ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2026

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Н.А. Джумиго

Джумиго Н.А. Реинжиниринг бизнес-процессов: проблемы и решения: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. у-та, 2005, с. 181

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА

БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

1.1. Предпосылки и условия формирования реинжиниринга бизнес-процессов как инструмента использования преимуществ технологий

1.2. Основные понятия и определения реинжиниринга бизнес-процессов

Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнеса

1.3. Условия успешного реинжиниринга за рубежом и в России

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

К числу основных процессов в отделении полупроводников компании «ТИ» относятся следующие: выработка стратегии, разработка продукта, планирование и поддержка клиентов, развитие производственных возможностей, связи с клиентами и исполнение заказов. Каждый их этих процессов преобразует «входные ресурсы» в «выпуск».

Рис. 4.2. Система целей предприятий-учредителей ЗАО «Строительный концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.4. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.6. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

Рис. 4.7. Конкретные цели и задачи предприятий-учредителей ЗАО «Строительный Концерн – Алтайпромстрой»

продолжение приложения 5

продолжение приложения 6

Научное издание

Учитывая общесистемное положение о полифункциональности сложных систем, следует рассмотреть принцип многоаспектности анализа и синтеза разноаспектных моделей при создании НОМ СУП. Действительно, система управления предприятием – система полифункциональная, так как предприятие, кроме своей основной функции – производства, выполняет еще много других важных функций, так же, как и каждый работающий не только исполнитель тех или иных производственных или управленческих функций трудовых процессов, но и гражданин, член семьи, член какой-либо общественной организации и т. п. Рассмотрение предприятия только как производственной единицы не дает нам достаточно полного представления о всех происходящих в нем процессах и не обеспечивает возможности спроектировать достаточно разносторонней НОМ СУП, которая при своем внедрении могла бы оказаться пригодной для решения не только производственных, но и других (например воспитательных, общегородских и т. д.) функций. Отсюда следует, что к проектированию НОМ СУП должны привлекаться не только производственники, но и юристы, социологи, психологи, специалисты по здравоохранению. Только дружное коллективное обсуждение и региональный синтез различных точек зрения позволит построить НОМ СУП, свободную от однобокости и различных «перекосов».

Современные промышленные предприятия – большие системы, плохо обозримые даже для большого коллектива проектировщиков. Поэтому НОМ СУП, спроектированная посредствам логических построений и математических расчетов на базе даже довольно полного и достоверного описания производственной системы, будет все же недостаточно полной, а иногда содержать и серьезные упущения. Поэтому НОМ СУП составленным методом, условно названным «от логики», целесообразно сравнить с дескриптивной организационной моделью, полученной путем описания существующей СУП (методом «от жизни»).

  1. Принцип согласованности нормативной и дескриптивной модели СУП. В результате сравнения нормативной и дескриптивной организационных моделей и анализа выявленных различий удается значительно пополнить НОМ СУП, приблизить ее к жизни, сохраняя в то же время логичность ее строения. Выполнение описанной процедуры представляет собой реализацию принципа согласованности нормативной и дискрептивных моделей СУП (или иначе - принципа согласованности синтеза дедуктивного и индуктивного методов проектирования).

  2. Принцип итеративности процесса проектирования сложных систем. Однако даже синтез путей «от логики» и «от жизни» не может гарантировать исключение всех ошибок из проекта. При проектировании сложных систем, в следствии их необозримости не удается последовательно проанализировать все возможные ситуации и варианты функционирования системы. Это приводит к необходимости экспериментальной проверки построенных моделей, корректировки исходных положений перепроектированию отдельных частей, а иногда и всей модели, новой проверке и т.д., что и отражает принцип итеративности процесса проектирования сложных систем, в том числе и НОМ СУП.

  3. Принцип поэтапности внедрения НОМ СУП. Сложная система не может быть создана единым актом. Она создается и пускается в эксплуатацию поэтапно, очередями. Сказанное верно и по отношению к внедрению НОМ СУП, тем более, что внедрение происходит на действующем предприятии, которое нельзя выключить, переделать и затем снова включить. Для того чтобы не нарушить нормальное функционирование предприятия, приходится всю перестройку проводить постепенно, относительно небольшими шагами, с перерывами, необходимыми для «приработки» нововведений, и только изредка допускать резкие скачки, необходимые для перехода в новое качество. В этом заключается принцип поэтапности внедрения НОМ СУП.

