Файл: УМК ОМ рус. 2011-2012 8.10.2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 4197

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II

р + q = 1

III I

р2 + 2рq + q2 = 1

необходимо найти дано

___ _____

1) q = q2 = 0,04 = 0,2


2) р = 1 – q = 1 – 0,2 = 0,8


3) 2рq = 2 х 0,8 х 0,2 = 0,32


Задачи на определение генетической структуры популяции или частоты отдельный аллелей и генотипов.

Задача 1. Альбинизм общий наследуется как аутосомный рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1 : 20 000. Вычислите частоту гетерозигот в популяции.


Задача 2. Встречаемость людей с аутосомно-рецессивным признаком равна 0,25. Какова частота гомозиготных носителей доминантного аллеля.



Задача 3. Болезнь Тея-Сакса обусловлена аутосомным рецессивным аллелем. (характерные признаки этой болезни – отставание в умственном развитии, слепота, смерть наступает в возрасте 4 лет). Частота заболеваний среди новорожденных составляет около 10 на 1 миллион. Вычислите частоту гетерозигот в популяции.



Задача 4. Кистозный фиброз поджелудочной железы (муковисцидоз) – наследственная болезнь, обусловленная рецессивным геном, характеризуется плохим всасыванием в кишечнике и обструктивными изменениями в легких и других органах. Смерть наступает обычно в возрасте около 20 лет. Среди новорожденных муковисцидоз встречается в среднем 4 на 10.000. Вычислите частоту всех трех генотипов (АА, Аа, аа) у новорожденных.



Задача 5. Наследственная метгемоглобинемия обусловлена аутосомным рецессивным геном и встречается среди эскимосов Аляски с частотой 0,09 %. Определите генетическую структуру анализируемой популяции по метгемоглобинемии.



Задача 6. Врожденный вывих бедра наследуется доминантно, средняя пенетрантность 25 %. Заболевание встречается с частотой 6:10.000. Определите число гомозиготных особей по рецессивному гену.


Задача на идентификацию идеальной популяции.

Задача 7. В одной популяции имеется три генотипа по аутосомному гену в соотношении 9 АА : 6 Аа : 1 аа. Находится ли данная популяция в состоянии генетического равновесия?


8. Контрольные вопросы:

8.1. Важнейшие характеристики популяции

8.2. Какие популяции описывает закон Харди-Вайнберга

8.3. Демографические факторы, влияющие на динамику генетической структуры популяций

8.4. Какие популяции относят к панмиксным?

8.5. Типы скрещиваний (браков) в популяциях

8.6. Генетические последствия аутбредных и инбредных браков

8.7. Что такое инбредная депрессия?

8.8. Влияние мутаций на генетическую структуру популяций

8.9. Влияние миграций и дрейфа генов на генетическую структуру популяций

8.10. Влияние естественного отбора на генетическую структуру популяций

8.11. Какие патологические состояния формирует генетический груз популяций?


*Приложение: Сценарий семинара-диспута по теме «Особенности демографических и генетических показателей Республики Казахстан»










Занятие №26


1. Тема: Основы экологической генетики



2. Цель: Сформировать у студентов знания о влиянии изменений окружающей среды, обусловленных ее загрязнением мутагенными и канцерогенными факторами, на генетическое здоровье населения


3. Задачи обучения:

- ознакомить студентов с понятиями: экологическая генетика, загрязнение окружающей среды, загрязнители

- раскрыть сущность экологической генетики как современной науки, изучающей генетические последствия загрязнения окружающей среды

- раскрыть причины и механизмы развития специфических заболеваний (экологические болезни), обусловленных загрязнением окружающей среды определенными физическими и химическими факторами

- раскрыть механизмы действия загрязнителей на генетический материал живых организмов (человека)

- ознакомить студентов с состоянием здоровья населения, проживающих в зонах экологического неблагополучия (Семипалатинский ядерный полигон, Приаралье)

- научить студентов использовать полученные знания для анализа экологической ситуации в регионе практической врачебной деятельности, выявления основных факторов окружающей среды, оказывающих вредные влияния на здоровье население, в т.ч. генетическое

- ознакомить студентов с основными законодательными актами в области охраны окружающей среды


4. Основные вопросы темы:

4.1. Экология, определение. Связь экологии и генетики.

4.2. Загрязнители окружающей среды, классификация, действие.

4.3. Экологические обусловленные болезни человека, генетические механизмы их

развития.

