Файл: Методические рекомендации по оценке эфективности инвестиционных проектов.doc
ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11920
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Определение и виды эффективности ИП
2.2. Основные принципы оценки эффективности
2.3. Общая схема оценки эффективности
2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта
2.6. Схема финансирования, финансовая реализуемостъ ИП
2.7. Дисконтирование денежных потоков
2.8. Показатели эффективности ИП
3. Входная информация и предварительные расчеты
3.2. Сведения о проекте и его участниках
3.3. Экономическое окружение проекта
3.4. Сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях
3.5. Денежный поток от инвестиционной деятельности
3.6. Денежный поток от операционной деятельности
3.6.1. Объемы производства и реализации продукции и прочие доходы
3.6.2. Затраты на производство и сбыт продукции
3.7. Денежный поток от финансовой деятельности
4. Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта
4.2. Расчет денежных потоков и показателей общественной эффективности
5. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта
5.2. Расчет денежных потоков и показателей коммерческой эффективности
5.2.1. Денежный поток от операционной деятельности
5.2.2. Денежный поток от инвестиционной деятельности
5.3. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом
6. Оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров
6.3. Оценка эффективности проекта для акционеров
6.4. Финансовые показатели предприятий - участников инвестиционного проекта
7. Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня
7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности
7.3. Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности
8. Оценка бюджетной эффективности ИП
8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности
9. Учет инфляции при оценке эффективности ИП
9.2. Показатели, описывающие инфляцию
9.3. Учет влияния инфляции. Дефлирование
9.3.1. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом
9.3.2. Учет влияния инфляции на реализуемость проекта и эффективность собственного капитала
9.4. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции
10. Учет неопределенности и риска при оценке эффективности
10.2. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта в целом
10.3. Укрупненная оценка устойчивости проекта с точки зрения его участников
10.4. Расчет границ безубыточности
10.5. Метод вариации параметров. Предельные значения параметров.
10.6. Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности
10.6.1. Вероятностная неопределенность
10.6.2. Интервальная неопределенность
Проведение расчетов эффективности и использование их результатов
11. Практические рекомендации и критерии оценки показателей эффективности
11.1. Расчетный период и его разбиение на шаги
11.2. Норма дисконта и поправка на риск
11.4. Основные показатели эффективности
11.6. Альтернативная стоимость имущества
11.7. Проектная схема финансирования
12. Использование показателей эффективности при выборе инвестиционных проектов
12.2. Соотношения между различными проектами
12.3. Использование условий реализуемости и показателей эффективности при выборе проектов
Приложение 1. Основные понятия и определения
П1.1. Проекты. Инвестиции. Инвестиционные проекты (ИП)
П1.3. Метод введения поправки на риск
П1.4. Реализуемость и эффективность инвестиционных проектов
П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и экономические цены
Приложение 2. Рекомендации по составу проектных материалов
Приложение 3. Примерная форма представления информации
П3.1. Представление исходной информации
П3.2. Расчетные таблицы при оценке общественной эффективности инвестиционного проекта
П3.3. Расчетные таблицы при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта
П3.4. Расчетные таблицы при оценке эффективности участия в проекте для предприятий и их акционеров
П3.5. Расчетные таблицы для оценки эффективности проекта структурами более высокого уровня
П3.6. Расчетные таблицы для оценки бюджетной эффективности
Приложение 4. Особенности оценки эффективности некоторых типов проектов
П. 4.1. Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд
П.4.2. Проекты, реализуемые на действующем предприятии
П4.3. Особенности учета лизинговых операций
П4.4. Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции
П4.5. Оценка эффективности финансовых проектов
В = сумма Pn (1 + i)Тn , (П4.2)
Приложение 5. Оценка финансового состояния предприятия
Приложение 6. Особенности учета фактора времени
П6.1. Различные аспекты фактора времени
П6.2. Определение и использование коэффициентов дисконтирования и распределения
П6.3. Учет лагов доходов и расходов
Приложение 7. Расчет потребности в оборотном капитале
П7.3. Формулы для расчета потребностей в оборотном капитале
П7.4. Особенности расчетов потребности в оборотном капитале при оценке различных видов эффективности
Приложение 8. Расчет затрат и налогов
П8.1. Виды налогов и особенности их расчета
Приложение 9. Примеры отдельных расчетов
П9.1. Вычисление эффективной процентной ставки
П9.2. Связь номинальной и реальной процентных ставок
П9.4. Оценка альтернативной стоимости имущества
П9.5. Примеры уточненной оценки эффективности и финансовой реализуемости проекта
П9.6. Расчет ожидаемого эффекта инвестиционного проекта
Приложение 10. Пример расчета эффективности проекта
П10.1. Предварительные замечания
П10.2. Исходные данные для оценки эффективности инвестиционного проекта Общие данные
П10.3. Методы проведения расчетов
П10.4. Расчет показателей общественной эффективности проекта
П10.5. Расчет показателей коммерческой эффективности проекта
П10.6. Оценка показателей эффективности участия в проекте собственного (акционерного) капитала
Из табл.6.1 вытекает, что на шаге 0 инвестиционные затраты целиком покрываются собственным капиталом и займом; на шаге 1 - займом и амортизационными отчислениями; на шаге 2 сумма амортизации и чистой прибыли целиком уходит на возврат займа; на шаге 3 для возврата займа хватает части амортизации, но на шаге 4 возникают инвестиционные затраты, превышающие сумму амортизации и чистой прибыли. Для того чтобы покрыть этот дефицит, в табл.6.2 предусмотрено помещение на шаге 3 в дополнительные фонды (строки от 5 до 7 табл.6.2) всей оставшейся амортизации (0,21 единицы) и часть (21,04 единицы) чистой прибыли. К шагу 4 объем этих фондов нарастает на 5% (за счет депозитного процента) и образует необходимую добавку (22,31 единицы) для покрытия дефицита. Вся амортизация на шагах от 5 до 7 вновь откладывается в дополнительные фонды, а на шаге 8 из них вычитается разница между ликвидационными затратами и поступлениями (80 единиц). С учетом депозитного процента к концу шага 8 объем этих фондов становится равным:
30,91 х 1,05(8-5) + 34,50 х 1,05(8-6) + 34,50 x 1,05(8-7) - 80 = 30,91 x
1,05(3) + 34,50 x 1,05(2) + 34,50 x 1,05 - 80 = 30,04,
и эта сумма идет на уплату налогов и на выплату акционерам (см. П1.6 Приложения 1).
