ВУЗ: Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.02.2019
Просмотров: 44836
Скачиваний: 398
СОДЕРЖАНИЕ
История изучения животных в Европе
История изучения животных в России
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Межвидовые взаимоотношения животных
ОРИЕНТАЦИЯ И СИГНАЛИЗАЦИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
ЗНАЧЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
СИСТЕМАТИКА ПРОМЫСЛОВЫХ ЗВЕРЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДЕ
ОТРЯД НАСЕКОМОЯДНЫХ INSECTYVORA BOWDICH, 1821
СЕМЕЙСТВО ЕЖЕЙ ERINACEIDAE BONAPARTE, 1838
Род обыкновенных ежей - Erinaceus Linnaeus, 1758
Род ушастых ежей - Hemiechinus Fitzinger, 1866
СЕМЕЙСТВО КРОТОВ TALPIDAE GRAY, 1821
Род выхухолей - Desmana Guldenstaedt, 1777
Род кротов обыкновенных - Talpa Linnaeus, 1758
СЕМЕЙСТВО ЗЕМЛЕРОЕК SORICIDAE FISCHNER,1814
ОТРЯД ХИЩНЫХ CARNIVORA BOWDICH, 1821
СЕМЕЙСТВО ПСОВЫХ CANlDAE FISCHTR, 1817
Род енотовидных собак - Nyctereutes Temminck, 1839
Род волков - Canis Linnaeus, 1758
Род песцов - Alopex Kaur, 1829
Род лисиц - Vulpes Frisch, 1775
Род красных волков - Cuon Hodgson, 1838
СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИХ URSIDAE FISCHER, 1817
Род медведей - Ursus Linnaeus, 1758
СЕМЕЙСТВО ЕНОТОВЫХ PROCYONIDAE BONAPAWE 1850
СЕМЕЙСТВО КУНЬИХ MUSTELIDAE FISCHTR, 1817
Род куниц - Martes Pinel, 1792
Род росомах - Gulo Storr, 1780
Род ласок и хорьков - Mustela L., 1758
Род перевязок - Vоrmela Blasius, 1884
Род барсуков - Meles Brisson, 1762
Род выдр - Lutra Brisson, 1762
Род каланов - Enhydra Fleming, 1822
СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ FELIDAE FISCHER, 1817
Род пантеры - Panthera Oken, 1816
Род кошки восточноазиатские - Prionailurus Severtzov, 1858
Род кошки - Felis Linnaeus, 1758
ОТРЯД КИТООБРАЗНЫХ СЕТАСЕА BRISSON, 1762
ПОДОТРЯД ЗУБАТЫХ КИТОВ ODONTOCETI FLOWER, 1867
СЕМЕЙСТВО НАРВАЛОВЫХ ODMONONTIDAE GRAY, 1821
Род белух - Delphinapterus Lacepede, 1804
Род нарвалов - Monodon Linnaeus, 1758
СЕМЕЙСТВО КАШАЛОТОВЫХ PHYSETERIDAE GRAY, 1821
Род кашалотов - Physeter L.,1758
СЕМЕЙСТВО ДЕЛЬФИНОВЫХ - DELPHINIDAE GRAY, 1821
Род продельфинов - Stenella Gray,1866
Род дельфинов-белобочек – Delphinus L. 1758.
Род афалин – Tursiops Gervias. 1855.
Род китовидных дельфинов – Lissodelphis Gloger, 1841
Род короткоголовых дельфинов – Lagenorhynchus Gray, 1846.
