Файл: Методические рекомендации по оценке эфективности инвестиционных проектов.doc

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10751

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Общие положения

1. Назначение рекомендаций

2. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов (ИП)

2.1. Определение и виды эффективности ИП

2.2. Основные принципы оценки эффективности

2.3. Общая схема оценки эффективности

2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта

2.5. Денежные потоки ИП

2.6. Схема финансирования, финансовая реализуемостъ ИП

2.7. Дисконтирование денежных потоков

2.8. Показатели эффективности ИП

3. Входная информация и предварительные расчеты

3.1. Общие положения

3.2. Сведения о проекте и его участниках

3.3. Экономическое окружение проекта

3.4. Сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях

3.5. Денежный поток от инвестиционной деятельности

3.6. Денежный поток от операционной деятельности

3.6.1. Объемы производства и реализации продукции и прочие доходы

3.6.2. Затраты на производство и сбыт продукции

3.7. Денежный поток от финансовой деятельности

4. Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта

4.1. Общие положения

4.2. Расчет денежных потоков и показателей общественной эффективности

5. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта

5.1. Общие положения

5.2. Расчет денежных потоков и показателей коммерческой эффективности

5.2.1. Денежный поток от операционной деятельности

5.2.2. Денежный поток от инвестиционной деятельности

5.3. Оценка коммерческой эффективности проекта в целом

6. Оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров

6.1. Общие положения

6.2. Оценка финансовой реализуемости проекта и расчет показателей эффективности участия предприятия в проекте

6.3. Оценка эффективности проекта для акционеров

6.4. Финансовые показатели предприятий - участников инвестиционного проекта

7. Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня

7.1. Общие положения

7.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности

7.3. Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности

8. Оценка бюджетной эффективности ИП

8.1. Общие положения

8.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности

9. Учет инфляции при оценке эффективности ИП

9.1. Общие положения

9.2. Показатели, описывающие инфляцию

9.3. Учет влияния инфляции. Дефлирование

9.3.1. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом

9.3.2. Учет влияния инфляции на реализуемость проекта и эффективность собственного капитала

9.4. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции

10. Учет неопределенности и риска при оценке эффективности

10.1. Общие положения

10.2. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта в целом

10.3. Укрупненная оценка устойчивости проекта с точки зрения его участников

10.4. Расчет границ безубыточности

10.5. Метод вариации параметров. Предельные значения параметров.

10.6. Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности

10.6.1. Вероятностная неопределенность

10.6.2. Интервальная неопределенность

Проведение расчетов эффективности и использование их результатов

11. Практические рекомендации и критерии оценки показателей эффективности

11.1. Расчетный период и его разбиение на шаги

11.2. Норма дисконта и поправка на риск

11.3. Система цен

11.4. Основные показатели эффективности

11.5. Финансовые показатели

11.6. Альтернативная стоимость имущества

11.7. Проектная схема финансирования

12. Использование показателей эффективности при выборе инвестиционных проектов

12.1. Общие положения

12.2. Соотношения между различными проектами

12.3. Использование условий реализуемости и показателей эффективности при выборе проектов

Приложения

Приложение 1. Основные понятия и определения

П1.1. Проекты. Инвестиции. Инвестиционные проекты (ИП)

П1.2. Экономическое окружение

П1.3. Метод введения поправки на риск

П1.4. Реализуемость и эффективность инвестиционных проектов

П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и экономические цены

Приложение 2. Рекомендации по составу проектных материалов

Приложение 3. Примерная форма представления информации

П3.1. Представление исходной информации

П3.2. Расчетные таблицы при оценке общественной эффективности инвестиционного проекта

П3.3. Расчетные таблицы при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта

П3.4. Расчетные таблицы при оценке эффективности участия в проекте для предприятий и их акционеров

П3.5. Расчетные таблицы для оценки эффективности проекта структурами более высокого уровня

П3.6. Расчетные таблицы для оценки бюджетной эффективности

Приложение 4. Особенности оценки эффективности некоторых типов проектов

П. 4.1. Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд

П.4.2. Проекты, реализуемые на действующем предприятии

П4.3. Особенности учета лизинговых операций

П4.4. Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции

П4.5. Оценка эффективности финансовых проектов

В = сумма Pn (1 + i)Тn , (П4.2)

