ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Н. Н. Пустовалова компьютерные информационные технологии лабораторный практикум

Лабораторная работа № 1. Операционная система Windows. Программы группы «Стандартные»

Операционная система windows

Программы группы «стандартные»

Приложение microsoft word

Приложение microsoft excel

Линейные программы в приложении excel

Циклические программы

Разветвляющиеся программы

Одномерные массивы

Использование подпрограмм

Формы пользователя

Работа со списками

Использование мастера слияния

Базы данных

Создание таблиц

Заполнение, сохранение и редактирование данных в таблице. Порядок заполнения таблиц зависит от связей в таблицах. Вначале заполняются таблицы главные, затем – подчиненные.

Итоговый запрос. Чтобы подводить итоговые значения по группам данных, используются итоговые запросы. Например, пусть надо получить итоговые суммы по продажам отдельных групп товаров.

Создание форм

Разработка отчетов

Приложение power point

Компьютерная графика. Приложение ms visio

Выделение областей. Для выделения всего рисунка или слоя служит команда Select / All (Выделение / Все).

Приложение mathcad

Вычисление определенных интегралов

Согласно методу трапеций значение интеграла определяется по формуле

Приближенное решение уравнений

Решение систем линейных уравнений

Рассмотрим алгоритм решения системы линейных уравнений методом Гаусса.

Получение математической модели одномерного объекта

Решение задач оптимизации

Приближенное решение дифференциальных уравнений

Приложение macromedia flash

Создание html-документов

Компьютерные информационные технологии

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н. Н. Пустовалова компьютерные информационные технологии лабораторный практикум

Минск 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум содержит задания для выполнения лабораторных работ. В каждой работе имеются контекстные ссылки на теоретический материал.

Приложения Word, Excel, Access, Visio, PowerPoint, основные способы использования которых изучаются в ряде лабораторных работ, входят в состав Microsoft Office 2010.

Преподаватель определяет, какие лабораторные работы должны выполнять студенты и в каком объеме. Предполагается, что выполнение большинства лабораторных работ занимает у студентов два академических часа. Выполнение некоторых лабораторных работ занимает от четырех до шести академических часов.

Задания для выполнения лабораторных работ содержат также кнопки, при нажатии на которые открываются тесты, предназначенные для контроля знаний студентов. Тестирование происходит по команде преподавателя и занимает от 1 до 5 минут. Для работы тестирующих программ предварительно в приложении Word надо разрешить использование макросов. При этом тексты ответов на формах располагаются каждый раз случайным образом, и ответить на вопросы можно только один раз, так как после нажатия на кнопку «Результаты» форма с вопросами и вариантами ответов исчезает.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лабораторная работа № 1. Операционная система Windows. Программы группы «Стандартные»

Лабораторная работа № 2. Приложение Microsoft Word

Лабораторная работа № 3. Приложение Microsoft Excel

Лабораторная работа № 4. Реализация алгоритмов линейной структуры в приложении Excel

Лабораторная работа № 5. Циклы в инженерных расчетах

Лабораторная работа № 6. Разветвляющиеся программы в приложении Excel

Лабораторная работа № 7. Одномерные массивы


Лабораторная работа № 8. Использование подпрограмм

Лабораторная работа № 9. Создание форм пользователя в приложении Excel

Лабораторная работа № 10. Простые и комбинированные списки

Лабораторная работа № 11. Разработка проекта с использованием форм в приложении Excel

Лабораторная работа № 12. Создание баз данных в приложении Access

Лабораторная работа № 13. Разработка презентаций в приложении PowerPoint

Лабораторная работа № 14. Компьютерная графика. Приложение Microsoft Visio

Лабораторная работа № 15. Графический редактор Adobe Photoshop

Лабораторная работа № 16. Приложение Machcad

Лабораторная работа № 17. Приближенное вычисление интегралов

Лабораторная работа № 18. Решение уравнений в приложениях Excel и Machcad

Лабораторная работа № 19. Решение систем уравнений в приложениях Excel и Machcad

Лабораторная работа № 20. Математические модели одномерных процессов

Лабораторная работа № 21. Оптимизация процессов

Лабораторная работа № 22. Решение дифференциальных уравнений

Лабораторная работа № 23. Компьютерная графика. Приложение Macromedia Flash

Лабораторная работа № 24. Создание HTML-документов в сети Интернет

Лабораторная работа № 1. Операционная система Windows. Программы группы «Стандартные»

  1. Открыть приложение Мой компьютер. Переместить окно в другое место Рабочего стола. Изменить размеры окна. Проделать операции развернуть, восстановить, свернуть разными способами.

  2. В папке Мои документы создать дерево папок с именами:

  1. В приложении Paint создать рисунок. Разместить на рисунке текст. Раскрасить рисунок в различные цвета.

  2. Опробовать операции копирования и вставки части рисунка. Опробовать команды Отразить / Повернуть и Растянуть / Наклонить. Сохранить рисунок в папке Графика.

  3. Запустить программу Блокнот, WordPad или Word. Записать свою фамилию, имя, отчество, факультет и номер группы. Сохранить файл в своей папке под именем FioN, где N – номер компьютера, например Fio5.

  4. В приложении Paint создать рисунок компьютера. Сохранить файл в своей папке под именем CompN, где N – номер компьютера, например Соmр4.

  5. Запустить программу Калькулятор. Вычислить, сколько часов в семестре отведено на изучение дисциплины «Компьютерные информационные технологии» (4 часа в неделю, 17 недель). Записать полученный результат в файл FioN.

  6. В приложении Калькулятор в пункте меню Вид выбрать команду Инженерный. Выполнить несколько операций вычисления.

  7. Нажав клавиши <Alt> + <PrtSc> занести в буфер обмена вид окна. Скопировать рисунок Калькулятора в файл CompN.

  8. Запустить приложение Проводник, просмотреть содержимое пунктов меню и справку.

  9. Скопировать данные из файла FioN в файл CompN.

  10. Найти на компьютере созданный ранее рисунок, используя Пуск / Найти, и скопировать его в папку Фамилия, переименовать. Найти на диске С: файлы с расширением *.bmp и скопировать некоторые из них в папку Графика.

  11. На диске С: найти текстовые файлы, созданные 1 сентября (или в другой день), и скопировать некоторые в папку Текст.

  12. Определить объем свободного места на диске С: и поместить информацию об этом в один из текстовых файлов.

  13. Ознакомиться с учебником по Windows открыв Пуск / Справка.



В начало практикума

Лабораторная работа № 2. Приложение Microsoft Word Задание 1

Набрать текст, представленный на рисунке ниже.

Типы шрифтов и выравнивание в тексте должны быть разными. Рисунок может быть любым из коллекции Word, он должен располагаться слева от текста. Таблицу надо вставить в надпись и разместить справа от текста. Последняя строка в таблице «Итого» рассчитывается при помощи формул, а не заполняется от руки. Надпись УО «Белорусский государственный технологический университет» является объектом WordArt.

Затем раздел с текстом об истории университета расположить в две колонки и первый символ абзаца сделать буквицей.

Задание 2

Набрать текст на трех страницах. На первой странице расположить текст так, чтобы он занимал всю страницу.

Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»

Кафедра информационных систем и технологий

(рисунок)

Расчетно-графическая работа

Программирование циклических процессов

Выполнил:

Проверил:

Минск 2013

Написать в строке Выполнил: свою фамилию и номер группы. Основной текст должен иметь шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, полуторный междустрочный интервал.

Текст на второй странице должен иметь шрифт Times New Roman, размер 12 пт, выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,25 см, одинарный междустрочный интервал.

Список в начале страницы оформить в соответствии с заданием. Описание схемы алгоритма программы создать с помощью автофигур и расположить в надписи. Установить следующие параметры страницы: верхнее поле – 2 см, левое – 3 см, нижнее – 2 см, правое – 1 см.

На третьей странице оглавление создать автоматически.

В получившемся документе из трех страниц оформить название с помощью Мастера текста. Добавить нижний колонтитул, в котором записать свою фамилию и вставить текущую дату. Определить фоновый цвет.

Изменить формулу y=cos(x) на более сложную (например:) или другую и набрать ее с помощью приложения Microsoft Equation.

На первой странице слова «Белорусский государственный технологический университет» с помощью контекстного меню сделать гиперссылкой, при нажатии которой открывается текст первого задания. Опробовать работу гиперссылки.

Проверить орфографию текста, осуществить перенос слов. Опробовать операции поиска и замены.

Просмотреть документ в различных режимах просмотра (обычный, структура, разметка страницы). Нажимая кнопку Отобразить все знаки, ознакомиться с тем, как отображаются на экране символы пробела и конца абзаца.

Просмотреть страницы в режиме предварительного просмотра.

В начало практикума

Лабораторная работа № 3. Приложение Microsoft Excel Задание 1

  1. Cоздать таблицу:

Зарплата работников за январь

Номер

Фамилия

Должность

Стаж

Оклад

Премия

Надбавка за стаж

Итого

Налоги

Получить

Доля

1

2

3

4

5

6

Сумма

Среднее

  1. Заполнить произвольно поля таблицы Фамилия и Должность. Стаж – в диапазоне 0 – 30 лет. Оклад: 1 000 000 руб. – 4 000 000 руб.

  2. Премия составляет 50% оклада.

  3. Надбавка за стаж вычисляется на основании стажа. Если стаж больше 10 лет, тогда надбавка равна 20% от оклада, иначе – 0. Здесь используется встроенная функция ЕСЛИ.

  4. Налоги составляют 20% от значения поля Итого.

