Файл: Методические рекомендации по оценке эфективности инвестиционных проектов.doc
ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 11942
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Определение и виды эффективности ИП
2.2. Основные принципы оценки эффективности
2.3. Общая схема оценки эффективности
2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта
2.6. Схема финансирования, финансовая реализуемостъ ИП
2.7. Дисконтирование денежных потоков
2.8. Показатели эффективности ИП
3. Входная информация и предварительные расчеты
3.2. Сведения о проекте и его участниках
3.3. Экономическое окружение проекта
3.4. Сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях
3.5. Денежный поток от инвестиционной деятельности
3.6. Денежный поток от операционной деятельности
3.6.1. Объемы производства и реализации продукции и прочие доходы
3.6.2. Затраты на производство и сбыт продукции
3.7. Денежный поток от финансовой деятельности
4. Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта
4.2. Расчет денежных потоков и показателей общественной эффективности
5. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта
5.2. Расчет денежных потоков и показателей коммерческой эффективности
5.2.1. Денежный поток от операционной деятельности
5.2.2. Денежный поток от инвестиционной деятельности
5.3. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом
6. Оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров
6.3. Оценка эффективности проекта для акционеров
6.4. Финансовые показатели предприятий - участников инвестиционного проекта
7. Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня
7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности
7.3. Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности
8. Оценка бюджетной эффективности ИП
8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности
9. Учет инфляции при оценке эффективности ИП
9.2. Показатели, описывающие инфляцию
9.3. Учет влияния инфляции. Дефлирование
9.3.1. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом
9.3.2. Учет влияния инфляции на реализуемость проекта и эффективность собственного капитала
9.4. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции
10. Учет неопределенности и риска при оценке эффективности
10.2. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта в целом
10.3. Укрупненная оценка устойчивости проекта с точки зрения его участников
10.4. Расчет границ безубыточности
10.5. Метод вариации параметров. Предельные значения параметров.
10.6. Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности
10.6.1. Вероятностная неопределенность
10.6.2. Интервальная неопределенность
Проведение расчетов эффективности и использование их результатов
11. Практические рекомендации и критерии оценки показателей эффективности
11.1. Расчетный период и его разбиение на шаги
11.2. Норма дисконта и поправка на риск
11.4. Основные показатели эффективности
11.6. Альтернативная стоимость имущества
11.7. Проектная схема финансирования
12. Использование показателей эффективности при выборе инвестиционных проектов
12.2. Соотношения между различными проектами
12.3. Использование условий реализуемости и показателей эффективности при выборе проектов
Приложение 1. Основные понятия и определения
П1.1. Проекты. Инвестиции. Инвестиционные проекты (ИП)
П1.3. Метод введения поправки на риск
П1.4. Реализуемость и эффективность инвестиционных проектов
П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и экономические цены
Приложение 2. Рекомендации по составу проектных материалов
Приложение 3. Примерная форма представления информации
П3.1. Представление исходной информации
П3.2. Расчетные таблицы при оценке общественной эффективности инвестиционного проекта
П3.3. Расчетные таблицы при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта
П3.4. Расчетные таблицы при оценке эффективности участия в проекте для предприятий и их акционеров
П3.5. Расчетные таблицы для оценки эффективности проекта структурами более высокого уровня
П3.6. Расчетные таблицы для оценки бюджетной эффективности
Приложение 4. Особенности оценки эффективности некоторых типов проектов
П. 4.1. Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд
П.4.2. Проекты, реализуемые на действующем предприятии
П4.3. Особенности учета лизинговых операций
П4.4. Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции
П4.5. Оценка эффективности финансовых проектов
В = сумма Pn (1 + i)Тn , (П4.2)
Приложение 5. Оценка финансового состояния предприятия
Приложение 6. Особенности учета фактора времени
П6.1. Различные аспекты фактора времени
П6.2. Определение и использование коэффициентов дисконтирования и распределения
П6.3. Учет лагов доходов и расходов
Приложение 7. Расчет потребности в оборотном капитале
П7.3. Формулы для расчета потребностей в оборотном капитале
П7.4. Особенности расчетов потребности в оборотном капитале при оценке различных видов эффективности
Приложение 8. Расчет затрат и налогов
П8.1. Виды налогов и особенности их расчета
Приложение 9. Примеры отдельных расчетов
П9.1. Вычисление эффективной процентной ставки
П9.2. Связь номинальной и реальной процентных ставок
П9.4. Оценка альтернативной стоимости имущества
П9.5. Примеры уточненной оценки эффективности и финансовой реализуемости проекта
П9.6. Расчет ожидаемого эффекта инвестиционного проекта
Приложение 10. Пример расчета эффективности проекта
П10.1. Предварительные замечания
П10.2. Исходные данные для оценки эффективности инвестиционного проекта Общие данные
П10.3. Методы проведения расчетов
П10.4. Расчет показателей общественной эффективности проекта
П10.5. Расчет показателей коммерческой эффективности проекта
П10.6. Оценка показателей эффективности участия в проекте собственного (акционерного) капитала
Расчет данного примера приводит к весьма малому значению запаса устойчивости по объему выручки (1 - 0,965 = 0,035 = 3,5%). Сравнивая это с результатами примера 10.1, видим, что суждение об устойчивости ИП на основании значений уровня безубыточности может оказаться неоправданно оптимистичным.