  4. Принцип адаптации и развития НОМ СУП. Как бы хорошо не была спроектирована система, через некоторое время в силу изменившихся условий она может оказаться нерациональной и даже не работоспособной. Поэтому необходимо уже при проектировании заложить в систему механизм адаптации, а также предусмотреть возможности дальнейшего ее развития и совершенствования. В этом состоит принцип адаптации и развития НОМ СУП, требующий, чтобы организационная система строилась как открытая и чтобы на предприятии всегда имелись люди, достаточно хорошо разбирающиеся во всей системе, способные вносить в нее изменения, развивать ее.

  5. Принцип активности управления. Иногда, ссылаясь на изменчивость условий, пытаются обосновать нецелесообразность инженерного проектирования СУП: все меняется так быстро, что всегда все наши проекты будут устаревать раньше, чем они будут внедрены. Поэтому, мол, и нечего тратить время на продумывание деталей и взаимосвязанность частей системы, а нужно сразу внедрять те ее «куски», которые можно быстро сделать. Такой подход при всей кажущейся его житейской мудрости, оперативности и деловитости есть не что иное, как признание нашей беспомощности управлять ходом событий. Его сторонники не учитывают того обстоятельства, что основным источником изменений на современных предприятиях должна быть не стихия, а сознательное решение людей, что его управленческий персонал не имеет права плестись в хвосте событий, а должен опережать их, показывая им заранее продуманное целесообразно направление. В этом и заключается принцип активности управления, который следует рассматривать как направляющее воздействие.

  6. Принцип проблемно-ориентированного подхода к построению НОМ СУП. Совершенствование системы управления предприятием нужно не само по себе, а для того чтобы устранить имеющиеся «узкие места» на предприятии, создать условия для появления и использования новых возможностей улучшения характеристик его деятельности. Как правило, различных и «узких мест» и новых возможностей бывает достаточно много, а время и материальные ресурсы на решение всех возможных проблем ограничены. Поэтому при проектировании НОМ СУП необходимо создать следующее: расчленить главную цель предприятия и его СУП на подцели, выявить и проанализировать все проблемы, подлежащие решению, упорядочить их логическую и временную последовательность (а внутри нее – приоритеты по предпочтительности) и разработать такие механизмы СУП, внедрение которых позволило бы последовательно решить поставленные проблемы. Проектирование СУП исходя из проблем, которые она должна будет впоследствии решать, и составляет суть принципа проблемно-ориентированного подхода к построению НОМ СУП.

  7. Принцип оптимизации. Из самого понятия управления следует, что оно всегда предполагает выбор из некоторого множества возможностей: выбор определенной цели системы, выбор способа достижения этой цели, выбор решения в проблемной ситуации. Следовательно, возникает задача оптимального управления. Принцип оптимизации применительно к НОМ СУП заключается в том, что при проектировании структуры управляющей системы и технологии выполнения управленческих работ следует стремиться к поиску оптимальных проектных решений или хотя бы решений, достаточно близких к ним, а также к созданию условий для применения оптимального управления предприятием. К сожалению, реализовать этот принцип пока довольно трудно. Во-первых, не всегда ясно, по какому критерию должны сравниваться возможные решения, т.е. не всегда ясно, что считать оптимальным управлением и как построить для него целевую функцию. Во-вторых, современный математический аппарат не всегда дает возможность предложить эффективный способ отыскания оптимального решения по заданной математической модели задачи оптимизации. В-третьих, даже найденное оптимальное решение не всегда удается реализовать на практике. Несмотря на указанные трудности, задачи оптимизации все равно нужно ставить, пытаться решать их, если не количественно, то хотя бы качественными методами.

  8. Принцип достаточного разнообразия. Для того чтобы решить задачи оптимизации если не количественно, то хотя бы качественными методами, необходима достаточная гибкость СУП, то есть, чтобы разнообразия в поведении субъекта было не меньше, чем в поведении объекта. Следовательно, при проектировании НОМ СУП обязательно требуется заложить возможности для проявления тесного разнообразия.

