ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и последующие шесть,

относящиеся к сфере мирского права. Соответственно первые считаются

религиозными предписаниями, последующие — моральными. Такое членение

очевидно. Но оно недостаточно и может создать ложное впечатление, будто

Десяти-словие является механическим соединением разнородных норм. В

действительности это внутренне цельная система, в которой нормы

взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм

взаимоотношений людей с богом. Чтобы раскрыть нормативное единство

Десятисловия, структурируем его заповеди следующим образом: первые три,

четвертая, пятая, последние пять.

Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь бога Яхве, запрещают

создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указа-

ниям бога ("не произноси имени Яхве, твоего Бога, напрасно" — Исх. 20:7). Почему

единый бог? Почему Яхве? Потому что, будучи единым богом, и в качестве

единого бога, он является также богом справедливым и ревнивым. Он воплощает в

себе правду и силу одновременно. Там, где молятся многим богам, там нет единой

правды. Иное дело Яхве, он — один, он помнит всех. "Он Бог богов и Господь

господов, Бог великий, могучий

75

и страшный, который не взирает на лицо и не берет взятку, творящий право судне

сироте и вдове и любящий жильца, чтобы дать ему хлеб и одежду" (Втор. 10:17—18).

Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей

подчеркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе

порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают

мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, как бы визитной карточкой

которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. Высвобождение из

дома рабства — свидетельство и справедливости бога, и его силы. Оба этих качества

бога теснейшим образом связаны между собой. Могущество Яхве, его гнев и

беспощадность — гарантия его справедливости, залог того, что он устоит против

любых соблазнов, способен судить, невзирая на лица, никого не боясь, и что он

покарает любое отступление и отступление любого человека от предписанной нормы.

Без справедливости кара становится слепой силой. А без кары справедливость

деградирует в корысть. Только в соотнесенности друг с другом они становятся тем, что


они есть, — справедливость справедливостью, а кара карой.

Что же является содержанием и критерием справедливости, отступление от которой

карается железной и безжалостной рукой Яхве? Воля самого Яхве, его предписания.

Суммируя перед смертью законы для заключения второго договора Израиля с Яхве,

Моисей говорит: "Смотри, я даю вам нынче благословение и проклятие, благословение

за то, что вы послушаете веления Яхве, вашего Бога, которые я повелеваю вам нынче, и

проклятие, если не послушаете веления Яхве" (Втор. 11:26—28). И далее: "Храни и

слушай все эти речения, которые я повелеваю тебе... ибо ты сделаешь доброе и

праведное в глазах Яхве, твоего Бога" (Втор. 12:28). Еще более резко эта мысль

выражена в тридцатой главе "Второзакония": "Смотри, я кладу перед тобой сегодня

жизнь и добро, и смерть и зло" (Втор. 30:15). Жизнь и добро в том случае, если слушать

речения Яхве, идти его путями, смерть и зло в том случае, если поклоняться другим

богам.

Рассуждения Моисея о Яхве на первый взгляд выглядят как простая тавтология:

необходимость следования божественным заветам обосновывается их справедливо-

стью, а сама справедливость усматривается в следовании божественным заветам. Но

эта тавтология приобретает

76

вполне конкретный содержательный смысл, если учесть, что Яхве — бог Израиля,

определенного народа. И обращается он не к отдельным индивидам, а ко всему

народу, как если бы сам народ был одним человеком. Он имеет дело с народом как

с целым, заботится о его благе. Говоря по-другому, Израиль становится Израилем,

единым народом, через единого бога, и этим, наличием единого бога, он отличается

от других народов. Тем самым требования справедливости и требования послу-

шания богу приобретают вполне конкретный смысл, который состоит в благе

Израиля, возвышении святого народа. Единство народа, братство всех индивидов в

его пределах, а также мысль о том, что единство народа обеспечивается едиными

законами — вот что составляет содержание ветхозаветной справедливости,

которую так ревниво оберегает Яхве.

Четвертая заповедь: "Помни день отдохновения" (Исх. 20:8) является

исключительно важной как раз с точки зрения связи бога и народа. В ней

отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же

отношением. Суббота — время духовного сосредоточения, размышлений о боге,

очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными


делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то

же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах

Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение (подчеркнем еще

раз: отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам,

находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении

духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение. С

этой точки зрения многозначительный характер приобретает различие в

формулировке, если быть еще более точным, в обосновании этой заповеди, которое

мы находим в "Исходе" и "Второзаконии". В "Исходе" святость субботнего отдыха

аргументируется тем, что бог шесть дней создавал мир, а в седьмой отдыхал; в

более позднем "Второзаконии" основание заповеди иное

— прямое повеление Яхве в знак освобождения из египетского рабства. Если в

первом случае бог выступает в его всеобщем качестве создателя мира, то во втором

— в особом качестве покровителя Израиля. Во "Второзаконии" сильнее

подчеркнут тот момент, что суббота, будучи символом связи с богом и свободы,

является в то же время символом национального сплочения.

