Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Психологическая структура управленческих решений руководителей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование профессионального стресса в управленческой деятельности и принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

1.1. Психологические условия принятия управленческих решений

1.2. Психологическая структура управленческих решений руководителей

1.3. Сущностная характеристика и психологические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности

Глава 2.  Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.1. Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.2. Исследование психологических условий и факторов принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

2.3. Выявление психологических особенностей управленческих решений руководителей в стрессогенных ситуациях

Глава 3 Психологическое сопровождение процесса оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

3.1 Психологическая модель оптимизации принятия управленческих решений руководителями в стрессогенных ситуациях

Заключение

Библиографический список

В теоретических концепциях изучения субъектности личности процесс принятия решения представляется средством мобилизации личности, основным вектором направления активности (К.А. Абульханова-Славская [2]; A.B. Брушлинский [31, 32]; В.А. Иванников [89]; В.И. Слободчиков [202] и др.).

В рамкахппредставлений о субъектности личности активность рассматривается как самостоятельное принятие человеком ряда взаимосвязанных решений, выборов. По представлению П.К. Анохина, активность предполагает преодоление какой-либо неопределенности в цепочке действий – от этапа понимания цели до конечного этапа – оценки результатов достижения [10].

В рамках данного исследования содержание процесса принятия решения предлагается рассмотреть с точки зрения ответственности личности. Изучению ответственности личности посвящены работы Т.В. Башаевой [17], Л.И. Дементий [64], Н.С. Пряжникова [182], В.Г. Сахаровой [196] и др., где ответственность представляется как характеристика субъекта.

Структура принятия решения представляется в разных научных школах и методологических направлениях по-разному. Так с позиций системного подхода, ярким представителем которого является Б.Ф. Ломов [140], в процессе принятия решений выделяют логико-психологический, операциональный, функционально-динамический, формализованный аспекты.

Если рассматривать принятие решения как психологический процесс, то он включает в себя: переработку информации, формулирование задачи, поиск, накопление и переработку информации, понимание проблемной ситуации, предположение последствий достигнутых результатов, претворение в жизнь представленной программы действий, оценка результатов достигнутого [190].

С точки зрения операционального обеспечения процесс принятия решения состоит из подготовительного этапа сбора информации и этапа непосредственного принятия решения.

Сама процедура принятия решения складывается из двух характеристик: понимание всех данных (на входе и на выходе), операциональное протекание самих процессов

В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть психологические условия формирования управленческого решения. Феномен принятия управленческих решений исследовался в контексте проблемы формирования управленческой компетентности руководителя. А.Л. Журавлёв в своих исследованиях представлял управленческое решение как волевой и в то же время творческий акт воздействия субъекта управления [81]. В процессе управленческой деятельности реализуются специфические управленческие функции: планирование, прогнозирование, мотивирование подчиненных, принятие управленческого решения, контроль и др. [155].


К внешним условиям относятся такие изменения среды, которые связаны: 1) с особенностями профессиональных трансформаций, требованиями общества к профессиональным качествам специалиста, соотношением значимости профессии с другими; 2) с трансформацией профессиональных знаний и навыков в новых экономических и технологических ситуациях; 3) с появлением новых средств, условий, результатов в профессиональной деятельности в изменяющемся обществе. К внутренним условиям, определяющим эффективность профессионального становления, относятся: 1) личностная рефлексия, связанная с изменением представлений субъекта о профессии, 2) изменение подходов к оценке значимости профессии в жизни самого субъекта, удовлетворенность от профессиональной деятельности, 3) изменение критериальных категорий и установок профессиональной самооценки. При этом, подчеркивает С.Л. Рубинштейн [192], необходимо понимать, что внешние и внутренние условия всегда взаимосвязаны, личность имеет индивидуальную реакцию на эти воздействия. Особенности и тип личностных реакций детерминируется багажом профессиональных знаний, сложившимися профессиональными межличностными отношениями, реальным состоянием психических процессов человека здесь и сейчас, специфическими характеристиками саморегуляции.

В рамках нашего исследования необходимо выделить специфику управленческой деятельности руководителей (начальников дежурных караулов) ГПС МЧС РБ, слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров Академии ГПС МЧС РФ. Структура и штат высшего военно-учебного заведения разрабатываются на основе задач, возложенных на вуз и типовые штаты вузов [33].

К основным структурным подразделениям высшего военно-учебного заведения относятся: учебно-научные подразделения (факультеты, кафедры, циклы), научные подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделения дополнительного профессионального образования и переподготовки. Обеспечивающими структурными подразделениями вуза являются воинские части (подразделения) обеспечения и обслуживания, а также другие структурные подразделения.

На факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучаются руководители, имеющие обобщенное название – командиры подразделений, среди которых особое место занимают начальники дежурных караулов ГПС МЧС РБ.

В управленческой деятельности начальников дежурных караулов ГПС МЧС отмечается некоторая специфика [33]: управленческие задачи содержат неопределённые, зачастую противоречивые условия; недостаточно представлена информация о путях и средствах их решения; пути решения этих задач зачастую не представлены в алгоритмически заданных действиях; часто решаются в условиях жесткого временного дефицита.


Профессионализм руководителя – это качественнаяххарактеристика, определяемая мерой овладения современным содержанием и выбором путей и средств решения поставленных задач [66]. По мнению Г.А. Гребенюк, В.В. Григоловой и др. [53, 54] процесс принятия управленческих решений руководителями есть суть субъектных отношений, где результат деятельности зависит от субъективных отношений самого руководителя.

