Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16327
Скачиваний: 267
ной, вытесненной). С точки зрения психодинамической модели, на
блюдается активизация типовых механизмов психологических за
щит (подробно рассматриваемых в разделе «Детские причины взрос
лых проблем»), в так называемой нейролингвистической метамо-
дели (НЛП) - включение индивидуальных «фильтров» сознания,
таких как обобщения, исключения (упущения) и искажения (Виль
яме К., 2002).
Отсюда вытекает нелогичность решений, принимаемых чело
веком в подобном состоянии, с позиции формальной логики, обы
денного сознания. А зачастую соответственно и их неадаптивность,
неприемлемость в глазах окружающих, с точки зрения принятых в
обществе норм и стереотипов поведения (в сравнении с примитив
но-наивной, «первобытной» логикой подсознания). Возвращаясь же
в обыденное состояние, человек испытывает негативные послед
ствия рассогласования сознательных и подсознательных когнитив
ных и мотивационно-эмоциональных механизмов психики, описы
ваемых как ее «расщепление», «фрагментация» с формированием
подсознательных структур, противостоящих сознательным устрем
лениям. Эти относительно автономные фрагменты личности опи
саны под разными названиями во многих психотерапевтических
теориях: сюда можно отнести юнговские и адлеровские «комплек
сы», «субличности» в психосинтезе (Р. Ассаджиоли), «внутренние
части» в НЛП, «незавершенные гештальты» в гештальт-терапии или
«подавленные целостности» по В. В. Козлову (1993) в трансперсо
нальной терапии, «кластеры» по М. Щербакову (1994) в глубинной
интегративной психотерапии. Именно подобные механизмы, на
физиологическом уровне связанные с рассогласованием левополу-
шарной (сознательной) и правополушарной (в обыденном состоя
нии - подсознательной) активности, лежат в основе представлений
о множественности «Я» (Гурджиев Г.И., 2001, 1992) или мозаич
ной, матричной структуре личности (Скворцов В., 1993).
Собственно, идея «раскола» психики как механизма телес
но-психологических проблем, была выдвинута еще в конце XIX в.
французским клиницистом и психологом П. Жане. В труде «Пси
хологический автоматизм» (1889 г.) он описал реакцию человека
на психотравмирующую ситуацию как раскол или отщепление от
сознательной части личности отдельных частей, содержание кото
рых связано с переживанием данной ситуации. Эти фрагменты лич
ности были им названы «идеями-фикс»: «Такая идея, подобно ви-
42
Глава 2
русу развивается в недоступном субъекту углу личности, действу-
ет подсознательно и вызывает все нарушения... психического рас-
стройства» (цит. по: Руткевич A.M., 1997). Эти «обломки», погру
жаясь в глубины подсознания, в дальнейшем ведут относительно
автономное сущестование. Периодически, в моменты слабости со
знательной части личности, они могут «овладевать» сознанием че
ловека, сужая сферу внимания и вызывая разнообразные болезнен
ные проявления - как душевные, так и телесные.
Отсюда вытекает практическая важность для психокоррекции
представлений о полярности/амбивалентности как основе «моза-
ичности» психики, а также об интеграции конфликтующих друг с
другом частей личности как способе устранения внутренних пси
хологических конфликтов (см. описание метода Ретри).
Конкретные механизмы нарушения адаптивной роли ког
нитивных процессов при переходе к дологическому, «детскому»
мышлению приведены в таблице 2. Наиболее же детально прояв
ления упомянутой дезадаптивной «детскости» мышления описаны
Ф. Перлзом в виде так называемых нарушений границы контакта
(или универсальных невротических механизмов, по М. Папушу),
включающих следующие разновидности:
1) Чужая точка зрения искренне воспринимается как собствен
ная; происходит автоматическое подчинение внешнему воз
действию через инкорпорированные убеждения, родительские
установки (интроекция). В психоаналитической модели лич
ности это соответствует гипертрофии «морализаторской»
функции Супер-Эго.
2) Отсутствие собственной точки зрения; гипертрофированный
конформизм и зависимость от окружающих, нарушение само
идентичности (слияние) - аналог детской несамостоятельно
сти, слабость сознательного Эго.
3) Трудность выбора собственной точки зрения, перекладывание
ответственности на чужие плечи, на «старших» в прямом или
переносном смысле, а также приписывание собственных жела
ний окружающим (проекция). Боязнь ответственности, неспо
собность принимать ее на себя также связаны с незрелостью Эго.
4) Склонность к признанию собственной точки зрения ошибоч
ной и вытекающее отсюда самонаказание, вплоть до самоаг
рессии (ретрофлексия). Причина подобной мазохистической
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 43
настроенности зачастую кроется в чрезмерном усилении вос-
питательно-наказуюшей функции Супер-Эго.
