ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4373
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
- разъяснить биологическое значение оплодотворения
- раскрыть сущность и значение полярности яйцеклетки, ооплазматической сегрегации, позиционной информации, детерминации, дифференциации и эмбриональной индукции для нормального онтогенетического развития
- раскрыть сущность и значение клеточных процессов: размножения (пролиферации), миграции, избирательной сортировки и апоптоза для нормального онтогенетического развития
- разъяснить последовательность и стадии внутриутробного развития человеческого организма с клинической точки зрения
- сформировать у студентов знание о клеточных основах нормального онтогенетического развития человека для понимания и объяснения причин и механизмов возникновения врожденных пороков развития
4. Основные вопросы темы:
4.1. Онтогенез: определение, типы, периодизация.
4.2. Ранние этапы онтогенеза: гаметогенез, оплодотворение, полярность яйцеклетки, ооплазматическая сегрегация, позиционная информация, детерминация, дифференциация, эмбриональная индукция.
4.3. Клеточные механизмы онтогенеза:
а) деление клеток
б) миграция клеток
в) сортировка клеток
г) гибель клеток
4.4. Роль нарушений клеточных механизмов онтогенеза в патологии человека.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. М., 1985, с. 344-368.
-
Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. Кн. 1. М., 2001, с. 276-415.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с.369-389.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 409-429.
-
Корочкин Л.И. Введение в генетику развития. М., 1999, 252 с.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 208-227.
-
Нуртазин С.Т., Всеволодов Э.Б. Биология индивидуального развития. А., 2005, 260 с.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Решение ситуационных задач (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с. 226-227, задачи № 2-20).
7.1.4. Зарисовать ооплазматическую сегрегацию в икринке травяной лягушки и сделать обозначения:
1. анимальная область
3. головно – хвостовая ось
5. спинная сторона
6. брюшная сторона
7.1.5. Зарисовать овуляцию, оплодотворение и человеческий зародыш на 1-й неделе развития сделать обозначения:
1. яичник
2. овоцит ІІ порядка (овуляция)
3. яйцевод
4. оплодотворение
5. зигота
6. два бластомера
7. четыре бластомера
8. восемь бластомеров
9. морула
10-11 бластоциста
12. задняя стенка матки
7.1.6.Зарисовать дробление зиготы человека и сделать обозначения:
А. два бластомера
Б. три бластомера
В. четыре бластомера
Г. морула
Д. разрез морулы
Е-Ж. Разрез ранней и поздней бластоцисты:
1-эмбриобласт
2-трофобласт
3-бластоцель
Обратите внимание:
а) дробление полное, т.е. борозды дробления проходят через весь зародыш;
б) неравномерное, т.е. образуются бластомеры неравной величины;
в) асинхронное, т.е. дробление идет с разной скоростью и на отдельных стадиях образуется нечетное число бластомеров;
г) при дроблении происходит увеличение числа клеток без увеличения их массы.
8. Контрольные вопросы:
8.1. Связь гаметогенеза с онтогенетическим развитием.
8.2. Биологическое значение оплодотворения.
8.3. Роль и значение ооплазмы в онтогенетическом развитии.
8.4. Роль и значение клеточных процессов в онтогенетическом развитии.
Занятие №23
-
Тема: Генетические механизмы онтогенетического развития
-
Цель: Сформировать у студентов знания о роли и значении генетических факторов в онтогенетическом развитии человека
-
Задачи обучения:
- раскрыть сущность и значение генетического контроля онтогенетического развития
- раскрыть сущность и значение генов, обеспечивающих ранние этапы онтогенетического развития
- раскрыть сущность и значение генов с материнском эффектом
- раскрыть сущность и значение генов сегментации
- раскрыть сущность и значение гомеозисных генов и гомеобоксов
- раскрыть роль и значение мутаций в гомеозисных генах (гомеобоксах) в возникновении наследственных болезней
-
Основные вопросы темы:
-
Генетический контроль онтогенетического развития
-
Гены «домашнего хозяйства»
-
Гены «роскоши»
-
Гены с материнским эффектом
-
Гены сегментации
-
Гомеозисные гены (гомеобоксы)
-
Роль мутаций гомеозисных генов в развитии наследственных болезней
-
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. М., 1985, с. 344-368.