Приложение 5. Оценка финансового состояния предприятия

Приложение 6. Особенности учета фактора времени

П6.1. Различные аспекты фактора времени

П6.2. Определение и использование коэффициентов дисконтирования и распределения

П6.3. Учет лагов доходов и расходов

Приложение 7. Расчет потребности в оборотном капитале

П7.1. Общие положения

П7.2. Исходные данные

П7.3. Формулы для расчета потребностей в оборотном капитале

П7.4. Особенности расчетов потребности в оборотном капитале при оценке различных видов эффективности

Приложение 8. Расчет затрат и налогов

П8.1. Виды налогов и особенности их расчета

Приложение 9. Примеры отдельных расчетов

П9.1. Вычисление эффективной процентной ставки

П9.2. Связь номинальной и реальной процентных ставок

П9.3. Расчет эффекта замены

П9.4. Оценка альтернативной стоимости имущества

П9.5. Примеры уточненной оценки эффективности и финансовой реализуемости проекта

П9.6. Расчет ожидаемого эффекта инвестиционного проекта

Приложение 10. Пример расчета эффективности проекта

П10.1. Предварительные замечания

П10.2. Исходные данные для оценки эффективности инвестиционного проекта Общие данные

П10.3. Методы проведения расчетов

П10.4. Расчет показателей общественной эффективности проекта

П10.5. Расчет показателей коммерческой эффективности проекта

П10.6. Оценка показателей эффективности участия в проекте собственного (акционерного) капитала

П10.7. Оценка бюджетной эффективности

В расчетах бюджетной и региональной эффективности учитывается, кроме того, распределение уплачиваемых налогов по бюджетам различного уровня.

П8.2. Особенности учета затрат и налогов

Затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и т.п. обычно рассчитываются одним из следующих способов:

  • исходя из производственной программы, технологических норм расхода основных ресурсов на единицу каждого вида продукции и цен этих ресурсов.

  • Затраты на остальные (вспомогательные) материальные ресурсы принимаются определенным процентом от расхода основных ресурсов;

  • на основе данных аналогичных предприятий по затратам на единицу производимой продукции. Затраты на ремонт основных фондов рекомендуется рассчитывать в проценте от балансовой стоимости этих фондов (этот процент повышается по мере физического износа фондов**).

Затраты на первый комплект запасных частей и приспособлений, поставляемых одновременно с оборудованием для строящегося предприятия, включаются в объем капитальных вложений (обычно такая поставка предназначена для обеспечения нормальной работы оборудования в течение 1 - 2 лет, т.е. на срок, превышающий нормальный уровень запасов на действующих предприятиях). Однако после ввода оборудования в эксплуатацию они учитываются как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в составе текущих активов. До момента закупки очередной партии запасных частей и приспособлений их запас уменьшается в соответствии с их расходованием в процессе производства, далее рекомендуется осуществлять закупки в таком размере, чтобы поддерживать нормальный уровень запаса.

Порядок отражения некоторых затрат в себестоимости может зависеть от учетной политики предприятия или от договоров между участниками проекта. Например, только само предприятие имеет право определять сроки службы нематериальных активов или сроки, в течение которых относятся на себестоимость отдельные виды "расходов будущих периодов". При получении оборудования по договору лизинга предприятие имеет право применять к нему механизм ускоренной амортизации. При этом повышающий коэффициент к норме амортизации (в пределах от 1 до 3) устанавливается по соглашению лизингодателя и лизингополучателя.

При определении прибыли от реализации продукции необходимо учитывать, что она определяется как разность между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной (а не произведенной) продукции.

Размеры уплачиваемых налогов могут зависеть также от организационно-экономического механизма реализации проекта. В частности, существенно влияет на размеры себестоимости и налога на прибыль использование лизинга. Так, если "обычное" предприятие выплачивает проценты за инвестиционный кредит из прибыли, а суммы, направленные на погашение этого кредита, освобождаются от налога на прибыль лишь при определенных ограничениях, то лизингодатель имеет право относить все платежи по кредиту, направленному на приобретение лизингового имущества, на себестоимость. При получении иностранного оборудования от зарубежного лизингодателя лизингополучатель уплачивает таможенные пошлины не сразу, а "в рассрочку" - по 3% ежемесячно.


______________________________

* В расчетах эффективности конкретных проектов перечень учитываемых налогов при необходимости может быть детализирован.