77

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Ее необходимость

объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так,

в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям,

побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия эта заповедь

приобретает особый смысл — она призвана подчеркнуть, что новый религиозно-

национальный горизонт общественного поведения не отменяет вековечный закон

почитания родителей.

Последующие заповеди (с шестой по десятую) можно охарактеризовать как нормы

отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей свое-

го народа и только их. "Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби

своего ближнего, как себя" (Лев. 19:18), — говорит Моисей. Без этого

отождествления ближнего с сыном своего народа нельзя понять своеобразие этики

Моисея. Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг

единого бога, помимо прямого поклонения богу в установленных и для всех

обязательных формах, обеспечивается едиными законами. Справедливость — таков

основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отноше-


ния народа и бога. Отсюда — и основные их характеристики. Народ предстает в

Пятикнижии Моисея необузданным; "народ с твердым затылком" (Втор. 9:13),

— не единожды характеризует его Яхве. Богу же свойственны прежде всего гнев и

жестокость. Их отношения упорядочиваются на основе законов, призванных сдер-

жать необузданные страсти и гарантированных беспощадным всесилием бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога

— не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай

ничего, что принадлежит твоему ближнему, — как раз задают основную меру

справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни

является главным признаком богоугод-ности народа, а их соблюдение — критерием

нравственно достойного поведения. "И кто <тот> великий народ, у которого законы

и приговоры праведны так, как все это Учение, которое я даю вам нынче?" (Втор.

4:8), — говорит Моисей. Именно Учение, праведные законы возвышают народ,

делают его великим. Следует отметить, что богоизбранность еврейского народа

обосновывается не его добродетельностью, а отрицательными качествами

78

враждебных ему народов, не поднявшихся до правды единобожия: "Не за твою

праведность и не за добродетельность твоего сердца ты войдешь овладеть их

Страной, но за злодейство этих народов Яхве, твой Бог, прогоняет их от тебя, и

чтобы исполнить слово, которым поклялся Яхве твоим отцам, Аврааму, Исааку и

Иакову" (Втор. 9:5). Еще одно замечание по этому исключительно острому

вопросу. Хотя израильтяне считаются избранным, святым народом, тем не менее в

Пятикнижии они предстают не в самом лучшем виде. Их история — это скорее

история неразумных действий и страданий. Самоизображение народа, которое дают

Моисей и другие возможные авторы Торы, больше напоминает саморазоблачение.

Во всяком случае, оно очень далеко от самолюбования. И Моисей вполне

последователен, когда, оставляя Израилю перед смертью свою "Книгу Учения",

предлагает поставить ее сбоку от Ковчега Договора с Яхве и добавляет: "Пусть она

будет там против тебя свидетельством" (Втор. 31:26). Его любовь к народу—

недовольство тем, что народ не соответствует идеалу справедливости. При таком

понимании (а оно, разумеется, не единственное) избранность народа скорее

напоминает нравственный императив, чем эгоизм круговой поруки.

В содержательном плане справедливость, задаваемая принципами Десятисловия,


является равным возмездием. Речь идет об уходящем корнями в родоплеменные от-

ношения принципе талиона или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на

примере принципа "не убивай". Заметим, что по духу и букве Пятикнижия сфера

действия требования "не убивай" ограничена Израилем. Во взаимоотношениях с

другими народами законы Моисея предписывают или их подчинение, или, когда

речь идет о народах, населяющих обетованную землю, полное уничтожение:

"...только из городов этих народов, которых Яхве, твой Бог, дает тебе в наследие, не

оставляй в живых ни души" (Втор. 20:16). Что касается наказаний за отступление от

требования "не убивай", то они заключаются в том, чтобы отвечать убийством на

убийство (если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено

непредумышленно), увечьем на увечье по принципу: жизнь за жизнь, око за око.

Такой же принцип кары действует и в других случаях. По отношению к лже-

свидетелю, например, Моисей предписывает: "Сделайте ему так, как он

злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные

услышат и испуга

79

ются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не

пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, ногу за ногу"

(Втор. 19:19—21).

Десятисловие как нравственный кодекс

Существует прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый

по времени и один их важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать,

по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно

интерпретировать в качестве нравственных требований.

Во-первых, их безусловность, изначальность. Они вводятся как прямые и первые

указания бога — создателя мира и воплощения его высшей правды. Одна из таинст-

венных особенностей нравственного сознания состоит в том, что оно не выводимо

и не сводимо к эмпирически фиксированным фактам (интересам, отношениям,

предметам, целям и т. д.). Более того, мораль конституируется через

противопоставление, отрицание корысти и целесообразности мира. Она не только

не ставит себе задачи вписаться в причинно-следственные связи мирской жизни, но

в своей безмерной гордыне полагает, что мирская жизнь обязана оправдаться перед

ней. Мораль уходит корнями в непостижимые глубины бесконечного. Она

абсолютна. До такой степени абсолютна, что сама эта абсолютность становится ее