Род серых дельфинов - Grampus Gray, 1828
Род морских свиней – Phocoena G.Cuvier, 1817
Род белокрылых морских свиней – Phocoenoides Andrews, 1911
Род бесперых морских свиней – Neophocaena Palmer, 1899
Род гринд - Globicephala Lesson 1828
Род малых, или чёрных косаток – Ppeudorca, Reinhardt, 1862
Род косатки - Orcinus Fitzinger, 1860
СЕМЕЙСТВО КЛЮВОРЫЛОВЫХ ZIPHIIDAE GRAY, 1865
Род плавунов - Barardius Duvernoy, 1851
Род ремнезубов - Mesoplodon Gervais, 1850
ПОДОТРЯД УСАТЫХ КИТОВ MYSTICETI FLOWER, 1864
СЕМЕЙСТВО ГЛАДКИХ КИТОВ BALAENIDAE GRAY, 1825
Род гренландских китов - Balaena Linnaeus, 1758
Род южные киты - Eubalaena Gray, 1864
СЕМЕЙСТВО СЕРЫХ КИТОВ ESCHRICHTIDAE ELLERM.et MORR.-SCOTT, 1951
Род серых китов - Eschrichtius Gray, 1864
СЕМЕЙСТВО ПОЛОСАТИКОВЫХ BALAENOPTERlDAE GRAY, 1864
Род настоящих полосатиков - Balaenoptera Lampede, 1804
Род горбатые киты - Megaptera Gray, 1846
ОТРЯД ЛАСТОНОГИХ PINNIPEDIА ILLIGER, 1811
СЕМЕЙСТВО УШАСТЫЕ ТЮЛЕНИ OTARIIDAE GILL, 1866
Род сивучи - Eumetopias Gill, 1866
Род северные морские котики - Callorhinus Gray, 1859
СЕМЕЙСТВО МОРЖОВЫХ ODOBENIDAE .J. ALLEN, 1880
Род моржей - Odobenus Brisson, 1762
СЕМЕЙСТВО НАСТОЯЩИЕ ТЮЛЕНИ PHOCIDAE GRAU, 1821
Род обыкновенные тюлени - Phoca Linnaeus, 1758
Род полосатых тюленей - Histriophoca Gill, 1873
Род серые, или длинномордые тюлени - Halichoerus Nilsson, 1820
Род морских зайцев - Erignathus Gill, 1866
Род тюленей-монахов - Monachus Fleming, 1822
Род хохлачей - Cystophora Nilsson, 1820
ОТРЯД ПАРНОКОПЫТНЫХ ARTIODACTYLA OWEN, 1848
ПОДОТРЯД НЕЖВАЧНЫХ SUIFORMES JAECKEL, 1911
СЕМЕЙСТВО СВИНЫХ SUIDAE GRAY, 1821
Род собственно свиньи, или кабаны, - Sus Linnaeus, 1758
ПОДОТРЯД ЖВАЧНЫХ RUMINANTIA SCOPOLI, 1777
СЕМЕЙСТВО ОЛЕНЕВЫХ CERVIDAE GRAY, 1821
Род кабарог - Moschus Linnaeus, 1758
Род косули - Capreolus Gray, 1821
Род северных оленей - Rangifer Н. Smith, 1827
Род оленей - Cervus Linnaeus, 1758
СЕМЕЙСТВО ПОЛОРОГИХ BOVIDAE GRAY, 1821
Род дзеренов - Procapra Hodgson, 1846
Род сайгаков - Saiga Gray, 1843
Род горалов - Nemorhaedus Н. Smith, 1827
Род серн - Rupicapra De Blainville, 1816
Род горных козлов - Сарrа L., 1758
Род бараны - Ovis Linnaeus, 1758
Род бизонов - Bison Н. Smith, 1827
Род овцебыков - Ovibos De Blainville, 1826
ОТРЯД ЗАЙЦЕОБРАЗНЫХ LAGOMORPHA BRANDT, 1855
СЕМЕЙСТВО ПИЩУХОВЫХ OCHOTONIDAE THOMAS, 1897
Род пищух - Ochotona Link, 1795:
СЕМЕЙСТВО ЗАЙЦЕВЫХ LEPORIDAE GRAY, 1821
Род зайцев - Lepus Linnaeus, 1758
Род кроликов - Oryctolagus Lilljeborg, 1874
ОТРЯД ГРЫЗУНОВ RODENTIA BOWDICH, 1821
СЕМЕЙСТВО БЕЛИЧЬИХ SCIURIDAE GRAY, 1821
Род белки - Sciurus Linnaeus. 1758
Род бурундуков - Tamias Illiger, 1811
Род сурков - Marmota Frisch, 1775
СЕМЕЙСТВО ЛЕТЯГОВЫХ PTEROMYIDAE BRANDT, 1855
СЕМЕЙСТВО БОБРОВЫХ CASTORIDAE HEMPRICH, 1820
СЕМЕЙСТВО ХОМЯКОВЫХ CRICETIDAE FISCHER, 1817
ПОДСЕМЕЙСТВО ЦОКОРОВ MYOSPALACINAE LILJEBORG, 1866
Род цокоров - Myospalax Laxmann, 1769
ПОДСЕМЕЙСТВО ПОЛЕВОК MICROTINAE MILLER. 1898
Род водяных полевок - Arvicola Lacepede, 1799
Род ондатр - Ondatra Link, 1795
ПОДСЕМЕЙСТВО ПЕСЧАНОК GERBILINAE ALSTON
Род больших песчанок - Rhombomys Wagner
СЕМЕЙСТВО СЛЕПЫШОВЫХ SPALACIDAE GRAY
Род слепышей - Spalax Güldenstaedt
СЕМЕЙСТВО МЫШИНЫХ MURIDAE ILLIGER, 1811
Род крысы - Rattus Fischer, 1803
СЕМЕЙСТВО СОНЕВЫХ MYOXIDAE, GRAY 1821
Род полчков - Glis Brisson, 1762
СЕМЕЙСТВО ТУШКАНЧИКИ ПЯТИПАЛЫЕ ALLACTAGIDAE VINOGRADOV, 1925
Род земляных зайцев - Allactaga F.Cuvier
СЕМЕЙСТВО ШИНШИЛЛОВЫЕ CHINCHILLIDAE THOMAS
Древнему человеку были известны сезонные кочевки оленьих стад, сезонность появления в районе его обитания перелетных птиц, миграции некоторых морских рыб и время их появления в реках.
