Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16643

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нений, входящих в арсенал метода Ретри (Сандомирский М.Е., 2000, 
2001) в соответствующей детской «игровой» модификации: 

а) навык брюшного дыхания: «В животе - воздушный шарик» (с 

подчеркнутой экскурсией передней брюшной стенки, с акцен­

том на фазу выдоха); 

б) то же самое в релаксационном ритме, с преобладанием по про­

должительности фазы выдоха: «Дыхание на счет» (соотноше­
ние вдоха и выдоха 3:5 или 3:6); 

в) «Дыхание в ритме пульса»: то же, что и в предыдущем упраж­

нении, с использованием в качестве задатчика ритма естествен­
ной ритмики сердечных сокращений (психотерапевт наблюда­
ет за пульсом ребенка, держа его за руку, и считает вслух сер­
дечные сокращения, задавая тем самым продолжительность 
вдоха и выдоха); 

г) вызывание и запоминание чувства тепла и тяжести в кистях 

рук и предплечьях: «Наши пальчики устали» (упражнение, ко­
торое для ребенка школьного возраста ассоциируется с уро­
ком); 

д) совмещение двух первых навыков для воспроизведения ощу­

щений тепла в кистях рук, синхронизированного с дыханием: 
«Волшебные руки» (чувство тепла в руках усиливается с по­
мощью брюшного дыхания, обычно в фазе выдоха); 

е) поиск в теле соматических эквивалентов негативных эмоций и 

вызывание в этих участках чувства тепла, нейтрализующего 
дискомфортные ощущения: «Солнышко в твоем теле». После­
днее предназначено для формирования у ребенка базового на­
выка регуляции собственного психоэмоционального состоя­
ния. В дальнейшем именно этот навык постоянно использует­
ся - естественно, при участии родителей, - в самых разных 
стрессовых ситуациях, возникающих в повседневной жизни. 

Каждое из упражнений (а-е), помимо воспроизведения задан­

ных телесных ощущений, сопровождается представлением соответ­
ствующих зрительных образов, которые уточняются и корректиру­
ются с помощью детских рисунков и в дальнейшем играют роль 

«ключей» для воспроизведения необходимых состояний. 

При этом родители ребенка в обязательном порядке участву­

ют в процессе проведения психокоррекционных занятий, вначале в 
качестве наблюдателей (как при индивидуальных, так и при груп-

Практические упражнения 

497 


background image

повых занятиях). Затем, после освоения ребенком описанных уп­

ражнений, родители играют в психокоррекционном процессе роль 
ассистентов. Теперь уже они сами ведут индивидуальные занятия 
со своим ребенком - естественно, при поддержке и под контролем 
психолога (психотерапевта), который с ним занимался ранее и вы­
полняет в данной ситуации функцию супервизора. В дальнейшем 
родители проводят занятия со своими детьми полностью самостоя­
тельно, в домашних условиях. 

Специфический этап 

На специфическом этапе проводится устранение типичных ча­

стных психологических проблем - страхов, обид, проявлений агрес­
сивности, а также проблем в детско-родительских отношениях (пе­
реживаемых ребенком как недостаточность внимания со стороны 
родителей) или отдельных неадаптивных форм поведения ребенка. 

Описание соответствующих упражнений приводится далее в вари­

анте их проведения психотерапевтом, хотя если родители освоили 
навыки телесной саморегуляции (и особенно телесной эмпатии), они 
могут проводить занятия со своими детьми самостоятельно. 

Работа с отдельными проблемами 

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ» 

Используется визуально-кинестетическая ассоциация, переход 

от зрительного образа проблемы к телесному. Вначале ребенку пред­
лагается нарисовать то, чего он боится. Когда рисунок закончен, 
психотерапевт просит ребенка подробно рассказать о том, что он 
чувствует, глядя на свой рисунок. Далее отыскивается связь нега­
тивной эмоции с телесным ощущением, мышечным зажимом («По­

кажи, где твой страх, где он в тебе прячется»). На следующем этапе 
ребенок отвечает на вопросы психотерапевта относительно объекта 
страха. Вопросы построены таким образом, что помогают ребенку 
посмотреть на этот объект со стороны. 

