Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.

4 группа – черты, выражающие отношение личности к себе: требовательность к себе, самокритичность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, скромность, тщеславие, эгоизм, эгоцентризм, завышенный, заниженный или адекватный своим возможностям уровень притязаний, самомнение и т.д.

5 группа – моральные черты характера: честность, ис­кренность, справедливость, откровенность, правдивость, нравст­венная и правовая нормопослушность либо те же черты «с обрат­ным знаком». Именно данные черты являются основным, главным показателем нравственной зрелости личности;

6 группа - волевые черты: настойчивость, упорство и не­отступность перед препятствиями на пути к достижению цели, решительность, самообладание, смелость, дисциплинированность. Развитость этих черт и обусловливает оценки типа «волевой чело­век», «сильная личность», «сильный», «твердый характер».

Однако эту классификацию черт характера абсолютизи­ровать нельзя, так как некоторые из них могут быть отнесены и к одной, и к другой группе. Например, такие черты, как жестокость, вежливость, тактичность, наглость могут быть отнесены и к груп­пе моральных черт, и к группе, выражающей отношение к другим людям.

Характер человека должен изучаться как единое целое и в тесной связи со всеми сторонами личности, с учетом конкретных условий его формирования, в динамике, развитии. Он должен изучаться на объективном конкретном материале деятельности, поведении, поступках личности.

Характер личности проявляется в своеобразном ее отно­шении к различным сторонам действительности и определяется:

а) устойчивостью, что проявляется в шаблонности, сте­реотипности отношений личности к людям, делу, к себе;

б) целостностью, взаимной обусловленностью, что проявляется в относительной непротиворечивости отношений - аккуратность и пунктуальность в отношении к делу, людям, себе самому.

в) иерархичностью, что проявляется в главенстве одних и подчиненности других отношений, например главенство отношения к делу над отношением к себе или к другим людям.

Существенной особенностью черт характера является весьма близкая к иерархичности их способность к так называемой акцентуации, т. е. к обострению.

Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что в отличие от обычных «средних» людей есть люди акцентуированные, точнее – люди с акцентуированными чертами характера, но жесткой границы между ними нет, ибо каждый обладает той или иной дозой акцентуации. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций:


1) гипертимический - чрезвычайно контактен, словоохот­лив, с оживленной жестикуляцией, невольными отклонениями от первоначальной темы разговора, огорчается по поводу замечаний окружающих, легкомыслен, раздражителен в кругу близких, про­жектер, недостаточно серьезен в отношении к служебным обязан­ностям, из-за чего эпизодически возникают конфликты, изредка и сам может быть инициатором конфликтов (активной стороной), но энергичен, жаждет деятельности, инициативен, оптимист.

2) дистимический - с низкой контактностью, немногосло­вен, пессимист, домосед, тяготится шумным обществом, с сослу­живцами близко не сходится, конфликтует редко (пассивная роль), ценит тех, кто его одаривает дружбой и склонен им подчи­няться, пассивен, с замедленностью мышления, неповоротлив, оторван от коллектива, но серьезен, высоконравствен, добросовестен, справедлив;

3) циклоидный - контактность циклически меняется, в веселом обществе резко оживляется, в серьезном – молчалив, в период подъема настроения ведет себя как гипертимик, в период спада – как дистимик;

4) возбудимый - с низкой контактностью, молчалив, угрюм, замедлен в беседе («тягучая занудливость»), раздражителен, вспыльчив, склонен к хамству, брани, постоянным конфликтам – даже по незначительному поводу, неуживчив в коллективе, жесток, с ослабленным контролем над влечениями, но вне гнева – добросовестен, аккуратен, любит детей и животных;

5) застревающий – со средней контактностью, несговорчив, обидчив, легко уязвим, подозрителен, ревнив, мстителен, склонен к затяжным склокам, четко определяет круг друзей и врагов, в конфликтах чаще бывает активной стороной, самонадеян, честолюбив, стремится к высоким показателям в любом деле, высоко требователен к себе, непомерно – к близким и подчиненным, до фанатиз­ма раздутое чувство справедливости;

