Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16617

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Но если отождествление с деятельностью (и с ее результатом, 

и с самим процессом деятельности) имеет важнейшее позитив­
ное значение (адаптивное, творческое) как для детской, так и 

для зрелой личности,

 то

 отождествление с эмоцией во многих 

случаях дезадаптивно. Источником психологических проблем 
может явиться и отождествление с некоторым объектом (чаще 
близким человеком, реже с социальным статусом или матери­
альной собственностью), при утрате которого наступает свое­
образный «синдром рикошета», описываемый в психоанализе 
как «потеря объекта». Для предотвращения подобных проблем 
по мере взросления (и особенно в процессе осознанного лич­
ностного роста) человеку необходимо вырабатывать навык 

разотождествления

 (дистанцирования, диссоциации). 

4)

 Учитывание,

 под которым понимается обостренная зависи­

мость от мнения окружающих. Свой вклад в это вносят повы­
шенная конформность и неуверенность в себе, тесно связан­
ная с неустойчивостью самооценки. Последняя может претер­
певать резкие перепады: от завышенного самомнения вплоть 
до крайней степени самоуничижения, в зависимости от вне­
шних хвалебных или, напротив, критических замечаний. Ана­
логия этих черт личности взрослого человека с психологией 
ребенка очевидна и неоспорима. 

Для исправления этих когнитивных нарушений также необ­

ходимо измененное состояние сознания, но уже создаваемое целе­
направленно (психокоррекционное). Подобное состояние сознания 
мы рассматриваем как своеобразный «возврат в детство», в основе 
которого лежит физиологическая возрастная регрессия (Сандомир-
ский М.Е., Белогородский Л.С., 1998). С этой точки зрения, прак­
тически все методы психотерапии и личностного роста основаны 
на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо 
с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. 

Это справедливо для различных техник, начиная с классичес­

кого гипноза (являющегося наиболее выраженным проявлением 

трансферных отношений, в которых гипнотизер играет роль власт­
ного, «всемогущего» родителя, а пациент соответственно - покор­

ного ребенка) и заканчивая такими, как трансактный анализ (рабо­
та с «внутренним ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосин­
тез, холодинамика, использующими работу с субличностями или 

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 

47 


background image

подсознательными частями, представляющими собой «детские» ча­
сти психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, 
настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личности через 
«детскую» речь, работа с образами (например, символдрама, направ­

ленное воображение и др.). В «разговорных» методах, ориентиро­

ванных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный ана­

лиз) возврат в подобное состояние происходит в краткие «моменты 
истины», когда человек приходит к новому пониманию своих про­
блем. При углублении осознавания проблема трансформируется, 

«кристаллизуется» (см. далее), что само по себе дает психокоррек-

ционный эффект. 


background image

Глава 3 

Психодинамически-ориентированные 

модели психосоматических расстройств 

1. Психоаналитическая трактовка 

психосоматических симптомов: 
символизм и конверсия 

Еще на заре психоанализа 3. Фрейд описал психосоматический ме­

ханизм развития телесных заболеваний: по его мнению, при не­
врозах сильное эмоциональное возбуждение (психотравма) при­
водит к соматическим нарушениям. В дальнейшем сложилась пси­
хоаналитическая трактовка подобных заболеваний, согласно 
которой психосоматические нарушения формируются вследствие 
сочетанного действия двух механизмов. Со стороны сознания это 
механизм вытеснения, являющегося преградой на пути доступа в 
сферу сознания неприемлемых подсознательных мыслей и влече­

ний (по крайней мере, в их изначальной форме - неприкрытой, 
«голой правды», не отретушированной сознанием). Со стороны же 
подсознания действует механизм конверсии, благодаря которому 
«подсознательный материал» прорывается на поверхность в транс­
формированной форме, в виде символов, обходящих цензуру со­
знания, но в то же время недвусмысленно указывающих на внут­
ренний конфликт. 

Поэтому те или иные болезненные психосоматические прояв­

ления являются ответами на неприемлемую жизненную ситуацию 
в символической форме. Этот символизм отражает «правополушар-

ную», детско-символическую логику подсознания, которое таким 
наивно-детским способом противопоставляет себя сознанию и до-

I 'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 

49 


background image

бивается своих целей - «наказывает» сознание (повторяя внушен­
ные в детстве упреки старших, исполняя указания Супер-Эго) или 
«мстит» сознанию (повторяя внушенные же, но уже в более зрелом 
возрасте, негативные установки окружающих). К этому добавляют­
ся действия «предсознательной» цензуры, которая помогает созна­

нию оправдывать свои ошибки (защита Эго) и «прячет» от созна­
ния неприемлемые, по мнению последнего, желания и эмоции (ме­
ханизм вытеснения). 

