Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16642
Скачиваний: 272
Для детей, испытывающих дефицит любви родителей (точ
нее, недостаточность телесной эмпатии с их стороны), что неред
ко проявляется в форме гиперактивности, данная часть упражне
ния (игра в «мамину любовь») является основной. Если же требу
ется коррекция отдельных форм поведения ребенка, то описанная
техника становится фундаментом для перехода к следующей фазе
упражнения - «Заслужить мамино внимание», или «Как вести себя
правильно».
б) Работа с негативным образом:
«Мама сердитая»,
или игра
«Заслужить мамино внимание».
Представляя данный негативный образ, ребенок обращается к
нему с вопросами:
Почему ты на меня сердишься? (Перечисляются типичные при
чины недовольства родителей поведением ребенка: за что его обыч
но наказывают, какими именно словами ругают и т.д. Это происхо
дит с участием психотерапевта, который может вклиниваться в
воображаемый диалог как третье лицо, подсказывая ребенку те или
иные варианты ответов.)
По мере уточнения списка типичных негативных событий, не
обходимо искать также участки тела, в которых при этом появля
ются неприятные ощущения (возможно, специфические для отдель
ных событий). Когда список составлен, необходимо приступить к
его проработке. Для этого, поочередно переходя от одного пункта
списка к другому, ребенок обращается к мысленному образу с воп
росом:
Что мне нужно сделать, чтобы исправиться?
Если ребенок затрудняется ответить на данный вопрос, то есть
мысленный образ как бы остается «безответным», то психотерапевт
подсказывает различные варианты ответа, в приемлемой для ребенка
форме направляя его на освоение новых форм поведения. Обрат
ная связь с подсознательным образом в форме словесного диалога
осуществляется с помощью вопроса:
Если я буду так делать, ты перестанешь на меня сердиться
(наказывать и др.)?
Для получения положительного ответа может понадобить
ся еще раз повторить подбор вариантов «правильного» поведе-
502
Глава 6
ния ребенка. В то же время необходимо проследить подсознатель
ный ответ и на телесном уровне. Для этого нужно попробовать
вспомнить то неприятное ощущение в теле, которое было в са
мом начале работы с конкретным вариантом поведения. Крите
рием положительного ответа, естественно, является позитивная
динамика телесного дискомфорта. Проследите, как неприятное
ощущение меняется, уменьшается и, наконец, полностью раство
ряется.
Психотерапевт предлагает еще раз вспомнить первоначаль
ное неприятное ощущение в теле (экологическая проверка). И если
оно не появляется, работу можно закончить и перейти к следую
щему пункту списка. Если же дискомфортное ощущение остается,
работу необходимо продолжить и возобновить вопросы, выясняя,
что же еще должен (может) сделать ребенок, чтобы перестать огор
чать маму и заслужить внимание («чтобы мама ЕЩЕ больше лю
била»).
Если дискомфорт частично сохраняется, несмотря на положи
тельную динамику, то для его скорейшего устранения полезно до
бавить следующие телесные психокоррекционные приемы:
◊ использование телесного «ключа», созданного на предыдущем
этапе упражнения (при работе с позитивным образом), для вы
теснения дискомфортных ощущений и замены негативного
психоэмоционального состояния положительным;
◊ дыхание животом с мысленным выдохом через тот участок тела,
где телесно сосредоточены отрицательные эмоции в виде не
приятных ощущений (соответствующий навык вырабатывает
ся на неспецифическом этапе).
Еще одним способом экологической проверки, мысленной об
ратной связи с подсознательной частью проблемы может быть из
менение визуального образа (лицо мамы). В качестве критерия пра
вильности и достаточности проведенной психокоррекционной ра
боты здесь выступает спонтанный переход визуального образа от
«сердитого» к «доброму» («теперь мама улыбается», «она уже боль
ше не сердится»).
В реальной жизни для исправления неправильных стереоти
пов детского поведения может понадобиться «повторение пройден
ного». При этом даже неоднократный возврат к проработке опреде-
Практические упражнения 5 0 3
ленной проблемы должен осуществляться без критики, в атмосфе
ре сочувствия и эмпатии, эмоционального принятия. Именно тогда
систематическое использование данного упражнения, помимо кор
рекции тех или иных неправильных форм поведения ребенка, по
могает сформировать гармоничную личность растущего человека,
воспитать у ребенка эмоциональную уравновешенность и правиль
ную самооценку.