Значительной вехой в истории отношений человека к животному миру было одомашнение собаки, что способствовало возникновению идеи приручения животных и указывало путь к ее осуществлению. Одомашнение животных, положившее начало развитию скотоводства, и возникшее одновременно земледелие означали переход человека от использования готовых продуктов к их производству.
В период неолита (VI-II тысячелетия до н. э.) были одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, а затем лошадь и верблюд. Все эти животные произошли, подобно собаке, от различных диких форм.
Можно думать, что уже на самой ранней стадии одомашнения растений и животных человек начал осуществлять их улучшение и изменение. Чарльз Дарвин очень убедительно показал, что искусственный отбор лучших особей на племя должен был возникнуть стихийно на самых начальных стадиях скотоводства. И действительно, в результате так называемого бессознательного отбора в разных направлениях в эпоху ранних рабовладельческих цивилизаций уже появились разнообразные породы собак, лошадей и рогатого скота.
В период цивилизации Древнего Востока человечество сделало значительный шаг вперед в познании природы. Накопленные здесь знания оказали впоследствии воздействие на науку античной Греции и Рима.
Древнейшие (IV тысячелетие до н. э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Во многих из них приводятся списки животных и растений
В Месопотамии же были выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота. Здесь, а также в некоторых других странах Азии и Европы скрещивали домашний рогатый скот с диким туром. Путем спаривания осла с кобылой впервые был получен мул.
В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Были одомашнены одногорбый верблюд, несколько видов антилоп, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии были завезены куры. Подобно китайцам, египтяне практиковали инкубацию куриных яиц в особых печах.
Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Индии выращивали много культурных растений и разводили рогатый скот, собак и голубей. В Индии впервые были одомашнены куры и был приручен слон.
Одним из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных был древний Китай. В течение почти всего II тысячелетия до н. э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Разведение шелковичного червя началось здесь, видимо, еще раньше.
Источники научных сведений
Каким образом стали известны все те биологические факты, которые описаны в любой книге? И откуда мы знаем, что они достоверны?
Первоисточником любых сведений служит тщательно проверенное наблюдение, описание, сравнение и экспериментальное исследование.
Прежде некоторые ученые не стремились публиковать открытия, но теперь установилась прочная традиция, согласно которой научные открытия являются общим достоянием и должны быть опубликованы. В научной статье недостаточно сообщить, что автор открыл тот или иной факт. Автор должен привести все подробности, имевшие значение при установлении им этого факта, с тем, чтобы другие могли подтвердить его сведения. Именно этот критерий воспроизводимости позволяет нам принять данное наблюдение или эксперимент как свидетельство об истинности факта; наблюдения, которые не могут быть повторены компетентными исследователями, отбрасываются.
Когда биолог сделал открытие, он пишет сообщение - так называемую «статью», в которой он описывает свои методы достаточно детально для того, чтобы другой исследователь мог их воспроизвести, приводит результаты своих наблюдений, обсуждает выводы, следующие из этих наблюдений, иногда формулирует объясняющую их теорию и, наконец, указывает место новых фактов в системе современных научных знаний. Биолог знает, что его коллеги подвергнут его открытие строгой проверке, и это служит стимулом для тщательного повторения наблюдений или экспериментов перед их опубликованием. Затем он направляет свою статью в один из специальных журналов соответствующего профиля. Если статью одобряют, она публикуется и «входит в литературу» по данному вопросу.
