ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4375
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
6. Литература:
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, с. 48-64,211 -250, 323-335.
-
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004, с. 11-32.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.,2006, с. 411-429, 395-400.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 22-27, 187- 199.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, с. 31-38, 40-48, 452.
-
Заяц Р.Г, В,Э.Бутвиловскийи др. Общая и медицинская генетика. Р-на-Дону.,2002.с.195-200,228-235.
-
Лилин Е.Т., Богомазов идр. Генетика для врачей. М., 1990, с.93-128.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е. У. А., 2004, с. 133-146, 158-178.
6.9. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика М., 2003,с.141-153.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов
7.1.3. Заполнение таблиц
Таблица – 1
Составьте таблицу возможных комбинаций половых хромосом в зиготе у человека, проанализируйте каждый вариант и определите возможное число тельца Барра (полового хроматина)
|
Х |
ХХ |
0 |
Х |
|
|
|
У |
|
|
|
ХУ |
|
|
|
0 |
|
|
|
Таблица –2
Нарушения, связанные с различными типами анеуплоидии у человека
Название болезни |
Хромосомы |
Этиология |
Патогенез |
Проявления |
|
||||
Синдром Дауна |
|
|
|
|
Синдром Эдвардса |
|
|
|
|
Синдром Патау
|
|
|
|
|
Транслокационная Дауна |
|
|
|
|
Синдром«кошачьего крика» |
|
|
|
|
3.2.Гоносомные синдромы
|
||||
Синдром Шерешевского-Тернера |
|
|
|
|
Синдром Кляйнфельтера |
|
|
|
|
Синдром Трисомия Х |
|
|
|
|
Таблица -3
Определите запись различных кариотипов человека
Кариотип |
Мозаицизм |
Трисомия |
Моносомия |
Триплоидия |
45,Х/ 46,Х |
|
|
|
|
69,ХХХ |
|
|
|
|
47,ХХХ |
|
|
|
|
47,ХХУ |
|
|
|
|
45,Х |
|
|
|
|
47,ХХУ/46,ХУ |
|
|
|
|
69,ХХУ |
|
|
|
|
47,ХУ,21+/46,ХУ |
|
|
|
|
7.2. Оценка компетенций – практические навыки.
7.2.1. Работа в малых группах – ролевая игра «Врач - пациент». При выполнении работы необходимо пользоваться учебным пособием под ред. проф. Куандыкова Е. У. «Медицинская биология и генетика». Алматы, 2004, с.141-145.
7.3. Оценка компетенций – коммуникативные навыки.
7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.
8. Контрольные вопросы:
8.1. Причины хромосомных болезней.
8.2. Основные клинические признаки хромосомных болезней при рождении.
8.3. Клинические признаки хромосомных болезней у детей старшего возраста и подростков.
8.4. Характерные клинические признаки гоносомных синдромов.
8.5. Влияние аутосомных и гоносомных синдромов на выживаемость и репродуктивную функцию.
8.6. Наиболее частые формы хромосомных болезней.
Занятие № 30 -31
-
Тема: Моногенные болезни человека
-
Цель: Сформировать у студентов знания о фенотипических (клинических) проявлениях наследственных болезней, возникающих вследствие мутаций единичных генов, развивать умение распознавать наследственный характер болезни среди пациентов с различной патологией.
-
Задачи обучения:
- раскрыть роль генных (точковых) мутаций как причины возникновения моногенных болезней
- раскрыть механизмы развития моногенных болезней человека
- ознакомить студентов с основными клиническими проявлениями и типами наследования моногенных болезней
- привить навыки врачебного мышления, основы психологической оценки состояния
больных с наследственными болезнями и членов их семей, умение правильно выстроить
взаимоотношения с ними
4.Основные вопросы темы:
-
Механизмы возникновения генных (точковых) мутаций
-
Механизмы развития моногенных болезней
-
Классификация моногенных болезней
-
Менделирующие моногенные болезни
-
Неменделирующие моногенные болезни
-
Клинические проявления моногенных болезней
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, ролевая игра «Моногенные
болезни»)
6. Литература:
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2004, с. 47- 64, 136-161,165-189.,336-359.
-
Введение в молекулярную медицину. Под ред. Пальцева М.А. М., 2004, с. 11-32.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, 504-513, 516-518,523-526,532-535.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 60-88,89-121.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003, с. 31-38, 40-48, 452.
