Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16614

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

полнительный источник негативных, ипохондрических пережива­
ний. Подобные нарушения входят в диагностическую группу сома-
тоформных расстройств (F45 по МКБ-10). 

Прежде всего к ним необходимо отнести различного рода ве­

гетативные дисфункции (F45.3), которые могут затрагивать сердеч­
но-сосудистую (F45.30) или дыхательную систему (F45.33), желу­

дочно-кишечный тракт с раздельной заинтересованностью его верх­
него (F45.31) или нижнего отдела (F45.32), мочеполовую систему 
(F45.34) и проч. При доминировании в клинической картине аф­
фективных проявлений - таких, как повышенная тревожность, 
склонность к депрессии, - можно говорить о наличии собственно 
соматизированного расстройства (F45.0), а в случае чрезмерной, 
ипохондрической озабоченности больного своим состоянием, сопро­
вождающейся попытками манипулировать мнимой тяжелой болез­
нью, - об ипохондрическом расстройстве (F45.2). Крайне неприят­
ной разновидностью психосоматических нарушений являются упор­
ные психогенные боли (устойчивое соматоформное болевое 
расстройство, F45.4). Сюда же относятся другие соматоформные 
расстройства (F45.8) - такие, как «истерический ком» в горле и на­
рушения глотания, тонические мышечные спазмы (например, кри­
вошея) и кожный зуд, психогенные нарушения менструального цик­
ла у женщин. 

Близкими к описанным нарушениями являются классическая 

неврастения (F48.2) или «раздражительная слабость», а также не­
вротическая деперсонализация (утрата ощущения собственной 
идентичности) и дереализация (нереальность, отдаленность, кажу-
щая безжизненность окружающей действительности - F48.1). 

Сюда же примыкают такие пограничные нервно-психические 

нарушения, как реакции на тяжелый стресс, сопровождающиеся 
нарушением адаптации (F43.2), с тревогой или депрессией, а так­
же различные диссоциативные (конверсионные) расстройства 
(F44), охватывающие нарушения сознания, расстройства дви­
жений и чувствительности (некогда именовавшиеся «истеричес­
кими»). 

Говоря об упомянутой ранее внутренней картине болезни при­

менительно к психосоматическим нарушениям, представим подоб­
ные расстройства на обыденном уровне, как бы глазами пациента. 
В самом деле, закономерным психологическим проявлением стрес­
са является тревожно-ипохондрическая настроенность. Соответ-

Механиэмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 

37 


background image

ственно в условиях стресса почти каждому человеку, почувствовав­
шему какое-либо недомогание, даже незначительное, свойственно 
прежде всего думать о самом худшем - нет ли у него серьезной бо­

лезни. Иногда это может служить причиной безрезультатных хож­
дений по лечебным учреждениям: если врач не находит никаких 
объективных признаков болезни и сообщает об этом пациенту, тот 
ему не верит: ведь он испытывает боль, как же может при этом не 
быть болезни? (Последнее характерно для соматоформных рас­
стройств как таковых. Негативное отношение больного к попыткам 
объяснить беспокоящие его болезненные явления сугубо психоло­

гическими причинами является одним из диагностических призна­
ков данной категории заболеваний.) Пациент думает, что нужно 
пройти дополнительные, более сложные обследования... или обра­
титься к другому врачу - может быть, предыдущий специалист про­
сто оказался недостаточно компетентным и поэтому не смог поста­
вить диагноз... Если же и новые обследования не выявляют ника­
ких объективных нарушений, да и очередной консультант не 

обнаруживает предполагаемой болезни, все повторяется сначала. 
Подобное хождение пациента по замкнутому кругу может привес­
ти к его «уходу» в болезнь (формированию специфического, так на­
зываемого ипохондрического расстройства). 

Чаще же в клинической практике происходит следующее: лю­

дей абсолютно здоровых в наше время встретить трудно, у каждого 
есть какие-то проблемы - будь то следы перенесенных ранее неду­

гов или же хронические заболевания вне обострения. На них-то и 
возлагается вина за нынешнее плохое самочувствие, по сути, вы­
званное стрессом. И пациент начинает добросовестно выполнять ме­

дицинские назначения, принимать лекарственные препараты и ле­

чебные процедуры - только вот облегчение не наступает, ведь при­
чина расстройств лежит совсем в другой области. Отсутствие же 
видимого успеха от лечения может еще более усугубить пережива­
ния пациента, который начинает терять надежду, перестает верить 
в возможность избавиться от своих страданий. Постепенно на этой 
почве могут сформироваться ощущения безнадежности, безысход­
ности, которые обычно сопровождают депрессивные состояния. 

Продолжается же подобный лечебный процесс с переменным успе­

хом до тех пор, пока не наступит действительное исцеление, свя­
занное с устранением источника стресса, разрешением конфликт­
ной жизненной ситуации. 

38 

Глава 2 


background image

В рамках традиционной медицинской парадигмы психосома­

тические расстройства представляют собой результат сочетания 
трех факторов: 

1) вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних 

органов (физиологическая реакция напряжения); 

2) «застойное», тоническое мышечное напряжение, также пред­

ставляющее собой остаточные явления неотреагированных 
эмоций; 

3) негативное рефлекторное влияние (Вельховер Е.С., Куш-

нир Г.В., 1991): 
а) от внутренних органов к поверхности тела и мышцам (отра­

женные боли и зоны повышенной болевой чувствительнос­
ти Захарьина-Геда); 

б) обратные рефлекторные связи от кожных покровов (клас­

сические меридианы рефлексотерапии) и мышечно-связоч-
ного аппарата (мышечно-сухожильные меридианы) к сег­
ментарным центрам вегетативной нервной системы, нару­
шающие регуляцию деятельности внутренних органов. 

