Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Психологическая структура управленческих решений руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности и принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

1.1. Психологические условия принятия управленческих решений

1.2. Психологическая структура управленческих решений руководителей

1.3. Сущностная характеристика и психологические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности

Глава 2.  Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.1. Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.2. Исследование психологических условий и факторов принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.3. Выявление психологических особенностей управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях

Глава 3 Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

3.1 Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

Заключение

Библиографический список

Выводы по 2 главе

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: большинство управленческих решений руководителей системы ГПС МЧС в стрессогенных ситуациях связаны со служебной деятельностью, межличностными отношениями (особенно в диаде «начальник-подчиненный»), в спорте и развлечениях, ситуациях спасения людей и животных. Ситуации риска в жизни руководителей в основном связаны со служебной деятельностью: невыполнение приказов, боязнь допустить сбой в работе. Как рискованные также описываются ситуации выбора. У руководителей в большинстве случаев риск связывается со страхом невыполнения возложенной задачи, с угрозой сделать неверный выбор, значительно реже это связано с возможностью изменения отношений или с угрозой для жизни и здоровья.

Оценка руководителями сущностных характеристик «рискованности» ситуации зависит от индивидуально-личностных особенностей руководителя.

Основное количество ситуаций риска (89,8%) у руководителей связаны с целевым типом риска, где принятие управленческого решения возможно благодаря прагматической цели, к которой субъект идет обдуманно, в процессе когнитивной ориентировки в ситуации. При этом проявляется стремление к рациональности и готовность действовать в ситуации неопределенности и стрессовой напряженности.

Совсем небольшой процент (8,9%) ситуаций связан с типом, где проявляются склонности к риску и действие руководителей направлено на выбор рискованных ситуаций, получение от этого новых сильных впечатлений. И совсем редко встречаются ситуации необдуманного риска, в которых решение принимается по первому побуждению.

В субъективных репрезентациях у руководителей управленческие решения значимо чаще предстают как свидетельство ответственности, решительности (р<0,01) и напрямую ассоциируется с понятием риска.

Для руководителей управленческие решения являются необходимым элементом успеха, самореализации (р<0,01).

Субъективные репрезентации риска у руководителей реже сопровождаются негативными эмоциями, а чаще – позитивными.

Особенностями протекания процесса управленческих решений руководителей проявляются в том, что:

1. На этапе выявления проблемы руководители больше анализируют ситуацию, сопоставляя со своим опытом нынешнюю ситуацию (p<0,05).

2. На этапе анализа альтернатив меньше сопоставляют варианты решения (р<0,01).

3. На этапе анализа последствий чаще принимают во внимание последствия своих действий для окружающих людей.


4. Осуществляя выбор, руководители 1-й группы, в отличие от руководителей 2-й группы, ориентируются в первую очередь, на себя, свой опыт, не задаваясь вопросами об индивидуально-личностных особенностях субъектов ситуации.

5. Руководители 1-й группы при оценке результата своих действий не склонны задавать себе такие вопросы, как: «Что ты ощущал тогда?» и «Что ты думаешь по этому поводу сейчас?».

На основе полученных результатов были выделены типы поведения руководителей при принятии управленческих решений в стрессогенных ситуациях.

1 Тип - «Рациональные» (54,79 %). К этому типу нами были отнесены руководители с высокими показателями по шкале рациональность. Для таких руководителей характерны саморегуляция и самоконтроль действий. Основное внимание при принятии управленческого решения они уделяют информационному анализу и подбору вариантов решений. Внутри этого типа выделяются следующие подтипы: 1) Рассудительные (60,64 %). 2) Прогностичные (39,36%).

2 Тип «Рискованные» (19,64 %). К этому типу были отнесены руководители, у которых отмечаются высокие показатели по таким шкалам, как готовность к риску, склонность к риску и/или импульсивность. Фактор рискованности может быть связан с различными причинами, поэтому определяет разные способы разрешения стрессогенных ситуаций. В связи с эти были выделены подтипы: 1) Склонные к риску (9,25%). 2) Импульсивные (10,97 %). 3) Готовые к риску (37,53%).

3 Тип «Ориентированные на мнение вышестоящих начальников» (25,57%). Такие руководители стремятся делегировать ответственность за принятие решения другому человеку. В том случае, когда избежать выбора не удается, они предпочитают советоваться с коллегами, спрашивать их мнение, ищут ответы на свои вопросы в опыте других людей в похожих ситуациях.

Глава 3 Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях


3.1 Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

Исследуя психологические условия принятия управленческих решений руководителями системы ГПС МЧС), мы опирались на тот факт, что, сформированность самого процесса принятия решения может меняться благодаря влиянию определенных условий и факторов. Одной из главных задач нашего исследования было выявление детерминант, способствующих оптимизации данного процесса. Решить этот вопрос, на наш взгляд, возможно, если обратиться к принципу причинной обусловленности профессиональной компетентности руководителей.

Проведенное эмпирическое исследование позволило предположить, что процессфформирования управленческой компетентности руководителей может быть оптимизирован за счет уточнения и конкретизации профессионально-управленческих компетенций, возможности преодоления расхождения между профессиональными знаниями, полученными ранее, собственным опытом работы в управленческой должности и новыми требованиями деятельности. Для этого необходимо перестроить неэффективные внутренние установки и профессиональные стереотипы поведения, сложившиеся в процессе работы, провести самооценку эффективности своей управленческой деятельности, при этом постоянно стимулируя мотивацию к профессиональному саморазвитию.

