Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15599

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

отождествляет себя со своими болезнями, хотя может прервать эту 

идентичность, объяснив себе ее неправильность, нелогичность. 

С точки зрения современной психотерапии, подобное представ­

ление имеет очевидные ограничения. Опыт психокоррекционной 
паботы показывает, что одного только осознавания причин и меха­

низмов психологической проблемы оказывается недостаточно для 
ее устранения. Как подчеркивает В.В. Николаева (2000), осознава-
ние является не основным, а лишь вспомогательным, опосредую­
щим механизмом саморегуляции, помогающим достижению лично­
стной трансформации с помощью работы по построению личност­
ных смыслов. Как отмечал сам автор концепции личностного смысла 
А.Н. Леонтьев (1983), «можно понимать и владеть значением, [...] 
но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными 
процессами: самый сильный регулятор есть то, что я обозначаю тер­

мином «личностный смысл». 

Именно построение личностных смыслов с привлечением не­

вербальных «строительных технологий» (особенно телесно-ориен­
тированных) является, на наш взгляд, главным механизмом психо­
коррекции. Обретение новых личностных смыслов, своеобразное 
глубинно-личностное переучивание требует обычно «возврата в 

детство», возрастной регрессии. Собственно, благодаря этому оно 
помогает по-новому ощутить и осмыслить проблему, преодолеть 
лежащие в ее основе внутренние противоречия, объединить внут-
рипсихические ресурсы на телесном (эмоциональном) и интеллек­
туальном (как рассудочном, так и интуитивном) уровнях и транс­
формировать их (сублимировать, по Фрейду) в адаптивное поведе­
ние, направленное на разрешение проблемы. 

Говоря о взглядах психоанализа на механизмы образования 

психосоматических симптомов, нужно также отметить взаимосвязь 
последних с психологической защитой. В психоаналитической трак­
товке, создавая телесные страдания, подсознание с их помощью 
приобретает «вторичную выгоду». Болезнь удобна для подсознания, 
так как дает возможность обрести контроль над сферой сознания, 
позволяет подобным способом, основанным на искаженной, как в 
кривом зеркале, логике, доказать свою правоту во внутреннем кон­
фликте. 

Рассматривая психоаналитические представления с точки зре­

ния сегодняшнего дня, необходимо заметить, что вторичная выгода 
не обязательно связана с символическим содержанием болезненных 

|намически-ориентированные модели психосоматических расстройств 57 


background image

телесных проявлений. В болезни человек извлекает для себя вто­
ричную выгоду различным способами, в том числе получая «соци­
альную награду» - внимание окружающих - просто за демонстра­
цию зависимого и беспомощного поведения (Нельсон-Джоунс Р., 
2002), вызывающего жалость и сочувствие окружающих. Подобные 
стереотипы поведения, в частности, выражены у пожилых людей, 
помещаемых в лечебные учреждения (Bakes M., 1988) - очевидно, 
в связи с возрастным регрессом, инфантилизацией («возврат в дет­
ство»). Соответственно подобное поведение свойственно и детям, 
так же, как и людям взрослым, но обладающим чертами инфантиль­
ной личности, особенно демонстрирующим истероидно-детские 
черты характера. 

Нетрудно видеть, что с описанной точки зрения психосомати­

ческие расстройства представляют собой результат срыва либо про­

дукт извращенного функционирования механизмов психологичес­

кой защиты. Напомним вкратце основные варианты психологичес­
ких защит, описанные еще 3. Фрейдом. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ, 

СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ УРОВНЕМ 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 

1.

 Подавление или вытеснение -

 попытка сознания

 как бы

 за­

быть неприемлемые с точки зрения внутренней «цензуры» или фру-
стрирующие желания и мысли, травматичные воспоминания, изба­
виться от них, вытесняя травматичный материал в глубины бессоз­
нательного. В расширительном смысле механизм подавления может 
использоваться и в отношении восприятия текущего опыта - когда 
человек не замечает того, что может вызвать болезненные пережи­
вания. Разными авторами подобный вариант психологической за­

щиты именуется игнорированием опыта, связанным с предвоспри-

ятием (К. Роджерс), перцептивным невниманием (А. Чепмен, 

М. Чепмен-Сантана), перцептивной защитой (Б.В. Зейгарник). 

2.

 Отрицание

 - попытка игнорировать очевидные факты, от­

рицать их действительный смысл (если предыдущий способ психо­
логической защиты оказался недостаточно действенным). 

3.

 Рационализация

 - попытка найти утешительное логическое 

объяснение происшедшим огорчительным событиям (если неэффек­
тивными оказались оба предыдущих способа). Иными словами, по-

58 

Глава 3 


background image

пытка человека объяснить самому себе: все то, что случилось, все 

павно должно было произойти - причем именно с ним и именно 
подобным образом. В сущности, это как бы напоминает детскую 
позицию смиренного послушания, когда ребенок, стоящий в углу, 
повторяет самому себе слова родителей, за что именно его наказали 

и

 почему наказание справедливое и правильное. И если для созна­

ния это самоуспокоение может оказаться достаточным, то для под­
сознания подобные логические аргументы, как правило, неубе­
дительны. Тем самым на подсознательном уровне эмоциональная 
реакция остается неотреагированной, что и создает питательную сре­

ду для формирования психосоматических расстройств. 

4.

