ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4371
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
II
р + q = 1
III I
р2 + 2рq + q2 = 1
необходимо найти дано
___ _____
1) q = √q2 = √ 0,04 = 0,2
2) р = 1 – q = 1 – 0,2 = 0,8
3) 2рq = 2 х 0,8 х 0,2 = 0,32
Задачи на определение генетической структуры популяции или частоты отдельный аллелей и генотипов.
Задача 1. Альбинизм общий наследуется как аутосомный рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1 : 20 000. Вычислите частоту гетерозигот в популяции.
Задача 2. Встречаемость людей с аутосомно-рецессивным признаком равна 0,25. Какова частота гомозиготных носителей доминантного аллеля.
Задача 3. Болезнь Тея-Сакса обусловлена аутосомным рецессивным аллелем. (характерные признаки этой болезни – отставание в умственном развитии, слепота, смерть наступает в возрасте 4 лет). Частота заболеваний среди новорожденных составляет около 10 на 1 миллион. Вычислите частоту гетерозигот в популяции.
Задача 4. Кистозный фиброз поджелудочной железы (муковисцидоз) – наследственная болезнь, обусловленная рецессивным геном, характеризуется плохим всасыванием в кишечнике и обструктивными изменениями в легких и других органах. Смерть наступает обычно в возрасте около 20 лет. Среди новорожденных муковисцидоз встречается в среднем 4 на 10.000. Вычислите частоту всех трех генотипов (АА, Аа, аа) у новорожденных.
Задача 5. Наследственная метгемоглобинемия обусловлена аутосомным рецессивным геном и встречается среди эскимосов Аляски с частотой 0,09 %. Определите генетическую структуру анализируемой популяции по метгемоглобинемии.
Задача 6. Врожденный вывих бедра наследуется доминантно, средняя пенетрантность 25 %. Заболевание встречается с частотой 6:10.000. Определите число гомозиготных особей по рецессивному гену.
Задача на идентификацию идеальной популяции.
Задача 7. В одной популяции имеется три генотипа по аутосомному гену в соотношении 9 АА : 6 Аа : 1 аа. Находится ли данная популяция в состоянии генетического равновесия?
8. Контрольные вопросы:
8.1. Важнейшие характеристики популяции
8.2. Какие популяции описывает закон Харди-Вайнберга
8.3. Демографические факторы, влияющие на динамику генетической структуры популяций
8.4. Какие популяции относят к панмиксным?
8.5. Типы скрещиваний (браков) в популяциях
8.6. Генетические последствия аутбредных и инбредных браков
8.7. Что такое инбредная депрессия?
8.8. Влияние мутаций на генетическую структуру популяций
8.9. Влияние миграций и дрейфа генов на генетическую структуру популяций
8.10. Влияние естественного отбора на генетическую структуру популяций
8.11. Какие патологические состояния формирует генетический груз популяций?
*Приложение: Сценарий семинара-диспута по теме «Особенности демографических и генетических показателей Республики Казахстан»
Занятие №26
1. Тема: Основы экологической генетики
2. Цель: Сформировать у студентов знания о влиянии изменений окружающей среды, обусловленных ее загрязнением мутагенными и канцерогенными факторами, на генетическое здоровье населения
3. Задачи обучения:
- ознакомить студентов с понятиями: экологическая генетика, загрязнение окружающей среды, загрязнители
- раскрыть сущность экологической генетики как современной науки, изучающей генетические последствия загрязнения окружающей среды
- раскрыть причины и механизмы развития специфических заболеваний (экологические болезни), обусловленных загрязнением окружающей среды определенными физическими и химическими факторами
- раскрыть механизмы действия загрязнителей на генетический материал живых организмов (человека)
- ознакомить студентов с состоянием здоровья населения, проживающих в зонах экологического неблагополучия (Семипалатинский ядерный полигон, Приаралье)
- научить студентов использовать полученные знания для анализа экологической ситуации в регионе практической врачебной деятельности, выявления основных факторов окружающей среды, оказывающих вредные влияния на здоровье население, в т.ч. генетическое
- ознакомить студентов с основными законодательными актами в области охраны окружающей среды
4. Основные вопросы темы:
4.1. Экология, определение. Связь экологии и генетики.
4.2. Загрязнители окружающей среды, классификация, действие.
4.3. Экологические обусловленные болезни человека, генетические механизмы их
развития.