-
Заяц Р.Г, В,Э.Бутвиловскийи др. Общая и медицинская генетика. Р-на-Дону.,2002.с. 195-200, 217-223.
-
Лилин Е.Т., Богомазов идр. Генетика для врачей. М., 1990, с. 10-16,65.,136-168
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е. У. Алматы, 2004, с.147-157.
-
Щипков В.П. Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика с.160-186
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Заполнение таблиц:
Таблица 1.
Наследственные заболевания с указанием типа наследования, краткой клинической характеристикой.
№ п/п |
Название болезни |
Этиология |
Патогенез |
Тип наследования |
Клиническое проявление |
1 |
Несовершенный остеогенез |
|
|
|
|
2 |
ФКУ |
|
|
|
|
3 |
Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна |
|
|
|
|
4 |
Синдром Мартинна-Беллл |
|
|
|
|
5 |
Галактоземия |
|
|
|
|
6 |
СКА |
|
|
|
|
7 |
Муковисцидоз |
|
|
|
|
7.1.4. Решение ситуционных задач.
1.В семье у здоровых родителей родился доношенный ребенок, который вскармливался молоком матери. В процессе развития у него появились рвота и понос, желтуха, умственная отсталость. Увеличение печени и селезенки, катаракта.
1. Какое заболевание можно заподозрить?
2. Определите тип наследование и генотип ребенка.
3. Можно ли предотвратить дальнейшие развитие заболевания?
2. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками фенилкетонурии:
а. умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта:
б. умственная отсталость, микроцефалия, «мышиный запах», судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос:
в. подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы,
г. плоское лицо, низкий скошенный лоб, выступающий изо рта язык, задержка умственного развития.
3. Клиническая характеристика. С 4 – 5 месяца дети начинают отставать в психомоторном развитии, становятся апатичными, перестают интересоваться окружающим, фиксировать взгляд. Отмечаются гиперакузия, мышечная гипотония. Довольно рано на глазном дне обнаруживаются симптомы “вишневой косточки”, к концу 1 года жизни наступает слепота, обусловленная атрофией зрительного нерва, интеллект снижается до уровня идиотии. Постепенно развивается полная обездвиженность, появляются судороги, преимущественно тонические, не поддающиеся противосудорожной терапии. В конечной стадии заболевания отмечается децеребрационная ригидность. Смерть обычно наступает в 3-4 года.
1. Какое заболевание можно заподозрить?
2. Определить тип наследование и генотип ребенка
4. В медико-генетическую консультацию обратилась женщина (пробанд) с просьбой, определить вероятность рождения в семье детей, страдающих альбинизмом. Она здорова, но в ее семье встречались случаи альбинизма, муж- альбинос. Альбинизм у человека наследуется как аутосомный рецессивный признак.
7.2. Оценка компетенций – практические навыки.
7.2.1. Работа в малых группах – ролевая игра «Врач - пациент». При выполнении работы необходимо пользоваться учебным пособием под ред. проф. Куандыкова Е. У. «Медицинская биология и генетика». Алматы, 2004, с.152-157.
7.3. Оценка компетенций – коммуникативные навыки.
7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.
8. Контрольные вопросы:
8.1. Сущность и механизмы возникновения мутаций, относящихся к ошибкам репликации
8.2. Сущность и механизмы возникновения мутаций со сдвигом рамки считывания
8.3. Сущность и механизмы возникновения динамических мутаций
8.4. Сущность и механизмы возникновения мутаций, приводящих к геномному импринтингу
8.5. Механизмы развития моногенных болезней – наследственных дефектов обмена веществ
8.6. Генетические механизмы развития прионных болезней
8.7. Генетические различия менделирующих и неменделирующих болезней
8.8. Основные клинические проявления моногенных болезней
8.9. На чем основаны критерии распознавания наследственного характера моногенных болезней?
Занятие №32
-
Тема: Полигенные (мультифакториальные) болезни человека
-
Цель: Сформировать у студентов современные знания о причинах, механизмах развития, клинических проявлениях и медико-социальном значением полигенных болезней
3. Задачи обучения:
- раскрыть сущность полигенного наследования признаков
- раскрыть сущность и механизмы развития полигенных болезней
- ознакомить студентов с современными молекулярно-генетическими механизмами развития полигенных болезней
- раскрыть сущность полигенных болезней с клинической точки зрения как болезней с наследственной предрасположенностью
- сформировать у студентов умение анализировать и распознавать генетическую предрасположенность к широко распространенным заболеваниям человека
4. Основные вопросы темы:
4.1. Полигенные (мультифакториальные) болезни, особенности проявления, классификация.