10.6. Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности
При наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта, вероятностях их осуществления и о значениях основных технико-экономических показателей проекта при каждом из сценариев для оценки эффективности проекта может быть использован более точный метод. Он позволяет непосредственно рассчитать обобщающий показатель эффективности проекта - ожидаемый интегральный эффект (ожидаемый ЧДД). Оценка ожидаемой эффективности проекта с учетом неопределенности производится при наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта, вероятностях их осуществления и о значениях основных технико-экономических показателей проекта при каждом из сценариев. Такая оценка может производиться как с учетом, так и без учета схемы финансирования проекта.
Расчеты производятся в следующем порядке:
-
описывается все множество возможных сценариев реализации проекта (либо в форме перечисления, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и тому подобных параметров проекта);
-
по каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, как при этом изменятся денежные потоки участников;
-
для каждого сценария по каждому шагу расчетного периода определяются (рассчитываются либо задаются аналитическими выражениями) притоки и оттоки реальных денег*(26) и обобщающие показатели эффективности. По сценариям, предусматривающим "нештатные" ситуации (аварии, стихийные бедствия, резкие изменения рыночной конъюнктуры и т.п.), учитываются возникающие при этом дополнительные затраты. При определении ЧДД по каждому сценарию норма дисконта принимается безрисковой;
-
проверяется финансовая реализуемость проекта. Нарушение условий реализуемости рассматривается как необходимое условие прекращения проекта (при этом учитываются потери и доходы участников, связанные с ликвидацией предприятия по причине его финансовой несостоятельности);
-
исходная информация о факторах неопределенности представляется в форме вероятностей отдельных сценариев или интервалов изменения этих вероятностей. Тем самым определяется некоторый класс допустимых (согласованных с имеющейся информацией) вероятностных распределений показателей эффективности проекта*(27);
-
оценивается риск нереализуемости проекта - суммарная вероятность сценариев, при которых нарушаются условия финансовой реализуемости проекта;
-
оценивается риск неэффективности проекта - суммарная вероятность сценариев, при которых интегральный эффект (ЧДД) становится отрицательным;
-
оценивается средний ущерб от реализации проекта в случае его неэффективности;
-
на основе показателей отдельных сценариев определяются обобщающие показатели эффективности проекта с учетом факторов неопределенности - показатели ожидаемой эффективности. Основными такими показателями, используемыми для сравнения различных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта (ЧДЦ) Э_ож (народнохозяйственного - для народного хозяйства или региона, коммерческого - для отдельного участника). Эти же показатели используются для обоснования рациональных размеров и форм резервирования и страхования.
Методы определения показателей ожидаемого эффекта зависят от имеющейся информации о неопределенных условиях реализации проекта.
10.6.1. Вероятностная неопределенность
При вероятностной неопределенности по каждому сценарию считается известной (заданной) вероятность его реализации. Вероятностное описание условий реализации проекта оправданно и применимо, когда эффективность проекта обусловлена прежде всего неопределенностью природно-климатических условий (погода, характеристики грунта или запасов полезных ископаемых, возможность землетрясений или наводнений и т.п.) или процессов эксплуатации и износа основных средств (снижение прочности конструкций зданий и сооружений, отказы оборудования и т.п.). С определенной долей условности колебания дефлированных цен на производимую продукцию и потребляемые ресурсы могут описываться также в вероятностных терминах*(28).
В случае когда имеется конечное количество сценариев и вероятности их заданы, ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается по формуле математического ожидания:
Эож = сумма Эr pr , (10.2)
к
где Эож - ожидаемый интегральный эффект проекта;
Эr - интегральный эффект (ЧДД) при k-oм сценарии;
рr - вероятность реализации этого сценария.
При этом риск неэффективности проекта (Р_э) и средний ущерб от реализации проекта случае его неэффективности (У_э) определяются по формулам:
Эrpr
k
Pэ = pr ; Уэ = -------------- (10.3)
k Pэ
где суммирование ведется только по тем сценариям (k), для которых интегральные эффекты (ЧДД) Э_k отрицательны.
