Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16328
Скачиваний: 267
переходить друг в друга. Этот принцип был продекларирован уже в
одной из ранних работ Фрейда - в «Проекте научной психологии»
(1895 г.), где он пытался заложить материально-физиологическую
основу понимания душевных явлений и их расстройств. (В сущно
сти же, приложение принципа сохранения энергии к закономернос
тям функционирования человеческой психики Фрейд унаследовал
от Г. Гельмгольца - основоположника физиологической школы в
психологии, к которой принадлежал и учитель Фрейда, физиолог
Э. Брюкке.)
И если некоторое количество «энергии» направляется на
психологическую защиту - например, на вытеснение проблемы
(подавление психологического комплекса), тем самым оно отвле
кается от других, более полезных применений - в первую оче
редь, от производимой человеком активной деятельности. В ме
дицине подобная ситуация неадаптивного распределения ресур
сов называется «синдромом обкрадывания»: это приводит к
снижению позитивного личностного потенциала. А когда чело
век оказывается в ситуации новой психотравмы либо телесного
заболевания, требующих от него максимального напряжения,
использования всех душевных и физических сил, то происходит
перераспределение «энергии». И вот уже вся она без остатка на
правляется на другие неотложные дела, на подавление старого
подсознательного комплекса ее уже не хватает, и вытесненный
ранее комплекс высвобождается, прежняя психологическая про
блема оживает с новой силой. Примером является так называе
мый когнитивно-поведенческий субсиндром стресса, когда на
фоне психоэмоциональной напряженности у человека существен
но снижается продуктивность интеллектуальной деятельности,
включая как процессы внимания, так и мышления. При этом сни
жается и качество принимаемых решений, и адаптивность пове
дения в целом.
Несмотря на то, что классический психоанализ отметил уже
свой вековой юбилей, до сегодняшнего дня сохраняет непреходя
щее значение подобный взгляд на психосоматические расстройства
как символическое проявление вытесненных подсознательных кон
фликтов или их конверсию, а также психодинамический принцип
функционирования сложного психического аппарата. В то же вре
мя ряд психоаналитических представлений претерпел существен
ную эволюцию, о чем необходимо сказать подробно.
52
Глава 3
2.
Детские причины взрослых проблем:
психологические защиты и ревизия
некоторых представлений психоанализа
Необходимо сделать некоторое отступление о представлени
ях классического психоанализа и их последующей трансформации.
Как известно, отношение в обществе к психоанализу с самых пер
вых его шагов было двойственным: наряду с восторженными почи
тателями он породил и множество беспощадных критиков, упрекав
ших психоанализ в ненаучности или по крайней мере в односторон
нем подходе к психике человека. Именно последнее и послужило
своеобразным двигателем прогресса в области психотерапии, бла
годаря которому из психоанализа выросли вначале терапевтичес
кие подходы Адлера и Юнга («первая волна» постпсихоаналити
ческих методов), и телесно-ориентированный подход к психокор
рекции (методы Райха и Лоуэна), и гештальт-терапия («вторая
волна»), и трансактный анализ Берна, и метод Янова («третья вол
на»). Подобные модификации и усовершенствования продолжают
ся и по сей день (ср., например, психодинамическую телесную пси
хотерапию по X. Кренцу). В классической же форме психоанализ -
вследствие того, что многие из его воззрений научной психологией
признаны неблагонадежными или откровенно спекулятивными, -
давно перешел из области прикладной психологии в сферу культу
рологии.
Здесь необходимо разделить описание эмпирического багажа
психоанализа и его теоретические концепции. В их разработке и сам
Фрейд, и его ближайшие последователи исходили из реалий клини
ческой практики, из того материала, который наблюдали у своих
пациентов. Не случайно сам Фрейд, будучи изначально по своей ака
демической подготовке неврологом, посвящал свои первые работы
вопросам устройства нервной системы и ее связи с психическими
процессами, а его ближайшие сподвижники рассматривали психо
анализ как «естественнонаучную психологию» (О. Ранк). Но опе
реться на прочную объективно-материалистическую базу в объяс
нении обнаруженных закономерностей в действительности они не
могли вследствие того, что к тому времени научный багаж, накоп
ленный нейрофизиологией и практической психологией, был еще
очень скуден. Объяснительная база явно отставала от практики.
'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств
53
Отсюда и вынужденное - хотя и справедливо отмеченное кри
тиками психоанализа - тяготение психоаналитических теорий не к
экспериментально-психологическому методу, а скорее к философ
скому или культурологическому (Руткевич A.M., 1997). Можно ска
зать, что психоанализ сам по себе явился не столько психологичес
ким, сколько психолого-философским, метапсихологическим тече
нием.
В самом деле, на место принятого в медицине и психологии
статистического подхода, изучающего закономерные, устойчиво
повторяющиеся явления и их значимые взаимосвязи, психоанализ
поставил углубленное изучение отдельных клинических случаев.
Построение же далеко идущих выводов на основе единичных на
блюдений влечет за собой угрозу утраты объективности, риск не
обоснованного перехода от частного к общему, ошибочной универ
сализации частных случаев. Все это привело к усилиям многочис
ленных психотерапевтических школ по усовершенствованию пси
хоанализа, отделению бесспорно ценных и реалистичных положе
ний от иллюзий и умозрительных спекуляций. К тому же и
авторитарный стиль построения психоаналитического сообщества,
и догматическое следование положениям, высказанным «отцом-ос
нователем», тормозило развитие психоанализа.
При этом недостаточно внимания уделялось религиозным ис
токам фрейдовской теории бессознательного, хотя все биографы
Фрейда подчеркивают, что он воспитывался в религиозной семье.