4.4. Загрязнения окружающей среды влияние на здоровье населения в зонах экологического
неблагополучия Казахстана (Семипалатинский ядерный полигон, Приаралье и др.)
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Бочков Н. П. Клиническая генетика. М., 2006, с. 294-309.
-
Вахненко Д. В., Гарнизоненко Т. С., Колесников С. Н. Биология с основами
экологии. Ростов-на-Дону, 2003, с. 411-447.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 265-272
-
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 115-119.
-
Чебышев Н.В.и др. Биология. М., 2000, с. 348-394.
-
Экогентика. Семенов В.В., Кошкаева Е.С. К., 2005, с. 23.
-
http: // www.pharmnews. kz/zakon/documents/codeks_10_2009.htm
-
http: // law.ucoz.kz./_ld/1/124/____.pdf.
-
http: // www.zakon.kz/141149-kodeks-respubliki-kazakhstan-ot-9.html
-
http: // www:e-vesti.kz/?g=node/113
-
http: // www. bestr….
-
http: // www.ref.by/r
6.13. http: // info – heath. kz
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка схемы: «Генетические последствия загрязнения окружающей среды»
Некоторые
экологические обусловленные заболевания
Загрязнение
воздуха
Бронхиты
Астма
Аллергические дерматиты
Сердечно-сосудистые
Загрязнение
питьевой воды
Мочекаменная болезнь
Сердечно-сосудистые
Отравления
Кишечные инфекции
Физическое
загрязнение (шум, радиация)
Нервные заболевания
Сердечно-сосудистые
Онкологические
7.1.4. Заполнение таблицы на тему: «Болезни, вызываемые действием экологических факторов»
№ |
Экологические факторы |
Нарушения ферментных систем |
Болезни |
1. |
Загрязнение атмосферы
|
|
|
2. |
Пищевые вещества и пищевые добавки:
|
|
|
3. |
Физические факторы: - низкая температура - солнечная радиация (УФ облучение) отравления солями тяжелых метталов
|
|
|
4. |
Биологические факторы
|
|
|
7.1.5. Запольнить таблицу на теме: «Экологические обусловленные болезни человека»
Название болезни |
Токсический фактор |
Клинические признаки |
болезнь «минамата» |
|
|
болезнь «итай-итай» |
|
|
болезнь «юшо» |
|
|
болезнь «желтые дети» |
|
|
«Чернобыльская болезнь» |
|
|
Злокачественные опухоли |
|
|
7.1.6. Решение ситуационных задач:
- Выпусник медицинского вуза получил назначение на работу в высокогорный поселок. У одного из первых пациентов анализ крови показал резко увеличенное количество эритроцитов, в связи с чем больному был поставлен диагноз: нарушение процессов кроветворения. Правильный ли диагноз поставил врач?
- Патологические мутации как гемоглобинопатии (СКА) широко распространились в местностях с высокой заболеваемостью малярией. В таких районах люди с легкой формой серповидно-клеточной анемии устойчивы к малярии. Чем это объясняется и каковы генотипы таких людей?
- Врач-травматолог в целях диагностики часто применял переносной рентгеновский аппарат, не используя при этом мер защиты от рентгеновского излучения. У него родился сын, страдающий гемофилией. До этого больных гемофилией в семье не было. Можно ли считать, что наследственную патологию сын унаследовал от отца?
- Почему жителям города Алматы рекомендуются использовать только йодированную соль?
7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.
7.2.1. Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
РК (Глава 24, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе
здравоохранения», 2009 год).
7.2.2. Законодательные основы охраны окружающей среды (Экологический кодекс
Республики Казахстан, 2007 г.)
8. Контрольные вопросы:
8.1. Экогенетика, цели и задачи
8.2. Загрязнение, понятие, сущность
8.3. Загрязнители, классификация, характеристика
8.4. Цена загрязнения, понятие, сущность
8.5. Основные загрязнители окружающей среды в городских популяциях Казахстана
8.6. Основные загрязнители окружающей среды в сельских популяциях Казахстана
8.7. Экологические болезни, причины, механизмы развития
8.8. Основные патологические состояния, характерные для населения, проживающего в зоне действия Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья, обусловленные загрязнением окружающей среды.