Интегральные эффекты сценариев Э_k и ожидаемый эффект Э_ож зависят от значения нормы дисконта (Е). Премия (g) за риск неполучения доходов, предусмотренных основным сценарием проекта, определяется из условия равенства между ожидаемым эффектом проекта Э_ож (Е), рассчитанным при безрисковой норме дисконта Е, и эффектом основного сценария Э_ос (Е + g), рассчитанным при норме дисконта Е + g, включающей поправку на риск:
Эож(E) = Эос(E + g).
В этом случае средние потери от неполучения предусмотренных основным сценарием доходов при неблагоприятных сценариях покрываются средним выигрышем от получения более высоких доходов при благоприятных сценариях*(29).
Пример 10.3. Процесс функционирования объекта рассматривается как дискретный и начинается с шага (года) 1. Срок службы объекта неограничен. На каждом m-м шаге объект обеспечивает получение неслучайного (годового) эффекта Ф_m. В то же время проект прекращается на некотором шаге, если на этом шаге происходит "катастрофа" (стихийное бедствие, серьезная авария оборудования или появление на рынке более дешевого продукта-заменителя). Вероятность того, что катастрофа произойдет на некотором шаге при условии, что ее не было на предыдущих шагах, не зависит от номера шага и равна р.
Ожидаемый интегральный эффект здесь определяется следующим образом. Заметим прежде всего, что вероятность того, что на шаге 1 "катастрофы" не произойдет, равна 1 - p. Вероятность того, что ее не произойдет ни на первом, ни на втором шаге, по правилу произведения вероятностей равна (1- р)(2) и т.д. Поэтому либо до конца шага т "катастрофы" не произойдет и эффект проекта на этом шаге будет равен Ф_m, либо такое событие произойдет и тогда этот эффект будет равен нулю. Это означает, что математическое ожидание (среднее значение) эффекта на данном шаге будет равно Ф_m x (1 - р)(m). - Суммируя эти величины с учетом разновременности, найдем математическое ожидание ЧДД проекта:
Фm (1 - p)m
Фож = сумма ___________
m (1 + Е)m
Из полученной формулы видно, что разновременные эффекты Ф_m, обеспечиваемые "в нормальных условиях" (т.е. при отсутствии катастроф), приводятся к базовому моменту времени с помощью коэффициентов (1 -p)(m)/(1 + Е)(m), не совпадающих с "обычными" коэффициентами дисконтирования 1/(1 + Е)(m). Для того чтобы "обычное" дисконтирование без учета факторов риска и расчет с учетом этих факторов дали один и тот же результат, необходимо, чтобы в качестве нормы дисконта было принято иное значение Е_р, такое, что 1 + Е_р = (1 + E)/(1 - р). Отсюда получаем, что Е_р = (Е + p)/(1 - p). При малых значениях р эта формула принимает вид Е_р = Е + р, подтверждая, что в данной ситуации учет риска сводится к расчету ЧДД "в нормальных условиях", но с нормой дисконта, превышающей безрисковую на величину "премии за риск", отражающей в данном случае (условную) вероятность прекращения проекта в течение соответствующего года. Использование такого метода в других ситуациях рассмотрено в разд.11.2.
Указанные формулы целесообразно применять и в том случае, когда проект предусматривает получение государственной гарантии. В этом случае в число сценариев должны быть включены и такие, когда заемные средства полностью не возвращаются и государству (федеральному или региональному бюджету) приходится расплачиваться по выданной гарантии. По таким сценариям при расчете общественной, бюджетной и региональной эффективности в состав затрат включаются выплаты непогашенных сумм по гарантии. Математическое ожидание указанных выплат может быть использовано для оценки альтернативной стоимости государственных гарантий.
10.6.2. Интервальная неопределенность
В случае когда какая-либо информация о вероятностях сценариев отсутствует (известно только, что они положительны и в сумме составляют 1), расчет ожидаемого интегрального эффекта производится по формуле:
Эож = ламбда x Эmax + (1 - ламбда) x Эmin, (10.4)
где Эmax и Эmin - наибольший и наименьший интегральный эффект (ЧДД) по рассмотренным сценариям;
ламбда - специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального народнохозяйственного экономического эффекта рекомендуется принимать на уровне 0,3.
В общем случае, при наличии дополнительных ограничений на вероятности отдельных сценариев (р_m), расчет ожидаемого интегрального эффекта рекомендуется производить по формуле:
Эож = ламбда x max {сумма Эк pк } + (1 - ламбда) x min {сумма Эк pк }, (10.5)
p1,p2,... k p1,p2,...к
где Эк - интегральный эффект (ЧДД) при k-м сценарии, а максимум и минимум рассчитываются по всем допустимым (согласованным с имеющейся информацией) сочетаниям вероятностей отдельных сценариев.