Нужно просто устранить восприятие ребенком воспитатель
ных воздействий родителей как проявления их недостаточной
любви к нему и неприятия его самостоятельной личности. Ины
ми словами, отделить в сознании ребенка отношение родителей
к нему от их критичного отношения к его поступкам. Именно та
ким путем можно преодолеть ошибки и «побочные продукты»
семейной педагогики, приводящие к детским неврозам и психо
соматическим расстройствам. Для этого изначально позитивное,
любящее отношение родителей к ребенку должно быть им осоз
нано, прочувствовано и закреплено с помощью телесных и иных
образных «ключей». На этом фоне проработка отдельных обосно
ванных причин родительского недовольства не травмирует детс
кую психику, а наоборот, помогает ребенку почувствовать свою
ответственность, принять и усвоить те или иные правила пове
дения.
УПРАЖНЕНИЕ «МАТЕРИНСКАЯ ЭМПАТИЯ»
Это упражнение - модифицированный вариант так называе
мой терапии материнской любовью или материнской суггестии по
Б.З. Драпкину. Оно является поистине незаменимым методом се
мейной психологической помощи детям с психологическими про
блемами (нарушения поведения, гиперактивность, повышенная не
рвно-психическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от
психосоматических расстройств до серьезных соматических нару
шений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя
30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом
произносит предварительно составленный оздоровительно-суггес
тивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий
из коротких формул внушения, тематически объединенных в четы
ре блока:
504
Глава 6
I блок - выражение материнской любви;
II блок - физическое здоровье;
III блок - нервно-психическое здоровье;
IV блок - «Я забираю твою болезнь».
Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий
набор внушений (Драпкин Б.З., 2002):
а) Я тебя очень сильно люблю.
б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
г) Я без тебя не могу жить.
д) Мы все тебя очень сильно любим.
В модифицированном варианте упражнение проводится во вре
мя засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодр
ствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный
для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту про
изводится после достижения состояния «вегетативного резонанса».
Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние:
а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в
течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, не
жно прикладывать ладонь к больному месту.
б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить на
вык релаксации (см. описанные ранее упражнения) так, чтобы
она достигала состояния поверхностного расслабления не бо
лее чем за 2 - 3 минуты.
в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно
в течение одной минуты).
г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуциро
ванными» невербальным общением с ребенком. Подобное сен
сорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к до
стижению состояния телесно-эмоционального резонанса.
Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенно
му и прочувствованному произнесению заготовленного текста, со
храняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его
элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократ
ном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество по
вторений - от 3 до 5.
Практические упражнения 505
Фундаментальные закономерности
психокоррекции и личностного роста:
самоорганизация и интеграция
На время абстрагируемся от рассмотрения конкретных психо
логических проблем и частных методик психокоррекции, чтобы
представить в общем смысле, что же является фундаментальной
методологической основой и наиболее общей целью психологичес
кой помощи. Это несомненно та глубокая перестройка личности,
которая описывалась как индивидуация (К.Г. Юнг) или самоактуа
лизация (А. Маслоу), вне зависимости от того, достигается ли она
собственными силами (личностный рост) или благодаря помощи
извне (психотерапия). Смысл же самоактуализации на фундамен
тальном уровне заложен в синергетических законах самоорганиза
ции, а также психофизиологическом феномене интеграции как ме
ханизме их осуществления.
Как известно, современный «макроскопический» подход в си
нергетике (Хакен Г., 1991) заключается в следующем: внутри слож
ной системы рассматривается большое количество элементарных,
относительно автономных подсистем, взаимодействующих между
собой по принципам синергетической самоорганизации (цикличес
кая причинность), образуя подсистемы более высокого порядка.
Используя данный подход, можно уподобить психику сложной от
крытой колебательной системе (диссипативной, по терминологии
И. Пригожина), содержащей большое количество элементов, у каж
дого из которых свой колебательный процесс (своя собственная ча
стота и фаза колебаний). Законы самоорганизации в подобной сис
теме проявляются в том, что происходит взаимное согласование и
изменение частот отдельных «маятников». В результате постепен
но, в отсутствие внешнего влияния, как бы самопроизвольно, уста
навливается определенное небольшое число (обычно 5-6) общих
частот - колебательных мод (Щербаков А.С., 1990), которые мож
но назвать параметрами порядка. Применительно к модели психи
ки именно подобное повышение уровня организации является
результатом и естественных самопроизвольных процессов личнос
тного роста, и целенаправленной психокоррекции. В психологичес
ких терминах это означает иерархическое упорядочение содержа
ния психики, его сортировку и сведение всего многообразия храня
щейся в долговременной памяти информации:
506
Глава 6