  5. Вычислить сумму и среднее значение для каждого столбца.

  6. Значение поля Доля рассчитывается как значение поля Получить для каждого работника, деленное на значение общей суммы всех значений поля Получить.

  7. Построить столбчатую гистограмму для столбцов Фамилия и Получить. В легенде отобразить фамилии работников.

  8. На 2-м и 3-м листах создать аналогичные таблицы за февраль и март.

  9. Используя объемные ссылки, увеличить оклад за февраль на 10%, а за март – на 5% по сравнению с февралем.

  10. На 4-м листе создать таблицу с полями Месяц и Всего получить для директора (или другого специалиста).

  11. Построить график зарплаты директора фирмы за январь, февраль и март.

  12. Добавить на график линию тренда с прогнозом. Узнать, какая зарплата будет у директора в июне.

Задание 2

  1. Построить графики функций, представленных на рисунке ниже.

  2. Для записи функций f(x) и s(x)в виде текста использовать редактор формул Microsoft Equation.

  3. Первое значение переменной х в ячейке A9 набрать на клавиатуре, следующие значения определить по соответствующей формуле. Значения f(x) и s(x) рассчитать по формулам, для f(x) использовать встроенную функцию ЕСЛИ.

  4. Два графика построить в одном окне.

В начало практикума

Лабораторная работа № 4. Реализация алгоритмов линейной структуры в приложении Excel Задание 1

  1. В электронной книге Excel переименовать «Лист1» в «Линейные программы».

  2. Расположить на листе элемент управления Кнопка. Изменить надпись на ней (ввести текст «Программа линейная»), цвет, шрифт, цвет шрифта.

  3. Для кнопки написать линейную программу расчета по формулам в соответствии с вариантом из табл. 4.1. Исходные данные ввести из соответствующих ячеек рабочей книги и вывести в ячейки рабочей книги (методы Range или Cells). Опробовать работу программы. Исправить ошибки, если они имеются.

Таблица 4.1

Формулы для вычислений

Исходные данные

Формулы для вычислений

Исходные данные

1

9

2

10

3

11

Формулы для вычислений

Исходные данные

Формулы для вычислений

Исходные данные

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

Задание 2

  1. На листе «Лист2» рабочей книги Excel подготовить таблицы в соответствии с рисунком, представленным ниже. Исходные данные определить самостоятельно в соответствии с вариантами из табл. 4.2. Номер варианта определяет преподаватель.

  2. В ячейках с тестовыми расчетами рассчитать формулы с помощью встроенных функций Excel.

  3. Расположить на листе три элемента управления Кнопка. Изменить надписи на них, цвет кнопок, шрифт, цвет шрифта.

  4. Написать программы для расчета формул. В программе для первой кнопки исходные данные вводятся из ячеек рабочей книги, для второй – с клавиатуры. Для третьей кнопки написать программу для очистки ячеек с результатами работы программы. Сравнить результаты.

Таблица 4.2

Формулы для расчетов

Формулы для расчетов

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

В начало практикума

Лабораторная работа № 5. Циклы в инженерных расчетах

В таблице приведены формулы и два варианта исходных данных, по которым надо составить две циклические программы с одними и теми же расчетными формулами. Предусмотреть вывод результатов в ячейки таблицы на рабочем листе Excel.

Формула для вычислений

For...Next

Do...Loop

Формула для вычислений

For...Next

Do...Loop

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

В начало практикума

Лабораторная работа № 6. Разветвляющиеся программы в приложении Excel

Составить программы с разветвлениями вычислений по условиям задач, приведенным в таблице.

Формула для вычислений

Исходные данные

Формула для вычислений

Исходные данные

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

В начало практикума

Лабораторная работа № 7. Одномерные массивы

  1. Разработать программу с использованием одномерных массивов по условиям, приведенным в таблице в соответствии с вариантом.

  2. Создать кнопку «Сумма» и написать программу, вычисляющую сумму элементов массива из таблицы.

  3. Для кнопки «Произведение» создать и выполнить программу, вычисляющую произведение элементов массива.

  4. Для кнопки «Максимум» создать и выполнить программу, вычисляющую максимальный элемент массива.

Формула для вычислений

Исходные данные

Формула для вычислений

Исходные данные

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

В начало практикума

Лабораторная работа № 8. Использование подпрограмм

1. Создать кнопку “Таблица значений функции f(x)” с программой для вычислений с помощью функции пользователятипаFunction значений f(x) в соответствии с вариантом задания из таблицы. Предусмотреть ввод данных из ячеек и вывод результатов в ячейки таблицы на рабочем листе Excel.

Формула для вычислений

Исходные данные

Формула для вычислений

Исходные данные

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

2. Те же самые значения вычислить с использованием пользовательской функции листа. Сравнить результаты.

3. Ознакомиться с правилами использования пользовательских процедур типа Sub.

В начало практикума

Лабораторная работа № 9. Создание форм пользователя в приложении Excel

1. Опробовать приведенные ниже примеры. Внести изменения в программы с тем, чтобы изменить параметры шрифта, цвет, направление движения.

Пример. Рассмотрим пример работы с формой и элементами управления. Пусть на рабочем листе размещена кнопка с именем Работа с формой. В окне редактора VBA создана форма UserForm1, изображенная слева. На форме имеется поле (TextBox1) и три кнопки. Надписи на кнопках определены в свойствах Caption.

Программа для кнопки Работа с формой на рабочем листе вызовет появление формы на экране: SubCommandButton1_Click()

UserForm1.Show

End Sub

Программа третьей кнопки аналогична программе кнопки Работа с формой, но вместо Show используется метод Hide. С нажатия кнопки Работа с формой надо начать работу. На появившейся форме попеременно нажимая кнопки Положение 1 и Положение 2, можно понаблюдать за изменениями на экране.

Пример. Рассмотрим пример движения элемента управления через определенные промежутки времени.

Пусть на формеUserForm1 имеется текстовое поле и кнопка, программа которой производит следующие действия: поле окрашивается в зеленый цвет, определяется положение поля на форме и оно меняется 7 раз через одну секунду.

Здесь встроенная функция Now определяет текущее время, с помощью встроенной функции TimeValue задается интервал времени (в нашем примере – 1 секунда), метод Wait в приложении (Application) переводит компьютер в режим ожидания на некоторый отрезок времени.

2. Для разработанных ранее линейных программ в соответствии с вариантами табл. 4.1организовать ввод исходных данных из полей формы и размещение полученных результатов в поля или надписи на форме.

В начало практикума

Лабораторная работа № 10. Простые и комбинированные списки

1. В приложении Excel подсчитать средний балл сдачи сессии студентом с использованием комбинированного списка в соответствии с примером, рассмотренным ниже. Добавить в таблицу дополнительные сведения о годе рождения студентов, адресе и т. п.

Пример. Пусть имеется список группы, в котором содержатся сведения об оценках, полученных студентами во время сессии. Требуется подсчитать средний балл для конкретного студента, выбранного из списка.

На рабочем листе надо создать кнопку с надписью «Средний балл».

В программе символы ”” означают пустую ячейку. В переменной J определяется номер последней заполненной строки в таблице. Затем с помощью метода RowSource заполняется комбинированный список ComboBox1 информацией из ячеек b4:bJ. С помощью метода Show форма вызывается на экран.

На форме с именем UserForm1 нужно расположить комбинированный список ComboBox1 и надпись Label1 с текстом «Раскройте список, выберите фамилию, нажмите кнопку». Командная кнопка с заголовком «Расчет среднего балла» запускает программу расчета. Перед полем TextBox1 в надписи Label2 предварительно записан текст «Средний балл».

В программе определяется номер выбранного элемента списка с помощью свойства ListIndex и рассчитывается средний балл. Результат помещается в текстовое окно TextBox1.

2. В приложении Excel определить фамилии двоечников в результате сдачи сессии с использованием простого списка в соответствии с примером, рассмотренным ниже.

Добавить в исходную таблицу столбец «Год рождения», на пользовательскую форму поместить второй простой список и внести изменения в программу так, чтобы во второй список выводилась информация про год рождения двоечников.

Пример. Пусть требуется по результатам сессии определить фамилии двоечников для списка студентов из предыдущего примера. Надо создать форму пользователя с заголовком «Список двоечников» (в свойстве Caption), имя формы Neud (в свойстве Name). На форме следует разместить простой список ListBox1.

В программе i – номер строки в таблице на рабочем листе Лист1 со списком группы, он начинается с 4, так как фамилии студентов записываются с четвертой строки.

В цикле DoLoop просматривается содержимое списка студентов по строчкам до тех пор, пока не встретится пустая ячейка.

В цикле ForNext проверяются оценки каждого студента, и если встретилась оценка ниже 4, то фамилия такого студента помещается в список на форме. При этом проверять другие оценки этого студента уже не нужно, поэтому оператор GoTo выполняет переход по метке 1, где наращивается номер строки в таблице. В качестве метки может использоваться любое сочетание буквенных и цифровых символов.

В начало практикума

Лабораторная работа № 11. Разработка проекта с использованием форм в приложении Excel Задание 1

  1. В приложении Excel создать проект в соответствии с примером, описанным ниже. Проверить и отладить работу всех программ.

Пример. Пусть на рабочем листе с названием Товар располагается таблица c описанием товаров, а на рабочем листе Заказчики хранится информация о заказчиках товаров.

