Файл: Корпоративные стратегии (Сущность стратегического менеджмента).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
1.1. Сущность стратегического менеджмента
1.2. Понятие стратегии. Корпоративные стратегии и их основные элементы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Общая характеристика ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
2.3. Изучение системы стратегического управления в организации
3.1. Разработка корпоративной стратегии организации
3.2. Совершенствование товарной, ассортиментной и коммерческой стратегии отдела
3.3. Разработка маркетингового обеспечения реализации корпоративной стратегии
Рост объёмов спроса |
Высокий |
||
Низкий |
|||
Высокая |
Низкая |
||
Относительная доля рынка |
Рис. 3.1. Матрица БКГ применительно к ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
Дальнейший анализ стратегий развития предприятия возможно произвести на основе использование матрицы Дженерал Электрик / МакКинси (Рис. 3.2) основанной на оценки привлекательности отрасли торговли фототоварами (Табл. 3.2) и конкурентного положения нашей фирмы которое можно отнести к средне – высокому.
Таблица 3.2
Пример определения суммарной взвешенной оценки отраслевой привлекательности рынка
Единичные показатели отраслевой привлекательности рынка |
Нормированный коэффициент весомости |
Оценка |
Взвешенная оценка показателя |
Емкость рынка и предполагаемый рост |
0,15 |
5 |
0,75 |
Сезонные и циклические колебания |
0,10 |
0,80 |
|
Технологическое состояние |
0,10 |
1 |
0,10 |
Интенсивность конкуренции |
0,25 |
4 |
1,0 |
Появляющиеся возможности и угрозы |
0,15 |
1 |
0,15 |
Потребности в капитале |
0,05 |
2 |
0,10 |
Доходность отрасли |
0,10 |
3 |
0,30 |
Социальные и политические факторы, факторы окружающей среды и государственного регулирования |
0,10 |
7 |
0,70 |
Суммарная взвешенная оценка отраслевой привлекательности рынка |
1,00 |
3,90 |
На основании вышеприведенного анализа и данных о привлекательности отросли которая может быть расценена как средняя возможно построить матрицу Дженерал Электрик / МакКинси.
Рыночная привлекательность средняя, но конкурентный статус бизнеса высокий. Поэтому соответствующая бизнес-стратегия должна предусматривать: четкое определение наиболее перспективных конкретных сегментов рынка и целевое инвестирование развития бизнеса именно в таких сегментах; а также конкретные мероприятия по сохранению и дальнейшему усилению конкурентного статуса. Для позиции с условным названием Победитель 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации. Такая организация явно не является лидером в своей отрасли, но и в то же время не отстает от него слишком далеко. Стратегической задачей такой организации является, прежде всего, определение своих слабых и сильных сторон, а затем осуществление необходимых инвестиций с целью извлечения максимальной выгоды из своих сильных сторон и улучшения слабых.
Вопрос
Победитель (2)
Победитель (1)
Проигравший (3)
Проигравший (2)
Создатель прибыли
Проигравший (1)
Средний бизнес
Победитель (3)
10
0
0
10
Относительное преимущество на рынке
Рис. 3.2. Структура матрицы GE/McKinsey
Для дополнительного анализа стратегического положения нашего предприятия можно воспользоваться моделью Shell/DPM
Как и все прочие классические модели стратегического планирования, модель DPM представляет двумерную таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны организации (конкурентная позиция) и отраслевую (продукт-рынок) привлекательность. Точнее, ось Х отражает конкурентоспособность бизнес-сектора организации (или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес-области). Ось Y таким образом является общим измерением состояния и перспектив отрасли.
Изучить текущую стратегию предприятия возможно на основе анализа параметров конкурентоспособности и привлекательности отросли для ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
Таблица 3.3
Переменные конкурентоспособности организации и привлекательности отрасли, используемые в модели Shell/DPM для ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург»
Переменные, характеризующие конкурентоспособность организации (ось X) |
Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (ось У) |
Относительная доля рынка – 30% Охват дистрибьюторской сети - низкий Эффективность дистрибьюторской сети - высокая Технологические навыки - средние Ширина и глубина товарной линии - широкая Оборудование и месторасположение - выгодное Кривая опыта - средняя Торговые запасы - средние Качество продукции - средние Научно-исследовательский потенциал - низкий Экономия масштаба производства - средняя Послепродажное обслуживание - слабое |
Темпы роста отрасли – 15% Относительная отраслевая норма прибыли – 50 – 90% Цена покупателя - высокая Приверженность покупателя торговой марке - средняя Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли - высокая Технологические барьеры для входа в отрасль - низкие Значение договорной дисциплины в отрасли - средняя Влияние поставщиков в отрасли - высокое Влияние государства в отрасли - среднее Уровень использования отраслевых мощностей - средний Заменяемость продукта - средняя |
Таким образом мы можем сделать заключение о том, что ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» занимает средние конкурентные позиции в отросли со средневысокой привлекательностью. Положение нашего предприятия показано на рис. 3.3.
В этой ситуации возможно использование двух основах стратегий
1. Позиция "Стратегия усиления конкурентных преимуществ"
Организация занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то организация может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли.
Продолжать бизнес с осторожностью
Стратегия усиливания конкурентных преимуществ
Лидер вида
бизнеса
Стратегия частичного свертывания
Стратегия свертывания бизнеса
Удвоить объем производства или свернуть бизнес
Стратегия риска
Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство
Стратегия генератора денежной наличности
100
0
Конкурентоспособность бизнеса
1
2
0
100
Рис. 3.3. Представление модели Shell/DPM
Возможные стратегии: инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка.