Так, например, с этой точки зрения приступ бронхиальной 

астмы - не что иное, как заторможенный «приступ плача» или при­
зыв материнской помощи. Распространенным заболеванием с от­
четливым психосоматическим компонентом и сходным внутрен­
ним психологическим конфликтом является вазомоторный ри­
нит (риносинуит) - своего рода невыплаканные, «невидимые миру 
слезы». 

Психоаналитическая интерпретация расстройств пищева­

рения - это неспособность «переварить жизненные обстоятель­
ства». Символическая трактовка язвенной болезни желудка (а 
отчасти и панкреатита) - соматизированные самообвинения, 
следствие испытываемого человеком чувства вины и самонака­
зания, как бы «переваривание» им самого себя (в русском языке 
к этой ситуации хорошо подходит образное выражение «само­
едство»). В основе болезней кишечного тракта, по мнению А. Ло-
уэна, также лежит «задержанный» плач (фрейдовская психо­
аналитическая трактовка колитов - ригидность, мелочность, 
скупость и стремление контролировать окружающих, так назы­
ваемый «анальный характер»). 

Заболевания опорно-двигательного аппарата (позвоночник, 

суставы) - отражение «пассивной раздраженности» жизненной си­
туацией, которую человек, с одной стороны, не приемлет (что и слу­
жит причиной его раздражения), а с другой - не считает для себя 
возможным разрешить с помощью активных собственных действий. 

К этому обычно добавляется переживание отсутствия внешней под­

держки и опоры либо ощущение буквально физического «давления» 

жизненных обстоятельств. 

Еще одна давно попавшая в поле зрения психоанализа теле­

сно-психологическая проблема - разнообразные боли (головные 
боли, боли в области сердца и др.). Здесь можно напрямую на­
блюдать, как телесные боли являются отражением боли душев-

50 

Глава 3 


background image

ной- Последняя представляет собой, по сути, не что иное, как са­
монаказание, причиной которого является чувство вины, вне­
дренное жестким родительским воспитанием в раннем детстве в 
глубинные слои психики человека. Нередко подобные расстрой­
ства возникают у истероидных натур, у которых незрелая, детс­
кая часть «Я» стремится выйти из-под контроля более зрелой 
части - Супер-Эго. Предрасположенность к развитию психо­
генных болей отмечается также у лиц с жесткой, ригидной (эпи-

лептоидной) структурой характера, с гипертрофированным Су­

пер-Эго. 

По механизму вытеснения («не вижу - потому что не хочу ви­

деть», «не чувствую - потому что не хочу чувствовать») или само­

наказания развиваются и истерические (конверсионные) наруше­
ния движений, чувствительности, зрения, речи. 

Психологические же причины сексуальных расстройств, 

связанных с вытеснением «постыдного» влечения, с навязыва­
емыми обществом запретами, достаточно очевидны. Напомним, 
что они представляют собой излюбленную тему для теоретичес­
ких построений в классическом психоанализе, который рассмат­
ривал в качестве основной причины неврозов и психосомати­
ческих расстройств внутренние противоречия, связанные с вы­
тесненными,  т а б у и р о в а н н ы м и  с е к с у а л ь н ы м и  ж е л а н и я м и . 

Именно эти изначальные побуждения, по мысли 3. Фрейда, со­

ставляют главную движущую силу человеческой психики - уни­
версальную психическую энергию «либидо», зарождающуюся 
в подсознании - бурлящем «котле» необузданных страстей и 
животных инстинктов. Отсюда и представления о механизме 
невротических нарушений как о нарушении баланса этой «энер­
гии» между различными составными частями психики (живот­

ное Ид - сознательное Эго - критически-морализаторское Су­
пер-Эго), между различными мотивами и видами деятельности 
и соответственно о возможности разрешения психологических 
проблем с помощью правильного перераспределения этой энер­
гии (психодинамический принцип). 

Закономерности этой своеобразной «психической энергетики» 

таковы, что можно увидеть некоторую аналогию с известным в фи­
зике законом сохранения энергии: общее количество «энергии», до­
ступное индивиду, остается постоянным, вне зависимости от того, 

на что она затрачивается; отдельные виды «энергии» как бы могут 

1

 'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 

51