Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16279
Скачиваний: 267
Но если отождествление с деятельностью (и с ее результатом,
и с самим процессом деятельности) имеет важнейшее позитив
ное значение (адаптивное, творческое) как для детской, так и
для зрелой личности,
то
отождествление с эмоцией во многих
случаях дезадаптивно. Источником психологических проблем
может явиться и отождествление с некоторым объектом (чаще
близким человеком, реже с социальным статусом или матери
альной собственностью), при утрате которого наступает свое
образный «синдром рикошета», описываемый в психоанализе
как «потеря объекта». Для предотвращения подобных проблем
по мере взросления (и особенно в процессе осознанного лич
ностного роста) человеку необходимо вырабатывать навык
разотождествления
(дистанцирования, диссоциации).
4)
Учитывание,
под которым понимается обостренная зависи
мость от мнения окружающих. Свой вклад в это вносят повы
шенная конформность и неуверенность в себе, тесно связан
ная с неустойчивостью самооценки. Последняя может претер
певать резкие перепады: от завышенного самомнения вплоть
до крайней степени самоуничижения, в зависимости от вне
шних хвалебных или, напротив, критических замечаний. Ана
логия этих черт личности взрослого человека с психологией
ребенка очевидна и неоспорима.
Для исправления этих когнитивных нарушений также необ
ходимо измененное состояние сознания, но уже создаваемое целе
направленно (психокоррекционное). Подобное состояние сознания
мы рассматриваем как своеобразный «возврат в детство», в основе
которого лежит физиологическая возрастная регрессия (Сандомир-
ский М.Е., Белогородский Л.С., 1998). С этой точки зрения, прак
тически все методы психотерапии и личностного роста основаны
на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо
с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно.
Это справедливо для различных техник, начиная с классичес
кого гипноза (являющегося наиболее выраженным проявлением
трансферных отношений, в которых гипнотизер играет роль власт
ного, «всемогущего» родителя, а пациент соответственно - покор
ного ребенка) и заканчивая такими, как трансактный анализ (рабо
та с «внутренним ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосин
тез, холодинамика, использующими работу с субличностями или
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств
47
подсознательными частями, представляющими собой «детские» ча
сти психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации,
настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личности через
«детскую» речь, работа с образами (например, символдрама, направ
ленное воображение и др.). В «разговорных» методах, ориентиро
ванных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный ана
лиз) возврат в подобное состояние происходит в краткие «моменты
истины», когда человек приходит к новому пониманию своих про
блем. При углублении осознавания проблема трансформируется,
«кристаллизуется» (см. далее), что само по себе дает психокоррек-
ционный эффект.
Глава 3
Психодинамически-ориентированные
модели психосоматических расстройств
1. Психоаналитическая трактовка
психосоматических симптомов:
символизм и конверсия
Еще на заре психоанализа 3. Фрейд описал психосоматический ме
ханизм развития телесных заболеваний: по его мнению, при не
врозах сильное эмоциональное возбуждение (психотравма) при
водит к соматическим нарушениям. В дальнейшем сложилась пси
хоаналитическая трактовка подобных заболеваний, согласно
которой психосоматические нарушения формируются вследствие
сочетанного действия двух механизмов. Со стороны сознания это
механизм вытеснения, являющегося преградой на пути доступа в
сферу сознания неприемлемых подсознательных мыслей и влече
ний (по крайней мере, в их изначальной форме - неприкрытой,
«голой правды», не отретушированной сознанием). Со стороны же
подсознания действует механизм конверсии, благодаря которому
«подсознательный материал» прорывается на поверхность в транс
формированной форме, в виде символов, обходящих цензуру со
знания, но в то же время недвусмысленно указывающих на внут
ренний конфликт.
Поэтому те или иные болезненные психосоматические прояв
ления являются ответами на неприемлемую жизненную ситуацию
в символической форме. Этот символизм отражает «правополушар-
ную», детско-символическую логику подсознания, которое таким
наивно-детским способом противопоставляет себя сознанию и до-
I 'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств
49
бивается своих целей - «наказывает» сознание (повторяя внушен
ные в детстве упреки старших, исполняя указания Супер-Эго) или
«мстит» сознанию (повторяя внушенные же, но уже в более зрелом
возрасте, негативные установки окружающих). К этому добавляют
ся действия «предсознательной» цензуры, которая помогает созна
нию оправдывать свои ошибки (защита Эго) и «прячет» от созна
ния неприемлемые, по мнению последнего, желания и эмоции (ме
ханизм вытеснения).
