ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 854
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.
Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?
Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?
Вопрос 6. Идеологические функции журналистики
Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики
Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия
Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики
Вопрос 10. Социальная позиция журналиста
Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы
Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики
Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности
Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы
Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики
Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования
Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.
Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы
Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор
Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)
3. Теория социальной ответственности
4. Советская коммунистическая теория
5. Теория для медиа периода развития
6. Теория демократического участия
Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?
2) Также создана Межведомственная комиссия по информационной безопасности, в задачи которой входит анализ и прогнозирование ситуаций, возникающих в этой сфере, выявление потенциальных опасностей.
Вопрос 16. Государственная политика в области сми
В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности.
Государственная политика должна быть общенациональной политикой, учитывающей объективные нужды в информационном обеспечении демократии.
По характеристике Закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственная политика в сфере информации определяется как "создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ"
Основа государственной политики - законодательство и другие нормативные акты. Основы государственной политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме Конституции РФ. В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной.
Деятельность СМИ регулируется Законами "О средствах массовой информации", "О телевидении и радиовещании", законом "О праве на информацию", "Об авторском праве и смежных правах", "Об участие в международном информационном обмене".
Для журналистики законодательство - это система отношений государства со СМИ.
!Реализуя требования Конституции, Закон "О средствах массовой информации" гарантирует свободу учреждения, владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации.
Сферы, регулируемые законодательством:
1) Внутрижурналистские отношения (учредитель - главный редактор - журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования.
!Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией с достаточной очевидностью "в пользу" редакции. Однако принятый позже Гражданский кодекс наделил правами первого лица учредителя. Противоречия между этими двумя законами можно снять поправками, и эти поправки необходимо сформулировать так, чтобы торжествовал демократизм внутрижурналистских отношений;
2) Отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами). Журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности.
Гласность - это достигнутая и затем необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных соц. структур.
Законодательство своими дозволениями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов и информации.
! Закон о СМИ обязывает: "Государственные органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций. Закон обязывает удовлетворять запросы (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны).
3) третья область регулирования - права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. (однако использование этих прав накладывает "особые обязанности и особую ответственность в связи с необходимостью "уважения прав и репутации других лиц" и охраны государственной безопасности".
!Закон о СМИ содержит статью о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя.
!Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилую, агрессии, возбуждению национальных страстей.
4) четвертая область регулирования - отношения между СМИ и аудиторией. По Закону о СМИ "граждане имеют право на оперативное получение...достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций.
!Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбления (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией.
В целом же по поводу отношений "СМИ-аудитория" требуются уточнение и развертывание законодательных норм. Да и вообще законодательство как реализация требования государства к СМИ - это "рамочные требования", обязательные для исполнения каждым СМИ при разработке и реализации информационной политики.
Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Государство является учредителем Информационного телеграфного агентства России, различных информационных служб палат Федерального собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ ("Российская газета", "Парламентская газета")
Наконец, государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм.
Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?
В система властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку где есть информация, там присутствует управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического социального института "властных полномочиях" и формах их реализации.
Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.
В эпоху становления "информационного общества" происходит гигантский рост "власти информации. И журналистика представляет в этой структуре один их важнейших компонентов.
СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их властные полномочия лежат в сфере духовно - идеологической, в сфере влияния. Будучи неофициальной, эта власть осуществляет пропорциональное давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей. Стоит добавить - в наше время особенно.
Поскольку в силу информационных нужд общества журналистика обращается к "освещению" явлений и проблем всего социума, то "власть влияния" - массово-информационного воздействия СМИ - распространяется на все структура и подструктуры общества.
Встает вопрос: чью волю реализуют СМИ? Чья это власть?
Исходя из концепции суверенитета народа, неизбежен вывод, что вся совокупность СМИ - это народная журналистика. Очевидно, что в демократическом обществе здоровой является журналистика, опирающаяся на народ и потому обязана действовать в соответствии с потребностями и интересами народа при учете своеобразия различных социальных групп.
Когда говорят о журналистике как "первой после народа" или "высшей из четырех властей", то имеют в виду, что деятельность СМИ - проявление и одна из форм реализации форм непосредственной демократии.
Государственная информационная политика определяется первой ветвью представительной власти прежде всего через законодательство, на основании которого действует журналистика. а реализация гос.инф.политики и контроль за ее реализацией осуществляется соответственного второй и третьей. Но если в государстве действительно осуществляется народная демократия, то и политика всех трех ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении народной журналистике всех необходимых прав и свобод и определения необходимых форм ответственности, чтобы соблюдался принцип равенства представительной власти и властных возможностей журналистики. Отсюда и характеристика СМИ как четвертой власти.