4.2. Механизмы развития полигенных болезней.
4.3. Ассоциации генетических маркеров с мультифакториальными заболеваниями.
4.4. Основные методы исследования полигенных болезней.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2004, с. 261-293.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 254-257.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 222- 239.
-
Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетки. А., 2008,с.44-54
-
Лильин Е.Т. и др. Генетика для врачей. М., 1990, с. 66-67.
-
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Том 2. М., 1990, с. 245-265.
-
Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с.200-206.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Решение типовых задач:
Соотносительную роль наследственности индивидуума и факторов среды в возникновении мультифакториальных заболеваний можно определить с помощью формулы К. Хольцингера:
Н = (КМБ - КДБ)/(100-КДБ),
где, Н - коэффициент наследственности, КМБ- конкордантность признака (в %) для монозиготных близнецов; КДБ- конкордантность того же признака (в %) для дизиготных близнецов. Е=1-Н, Е - коэффициент влияния среды.
Используя формулу К.Хольцингера, определите относительную роль наследственности и факторов среды в развитии указанных заболеваний человека.
Болезнь |
Конкордантность близнецов %
|
Коэффицент наслед- ственности |
Выводы |
|
|
МБ |
ДБ |
Н= |
|
Гипертоническая болезнь Инфаркт миокарда Бронхиальная астма Рак Доброкачественная опухоль Шизофрения Сахарный диабет Корь Туберкулез Врожденный вывих бедра |
26,2 19,6 19,0 11,0 20,0 80,0 84,0 97,4 52,8 41,0 |
10,0 15,5 4,8 3,0 12,7 13,0 37,0 95,7 20,6 3,0 |
|
|
7.1.4. Заполнение таблицы на тему «Методы исследования мультифакториальных заболеваний»:
№ |
Методы исследования
|
Предмет изучения |
1. |
Близнецовый метод
|
|
2. |
Клинико-генеалогический метод |
|
3. |
Популяционно-генетический метод
|
|
4.
|
Молекулярно-генетические методы |
|
Новые термины по теме:
Мультифакториальные болезни –
Главный ген –
Гены-кандидаты –
Генетические маркеры –
Дискордантность –
Конкордантность –
Монозиготные близнецы –
Дизиготные близнецы –
8. Контрольные вопросы:
8.1. Сущность полигенного наследования признаков (болезней).
8.2. Отличительные клинические проявления мультифакториальных болезней.
8.3. Роль генов-кандидатов в развитии полигенных болезней.
8.4. Генетические маркеры и их значение в выявлении полигенного наследования заболеваний.
8.5. Роль и значение внешних факторов среды в развитии полигенных болезней.
Занятие № 33
-
Тема: Современные методы диагностики наследственных болезней
-
Цель: Сформировать у студентов знания о методах диагностики наследственных болезней, применяемых в клинической генетике
-
Задачи обучения:
- ознакомить студентов с основными методами диагностики наследственных болезней
- раскрыть сущность и значение клинико-генеалогического метода для выявления наследственного характера заболевания
- раскрыть сущность цитогенетического метода и его значение для диагностики хромосомных болезней
- раскрыть сущность биохимических методов исследования и их значение для диагностики наследственных дефектов обмена вещества
- раскрыть сущность молекулярно-генетических методов анализа ДНК и их значение в диагностике наследственных болезней
- привить навыки врачебного мышления в процессе распознования и диагностики наследственных болезней
4.Основные вопросы темы:
-
Клинико-генеалогический метод. Принципы составления родословной, символы и их значение
-
Цитогенетический метод. Анализ и расшифровка кариотипов при различных типах хромосомных болезней
-
Биохимические методы исследования, принципы диагностики наследственных болезней обмена веществ
-
Прямые и косвенные методы ДНК-диагностики, принципы и механизмы выявления генных (точковых) мутаций при наследственных заболеваниях
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, составление алгоритма диагностики наследственной патологии)
6. Литература:
-
Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т.1, с. 264-285, 569-591.
-
Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2006, 72-132, 323-359, 397-447.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с.380-410.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 179-184
-
Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. М., 2003, с. 137-186, 228-246.
-
Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики. Курс лекций, Алматы, 2010, с. 112-120.