Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16621

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

переходить друг в друга. Этот принцип был продекларирован уже в 
одной из ранних работ Фрейда - в «Проекте научной психологии» 
(1895 г.), где он пытался заложить материально-физиологическую 
основу понимания душевных явлений и их расстройств. (В сущно­
сти же, приложение принципа сохранения энергии к закономернос­

тям функционирования человеческой психики Фрейд унаследовал 
от Г. Гельмгольца - основоположника физиологической школы в 
психологии, к которой принадлежал и учитель Фрейда, физиолог 
Э. Брюкке.) 

И если некоторое количество «энергии» направляется на 

психологическую защиту - например, на вытеснение проблемы 
(подавление психологического комплекса), тем самым оно отвле­
кается от других, более полезных применений - в первую оче­
редь, от производимой человеком активной деятельности. В ме­

дицине подобная ситуация неадаптивного распределения ресур­

сов называется «синдромом обкрадывания»: это приводит к 
снижению позитивного личностного потенциала. А когда чело­
век оказывается в ситуации новой психотравмы либо телесного 

заболевания, требующих от него максимального напряжения, 
использования всех душевных и физических сил, то происходит 
перераспределение «энергии». И вот уже вся она без остатка на­
правляется на другие неотложные дела, на подавление старого 
подсознательного комплекса ее уже не хватает, и вытесненный 
ранее комплекс высвобождается, прежняя психологическая про­
блема оживает с новой силой. Примером является так называе­
мый когнитивно-поведенческий субсиндром стресса, когда на 
фоне психоэмоциональной напряженности у человека существен­
но снижается продуктивность интеллектуальной деятельности, 
включая как процессы внимания, так и мышления. При этом сни­
жается и качество принимаемых решений, и адаптивность пове­
дения в целом. 

Несмотря на то, что классический психоанализ отметил уже 

свой вековой юбилей, до сегодняшнего дня сохраняет непреходя­
щее значение подобный взгляд на психосоматические расстройства 
как символическое проявление вытесненных подсознательных кон­
фликтов или их конверсию, а также психодинамический принцип 
функционирования сложного психического аппарата. В то же вре­
мя ряд психоаналитических представлений претерпел существен­
ную эволюцию, о чем необходимо сказать подробно. 

52 

Глава 3 


background image

2.

 Детские причины взрослых проблем: 

психологические защиты и ревизия 
некоторых представлений психоанализа 

Необходимо сделать некоторое отступление о представлени­

ях классического психоанализа и их последующей трансформации. 

Как известно, отношение в обществе к психоанализу с самых пер­
вых его шагов было двойственным: наряду с восторженными почи­

тателями он породил и множество беспощадных критиков, упрекав­
ших психоанализ в ненаучности или по крайней мере в односторон­
нем подходе к психике человека. Именно последнее и послужило 
своеобразным двигателем прогресса в области психотерапии, бла­
годаря которому из психоанализа выросли вначале терапевтичес­
кие подходы Адлера и Юнга («первая волна» постпсихоаналити­
ческих методов), и телесно-ориентированный подход к психокор­
рекции (методы Райха и Лоуэна), и гештальт-терапия («вторая 
волна»), и трансактный анализ Берна, и метод Янова («третья вол­
на»). Подобные модификации и усовершенствования продолжают­
ся и по сей день (ср., например, психодинамическую телесную пси­
хотерапию по X. Кренцу). В классической же форме психоанализ -
вследствие того, что многие из его воззрений научной психологией 
признаны неблагонадежными или откровенно спекулятивными, -
давно перешел из области прикладной психологии в сферу культу­
рологии. 