** Обычно по технологическому оборудованию к концу амортизационного срока службы годовые затраты на ремонт возрастают на 40 - 60%, по автотранспорту затраты на ремонт на 1000 км пробега - на 60% к концу каждого межремонтного пробега.

Приложение 9. Примеры отдельных расчетов

П9.1. Вычисление эффективной процентной ставки

Пусть номинальная (объявленная кредитором) годовая процентная ставка равна p = 1.2 (120%), а проценты начисляются и выплачиваются ежемесячно (число выплат в год равна n = 12). Тогда в соответствии с (П1.5) Приложения 1 эффективная процентная ставка составит

p n 1.2 n

Pef = (1 + ___) - 1 = (1 + _____) - 1 приблизительно = 2.138 = 213.8%.

12

П9.2. Связь номинальной и реальной процентных ставок

Примеры вычисления реальной процентной ставки

1. Пусть длительность шага равна 1 месяцу, темп инфляции составляет 3% в месяц (i = 0.03), номинальная процентная ставка - 10% в месяц. Тогда по формуле П1.4 Приложения 1 реальный месячный процент составит

0.1 - 0.03

р0 = __________ приблизительно = 0.0680 = 6.80%

1 + 0.03

2. В некоторый период 1995 г. годовой темп инфляции в годовом исчислении составлял i_год = 200%, а ставка рефинансирования Центробанка была в это время р_год = 120% годовых.

1,2-2,0

Если подставить эти значения в (П1.3), получится, что p0год = _______

1+1,2

< 0, т.е. отрицательное значение р_0год.

На основании этого некоторые авторы пришли к заключению, что в этот период Центробанк финансировал коммерческие банки с убытком для себя. Верно ли это утверждение?

Ответ: неверно! Это утверждение было бы верным, если бы Центробанк при выдаче займа предусматривал начисление процентов один раз в год. Но на самом деле проценты в это время начислялись ежемесячно по ставке

рнгод 1,2

pнш = _____ = ___ = 0,1 (10%) в месяц.

12 12

Темп инфляции за месяц можно оценить (считая, что в течение года инфляция равномерна) аналогично решению примера из пункта П1.2 Приложения 1 как:

iш = (1 + iгод)1/12 - 1 = (1 + 2)1/12 - 1 приблизительно = 0,09587

(с точностью до пятого знака), после чего использование формулы (П1.4) показывает, что реальная ежемесячная ставка процента Центробанка составляла в этот период

0,1 - 0,09587

p = _____________ приблизительно = 0,00377 = 0,377% (опять-таки с

1 + 0,09587

точностью до пятого знака), a p_0год = 12 x p_0ш = 12 x 0,377% = 4,524% т.е. положительную величину.

Вывод: При использовании формулы И. Фишера необходимо следить за тем, чтобы процентная ставка и темп инфляции относились к шагу начисления процентов.

Примеры вычисления номинальной процентной ставки

Мы видели (см. раздел 9 основного текста и Приложение 1), что в случае недостаточно надежно прогнозируемой инфляции и кредитору, и заемщику может оказаться выгодно заключать кредитное соглашение по долгосрочным кредитам, задавая значения реальных процентных ставок, а при фактическом начислении процентов, определять их номинальные значения. В связи с этим рассмотрим пример. Пусть кредит выдается под реальную процентную ставку, равную 16% в год с ежеквартальной выплатой процентов. Требуется определить номинальную процентную ставку при годовых темпах инфляции i_год, меняющихся от 5% до 25%.:


1 1

В данном случае Дельта = __ года, а р = p0год x Дельта = 0,16 х __= 0,04 (4%).

4 4

Для каждого из значений годовой инфляции i_год определим инфляцию за шаг выплаты i_ш:i_ш = (1 + i_год)(Дельта) - 1, после чего найдем номинальную процентную ставку за шаг выплаты р_нш по формуле (П1.2) и номинальную годовую процентную ставку p_нгод = p_нш/Дельта = 1 х р_нш.

Результаты расчета сводим в таблицу П9.1.

Таблица П9.1

Наименование показателей

Значения показателей при годововм темпе инфляции


0,05

0,1

0,15

0,2

0,25

i_ш

0,012272

0,024114

0,035558

0,046635

0,057371

Р_нш

0,052763

0,065078

0,07698

0,088501

0,099666

Р_нгод

21,11%

26,03%

30,79%

35,40%

39,87%

Определение реальной процентной ставки в рублевом выражении по валютному займу

Рассмотрим следующий пример. Для осуществления российского проекта (затраты и выручка - в рублях) берется валютный заем в долларах под номинальную ставку 15% в год с начислением и выплатой процентов ежеквартально. Темп внешней (зарубежной) инфляции валюты 3% в год.

