Файл: Корпоративные стратегии (Сущность стратегического менеджмента).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
1.1. Сущность стратегического менеджмента
1.2. Понятие стратегии. Корпоративные стратегии и их основные элементы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Общая характеристика ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.3. Изучение системы стратегического управления в организации
3.1. Разработка корпоративной стратегии организации
3.2. Совершенствование товарной, ассортиментной и коммерческой стратегии отдела
3.3. Разработка маркетингового обеспечения реализации корпоративной стратегии
В своей повседневной работе ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» реализует достаточно разнообразные функции, которые выполняются структурными подразделениями. Обобщая Положения о структурных подразделений предприятия), возможно, выделить ряд основных функций предприятия:
- обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;
- подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку продукции предприятия присутствующей в ассортиментном перечне;
- участие сбытовых служб предприятия, совместно с другими службами предприятия в формировании годовых, квартальных, месячных номенклатурных планов реализации продукции для обеспечения поставок в установленные сроки и номенклатуре;
- участие в организации выставок, ярмарок, выставок продаж и других мероприятий по рекламе предприятия и его продукции;
- изучение спроса на реализуемую предприятием продукцию;
- совершенствование сбытовой и торговой сети и форм доставки товаров оптовым покупателям;
- организация оптовой торговли продукцией предприятия;
- планирование и организация отгрузки продукции в соответствии с заключенными договорами;
- регулирование взаимоотношений с потребителями, ведение переписки и прием представителей по вопросам поставки продукции и расчетов с ними, а также вопросов организации розничных торговых операций и т. п.
Тем не менее, несмотря на столь широкий перечень целей, и функций предприятия он обладает рядом недостатков, главным из которых является его чисто внутренний характер, а также в нем нет конкретики делающей его понятным для сотрудников предприятия.
Этот недостаток, возможно, исправить, сформулировав миссию, философию, стратегические цели и задачи предприятия.
На наш взгляд в основе всей торгово-коммерческой деятельности предприятия должна стоять миссия. Из–за того, что основные направления деятельности ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» существенно различается между собой необходимо сформулировать миссию для данного розничного торгового предприятия. По нашему мнению она должна иметь следующий вид.
Миссия «Оранжевый слон - Екатеринбург»
«Нашей приоритетной задачей является всемерное развитие торгово-технологического процесса нашего предприятия и совершенствование внутренних процессов, для того чтобы в максимально возможной степени удовлетворить наших покупателей.
Именно нужды потребности наших покупателей является отправной точкой нашей торговой деятельности, которая направлена только на то, чтобы предложить нашим покупателям товары и услуги в таком ассортименте и такого качества, которые бы соответствовали их желанию».
Как видно из данной миссии она должна носить декларативный характер и избегать конкретики. Поэтому миссия должна быть детализирована и конкретизирована с помощью философии (Табл. 2.3.).
Таблица 2.3
Философия «Оранжевый слон - Екатеринбург»
Важнейшие направления деятельности. |
Принципы работы |
Торговая деятельность |
Путем целенаправленного совершенствования торгово-технологического процесса добиться оптимизации торговых операций, снижая их себестоимость и расширяя ассортимент в степени полностью удовлетворяющих покупателя. |
Качество |
Особое внимание в деятельности необходимо уделить качественным характеристикам продукции и предпродажной проверки. Добиться минимального уровня жалоб покупателей на качество продукции. |
Персонал |
Быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать росту отдачи труда и самореализации способности работников. |
Капитал |
Постоянно и гибко перестраиваться, повышая эффективность использования уставного капитала |
Сотрудничество |
С уважением относиться к деловым партнерам и активно работать с ними, расширяя сферу деловых взаимоотношений. |
Рассмотрим процесс разработки целей на 2010 год для ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
Этап 1
Корпоративный уровень
Укрепить позиции ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» на рынке Екатеринбурга и Свердловской области путём увеличения объёма поставок продукции на 30%.
Функциональный уровень
Для формулирования функциональных целей необходимо воспользоваться деревом целей (Рис. 2.6 (Приложение 7)).
После того как нами построено дерево целей проведём его более подробное описание на основе использования таблицы 2.4 (Приложение 7).
Докажем количественно взаимосвязь предложенных целей и возможность их достижения. ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» работает на территории Екатеринбурга и Свердловской области на двух рынках – на рынке комплексных поставок (рынок №1), а также на рынке оказания услуг по установке (рынок №2).
Планируется: Увеличение доли рынка №1 на 30%; Сохранение прежней доли на рынке №2; Увеличение прибыли на 20% .
Текущие данные: Доля рынка ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»: Рынок 1 – 50%; Рынок 2 – 5%
Прогнозируемые темпы прироста рынков: Рынок 1 – 1,15; Рынок 2 – 1,10
В настоящее время внутренняя и внешняя среда нашего магазина может быть детально проанализирована на основании комплексного SWOT – анализа, который представлен ниже.