Психология личности определяет понятие «субъективные отношения» как элемент оценки, отражая при этом степень пристрастности личности. Субъективные отношения личности детерминируются мотивами, потребностями, направленностью личности, степенью деятельностной личностной активности (Б.Г. Ананьев, Б.Я. Басов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Ш.А. Надирашвили, Г. Олпорт, М. Смит, У. Томас, С.Л. Франк, Д.Н. Узнадзе).

Важной характеристикой субъективного отношения является его динамичность. Субъективное отношение изменяется вследствие постоянно происходящих изменений в жизни личности. В то же время поведение личности и ее поведенческие установки обусловлены особенностью субъективных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что при изменении субъективного отношения меняется и поведение личности, т.е. меняется то, что детерминирует механизмы принятия решений [192].

Управленческая деятельность руководителей системы ГПС МЧС РБ, как уже говорилось выше, достаточно специфична по своим типичным условиям. Анализ содержания и характера деятельности начальников караулов Академии ГПС МЧС РБ учёт её особенных условий, анализ литературы по проблеме позволил выделить общие психологические условия, способствующие формированию управленческого решения.

Важнейшими общими психологическими условиями управленческого решения руководителей являются:

1. Внешние:

- создание психологических условий для постоянного профессионального развития и саморазвития (курсы повышения квалификации и переподготовки, тренинги, коучинги);

- наличие благоприятной психологической управленческой среды (наличие строго регламентированных требований к должностным обязанностям начальников дежурных караулов; исправной техники и личных средств защиты; определенных, ожидаемых решений и приказов вышестоящего начальства; отсутствие проблем социально-экономического характера);

- дефицит времени;

- информационная неопределённость;

- высокая личная ответственность за конечный результат;


- нехватка ресурсов (материальных, физиологических, моральных);

- частое возникновение стрессовых ситуаций.

2. Внутренние:

- постоянное самообразование и саморазвитие начальников дежурных караулов;

- наличие процесса мотивационной готовности начальника дежурного караула к управленческому решению, в результате чего управленческая деятельность для субъекта управления наполняется личностным смыслом, переводя внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности;

- субъективные репрезентации ситуаций управленческих решений, в процессе чего руководителем ситуация, в которой требуемое и наличное не соответствуют друг другу, воспринимается как стрессовая;

- многозадачность деятельности;

- противоречивость требований вышестоящих командиров;

- практически полная алгоритмизованность деятельности в изменяющихся социально-экономических и технологических условиях и др.

Все выделенные психологические условия управленческих решений начальников караулов можно представить в виде трех основных групп: объективных, объективно-субъективных, субъективных.

  1. Объективные: психологические требования к профессии пожарного; должностные обязанности начальников дежурных караулов; выделение группы лиц для определения соответствия командным должностям.
  2. Объективно-субъективные: профессионализм начальника дежурного караула; наличие алгоритма и устойчивых критериев управленческих решений; психологическая и инструментальная готовность начальника дежурного караула к принятию управленческих решений в сложных ситуациях, возникающих во время несения боевой службы (тушение пожара, спасение людей).
  3. Общие субъективные: самоэффективность начальника караула; личностные характеристики, влияющие на своевременность и эффективность принятия управленческих решений (прогностичность, мыслительная деятельность, решительность).

Реализация перечисленных требований обеспечивает выполнение управленческими решениями своего основного назначения – организации успешного выполнения задач, возложенных на подразделение.

1.2. Психологическая структура управленческих решений руководителей


В современной психологии процесс принятия управленческого решения, как показал анализ литературы, определяется как любой выбор одного из альтернативных способов выхода из проблемной ситуации и его реализации в исполнительских действиях субъекта.

А.В. Карпов отмечает важную и общую для всех типов процессов принятия решений особенность – наличие у них инвариантной структуры основных компонентов. Она включает информационную основу, правила, критерии, альтернативы, способы, гипотезы [99]. Характерной психологической особенностью процессов принятия решения является наличие у них закономерной последовательности основных этапов развертывания, которая обозначается понятием процессуального инварианта выработки и принятия решения. Он включает следующие основные этапы [94]:

1. Определение проблемной ситуации (производится мониторинг ситуации, дается характеристика ее особенностей, выявляются противоречия, и выделяется суть проблемы, определяются цели предстоящего действия).

2. Анализ содержания проблемной ситуации (сбор информации о ситуации; анализ проблемных, малоинформационных составляющих; выявление и анализ причин, порождающих проблему; формулировка основных требований к решению).

3. Формулировка альтернатив (поиск, выявление, генерация новых, не заданных нормативно-возможных выходов).

4. Оценка альтернатив (многоаспектное рассмотрение преимуществ и недостатков каждого альтернативного варианта в прогностическом плане и с учетом динамичности среды).

5. Выбор альтернатив (собственно принятие решения).

6. Реализация принятого решения (дополнительная конкретизация выбранной альтернативы, приведение к виду, допускающему наиболее эффективную реализацию).

7. Контроль исполнения, оценка эффективности, коррекция решения.

Начальный этап процесса принятия решения имеет в основе мотивационный компонент профессиональной деятельности руководителя и состоит из следующих друг за другом действий: постановку проблемы; понимание сути проблемы; выделение критериев, по которым будет анализироваться успешность или неуспешность результата. Схематично этап подготовки управленческого решения может быть представлен как: а) сбор информации о ситуации; б) определение направлений и путей решения данной ситуации.