  9. Принцип инженерного проектирования механизмов действия отрицательных и положительных обратных связей требуют, чтобы при проектировании предприятий и их НОМ СУП конструировались соответствующие механизмы управления так же, как это делается при конструировании самолетов, космических кораблей и т. п. Для каждого возможного нежелательного отклонения от установленной нормы в СУП должен быть заложен соответствующий механизм действия отрицательных обратных связей, автоматически создающих противодействие этому отклонению, а для каждого желательного отклонения- соответствующий механизм действия положительных обратных связей. Для экономических и организационных систем это не менее необходимо, чем для технических систем управления, хотя создать такие механизмы нелегко, так как мы еще недостаточно хорошо представляем все технико-экономические и организационные «рычаги» и «индикаторы», а еще хуже – законы взаимодействия разнообразных явлений в экономико-организационных системах.

  10. Принцип иерархичности строения СУП утверждает, что структура НОМ СУП должна проектироваться как многоуровневая, что контуры управления низшего уровня, объединяясь, должны вливаться в контуры более высоко уровня, а эти последние, в свою очередь, в контуры еще более высокого уровня и т. д., что эшелоны СУП должны, как правило, соответствовать слоям «дерева целей». Таким образом, результаты проектирования НОМ СУП «снизу вверх» от производственных процессов к контурам непосредственного управления, от этих контуров к контурам более высокого ранга и т. д. должны, в конечном счете, объединиться с результатами проектирования «сверху вниз» (от главной цели путем декомпозиции - к первому слою подцелей, от них – к следующему, еще более детализированному слою и т. д.) и образовать одно целое – иерархическую систему управления.

  11. Принцип саморегулирования применительно к НОМ СУП требует, чтобы любое звено системы управления на своем уровне в пределах контура управления, обеспечивающего достижения подцели, отведенной этому звену в «дереве целей» системы, имело определенную самостоятельность, принимало локальные решения и несло ответственность за достигнутые результаты. Наличие механизмов саморегулирования локальных звеньев, как показывает изучение живой природы, способно обеспечить системе высокую устойчивость, адаптивность и живучесть. Однако саморегулирование локальных звеньев не означает их полной независимости от вышестоящих уровней.

  12. Принцип автоматического оповещения высших звеньев при превышении допустимых пределов отклонений в этих звеньях требует, чтобы в НОМ СУП была специально заложена система автоматического слежения за отклонениями контролируемых параметров от установленных норм на всех уровнях СУП и чтобы эта система была независима от желания исполнителей, составляющих данное низшее звено в любом случае превышения установленных для данного низшего звена и для данного параметра предельных значений отклонений. Если после оповещения отклонение за установленное время не устраняется, а продолжает расти и достигает предельного значения, соответствующего следующему уровню управления, то система автоматического оповещения должна уведомить об этом следующее по иерархии ближайшее высшее звено и т. д. Нормативные уровни значений параметров, предельные значения их отклонений и нормы времени на их устранение для каждого уровня управления могут быть установлены при проектировании НОМ СУП на основе экспертных оценок, а в дальнейшем могут уточняться на основе обработки статистических данных с учетом изменившихся обстоятельств. Поэтому в проекте НОМ СУП должна быть заложена система, выполняющая эту функцию уточнения.

  13. Принцип замкнутости контуров управления в НОМ СУП. Предприятие – это система, не являющаяся вполне детерминированной. Для управления такими системами контуры управления должны быть замкнутыми. Это утверждение и составляет суть принципа замкнутости контуров управления в НОМ СУП. Несмотря на очевидность данного требования, в существующих СУП оно выполняется отнюдь не всегда. Часто планирование и учет ведутся независимо, плановые и учетные показатели не только не сопоставляются, но иногда и несопоставимы по своему существу (по степени обобщенности, по срокам, по периодичности и т.д.), отсутствуют отдельные связи. Поэтому при сравнении дескриптивной и нормативной организационных моделей СУП с целью получения уточненной НОМ СУП все эти недостатки существующей СУП и ее дескриптивной модели должны быть учтены и устранены.

  14. Принцип прогнозирования и предкомпенсации. С нежелательными отклонениями нужно не только бороться после того, как они наступили, но и по возможности предупреждать их, а в случаях невозможности их предотвращения стараться хотя бы частично обезвредить ожидаемые последствия таких отклонений. В этом состоит принцип прогнозирования и предкомпенсации, значительно дополняющих механизмы управления, построенные на основе действия отрицательной обратной связи. Если последние срабатывают лишь после того, когда нежелательное отклонение уже наступило и достигло ощутимых размеров, то механизмы прогнозирования и предкомпенсации могут предупредить и не допустить появление нежелательного отклонения на выходе системы, устранив его причину, или скомпенсировать его на входе.

