Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16326
Скачиваний: 267
отождествляет себя со своими болезнями, хотя может прервать эту
идентичность, объяснив себе ее неправильность, нелогичность.
С точки зрения современной психотерапии, подобное представ
ление имеет очевидные ограничения. Опыт психокоррекционной
паботы показывает, что одного только осознавания причин и меха
низмов психологической проблемы оказывается недостаточно для
ее устранения. Как подчеркивает В.В. Николаева (2000), осознава-
ние является не основным, а лишь вспомогательным, опосредую
щим механизмом саморегуляции, помогающим достижению лично
стной трансформации с помощью работы по построению личност
ных смыслов. Как отмечал сам автор концепции личностного смысла
А.Н. Леонтьев (1983), «можно понимать и владеть значением, [...]
но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными
процессами: самый сильный регулятор есть то, что я обозначаю тер
мином «личностный смысл».
Именно построение личностных смыслов с привлечением не
вербальных «строительных технологий» (особенно телесно-ориен
тированных) является, на наш взгляд, главным механизмом психо
коррекции. Обретение новых личностных смыслов, своеобразное
глубинно-личностное переучивание требует обычно «возврата в
детство», возрастной регрессии. Собственно, благодаря этому оно
помогает по-новому ощутить и осмыслить проблему, преодолеть
лежащие в ее основе внутренние противоречия, объединить внут-
рипсихические ресурсы на телесном (эмоциональном) и интеллек
туальном (как рассудочном, так и интуитивном) уровнях и транс
формировать их (сублимировать, по Фрейду) в адаптивное поведе
ние, направленное на разрешение проблемы.
Говоря о взглядах психоанализа на механизмы образования
психосоматических симптомов, нужно также отметить взаимосвязь
последних с психологической защитой. В психоаналитической трак
товке, создавая телесные страдания, подсознание с их помощью
приобретает «вторичную выгоду». Болезнь удобна для подсознания,
так как дает возможность обрести контроль над сферой сознания,
позволяет подобным способом, основанным на искаженной, как в
кривом зеркале, логике, доказать свою правоту во внутреннем кон
фликте.
Рассматривая психоаналитические представления с точки зре
ния сегодняшнего дня, необходимо заметить, что вторичная выгода
не обязательно связана с символическим содержанием болезненных
|намически-ориентированные модели психосоматических расстройств 57
телесных проявлений. В болезни человек извлекает для себя вто
ричную выгоду различным способами, в том числе получая «соци
альную награду» - внимание окружающих - просто за демонстра
цию зависимого и беспомощного поведения (Нельсон-Джоунс Р.,
2002), вызывающего жалость и сочувствие окружающих. Подобные
стереотипы поведения, в частности, выражены у пожилых людей,
помещаемых в лечебные учреждения (Bakes M., 1988) - очевидно,
в связи с возрастным регрессом, инфантилизацией («возврат в дет
ство»). Соответственно подобное поведение свойственно и детям,
так же, как и людям взрослым, но обладающим чертами инфантиль
ной личности, особенно демонстрирующим истероидно-детские
черты характера.
Нетрудно видеть, что с описанной точки зрения психосомати
ческие расстройства представляют собой результат срыва либо про
дукт извращенного функционирования механизмов психологичес
кой защиты. Напомним вкратце основные варианты психологичес
ких защит, описанные еще 3. Фрейдом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ УРОВНЕМ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.
Подавление или вытеснение -
попытка сознания
как бы
за
быть неприемлемые с точки зрения внутренней «цензуры» или фру-
стрирующие желания и мысли, травматичные воспоминания, изба
виться от них, вытесняя травматичный материал в глубины бессоз
нательного. В расширительном смысле механизм подавления может
использоваться и в отношении восприятия текущего опыта - когда
человек не замечает того, что может вызвать болезненные пережи
вания. Разными авторами подобный вариант психологической за
щиты именуется игнорированием опыта, связанным с предвоспри-
ятием (К. Роджерс), перцептивным невниманием (А. Чепмен,
М. Чепмен-Сантана), перцептивной защитой (Б.В. Зейгарник).
2.
Отрицание
- попытка игнорировать очевидные факты, от
рицать их действительный смысл (если предыдущий способ психо
логической защиты оказался недостаточно действенным).
3.
Рационализация
- попытка найти утешительное логическое
объяснение происшедшим огорчительным событиям (если неэффек
тивными оказались оба предыдущих способа). Иными словами, по-
58
Глава 3
пытка человека объяснить самому себе: все то, что случилось, все
павно должно было произойти - причем именно с ним и именно
подобным образом. В сущности, это как бы напоминает детскую
позицию смиренного послушания, когда ребенок, стоящий в углу,
повторяет самому себе слова родителей, за что именно его наказали
и
почему наказание справедливое и правильное. И если для созна
ния это самоуспокоение может оказаться достаточным, то для под
сознания подобные логические аргументы, как правило, неубе
дительны. Тем самым на подсознательном уровне эмоциональная
реакция остается неотреагированной, что и создает питательную сре
ду для формирования психосоматических расстройств.
4.
