Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Психологическая структура управленческих решений руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности и принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

1.1. Психологические условия принятия управленческих решений

1.2. Психологическая структура управленческих решений руководителей

1.3. Сущностная характеристика и психологические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности

Глава 2.  Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.1. Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.2. Исследование психологических условий и факторов принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.3. Выявление психологических особенностей управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях

Глава 3 Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

3.1 Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

Заключение

Библиографический список

- раскрыта структура управленческихррешений руководителей в стрессогенных ситуациях, которая определяется как профессиональная управленческая функция в совокупности сформированных компонентов, объединенных тремя блоками: ориентировочный (сбор информации о динамически изменяющейся стрессогенной среде, знание и выполнение должностных инструкций, вероятностное ожидание требований вышестоящих командиров), процессуальный (отбор средств и методов выбора и оценки альтернатив, прогнозирование результатов принятого решения, организация выполнения принятого решения подчиненными), личностно-рефлексивный (учетлличностных характеристик,ввлияющих на принятие управленческихррешений в стрессогенных ситуациях, самооценка эффективности управленческой деятельности).

- выделены внешние и внутренние факторы стрессогенного напряжения у руководителей. Внешние – перегрузкаиили слишкомммалая рабочаяннагрузка; конфликт ролей (противоречивость требований вышестоящих начальников и подчиненных); неопределенность предъявляемых требований в динамически изменяющейся ситуации, что снижает представление об ожиданиях от принятого решения. Внутренние – трудность сосредоточения, ухудшение памяти, часто возникающее чувство усталости, повышенная возбудимость, снижение прежнего удовлетворения от службы;

- определены стратегии оптимизации принятияууправленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях: предметно-информационные, содержательно-деятельностные, оценочно-результативные;

- экспериментально доказано, что изззафиксированного и описанного множества стрессогенных ситуаций управленческой деятельности руководителей значительная часть имеет субъективный и объективно-субъективный характер, поддающийся регулированию, т.е. их действие возможно компенсировать за счет развития компонентов принятия решения;

- предложена психологическая модельооптимизациирпринятия управлен-ческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях, включающая следующие блоки: диагностический (оценка начального, промежуточного и контрольного этапа сформированности процесса принятияууправленческих решений); проективный (цель, задачи, содержание процесса); организационный (структурные компоненты, их содержание и стратегии реализации); формирующий (программа учебных и тренинговых занятий, отработка навыков во время прохождения учений на ОППП).

Теоретическаяззначимость исследованияообоснована:


    1. Расширены теоретические представления о психологии управления в стрессогенных ситуациях, особенностях принятияууправленческихррешений руко-водителями в зависимости от срока службы в должности, что позволит использовать результатыиисследования в дальнейших теоретических разработках проблемы принятияррешений в психологии труда.

2. Конкретизировано понятие «принятие управленческихррешений руководи-телями в стрессогенных ситуациях», понимаемое как совокупность сформированных компонентов (аксиологического, предметного, прогностического, процессуального, организационного, интуитивного, мыслительного, индивидуально-личностного, социально-коммуникативного, мотивационно-оценочного), объединенных в три блока: ориентировочный, процессуальный и личностно-рефлексивный, позволяющих быстро принимать решение всстрессогенных ситуациях, определять стратегические цели и последствия принятого решения, быть готовым к риску и нести личнуюоответственность заппринятое решение.

3. Выявлены типологические особенности личностных характеристик руководителей, определяющих индивидуальную стратегию поведения в процессе принятияууправленческого решения в стрессогенных ситуациях: «рациональные», уделяющие большое внимание информационному поискуииисамоконтролю; «рис-кованные», в ситуациях риска отдающие предпочтение ненадежномувварианту; «ориентированныенна мнение вышестоящего начальства», не осуществляющие выбор самостоятельно.

4. Проведена модернизация классической модели управленческих решений с точки зрения влияния на процессппринятияууправленческих решений руководителями стрессогенных факторов.