  15. Принцип регламентации в СУП. Существует довольно много управленческих работ, совершенно определенных по своим конечным результатам и по технологии выполнения трудовых процессов. Для таких работ целесообразно заранее спроектировать наиболее рациональную (а по возможности и оптимальную) технологию трудовых процессов, принять ее, например, в качестве стандарта предприятия и требовать неукоснительного ее соблюдения. Изменения в такую регламентированную технологию должны вноситься в том порядке, в каком их принято вносить в конструкцию изделий и в технологию производственных процессов. Эти требования так же, как и требование однозначности и одноадресности распределения функций, количественной оценки качества их выполнения и т. д., составляют суть принципа регламентированности.

  16. Принцип документированности организации управления применительно к НОМ СУП заключается в том, чтобы конструкция СУП и процесс ее функционирования документировались примерно таким же образом, как документируется конструкция изделий и процессы их изготовления.

  17. Принцип механизации и автоматизации управления. Смысл этого принципа ясен из того обоснованного расчета и подтвержденного опытом факта, что формализованные трудоемкие процессы обработки информации на ЭВМ осуществляются, как правило, значительно быстрее и дешевле, чем вручную. Этот принцип требует, чтобы при проектировании АСУП проводилось исследование управленческих работ с целью определения возможности алгоритмизации и экономической целесообразности их автоматизации, а также чтобы работы, которые можно алгоритмизировать и целесообразно автоматизировать, при внедрении АСУП постепенно переводились бы на ЭВМ. Подробное исследование всех управленческих работ – процесс трудоемкий, и поэтому в целях сокращения этой трудоемкости необходимо иметь предварительный инструмент, который позволил бы исключить рассмотрение случаев, когда результат исследования заранее очевиден. Таким инструментом является принцип разделения функций трудовых процессов между машиной и человеком. Этот принцип утверждает, что ЭВМ следует применять лишь там, где приходится иметь дело с такими информационными потоками, для обозрения и переработки которых человеку недостает либо памяти, либо времени. При этом деятельность людей не будет «перезапрограмирована», то есть им будет представлена свобода действий там, где они, будучи значительно более гибкими, чем современные ЭВМ, справляться с работой лучше машин.

  18. Принцип всестороннего учета психологических и социальных факторов. В любой СУП сегодня, как и раньше, важнейшем элементом продолжает оставаться человек. Поэтому немыслимо сконструировать жизнеспособную СУП, не учитывая и не используя психологических и социальных особенностей людей. Это утверждение и составляет суть принципа всестороннего учета психологических и социальных факторов применительно к НОМ СУП.

  19. Принцип материального и морального стимулирования. Необходимо при проектировании СУП использовать принцип морального и материального стимулирования. При этом реализуется принцип положительных и отрицательных обратных связей применительно к человеку. Такие меры необходимо придумывать заранее и закладывать в проект СУП специально всюду, где только можно ждать расхождения личных и общественных интересов.

  20. Принцип проектирования «механизмов» подбора, подготовки, расстановки и передвижения управленческих кадров. Другим важным фактором, способствующим согласованию интересов системы и личности, является подбор кадров. Дело в том, что люди не одинаковы: они отличаются друг от друга способностями, привычками, знаниями, навыками, отношением к моральным и материальным ценностям, темпераментом, физиологическими особенностями и т. д. Должности и работы тоже не одинаковы. Поэтому очень важно подобрать, подготовить и расставить людей в системе так, чтобы они соответствовали нормативным требованиям своих должностей.


Рассмотренные принципы показывают, как можно перестроить систему управления предприятия на основе бизнес-процессов, получив формы организации труда, в корне отличающиеся от функционального тейлористского подхода, которые господствовали в бизнесе и промышленности с начала века.


4.3. Построение структурно-функциональной модели системы управления трудовыми процессами на предприятии

Нормативно-организационная модель системы управления предприятием представляет собой структурно-функциональную модель системы управления предприятием и технологии трудовых процессов (информационных, организационных, инновационных, социальных). Поэтому для характеристики технологий трудовых процессов (с точки зрения их анализа с целью последующей разработки и совершенствования) первостепенное значение имеет рассмотрение структурно-функциональной модели системы управления предприятием (рис.4.1) и подробное ее описание (табл. 4.1).