Темп рублевой инфляции 80% в год. Валютный курс увеличился за тот же год с 16 руб./доллар до 25 руб./доллар. Требуется найти реальную годовую процентную ставку в долларах и эквивалентную реальную процентную ставку в рублях, если считать, что темпы инфляции и повышения валютного курса в течение года сохраняются неизменными.

Т.к. проценты начисляются и выплачиваются ежеквартально, найдем вначале все величины, относящиеся к одному кварталу (Д = 1/4).

- Номинальный валютный процент за квартал (по правилам, принятым большинством банков):

1

p = 15% x ___ = 3.75%;

4

- темп инфляции за квартал:

рублевой: ip = (1 + 0,8) 1/4 - 1 = 0,15829;

валютной: is = (1 + 0.03)1/4- 1 = 0,00742;

- реальный кредитный процент по валютному кредиту за квартал:

0.0375 - 0.00742

p = ________________ = 0,029686 = 2,9686%;

0$ 1 + 0.00742

B пересчете на год реальная процентная ставка по валютному кредиту равна

P0$год = Pos x 4 = 2,9686% x 4 = 11,94%

Для того, чтобы установить, реальную процентную ставку по рублевому

кредиту, надо воспользоваться формулой (П1.4б) из раздела П1.2 Приложения

1. Для этого следует определить

- индекс (цепной) повышения валютного курса за квартал

Jхи =(25 )1/4 = 1,11803;

16

- индекс (цепной) внутренней инфляции иностранной валюты за квартал

1 + ip 1 + 0,15829

I = ______________ = _______________________ = 1,02838;

(1 + i$ ) x Jхи (1 + 0,00742) x 1,11803

Тогда по формуле (П1.4б) реальная процентная ставка по рублевому

кредиту, эквивалентная валютной ставке р_0$, равна:

1 + Po$ 1 + 0,029686

p = ________ - 1 = ____________ - 1 = 0,00144 = 0,144%;

0p I 1,02838

и в пересчете на год p_0pгод = p_0р x 4 = 0,144% x 4 = 0,58%. Соотношение величин реальных процентных ставок в валютном и рублевом исчислении иллюстрирует сформулированное в разд.П1.2 Приложения 1 утверждение, согласно которому сдерживание темпа роста валютного курса по сравнению с "правильным" облегчает кредитору возврат и обслуживание долга по валютным займам.


П9.3. Расчет эффекта замены

В П4.1 Приложения 4 указывалось, что при определении показателей бюджетной эффективности проектов выпуска продукции для государственных нужд необходимо учитывать эффект замены продукцией предприятия традиционно закупаемой государством продукции. Приведем пример расчета эффекта замены (см. табл.П9.2).

Рассматривается проект создания предприятия по производству школьной мебели, предусматривающий не только государственную финансовую поддержку (форма и размеры такой поддержки в данном случае несущественны), но и закупку производимой продукции для оснащения школьных учреждений. Такие закупки осуществляются за счет средств государственного бюджета (бюджета субъектов Федерации, местных бюджетов и в меньшей степени федерального бюджета).

В основу расчета принимается сопоставление вариантов "с проектом" (закупка продукции предприятия) и "без проекта" (закупка заменяемой продукции).

Для упрощения принято, что продукция предприятия представляет собой унифицированный комплект школьной мебели, рассчитанный на оснащение 1000 ученических мест. Цена комплекта (стр.4) определена таким образом, чтобы обеспечить безубыточность производства и неотрицательность накопленного денежного потока (эти расчеты не приводятся).

В связи с тем что в начале работы предприятия имеют место повышенные затраты (в том числе связанные с освоением производства и погашением кредитов), цена комплекта в этот период также повышенная. Ее снижение предусмотрено через 5 лет функционирования предприятия.