5. Для оптимизацииппроцесса принятияууправленческихррешений руководителями в стрессогенных ситуациях были разработаны следующие методы, доказавшие свою эффективность: 1) теоретические учебные занятия по формированию знаний об управленческой деятельности и процессе принятия решений в стрессогенных ситуациях; 2) тренинговые занятия, направленные на развитие личностных характеристик руководителей и на отработку умений и навыков принятия решений на каждом этапе данного процесса; 3) практическое применениепполученных знанийии умений при отработке навыков принятия управленческих решений на ОППП.

Значение результатовиисследования дляппрактики подтверждается тем, чторразработаны иивнедрены в учебный процесс институтапповышения квали-фикацииии переподготовки офицерских кадров Академии ГПС МЧС РФ учебная программа, психологический тренинг и практическая программа отработки навыков принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях на ОППП.


Результатыиисследованияппозволятпповыситьиэффективность управленческой деятельности руководителей в стрессогенных ситуациях посредством формирования определенной стратегии и алгоритмов поведения в процессе принятияууправленческих решений.

Представлен пакет психодиагностических методик, который позволит использоватьррезультаты исследованияппри составлении профессиограммы начальника дежурного караула ГПС МЧС РФ.

Материалыиисследования могутббыть использованы в теоретических курсах «Психология труда, инженерная психология, эргономика», «Психология управления», «Социальная психология»

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались: для теории – методологической обоснованностью, логикой иипрограммой исследования наввсех этапах; для экспериментальнойр работы – использованием взаимодополняющих методов, адекватных объекту, задачам и возможностям исследования, репрезентативностью выборки, достоверностью используемых статистических материалов; валидностью и надежностью используемых психологических методик; установлением качественного и количественного совпадения авторских результатов с аналогичными данными других исследований; использованием современных статистических, математических методикссбора и обработкидданных.

Личный вклад автора состоит: в самостоятельном проведении теоретического и эмпирического исследования, подборе диагностического материала на основеппроцедуры субъективноготшкалирования, подготовке публикаций по теме исследования.

Положения, выносимыенна защиту:

  1. Психологическими условиями принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях являются: внешние (наличие условий, способствующих профессиональной рефлексии; жесткие временные ограничения; высокая ответственность за конечные результаты); внутренние (саморазвитие; мотивационная готовность, развитие психологических инвариант профессиона-лизма; субъективные репрезентации ситуаций; необходимость оодновременного выполнения многих действий; алгоритмизированность деятельности);
  2. Управленческие решения руководителей в стрессогенных ситуациях – профессиональная управленческая деятельность, понимаемая как совокупность сформированных компонентов, позволяющих быстро принимать решение в стрессогенных ситуациях, определять стратегические цели и прогнозировать последствия принятого решения, быть готовым к риску и нести личную ответственностьзза принятое решение. У руководителей, имеющих стаж службы в должности до трех лет и более десяти лет отмечаются значимые различия в выраженности таких личностных характеристик, как: рациональность, готовность и склонность к риску. На принятиеууправленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях оказывают влияние две группы личностных факторов: «рискованность» (склонность и готовность к риску, импульсивность) и «способность к прогнозированию» (возбудимость, ориентированность на мнение вышестоящего начальства и рациональность). Затрудняющими условиями принятия управленческих решений руководителями системы ГПС МЧС РФ стрессогенных ситуациях являются: внешние (перегрузкаиили слишкомммалая рабочая нагрузка; конфликт ролей; неопределенность ролей); внутренние (трудность сосредоточения, ухудшение памяти, часто возникающее чувство усталости, повышенная возбудимость, снижение прежнего удовлетворения от службы).
  3. Повышениеээффективностиппринятияууправленческогоррешения руко-водителями в стрессогенных ситуациях осуществляется посредством трех групп стратегий: «предметно-информационные» (выявление проблемы, отбор средств и методов для ее решения, внутреннее стимулирование, или мотивирующий контроль, прогнозируемость управленческих решений в диаде «начальник – подчиненный); «содержательно-деятельностные» (способы и методы отбора вариантов управленческих решений, поддержка рискованных способов принятия решений); «оценочно-результативные» (самооценка эффективности деятельности, саморефлексия).
  4. Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях, включающая следующие блоки: диагностический (оценка начального, промежуточного и контрольного этапа сформированности профессиональной управленческой компетенции в процессе принятия управленческих решений); проективный (определяет цель, задачи, содержание процесса); организационный (определяет структурные компоненты, их содержание и стратегий реализации); формирующий (программа учебных и тренинговых занятий, отработка навыков во время прохождения учений на ОППП).