Таблица с описанием товаров

Таблица с информацией о заказчиках

Наименование

Цена, руб

Количество

Стул

0

000

50

Стол

120 000

40

Кресло

200 000

15

Шкаф

1200 000

20

Фирма

Адрес

Телефон

Р/с

Рассвет

Минск, ул. Коржа, 2

211-23-34

10010007

Восток

Витебск, пр-т. Мира, 5

222-44-67

10020009

Вест

Гродно, ул. Кирова, 1

333-45-78

10030008

Луч

Гомель, ул. Буре,

444-56-90

10040005

На рабочем листе Платеж заготовлена информация для формирования платежной ведомости на оплату конкретного товара, выбранного заказчиком. На этом же листе следует расположить кнопки с названиями «Заказ товара» и «Очистка» вне области с информацией.

Требуется программным путем сформировать платежную ведомость.

Для организации диалога при оформлении заявки заказчиком надо создать пользовательскую форму UserForm1, на которой должны располагаться комбинированные списки для выбора товара и заказчика, поле для ввода информации о количестве заказанного товара с пояснениями в надписях и кнопка «Принять заказ».

Работа должна начинаться с нажатия кнопки «Заказ товара». В появившемся окне UserForm1 надо выбрать из списка «Заказчики» фирму-заказчика, а из списка «Товар» – наименование товара. В поле Количество определяется нужное количество товара. При нажатии кнопки «Принять заказ» формируется платежная ведомость.

Программа для кнопки «Заказ товара» должна заполнить раскрывающиеся списки на форме с названиями товаров и фирм-заказчиков исходя из информации, имеющейся на листах Товары и Заказчики, и вызвать на экран форму UserForm1. В тексте программы учтено, что первая строка на рабочих листах Товары и Заказчики содержит названия столбцов, и поэтому цикл начинается со значения k = 2. При этом циклы для заполнения комбинированных списков Заказчики и Товары практически совпадают, однако их нельзя объединить в один, поскольку количество заказчиков и товаров может быть разным.

Командная кнопка «Очистка» на листе Платеж должна очищать те ячейки, которые будут заполняться после выполнения диалога на окне UserForm1. Для очистки ячеек используется метод ClearContents, а область очищаемых ячеек задается объектом Range. Поскольку кнопка находится на листе Платеж, то указание имени листа Worksheets("Платеж") можно опустить.

Sub CommandButton2_Click()

Worksheets("Платеж").Range("b8:b10").ClearContents

Worksheets("Платеж ").Range("a13:d13").ClearContents

Worksheets("Платеж ").Range("b17").ClearContents

End Sub

Программа для командной кнопки «Принять заказ» на форме пользователя должна заполнить ячейки на рабочем листе Платеж, подсчитать стоимость товара и заполнить поле даты. В программе учтено то, что нумерация элементов в комбинированном списке начинается с нуля. Встроенная функция Date определяет текущую дату. При выполнении оператора End произойдет закрытие диалогового окна пользовательской формы и на экране останется лист Платеж.

После формирования листа Платеж его можно напечатать с помощью кнопки «Печать», которая может быть размещена на этом же листе вне ячеек с информацией:

Sub CommandButton3_Click()

Worksheets("Платеж").Range("a1:e18").PrintOut

End Sub

  1. На бланке Платеж в ячейке, следующей после текста «Платежная ведомость», сформировать номер заказа, увеличивая его на единицу при поступлении заказа. Внести для этого соответствующие изменения в программу кнопки «Принять заказ».

Задание 2

  1. В приложении Excel создать проект в соответствии с примером, описанным ниже.

Пример. В качестве примера совместной работы приложений Excel и Word рассмотрим задачу рассылки извещений, созданных в редакторе Word, тем заказчикам, которые пожелали приобрести товар в задаче, описанной выше, но не перевели деньги на счет фирмы-продавца. Предварительно следует сформировать таблицу на рабочем листе с именем Заказы:

Заказчик

Товар

Количество

Общая стоимость

Дата

Оплата

Луч

Стул

2

160 000

11.09.12

Да

Восток

Кресло

1

120 000

11.09.12

Восток

Стол

2

400 000

12.09.12

Да

Вест

Кресло

3

360 000

12.09.12

Пусть шапка таблицы на листе имеется, надо программным путем сформировать содержимое (столбец «Оплата» заполняется бухгалтером при получении сведений об оплате заказа вручную). Для этого в программе для кнопки «Принять заказ» перед оператором End следует добавить операторы, которые будут заполнять первые 5 столбцов списка на листе Заказы:

i = 2

Do While Worksheets("Заказы").Cells(i, 1) <> ""

i = i + 1

Loop

Worksheets("Заказы").Cells(i, 1) = Worksheets("Платеж").Range("b8")

Worksheets("Заказы").Cells(i, 2) = Worksheets("Платеж").Range("a13")

Worksheets("Заказы").Cells(i, 3) = Worksheets("Платеж").Range("c13")

Worksheets("Заказы").Cells(i, 4) = Worksheets("Платеж").Range("d13")

Worksheets("Заказы").Cells(i, 5) = Worksheets("Платеж").Range("b17")

Затем в текстовом редакторе Word надо создать документ под именем, например, «Извещение».

В

Уважаемый руководитель фирмы!

Напоминаем Вам о необходимости произвести оплату на наш расчетный счет №200200449 за выписанный по заявке Вашей фирмы товар стоимостью рублей.

Директор фирмы «Белмебель» Кузнецов Н.И.

этом документе нужно добавить поля, в которых будет размещаться в нужных местах следующая информация: после слова «фирмы» – поле для наименования фирмы, после слова «товар» – поле для наименования товара, после слова «стоимостью» – поле для размещения цены товара. Добавить эти поля и напечатать документы можно с использованиемМастера слияния.

В начало практикума

Лабораторная работа № 12. Создание баз данных в приложении Access Задание 1

Создание таблиц. В приложенииAccess создать три таблицы следующего вида:

Имя таблицы

Имя поля

Тип данных

Тип поля

Товары

Наименование

Текстовый

Ключевое

Цена

Денежный

Количество

Числовой

Изображение

Поле объекта OLE

Описание товара

Поле MEMO

Заказчики

Наименование фирмы

Текстовый

Ключевое

Адрес

Текстовый

Телефон

Текстовый

Расчетный счет

Текстовый

Заказы

Номер заказа

Числовой

Ключевое

Наименование товара

Текстовый

Цена продажи

Денежный

Количество

Числовой

Дата заказа

Дата / время

Дата поставки

Дата / время

Заказчик

Текстовый

Оплачено

Текстовый

2. Определить свойства полей Цена и Цена продажи в таблицах «Товары» и «Заказы», установив число десятичных знаков – 0. Ключевые поля сделать обязательными, совпадения не допускаются.

3. Создать связи между таблицами, использовав поля Наименование, Наименование товара, Наименование фирмы, Заказчик.

4. Наполнить таблицы информацией и сохранить файл под именем «Продажи».

Разработка запросов. Для задачи «Продажи» сформировать следующие запросы:

– определить товары, поставки которых предусмотрены в третьем квартале, отсортировать их по датам поставки;

– найти клиентов, заказавших товар, начинающийся на букву «С»;

– найти товары, цена которых находится в пределах от 30 000руб. до 100 000 руб.;

– определить заказчиков, которые не оплатили заказ;

– расcчитать прибыль, полученную в результате продажи конкретного товара во втором квартале;

– определить заказчиков, заказавших конкретный товар;

– найти заказы определенной фирмы по ее названию;

– определить поставки, стоимость которых больше заданной величины;

– вычислить общую стоимость поставленных в первом квартале товаров;

– определить суммарную стоимость поставленных за год товаров отдельно по названиям.

Создание форм и отчетов.1. Для задачи «Продажи» создать форму с помощью Мастера для ввода данных о товарах.

2. Создать форму в режиме Конструктора для ввода информации о заказчиках и подчиненную ей форму для ввода данных о заказанных товарах.

3. Создать отчет по таблице «Заказы» с группировкой данных по заказанным товарам.

4. Создать отчет по заказчикам, не оплатившим заказы.

5. Разработать кнопочную форму на открытие страницы «Формы».

Задание 2

  1. Создать файл с базой данных, именем которого является фамилия студента. С помощью Конструктора создать следующие три таблицы:

Имя таблицы

Имя поля

Тип данных

Тип поля

Факультет

Группа

Текстовый

Ключевое

ФИО старосты

Текстовый

Кол-во студентов

Числовой

Кол-во минчан

Числовой

Кол-во минчан

Числовой

Кол-во живущих в общежитии

Числовой

Группа

ФИО студента

Текстовый

Ключевое

Математика

Числовой

Химия

Числовой

Информатика

Числовой

Задолжники

ФИО студента

Текстовый

Ключевое

Предмет

Текстовый

Дата пересдачи

Дата / время

Новая оценка

Числовой

Причина

Поле MEMO

  1. Создать связи между таблицами.

  2. Ввести в таблицу Факультет сведения о группах. В таблицу Группа – сведения о студентах 3 групп по 10 человек из каждой. В таблицу Задолженности – сведения о 3 студентах, 2 из которых не сдали 2 предмета.

  1. Создать запросы на выборку данных:

– определить номера групп, в которых количество студентов больше 25;

– определить фамилии студентов, все оценки которых выше 6;

– определить фамилии студентов, чьи оценки по информатике находятся в пределах от 7 до 9;

– определить студентов, фамилии которых начинаются на букву « » (букву определить самостоятельно);.

– определить студентов, имеющих задолженности.

  1. Вычисляемые запросы:

– найти средний балл каждого студента в конкретной группе;

– определить, кто получает стипендию;

– определить процент минчан в группе;

– определить количество студентов, нуждающихся в общежитии.