Здесь необходимо разделить описание эмпирического багажа 

психоанализа и его теоретические концепции. В их разработке и сам 
Фрейд, и его ближайшие последователи исходили из реалий клини­
ческой практики, из того материала, который наблюдали у своих 
пациентов. Не случайно сам Фрейд, будучи изначально по своей ака­
демической подготовке неврологом, посвящал свои первые работы 
вопросам устройства нервной системы и ее связи с психическими 
процессами, а его ближайшие сподвижники рассматривали психо­
анализ как «естественнонаучную психологию» (О. Ранк). Но опе­
реться на прочную объективно-материалистическую базу в объяс­
нении обнаруженных закономерностей в действительности они не 
могли вследствие того, что к тому времени научный багаж, накоп­
ленный нейрофизиологией и практической психологией, был еще 
очень скуден. Объяснительная база явно отставала от практики. 

'сиходинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 

53 


background image

Отсюда и вынужденное - хотя и справедливо отмеченное кри­

тиками психоанализа - тяготение психоаналитических теорий не к 
экспериментально-психологическому методу, а скорее к философ­
скому или культурологическому (Руткевич A.M., 1997). Можно ска­
зать, что психоанализ сам по себе явился не столько психологичес­
ким, сколько психолого-философским, метапсихологическим тече­
нием. 

В самом деле, на место принятого в медицине и психологии 

статистического подхода, изучающего закономерные, устойчиво 
повторяющиеся явления и их значимые взаимосвязи, психоанализ 
поставил углубленное изучение отдельных клинических случаев. 
Построение же далеко идущих выводов на основе единичных на­
блюдений влечет за собой угрозу утраты объективности, риск не­
обоснованного перехода от частного к общему, ошибочной универ­
сализации частных случаев. Все это привело к усилиям многочис­
ленных психотерапевтических школ по усовершенствованию пси­
хоанализа, отделению бесспорно ценных и реалистичных положе­
ний от иллюзий и умозрительных спекуляций. К тому же и 
авторитарный стиль построения психоаналитического сообщества, 
и догматическое следование положениям, высказанным «отцом-ос­
нователем», тормозило развитие психоанализа. 

При этом недостаточно внимания уделялось религиозным ис­

токам фрейдовской теории бессознательного, хотя все биографы 

Фрейда подчеркивают, что он воспитывался в религиозной семье. 
Как известно, в иудаизме с XVI века благодаря работам богослова 
И. Лурии была принята концепция сосуществования в человеке 

одновременно двух душ - «святой» и «животной», аналогами кото­
рых, по сути, и являются фрейдовские возвышенное Супер-Эго и 

низменное Ид. С точки зрения традиционных духовно-философ­
ских школ, Фрейд просто описал научным языком для европейской 
культуры известные проявления «низшей», животно-автоматичес­
кой природы человека - то, что в иудаизме носит название «живот­
ная душа» (Н. Миндель), в суфизме - «нафс» (Д. Нурбахш). Пос­
ледний же может быть «повелевающим» - это не что иное, как фрей­
довское инстинктивно-неукротимое Ид, - или «обвиняющим», как 
самообвинительно-критическое Супер-Эго. 

В результате работы по приведению психоанализа к общена­

учным стандартам произошла его своеобразная психологизация и 

«окультуривание» или демифологизация. Первым важным шагом 

54 

Глава 3 


background image

тало развеивание мифологического тумана в анализе переноса и 

контрпереноса, наблюдение и проработка которых составляют сущ­
ность психодинамического подхода. Смещение акцента в их анали­
зе с сексуально-либидинозного контекста на обыденное психолого-

биографическое содержание было описано еще В. Райхом, который 
наиболее простым образом определил сущность психоаналитичес­
кой терапии: вынести наружу внутренний психологический конф­
ликт пациента, сделать его конфликтом внешним - между анали­
тиком и пациентом (естественно, в смягченной форме) и тем самым 
доступным проработке. 

