Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15613

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОРОБОТ» 

Упражнение предназначено для самокоррекции отношений с 

окружающими, связанных с переносом или проекцией - описанны­
ми в психоанализе инфантильными механизмами наших взаимоот­
ношений с окружающими. 

Перенос проявляется в том, что, общаясь с одним человеком, 

мы невольно переносим на него отношения с другими значимыми 
для нас людьми. Чаще всего это происходит с теми людьми, с кото­
рыми мы, с одной стороны, соприкасаемся наиболее часто, с другой 
стороны - которых мы «приобрели» для себя сами. Это, в частности, 
такие из наших близких, как супруги, дети, другие близкие родствен­
ники и друзья. Перенос бывает позитивным (когда мы испытываем 
положительные чувства по отношению к объекту переноса) и спо­
собствует общению, связывая нас с другими людьми, подспудно соз­
давая чувство близости. В то же время перенос бывает и негатив­
ным: когда мы подобным образом невольно переносим на какого-
либо человека отрицательные чувства, то делаем его ответственным 
за наши обиды и переживания, к которым он не причастен. Оба эти 
процесса взаимосвязаны так же тесно, как две стороны одной моне­
ты, и всякий раз, когда мы вступаем во взаимодействие с окружаю­
щими, мы переносим на них наше отношение к другим людям, при­
надлежащее к более раннему времени, и связанные с этим нерешен­
ные проблемы, шлейф которых тянется из прошлого. 

Так, например, на наши взаимоотношения с супругами накла­

дываются старые проблемы в отношениях с родителями или брать­
ями/сестрами; на отношения с детьми также переносятся стереоти­

пы отношений с собственными родителями (или менее давние про­
блемы - отношения с родителями супруга/супруги). В процессе 
общения с начальником на работе или с научным руководителем 
могут проявляться фрагменты переноса отношений со школьным 
учителем. В общении с коллегами по работе или приятелями, при­
обретенными в зрелом возрасте, - отношения с друзьями детства и 
т.д. (К переносу биографическому примыкает и перенос социаль­
но-психологический, связанный с отношением к представителям 
определенных этнокультурных или социальных групп.) 

Что касается проекции или наделения окружающих людей 

нашими собственными мыслями, чувствами, чертами характера и 
т.д., то она представляет собой следствие описанного Фрейдом 

492 

Глава 6 


background image

процесса идентификации. В детстве ребенок идентифицирует себя 
с родителями, усваивая тем самым «взрослые» образцы поведения 
(мужская/женская роль). Впоследствии, вырастая, человек отож­
дествляет себя с социальной группой (механизм социализации). В 
целом идентификация представляет собой один из базовых меха­
низмов социализации, лежащий в основе обучения путем подража­
ния или научения по модели (А. Бандура). 

Подчеркнем, что идентификация на различных уровнях 

организации личности связана с целым рядом психологических 
феноменов: на физиологическом - с вегетативным резонансом (по 

В. Райху) или синхронностью телесных проявлений эмоций у лю­

дей, общающихся друг с другом (в наиболее отчетливом виде -

во взаимодействии психотерапевта с пациентом), на психоэмо­
циональном - с синтонностью или стремлением к эмоциональ­
ному «созвучию» с окружающими вследствие проекции на них 
своих собственных представлений и чувств (по Э. Блейлеру, цит. 
по Л.Н. Стрижак, 2001), на уровне микросоциальном - с бондин-
гом или образованием привязанностей (Krenz I., 1999). 

Благодаря проекции мы видим другого человека как продол­

жение себя самого, наделяя его своими собственными мыслями и 
чувствами, приписываем ему свои собственные желания и черты 
характера. В некотором смысле это необходимо, так как помогает 
человеческому общению, способствует эмпатии или «вчувствова-

нию», вживанию в собеседника, создавая чувство общности. Но есть 
у проекции и негативная сторона. И если возникают непонимание, 
конфликты и разочарование, если происходит крах иллюзорных 
отношений, тут уж без психокоррекции не обойтись. 

Такова судьба отношений, построенных на «самообмане», ка­

ковым, в сущности, и являются и проекция, и перенос. Это круше­
ние несбывшихся надежд, связанных с окружающими, - беспочвен­
ных и иллюзорных ожиданий, построенных на проекциях, когда мы 
проецируем на других то, что должны бы сделать сами, или когда 
переносим на них образы добрых родителей, обязанных о нас за­
ботиться. Подобные механизмы мешают человеку строить нормаль­
ные отношения (семейные, дружеские, партнерские), обременяя его 
тяжелым грузом негативного опыта, накладывая на общение с 
окружающими испытанные в прошлом огорчения и разочарования 

(особенно часто это отражается на личной жизни, приводя к неус­
пешным попыткам построить семью). Необходимо добавить, что 
многочисленные проблемы в детско-родительских отношениях свя-

Практические упражнения 

493 


background image

заны с тем, что родители проецируют на детей свои собственные 
личностные черты и установки, пытаются подчинить психологичес­
кое развитие и поведение детей некоторому жесткому образцу, чуж­
дому для ребенка. 

Перенос и проекция являются отражением базовых психоло­

гических механизмов, заложенных в психику человека на глубин­
ном уровне и делающих его социальным существом. С точки зре­
ния современных психодинамических теорий они представляют 

собой универсальные механизмы привязанности (bonding), обеспе­
чивающие социализацию личности (Krens I., 1999) и проистекаю­
щие из привязанности ребенка к родителям, самоотождествления с 
ними на самых ранних этапах возрастного развития. 