  1. Итоговые запросы:

– определить средний балл по предметам в каждой группе;

– определить студентов, имеющих более 1 задолженности;

– определить, сколько задолженностей в каждой группе и по каким предметам.

  1. Запросы с параметром:

– определить оценки студента (по запросу ФИО студента).

– создать ведомость оценок (по запросу группы).

– определить список задолжников (ФИО, группа, предмет, по запросу предмета).

  1. Разработать формы:

– по таблице Факультет, доработать ее в конструкторе, вставить заголовок, текущую дату и время;

– создать форму с подчиненной формой с информацией о студентах группы. В основную форму включить поля: Группа, ФИО старосты, Кол-во, в подчиненную – ФИО студента, Оценки по предметам. Доработать форму в конструкторе, вставить заголовок, текущую дату и время;

– создать форму с подчиненной формой с информацией о задолженностях в группах. В основную форму включить поля: Группа (из таблицы Факультет), в подчиненную – ФИО студента, Предмет, Дата пересдачи, Новая оценка;

– создать кнопочную форму, разместить на ней кнопки на открытие форм.

  1. Создать отчеты:

– по таблице Факультет;

– по таблице Группа с группировкой данных по группе, вычислить средний балл по каждому предмету. Доработать отчет в конструкторе, изменив стандартные подписи вычисляемых полей;

– по задолжникам (Группа, ФИО студента, Предмет), сгруппировать данные по группе.

Задание 3

Для каждого из последующих заданий создать базу данных с небольшими, заполненными информацией таблицами и установить связи. Разработать требуемые запросы, результаты их выполнения показать с использованием форм.

1. Реализация изделий из стекла. Компания торгует изделиями из стекла. Таблицы: Товары (Код товара, Наименование, Цена, Описание), Покупатели (Покупатель, Телефон, Адрес), Сделки (Код сделки, Дата сделки, Код товара, Количество, Покупатель). Разработать запрос, в котором определяется список клиентов, которым можно делать пятипроцентную скидку, так как они заказали товары, общая стоимость которых превышает некоторую фиксированную сумму.

2. Курсы повышения квалификации. В учебном заведении имеются курсы повышения квалификации. Таблицы: Группы (Номер группы, Специальность, Отделение, Количество студентов), Преподаватели (Код преподавателя, Фамилия, Имя, Отчество, Телефон, Стаж), Нагрузка (Код преподавателя, Номер группы, Количество часов, Предмет, Тип занятия, Оплата). Создать запрос, в котором определяются преподаватели, читающие лекции по предмету, который надо указать в запросе.

3. Фирма по продаже запчастей. Организация занимается продажей запасных частей для автомобилей. Некоторые из поставщиков могут поставлять одинаковые детали (один и тот же артикул). Таблицы: Поставщики (Код поставщика, Название, Адрес, Телефон), Детали (Код детали, Название, Артикул, Цена, Примечание), Поставки (Код поставщика, Код детали, Количество, Дата). Разработать запрос, в котором определяются поставщики, у которых можно заказать конкретную запасную часть.

4. Контроль доставки товаров. Организация продает мебель. Таблицы: Заказчики (Код заказчика, Наименование, Адрес, Телефон, Контактное лицо), Товары (Код товара, Цена, Описание), Заказы (Код заказа, Код заказчика, Код товара, Количество, Дата, Вид доставки). Разработать запрос для определения клиентов, которым нужно доставить товары в некоторый промежуток времени. Отобразить в запросе вид доставки с расшифровкой (1 – самовывоз, 2 – доставка в тот же день, 3 – доставка в течение недели). Указать стоимость доставки в зависимости от ее вида.

5. Организация факультативов для студентов. В высшем учебном заведении организованы факультативы. Существует минимальный объем часов предметов, которые должен прослушать каждый студент. Таблицы: Студенты (Код студента, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон), Предметы (Код предмета, Название, Объем лекций, Объем практических занятий, Объем лабораторных работ), План занятий (Код студента, Код предмета, Оценка). Создать запрос, в котором определяются студенты, не набравшие нужного объема часов с указанием изученных ими предметов.

6. Учет внутриофисных расходов. Сотрудники частной фирмы имеют возможность осуществлять мелкие покупки в пределах некоторой суммы для нужд фирмы, предоставляя в бухгалтерию товарный чек. Таблицы: Отделы (Код отдела, Название, Количество сотрудников), Виды расходов (Код вида, Название, Описание, Предельная норма), Расходы (Код расхода, Код вида, Код отдела, Сумма, Дата). Разработать запрос, в котором определяется, сколько всего средств за определенный период потратили сотрудники отдела, который надо указать в запросе.

7. Контроль выдачи банком кредитов. Кредит может получить юридическое лицо. Таблицы: Виды кредитов (Код вида, Название, Ставка, Срок), Клиенты (Код клиента, Название фирмы, Вид собственности, Адрес, Телефон, Контактное лицо), Кредиты (Код вида, Код клиента, Сумма, Дата выдачи, Дата возврата). Разработать запрос, в котором определяются клиенты, не погасившие кредиты к указанному сроку, и виды их кредитов.

8. Реализация пиломатериалов. Компания продает пиломатериалы физическим и юридическим лицам. Таблицы: Товары (Код товара, Наименование, Цена, Описание), Клиенты (Покупатель, Телефон, Адрес), Сделки (Код сделки, Дата сделки, Код товара, Количество, Покупатель). Создать запрос для определения клиентов, которым проданы пиломатериалы за определенный промежуток времени.

9. Анализ показателей финансовой отчетности предприятий. В структуру холдинга входят несколько предприятий. Работа предприятия оценивается показателями (прибыль, себестоимость и пр.) Таблицы: Показатели (Код показателя, Название, Важность показателя), Предприятия (Код предприятия, Название, Банковские реквизиты, Телефон, Контактное лицо), Динамика показателей (Код показателя, Код предприятия, Дата, Значение показателя). Разработать запрос, в котором определяются предприятия, которые выполнили задания по наиболее важному показателю за определенный период, указываемый в запросе.

10. Реализация шин. Компания торгует различными моделями шин. Таблицы: Товары (Код товара, Наименование, Цена, Описание), Покупатели (Покупатель, Телефон, Адрес), Сделки (Код сделки, Дата сделки, Код товара, Количество, Покупатель). Создать запрос для определения клиентов, которым можно предоставить скидку в 3% на заказанный товар, поскольку они уже купили товар, общая стоимость которого превышает некоторую фиксированную сумму.

11. Учет стоимости рекламы. Заказчики помещают рекламу в телеэфире в определенной передаче в определенный день. Таблицы: Передачи (Код передачи, Название, Рейтинг, Стоимость минуты), Заказчики (Код заказчика, Название, Банковские реквизиты, Телефон, Контактное лицо), Реклама (Код рекламы, Код передачи, Код заказчика, Дата, Длительность в минутах). Разработать запрос, в котором вычисляется общая длительность в минутах и стоимость всей рекламы в определенный день.

12. Учет выполненной работы. Цех выпускает детали, которые производятся путем выполнения рабочими нескольких операций. Ежедневно фиксируется выполненная работа. Таблицы: Операции (Код операции, Наименование, Признак сложности), Работники (Код работника, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон, Стаж), Выполненная работа (Код работника, Код операции, Количество деталей, Дата). Разработать запрос, в котором определяется для каждого рабочего выполненная в течение месяца работа.

13. Интернет-магазин. На сайте компании выставлены на продажу товары. В случае приобретения товаров на сумму свыше некоторого значения клиент получает в дальнейшем скидку на каждую покупку в размере 2%. Таблицы: Товары (Код товара, Название, Цена, Единица измерения), Клиенты (Код клиента, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон, E-mail, Признак скидки), Продажи (Код продажи, Код товара, Код клиента, Количество, Дата продажи). Разработать запрос, в котором определяется список клиентов со скидкой.

14. Грузовые перевозки. Компания осуществляет перевозки по различным маршрутам. Таблицы: Маршруты (Код маршрута, Название, Дальность, Количество дней в пути, Оплата), Водители (Код водителя, Фамилия, Имя, Отчество, Стаж), Проделанная работа (Код маршрута, Код водителя, Дата отправки, Дата возвращения). Разработать запрос, в котором определяется работа водителей в течение некоторого месяца: маршруты, дальность и количество дней в пути.

15. Поставка материалов. Имеется номенклатура требуемых материалов и список поставщиков. Таблицы: Номенклатура материалов (Код материала, Название материала), Поставщики (Код поставщика, Название фирмы), Поставка материалов (Код поставщика, Код материала, Дата поставки, Количество, Цена). Разработать запрос, в котором определяется поступление материалов от поставщиков по видам и итоговая сумма за некоторый период времени.

16. Отдел кадров. В отделе кадров имеется список сотрудников предприятия, для каждого из которых записаны в базе данных стандартные анкетные данные. Таблицы: Сотрудники (Код сотрудника, Фамилия, Имя, Отчество, Семейное положение, Дата рождения, Образование, Стаж), Должности (Код сотрудника, Отдел, Должность), Адреса (Код сотрудника, Город, Улица, Номер дома, Квартира). Создать запрос, в котором определяется список сотрудников, имеющих высшее образование, с указанием их должностей и адресов.

В начало практикума

Лабораторная работа № 13. Разработка презентации в PowerPoint

Задание 1

  1. Создать титульный слайд презентации на тему «Лабораторные работы 1-го семестра».

  2. Создать слайды с заголовками, соответствующими пройденным темам: приложение Word, приложение Excel, язык VBA, приложение Access. Разместить на слайдах результаты выполненных лабораторных работ.