Дальнейшие исследования и работы по наведению мостов меж­

ду психологией и психоанализом позволили провести демифологи­
зацию других ключевых понятий психоанализа. Так, пресловутый 
эдипов комплекс не имеет никакого отношения к якобы скрытым 
сексуальным влечениям (латентная детская сексуальность по Фрей­
ду). Это просто укоренившийся в подсознании взрослого человека 
страх маленького ребенка перед сердитым родителем, а также кон­
куренция ребенка за внимание родителя противоположного пола, 
вытекающая из детского эгоцентризма (а никак не пресловутого 
либидо). Точно так же и пресловутый «перенос» (трансфер) по боль­
шей части лишен эротической окрашенности; это не что иное, как 
эмоциональная привязанность, заменяющая испытанный в детстве 
недостаток душевной теплоты и внимания близких. 

Согласно современным представлениям, развиваемым с 1950-х 

годов (М. Малер; Дж. Боулби), базовая причина подобных психо­
логических феноменов - ранняя сепарация, отделение грудного ре­
бенка от матери, разрыв их психологического симбиоза. (Напомним, 
что Фрейд в этой связи описывал формирование так называемого 

«орального характера»). Тем самым центр тяжести в рассмотрении 

механизмов формирования невротических проблем смещается в 
сторону психологии развития. Точнее, психологии объектных от­

ношений, в которой главным, изначальным объектом является мать, 
а базовой психологической проблемой - противоречия между пе­
реживанием психологической травмы отделения от матери и стрем­
лением к самодостаточности, между сепарацией и индивидуациеи 
(М. Малер). И если нарушение контакта с матерью («потеря мате­
ринской любви») в раннем возрасте у взрослых пациентов рассмат­
ривается как причина депрессии, то у детей подобные нарушения 
проявляются в форме синдрома гиперактивности и дефицита вни-

1инамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 

55 


background image

мания. А. Лоуэн (2000) пояснял последнее следующим образом: 

«Одним из удивительных последствий пониженного уровня энер­

гии является возрастание активности, которая, в свою очередь, воз­
никает из попытки найти любовь. Большинство детей [...] считают, 
что эта потеря произошла из-за того, что они не смогли заслужить 
эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство любви 
в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур 
энергичны, строптивы». 

Одним из последствий такого детского стереотипа поведе­

ния во взрослом возрасте является формирование так называе­
мого поведения типа А (по М. Фридмену и А. Розенману), свя­
занного с гиперответственностью (отголоском инфантильного 
стремления привлечь внимание старших и избежать их критики) 
и предрасполагающего к развитию сердечно-сосудистых заболе­
ваний и других психосоматических расстройств. Детская гипер­
активность перерастает со временем в суетливость и вечную 
спешку, ускоренный темп жизни и работы, навязчивый и излиш­
не напористый стиль общения (привычка перебивать собеседни­
ка, интонационное давление на него). Сюда же добавляются и 
работоголизм, и самое главное - гипертрофированная состяза­

тельность, стремление всегда и во всем быть первым, чтобы за­
служить признание окружающих... как следствие детского стрем­
ления обратить на себя внимание родителей и заслужить их лю­
бовь. Это имеет и характерные телесные проявления, такие, как 

повышение тонуса определенных групп мышц (мышцы рук, 

лица), неправильный стереотип дыхания с усиленным вдохом 
(Сидоренко Г.И. и др., 1982), то есть склонность к избыточной 
стимуляции нервной системы, к перевозбуждению. 

Еще одним исходным положением психоанализа, вытекающим 

из взгляда на вытеснение неприемлемого для сознания материала в 

бессознательное как базового механизма психологических проблем, 
является представление о том, что осознавание проблемы равнознач­

но освобождению от нее. (Хотя правильнее было бы рассматривать 

данное положение как необходимое, но в то же время недостаточ­

ное для достижения действительного психокоррекционного резуль­
тата.) Подобные взгляды отчасти повторяются и в более поздних 
направлениях психотерапии, унаследовавших их от психоанализа. 
Так, по мысли А. Лоуэна (2000), один из механизмов психосомати­
ческих расстройств состоит в том, что страдающий ими человек 

56 

Глава 3