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности и принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

1.1. Психологические условия принятия управленческих решений

Проблема формирования управленческих решений является одной из наиболее актуальных и значимых тем современной психологической науки и изучается в специальной литературе различных направлений.

Базовые представления о процессе принятия решений были впервые раскрыты H.A. Бердяевым, Г.В. Сориным, В. Франклом в русле философских идей свободы воли, которые полагаются на представления о свободе как познанной необходимости (Б. Спиноза), независимости, «свободы от…» (Демокрит), личного выбора (Оригена, А. Аврелий, Ф. Аквинский), неотъемлемой характеристики человека (Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр). В современной философии свобода представляется как основополагающая характеристика жизни человека, определяющая его независимость и возможность самостоятельного выбора [7], что возлагает и определенную ответственность за сделанный выбор.

Представители когнитивного направления рассматривают принятие решения как интеллектуальный процесс, под которым понимают внутреннюю мыслительную деятельность субъекта, направленную на решение задачи, при этом само решение может рассматриваться как результат мыслительного процесса Л.С. Выготский [39], Л.Л. Гурова [59], Д. Дёрнер [70], В.Д. Магазанник [143]. В исследованиях представителей этого направления процесс принятия решения представляется как поэтапное действие, которое включает в себя целую цепочку операций – от появления проблемной ситуации – до выбора предпочтительного варианта из множества альтернатив (Л.Г. Евланов [75], О.И. Ларичев [131, 132], Я.Р. Рейльян [190]).


В работах О.К. Тихомирова [211] принятие решений представляется как интеллектуально-опосредованный процесс, протекающий в рамках интеллек-туальных стратегий.

Проблема интеллектуальных составляющих решения изучается и в зарубежной когнитивной психологии, где понятие «принятие решения» заменяется понятием «мышление в условиях решения проблемы» (Р. Акофф [5]). В работах английских авторов используется термин «problem solving», в работах немецких – «рroblemlösen» (U. Arend, Д. Дёрнер). Особенность этого подхода заключается в том, что решение рассматривается, прежде всего, как логико-мыслительный акт, то есть под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемной ситуации. При этом исследуются особенности поведения человека или группы людей в ситуации выбора.

Представители регулятивного направления представляют процесс принятия решений как волевой процесс и связывают его с произвольным выбором, включая в него такие процессы, как анализ, контроль и исполнение.

В работах Л.С. Выготского развитая воля представляется внутренней свободой, способствующей принятию решения [40]. В исследованиях Д.Н. Узнадзе [213] принятие решений рассматривается как акт импульсивного и волевого поведения, вначале которого осуществляется обдумывание, принятие решения и включение волевого поведения для реализации данного решения.

В работах зарубежных авторов принятие решений рассматривается как определенный выбор субъектом альтернатив путей решения в условиях, где критерии неопределены, или отсутствуют правильные решения в закрытых задачах W. Edwards, G. Gigerenzer, I.L. Jànis, D. Kahneman, E. Mann, A. Tversky.

Исследователи, придерживающиеся такой позиции, большое внимание уделяют личностным особенностям субъекта (умению видеть временную перспективу, установке к риску) и роли социального окружения R. Forehand and A. McCombs Thomas, S.D. Nousiainen, D. Reppucci and J.L. Woolard, E.S. Scott, J. Wilks, M. Wierson.

В настоящее время большинство исследователей изучают процесс принятия решения в регулятивной парадигме. Так, например, A.B. Карпов [100, с. 7] рассматривает когнитивный критерий как один из компонентов, включенных в регулятивный. Он представляет процесс принятия решения с возникновения проблемной ситуации, протекающий в личностно-интеллектуально-опосредованном выборе предпочтительно-альтернативного решения, а затем – его реализацию.

Такая трактовка требует обязательного сопоставления феномена принятия решения с более широким общепсихологическим контекстом: понятиями деятельности – субъектности личности и её саморегуляции.