  3. Организовать анимационные эффекты для появления объектов на слайде и для перехода между слайдами.

  4. Использовать гиперссылки и кнопки.

Задание 2

  1. Создать презентацию расписания занятий. Использовать различные способы оформления, появления объектов на экране и эффекты появления слайдов.

  2. Опробовать демонстрацию презентации в ручном режиме и в автоматическом.

  3. Добавить на слайды гиперссылки на документы Word или другие объекты и управляющие кнопки. Опробовать их работу в процессе презентации.

В начало практикума

Лабораторная работа № 14. Компьютерная графика. Приложение Microsoft Visio

Задание 1

1. В приложении Microsoft Visioсоздать план зданий БГТУ. Сначала сделать двумерный план, затем преобразовать его в трехмерный.

2. Под изображением разместить подпись. Изменить формат текста.

Задание 2

1. В приложении Microsoft Visio выбрать шаблон Общие / Простые фигуры. Разместить квадрат на листе рисунка. Изменить его размеры, повернуть, скопировать, опробовать различные способы его заливки и штриховки.

2. Нарисовать квадрат с помощью инструментаПрямоугольник, изменить его форму на четырехконечную звезду с помощью контрольных точек. Для отмены произведенного действия служит инструмент Указатель.

3. Добавить на лист рисунка семиконечную звезду и преобразовать ее в цветок ромашки. Залить цветом и сгруппировать.

4. С помощью объединения двух окружностей и прямоугольника создать фигуру:

5. Создать фигуру «полумесяца», используя фрагментацию фигур.

6. Выполнить соединение фигур с помощью инструмента Соединительная линия. Изменить начертание одного из соединителей из прямого в закругленный. Для другого соединителя установить появление перемычек при пересечении соединительных линий. Переместить фигуры.

7. Выполнить автоматическое выравнивание фигур, настроить макет фигур.

8. Добавить на лист рисунка текст, отформатировать его.

Задание 3

1. Для технологической схемы двухступенчатой сероочистки природного газа с использованием полочных адсорберов (см. рисунок) выбрать имеющиеся мастера, нарисовать новые пользовательские мастера и создать новый трафарет.

2. При помощи фигур нового трафарета нарисовать схему.

Схема двухступенчатой сероочистки природного газа с использованием полочных адсорберов

В начало практикума

Лабораторная работа № 15. Графический редактор Adobe Photoshop Задание 1

1. Создать изображение с использованием инструментов Brush Tool (Кисть), Pencil Tool (Карандаш), Line (Линия). Использовать различные режимы смешивания, опробовать разные виды кистей.

2. Создать новый слой, с помощью инструментов Rectangular Tool (Прямоугольник) и EllipseTool (Эллипс) изобразить элементы рисунка (закрашенные и контурные). Применить эффекты слоев. Опробовать Eraser (Стирание) и отмену операции Edit / Undo (Редактирование / Отменить).

3. Изменить прозрачность слоев, используя плавающее окно Layer (Слой). Сохранить рисунок в формате *.psd.

4. Выполнить сведение слоев и сохранить рисунок в формате *.jpg. Сравнить объем полученных файлов.

5. Открыть файл в формате jpg, произвести корректировку изображения: повернуть картинку на 2 градуса и появившиеся белые полоски по углам закрасить инструментом Clone Stamp (Клонирующий штамп), осветлить и затемнить отдельные участки.

6. На новом холсте с помощью инструмента Gradient (Градиент) создать изображение солнца, нарисовать пейзаж. Отдельные элементы закрасить инструментом Paint Bucket (Заливка).

7. На первом рисунке выделить инструментом Lasso (Лассо) какой-то элемент, скопировать его и вставить на второй рисунок. Передвинуть элемент в нужное место инструментом MoveTool (Движение). Выполнить сведение слоев.

8. Изменить размеры изображения с помощью Image / Image Size (Изображение / Размер изображения).

9. Вырезать кадр из рисунка инструментом Crop (Кадрирование). Сохранить рисунки.

Задание 2

1. Открыть два любых изображения. Можно использовать File / Resent Images (Файл / Последние документы) или поискать на компьютере файлы *.jpg. С помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) выделить участок одного изображения варьируя на панели опций Tolerance (Допуск), изменить цвет командой Image / Adjustments / Color Balance (Изображение / Коррекция / Цветовой баланс). Повернуть выделенный участок и изменить его размеры с помощью Edit / Transform (Редактирование / Трансформировать). Скопировать выделенный участок на второе изображение, передвинув его в нужное место. Выполнить сведение слоев.

2. Создать объемный текст на второй картинке в соответствии с приведенным ниже примером (если указанные фильтры отсутствуют, то использовать схожие).

3. В соответствии с приведенным ниже примером создать окантовку картинки рамкой с рваными краями.

4. На новом холсте создать надпись «под водой».

5. Разработать открытку к празднику в виде коллажа изображений. Изменить яркость открытки и контраст с помощью Image / Adjustments / Brightness / Contrast (Изображение / Коррекция / Яркость / Контрастность), увеличить резкость изображения, используя Filter / Sharpen (Фильтр / Резкость). Сохранить файлы.

Пример создания объемного текста. Пусть на белом фоне написан любой текст крупным шрифтом, например 150 pt. Надо выделить текст, щелкнув по текстовому слою в окне Layers (Слои), скопировать в буфер обмена, создать новый слой и вставить содержимое буфера. К новому слою можно применить фильтр Filter / Sketch / Plaster (Фильтр / Эскиз / Рельеф), подобрав желаемые настройки. Для придания буквам большего объема надо применить фильтр Filter / Sketch / Bas Relief (Фильтр / Эскиз / Барельеф) и создать внутреннюю тень: Layer / Layer Style / Inner Shadow (Слой / Стиль слоя / Внутренняя тень). Текст будет смотреться эффектней, если создать для него обычную тень: Layer / Layer Style / Drop Shadow (Слой / Стиль слоя / Тень).

Пример окантовки картинки рамкой с рваными краями. Первоначально надо создать или открыть изображение и задать цвет окантовки в поле Background. Выполнить команду Image / Canvas Size (Изображение / Размер холста), в появившемся окне поставить флажок у переключателя Relative (Относительно) и задать ширину и высоту окантовки в полях Width и Heigth, например по 1.

Выбрать инструмент Rectangular Marquee (Прямоугольная область). На панели опций этого инструмента ввести значение, например 8, в поле Feather (Растушевка) и нарисовать пунктирный контур вокруг примерно трех четвертей изображения (не включая его окантовки). Из меню Select (Выделение) выбрать команду Inverse (Инвертировать).

Выполнить Filter / Distort / Ripple (Фильтр / Деформация / Рябь) или Zigzag (Зигзаг). Переместить изображение в окне предварительного просмотра так, чтобы была видна граница изображения, и подобрать нужный вид, изменяя ползунком параметры. Затем можно выполнить команду Filter / Brush Strokes / Spatter (Фильтр / Мазки кисти / Разбрызгивание).

Пример создания надписи «под водой». На холсте темно-серого цвета с использованием светло-серого основного цвета создать изображение воды, применив фильтры Filter / Render / Clouds (Фильтр / Рендеринг / Облака) и Filter / Sketch / Chrome (Фильтр / Эскиз / Хром). Значения параметров подобрать так, чтобы изображение воды было возможно более достоверным. С использованием команды Image / Adjustment / ColorBalance (Изображение / Корректировки / Баланс цвета) раскрасить воду.

Создать новый слой, установить цвет фона − черный, основной цвет − белый, применить фильтры Clouds и Chrome, раскрасить слой, сделав его чуть темнее предыдущего. Затем сделать этот слой прозрачным, установив значение параметра Opacity примерно 50%.

На нижнем слое напечатать текст, перевести его в растровый формат, для чего щелкнуть правой клавишей мыши по слою текста в окне Layers и в контекстном меню выполнить команду Rasterize Layer. Также сделать слой полупрозрачным, установив Opacity = 60%. Применить к тексту фильтр Filter / Distort / Wave (Фильтр / Искажение / Волна).

Пример создания коллажа. Пусть имеется два рисунка: первый − с изображением дерева, второй − с изображением птички на одноцветном фоне. Надо создать коллаж, в котором птичка сидит на дереве.

Чтобы выделить птичку, надо выбрать инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), установить на панели опций Tolerance (Допуск), например 10. Щелкнуть по фону вокруг птички и выполнить команду Select / Inverse (Выделение / Инверсия). Птичка выделится. Изменить размеры птички следует командой Edit / Free Transform (Редактирование / Трансформировать).Чтобы завершить действие команды, надо щелкнуть по любому инструменту и в появившемся окне нажать кнопку Apply (Применить). Инструментом Move (Движение) изображение птички нужно перетащить на картинку с деревом. В файле с этой картинкой добавится новый слой. Можно еще подкорректировать размеры и наклон птички командой Edit / Free Transform (Редактирование / Трансформировать). Если изображение птички должно выглядеть более бледно, то в окне Layers (Слои) для слоя с птичкой установить величину Opacity (Непрозрачность), например, 80%. Там же можно изменить режим смешивания.

Для создания прозрачного цветового перехода (градиента) надо создать новый слой над фоновым. Нажать на панели инструмент Gradient (Градиент). На панели опций установить значение Opacity (Непрозрачность), равное 60, выбрать из списка пункт Gradient Foreground to Transparent (от основного к прозрачному), установить флажок Transparency (Прозрачность). Выбрать нужный цвет пипеткой и провести мышью от правого края до левого посередине картинки.