Проекция также является одним из основных невротических 

механизмов. Человек, находящийся во власти своих проекций, по­
лагает, что окружающие люди должны думать так же, как и он, и 
направлять свое поведение соответственно (отсюда проистекают 
попытки манипуляции людьми). При этом невротик часто оказы­
вается в положении шахматного игрока, который внезапно обнару­
живает, что фигуры, которые он пытается передвигать по шахмат­
ной доске, отказываются подчиняться его манипуляциям, проявляя 
собственные чувства и желания, и даже более того - начинают иг­
рать по своим собственным правилам. 

И проекция, и перенос происходят на неосознаваемом уровне. 

Поэтому, если проблемы человека в отношениях с близкими связа­
ны именно с этими явлениями, то их осознавание и рациональная 
переработка могут повлиять на ситуацию, изменить ее к лучшему. 
Собственно, это является одним из «столпов» психоаналитической 
работы; однако используемый в традиционном психоанализе под­
ход к проработке переноса довольно трудоемок. Что же касается 
краткосрочной психотерапии или психологического самосовершен­
ствования (личностного роста), то здесь на помощь может прийти 
«экспресс-метод» в форме описываемого упражнения. 

Наша задача здесь сродни работе реставратора, который осто­

рожно снимает на старинном, почерневшем от времени портрете 

поверхностные слои краски до тех пор, пока из-под позднейших 
живописных наслоений не начнет проступать лицо, первоначально 
изображенное на портрете рукой художника, творившего несколь­
ко веков назад. Для этого вспомним фоторобот - метод криминали­
стики, который всем хорошо знаком по многочисленным детектив-

494 

Глава 6 


background image

ным фильмам. Наш психологический «фоторобот» поможет вычис­

лить и осознать наши собственные проекции и переносы - то, что 

незримо лежит в основе нашего отношения к окружающим. 

Рассматриваемое упражнение одновременно связано с проще­

нием. В практике психокоррекции нередко приходится встречаться 
с ситуацией, когда пациент видит истоки своих проблем в отноше­
ниях со значимыми для него людьми, которые отнеслись к нему 
несправедливо, но при этом утверждает, что уже простил своих обид­
чиков. Возможно, он действительно так искренне считает - на со­
знательном уровне, на котором происходит вербальное общение с 
психотерапевтом. Но степень прощения может быть разной. Про­
щение на сознательном уровне может сочетаться с сохранением под­
сознательного сгустка обиды, непримиримой враждебности и тща­
тельно скрываемой агрессивности. В этом случае вектор, задающий 
направление психокоррекционной работы, состоит в том, чтобы 
уменьшить выраженность негативных эмоций по отношению к зна­
чимым для пациентам фигурам из его окружения (в идеале - выра­
ботать на будущее универсальный «ритуал прощения», навык из­
бавления от неприятного эмоционального осадка, связанного с 
другими людьми). Для этого необходимо научить его избавляться 
от дискомфортных телесных ощущений при воспоминании о тех 
людях, которые принесли в его жизнь проблемы. 

а) Осознавание и коррекция переноса 

Итак, представьте мысленно знакомое лицо близкого человека, 

проблемы в отношениях с которым вы хотите разрешить. (Если это 
сделать трудно, для начала возьмите его фотографию, вниматель­
но в нее всмотритесь.) Затем, как при составлении фоторобота, 
начинаем заменять деталилица одну вслед за другой, примеряяраз-

личные их варианты до тех пор, пока не получится другое хорошо 

знакомое лицо. Вначале меняем глаза и брови... нос... губы... оваллица... 
прическу... И вот перед нами - лицо другого человека, однако столь 
же хорошо знакомого, с которым мы, возможно, невольно смешивали 
наше отношение к первоначальному лицу... переносили на него отно­
шения с другим человеком... или, возможно, проецировали собствен­

ные проблемы и притязания... 

Осознавая это, постарайтесь по-новому взглянуть на прошлые 

переживания и простить этого человека... и затем мысленно обра-

Практические упражнения 

495 


background image

титесь к нему, как к воображаемому собеседнику, и попросите про­
стить причиненные вами обиды и несправедливые по отношению к 
нему поступки. И в дальнейшем всякий раз, когда беспричинно возни­
кает раздражение, злость, обида по отношению к первому из упомя­
нутых людей - то, что называется конфликтом «на пустом мес­
те», - вспомните, что, возможно, причина кроется вовсе не в нем, а 
в вас, точнее, в ваших отношениях совсем с другим человеком... По­
старайтесь отстраненно, по возможности объективно отнестись к 
собственным эмоциям... Подумайте о том, что внешний повод для 
переживаний не совпадает с истинной, внутренней причиной... За­
тем мысленно обратитесь к тому, кто послужил действительной 
причиной этих переживаний... и в вашем мысленном диалоге поста­

райтесь урегулировать с ним отношения, сбросить психологическое 

напряжение, погасить накал страстей, прервать цепочку необосно­
ванных обвинений и незаслуженных обид. 

б) Осознавание проекций 

Представьте лицо близкого вам человека, с которым связаны 

значимые для вас жизненные планы... возможно, ваши сокровенные 

надежды и ожидания... Затем постарайтесь увидеть в нем... свои 
собственные черты. И когда это вам удалось, понаблюдайте, как из­

менилось это лицо... какие ощущения у вас оно теперь вызывает... 

как изменилось ваше отношение к этому человеку и ваши ожидания, 
связанные с ним. Лучше всего вспомнить строчку из «Молитвы геш-
талътиста» Ф. Перлза: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я суще­
ствую в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с тво­
ими ожиданиями, и ты в этом мире не для того, чтобы жить в соот­
ветствии с моими ожиданиями. Ты - это ты, а я - это я». 

7. Модификация упражнений 

для применения в работе с детьми 

Неспецифический этап 

С учетом специфики психокоррекционной работы с детьми 

рекомендуется сочетание релаксационных и дыхательных упраж-

496 

Глава 6