Если бы на шагах 4 и 8 не было больших (превышающих сумму амортизации и чистой прибыли) инвестиционных затрат, дополнительные фонды были бы не нужны. Расчет показывает, что ЧД проекта для акционеров равен 44,92, а его доходность проекта для акционеров (ВНД) выше депозитного процента. Однако если акционеры считают, что с учетом риска она должна быть не ниже 10% (нормы дисконта), то для них проект неэффективен. Действительно, при норме дисконта 10% ЧДД потока, содержащегося в стр.13 табл.6.2 отрицателен (равен - 12,65).
6.4. Финансовые показатели предприятий - участников инвестиционного проекта
Финансовые показатели рассчитываются для отдельных предприятий - участников ИП и характеризуют финансовую отдачу на вложенный капитал и финансовые риски (возможности своевременного погашения финансовых обязательств). Они используются также для оценки возможностей развития фирмы, участвующей в проекте, за счет доходов от этого проекта и для финансового управления его реализацией. Показатели, используемые для оценки финансового состояния, см. в Приложении 5.
7. Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня
7.1. Общие положения
Реализация проекта нередко затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к непосредственным участникам проекта. Эти структуры могут участвовать в реализации проекта или, даже не будучи участниками, влиять на его реализацию. В этой связи рекомендуется оценивать эффективность проекта с точки зрения структур более высокого уровня, в частности:
-
с точки зрения РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц РФ (региональная эффективность);
-
с точки зрения отраслей экономики, объединений предприятий, холдинговых структур и финансово-промышленных групп (отраслевая эффективность).
Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично-финансовой деятельности: учитывается поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре. Особенности использования имущества на условиях аренды (лизинга) излагаются в разд.П4.3 (Приложение 4).
В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учитывается влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.
Денежные потоки рассчитываются в дефлированных ценах. Условия финансовой реализуемости не проверяются, так как схема финансирования используется не полностью.
Выходными формами являются таблицы денежных потоков с расчетом показателей эффективности.
7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности
Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. В случае, когда в качестве региона рассматривается страна в целом, эти показатели именуются также показателями народнохозяйственной эффективности.
Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности, но при этом:
-
дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяйства, а также социальные и экологические эффекты учитываются только в рамках данного региона;
-
при определении оборотного капитала, помимо запасов, учитываются также задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;
-
стоимостная оценка производимой продукции и потребляемых ресурсов производится так же, как и в расчетах общественной эффективности, с внесением при необходимости региональных корректировок;
-
в денежные притоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта денежные поступления (оплата произведенной в регионе продукции, платежи по предоставленным регионом займам, поступления заемных средств, субсидий и дотаций, поступающие налоги) в регион из внешней среды (федерального центра, других регионов и входящих в них предприятий, иностранных источников);
-
в денежные оттоки включаются также возникающие в связи с реализацией проекта платежи (за использованные ресурсы других регионов, оплата поступивших в регион ресурсов, предоставление займов, платежи по полученным займам, перечисление налогов) во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, иностранным государствам, другим регионам);
-
при наличии необходимой информации учитываются изменения доходов и расходов, связанные с влиянием реализации проекта на деятельность других предприятий и населения региона (косвенные финансовые результаты проекта).
Примерная форма расчета региональной эффективности дается в табл.П3.13 (Приложение 3).
7.3. Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности
При оценке эффективности проекта рекомендуется учитывать, что предприятия-участники могут входить в состав более широкой структуры, например:
-
отрасли или подотрасли народного хозяйства;
-
совокупности предприятий, образующих единые технологические цепочки; - финансово-промышленной группы;
-
холдинга или группы предприятий, связанных отношениями перекрестного акционирования.