Проведение расчетов эффективности и использование их результатов
В этот блок входят два раздела: разд.11 "Практические рекомендации и критерии оценки показателей эффективности" и разд.12 "Использование показателей эффективности при выборе инвестиционных проектов". Излагаемые здесь методические положения имеют целью облегчить и упростить процесс выполнения расчетов эффективности и избежать ошибок при применении показателей эффективности для решения задач рационального отбора проектов (из некоторой совокупности) для реализации.
11. Практические рекомендации и критерии оценки показателей эффективности
11.1. Расчетный период и его разбиение на шаги
Расчетный период должен охватывать весь жизненный цикл разработки и реализации проекта вплоть до его прекращения. Прекращение реализации проекта может быть следствием:
-
исчерпания сырьевых запасов и других ресурсов;
-
прекращения производства в связи с изменением требований (норм, стандартов) к производимой продукции, технологии производства или условиям труда на этом производстве;
-
прекращения потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности;
-
износа основной (определяющей) части производственных фондов;
-
других причин, установленных в задании на разработку проекта.
При необходимости в конце расчетного периода предусматривается ликвидация сооруженных объектов.
При разбиении расчетного периода на шаги следует учитывать:
-
цель расчета (оценка различных видов эффективности, реализуемости, мониторинг проекта с целью осуществления финансового управления и т.д.); - продолжительность различных фаз жизненного цикла проекта. В частности, целесообразно, чтобы моменты завершения строительства объектов или основных этапов такого строительства, моменты завершения освоения вводимых производственных мощностей, моменты начала производства основных видов продукции, моменты замены основных средств и т.п. совпадали с концами соответствующих шагов, что позволит проверить финансовую реализуемость проекта на отдельных этапах его реализации;
-
неравномерность денежных поступлений и затрат (в том числе сезонность производства);
-
периодичность финансирования проекта. Шаг расчета рекомендуется выбирать таким, чтобы получение и возврат кредитов, а также процентные платежи приходились на его начало или конец;
-
оценку степени неопределенностей и риска, их влияние;
-
условия финансирования (соотношение собственных и заемных средств, величину и периодичность выплаты процентов за кредиты и лизинг). В частности, моменты получения разных траншей кредита, выплат основного долга и процентов по нему желательно совмещать с концами шагов;
-
"обозримость" выходных таблиц, удобство оценки человеком выходной информации;
-
изменение цен в течение шага вследствие инфляции и других причин.
Желательно, чтобы в течение шага расчета цены изменялись не больше чем на (5 + 10)%. Отрезки времени, где прогнозируются высокие темпы инфляции, рекомендуется разбивать на более мелкие шаги.
Если по практическим соображениям величину шага расчета трудно сделать достаточно малой для учета разновременности затрат (например, на
материалы) и поступлений (например, из-за задержки платежей или продажи в кредит), относящихся к одной и той же партии продукции, рекомендуется рассматривать (дефлировать и дисконтировать) потоки затрат и поступлений отдельно.
11.2. Норма дисконта и поправка на риск
1. В зависимости от того, каким методом учитывается неопределенность условий реализации проекта при определении ожидаемого ЧДД, норма дисконта в расчетах эффективности может включать или не включать поправку на риск (см. разд.10). Включение поправки на риск обычно производится, когда проект оценивается при единственном сценарии его реализации. Норма дисконта, не включающая премии за риск (безрисковая норма дисконта), отражает доходность альтернативных безрисковых направлений инвестирования*(30).
Норма дисконта, включающая поправку на риск, отражает доходность альтернативных направлений инвестирования, характеризующихся тем же риском, что и инвестиции в оцениваемый проект.
2. Норму дисконта, не включающую поправки на риск (безрисковую норму
дисконта), рекомендуется определять в следующем порядке.
Безрисковая коммерческая норма дисконта, используемая для оценки коммерческой эффективности проекта в целом, может устанавливаться в соответствии с требованиями к минимально допустимой будущей доходности вкладываемых средств, определяемой в зависимости от депозитных ставок банков первой категории надежности (после исключения инфляции), а также (в перспективе) ставки LIBOR*(36) по годовым еврокредитам, освобожденной от инфляционной составляющей, практически 4 - 6%.
Безрисковая коммерческая норма дисконта, используемая для оценки эффективности участия предприятия в проекте, назначается инвестором самостоятельно. При этом рекомендуется ориентироваться на показатели, изложенные выше, а также на:
- скорректированную на годовой темп инфляции рыночную ставку доходности по долгосрочным (не менее 2 лет) государственным облигациям (этот показатель целесообразно использовать в условиях достаточно конкурентного и близкого к равновесию рынка долгосрочных государственных облигаций);
- скорректированную на годовой темп инфляции доходность вложений в операции на открытых для импорта конкурентных рынках относительно безрисковых товаров и услуг (в том числе продовольственных и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов, ремонтных услуг по некоторым бытовым товарам длительного пользования).