-
Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. Кн. 1. М., 2001, с. 276-415.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с.369-389.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 409-429.
-
Корочкин Л.И. Введение в генетику развития. М., 1999, 252 с.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 208-227.
-
Нуртазин С.Т., Всеволодов Э.Б. Биология индивидуального развития. А., 2005, 260 с.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Решение ситуационных задач (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с. 226, задача № 1).
7.1.4. Заполнение таблицы «Дифференциальная экспрессия генов при синтезе различных типов гемоглобина человека»
Типы гемоглобина |
Обозначение |
Гены, контролирующие синтез гемоглобина |
Место синтеза гемоглобина |
Сроки синтеза |
1. Эмбриональный |
|
|
|
|
2. Фетальный |
|
|
|
|
3. У новорожденных |
|
|
|
|
4. У взрослых |
|
|
|
|
7.1.5. Зарисовать схему: Роль генов – регуляторов развития
8. Контрольные вопросы:
8.1. Механизмы генетического контроля онтогенетического развития.
8.2. Чем отличаются гены «домашнего хозяйства» от генов «роскоши».
8.3. Роль дифференциальной экспрессии генов в онтогенетическом развитии.
8.4. Роль гомеозисных генов в онтогенетическом развитии.
8.5. Механизмы развития наследственных болезней, обусловленных мутациями гомеозисных генов.
Занятие № 24
-
Тема: Генетика врожденных пороков развития
-
Цель: Сформировать у студентов знания о роли генетических и тератогенных факторов в возникновении врожденных пороков развития
-
Задачи обучения:
- ознакомить студентов с терминами тератология, тератогенные факторы, тератогенные терминационные периоды, врожденные пороки развития, врожденные аномалии и микроаномалии развития, эмбриопатии, фетопатии
- раскрыть роль генетических факторов в формировании врожденных пороков развития
- раскрыть сущность и значение критических периодов онтогенеза человека
- раскрыть роль взаимодействия генетических и внешнесредовых факторов в формировании мультифакториальных врожденных пороков развития
- ознакомить студентов со значением врожденных пороков развития в здравоохранении Казахстана, их вкладом в показатели перинатальной и младенческой смертности
- показать и доказать роль и значение здорового образа жизни в профилактике врожденных пороков развития
4. Основные вопросы темы:
4.1. Критические периоды развития.
4.2. Тератогенные факторы, тератогенез.
4.3. Нарушения внутриутробного онтогенеза (бластопатии, эмбриопатии, фетопатии).
4.4. Врожденные пороки развития (ВПР): определение и цитогенетические механизмы их формирования.
4.5. Классификация, диагностика и профилактика ВПР.
5. Методы обучения: метод кейсов
6. Литература:
-
Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. М., 1985, с. 344-368.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с.291-314.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с.369-389.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 409-429.
-
Корочкин Л.И. Введение в генетику развития. М., 1999, с. 252.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 220-227.
-
Нуртазин С.Т., Всеволодов Э.Б. Биология индивидуального развития. А., 2005, с. 260.
-
Тератология человека. Под ред. Лазюка Г.И. М., 1991, с. 480.
-
Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросом темы.
-
Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
-
Составить классификацию ВПР по этиологии.
-
Дать расшифровку следующих терминов:
- агенезия
- аплазия
- атрезия
- стеноз
- гипоплазия
- гипотрофия
- гипертрофия
- гетероплазия
- гетеротопия
- эктопия
- персистирование
- полидактилия
- синдактилия
- полигирия
- пахигирия
- краниопагия
- торокопагия
7.1.5. Разобрать ВПР на примере расщелины губы и / или неба
7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.
7.2.1. Охрана общественного здоровья и формирование здорового образа жизни ( Глава 25, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», 2009 год)
8. Контрольные вопросы:
8.1. Роль тератогенных факторов в возникновении врожденных пороков развития
8.2. Роль мутагенных факторов в возникновении врожденных пороков развития
8.3. В чем состоит сущность и значение выделения критических периодов онтогенеза человека?