Так, например, с этой точки зрения приступ бронхиальной
астмы - не что иное, как заторможенный «приступ плача» или при
зыв материнской помощи. Распространенным заболеванием с от
четливым психосоматическим компонентом и сходным внутрен
ним психологическим конфликтом является вазомоторный ри
нит (риносинуит) - своего рода невыплаканные, «невидимые миру
слезы».
Психоаналитическая интерпретация расстройств пищева
рения - это неспособность «переварить жизненные обстоятель
ства». Символическая трактовка язвенной болезни желудка (а
отчасти и панкреатита) - соматизированные самообвинения,
следствие испытываемого человеком чувства вины и самонака
зания, как бы «переваривание» им самого себя (в русском языке
к этой ситуации хорошо подходит образное выражение «само
едство»). В основе болезней кишечного тракта, по мнению А. Ло-
уэна, также лежит «задержанный» плач (фрейдовская психо
аналитическая трактовка колитов - ригидность, мелочность,
скупость и стремление контролировать окружающих, так назы
ваемый «анальный характер»).
Заболевания опорно-двигательного аппарата (позвоночник,
суставы) - отражение «пассивной раздраженности» жизненной си
туацией, которую человек, с одной стороны, не приемлет (что и слу
жит причиной его раздражения), а с другой - не считает для себя
возможным разрешить с помощью активных собственных действий.
К этому обычно добавляется переживание отсутствия внешней под
держки и опоры либо ощущение буквально физического «давления»
жизненных обстоятельств.
Еще одна давно попавшая в поле зрения психоанализа теле
сно-психологическая проблема - разнообразные боли (головные
боли, боли в области сердца и др.). Здесь можно напрямую на
блюдать, как телесные боли являются отражением боли душев-
50
Глава 3
ной- Последняя представляет собой, по сути, не что иное, как са
монаказание, причиной которого является чувство вины, вне
дренное жестким родительским воспитанием в раннем детстве в
глубинные слои психики человека. Нередко подобные расстрой
ства возникают у истероидных натур, у которых незрелая, детс
кая часть «Я» стремится выйти из-под контроля более зрелой
части - Супер-Эго. Предрасположенность к развитию психо
генных болей отмечается также у лиц с жесткой, ригидной (эпи-
лептоидной) структурой характера, с гипертрофированным Су
пер-Эго.
По механизму вытеснения («не вижу - потому что не хочу ви
деть», «не чувствую - потому что не хочу чувствовать») или само
наказания развиваются и истерические (конверсионные) наруше
ния движений, чувствительности, зрения, речи.
Психологические же причины сексуальных расстройств,
связанных с вытеснением «постыдного» влечения, с навязыва
емыми обществом запретами, достаточно очевидны. Напомним,
что они представляют собой излюбленную тему для теоретичес
ких построений в классическом психоанализе, который рассмат
ривал в качестве основной причины неврозов и психосомати
ческих расстройств внутренние противоречия, связанные с вы
тесненными, т а б у и р о в а н н ы м и с е к с у а л ь н ы м и ж е л а н и я м и .
Именно эти изначальные побуждения, по мысли 3. Фрейда, со
ставляют главную движущую силу человеческой психики - уни
версальную психическую энергию «либидо», зарождающуюся
в подсознании - бурлящем «котле» необузданных страстей и
животных инстинктов. Отсюда и представления о механизме
невротических нарушений как о нарушении баланса этой «энер
гии» между различными составными частями психики (живот
ное Ид - сознательное Эго - критически-морализаторское Су
пер-Эго), между различными мотивами и видами деятельности
и соответственно о возможности разрешения психологических
проблем с помощью правильного перераспределения этой энер
гии (психодинамический принцип).
Закономерности этой своеобразной «психической энергетики»
таковы, что можно увидеть некоторую аналогию с известным в фи
зике законом сохранения энергии: общее количество «энергии», до
ступное индивиду, остается постоянным, вне зависимости от того,
на что она затрачивается; отдельные виды «энергии» как бы могут
1
'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств
51