Что этот нарисованный объект делает? Почему и для чего он 

делает это? Что он получает или чувствует, когда делает это? Что 
ему нужно для того, чтобы он перестал это делать раз и навсегда? 

498 

Глава 6 


background image

В результате ответов в воображении ребенка появляется дру­

гой образ страха, отличающийся от нарисованного ранее. Он как 
будто бы подробно рассматривает его, находя какие-то дополнитель­
ные качества, не замеченные ранее. При этом образ словно транс­
формируется, приобретая некоторые новые черты. Дисгармоничные, 
болезненные, «страшные» и «злые» черты смягчаются, взамен по­
являются новые, положительные - «добрые», «мягкие» и т.д. Пси­
хотерапевт предлагает нарисовать измененный положительный об­
раз, заостряя внимание ребенка на отношении к этому нарисован­
ному объекту и на телесных ощущениях, связанных с новым образом 
и новым отношением к нему. 

На следующем этапе психотерапевт выясняет, что же в этих 

двух рисунках общего и чем они отличаются. Когда ребенок найдет 
эти отличия, психотерапевт может предложить «помочь» плохому 
образу «превратиться» в хороший, добрый, «нестрашный» (можно 

воспользоваться ластиком, цветными карандашами и т.п.). Когда эта 
работа проделана, психотерапевт выясняет, как изменилось отно­
шение ребенка к своему нарисованному страху, который «перевос­
питался» и «стал другим, хорошим», и как изменились в связи с этим 

телесные ощущения. Для ускорения телесной трансформации ис­

пользуется проработка дискомфортных ощущений с помощью при­
емов управления эмоционально-телесным состоянием (направлен­
ное брюшное дыхание), освоенных на неспецифическом этапе за­
нятий. 

УПРАЖНЕНИЕ «ИГРА С ОБИДОЙ» 

(ЗЛОБОЙ, ДЕТСКОЙ АГРЕССИЕЙ) 

Упражнение предназначено для формирования навыка эмоци­

ональной разрядки, отреагирования «замороженных» негативных 
эмоций в образно-игровой форме, с использованием полярности. 

Вначале ребенок подробно рассказывает о том, кто, когда и как его 
обидел. При этом психотерапевт выясняет, где в теле «застрявшая» 
обида вызывает неприятное ощущение («Покажи, где у тебя эта оби­

да, где она застряла»). Затем психотерапевт предлагает ребенку ра­
зыграть жизненную ситуацию в виде сценки с куклами. Сначала 

ребенок играет свою роль, а психотерапевт отвечает за куклу-«обид-
чика». Анализируется телесное ощущение обиды, которое «ожива­
ет» в подобной ситуации. Затем проводится обмен куклами, и те-

Практические упражнения 

499 


background image

перь уже ребенок играет роль своего обидчика. По окончании игры 
психотерапевт задает вопросы о том, что же чувствует кукла-«обид-
чик» (ребенок переносит эти телесные ощущения на себя), для чего 
она это делает, чего она хочет, что нужно сделать для того, чтобы 
она успокоилась и больше никого не обижала, можно ли ее пожа­
леть или приласкать и т.д. После выяснения этого ребенок вновь 
берет куклу-«себя» и говорит кукле-«обидчику», что даст ему (или 
ей) все, что она захочет, в обмен на то, что она станет доброй, хоро­
шей и никогда не будет обижать. Как обычно, ребенок отыскивает в 
теле неприятное ощущение, связанное с обидой или злостью. Если 
оно отсутствует, работа закончена. Если оно еще остается, работу 
следует продолжить до полного устранения неприятного ощуще­
ния в теле. 