Теперь можно сделать надпись: выбрать инструмент Type (Текст), очертить окно для текста, на панели опций выбрать цвет, определить параметры шрифта и напечатать текст. Можно изменить атрибуты текста, предварительно его выделив. К надписи можно применить эффект, выполнив команду Layer / Layer Style / Bevel and Emboss (Слой / Стиль слоя / Тиснение). В окне Layers (Слои) в слое с текстом рядом с T появилось f в кружочке. Двойной щелчок по f позволяет редактировать эффекты, наложенные на текст. Если коллаж готов, то можно выполнить сведение слоев.

В начало практикума

Лабораторная работа № 16. Приложение Machcad Задание 1

1. В рабочем документе приложения Mathcad ввести текстовый заголовок к работе.

2. Произвести символьные вычисления, упростить сложные результаты:

3. Записать пользовательскую функцию и вычислить ее значения при x = – 5, x = 0,3, x = 4.

4. Пусть заданы матрицы:

А = ; В = ; С =

Вычислить D = AC, F = A–1B, AT. Найти определитель матрицы В.

5. Построить графики зависимостей y = kx3 + 2x25x – 2 в декартовой системе координат и r = 3 – (k + 1)sin3 в полярной системе координат. Значение k выбрать произвольно. Произвести форматирование полученных графиков.

6. Построить график поверхности F(xy) = cos(x)cos(y), где х и y меняются от –4 до 4.

В начало практикума

Лабораторная работа № 17. Приближенное вычисление интегралов

1. Написать программу для вычисления определенного интеграла на языке VBA. Номер варианта определяет преподаватель. Для нечетных по номеру вариантов использовать метод трапеций, для четных – метод парабол. Для всех вариантов принять n = 200.

Номер варианта

Подынтегральная функция f(x)

Пределы интегрирования

Номер варианта

Подынтегральная функция f(x)

Пределы интегрирования

1

cos(x)3

a = 1, b = 3

9

1/x3+ 3

a = 3, b = 6

2

1 / (x – 3)

a = 4, b = 7

10

x3 – 4

a = 4, b = 8

3

x3 + 2

a = 1, b = 6

11

ln(x) + x3

a = 0, b = 5

4

sin5(x)

a = 2, b = 3

12

ex – 2x2

a = 5, b = 11

5

2 – x2

a = 8, b = 12

13

2sin4(x)

a = 8, b = 14

6

1 + x3

a = 1, b = 5

14

x3 4

a = 1, b = 4

7

1 + ex

a = 5, b = 11

15

2 + ln(x)

a = 2, b = 7

8

tg3(x)

a = 0, b = 3

16

1 / (x2 + 4)

a = 0, b = 4

2. Выполнить вычисления в приложении Mathcad.

3. Для n = 4 написать формулу вычисления определенного интеграла в соответствии с заданным методом и вычислить его значение вручную. Сравнить все результаты.

В начало практикума

Лабораторная работа № 18. Приближенное решение уравнений

1. Отделить корни уравненияf(x) = 0, где f(x) берется из нижеприведенной таблицы.

2. Написать программу вычисления корня на языке VBA. Для нечетных по номеру вариантов использовать метод касательных, для четных – метод дихотомии. Точность вычислений принять равной e = 0,0001 для всех вариантов.

Номер варианта

Функция f(x)

Номер варианта

Функция f(x)

1

x3 + x3

9

x3 + 3x1

2

cos(x) + x7

10

x3 + x – 4

3

x3 + 2x1

11

sin(x) + x3

4

2ex – 1 / x

12

ex + 2x2 – 3

5

2 – x2 + x

13

2x + x3 – 7

6

5x1 + x3

14

x3 + 2x4

7

1 + e x+ x

15

2 + x + sin(x)

8

x3 + x2

16

x2 + 4x – 2

3. Выполнить вычисления в приложении Excel с помощью команды Подбор параметра.

4. Найти корень уравнения f(x) = 0 в приложении Mathcad.

5. Вычислить вручную приближения корня x0 и x1. Все результаты сравнить между собой.

В начало практикума

Лабораторная работа № 19. Решение систем уравнений в приложениях Excel и Machcad

1. Составить программу решения системы линейных уравнений по методу Гаусса. Коэффициенты системы даны в таблице.

а11

а12

а13

а21

а22

а23

а31

а32

а33

b1

b2

b3

0

6

– 3

1

4

8

– 2

7

– 1

9

1,2

1,3

1,4

1

5

– 2

1

1

– 4

– 1

2

– 1

4

1,7

1,6

1,9

2

4

1

– 1

1

– 5

1

2

– 3

6

6,2

2,4

1,8

3

8

2

– 1

1

10

5

2

– 1

– 4

2,3

1,4

1,7

4

5

0,3

0,1

0,2

2

0,8

0,4

0,4

2

7,2

8,3

6,6

5

3

0,6

– 1

0,8

3

1,2

1

0,8

2,6

0,2

– 3

2,7

6

1

0,1

0,1

0,2

1

0,3

0,3

0,4

1

1,5

1,6

1,7

7

4

1,2

1

1,5

2,8

0,7

1

1,5

3,5

7,1

7,7

4,2

8

2,1

– 2

0,3

0,7

1,9

0,6

0,3

0,7

1,5

1,6

0,9

3,5

9

3,1

– 2

0,5

0,8

2,7

– 1

0,5

– 1

2,1

5,3

4

2,3

10

4,1

– 6

0,3

0,5

2,9

– 9

0,5

– 3

7,1

1,3

9

7,3

11

0,1

0,3

0,4

0,2

0,1

0,6

0,4

0,2

0,3

0,7

0,5

0,6

12

4

– 1

2

1

– 5

3

2

1

– 8

1.8

2,5

0,3

13

7,1

– 2

0,7

0,7

3,5

8,4

5,5

5,6

1,3

7,7

0,1

4,5

14

2,5

0,2

0,1

0,1

1

0,4

0,2

0,2

1

3,6

4,2

3,3

15

1,6

0,7

0,2

0,1

– 2

0,5

1

0,2

2,5

1,9

2,6

2,3

16

7

0,8

–1

0,2

2,2

0,8

0,7

3,4

–2

7,2

8,8

6,2

2. Решить эту же систему с помощью приложений Mathcad и Excel. Результаты сравнить между собой.

3. В приложении Mathcad решить систему нелинейных уравнений

В начало практикума

Лабораторная работа № 20. Математические модели одномерных процессов

1. В таблице приведены значения входных (x) и выходных (y) параметров некоторого процесса. В качестве математической моделивыбрать полином второй степени и составить программу получения его коэффициентов методом наименьших квадратов с использованием подпрограммы решения систем линейных уравнений методом Гаусса.

x, y

Значения параметров

x, y

Значения параметров

1

x

2,1

2,7

3,3

3,8

4,2

4,9

5,6

6,1

6,8

9

x

–2,0

–1,8

–1,5

–1,1

–0,7

–0,1

0,3

0,8

1,6

y

1,2

1,6

2,1

2,4

2,5

2,8

3,4

3,8

4,0

y

9,8

7,3

5,8

–0,2

0,8

0,5

1,6

4,6

7,2

2

x

0,2

0,7

1,1

1,6

2,2

2,3

3,0

3,9

4,3

10

x

0,0

0,6

1,3

1,8

2,7

3,1

3,9

4,2

5,1

y

6,3

10,6

14,2

15,7

15,9

15,5

12,5

5,0

0,2

y

12,2

9,2

8,0

7,1

0,5

0,8

–2,6

–3,8

–6,5

3

x

–5,0

–4,2

–3,5

–2,8

–1,9

–1,2

–0,3

0,8

1,3

11

x

–5,4

–3,5

–2,4

–2,0

–0,8

0,5

1,4

2,5

3,4

y

8,8

4,3

1,8

–0,2

–0,8

–0,5

1,8

7,6

12,2

y

–1,6

–1,1

–0,8

–0,7

0,7

1,4

2,1

3,2

3,9

4

x

0,0

0,6

1,3

1,8

2,7

3,1

3,9

4,2

5,1

12

x

4,1

5,7

6,3

6,8

7,2

7,9

8,6

9,1

9,8

y

10,2

8,2

6,0

5,1

1,5

0,8

–1,6

–2

–5,5

y

1,2

1,6

2,1

2,4

2,5

2,8

3,4

3,8

4,0

5

x

–4,1

–3,5

–2,4

–2,0

–0,8

0,5

1,4

2,5

3,8

13

x

0,2

0,7

1,1

1,6

2,2

2,3

3,0

3,9

4,3

y

–1,6

–1,4

–1,1

–0,9

–0,7

–0,5

–0,4

0

0,1

y

7,3

11,6

16,2

17,7

17,9

15,5

12,5

5,0

0,2

6

x

3,1

3,7

4,3

4,8

5,2

5,9

6,6

7,1

7,8

14

x

–3,0

–2,2

–1,5

–0,8

0,2

0,3

1,3

1,8

2,3

y

1,2

1,6

2,1

2,4

2,5

2,8

3,4

3,8

4,0

y

8,8

4,3

1,8

–0,2

–0,8

–0,5

1,8

7,6

12,2

7

x

0,2

0,7

1,1

1,6

2,2

2,3

3,0

3,9

4,7

15

x

0,0

0,6

1,3

1,8

2,7

3,1

3,9

4,2

5,1

y

6,3

9,6

13,2

14,7

14,9

14,5

11,5

4,0

2,1

y

20,2

28,2

26,0

25,1

21,5

20,8

11,6

12,8

15,5

8

x

–3,0

–2,2

–1,5

–1,1

–0,9

–0,2

0,3

0,8

1,3

16

x

–4,3

–3,6

–2,2

–2,0

–0,7

0,6

1,6

2,7

3,9

y

8,8

4,3

1,8

–0,2

–0,8

–0,5

1,8

7,6

12,2

y

–1,6

–1,3

–1,0

–0,8

–0,7

–0,4

–0,2

–0,2

0,3

2. Определить коэффициенты математической модели процесса в виде полинома второй степени с помощью линии тренда в приложении Excel и с помощью функции linfit в приложении Mathcad. В приложении Mathcad построить графики. Результаты сравнить между собой.