Влияние реализации проекта на затраты и результаты соответствующей структуры (далее - отрасли) характеризуется показателями отраслевой эффективности. При расчете этих показателей:
-
учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отраслевые финансовые результаты проекта);
-
в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды;
-
не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями-участниками;
-
не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятиям отрасли - участникам проекта.
-
Расчеты показателей отраслевой эффективности производятся аналогично расчетам показателей эффективности участия предприятий в проекте.
8. Оценка бюджетной эффективности ИП
8.1. Общие положения
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся*(19):
-
притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
-
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
-
платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
-
платежи в погашение налоговых кредитов (при "налоговых каникулах");
-
комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
-
дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
-
предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
-
предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
-
предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
-
бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
-
налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
-
государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев (см.п.10.6).
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
-
прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
-
изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
-
выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
-
выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий. В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов (см. разд.12.2) при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).
8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с использованием табл.П3.11 с добавлением подоходного налога на заработную плату.
Ha основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта (табл.П3.14). Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Пример 8.1 Вернемся к примерам 5.1 и 6.1 и определим бюджетную эффективность описанного там ИП (для упрощения - в текущих ценах). Также с целью упрощения проведем расчет только для консолидированного бюджета (без разделения на бюджеты различных уровней) и внебюджетных фондов. Расчет сведем в табл.8.1, приняв норму дисконта для бюджетной эффективности равной 20%.
Данные из табл.5.1, 6.1 и 6.2 берутся по абсолютной величине (с положительным знаком), так как они теперь входят в денежные притоки. НДС на шаге 8 - это НДС за реализованное оборудование (ценой 10 единиц без НДС) и за проводимые ликвидационные работы (ценой 90 единиц с НДС).
Множитель 0,12 в стр.8 табл.8.1 учитывает процентную ставку подоходного налога. Он должен зависеть от налогового законодательства и от предусмотренного в проекте уровня зарплаты.
Таблица 8.1.
№ строки |
Показатель |
Номер на шаг расчета (m) |
||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1 |
Притоки (стр.2+стр.9) |
0 |
17,03 |
40,12 |
41,84 |
27,92 |
71,60 |
71,41 |
54,58 |
20,92 |
2 |
Налоговые поступления, всего (сумма стр. от 3 до 8). в том числе от налогов |
0 |
17, 27 |
36,20 |
38,38 |
23,91 |
67,63 |
67,24 |
50,41 |
17,00 |
3 |
НДС (табл.5.1; стр.3 – стр.8) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
на имущество (табл.5.1; стр.14) |
0 |
1,85 |
2,85 |
2,34 |
1,83 |
2,43 |
1,74 |
1,05 |
0 |
5 |
в дорожный фонд , на ЖФ и объекты СКС (табл. 5.1; стр.15) |
0 |
3,00 |
5,00 |
5,00 |
4,00 |
7,00 |
7,00 |
6,00 |
0 |
6 |
на прибыль (табл. 6.1; стр.13) |
0 |
0,53 |
9,81 |
11,90 |
4,63 |
24,72 |
25,12 |
16,96 |
0 |
7 |
на дивиденды и распределя-емую часть амортизации (табл.6.2; стр.11) |
0 |
0 |
0 |
0,14 |
0 |
5,99 |
6,08 |
4,11 |
3,92 |
8 |
Подоходный налог с работников (0,12 х табл.5.1; стр.6) |
0 |
0,87 |
1,30 |
1,30 |
1,30 |
1,30 |
1,30 |
1,30 |
0 |
9 |
Отчисления на социальные нужды (Табл. 5.1; стр.7) |
0 |
2,78 |
4,17 |
4,17 |
4,17 |
4,17 |
4,17 |
4,17 |
0 |
10 |
Денежный поток (стр.1) |
0 |
17,03 |
40,12 |
41,84 |
27,92 |
71,60 |
71,41 |
54,58 |
20,92 |
11 |
Коэффициент дисконтирова-ния |
1 |
0,83 |
0,69 |
0,58 |
0,48 |
0,40 |
0,33 |
0,28 |
0,23 |
12 |
Дисконтированный поток (стр.10 х стр.11) |
0 |
14,19 |
27,86 |
24,22 |
13,47 |
28,77 |
23,91 |
15,23 |
4,87 |
13 |
ЧДД бюджета |
152,52 |
В рассматриваемом примере бюджетные оттоки равны нулю.
Если государственные гарантии также отсутствуют, то единственным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. Если же дополнительно предположить, что в примере 6.1 на 60% заемных средств (т.е. на 40,56 единицы, как вытекает из стр.21 табл.6.1.)
даются государственные гарантии, то полезно учитывать и показатель
152,52
ИДГ = ------- приблизительно =3,76.
40,563
Полученные значения показателей бюджетной эффективности предполагают максимально возможную выплату дивидендов и распределение амортизации в конце проекта. Другое крайнее значение бюджетной эффективности получается без учета налога на дивиденды и распределяемую амортизацию (без стр.7 табл.8.1). В этом случае ЧДД бюджета = 145,94; ИДГ = 3,60.