Если ощущение перемещается в разные участки тела, можно 

предложить ребенку представить его в виде какого-нибудь предме­
та. Присоединив к этому дыхание животом, необходимо поиграть с 
этим воображаемым предметом, постепенно (поэтапно) превращая 
его во что-нибудь, что может легко покинуть место нахождения в 
теле. Это может быть воздушный шарик, улетающий навсегда в небо, 
может быть камешек, брошенный в огромный глубокий океан, и т.п. 

От однократного разрешения проблемы разрядки негативных 

эмоций необходимо перекинуть мостик к повседневной жизни. А 
для этого нужно не только объяснить ребенку, что так нужно де­
лать всегда, но и в дальнейшем напоминать ему об этом при возник­
новении ситуаций, требующих эмоциональной разрядки, и поощ­
рять соответствующее поведение. 

УПРАЖНЕНИЕ 

«ЗАСЛУЖИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ» 

Это упражнение предназначено для коррекции эмоциональных 

отношений ребенка младшего возраста (обычно до 6-7 лет) с роди­
телями (прежде всего с матерью), исправления отдельных неадап­
тивных форм поведения, а также формирования у ребенка элемен­
тов навыка самовоспитания и самоконтроля. Оно организовано в 
форме игры, построенной по принципу полярности, с использова­
нием визуализации. Ребенку предлагается закрыть глаза и предста­

вить на воображаемом экране лицо мамы в двух вариантах: «мама 

добрая» и «мама сердитая». (Для детей с плохо развитым вообра-

500 

Глава 6 


background image

жением для роли мамы можно использовать две куклы - «добрую» 
и «сердитую». На вопросы за них может отвечать психотерапевт.) 

Дальнейшая работа разделяется на два этапа. 

а) Работа с позитивным образом:

 «Мама добрая»,

 или игра 

«Мама тебя любит». 

Продолжая видеть перед собой позитивный образ мамы, ребе­

нок может задать ей вопросы и получить от нее ответы. Психотера­
певт может помочь в этом, подсказав некоторые вопросы, напри­
мер: 

Правда, что ты меня любишь? Правда, что ты всегда будешь 

со мной? Правда, что ты всегда будешь любить меня, несмотря ни 
на что, даже если... ? (описывается источник опасений ребенка по по­
воду утраты материнского расположения). 

Вопросы носят характер закрытых, содержат псевдовыбор, то 

есть ответы на них приводятся к положительным (психотерапевт 
подводит ребенка к нужному ответу или прямо отвечает «за маму»). 
Цель этого диалога - дать ребенку непосредственный позитивный 
эмоциональный опыт, как бы восполнить (или даже отчасти заме­
нить) дефицит эмпатии, материнское тепло. (В случае, если выяв­
ляется психологическое сопротивление, что свидетельствует о край­
ней степени выраженности семейного конфликта, необходима пси-
хокоррекционная работа в другой форме, принятой в классической 
семейной психотерапии, обязательно с участием матери и других 
эмоционально значимых для ребенка членов семьи.) К визуальным 
необходимо добавить и аудиальные стимулы. Ребенок должен пред­
ставить, как мама называет его ласковыми словами, произнося их 
своим «самым добрым» голосом. 

Затем нужно перейти от визуальных и аудиальных образов к 

кинестетическим. Так, можно мысленно представить, будто мама 
телесно проявляет свою любовь к ребенку (гладит его по голове, 
крепко обнимает и т.д.). При этом необходимо перейти от визуаль­
ных образов к кинестетическим, попросив ребенка показать, как он 
чувствует любовь мамы, где находится это ощущение. Соответствен­
но ощущение становится «ключом» для входа в позитивное состоя­
ние; ребенку дается инструкция: «Теперь ты знаешь, где живет в 
тебе мамина любовь, и всегда можешь ее почувствовать». 

Практические упражнения 

501