Построение модели необходимо осуществлять от вышестоящего входного элемента (директора предприятия, от которого и будет зависеть дальнейшее распределение (делегирование) функций, прав и ответственности нижестоящих элементов). Следовательно, процесс проектирования структурно-функциональной модели системы управления предприятием основывается, с одной стороны, на построении дерева целей и определении задач (рис. 4.2; 4.3; 4.4; 4.5; 4.6; 4.7), а с другой стороны – на определении объективно необходимых бизнес-процессов (подпроцессов) (табл. 4.1), а затем определение функций управления внутри бизнес-процессов (подпроцессов).

Построение структурно-функциональной модели системы управления предприятием основывается на ее рассмотрении как совокупности процессов, необходимая полнота, соответствие и качество реализации которых должны обеспечивать действенность и эффективность функционирования предприятия. При рассмотрении системы управления предприятием нами выделены следующие бизнес-процессы: маркетинговая деятельность; подготовка строительного производства; материально-техническое обеспечение; производство строительно-монтажных работ; конструкторско-технологическое обеспечение; техническое обслуживание; экономические процессы; организационные процессы; информационные процессы; обеспечение кадрами; обслуживание кадров.

Процессы управления всегда детермированы по отношению к конкретным объектам воздействия, а целевая направленность связана с поддержанием или изменением состояния управления объектов воздействия.






122



Поэтому полнота выделения необходимого перечня процессов управления основывается на выявлении и классификации объектов воздействия, в качестве которых выступают вполне определенные виды ресурсов: технические, технологические, кадровые, пространственные, организационной структуры управления, информационные и финансовые (табл. 4.1.).

Как известно, управление – это прежде всего целенаправленная деятельность субъекта по упорядочению или активизации процессов, протекающих в объекте управления. Основой целенаправленной деятельности в социально-экономических системах является сознательное воздействие управляющей системы на управляемую на базе познания и объективного выполнения требований социально-экономических законов развития общественного производства. Эта целенаправленная деятельность должна представлять собой последовательность различных стадий воздействия субъекта на объекты производства: предметы труда, орудия труда и совокупный труд.













Рис. 4.2. Система целей предприятий-учредителей ЗАО «Строительный концерн – Алтайпромстрой»


В теории и практике эта последовательность имеет следующий характер: планирование, организация, мотивация, учет, анализ и регулирование. Эти стадии образуют стабильный по содержанию, но не по времени контур реализации любого управленческого трудового процесса, т. е. необходимость их выполнения и последовательность независимы от личных качеств и интересов должностных лиц, а объективно отражают логику процесса управления, характеризуя его упорядоченную в пространстве (кто, что и где должен делать) систему функций управления.

Для проектирования структурно-функциональной модели системы управления трудовыми процессами, содержание деятельности каждого элемента необходимо рассмотреть со следующих позиций:

а) состав деятельности для организации своей собственной работы - внутриэлементная сфера;

б) состав деятельности по управлению подчиненными объектами - сфера деятельности по вертикали иерархии вниз;

в) состав деятельности в области взаимодействия со сложными субъектами одного уровня иерархии – сфера деятельности по горизонтали иерархии;

г) состав деятельности по выполнению решений элемента вышестоящего уровня управления - деятельность по вертикали вверх.

Выбранная нами «встречная» декомпозиция объекта и субъекта управления позволяет провести структурно-функциональный и синтез системы в целом, что позволит:

а) не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;

б) выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;

в) исследовать и организационно оформить связи и отношения по вертикали и горизонтали управления, т.е. определить механизм процессов координации деятельности различных структурных элементов (подразделения, должностное лицо) по выполнению общих текущих задач и при реализации межфункциональных программ.

Структурно-функциональная модель управления определяется размерностью проектируемой системы управления (количество элементов, уровней управления, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей). Количественная характеристика этих величин определяется:

  • масштабами объекта, т. е. количеством элементов и отношениями между ними, на которое оказывает воздействие субъект управления;

  • распределением стадий управленческого цикла по элементам субъекта;

  • временем реализации элементами системы управления, выполняемых функций управления;

  • качественными характеристиками элементов объекта управления (тип производства, уровень специализации, сложность технологических процессов и т. д.).

Рассмотрение специфических особенностей технологии производственной структуры и организации производства на основе структурно-функциональной модели системы управления предприятием (рис. 4.1) позволяет нам построить модель организационно-функциональной структуры деятельности предприятия, цеха, участка) (таблица 4.1).