руб. |
842450 |
1618792 |
776342 |
191,1 |
Рентабельность по чистой прибыли, % к обороту |
12,29 |
20,10 |
7,81 |
163,5 |
Для того чтобы получить представление об основных индикаторных показателях деятельности отдела в 2018 году необходимо присчитать точку безубыточности и запас финансовой устойчивости.
Точка безубыточности находится как отношение постоянных издержек обращения к уровню валового дохода от реализации товаров равного минус уровень переменных издержек к товарообороту который в отчётном периоде составлял (данные о величине постоянных и переменных издержек предоставлены бухгалтерией магазина).
ТБУ = (ИОпост. / УВД вд – У ИО пер) * 100
УВД = (3381840 / 8052000) * 100 = 42%
УИО пер = (307280/8052000) * 100 = 3,8%
Таким образом, объем реализации товаров, обеспечивающий точки достижения безубыточности составит:
Т/ОБТб= = 2146596,8 руб.
Отдел «Детские канцтовары» обладает большим запасом финансовой прочности, поскольку все расходы полностью перекрываются валовым доходом.
Для того чтобы более детально оценить экономические показатели, деятельности магазина в отчетном периоде необходимо осуществить анализ основных индикаторов финансовой устойчивости отчетного периода. Для этого необходимо прежде всего определить порок рентабельности, который определяется как отношение постоянных затрат в себестоимости реализуемой продукции (820000 р. ) к доле маржинального дохода в выручке 72,11 % ( (1618792 + 820000)/ 3381840) *100.
Порог рентабельности = 820000 * 72,11 /100 = 591302 руб.
Таким образом, зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой устойчивости, который составляет:
ЗФУ = (Выручка – Порог рентабельности / Выручка) *100
ЗФУ = ((8052000 - 591302) / 8052000) * 100 = 92,6 %
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что магазин обладает очень высокой финансовой устойчивостью, которая определяется высоким товарооборотом (8052000 руб.) относительно высокой торговой надбавкой (42%) и относительно невысоким уровнем издержек обращения (14%) которые в отчётный период сократились на 4 %.
Основываясь на вышеопределенных данных, возможно, рассчитать основные финансовые показатели деятельности магазина (данные представлены бухгалтерией), которые представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Расчет порога рентабельности запаса финансовой
устойчивости отдела
Показатель |
Отчетный период |
Валовой доход от реализации продукции, руб. |
3381840 |
Прибыль, руб. |
1618792 |
Полная себестоимость реализованной продукции, руб. |
5340400 |
Сумма постоянных затрат, руб. |
820000 |
Сумма переменных затрат, руб. |
307280 |
Сумма маржинального дохода, руб. |
2438792 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
72,11 |
Порог рентабельности, руб. |
591302 |
Запас финансовой устойчивости: руб. % |
3131583,84 92,6 |
Важным показателем является определение показателей деловой активности и рентабельности. Как видно из таблицы 2.2. в отчетном периоде рентабельность оборота составила 20,10%. Произошел рост рентабельности прибыли к обороту в размере 163,5 %.
Важное место в деятельности предприятия принадлежит техническим средствам. Поэтому особое внимание необходимо уделить анализу технического состояния основных средств. В настоящее время степень износа зданий и сооружений, в которых расположен магазин, составляет в среднем 60%. Это определяется, прежде всего, тем, что магазин расположен в старом здании. В то же время следует отметить, что ежегодно вкладывается 5-10 т. р. в ремонтные и реконструкционные работы внутри помещения, в котором расположен отдел. В прошлом году на приобретение нового оборудования было вложено 25 т. р., что с учетом небольших торговых площадей является достаточно хорошим показателем.
За отчётный год товарооборот отдела имел следующий вид:
Рис. 2.3. Товарооборот отдела «Детские канцтовары» в 2019 году, тыс. руб.
Как видно из приведённой выше структуры товарооборота отдела «Детские канцтовары», он имеет достаточно не устойчивый характер и колеблется в зависимости от различных внешних факторов.
Основной причиной спада объёмов продаж в январе, феврале является то, что эти месяцы традиционно приходятся на период, когда большинство потребителе достаточно много денег потратили на предновогодние покупки и в данный период времени ограничивают приобретение товаров не первой необходимости.
Важным показателем деятельности, отдела является изучение структуры чистой прибыли отдела и её сравнение с прибылью предприятия в целом. Сравнение данных экономических показателей произведено на рис. 2.4 (Приложение 5).
Заслуживает особого рассмотрения процентное соотношение прибыли отдела по отношению к прибыли предприятия в целом, которая представлена на рис. 2.5 (Приложение 6).
На основании анализа данного рисунка можно сделать вывод о том, что соотношение прибыли предприятия в целом и нашего отдела имеет достаточно устойчивое соотношение, которое в среднем составляет 19%.