Аналогичные комплекты другими предприятиями не производятся, однако подобные комплекты можно сформировать из отдельных элементов (столы ученические и лабораторные, стол учителя, шкафы, классные доски), производимых на действующих отечественных или зарубежных предприятиях. В качестве аналога принят комплект, сформированный таким образом из наиболее дешевой продукции, удовлетворяющей санитарно-гигиеническим требованиям (установлено, что такая продукция - отечественного производства). Цена такого комплекта без НДС, но с включением затрат на доставку потребителям (стр.6) определена по данным предприятий-поставщиков, в основном производящих не школьную, а бытовую мебель. Анализ опыта использования такой мебели показывает, что в связи с особенностями технологии производства срок ее службы не превышает 3 лет, в то время как продукция проектируемого предприятия, применяющего новую технологию, будет не менее 9 лет.

Как видно из таблицы, если не учитывать более высокую долговечность продукции предприятия, приобретать ее ни школам, ни государству невыгодно.

Положение принципиально меняется, если учесть низкую долговечность заменяемой продукции. В этом случае для оснащения того же количества ученических мест государству придется, начиная с 4-го года, приобретать большее количество заменяемой продукции, поскольку в этом случае потребуется компенсировать выбывающую мебель (необходимость компенсировать выбытие произведенной по проекту школьной мебели также возникает, однако только на 10-м году). Соответствующий бюджетный эффект рассчитан в стр.12. Видно, что в первые 3 года этот эффект отрицателен, затем становится положительным и достаточно большим.


Вторая составляющая бюджетного эффекта связана с увеличением налоговых поступлений в бюджет, связанных с функционированием предприятия и одновременно с уменьшением аналогичных платежей в связи с отказом от закупки заменяемой продукции.

В этом расчете учитываются только переменные налоги, величина которых зависит от объема продаж. К числу таких налогов отнесены НДС, отчисления в дорожный фонд, налог на прибыль, начисления на заработную плату основных производственных рабочих и некоторые другие налоги. Налог на имущество, земельный налог и некоторые местные налоги, по которым база налогообложения не зависит от объемов производства, сюда не включены.

Расчеты себестоимости и прибыли по предприятию позволили рассчитать размер и динамику налоговых платежей по данной группе налогов (стр.13) и соответственно их отношение к цене произведенной продукции (стр.14). Аналогичный показатель по предприятиям - изготовителям заменяемой продукции (стр.15) оценен усредненно, по выборочным данным. На этом основании рассчитана сумма налогов, которые поступили бы в бюджет от этих предприятий в варианте отказа от реализации проекта (стр.16), и общее изменение налоговых поступлений (разность между суммой переменных налогов, уплачиваемых по проекту, и той, которая имела бы место при отказе от реализации проекта).

Общая величина эффекта замены (стр.17) определена как сумма бюджетных эффектов от повышения долговечности продукции и от изменения размера налоговых поступлений.

Примечание. Помимо эффекта замены в расчетах бюджетной эффективности данного проекта были учтены также доходы и расходы бюджета, связанные с государственной поддержкой проекта, поступления налогов и пошлин в период строительства и поступления в бюджет прочих налогов, не отнесенных к переменным. В приводимой табл.П9.2 соответствующие обстоятельства не отражены и общая величина бюджетного эффекта (с учетом и без учета дисконтирования) не показана.

Расчет эффекта замены по проекту производства школьной мебели

строки

Показатели

1

Длительность шага, мес.

2

Время от пуска завода, лет

3

Объем производства продукции для государственных нужд, комплекты

4

Закупочная цена без НДС, включая доставку, млн.руб./комплект

5

Закупочная цена заменяемой продукции без НДС, включая доставку, млн.руб./комплект

6

Срок службы комплекта, лет

7

Срок службы заменяемой продукции, лет

8

Количество ученических мест, оснащенных продукцией предприятия тыс. мест

9

Количество комплектов заменяемой продукции для оснащения этих ученических мест

10

Затраты на оснащение ученических мест продукцией завода, млрд.руб. (стр.3 x стр.4/1000)

11

То же заменяемой продукцией (стр.9 x стр.6/1000)

12

Экономия бюджетных средств при закупке продукции предприятия, млрд.руб. (стр.11 - стр.10)

13

Переменные (зависящие от объемов производства) налоги, млрд.руб.

14.

То же, в % к цене продукции предприятия (стр.13/стр.4 x 1000)

15.

Переменные налоги в % к цене заменяемой продукции

16

Поступления в бюджет переменных налогов при закупке заменяемой продукции, млрд.руб.

17

Изменение ("+" - увеличение, "-" - уменьшение) налоговых поступлений при отказе от закупки заменяемой продукции, млрд. руб. (стр.13 - стр.16)

18

Итого эффект замены