2. Позиция "Продолжать бизнес с осторожностью"
Организация занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у организации не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли.
Возможные стратегии: инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.
3.2. Совершенствование товарной, ассортиментной и коммерческой стратегии отдела
Для того чтобы предприятие могло нормально функционировать и значительно повысить свою эффективность руководство ООО «Оранжевый слон - Екатеринбург» должно проводить систематическую деятельность по постоянному взыскиванию направлений и путей улучшения работы всего магазина в целом, и отдела «Детские канцтовары» в частности.
Для того, чтобы улучшить систему управления маркетинговой деятельностью предприятия необходимо осуществить ряд мероприятий, которые будут направлены, прежде всего, на улучшение функционирование организационной структуры управления нашим магазином и отделом.
В рамках предмета нашего исследования основным направлением модернизации организационной структуру будет являться создание маркетинговых служб, обеспечивающих работу всего предприятия. Речь прежде всего идёт об отделе маркетинга и Сектор рекламы, которое будет входить в состав отдела маркетинга.
Важнейшим направлением совершенствования торговой политики отдела должно стать совершенствование ассортиментной политики.
На основании проделанного анализа текущего положения отдела «Детские канцтовары» мы можем сделать заключение о том, что ассортиментная политика данного структурного подразделения организации в целом имеет достаточно рациональный вид.
В тоще время руководство предприятия и отдела может предпринять шаги, направленное на дальнейшее совершенствование деятельности одела. Приоритетным направлением совершенствования и рационализации деятельности предприятия должна стать работа по расширению ассортимента отдела за счет включения в него товарных групп и подгрупп пользующихся популярностью среди потребителей. Данная деятельность должна осуществляется на основе АВС – анализа построенного в рамках соотношения ассортимента отдела и прибыли, которую обеспечивает каждая товарная подгруппа представленная на предприятии. В таблице 3.4. представлены ассортиментные подгруппы отдела в зависимости от их доли в ассортименте.
Таблица 3.4
Структура ассортимента отдела «Детские канцтовары»
Товарная группа |
Доля в ассортименте, в % |
Прибыль от товарной группы, в т.р. |
Доля в прибыли, в % |
1. Масса для лепки |
16,7 |
69 |
1 |
2. Шариковый пластилин |
24,6 |
207 |
3 |
3. Плавающий пластилин |
9,1 |
689 |
10 |
4. Тесто для лепки |
7,2 |
138 |
2 |
5. Витражные краски и наборы витражных красок |
7,2 |
8 |
|
6. Витражи |
5,3 |
69 |
1 |
7. Краски для ткани, мелки для ткани |
4,5 |
138 |
2 |
8. Краски для ванной |
4,3 |
138 |
2 |
9. Пальчиковые краски |
4,1 |
413 |
6 |
10. Объемные краски PUFFY |
3,8 |
207 |
3 |
11. Наборы для росписи по керамике |
3,3 |
1654 |
24 |
12. Краски «Три-в-одном» |
2,9 |
207 |
3 |
13. Краски акриловые и наборы из них |
2,4 |
1102 |
16 |
14. Детский грим |
1,7 |
551 |
8 |
15. Творчество из фетра |
1,4 |
69 |
1 |
16. Клей-карандаш |
1,2 |
758 |
11 |
Итого |
100 |
6890 |
100 |
На основании сравнения структуры ассортимента отдела с той долей, которая вносить каждая подгруппа в формирование прибыли предприятия мы можем определить перечень товарных групп и подгрупп, за счёт которых обеспечиваются максимальные поступления дохода. Данные показатели приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Группировка ассортимента отдела на основе АВС – анализа
Группа |
Номер |
Наименование товарной подгруппы |
«А» |
1 |
Клей-карандаш |
2 |
Наборы для росписи по керамике |
|
3 |
Краски акриловые и наборы из них |
|
4 |
Детский грим |
|
5 |
Пальчиковые краски |
|
Итого: 12,7 % в ассортименте и 65 % в прибыли |
||
«В» |
6 |
Краски для ванной |
7 |
Краски для ткани, мелки для ткани |
|
8 |
Витражные краски и наборы витражных красок |
|
9 |
Плавающий пластилин |
|
10 |
Объемные краски PUFFY |
|
Итого: 28 % в ассортименте и 25 % в прибыли |
||
«С» |
11 |
Шариковый пластилин |
12 |
Краски «Три-в-одном» |
|
13 |
Тесто для лепки |
|
14 |
Творчество из фетра |
|
15 |
Витражи |
|
16 |
Масса для лепки |
|
Итого: 59,3 % в ассортименте и 10 % в прибыли |
Результаты АВС анализа могут быть представлены и в графической форме на рис 3.4.
Структура прибыли, в % |
100 |
||||||||||
90 |
|||||||||||
80 |
|||||||||||
70 |
|||||||||||
60 |
|||||||||||
50 |
|||||||||||
40 |
|||||||||||
30 |
|||||||||||
20 |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|
Структура ассортимента, в % |
Рис. 3.4. Графическое изображение АВС - анализа
На основе данных табл. 3.5. мы можем сделать вывод о том, что 65 % всей прибыли предприятия приходится на 12,7 % товаров, реализуемых в отделе. Именно на эти товары необходимо делать ставку при расширении ассортиментного перечня предприятия и обновлении ассортимента.