Таким образом, «застойное» мышечное напряжение, вызван­

ное стрессами, не только является причиной эмоционального дис­
комфорта, постоянной усталости, снижения жизненного тонуса и 
работоспособности (астенических состояний). Оно также лежит в 
основе многочисленных психогенных болевых синдромов, а на реф­

лекторном уровне становится еще и важным механизмом форми­
рования психосоматических заболеваний. 

Каковы же наиболее типичные «маски» мышечного напряже­

ния, имитирующие разнообразные болезни? В основном они опре­
деляются местонахождением участков повышенного мышечного 
тонуса (часто обнаруживаемых в теле в виде болезненных мышеч­
ных уплотнений). Перечислим их в порядке частоты встречаемости: 

1) головные боли, включая как боли вследствие напряжения, так 

и мигренеподобные боли, связанные с напряжением задних 
шейных мышц (может присоединяться также головокружение, 
шум в ушах, тошнота/ рвота); 

2) напряжение мышц в области грудной клетки, вызванное эмо­

циями, служит распространенной причиной болей в области 

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 39 


background image

сердца (ошибочно расцениваемых как заболевания сердца, осо­
бенно если они связываются с сердцебиением или перебоями). 
При этом возможны и затруднения дыхания (чувство «нехват­
ки воздуха», ограничение глубины вдоха) в стрессовых ситуа­
циях, имитирующие проблемы с бронхо-легочным аппаратом; 

3) участки хронического напряжения мышц передней брюшной 

стенки вызывают появление болей, имитирующих заболевания 
пищеварительной системы; 

4) связанное со стрессами напряжение мышц, окружающих по­

звоночник, которое прячется за маской остеохондроза с его 
мышечно-тоническими проявлениями. 

Подробнее на проявлениях мышечно-тонических расстройств 

ввиду их исключительной важности для телесной психокоррекции 
мы остановимся при описании клинической симптоматики психо­
соматических заболеваний. 

3. Когнитивные механизмы 

формирования психологических проблем 

В общем смысле эти механизмы связаны с противоречием, вза­

имным противостоянием двух форм организации когнитивных про­
цессов - логической и дологической (первичный процесс по 
3. Фрейду, организмический оценочный процесс по К. Роджерсу). 
Представление о существовании двух принципиально разных ви­

дов когнитивных процессов, различающихся по их роли в психоло­
гической адаптации индивида, повторяется с некоторыми вариаци­
ями во многих моделях личности, как абстрактно-теоретических, так 

и сугубо прикладных (психокоррекционных). В приводимой ниже 
таблице сведены воедино положения ряда подобных моделей - об­
щепсихологических (отражающих эволюционное и онтогенетичес­
кое развитие психики, а также связанных с отражением на уровне 
когнитивных процессов функциональной асимметрии полушарий) 
и частных, созданных авторами отдельных психотерапевтических 
методов (включая психоанализ 3. Фрейда, когнитивную терапию 
А. Бека, личностно-центрированное консультирование по К. Род­
жерсу, рационально-эмотивную терапию по А. Эллису). Как следу-

40 

Глава 2 


background image

из

 таблицы 1, большинство авторов относят к дезадаптивным 

авополушарные

  к о г н и т и в н ы е

 механизмы (исключение составля­

ют представления К. Роджерса). 

Различные модели адаптивных и дезадаптивных когнитивных механизмов 

Модели психики 

физиологическая 

Онтогенетическая 
Эволюционная 

З.Фрейд 
А.Бек 

К.Роджерс 

А.Эллис 

Когнитивные механизмы 

Правополушарные 

Левополушарные 

О б щ и е 

Конкретно-образное 
мышление 

Детское мышление 
Дологическоемышление 

Абстрактно-логическое 

мышление 
Зрелоемышление 

Логическое мышление 

Ч а с т н ы е 

Первичный процесс* 
Первичная когнитивная 

обработка* 
Организмический оценочный 
процесс 

Иррациональное мышление* 

Вторичный процесс 
Вторичная когнитивная 

обработка 
Условные ценности* 

Рациональное мышление 

* Дезадаптивные когнитивные механизмы. 

Таблица 

С точки зрения организации когнитивных процессов общий 

механизм формирования психологических проблем представляет­
ся следующим образом. В ситуации стресса, замешательства и не­
определенности спонтанно формируется измененное состояние со­
знания, связанное с регрессией, переходом к первичному процессу 
по З.Фрейду или, в терминологии А. Бека, когнитивный сдвиг. Ины­
ми словами, происходит возврат к правополушарному, «детскому» 
(образному, дологическому или «ино-логическому»), эволюцион-
но древнему подсознательному способу когнитивной переработки 
информации. По образному выражению Д.М. Каммероу, Н.Д. Бер­
гер и Л.К. Кирби (2001), в ситуации острого стресса и потери само­
обладания «мы ведем себя как дети или настаиваем на беспочвен­

ной точке зрения», теряя способность рассуждать логично. С точки 
зрения юнговской психологической типологии (подробнее см. раз­
дел, посвященный типологическому подходу к психокоррекции), 
при этом происходит временный переход от ведущей (сознатель­
ной) типологической функции к подчиненной (ранее подсознатель-

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 41