Раньше, когда журналов было меньше, один человек, быть может, и был в состоянии читать их ежемесячно по мере выхода в свет, но теперь это явно невозможно. В этом затруднительном положении биолога выручает реферативный журнал, в котором помещают краткие изложения, или рефераты, всех опубликованных статей, группируя их по областям науки или проблемам; в реферате приводятся результаты исследования и дается ссылка на журнал, в котором опубликована работа. Таким образом, новый факт или новая теория получают широкую известность благодаря публикации в специальном журнале и упоминанию в реферативных и обзорных журналах и, в конце концов, могут найти отражение в нескольких строчках учебника.
Еще одним средством распространения новых знаний служат собрания обществ ботаников, зоологов, генетиков, физиологов и других специалистов, где докладывают и обсуждают научные работы. Время от времени происходят национальные и международные конференции, называемые симпозиумами, на которых специалисты в той или другой области науки обсуждают новейшие открытия и современное состояние данной области. Материалы таких симпозиумов обычно издаются в виде книг.
Приобретение знаний
Цель каждой науки - объяснить наблюдаемые явления и сформулировать обобщения, позволяющие предсказывать связь между этими и другими явлениями. К таким объяснениям и обобщениям приходят, пользуясь своего рода упорядоченным здравым смыслом - так называемым научным методом. Чаще всего используются следующие четыре метода:
-
Предубежденность. Этот метод обусловлен привычкой или инерцией. Некое положение защищают просто потому, что давно в него верят. Многие жаркие споры (в политике, спорте, о языковых и расовых различиях) касаются утверждений, отстаиваемых этим методом. Таким способом вряд ли можно приобрести новые знания.
-
Ссылка на авторитеты. К нему часто прибегают люди для защиты своих взглядов. Цитируя авторитеты, законы, Библию, Коран, К. Маркса и пр., считают это достаточным доказательством правильности своих убеждений в области политики, религии, правил хорошего тона или спорта.
Обращение к авторитетам неизбежно и оправдано, когда пользуемся словарем или ищем в учебнике дату по истории, формулу по физике или химии, поскольку ни у кого нет достаточного количества времени, чтобы досконально изучить каждый вопрос, с которым приходится сталкиваться. При этом человек доверяет конкретным сведениям источника, однако оставляет за собой право не согласиться с мнением автора.
В другом случае ссылаются на авторитет, который сам себя или которого другие наделили некой непогрешимостью. Часто такая ситуация возникает в связи с политическими, социальными и религиозными проблемами. Тот, кто подверг сомнению эти суждения, объявляется еретиком или отступником.
Хотя ссылка на авторитеты преследует цель достижения единомыслия и стабильности во взглядах, цель эта недостижима, потому что «авторитеты» обычно расходятся во мнениях.
-
Интуиция. Некоторые оценки и явления представляются нам «самоочевидными»: Земля плоская, а Солнце вращается вокруг нее. Плесень самозарождается в гниющих продуктах, профессора всегда правы. Впоследствии оказывается, что это не так: Земля вращается вокруг Солнца, и даже профессора ошибаются. То есть наши органы чувств нельзя считать непогрешимыми, поэтому «самоочевидные» суждения не гарантируют их истинности.
-
Научный метод. Все три описанных метода претендуют на абсолютные и окончательные ответы на любые вопросы. Однако все они могут привести к неверным выводам, поскольку человеку свойственно ошибаться и проявлять необъективность. Кроме того, ни один из этих методов не содержит в себе способа обнаружения и исправления ошибок. И научный метод не дает окончательных ответов, но он лучше сочетается с наблюдением и экспериментом.
Один из основных принципов научного метода - это отказ от слепого доверия к авторитету, отказ от признания того или иного положения верным только потому, что какой-то ученый настаивает на его справедливости. Ученый всегда сохраняет некоторую долю скепсиса и требует, чтобы всякое наблюдение было подтверждено другим исследователем. Сущность научного метода состоит в постановке вопросов и поисках ответов на них, но это должны быть «научные» вопросы, вытекающие из наблюдений в природе и экспериментов, и «научные» ответы, которые могут быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами.
Общая логическая схема научного метода такова:
1. Постановка проблемы, которая должна быть четко сформулирована;
Первоисточник всех научных данных - это точное, внимательное наблюдение, сбор всех фактов, относящихся к данной проблеме, и эксперимент, свободные от предвзятого подхода и носящие по возможности количественный характер.