6) педантичный – контактность обычная, выраженная занудливость в «пережевывании» подробностей, конфликтует редко и лишь как пассивная сторона, формалист, «крючкотвор», приня­тие важных решений норовит переложить на других, лидерство в семье уступает другому, изнуряет домашних чрезмерной аккурат­ностью, добросовестен, серьезен, надежен в делах и чувствах, на­строение ровное;

7) тревожный – с низкой контактностью, поскольку ро­бок, неуверен в себе, краснеет от смущения, «беззащитен», «козел отпущения», конфликтует редко и как пассивная сторона, в суп­руге жаждет видеть опору и защитника, дружелюбен, самокрити­чен, исполнителен;


8) эмотивный – контактность ниже среднего уровня, предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимают «с полуслова», конфликтует редко (пассивная роль), обиды не «вы­плескивает» наружу, крайне чувствителен, слезлив, может прово­цировать нападки со стороны раздражительных и невоспитанных, альтруист, способен к состраданию, жалостливости, радости за чужие удачи, с развитым чувством долга, исполнителен, хороший семьянин;

9) демонстративный – легкость установления контактов, стремление к лидерству, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, раздражает окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцирует конфликты, но защищается активно, эгоист, лжив, склонен «заболевать» в самые ответственные моменты, однако целенаправлен, упорен, способен увлечь других, неординарен, обходителен;

10) экзальтированный –высокая контактность, патетичность, влюбчивость, конфликтует редко (и в активной, и в пассивной роли), привязан и внимателен к друзьям и близким, чрезмерно впечатлителен, паникер, подвержен отчаянию, альтруист, с развитым чувством сострадания, обладает художественным вкусом, артистическими задатками, его характеризует яркость и искренность чувств;

11) экспортированный – высокая контактность (масса друзей, знакомых), словоохотлив до болтливости, жадно впитыва­ет любую случайную информацию, конфликтует редко (пассивная роль), приказы принимает без раздумывания, лидерство уступает другому, человек «без царя в голове», подвержен чужому влия­нию («игрушка в руках проходимцев»), склонен к необдуманным поступкам, легковерен, испытывает страсть к развлечениям, лю­бит сплетничать, готов выслушать «исповедь» другого, исполни­телен;

12) интровертированный – очень низкая контактность (общение по необходимости) с бедной мимикой, отпугивает собе­седника сложными философскими раздумьями, любит одиночест­во, конфликтует редко - при попытках вторгнуться в его внутрен­ний мир, переборчив в выборе супруга – ищет идеал, эмоциональ­но холоден, относительно слабо привязан к близким, упорен в отстаивании своих взглядов, на все имеет свою точку зрения, за­частую отличающуюся от мнения большинства, сдержан, степе­нен, для него характерны обдуманность поступков, наличие твер­дых убеждений, принципиальность.

Вместе с тем следует еще раз отметить, что это – не классификация характеров, а лишь классификация акцентуированных типов, когда эта акцентуация выражена достаточно ярко. И тем не менее данная классификация и описание типов представляют, на наш взгляд, не только теоретический интерес, но и практическую значимость.



Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

Способности – физические свойства личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней.

В основе способности лежат задатки, различия между людьми, а развитие задатков зависит от социальной среды, в которой формируется личность.

Виды способностей:

  1. частные – благоприятные возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию

  2. специальные (профессиональные) – возможности к развитию отдельных психических процессов или свойств личности для какого-либо рода деятельности

  3. общие – благоприятные возможности развития способностей психики человека, которые одинаково нужны для многих видов деятельности

Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.

Одаренность – совокупность общих, специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области и выделяют его среди лиц, обученных в тех же условиях.

Талант – высокая степень одаренности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной.

Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая осуществлять новое в той или иной сфере деятельности.

Профессионально-жизненный опыт личности включает знания, навыки, умения и привычки.

В общем плане, опыт личности определяет ее культуру, а в профессиональном – ее подготовленность.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.