Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16642

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для детей, испытывающих дефицит любви родителей (точ­

нее, недостаточность телесной эмпатии с их стороны), что неред­
ко проявляется в форме гиперактивности, данная часть упражне­
ния (игра в «мамину любовь») является основной. Если же требу­
ется коррекция отдельных форм поведения ребенка, то описанная 

техника становится фундаментом для перехода к следующей фазе 
упражнения - «Заслужить мамино внимание», или «Как вести себя 
правильно». 

б) Работа с негативным образом:

 «Мама сердитая»,

 или игра 

«Заслужить мамино внимание». 

Представляя данный негативный образ, ребенок обращается к 

нему с вопросами: 

Почему ты на меня сердишься? (Перечисляются типичные при­

чины недовольства родителей поведением ребенка: за что его обыч­
но наказывают, какими именно словами ругают и т.д. Это происхо­
дит с участием психотерапевта, который может вклиниваться в 
воображаемый диалог как третье лицо, подсказывая ребенку те или 
иные варианты ответов.) 

По мере уточнения списка типичных негативных событий, не­

обходимо искать также участки тела, в которых при этом появля­
ются неприятные ощущения (возможно, специфические для отдель­

ных событий). Когда список составлен, необходимо приступить к 
его проработке. Для этого, поочередно переходя от одного пункта 
списка к другому, ребенок обращается к мысленному образу с воп­
росом: 

Что мне нужно сделать, чтобы исправиться? 

Если ребенок затрудняется ответить на данный вопрос, то есть 

мысленный образ как бы остается «безответным», то психотерапевт 
подсказывает различные варианты ответа, в приемлемой для ребенка 
форме направляя его на освоение новых форм поведения. Обрат­
ная связь с подсознательным образом в форме словесного диалога 
осуществляется с помощью вопроса: 

Если я буду так делать, ты перестанешь на меня сердиться 

(наказывать и др.)? 

Для получения положительного ответа может понадобить­

ся еще раз повторить подбор вариантов «правильного» поведе-

502 

Глава 6 


background image

ния ребенка. В то же время необходимо проследить подсознатель­
ный ответ и на телесном уровне. Для этого нужно попробовать 
вспомнить то неприятное ощущение в теле, которое было в са­
мом начале работы с конкретным вариантом поведения. Крите­
рием положительного ответа, естественно, является позитивная 

динамика телесного дискомфорта. Проследите, как неприятное 
ощущение меняется, уменьшается и, наконец, полностью раство­
ряется. 

Психотерапевт предлагает еще раз вспомнить первоначаль­

ное неприятное ощущение в теле (экологическая проверка). И если 
оно не появляется, работу можно закончить и перейти к следую­
щему пункту списка. Если же дискомфортное ощущение остается, 
работу необходимо продолжить и возобновить вопросы, выясняя, 
что же еще должен (может) сделать ребенок, чтобы перестать огор­
чать маму и заслужить внимание («чтобы мама ЕЩЕ больше лю­
била»). 

Если дискомфорт частично сохраняется, несмотря на положи­

тельную динамику, то для его скорейшего устранения полезно до­
бавить следующие телесные психокоррекционные приемы: 

◊ использование телесного «ключа», созданного на предыдущем 

этапе упражнения (при работе с позитивным образом), для вы­
теснения дискомфортных ощущений и замены негативного 
психоэмоционального состояния положительным; 

◊ дыхание животом с мысленным выдохом через тот участок тела, 

где телесно сосредоточены отрицательные эмоции в виде не­
приятных ощущений (соответствующий навык вырабатывает­
ся на неспецифическом этапе). 

Еще одним способом экологической проверки, мысленной об­

ратной связи с подсознательной частью проблемы может быть из­
менение визуального образа (лицо мамы). В качестве критерия пра­
вильности и достаточности проведенной психокоррекционной ра­
боты здесь выступает спонтанный переход визуального образа от 

«сердитого» к «доброму» («теперь мама улыбается», «она уже боль­

ше не сердится»). 

В реальной жизни для исправления неправильных стереоти­

пов детского поведения может понадобиться «повторение пройден­
ного». При этом даже неоднократный возврат к проработке опреде-

Практические упражнения  5 0 3 


background image

ленной проблемы должен осуществляться без критики, в атмосфе­
ре сочувствия и эмпатии, эмоционального принятия. Именно тогда 
систематическое использование данного упражнения, помимо кор­
рекции тех или иных неправильных форм поведения ребенка, по­
могает сформировать гармоничную личность растущего человека, 
воспитать у ребенка эмоциональную уравновешенность и правиль­
ную самооценку. 