Таблица 2.4
SWOT – анализа
Потенциальные внутренние сильные стороны • полная компетентность в ключевых вопросах • хорошее впечатление, сложившееся о компании покупателей • признанный лидер рынка • хорошо проработанная функциональная стратегия • экономия на масштабах производства • умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов • собственная технология • опыт в разработке новых товаров • лучшие возможности торговли • |
Потенциальные внешние возможности фирмы • способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка • пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов • способность использовать навыки и технологические ноу-хау в продажи новых групп товаров. • ослабление позиций фирм-конкурентов • возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке • появление новых товаров |
Потенциальные внутренние слабые стороны
• недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии |
Потенциальные внешние угрозы • выход на рынок магазинов конкурентов с более низкими издержками • рост продаж продуктов- субститутов • медленный рост рынка • неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств • • неблагоприятные демографические изменения |
Дополнительный СВОТ – анализ возможно повести на основе матричного анализа сильный и сильны сторон организации (Приложение 8).
В настоящее время формальной единой стратегии развития у предприятия как типовой не существует. Руководство предприятия проводит неформальную политику долгосрочного развития, которая в целом может быть оценена как:
- Стратегия проникновения на рынок;
- Стратегия развития рынка.
В рамках данной стратегии руководство предприятия постоянно расширяет ассортимент продукции, включая в него новые товарные группы. Это делается, для того чтобы привлечь в магазин новые категории покупателей. В тоже время постоянно расширяется ассортимент существующих в продаже товарных подгрупп путем постоянного обновления ассортимента и включения в него новых разновидностей товаров; (видов и моделей продукции).
В целом данная стратегическая ориентация магазина может быть признана как вполне удачная. Однако и она имеет несколько недостатков. Во-первых, это то обстоятельство что и данные стратегии носят неформальный характер, и не определяют управленческие решения большинства руководителей. Во-вторых, существующие стратегии эффективны, прежде всего, для небольших и средних предприятий работающих с ограниченным ассортиментом продукции и не учитывают достаточно большой «размер» ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» и его финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Поэтому на наш взгляд предприятие должно ориентироваться не на стратегии интенсивного роста (хотя и это очень важно), а на стратегии диверсифицированного роста и, прежде всего на такие стратегии, как: Стратегия концентрической диверсификации; Стратегия горизонтальной диверсификации.
С учетом того, что ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» обладает сильным конкурентным статусом и действует на рынке со средней привлекательностью можно сделать предварительный вывод о том, что предприятие должно ориентироваться в своем развитии на стратегию «Победитель 3». Поэтому соответствующая бизнес-стратегия должна предусматривать: четкое определение наиболее перспективных конкретных сегментов рынка и целевое инвестирование развития бизнеса именно в таких сегментах; а также конкретные мероприятия по сохранению и дальнейшему усилению конкурентного статуса.
Важным параметром, характеризующим организацию, является организационная культура. Следует отметить, что «Оранжевый слон - Екатеринбург» является достаточно «старым» торговым предприятием со сложившейся системой организационной культуры.
Организационная культура предприятия может быть охарактеризована следующим образом:
1) Осознание себя и своего места в организации. Это проявляется в том, что торговля, сфера с коллективной ответственностью, что накладывает отпечаток на положение человека, которое может быть только в рамках коллектива.
2) Коммуникационная система и язык общения. Работниками предприятия используется преимущественно неформальные коммуникационные каналы, которые связывают не только работников одного уровня, но и подчиненных с руководителями. На предприятие существует специфический язык общения между работниками, а также определенные формы обращения к покупателям.
3) Внешний вид, одежда. Все работники магазина одеты в стандартную униформу, мужчины должны быть одеты в строгие темные костюмы с галстуками. Работники внешне опрятны.
4) Осознание времени, отношение к его использованию. Время работы каждого продавца четко регламентировано. Изменение времени работы руководством магазина практически не допускается.
5) Взаимоотношения между людьми. В основном система взаимоотношений между работниками по возрастному, социальному и бригадному принципу.
В целом следует сделать вывод о том, что руководству магазина удалось в течение 5-6 лет полностью модернизировать организацию, и хотя в ней присутствуют элементы административной культуры, в целом культуру ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» может быть расценена, как предпринимательская.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН - ЕКАТЕРИНБУРГ»
3.1. Разработка корпоративной стратегии организации
Разработку стратегической позиции нашего предприятия целесообразно произвести на основе матрицы BCG которая представлена на рис 3.1 и табл. 3.1
Таблица 9
Характеристика доли рынка предприятия
Вид продукции |
ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» |
Доля ближайших магазинов - конкурентов |
Масса для лепки |
20-30% |
70-80% |
Краски и Витражные краски |
50-60% |
40-50% |
Витражи, Краски для ткани |
5-10% |
90-95% |
Детский грим |
40-50% |
50-60% |
Творчество из фетра |
2-5% |
95-98% |
На основании вышеприведенных данных возможно построить модель, которая будет отражать долю ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» на рынке и рост объемов продаж (матрица БКГ, рис.3.1.).
Проведённый выше анализ наглядно показывает перспективность расширения деятельности в таких подлостях как: Детский грим; Витражные краски и наборы витражных красок.
В тоже время наша фирма должна продолжать ориентироваться на такое направление деятельности как: Детский грим; Витражи.