В духовно-философской традиции к наиболее общим, базовым
механизмам формирования психологических проблем (и препят
ствиям для личностного роста) принято относить следующие (Ус
пенский П.Д., 2002):
1)
Неискренность.
Имеется в виду не столько корыстный обман
или ложь, вызванная конкретными жизненными обстоятель
ствами, сколько привычка человека к «двоемыслию», внут
ренняя раздвоенность, нестабильность. Неискренность рас
пространяется и на отношение человека к себе самому, пере
растая в поверхностность и несерьезность, а то и в самообман,
когда желаемое выдается за действительное. Особенно часто
встречаются такие виды самообмана «во благо», как игнори
рование имеющихся проблем (маска показного благополу
чия), а также, если скрыть проблему не удается, - переоцен
ка возможностей справиться с ней собственными силами (не
истинный, кажущийся контроль человека над собой, особенно
над собственными чувствами). Подобные игры взрослых лю
дей (по выражению Э. Берна), являются также «островками
детства», по сути, трансформацией детской игры.
2)
Воображение.
Имеется в виду воображение избыточное, ото
рванное от жизни, которое человек использует не для разре
шения проблем, а для их создания. (Вспомним классическое
определение Шарко: «Невроз - это болезнь воображения».)
3)
Отождествление
- состояние, когда человек, по выражению
П.Д. Успенского (2002), «не может отделить себя от идеи, чув
ства или поглотившего его объекта». Здесь можно усмотреть
прямую аналогию с таким невротическим механизмом, описан
ным Ф. Перлзом, как слияние, приводящим к расстройствам
личности по типу зависимости или нарушения идентичности.
Подобная поглощенность - будь то захваченность эмоцией или
самозабвенное увлечение процессом какой-либо деятельнос
ти, обычно игры, - также является характерной чертой детс
кого поведения. Психологически это объясняется недостаточ
ной дифференцированностью у ребенка собственного «Я», его
слияния с окружающим миром, который воспринимается как
часть самого себя (детский синкретизм).
44
Глава 2
Таблица 2. Сопоставление когнитивных моделей психологической дезадаптации, используемых в различных методах
психокоррекции (психоанализ, гештальт-терапия, клиент-центрированная и рациональная психотерапия, НЛП
Метамодель
(Р.Бэндлер,
Д.Гриндер)
1
УПУЩЕНИЕ/
ограничение
информации
Неспецифическое
существительное
Неспецифический
глагол
Сравнение
(безэталонное)
Суждение
(безадресное)
Номинализация
(отглагольное
существительное)
Иррациональные
установки
(А.Эллис)
2
Аберрации
мышления
(А.Бек)
3
Дихотомическое
мышление
Туннельное
зрение
Наклеивание
ярлыков
Избирательная
абстракция
Психологические
защиты
поЗ.Фрейду
4
Вытеснение
Искажения
восприятия
поК.Роджерсу
5
Ораничение
опыта
Экстенциональ-
ность
Нарушения
границы кон-
такта(Ф.Перлз)
6
Дефлексия
(уклонение)
Общиепатопси- |
хологические
механизмы
7
Неконкретнаяи
неполная
информация
Статичность
процесса
Безальтернатив-
ноемышление,
перфекционизм,
максимализм
1
ОБОБЩЕНИЯ-
модальные
операторы
Необходимости
(обязательно
необходимо/
нельзя)
Возможности
(возможно/
невозможно)
Универсальный
квантификатор
(«все»,«каждый»)
ИСКАЖЕНИЯ
Причина
иследствие
Комплексная
эквивалентность
Пресуппозиции
Чтениемыслей
2
Первичные
иррациональные
установки
«Я должен»
«Другиелюди
должны»
«Внешниеусловия
должны»
«Янесмогу(этого
выдержать)»
Депрессивный
прогноз
Вторичные
иррациональные
установки
3
Преуменьшение
(собственныхвозмож-
ностейипозитивных
моментов)
Преувеличение(нега-
тивныхмоментов)
Сверхобобшение
Произвольная логика
Персонализация
Пристрастность
Чтениемыслей
Субъективная
аргументация
4
Проекция,
перенос,
замещение
Отрицание
Идентификация
Рационализа
ция
Реактивное
образование
Проекция
5
Условия
ценности
Разрывмежду
«Я-реальным»
и«Я-идеаль
ным»
Искажение
опыта
6
Интроекция
Проекция
Ретрофлексия
Конфлуен-
ция
(слияние)
Ретрофлексия
Проекция
7
Долженствование
Конформность
Уходотответ-
ственности
Инфантилизм
Н изкая самооцен ка
Самонаказание
Детскаялогика
(правополушар-
ноемышление)
Детский эгоцентризм