Реактивное образование (или формирование реакции)
- по
пытка человека противостоять обстоятельствам, совершая поступ
ки, прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его
вынуждают (при недостаточной результативности предыдущих за
щит). Это огульное отрицание всего, что не совпадает с собствен
ным мнением, негативизм. Все описанное напоминает детское уп
рямство, игру в «шиворот-навыворот», с одним только отличием.
Не ребенок, а вполне взрослый человек пытается избавиться от эмо
ционального напряжения тем, что начинает делать все наоборот,
вопреки очевидным фактам и наперекор требованиям окружающих.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
5.
Проекция
- попытка человека сделать других ответственны
ми за его проблемы, переложить на них вину за свои собственные
ошибки. (Также весьма напоминает детские стереотипы поведения и
способы самооправдания, связанные с уходом от ответственности -
«ваза сама упала и разбилась», «они первые начали» и т.д.)
6.
Отождествление
(идентификация) - игра в более сильного,
принятие на себя чужой роли. Объединиться с сильным - значит
найти себе защитника (ребенок отождествляет себя с одним из ро
дителей). Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться
настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я»
(так формируется фрейдовское Супер-Эго, или «внутренний роди
тель» по Э. Берну).
7.
Замещение
- вымещение своего недовольства на ком-то бо
лее слабом или уязвимом. Кстати, это наиболее распространенный
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 59
психологический механизм бытовых конфликтов, а также агрессив
ных и антисоциальных действий. Типичная ситуация - вначале че
ловек внешне не проявляет свою агрессию из-за угрозы возможно
го наказания (обидчик сильнее физически, или имеет более высо
кий социальный статус, или окружающая обстановка препятствует
совершению агрессивных действий из-за высокого риска наказания).
Зато потом, оказавшись в ситуации относительной безнаказанно
сти, он отыгрывается, вымещая накопленные отрицательные эмо
ции на ком-то другом, выбранном на роль жертвы. Весьма часто по
добные проявления можно заметить в поведении ребенка - напри
мер, обижающего более младших детей или в отместку старшим ло
мающего игрушки.
В отличие от этих детских «мелких шалостей», во взрослом
возрасте подобные способы эмоциональной разрядки могут при
нимать более серьезный оборот. Став взрослым, человек может
пытаться вымещать на окружающих свои старые обиды, которые
глубоко ранили его еще в детском возрасте и которые он долгое
время носил в себе. Нередко именно это происходит, когда чело
век теряет контроль над собой (особенно когда нарушается ло
гичность мышления и исчезает критика к своему состоянию). При
этом снимаются нравственные ограничения, зато возрастает под
сознательное стремление «выпустить пар» накопленных отрица
тельных эмоций.
Более мягким вариантом замещения является переключение
на второстепенную, «беспроблемную» деятельность вместо актив
ных действий по исправлению проблемной, стрессовой ситуации,
если эта деятельность сама является источником напряженности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ВОЗРАСТНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ
8.
Фантазирование
- наиболее безобидный и в то же время
довольно «детский», примитивный вариант защиты. Это временный
уход от реальной жизни в мир фантазий, в котором воображаемый
герой добивается справедливости и выходит победителем из всех
конфликтных ситуаций.
9.
Регрессия
- прямой «возврат в детство», точнее, временный
переход к псевдодетской логике и стилю поведения.
10.
Фиксация
- приостановка психологического развития на
60
Глава 3
одной из «детских» стадий («не хочу быть взрослым»), препятству
ющая принятию на себя ответственности и способствующая сохра
нению инфантильных черт личности («оральный» или «анальный»
характер).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ,
СВЯЗАННЫЕ С АДАПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
11.
Отреагирование
- «выпуск пара» путем трансформации
неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более
приемлемые для индивида.
12.
Сублимация -
наиболее совершенный вариант психоло
гической защиты, когда тот же адаптивный результат достигается
в процессе активной деятельности, одобряемой обществом - на
пример, путем направления энергии на работу, творчество. (Сре
ди различных психотерапевтических методов, целенаправленно ис
пользующих данный механизм защиты, наиболее ярко сублима
ция проявляется в методе терапии творческим самовыражением
по М.Е. Бурно.)
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз (необходимо вспом
нить про его психоаналитическое прошлое) привел описание еще
нескольких видов стереотипных психологических реакций (уни
версальных невротических реакций, упомянутых нами ранее), ко
торые близки к вышеперечисленным. Однако они рассматрива
лись Перлзом не как механизмы защиты, а напротив, как нару
шения взаимодействия внутреннего «Я» с внешней средой. При
этом некоторые патологические психологические реакции, по
Перлзу, совпадают с фрейдовскими «защитами» - например, про
екция и изоляция (вытеснение). Среди дополнительных видов
упомянем следующие.
Интроекция
- некритичное, неразборчивое усвоение челове
ком чужих взглядов, мнений, установок (наподобие того, как ма
ленький ребенок некритично усваивает все, что говорят взрослые).
В результате в психике человека могут присутствовать одновремен
но несколько противоречивых или взаимоисключающих мнений, что
приводит к развитию внутреннего конфликта. Эти фрагменты, яв
ляющиеся источником конфликта, именуются интроектами и пред
ставляют собой чужеродные для личности, внедренные в нее в ран
нем детстве родительские установки и поучения.
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 61