ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
4 группа – черты, выражающие отношение личности к себе: требовательность к себе, самокритичность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, скромность, тщеславие, эгоизм, эгоцентризм, завышенный, заниженный или адекватный своим возможностям уровень притязаний, самомнение и т.д.
5 группа – моральные черты характера: честность, искренность, справедливость, откровенность, правдивость, нравственная и правовая нормопослушность либо те же черты «с обратным знаком». Именно данные черты являются основным, главным показателем нравственной зрелости личности;
6 группа - волевые черты: настойчивость, упорство и неотступность перед препятствиями на пути к достижению цели, решительность, самообладание, смелость, дисциплинированность. Развитость этих черт и обусловливает оценки типа «волевой человек», «сильная личность», «сильный», «твердый характер».
Однако эту классификацию черт характера абсолютизировать нельзя, так как некоторые из них могут быть отнесены и к одной, и к другой группе. Например, такие черты, как жестокость, вежливость, тактичность, наглость могут быть отнесены и к группе моральных черт, и к группе, выражающей отношение к другим людям.
Характер человека должен изучаться как единое целое и в тесной связи со всеми сторонами личности, с учетом конкретных условий его формирования, в динамике, развитии. Он должен изучаться на объективном конкретном материале деятельности, поведении, поступках личности.
Характер личности проявляется в своеобразном ее отношении к различным сторонам действительности и определяется:
а) устойчивостью, что проявляется в шаблонности, стереотипности отношений личности к людям, делу, к себе;
б) целостностью, взаимной обусловленностью, что проявляется в относительной непротиворечивости отношений - аккуратность и пунктуальность в отношении к делу, людям, себе самому.
в) иерархичностью, что проявляется в главенстве одних и подчиненности других отношений, например главенство отношения к делу над отношением к себе или к другим людям.
Существенной особенностью черт характера является весьма близкая к иерархичности их способность к так называемой акцентуации, т. е. к обострению.
Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что в отличие от обычных «средних» людей есть люди акцентуированные, точнее – люди с акцентуированными чертами характера, но жесткой границы между ними нет, ибо каждый обладает той или иной дозой акцентуации. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций:
1) гипертимический - чрезвычайно контактен, словоохотлив, с оживленной жестикуляцией, невольными отклонениями от первоначальной темы разговора, огорчается по поводу замечаний окружающих, легкомыслен, раздражителен в кругу близких, прожектер, недостаточно серьезен в отношении к служебным обязанностям, из-за чего эпизодически возникают конфликты, изредка и сам может быть инициатором конфликтов (активной стороной), но энергичен, жаждет деятельности, инициативен, оптимист.
2) дистимический - с низкой контактностью, немногословен, пессимист, домосед, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, конфликтует редко (пассивная роль), ценит тех, кто его одаривает дружбой и склонен им подчиняться, пассивен, с замедленностью мышления, неповоротлив, оторван от коллектива, но серьезен, высоконравствен, добросовестен, справедлив;
3) циклоидный - контактность циклически меняется, в веселом обществе резко оживляется, в серьезном – молчалив, в период подъема настроения ведет себя как гипертимик, в период спада – как дистимик;
4) возбудимый - с низкой контактностью, молчалив, угрюм, замедлен в беседе («тягучая занудливость»), раздражителен, вспыльчив, склонен к хамству, брани, постоянным конфликтам – даже по незначительному поводу, неуживчив в коллективе, жесток, с ослабленным контролем над влечениями, но вне гнева – добросовестен, аккуратен, любит детей и животных;
5) застревающий – со средней контактностью, несговорчив, обидчив, легко уязвим, подозрителен, ревнив, мстителен, склонен к затяжным склокам, четко определяет круг друзей и врагов, в конфликтах чаще бывает активной стороной, самонадеян, честолюбив, стремится к высоким показателям в любом деле, высоко требователен к себе, непомерно – к близким и подчиненным, до фанатизма раздутое чувство справедливости;
6) педантичный – контактность обычная, выраженная занудливость в «пережевывании» подробностей, конфликтует редко и лишь как пассивная сторона, формалист, «крючкотвор», принятие важных решений норовит переложить на других, лидерство в семье уступает другому, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью, добросовестен, серьезен, надежен в делах и чувствах, настроение ровное;
7) тревожный – с низкой контактностью, поскольку робок, неуверен в себе, краснеет от смущения, «беззащитен», «козел отпущения», конфликтует редко и как пассивная сторона, в супруге жаждет видеть опору и защитника, дружелюбен, самокритичен, исполнителен;
8) эмотивный – контактность ниже среднего уровня, предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимают «с полуслова», конфликтует редко (пассивная роль), обиды не «выплескивает» наружу, крайне чувствителен, слезлив, может провоцировать нападки со стороны раздражительных и невоспитанных, альтруист, способен к состраданию, жалостливости, радости за чужие удачи, с развитым чувством долга, исполнителен, хороший семьянин;
9) демонстративный – легкость установления контактов, стремление к лидерству, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, раздражает окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцирует конфликты, но защищается активно, эгоист, лжив, склонен «заболевать» в самые ответственные моменты, однако целенаправлен, упорен, способен увлечь других, неординарен, обходителен;
10) экзальтированный –высокая контактность, патетичность, влюбчивость, конфликтует редко (и в активной, и в пассивной роли), привязан и внимателен к друзьям и близким, чрезмерно впечатлителен, паникер, подвержен отчаянию, альтруист, с развитым чувством сострадания, обладает художественным вкусом, артистическими задатками, его характеризует яркость и искренность чувств;
11) экспортированный – высокая контактность (масса друзей, знакомых), словоохотлив до болтливости, жадно впитывает любую случайную информацию, конфликтует редко (пассивная роль), приказы принимает без раздумывания, лидерство уступает другому, человек «без царя в голове», подвержен чужому влиянию («игрушка в руках проходимцев»), склонен к необдуманным поступкам, легковерен, испытывает страсть к развлечениям, любит сплетничать, готов выслушать «исповедь» другого, исполнителен;
12) интровертированный – очень низкая контактность (общение по необходимости) с бедной мимикой, отпугивает собеседника сложными философскими раздумьями, любит одиночество, конфликтует редко - при попытках вторгнуться в его внутренний мир, переборчив в выборе супруга – ищет идеал, эмоционально холоден, относительно слабо привязан к близким, упорен в отстаивании своих взглядов, на все имеет свою точку зрения, зачастую отличающуюся от мнения большинства, сдержан, степенен, для него характерны обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Вместе с тем следует еще раз отметить, что это – не классификация характеров, а лишь классификация акцентуированных типов, когда эта акцентуация выражена достаточно ярко. И тем не менее данная классификация и описание типов представляют, на наш взгляд, не только теоретический интерес, но и практическую значимость.
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
Способности – физические свойства личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней.
В основе способности лежат задатки, различия между людьми, а развитие задатков зависит от социальной среды, в которой формируется личность.
Виды способностей:
частные – благоприятные возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию
специальные (профессиональные) – возможности к развитию отдельных психических процессов или свойств личности для какого-либо рода деятельности
общие – благоприятные возможности развития способностей психики человека, которые одинаково нужны для многих видов деятельности
Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.
Одаренность – совокупность общих, специальных и частных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определенной области и выделяют его среди лиц, обученных в тех же условиях.
Талант – высокая степень одаренности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной.
Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая осуществлять новое в той или иной сфере деятельности.
Профессионально-жизненный опыт личности включает знания, навыки, умения и привычки.
В общем плане, опыт личности определяет ее культуру, а в профессиональном – ее подготовленность.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.
На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.
Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.