4.4. Загрязнения окружающей среды влияние на здоровье населения в зонах экологического

неблагополучия Казахстана (Семипалатинский ядерный полигон, Приаралье и др.)


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)


6. Литература:

  1. Бочков Н. П. Клиническая генетика. М., 2006, с. 294-309.

  2. Вахненко Д. В., Гарнизоненко Т. С., Колесников С. Н. Биология с основами

экологии. Ростов-на-Дону, 2003, с. 411-447.

  1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 265-272

  2. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 115-119.

  3. Чебышев Н.В.и др. Биология. М., 2000, с. 348-394.

  4. Экогентика. Семенов В.В., Кошкаева Е.С. К., 2005, с. 23.

  5. http: // www.pharmnews. kz/zakon/documents/codeks_10_2009.htm

  6. http: // law.ucoz.kz./_ld/1/124/____.pdf.

    1. http: // www.zakon.kz/141149-kodeks-respubliki-kazakhstan-ot-9.html

    2. http: // www:e-vesti.kz/?g=node/113

    3. http: // www. bestr….

    4. http: // www.ref.by/r

6.13. http: // infoheath. kz


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Зарисовка схемы: «Генетические последствия загрязнения окружающей среды»

Некоторые экологические обусловленные заболевания




Загрязнение воздуха





Бронхиты

Астма

Аллергические дерматиты

Сердечно-сосудистые




Загрязнение питьевой воды




Мочекаменная болезнь

Сердечно-сосудистые

Отравления

Кишечные инфекции




Физическое загрязнение (шум, радиация)




Нервные заболевания

Сердечно-сосудистые

Онкологические







7.1.4. Заполнение таблицы на тему: «Болезни, вызываемые действием экологических факторов»


Экологические факторы

Нарушения ферментных систем

Болезни

1.

Загрязнение атмосферы




2.

Пищевые вещества и пищевые добавки:

  • молоко

  • алкоголь

  • конские бобы

  • шоколад




3.

Физические факторы:

- низкая температура

- солнечная радиация (УФ облучение)

отравления солями тяжелых метталов




4.

Биологические факторы

  • малярийный плазмодий





7.1.5. Запольнить таблицу на теме: «Экологические обусловленные болезни человека»


Название болезни

Токсический фактор

Клинические признаки

болезнь «минамата»



болезнь «итай-итай»



болезнь «юшо»



болезнь «желтые дети»



«Чернобыльская болезнь»



Злокачественные опухоли




7.1.6. Решение ситуационных задач:

- Выпусник медицинского вуза получил назначение на работу в высокогорный поселок. У одного из первых пациентов анализ крови показал резко увеличенное количество эритроцитов, в связи с чем больному был поставлен диагноз: нарушение процессов кроветворения. Правильный ли диагноз поставил врач?

- Патологические мутации как гемоглобинопатии (СКА) широко распространились в местностях с высокой заболеваемостью малярией. В таких районах люди с легкой формой серповидно-клеточной анемии устойчивы к малярии. Чем это объясняется и каковы генотипы таких людей?

- Врач-травматолог в целях диагностики часто применял переносной рентгеновский аппарат, не используя при этом мер защиты от рентгеновского излучения. У него родился сын, страдающий гемофилией. До этого больных гемофилией в семье не было. Можно ли считать, что наследственную патологию сын унаследовал от отца?

- Почему жителям города Алматы рекомендуются использовать только йодированную соль?


7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.

7.2.1. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

РК (Глава 24, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе

здравоохранения», 2009 год).

7.2.2. Законодательные основы охраны окружающей среды (Экологический кодекс

Республики Казахстан, 2007 г.)


8. Контрольные вопросы:

8.1. Экогенетика, цели и задачи

8.2. Загрязнение, понятие, сущность

8.3. Загрязнители, классификация, характеристика

8.4. Цена загрязнения, понятие, сущность

8.5. Основные загрязнители окружающей среды в городских популяциях Казахстана

8.6. Основные загрязнители окружающей среды в сельских популяциях Казахстана


8.7. Экологические болезни, причины, механизмы развития

8.8. Основные патологические состояния, характерные для населения, проживающего в зоне действия Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья, обусловленные загрязнением окружающей среды.