8.4. Почему те или иные пороки развития относят к бласто-, эмбрио-, и фетопатиям?
8.5. Каковы механизмы возникновения мультифакториальных пороков развития?
8.6. Как влияет здоровый образ жизни на течение беременности и рождения здорового ребенка?
Занятие №25
-
Тема: Основы популяционной генетики
-
Цель: Сформировать у студентов знания о генетических процессах, протекающих в группах организмов (популяциях), механизмах формирования генетической структуры популяций, факторах, способствующих ее изменению и формированию генетического груза популяций
-
Задачи обучения:
- ознакомить студентов с понятиями: популяция, популяционная генетика, генетическая структура популяций, закономерности генетических процессов в популяциях, динамика генетической структуры популяций
- раскрыть сущность закона Харди-Вайнберга
- раскрыть сущность и значение изменений генетической структуры популяций под влиянием демографических факторов и элементарных эволюционных процессов
- раскрыть роль мутаций, миграций, дрейфа генов и естественного отбора в формировании и динамике генетической структуры популяций
- рассмотреть и понять типы и результаты естественного отбора в популяциях
- раскрыть роль и значение приспособленности генотипов в естественном отборе в популяциях
- раскрыть роль и значение естественного отбора в формировании генетического груза популяций
- сформировать у студентов знания о роли и значении генетического груза популяций в практическом здравоохранении
4. Основные вопросы темы:
4.1. Популяция, определение, характеристики
4.2. Демографические характеристики популяции.
4.3. Виды популяций и брачная структура популяций.
4.4. Генетические характеристики популяции.
4.5. Элементарные эволюционные процессы, протекающие в популяциях и особенности их действия в человеческих популяциях.
4.6. Генетический груз популяций, понятие, медицинское значение.
5. Методы обучения:
- комбинированный метод обучения (беседа, моделирование ситуаций, решение ситуационных задач);
- семинар-диспут по теме «Особенности демографических и генетических показателей Республики Казахстан» (в отдельных группах) *
6. Литература:
-
Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1987. с.207-217.
-
Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984. с. 58-102.
-
Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. Кн. 2. М., 2001, с.17-20, с. 30-45.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 315-326.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 301-321.
-
Заяц Р.Г. и др. Общая и медицинская генетика. М., 1998, с. 165-172.
-
Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики. А., 2008, с. 44-54.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У.
-
Алматы, 2004, с. 185-200.
-
Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. М., 1987, с. 228-234.
-
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. М., 2002, том 3, с. 215-243, с. 259-270.
-
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 294-320.
-
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Составление модельной панмиксической популяции по заданным частотам гамет (Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. Куандыкова Е.У., с. 195-199).
7.1.4. Решение задач:
В популяционной генетике применяют различные способы выражения частот аллелей и генотипов. При решении задач частоты аллелей и генотипов выражают в виде долей единицы, например, 0,28 или 0,00031. Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих процедуру расчета частоты, выраженной в долях единицы.
Различные способы выражения частоты аллеля или генотипа |
Расчет частоты, выраженной в долях единицы
|
В исследуемой популяции 84 человека из 420 имели доминантный признак.
|
84 : 420 = 0, 2 |
В одной из популяций встречаемость людей с резус-положительной кровью (рецессивный признак) составляет 15 %.
|
15 : 100 = 0,15 |
Встречаемость больных, страдающих фенилкетонурией, равна 10-4.
|
10-4 = 1 : 10000 = 0,0001 |
В европейских популяциях распространенность ахондроплазии составляет 0,02 на 1000 новорожденных.
|
0,02 : 1000 = 0,00002 |
Алкаптонурия встречается с частотой 1 : 100 000.
|
|
Изучаемый признак характеризуется неполной пенетрантностью, равной 30%, и встречается в популяции с частотой 0,09.
|
0,09 : 0,3 = 0,3 |
Образец решения задач
Задача. Анализ популяции показал, что встречаемость людей, обладающих аутосомным рецессивным признаком, равна 0,04. Какова частота гетерозигот в этой популяции?
Используя закон Харди –Вайнберга:
Дано: 0,04 = q2; необходимо найти: 2pq.