Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16614
Скачиваний: 272
полнительный источник негативных, ипохондрических пережива
ний. Подобные нарушения входят в диагностическую группу сома-
тоформных расстройств (F45 по МКБ-10).
Прежде всего к ним необходимо отнести различного рода ве
гетативные дисфункции (F45.3), которые могут затрагивать сердеч
но-сосудистую (F45.30) или дыхательную систему (F45.33), желу
дочно-кишечный тракт с раздельной заинтересованностью его верх
него (F45.31) или нижнего отдела (F45.32), мочеполовую систему
(F45.34) и проч. При доминировании в клинической картине аф
фективных проявлений - таких, как повышенная тревожность,
склонность к депрессии, - можно говорить о наличии собственно
соматизированного расстройства (F45.0), а в случае чрезмерной,
ипохондрической озабоченности больного своим состоянием, сопро
вождающейся попытками манипулировать мнимой тяжелой болез
нью, - об ипохондрическом расстройстве (F45.2). Крайне неприят
ной разновидностью психосоматических нарушений являются упор
ные психогенные боли (устойчивое соматоформное болевое
расстройство, F45.4). Сюда же относятся другие соматоформные
расстройства (F45.8) - такие, как «истерический ком» в горле и на
рушения глотания, тонические мышечные спазмы (например, кри
вошея) и кожный зуд, психогенные нарушения менструального цик
ла у женщин.
Близкими к описанным нарушениями являются классическая
неврастения (F48.2) или «раздражительная слабость», а также не
вротическая деперсонализация (утрата ощущения собственной
идентичности) и дереализация (нереальность, отдаленность, кажу-
щая безжизненность окружающей действительности - F48.1).
Сюда же примыкают такие пограничные нервно-психические
нарушения, как реакции на тяжелый стресс, сопровождающиеся
нарушением адаптации (F43.2), с тревогой или депрессией, а так
же различные диссоциативные (конверсионные) расстройства
(F44), охватывающие нарушения сознания, расстройства дви
жений и чувствительности (некогда именовавшиеся «истеричес
кими»).
Говоря об упомянутой ранее внутренней картине болезни при
менительно к психосоматическим нарушениям, представим подоб
ные расстройства на обыденном уровне, как бы глазами пациента.
В самом деле, закономерным психологическим проявлением стрес
са является тревожно-ипохондрическая настроенность. Соответ-
Механиэмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств
37
ственно в условиях стресса почти каждому человеку, почувствовав
шему какое-либо недомогание, даже незначительное, свойственно
прежде всего думать о самом худшем - нет ли у него серьезной бо
лезни. Иногда это может служить причиной безрезультатных хож
дений по лечебным учреждениям: если врач не находит никаких
объективных признаков болезни и сообщает об этом пациенту, тот
ему не верит: ведь он испытывает боль, как же может при этом не
быть болезни? (Последнее характерно для соматоформных рас
стройств как таковых. Негативное отношение больного к попыткам
объяснить беспокоящие его болезненные явления сугубо психоло
гическими причинами является одним из диагностических призна
ков данной категории заболеваний.) Пациент думает, что нужно
пройти дополнительные, более сложные обследования... или обра
титься к другому врачу - может быть, предыдущий специалист про
сто оказался недостаточно компетентным и поэтому не смог поста
вить диагноз... Если же и новые обследования не выявляют ника
ких объективных нарушений, да и очередной консультант не
обнаруживает предполагаемой болезни, все повторяется сначала.
Подобное хождение пациента по замкнутому кругу может привес
ти к его «уходу» в болезнь (формированию специфического, так на
зываемого ипохондрического расстройства).
Чаще же в клинической практике происходит следующее: лю
дей абсолютно здоровых в наше время встретить трудно, у каждого
есть какие-то проблемы - будь то следы перенесенных ранее неду
гов или же хронические заболевания вне обострения. На них-то и
возлагается вина за нынешнее плохое самочувствие, по сути, вы
званное стрессом. И пациент начинает добросовестно выполнять ме
дицинские назначения, принимать лекарственные препараты и ле
чебные процедуры - только вот облегчение не наступает, ведь при
чина расстройств лежит совсем в другой области. Отсутствие же
видимого успеха от лечения может еще более усугубить пережива
ния пациента, который начинает терять надежду, перестает верить
в возможность избавиться от своих страданий. Постепенно на этой
почве могут сформироваться ощущения безнадежности, безысход
ности, которые обычно сопровождают депрессивные состояния.
Продолжается же подобный лечебный процесс с переменным успе
хом до тех пор, пока не наступит действительное исцеление, свя
занное с устранением источника стресса, разрешением конфликт
ной жизненной ситуации.
38
Глава 2
В рамках традиционной медицинской парадигмы психосома
тические расстройства представляют собой результат сочетания
трех факторов:
1) вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних
органов (физиологическая реакция напряжения);
2) «застойное», тоническое мышечное напряжение, также пред
ставляющее собой остаточные явления неотреагированных
эмоций;
3) негативное рефлекторное влияние (Вельховер Е.С., Куш-
нир Г.В., 1991):
а) от внутренних органов к поверхности тела и мышцам (отра
женные боли и зоны повышенной болевой чувствительнос
ти Захарьина-Геда);
б) обратные рефлекторные связи от кожных покровов (клас
сические меридианы рефлексотерапии) и мышечно-связоч-
ного аппарата (мышечно-сухожильные меридианы) к сег
ментарным центрам вегетативной нервной системы, нару
шающие регуляцию деятельности внутренних органов.