Как известно, в иудаизме с XVI века благодаря работам богослова
И. Лурии была принята концепция сосуществования в человеке
одновременно двух душ - «святой» и «животной», аналогами кото
рых, по сути, и являются фрейдовские возвышенное Супер-Эго и
низменное Ид. С точки зрения традиционных духовно-философ
ских школ, Фрейд просто описал научным языком для европейской
культуры известные проявления «низшей», животно-автоматичес
кой природы человека - то, что в иудаизме носит название «живот
ная душа» (Н. Миндель), в суфизме - «нафс» (Д. Нурбахш). Пос
ледний же может быть «повелевающим» - это не что иное, как фрей
довское инстинктивно-неукротимое Ид, - или «обвиняющим», как
самообвинительно-критическое Супер-Эго.
В результате работы по приведению психоанализа к общена
учным стандартам произошла его своеобразная психологизация и
«окультуривание» или демифологизация. Первым важным шагом
54
Глава 3
тало развеивание мифологического тумана в анализе переноса и
контрпереноса, наблюдение и проработка которых составляют сущ
ность психодинамического подхода. Смещение акцента в их анали
зе с сексуально-либидинозного контекста на обыденное психолого-
биографическое содержание было описано еще В. Райхом, который
наиболее простым образом определил сущность психоаналитичес
кой терапии: вынести наружу внутренний психологический конф
ликт пациента, сделать его конфликтом внешним - между анали
тиком и пациентом (естественно, в смягченной форме) и тем самым
доступным проработке.
Дальнейшие исследования и работы по наведению мостов меж
ду психологией и психоанализом позволили провести демифологи
зацию других ключевых понятий психоанализа. Так, пресловутый
эдипов комплекс не имеет никакого отношения к якобы скрытым
сексуальным влечениям (латентная детская сексуальность по Фрей
ду). Это просто укоренившийся в подсознании взрослого человека
страх маленького ребенка перед сердитым родителем, а также кон
куренция ребенка за внимание родителя противоположного пола,
вытекающая из детского эгоцентризма (а никак не пресловутого
либидо). Точно так же и пресловутый «перенос» (трансфер) по боль
шей части лишен эротической окрашенности; это не что иное, как
эмоциональная привязанность, заменяющая испытанный в детстве
недостаток душевной теплоты и внимания близких.
Согласно современным представлениям, развиваемым с 1950-х
годов (М. Малер; Дж. Боулби), базовая причина подобных психо
логических феноменов - ранняя сепарация, отделение грудного ре
бенка от матери, разрыв их психологического симбиоза. (Напомним,
что Фрейд в этой связи описывал формирование так называемого
«орального характера»). Тем самым центр тяжести в рассмотрении
механизмов формирования невротических проблем смещается в
сторону психологии развития. Точнее, психологии объектных от
ношений, в которой главным, изначальным объектом является мать,
а базовой психологической проблемой - противоречия между пе
реживанием психологической травмы отделения от матери и стрем
лением к самодостаточности, между сепарацией и индивидуациеи
(М. Малер). И если нарушение контакта с матерью («потеря мате
ринской любви») в раннем возрасте у взрослых пациентов рассмат
ривается как причина депрессии, то у детей подобные нарушения
проявляются в форме синдрома гиперактивности и дефицита вни-
1инамически-ориентированные модели психосоматических расстройств
55
мания. А. Лоуэн (2000) пояснял последнее следующим образом:
«Одним из удивительных последствий пониженного уровня энер
гии является возрастание активности, которая, в свою очередь, воз
никает из попытки найти любовь. Большинство детей [...] считают,
что эта потеря произошла из-за того, что они не смогли заслужить
эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство любви
в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур
энергичны, строптивы».
Одним из последствий такого детского стереотипа поведе
ния во взрослом возрасте является формирование так называе
мого поведения типа А (по М. Фридмену и А. Розенману), свя
занного с гиперответственностью (отголоском инфантильного
стремления привлечь внимание старших и избежать их критики)
и предрасполагающего к развитию сердечно-сосудистых заболе
ваний и других психосоматических расстройств. Детская гипер
активность перерастает со временем в суетливость и вечную
спешку, ускоренный темп жизни и работы, навязчивый и излиш
не напористый стиль общения (привычка перебивать собеседни
ка, интонационное давление на него). Сюда же добавляются и
работоголизм, и самое главное - гипертрофированная состяза
тельность, стремление всегда и во всем быть первым, чтобы за
служить признание окружающих... как следствие детского стрем
ления обратить на себя внимание родителей и заслужить их лю
бовь. Это имеет и характерные телесные проявления, такие, как
повышение тонуса определенных групп мышц (мышцы рук,
лица), неправильный стереотип дыхания с усиленным вдохом
(Сидоренко Г.И. и др., 1982), то есть склонность к избыточной
стимуляции нервной системы, к перевозбуждению.
Еще одним исходным положением психоанализа, вытекающим
из взгляда на вытеснение неприемлемого для сознания материала в
бессознательное как базового механизма психологических проблем,
является представление о том, что осознавание проблемы равнознач
но освобождению от нее. (Хотя правильнее было бы рассматривать
данное положение как необходимое, но в то же время недостаточ
ное для достижения действительного психокоррекционного резуль
тата.) Подобные взгляды отчасти повторяются и в более поздних
направлениях психотерапии, унаследовавших их от психоанализа.
Так, по мысли А. Лоуэна (2000), один из механизмов психосомати
ческих расстройств состоит в том, что страдающий ими человек
56
Глава 3