Занятие №27
-
Тема: Основы фармакогенетики
-
Цель: Сформировать у студентов знания об индивидуальном характере действия лекарственных средств, связанном с особенностями генетической конституции (генотипа) больного
-
Задачи обучения:
- ознакомить студентов с понятиями: фармакологическая генетика, генетический контроль метаболизма лекарственных средств
- раскрыть сущность фармакогенетики как науки, изучающей роль генов (генотипов) в формировании ответа организма больного на введение лекарственного препарата и эффективности его действия
- раскрыть механизмы генетического контроля различных этапов метаболизма лекарственных препаратов в организме больного (на примере лечения больных туберкулезом изониазидом)
- продемонстрировать роль генетических факторов в формировании ответа организма на введение лекарственных препаратов на примере некоторых наследственных заболеваний системы крови (метгемоглобинемия, гемолитическая анемия) печени (порфирия) и др.
- научить студентов использовать полученные знания в практической деятельности, а именно назначать лекарственные препараты с учетом генотипа больного
- ознакомить студентов с правовыми требованиями по безопасности лекарственных средств
4. Основные вопросы темы:
-
Значение фармакогенетики в современной медицине и фармации.
-
Генетический контроль метаболизма лекарственных препаратов.
-
Наследственные болезни и состояния, провоцируемые приемом лекарственных
препаратов.
4.4. Новые возможности персонализации применения лекарств в практике.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, с. 309-322.
-
Бочков Н.П. Фармакогенетика в педиатрии. Педиатрия. № 3, 2004, с. 4-7.
-
Гаврилова С.И. Фармакогенетические подходы к терапии болезни Альцгеймера. Вестник РАМН, № 9-10, 2006, с.30-33.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 340-348.
-
Лильин Е.Т. и др. Генетика для врачей. М., 1990, с. 176-193.
-
Ляхович В.В. и др. Фармакогенетика и современная медицина. Вестник РАМН, № 10, 2004, с. 40-45.
-
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 108-115.
-
Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с. 211-216.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по основным вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Заполнение таблицы «Индивидуальная чувствительность организма человека к действию лекарственных средств при генетических нарушениях».
№ п/п |
Характер фармакологического действия лекарственных средств при генетических нарушениях
|
Нарушение ферментных систем |
Тип наследования |
1. |
Дитилин (для мышечной релаксации) – остановка дыхания на 1 час и более.
|
|
|
2. |
Раствор перекиси водорода для обработки раны не эффективен.
|
|
|
3. |
Примахин – гемолиз эритроцитов.
|
|
|
4. |
Отсутствие ощущения горечи фенилтиокарбамида.
|
|
|
5. |
Изониазид – токсический эффект.
|
|
|
-
Заполнение таблицы «Ответная реакция организма на лекарственные препараты»
Ответная реакция организма на лекарственные препараты |
Лекарственный препарат |
Недастаточность фермента |
Описание |
Повышенная чувствительность |
|
|
|
Толерантность
|
|
|
|
Парадоксальность |
|
|
|
7.1.4. Решение ситуационных задач:
Подобрать ферментные нарушения, соответствующие следующим клиническим ситуациям:
а) Появление гемолитической анемии после приема примахина.
б) Длительная остановка дыхания после приема дитилина.
в) У больной с туберкулезом легких наблюдаются токсические реакции при применении изониазида.
г) Около 40% европейцев не способны чувствовать горький вкус фенилтиокарбамида.
1 – аномальная ацетилтрансфераза
2 – дефицит каталазы
3 – дефицит глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы
4 – аномальная псевдохолинэстераза
5 – дефицит тирозиназы.
7.5. Болезнь акаталаземия случайно было открыта отоларингологом Такагара при лечении некрозов слизистых оболочек носоглотки и рта у девочки – японки. При орошении слизистых оболочек перекисью водорода у нее, вместо пенообразования, кровь окрасилась в коричневый цвет. Впоследствии было установлено, что при акаталаземии в крови у больных фермент каталаза полностью отсутствует. Признак наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Объясните, почему обработка раны перекисью водорода не является эффективным, т.е. действие препарата не проявляется и какой генотип у больной девочки?
7.6. В хирургии для мышечной релаксации применяется препарат дитилин, который в норме останавливает дыхание (апноэ) на 2-3 минуты. У некоторых больных при введении дитилина происходит остановка дыхания на 1 час и более. Больных можно спасти только искусственной вентиляцией легких в течение этого времени. Объясните, с дефицитом какого фермента связана такая атипичная реакция и какой тип наследования чувствительности к дитилину?
7.2. Оценка компетенций – правовая компетенция.
7.2.1. Охрана здоровья граждан и общие требования безопасности к лекарственным средствам
(Глава 5, 15, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», 2009г.)