Для обоснования методов и средств оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях мы объединили всю совокупность условий, обеспечивающих эффективность функционирования в ситуациях риска принятия решений. Все условия выступают как закономерное объединение внутренних особенностей самого руководителя и внешних воздействий, включенных в учебный процесс академии ГПС МЧС: единство учения и практики, единство содержательной и процессуальной стороны психологического процесса сопровождения, единство учебной и профессиональной деятельности. Важным аспектом является моделирование единства образовательной, развивающей и профессиональной среды – принцип целостности, который проявляется в содержании профессиональной деятельности, формируемой при освоении различных форм, методов и средств обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации офицеров Академии ГПС МЧС РБ.

Рассматривая проблемувформализации психологических знаний в области управленческих решений с позиции моделирования, выделим основные направления исследовательской работы: 1) технологии эмпирического исследования позволили выделить свойства и содержание процесса принятия управленческого решения во взаимосвязи индивидуально-личностных характеристик руководителя; 2) разработка методов, средств и процедур изменений свойств субъекта труда направлена на приложение их в практике для решения различных психологических задач в управлении подразделением. Использование методов моделирования в процессе психологического воздействия позволяет: а) разработать критерии выбора теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы; б) определить взаимосвязи структурных компонентов данной проблемы со сходными другими; в) выявить связи между компонентами изучаемой системы в их органической иерархической закономерности.


Таким образом, вышеизложенное позволяет по-новому подойти к осмыслению методологических проблем процесса оптимизации управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях, выявить пути и направления моделирования процесса оптимизации управленческого профессионализма руководителей ГПС МЧС РБ.

Общеизвестно, что определенные структурные компоненты профессиональной компетентности имеют различные скорости своего становления. Цели процесса принятия управленческого решения руководителей в стрессогенной ситуации и его содержание могут радикально и динамично изменяться в разные периоды профессионального становления.

Процесс оптимизации управленческого решения руководителей ГПС МЧС РБ в стрессогенных ситуациях можно представить в виде четырех взаимосвязанных блоков: диагностический, проективный, организационный и формирующий (рис. 3).

Процесс оптимизации управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях

Организационный блок

определение

структурных компонентов, их содержания и стратегий реализации

Формирующий блок

учебная программа,

тренинг,

отработка навыков на ОПППП

Проективный блок

цель, задачи, содержание

процесса

Диагностический блок

когнитивный мотивационный целеполагающий процессуальный организационный компоненты

Рис. 3. Содержание процесса оптимизации управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях

В рамках диагностического блока обеспечивается выполнение следующих функций:

  1. Проведение диагностики исходного уровня и особенностей динамики способности руководителей к принятию управленческих решений в стрессогенных ситуациях.

2. Оценивание положительного и отрицательного результатов развития умений и навыков руководителей принимать управленческие решения в стрессогенных ситуациях в процессе тренировок.

Поскольку саморефлексия выступает показателем добровольной деятельности, в ней особенно значимы компоненты, связанные с мотивацией. Момент осознания значимости своей личности, от которой зависит эффективность функционирования подразделения, является основной движущей силой развития саморефлексии.

Когнитивныйккомпонент готовности к выполнению управленческой деятельности как элемент профессиональной компетенции определяется такими психологическими факторами, как: профессиональная мотивация личности, уровень базового профессионального образования и его профиль, стаж профессиональной деятельности и опыт работы в командной должности, сформированные умственные операции, используемые при принятии решений.


К задачам процессуального компонента необходимо отнести: особенности развития когнитивных способностей и навыков принятия управленческих решений, сформированность мыслительных операций при выполнении профессиональной деятельности, прогностичность и самоанализ эффективности управленческой деятельности.

Организационный компонент для оптимизации принятия решений предполагает проверку наличия у руководителей умений выделять источники и формы получения информации, возможности их самостоятельного планирования, как своей деятельности, так и деятельности подчиненных, умения оптимально организовать рабочее пространство, осуществлять саморегуляцию, самоконтроль и самооценку действий.

В проективный блок программы оптимизации принятия управленческого решения руководителями в стрессогенных ситуациях вошли такие компоненты управленческой деятельности, как: определение цели, задач и содержания изучаемого процесса.

В.П. Беспалько, А.А. Золотарев, Д.В. Чернилевский и др. [22] одной из важных составляющих любой деятельности как системы выделяют цель и возможность ее диагностики. В процессе формирования управленческой компетентности цель должна характеризоваться следующими свойствами: 1) быть определенной и проверяемой; 2) объединять элементы всей системы формирования управленческого профессионализма; 3) гармонизировать все прочие элементы целостного процесса формирования управленческого профессионализма.

Цель формирования управленческой компетентности будет диагностична, если она: а) точно и определенно описывает формируемое личностное качество, при этом оно может развиваться вместе с любыми другими качествами субъекта; б) имеет возможность не только контролировать сформированность данного качества, но и выявлять динамику его развития; в) позволяет измерять интенсивность изучаемого качества; г) имеет шкалу оценки качества ее развития [22].

Организационный блок оптимизации принятия управленческого решения руководителями определяет структурные компоненты, их содержание и стратегии их реализации.

Структура управленческого решения руководителей включает три блока: ориентировочный, процессуальный и личностно-рефлексивный.

Ориентировочный блок включает аксиологический, предметный, прогностический компоненты.

Процессуальный блок включает знаниевый, интуитивный, мыслительный компоненты.

Личностно-рефлексивный блок включает индивидуально-личностный, социально-коммуникативный компоненты.