Нужно просто устранить восприятие ребенком воспитатель­

ных воздействий родителей как проявления их недостаточной 

любви к нему и неприятия его самостоятельной личности. Ины­

ми словами, отделить в сознании ребенка отношение родителей 
к нему от их критичного отношения к его поступкам. Именно та­
ким путем можно преодолеть ошибки и «побочные продукты» 
семейной педагогики, приводящие к детским неврозам и психо­
соматическим расстройствам. Для этого изначально позитивное, 

любящее отношение родителей к ребенку должно быть им осоз­
нано, прочувствовано и закреплено с помощью телесных и иных 

образных «ключей». На этом фоне проработка отдельных обосно­
ванных причин родительского недовольства не травмирует детс­
кую психику, а наоборот, помогает ребенку почувствовать свою 
ответственность, принять и усвоить те или иные правила пове­

дения. 

УПРАЖНЕНИЕ «МАТЕРИНСКАЯ ЭМПАТИЯ» 

Это упражнение - модифицированный вариант так называе­

мой терапии материнской любовью или материнской суггестии по 
Б.З. Драпкину. Оно является поистине незаменимым методом се­
мейной психологической помощи детям с психологическими про­
блемами (нарушения поведения, гиперактивность, повышенная не­
рвно-психическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от 
психосоматических расстройств до серьезных соматических нару­
шений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя 
30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом 
произносит предварительно составленный оздоровительно-суггес­
тивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий 
из коротких формул внушения, тематически объединенных в четы­
ре блока: 

504 

Глава 6 


background image

I блок - выражение материнской любви; 
II блок - физическое здоровье; 
III блок - нервно-психическое здоровье; 
IV блок - «Я забираю твою болезнь». 

Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий 

набор внушений (Драпкин Б.З., 2002): 

а) Я тебя очень сильно люблю. 
б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. 
в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка. 
г) Я без тебя не могу жить. 
д) Мы все тебя очень сильно любим. 

В модифицированном варианте упражнение проводится во вре­

мя засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодр­
ствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный 
для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту про­
изводится после достижения состояния «вегетативного резонанса». 
Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние: 

а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в 

течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, не­
жно прикладывать ладонь к больному месту. 

б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить на­

вык релаксации (см. описанные ранее упражнения) так, чтобы 
она достигала состояния поверхностного расслабления не бо­
лее чем за  2 - 3 минуты. 

в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно 

в течение одной минуты). 

г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуциро­

ванными» невербальным общением с ребенком. Подобное сен­
сорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к до­
стижению состояния телесно-эмоционального резонанса. 

Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенно­

му и прочувствованному произнесению заготовленного текста, со­
храняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его 
элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократ­
ном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество по­
вторений - от 3 до 5. 

Практические упражнения 505 


background image

Фундаментальные закономерности 
психокоррекции и личностного роста: 
самоорганизация и интеграция 

На время абстрагируемся от рассмотрения конкретных психо­

логических проблем и частных методик психокоррекции, чтобы 

представить в общем смысле, что же является фундаментальной 
методологической основой и наиболее общей целью психологичес­
кой помощи. Это несомненно та глубокая перестройка личности, 
которая описывалась как индивидуация (К.Г. Юнг) или самоактуа­

лизация (А. Маслоу), вне зависимости от того, достигается ли она 
собственными силами (личностный рост) или благодаря помощи 
извне (психотерапия). Смысл же самоактуализации на фундамен­
тальном уровне заложен в синергетических законах самоорганиза­

ции, а также психофизиологическом феномене интеграции как ме­
ханизме их осуществления. 

Как известно, современный «макроскопический» подход в си­

нергетике (Хакен Г., 1991) заключается в следующем: внутри слож­
ной системы рассматривается большое количество элементарных, 
относительно автономных подсистем, взаимодействующих между 
собой по принципам синергетической самоорганизации (цикличес­
кая причинность), образуя подсистемы более высокого порядка. 
Используя данный подход, можно уподобить психику сложной от­
крытой колебательной системе (диссипативной, по терминологии 

И. Пригожина), содержащей большое количество элементов, у каж­

дого из которых свой колебательный процесс (своя собственная ча­
стота и фаза колебаний). Законы самоорганизации в подобной сис­

теме проявляются в том, что происходит взаимное согласование и 
изменение частот отдельных «маятников». В результате постепен­
но, в отсутствие внешнего влияния, как бы самопроизвольно, уста­
навливается определенное небольшое число (обычно 5-6) общих 
частот - колебательных мод (Щербаков А.С., 1990), которые мож­
но назвать параметрами порядка. Применительно к модели психи­
ки именно подобное повышение уровня организации является 
результатом и естественных самопроизвольных процессов личнос­
тного роста, и целенаправленной психокоррекции. В психологичес­

ких терминах это означает иерархическое упорядочение содержа­
ния психики, его сортировку и сведение всего многообразия храня­
щейся в долговременной памяти информации: 

506 

Глава 6