В начало практикума

Лабораторная работа № 21. Оптимизация процессов

1. В табл. 21.1 представлены данные для оптимизации процессов, математические модели которых в виде уравнений регрессии приведены в табл. 21.2.

Написать программу для решения задач оптимизации методом сканирования и методом случайного поиска. Шаги h1 и h2 для метода сканирования выбрать самостоятельно. Проанализировать результаты.

Таблица 21.1

Критерий

x1

x2

x3

Ограничения

Критерий

x1

x2

x3

Ограничения

1

y  max

[15; 70]

[100; 170]

[10; 20]

x1 + x2 < 180

9

y  max

[330; 350]

[10; 20]

[15; 16]

x1 + x2 > 345

2

y  min

[20; 50]

[80; 140]

[30; 50]

x2 + x3 > 125

10

y  min

[20; 50]

[90; 170]

[10; 30]

3

y  max

[30; 70]

[100; 150]

[12; 20]

11

y  max

[40; 70]

[100; 170]

[20; 40]

x1 + x2 < 190

4

y  max

[50; 80]

[150; 180]

[15; 30]

x1x3 > 40

12

y  min

[30; 50]

[80; 140]

[15; 45]

x2 + x3 > 100

5

y  min

[20; 50]

[100; 170]

[20; 30]

13

y  max

[20; 70]

[90; 150]

[2; 26]

6

y  max

[40; 60]

[10; 30]

[2,1; 2,4]

x1 + x2 < 70

14

y  max

[50; 80]

[100; 140]

[15; 35]

x2 + x3 > 120

7

y  min

[30; 70]

[100; 150]

[15; 25]

x2 + x3 < 145

15

y  min

[0,8; 1,6]

[0,3; 0,8]

[1,6; 2,5]

8

y max

[2; 4]

[0,1; 0,8]

[40; 70]

16

y  max

[21; 52]

[104; 165]

[19; 29]

2. В приложении Excel решить задачи оптимизации с помощью команды Поиск решения.

3. Определить оптимальное решение задачи по тем же условиям в приложении Mathcad с использованием встроенных функций minimize или maximize. Сравнить все полученные результаты.

Таблица 21.2

Математическая модель

Математическая модель

1

y = 48,94 + 9,29x1 – 3,26x2 + 8,41x3 – 0,76 x1 x2 – 2,44 x1 x3 – 8,24 x2 x3

9

y = 26,36 + 0,89x1 – 2,01x2 + 1,89x3 – 1,19x1x2 + 1,01x2x3

2

y = 21,93 + 4,56x1 + 7,76x3 – 0,69x1x2 – 0,44x2x3

10

y = 48,43 + 8,98x1 – 3,3x2 + 8,7x3 – 1,35x1x2 – 1,85x1x3 – 8,13x2x3

3

y = 23,63 + 4,65x1 – 2,15x2 + 5,68x3 – 1,03x1x2 – 5,6x2x3

11

y = 22,73 + 4,65x1 – 1,28x2 + 10,08x3 – 0,95x1x2 + 0,55x1x3 – 1,48x2x3

4

y = 75,78 + 5,13x1 + 7,15x3 – 0,65x1x3 – 3,58x2x3

12

y = 34,67 + 6,18x1 + x2 + 10,45x3 + 1,95x1x2 – 2,5x1x3 – 5,28x2x3

5

y = 21,77 + 2,97x1 + 4,23x3 – 0,51x1x2 – 2,1x2x3

13

y = 23,8 + 4,68x1 – 2,13x2 + 5,68x3 – 0,95x1x2 – 0,45x1x3 – 5,6x2x3

6

y = 3,59 + 0,69x1 – 1,36x2 + 0,66x3 + 0,26x1x3

14

y = 18,14 + 3,69x1 – 1,09x2 + 5,44x3 – 0,14x1x2 – 1,16x1x3 – 3,89x2x3

7

y = 40,32 + 8,98x1 – 3,27x2 + 10,95x3 – 0,68x1x2 – 1,71x1x3 – 8,65x2x3

15

y = 16,79 + 0,61x1 – 3,2x2 + 0,41x3 – 0,6x1x2 – 0,2x1x3 – 0,24x2x3

8

y = 2100 – 665,4x1 – 242,9x1x2 + 115,4x1x3 – 67,1x2x3

16

y = 21,8 + 2,95x1 + 4,26x3 – 0,52x1x2 – 2,4x2x3

В начало практикума

Лабораторная работа № 22. Решение дифференциальных уравнений

1. Решить дифференциальные уравнения, представленные в таблице. В приложении Excel для дифференциального уравнения первого порядка на языке VBA разработать программу решения методом Рунге-Кутта, а для системы дифференциальных уравнений − методом Эйлера.

3. Выполнить вычисления в приложении Mathcad с помощью встроенной функции rkfixed. Результаты сравнить между собой.

Уравнения

Интервал

и шаг

Начальные

условия

Уравнения

Интервал

и шаг

Начальные

условия

1

[0; 1],

h = 0,05

y(0) = 1

9

[1; 3],

h = 0,1

y(1) = 4

;

[2; 4],

h = 0,1

z1(2) = 3,

z2(2) = 0

[0; 1],

h = 0,05

x1(0) = 1,

x2(0) = 0

2

[1; 2],

h = 0,05

c(1) = 1

10

[10; 12],

h = 0,1

p1(10) = 3,

p2(10) = 0

;

[0; 1],

h = 0,1

y1(0) = 2,

y2(0) = 2

[1; 2],

h = 0,05

y(1) = 10

3

[2; 3],

h = 0,1

x1(2) = 1,

x2(2) = 0

11

[3; 4],

h = 0,1

x1(3) = 2,

x2(3) = 0

[0; 2],

h = 0,05

y(0) = 1

[0; 1],

h = 0,05

y(0) = 9

4

[1; 2],

h = 0,1

z(1) = 4

12

[0; 2],

h = 0,2

z(0) = 1

[1; 2],

h= 0,05

y1(1) = 5,

y2(1) = 0

[1; 2],

h = 0,05

y1(1) = 6,

y2(1) = 0

5

[0; 1],

h = 0,05

y(0) = 8

13

[1; 2],

h = 0,05

c(1) = 1

[2; 3],

h = 0,1

z1(2) = 3,

z2(2) = 1

[0; 1],

h = 0,1

y1(0) = 0,

y2(0) = 2

6

[1; 2],

h = 0,05

c(1) = 1

14

[0; 1],

h = 0,05

y(0) = 1

[0; 1],

h = 0,1

y1(0) = 2,

y2(0) = 0

[2; 3],

h = 0,1

z1(2) = 3,

z2(2) = 0

7

[1; 2],

h = 0,1

p1(1) = 3,

p2(1) = 1

15

[0; 2],

h = 0,1

p1(0) = 3,

p2(0) = 0

[1; 2],

h = 0,05

y(1) = 5

[1; 2],

h = 0,05

y(1) = 6

8

[1; 3],

h = 0,1

x1(1) = 5,

x2(1) = 0

16

[1; 2],

h = 0,05

y1(1) = 5,

y2(1) = 1

[0; 1],

h = 0,05

y(0) = 4

[0; 1],

h = 0,1

z(0)= 1

В начало практикума

Лабораторная работа № 23. Компьютерная графика. Приложение Macromedia Flash Задание 1

1. В приложении Macromedia Flash создать анимацию формы следующим образом:

− нарисовать круг, выделить первый кадр на Timeline и на панели свойств Properties в поле Tween выбрать Shape;

− выделить 20-й кадр и вставить пустой ключевой кадр, нажав <F7>. Нарисовать треугольник;

− выделить 40-й кадр и вставить пустой ключевой кадр, нажав <F7>. Нарисовать квадрат;

− просмотреть ролик нажатием кнопок <Ctrl> + <Enter>.

Отредактировать изображение:

− создать обводку для круга с помощью инструмента Ink (чернильница), изменяя толщину линии контура в окне свойств Properties;

− отредактировать контуры треугольника, используя Subselection (белая стрелка), т. е. удалить некоторые опорные точки, развернуть управляющие точки, добавить новые опорные точки пером Pen и пр.;

− создать и использовать для квадрата линейную градиентную заливку Linear;

− создать и использовать для круга радиальную градиентную заливку Radial;

− отредактировать градиентные заливки инструментом Gradient Transform;

− просмотреть отредактированный ролик.

2. Создать анимацию движения кораблика:

в первом кадре нарисовать кораблик. Для выделения всего рисунка щелкнуть по первому кадру, выполнить команду Insert / Create Motion Tween (вокруг кораблика появится синяя рамка). Переместить кораблик в правую часть сцены;

− выделить 20-й кадр и вставить ключевой кадр (нажав <F6>). Переместить кораблик в левую часть сцены;

− выделить 21-й кадр и вставить ключевой кадр, нажав <F6>;

− выполнить команду Modify / Transform / Flip Horizontal для переворота кораблика;

− выделить 40-й кадр и вставить ключевой кадр (F6). Переместить кораблик в правую часть сцены;

− просмотреть ролик нажатием кнопок <Ctrl> + <Enter>.