Таким образом, «застойное» мышечное напряжение, вызван
ное стрессами, не только является причиной эмоционального дис
комфорта, постоянной усталости, снижения жизненного тонуса и
работоспособности (астенических состояний). Оно также лежит в
основе многочисленных психогенных болевых синдромов, а на реф
лекторном уровне становится еще и важным механизмом форми
рования психосоматических заболеваний.
Каковы же наиболее типичные «маски» мышечного напряже
ния, имитирующие разнообразные болезни? В основном они опре
деляются местонахождением участков повышенного мышечного
тонуса (часто обнаруживаемых в теле в виде болезненных мышеч
ных уплотнений). Перечислим их в порядке частоты встречаемости:
1) головные боли, включая как боли вследствие напряжения, так
и мигренеподобные боли, связанные с напряжением задних
шейных мышц (может присоединяться также головокружение,
шум в ушах, тошнота/ рвота);
2) напряжение мышц в области грудной клетки, вызванное эмо
циями, служит распространенной причиной болей в области
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 39
сердца (ошибочно расцениваемых как заболевания сердца, осо
бенно если они связываются с сердцебиением или перебоями).
При этом возможны и затруднения дыхания (чувство «нехват
ки воздуха», ограничение глубины вдоха) в стрессовых ситуа
циях, имитирующие проблемы с бронхо-легочным аппаратом;
3) участки хронического напряжения мышц передней брюшной
стенки вызывают появление болей, имитирующих заболевания
пищеварительной системы;
4) связанное со стрессами напряжение мышц, окружающих по
звоночник, которое прячется за маской остеохондроза с его
мышечно-тоническими проявлениями.
Подробнее на проявлениях мышечно-тонических расстройств
ввиду их исключительной важности для телесной психокоррекции
мы остановимся при описании клинической симптоматики психо
соматических заболеваний.
3. Когнитивные механизмы
формирования психологических проблем
В общем смысле эти механизмы связаны с противоречием, вза
имным противостоянием двух форм организации когнитивных про
цессов - логической и дологической (первичный процесс по
3. Фрейду, организмический оценочный процесс по К. Роджерсу).
Представление о существовании двух принципиально разных ви
дов когнитивных процессов, различающихся по их роли в психоло
гической адаптации индивида, повторяется с некоторыми вариаци
ями во многих моделях личности, как абстрактно-теоретических, так
и сугубо прикладных (психокоррекционных). В приводимой ниже
таблице сведены воедино положения ряда подобных моделей - об
щепсихологических (отражающих эволюционное и онтогенетичес
кое развитие психики, а также связанных с отражением на уровне
когнитивных процессов функциональной асимметрии полушарий)
и частных, созданных авторами отдельных психотерапевтических
методов (включая психоанализ 3. Фрейда, когнитивную терапию
А. Бека, личностно-центрированное консультирование по К. Род
жерсу, рационально-эмотивную терапию по А. Эллису). Как следу-
40
Глава 2
из
таблицы 1, большинство авторов относят к дезадаптивным
авополушарные
к о г н и т и в н ы е
механизмы (исключение составля
ют представления К. Роджерса).
Различные модели адаптивных и дезадаптивных когнитивных механизмов
Модели психики
физиологическая
Онтогенетическая
Эволюционная
З.Фрейд
А.Бек
К.Роджерс
А.Эллис
Когнитивные механизмы
Правополушарные
Левополушарные
О б щ и е
Конкретно-образное
мышление
Детское мышление
Дологическоемышление
Абстрактно-логическое
мышление
Зрелоемышление
Логическое мышление
Ч а с т н ы е
Первичный процесс*
Первичная когнитивная
обработка*
Организмический оценочный
процесс
Иррациональное мышление*
Вторичный процесс
Вторичная когнитивная
обработка
Условные ценности*
Рациональное мышление
* Дезадаптивные когнитивные механизмы.
Таблица
С точки зрения организации когнитивных процессов общий
механизм формирования психологических проблем представляет
ся следующим образом. В ситуации стресса, замешательства и не
определенности спонтанно формируется измененное состояние со
знания, связанное с регрессией, переходом к первичному процессу
по З.Фрейду или, в терминологии А. Бека, когнитивный сдвиг. Ины
ми словами, происходит возврат к правополушарному, «детскому»
(образному, дологическому или «ино-логическому»), эволюцион-
но древнему подсознательному способу когнитивной переработки
информации. По образному выражению Д.М. Каммероу, Н.Д. Бер
гер и Л.К. Кирби (2001), в ситуации острого стресса и потери само
обладания «мы ведем себя как дети или настаиваем на беспочвен
ной точке зрения», теряя способность рассуждать логично. С точки
зрения юнговской психологической типологии (подробнее см. раз
дел, посвященный типологическому подходу к психокоррекции),
при этом происходит временный переход от ведущей (сознатель
ной) типологической функции к подчиненной (ранее подсознатель-
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 41