Файл: OSNOVY_TEORIIяяячччяяяяя_ZhURNALISTIKI_2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 854

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Содержание массово-информационной деятельности (мид) журналистики, её этапы и задачи.

Вопрос 2. Что в теории и практике обозначает термин «журналистика»?

Вопрос 3. Что входит в инфраструктуру сми и каковы ее функции?

Вопрос 4. Основные термины журналистики. Учредитель. Руководящие органы. Журналист. Тексты. Канал. Массовая аудитория. Социальные институты. Действительность.

Вопрос 5. Социальное предназначение и о общая характеристика функций журналистики по версии е.П.Прохорова.

Вопрос 6. Идеологические функции журналистики

Вопрос 7. Взаимосвязь культуроформирующих и рекреативных функций журналистики

Вопрос 8. Рекламные и справочные функции журналистики, их различия

Вопрос 9. Непосредственно-организаторские функции журналистики

Вопрос 10. Социальная позиция журналиста

Вопрос 11. Свобода журналистской деятельности, ее социально-творческие факторы

Вопрос 12. Юридические аспекты свободы журналистики

Вопрос 13. Экономические факторы свободы печати и творческой деятельности

Вопрос 14. Журналистика в демократическом обществе и ее социальные типы

Вопрос 15. Проблемы информационной безопасности.

Вопрос 16. Государственная политика в области сми

Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

Вопрос 18. Характеристика массово-коммуникативных средств журналистики

Вопрос 19. Структурирование системы сми и факторы ее формирования

Вопрос 20. Формирование информационной политики сми и формы ее реализации.

Вопрос 21. Результативность журналистики и ее факторы

Вопрос 22. Действенность журналистики - целеобразующий фактор

Вопрос 24. Содержание современных зарубежных теорий журналистики (по Сиберту-Маккуэйлу)

1. Авторитарная теория

2. Либертарианская теория

3. Теория социальной ответственности

4. Советская коммунистическая теория

5. Теория для медиа периода развития

6. Теория демократического участия

Вопрос 25. Каков вклад Ломоносова в деонтологию отечественной журналистики?

2) Также создана Межведомственная комиссия по информационной безопасности, в задачи которой входит анализ и прогнозирование ситуаций, возникающих в этой сфере, выявление потенциальных опасностей.


Вопрос 16. Государственная политика в области сми

В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналистской деятельности.

Государственная политика должна быть общенациональной политикой, учитывающей объективные нужды в информационном обеспечении демократии.

  • По характеристике Закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственная политика в сфере информации определяется как "создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ"

Основа государственной политики - законодательство и другие нормативные акты. Основы государственной политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме Конституции РФ. В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной.

Деятельность СМИ регулируется Законами "О средствах массовой информации", "О телевидении и радиовещании", законом "О праве на информацию", "Об авторском праве и смежных правах", "Об участие в международном информационном обмене".

Для журналистики законодательство - это система отношений государства со СМИ.

!Реализуя требования Конституции, Закон "О средствах массовой информации" гарантирует свободу учреждения, владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации.

Сферы, регулируемые законодательством:

1) Внутрижурналистские отношения (учредитель - главный редактор - журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования.

!Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией с достаточной очевидностью "в пользу" редакции. Однако принятый позже Гражданский кодекс наделил правами первого лица учредителя. Противоречия между этими двумя законами можно снять поправками, и эти поправки необходимо сформулировать так, чтобы торжествовал демократизм внутрижурналистских отношений;

2) Отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами). Журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности.

Гласность - это достигнутая и затем необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных соц. структур.


Законодательство своими дозволениями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов и информации.

! Закон о СМИ обязывает: "Государственные органы и организации, общественные объединения и должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций. Закон обязывает удовлетворять запросы (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны).

3) третья область регулирования - права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. (однако использование этих прав накладывает "особые обязанности и особую ответственность в связи с необходимостью "уважения прав и репутации других лиц" и охраны государственной безопасности".

!Закон о СМИ содержит статью о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя.

!Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилую, агрессии, возбуждению национальных страстей.

4) четвертая область регулирования - отношения между СМИ и аудиторией. По Закону о СМИ "граждане имеют право на оперативное получение...достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций.

!Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбления (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией.

В целом же по поводу отношений "СМИ-аудитория" требуются уточнение и развертывание законодательных норм. Да и вообще законодательство как реализация требования государства к СМИ - это "рамочные требования", обязательные для исполнения каждым СМИ при разработке и реализации информационной политики.

  • Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Государство является учредителем Информационного телеграфного агентства России, различных информационных служб палат Федерального собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ ("Российская газета", "Парламентская газета")

  • Наконец, государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм.



Вопрос 17. Может ли журналистика быть властью, пусть даже "четвертой"?

В система властных отношений в обществе журналистика занимает особое место, поскольку где есть информация, там присутствует управление, проявляющееся в характерных для СМИ как специфического социального института "властных полномочиях" и формах их реализации.

Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.

В эпоху становления "информационного общества" происходит гигантский рост "власти информации. И журналистика представляет в этой структуре один их важнейших компонентов.

СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их властные полномочия лежат в сфере духовно - идеологической, в сфере влияния. Будучи неофициальной, эта власть осуществляет пропорциональное давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей. Стоит добавить - в наше время особенно.

Поскольку в силу информационных нужд общества журналистика обращается к "освещению" явлений и проблем всего социума, то "власть влияния" - массово-информационного воздействия СМИ - распространяется на все структура и подструктуры общества.

Встает вопрос: чью волю реализуют СМИ? Чья это власть?

Исходя из концепции суверенитета народа, неизбежен вывод, что вся совокупность СМИ - это народная журналистика. Очевидно, что в демократическом обществе здоровой является журналистика, опирающаяся на народ и потому обязана действовать в соответствии с потребностями и интересами народа при учете своеобразия различных социальных групп.

Когда говорят о журналистике как "первой после народа" или "высшей из четырех властей", то имеют в виду, что деятельность СМИ - проявление и одна из форм реализации форм непосредственной демократии.

Государственная информационная политика определяется первой ветвью представительной власти прежде всего через законодательство, на основании которого действует журналистика. а реализация гос.инф.политики и контроль за ее реализацией осуществляется соответственного второй и третьей. Но если в государстве действительно осуществляется народная демократия, то и политика всех трех ветвей власти не может быть основана ни на чем ином, кроме как на предоставлении народной журналистике всех необходимых прав и свобод и определения необходимых форм ответственности, чтобы соблюдался принцип равенства представительной власти и властных возможностей журналистики. Отсюда и характеристика СМИ как четвертой власти.