-
Наблюдения и эксперименты можно затем подвергнуть анализу, т.е. разложить на более простые составные части, с тем, чтобы привести наблюдаемые явления в некоторую систему.
-
После этого можно вновь произвести синтез (т. е. соединение) частей и исследовать их взаимодействия. На основе этих наблюдений ученый строит гипотезу - предположение относительно природы наблюдаемого факта, о возможных связях между рядом событий или даже о существовании между различными событиями отношений причины и следствия.
Именно в построении гипотез наиболее отчетливо выступают различия между учеными, и именно здесь проявляет себя истинный ученый. Способность усматривать массе фактов нечто существенное и находить возможную основу взаимосвязи этих фактов - свойство очень редкое. Нужно подчеркнуть, что наука не движется вперед путем одного лишь накопления фактов или одного лишь выдвижения гипотез. В большинстве научных исследований оба процесса идут рука об руку: выдвигается гипотеза, делается наблюдение, гипотеза пересматривается, производится новое наблюдение и т. д. Когда наблюдения ученого не согласуются с его гипотезой, ему приходится подвергнуть сомнению либо справедливость своей гипотезы, либо точность своих наблюдений. Тогда он повторяет наблюдение, причем нередко изменяет постановку опыта, с тем, чтобы подойти к исследуемому явлению с другой стороны, или же использует иную методику. Если он вполне убеждается в том, что его наблюдение правильно, он либо отбрасывает свою гипотезу, либо вносит в нее поправки, позволяющие объяснить новое наблюдение. Каждое новое наблюдение в конечном итоге должно или находиться в согласии с гипотезой, или противоречить ей. Однако часто бывает трудно поставить эксперимент таким образом, чтобы получить четкий ответ - отрицательный или положительный.
Гипотезы непрерывно совершенствуются и подвергаются дальнейшей разработке. После того как для объяснения некоторой совокупности фактов выдвинута та или иная гипотеза, из нее можно логически вывести определенные следствия. На основе этих заключений можно предсказывать результаты других наблюдений и экспериментов. Таким образом, проверка той или иной гипотезы состоит в том, чтобы выяснить, позволяет ли она делать верные предсказания. Гипотеза должна быть доступна той или иной экспериментальной проверке: из нее должны вытекать следствия, которые можно каким-то образом проверить, иначе это будет просто умозрительное заключение.
Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией, принципом или законом. Называя какое-либо положение «законом», мы как бы придаем ему оттенок большей надежности и достоверности, чем тогда, когда называем его «теорией», однако часто оба эти слова употребляются как равнозначные. Теория - это «приемлемый в научном отношении общий принцип, предложенный для объяснения тех или иных явлений; анализ некоторого комплекса фактов в их идеальных взаимоотношениях». Хорошая теория связывает между собой с определенной точки зрения факты, которые раньше казались не имеющими отношения друг к другу и не могли быть объяснены на общей основе. Хорошая теория развивается; она распространяется на дополнительные факты, по мере того как они становятся известными. Она позволяет даже предсказывать новые факты и предполагать новые связи между явлениями, упрощает и делает более ясным наше понимание явлений природы.
В биологии новая теория, устраняя прежние неправильные представления и указывая на новые взаимосвязи между явлениями, не только стимулирует исследования в области теоретической биологии, но и создает основу для множества практических достижений в медицине, сельском хозяйстве и родственных областях.
В противоположность этому плохая теория рано или поздно приведет к нелепостям или к явным непримиримым противоречиям. Нередко случается, что на известном этапе развития наших знаний имеющиеся данные могут быть одинаково хорошо объяснены двумя или даже несколькими взаимоисключающими теориями, но с накоплением новых наблюдений и экспериментальных данных одна из них (а иногда и обе!) оказывается опровергнутой.
Следовательно, научный метод состоит в том, чтобы производить точные наблюдения и сопоставлять эти наблюдения таким образом, чтобы привести наблюдаемые явления в определенную систему.
Как показала практика, новые знания (особенно опережающие существующий уровень открытия, изобретения) очень трудно принимаются научной общественностью, поскольку часто низвергают «авторитеты». Обычно новое знание в умах общественности проходит три стадии: 1. Этого не может быть, так как быть не может! 2. В этом что-то есть; 3. Кто же этого не знал!