  1. Выполнить анимацию движения по заданной траектории:

− скопировать кораблик из предыдущего задания;

− создать для него анимацию движения;

− вставить слой, задающий траекторию движения (Insert / Motion Guide). В этом слое с помощью инструментов рисования создать желаемую траекторию;

− совместить центр анимируемого объекта с началом линии в первом кадре и с концом линии в последнем кадре;

− протестировать ролик и сохранить файл.

4. Выполнить маскирование слоя. Для этого:

− создать новый документ и нарисовать, например, домик, солнышко, травку. Сделать цветной фон, выбрав любой инструмент выделения, и на панели свойств определить цвет с помощью Background;

− в 100-й кадр вставить ключевой кадр, нажав <F6>;

− вставить над этим слоем новый слой. Создать в новом слое анимацию движения или формы до 100 кадра (перемещение по экрану круга или расширение маленького круга из центра на весь экран и обратно). Сделать этот слой маской (из контекстного меню слоя выбрать команду Mask);

− протестировать ролик.

5. Преобразовать букву «Ф» в букву «Ш». Для этого:

− создать первый ключевой кадр, в который поместить букву «Ф». Для наглядности размер буквы желательно сделать достаточно большим;

− в 20-м кадре создать 2-й ключевой кадр и изменить в нем букву «Ф» на «Ш». Разбить буквы в первом и последнем кадрах командой Modify/ Break Apart. Задать в 1-м кадре анимацию формы;

просмотреть анимацию командой Control / Play.

Для плавного перетекания «Ф» в «Ш» воспользоваться указателями. Для этого в 1-м кадре выполнить команду Modify / Shape / Add Shape Hint. На фигуре появится начальный указатель в виде красного кружка с буквой «а». Переместить указатель в соответствующую точку на букве «Ф». Затем перейти в последний кадр анимации и передвинуть указатель в точку конечной фигуры, которая должна соответствовать первой точке. Аналогично вставить второй указатель «b».

Воспроизвести ролик, чтобы посмотреть, как указатели изменили характер анимации.

Создать ролик с анимацией других букв.

6. Создать текст из трех букв. Преобразовать шрифт, используя свойства панели Properties: отредактировать параметры текста, отмасштабировать, провести трансформацию: повернуть, скосить, зеркально отразить.

Преобразовать текст в графические объекты, выделив его и применив команду Modify / Break Apart (дважды). Создать градиентную заливку для отдельных символов, добавить обводку (Ink), изменить форму.

Создать анимацию движения букв каждой по своей траектории из-за пределов рабочей области, собирающую буквы в центр последовательно друг за другом (задать длительность каждого движения в 20 кадров).

Задание 2

1. Работа со слоями:

– указать размер сцены 400х400, цвет фона черный (на панели Properties). Нарисовать окружность, залить ее радиальной заливкой (центр радиала – белый, края – красные). Выделить окружность инструментом Free Fransform Tool и на панели Properties задать размер окружности 65х65. Занести окружность в библиотеку (F8, задать имя объекта);

– в 20, 36, 50-й кадры вставить ключевые кадры;

– выделить круг в 20 кадре и на панели Properties задать Сolor Alpha 0%, то же самое в 36-м кадре. Выделить первый кадр и выполнить команду Insert / Create Motion Tween, то же самое в 36-м кадре;

– добавить 6 слоев. Дать им имена circle1,…, circle6 (дважды щелкнуть по стандартному имени слоя и ввести новое);

– в слое circle1 в 15 кадре вставить ключевой кадр. Открыть библиотеку (Ctrl+L) и перетащить в центр сцены окружность, изменить ее размер 30х30. То же самое сделать в слоях circle2 circle6;

в слое circle6 в 25 кадре вставить ключевой кадр и перетащить маленький круг из центра влево. То же самое выполнить в остальных слоях circle5 circle1, располагая маленькие шары вокруг большого;

– в кадре 15 каждого слоя circle6 circle1 выделить шар, присвоить Сolor Аlpha 0%, выполнить команду Insert / Create Motion Tween (так как шары наложены друг на друга в разных слоях, лучше выполнить действия в слое 6 и сделать его невидимым и т. д.);

– в 35-м кадре каждого слоя circle 1circle6 вставить ключевой кадр и перетащить шар в положение соседнего по часовой стрелке, в 25-м кадре каждого слоя выполнить команду Insert / Create Motion Tween;

– в 45-м кадре каждого слоя circle1 circle6 вставить ключевой кадр и перетащить шар в центр сцены, установить шару Сolor Alpha 0% , в 35-м кадре каждого слоя выполнить команду Insert / Create Motion Tween;

– просмотреть ролик.

2. Использование графических символов:

− с помощью команды Insert / New Symbol создать графический символ, нарисовать елочку, выделить контур и, используя в инспекторе свойств раскрывающийся список Stroke style, сделать контур прерывистым;

− переносом объекта из библиотеки на сцену создать из елок «лес», продлить картинку, нажав в 50-м кадре F5;

− создать новый слой, нарисовать объект Колобок и организовать его движение по «лесу» на 50 кадров. Посмотреть результат.

3. Осуществить управление просмотром ролика с помощью кнопок:

− открыть любой файл с анимацией (например, кораблик);

− используя команду Insert / New Symbol,создать на сцене символ «Кнопка» по образцу:

Up

Over

Down

Hit

Для закрашивания кнопки можно воспользоваться градиентной заливкой, а в Down-кадре  изменить контуры объекта. Щелкнув на Timeline пиктограмму Scene, вернуться к исходному слою с анимацией;

− создать новый слой и разместить в нем экземпляр кнопки, взятый из библиотеки. Выполнить в контекстном меню команду Actions и назначить кнопке программу:

on (press) {

stop();

}

− запустить фильм и, нажимая на кнопку, протестировать его работу;

− взять из библиотеки и разместить на этом же слое еще один экземпляр кнопки и назначить ей программу:

on (press) {

play();

}

− опробовать работу кнопок.

4. Анимированный клип Колобок на ножках:

– создать с помощью Insert / New Symbol анимированный символ типа Movie Clip, на котором изображена ножка вперед, и создать анимацию ее движения (5 кадров – назад, 5 кадров – вперед);

– аналогичным образом создать Movie Clip, на котором изображена ножка назад, и создать анимацию ее движения (5 кадров – вперед, 5 кадров – назад);

– создать Movie Clip с изображением колобка, присоединить из библиотеки обе ножки;

– создать на сцене Scene анимацию движения колобка на 60 кадров;

– просмотреть ролик.

Добавить кнопки управления просмотром ролика.

5. Создать свой ролик, сохранить его для последующего размещения на Web-странице с помощью File / Publish Preview / Html.

В начало практикума

Лабораторная работа № 24. Создание html-документов в сети Интернет

1. В текстовом редакторе Блокнот создать HTML-документ, состоящий из нескольких страниц с произвольным содержимым. Первая страница должна содержать текст, картинки, списки, гиперссылки. Определить различные шрифты для текста.

2. На второй странице расположить таблицу.

3. На третьей странице поместить некоторое изображение и использовать в работе с ним тэг map (карта).

4. Четвертая страница должна быть сформирована на основе таблицы, а пятая − на основе тэга div и каскадной таблицы стиля.

5. Шестая страница может содержать интерактивную форму и использовать программирование на языке VBScript.


В начало практикума

Операционная система windows

Система предоставляет пользователю удобные средства организации работы на компьютере.

Работа с мышкой. Операция «Щелчок» – одинарный щелчок левой клавишей мышки. Операция «Двойной щелчок» – двойной щелчок левой клавишей мыши (чтобы запустить программу, надо поместить курсор мыши на ее пиктограмму и сделать двойной щелчок). Операция «Протащить» – курсор мыши помещается в нужное место, нажимается левая клавиша, и, не отпуская ее, перетаскивается курсор в нужное место (используется для выделения и переноса).

При нажатии правой клавиши мыши появляется контекстное меню, которое относится к тому элементу, на котором находится курсор мыши.

Для занесения содержимого экрана в буфер обмена для дальнейшего использования служит клавиша <Print Screen> (<PrtSc>). Если требуется поместить в буфер обмена содержимое активного окна, то необходимо одновременно нажать на клавиши <Alt> и <PrtSc>. Для вставки содержимого буфера в документ, программу или рисунок в приложениях используется кнопка Вставить на вкладке Главная.

Создание, открытие и сохранение файлов. Для создания нового файла в приложении надо выполнить Office / Создать или Файл / Создать. Чтобы открыть файл, следует выполнить Office / Открыть или Файл / Открыть и в появившемся окне выбрать нужный файл.

Для сохранения файла первый раз можно использовать команду Сохранить или Сохранить как... из окна кнопки Office или из пункта меню Файл. В появившемся диалоговом окне выбирается устройство (диск), папка, задается имя файла и нажимается K>. Для повторного сохранения файла под прежним именем используется команда Сохранить из окна кнопки Office или из пункта меню Файл, а для сохранения файла под другим именем или в другом месте – команда Сохранить как...

Копирование, перемещение, вставка. В приложениях операции копирования, перемещения и вставки могут выполняться несколькими способами. Чтобы скопировать информацию, надо ее выделить и выбрать один из способов копирования: выполнить Главная / Копировать; выполнить команду Копировать из контекстного меню; нажать «горячие» клавиши <Ctrl> + <C>.

Затем следует поместить курсор в место вставки информации и выполнить команду Главная / Вставить либо команду Вставить из контекстного меню или использовать «горячие» клавиши <Ctrl> + <V>.