 Реактивное образование (или формирование реакции)

 - по­

пытка человека противостоять обстоятельствам, совершая поступ­
ки, прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его 
вынуждают (при недостаточной результативности предыдущих за­
щит). Это огульное отрицание всего, что не совпадает с собствен­
ным мнением, негативизм. Все описанное напоминает детское уп­
рямство, игру в «шиворот-навыворот», с одним только отличием. 
Не ребенок, а вполне взрослый человек пытается избавиться от эмо­
ционального напряжения тем, что начинает делать все наоборот, 
вопреки очевидным фактам и наперекор требованиям окружающих. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ, 

СВЯЗАННЫЕ С МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 

5.

 Проекция

 - попытка человека сделать других ответственны­

ми за его проблемы, переложить на них вину за свои собственные 
ошибки. (Также весьма напоминает детские стереотипы поведения и 
способы самооправдания, связанные с уходом от ответственности -

«ваза сама упала и разбилась», «они первые начали» и т.д.) 

6.

 Отождествление

 (идентификация) - игра в более сильного, 

принятие на себя чужой роли. Объединиться с сильным - значит 
найти себе защитника (ребенок отождествляет себя с одним из ро­

дителей). Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться 
настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я» 

(так формируется фрейдовское Супер-Эго, или «внутренний роди­
тель» по Э. Берну). 

7.

 Замещение

 - вымещение своего недовольства на ком-то бо­

лее слабом или уязвимом. Кстати, это наиболее распространенный 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 59 


background image

психологический механизм бытовых конфликтов, а также агрессив­
ных и антисоциальных действий. Типичная ситуация - вначале че­

ловек внешне не проявляет свою агрессию из-за угрозы возможно­
го наказания (обидчик сильнее физически, или имеет более высо­
кий социальный статус, или окружающая обстановка препятствует 
совершению агрессивных действий из-за высокого риска наказания). 
Зато потом, оказавшись в ситуации относительной безнаказанно­
сти, он отыгрывается, вымещая накопленные отрицательные эмо­
ции на ком-то другом, выбранном на роль жертвы. Весьма часто по­

добные проявления можно заметить в поведении ребенка - напри­
мер, обижающего более младших детей или в отместку старшим ло­
мающего игрушки. 

В отличие от этих детских «мелких шалостей», во взрослом 

возрасте подобные способы эмоциональной разрядки могут при­
нимать более серьезный оборот. Став взрослым, человек может 
пытаться вымещать на окружающих свои старые обиды, которые 
глубоко ранили его еще в детском возрасте и которые он долгое 
время носил в себе. Нередко именно это происходит, когда чело­
век теряет контроль над собой (особенно когда нарушается ло­
гичность мышления и исчезает критика к своему состоянию). При 

этом снимаются нравственные ограничения, зато возрастает под­
сознательное стремление «выпустить пар» накопленных отрица­
тельных эмоций. 

Более мягким вариантом замещения является переключение 

на второстепенную, «беспроблемную» деятельность вместо актив­
ных действий по исправлению проблемной, стрессовой ситуации, 
если эта деятельность сама является источником напряженности. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ, 

СВЯЗАННЫЕ С ВОЗРАСТНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ 

8.

 Фантазирование

 - наиболее безобидный и в то же время 

довольно «детский», примитивный вариант защиты. Это временный 
уход от реальной жизни в мир фантазий, в котором воображаемый 
герой добивается справедливости и выходит победителем из всех 

конфликтных ситуаций. 

9.

 Регрессия

 - прямой «возврат в детство», точнее, временный 

переход к псевдодетской логике и стилю поведения. 

10.

 Фиксация

 - приостановка психологического развития на 

60 

Глава 3 


background image

одной из «детских» стадий («не хочу быть взрослым»), препятству­

ющая принятию на себя ответственности и способствующая сохра­
нению инфантильных черт личности («оральный» или «анальный» 
характер). 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ, 

СВЯЗАННЫЕ С АДАПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 

11.

 Отреагирование

 - «выпуск пара» путем трансформации 

неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более 
приемлемые для индивида. 

12.

 Сублимация -

 наиболее совершенный вариант психоло­

гической защиты, когда тот же адаптивный результат достигается 
в процессе активной деятельности, одобряемой обществом - на­
пример, путем направления энергии на работу, творчество. (Сре­

ди различных психотерапевтических методов, целенаправленно ис­

пользующих данный механизм защиты, наиболее ярко сублима­
ция проявляется в методе терапии творческим самовыражением 
по М.Е. Бурно.) 

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз (необходимо вспом­

нить про его психоаналитическое прошлое) привел описание еще 
нескольких видов стереотипных психологических реакций (уни­
версальных невротических реакций, упомянутых нами ранее), ко­
торые близки к вышеперечисленным. Однако они рассматрива­
лись Перлзом не как механизмы защиты, а напротив, как нару­
шения взаимодействия внутреннего «Я» с внешней средой. При 
этом некоторые патологические психологические реакции, по 
Перлзу, совпадают с фрейдовскими «защитами» - например, про­
екция и изоляция (вытеснение). Среди дополнительных видов 
упомянем следующие. 

Интроекция

 - некритичное, неразборчивое усвоение челове­

ком чужих взглядов, мнений, установок (наподобие того, как ма­
ленький ребенок некритично усваивает все, что говорят взрослые). 
В результате в психике человека могут присутствовать одновремен­
но несколько противоречивых или взаимоисключающих мнений, что 
приводит к развитию внутреннего конфликта. Эти фрагменты, яв­
ляющиеся источником конфликта, именуются интроектами и пред­
ставляют собой чужеродные для личности, внедренные в нее в ран­

нем детстве родительские установки и поучения. 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 61