Занятие №27


  1. Тема: Основы фармакогенетики


  1. Цель: Сформировать у студентов знания об индивидуальном характере действия лекарственных средств, связанном с особенностями генетической конституции (генотипа) больного



  1. Задачи обучения:

- ознакомить студентов с понятиями: фармакологическая генетика, генетический контроль метаболизма лекарственных средств

- раскрыть сущность фармакогенетики как науки, изучающей роль генов (генотипов) в формировании ответа организма больного на введение лекарственного препарата и эффективности его действия

- раскрыть механизмы генетического контроля различных этапов метаболизма лекарственных препаратов в организме больного (на примере лечения больных туберкулезом изониазидом)

- продемонстрировать роль генетических факторов в формировании ответа организма на введение лекарственных препаратов на примере некоторых наследственных заболеваний системы крови (метгемоглобинемия, гемолитическая анемия) печени (порфирия) и др.

- научить студентов использовать полученные знания в практической деятельности, а именно назначать лекарственные препараты с учетом генотипа больного

- ознакомить студентов с правовыми требованиями по безопасности лекарственных средств


4. Основные вопросы темы:

              1. Значение фармакогенетики в современной медицине и фармации.

              2. Генетический контроль метаболизма лекарственных препаратов.

              3. Наследственные болезни и состояния, провоцируемые приемом лекарственных

препаратов.

4.4. Новые возможности персонализации применения лекарств в практике.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)


6. Литература:

              1. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, с. 309-322.

              2. Бочков Н.П. Фармакогенетика в педиатрии. Педиатрия. № 3, 2004, с. 4-7.

              3. Гаврилова С.И. Фармакогенетические подходы к терапии болезни Альцгеймера. Вестник РАМН, № 9-10, 2006, с.30-33.

              4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 340-348.

              5. Лильин Е.Т. и др. Генетика для врачей. М., 1990, с. 176-193.

              6. Ляхович В.В. и др. Фармакогенетика и современная медицина. Вестник РАМН, № 10, 2004, с. 40-45.

              7. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 108-115.

              8. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с. 211-216.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по основным вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Заполнение таблицы «Индивидуальная чувствительность организма человека к действию лекарственных средств при генетических нарушениях».




п/п

Характер фармакологического действия лекарственных средств при генетических нарушениях


Нарушение ферментных систем


Тип наследования

1.

Дитилин (для мышечной релаксации) – остановка дыхания на 1 час и более.




2.

Раствор перекиси водорода для обработки раны не эффективен.




3.

Примахин – гемолиз эритроцитов.




4.

Отсутствие ощущения горечи фенилтиокарбамида.




5.

Изониазид – токсический эффект.





      1. Заполнение таблицы «Ответная реакция организма на лекарственные препараты»


Ответная реакция организма на лекарственные препараты

Лекарственный препарат

Недастаточность фермента

Описание

Повышенная чувствительность




Толерантность





Парадоксальность





7.1.4. Решение ситуационных задач:

Подобрать ферментные нарушения, соответствующие следующим клиническим ситуациям:

а) Появление гемолитической анемии после приема примахина.

б) Длительная остановка дыхания после приема дитилина.

в) У больной с туберкулезом легких наблюдаются токсические реакции при применении изониазида.

г) Около 40% европейцев не способны чувствовать горький вкус фенилтиокарбамида.

1 – аномальная ацетилтрансфераза

2 – дефицит каталазы

3 – дефицит глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы

4 – аномальная псевдохолинэстераза

5 – дефицит тирозиназы.

7.5. Болезнь акаталаземия случайно было открыта отоларингологом Такагара при лечении некрозов слизистых оболочек носоглотки и рта у девочки – японки. При орошении слизистых оболочек перекисью водорода у нее, вместо пенообразования, кровь окрасилась в коричневый цвет. Впоследствии было установлено, что при акаталаземии в крови у больных фермент каталаза полностью отсутствует. Признак наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Объясните, почему обработка раны перекисью водорода не является эффективным, т.е. действие препарата не проявляется и какой генотип у больной девочки?

7.6. В хирургии для мышечной релаксации применяется препарат дитилин, который в норме останавливает дыхание (апноэ) на 2-3 минуты. У некоторых больных при введении дитилина происходит остановка дыхания на 1 час и более. Больных можно спасти только искусственной вентиляцией легких в течение этого времени. Объясните, с дефицитом какого фермента связана такая атипичная реакция и какой тип наследования чувствительности к дитилину?


7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.

7.2.1. Охрана здоровья граждан и общие требования безопасности к лекарственным средствам

(Глава 5, 15, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», 2009г.)