Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16367
Скачиваний: 267
УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОРОБОТ»
Упражнение предназначено для самокоррекции отношений с
окружающими, связанных с переносом или проекцией - описанны
ми в психоанализе инфантильными механизмами наших взаимоот
ношений с окружающими.
Перенос проявляется в том, что, общаясь с одним человеком,
мы невольно переносим на него отношения с другими значимыми
для нас людьми. Чаще всего это происходит с теми людьми, с кото
рыми мы, с одной стороны, соприкасаемся наиболее часто, с другой
стороны - которых мы «приобрели» для себя сами. Это, в частности,
такие из наших близких, как супруги, дети, другие близкие родствен
ники и друзья. Перенос бывает позитивным (когда мы испытываем
положительные чувства по отношению к объекту переноса) и спо
собствует общению, связывая нас с другими людьми, подспудно соз
давая чувство близости. В то же время перенос бывает и негатив
ным: когда мы подобным образом невольно переносим на какого-
либо человека отрицательные чувства, то делаем его ответственным
за наши обиды и переживания, к которым он не причастен. Оба эти
процесса взаимосвязаны так же тесно, как две стороны одной моне
ты, и всякий раз, когда мы вступаем во взаимодействие с окружаю
щими, мы переносим на них наше отношение к другим людям, при
надлежащее к более раннему времени, и связанные с этим нерешен
ные проблемы, шлейф которых тянется из прошлого.
Так, например, на наши взаимоотношения с супругами накла
дываются старые проблемы в отношениях с родителями или брать
ями/сестрами; на отношения с детьми также переносятся стереоти
пы отношений с собственными родителями (или менее давние про
блемы - отношения с родителями супруга/супруги). В процессе
общения с начальником на работе или с научным руководителем
могут проявляться фрагменты переноса отношений со школьным
учителем. В общении с коллегами по работе или приятелями, при
обретенными в зрелом возрасте, - отношения с друзьями детства и
т.д. (К переносу биографическому примыкает и перенос социаль
но-психологический, связанный с отношением к представителям
определенных этнокультурных или социальных групп.)
Что касается проекции или наделения окружающих людей
нашими собственными мыслями, чувствами, чертами характера и
т.д., то она представляет собой следствие описанного Фрейдом
492
Глава 6
процесса идентификации. В детстве ребенок идентифицирует себя
с родителями, усваивая тем самым «взрослые» образцы поведения
(мужская/женская роль). Впоследствии, вырастая, человек отож
дествляет себя с социальной группой (механизм социализации). В
целом идентификация представляет собой один из базовых меха
низмов социализации, лежащий в основе обучения путем подража
ния или научения по модели (А. Бандура).
Подчеркнем, что идентификация на различных уровнях
организации личности связана с целым рядом психологических
феноменов: на физиологическом - с вегетативным резонансом (по
В. Райху) или синхронностью телесных проявлений эмоций у лю
дей, общающихся друг с другом (в наиболее отчетливом виде -
во взаимодействии психотерапевта с пациентом), на психоэмо
циональном - с синтонностью или стремлением к эмоциональ
ному «созвучию» с окружающими вследствие проекции на них
своих собственных представлений и чувств (по Э. Блейлеру, цит.
по Л.Н. Стрижак, 2001), на уровне микросоциальном - с бондин-
гом или образованием привязанностей (Krenz I., 1999).
Благодаря проекции мы видим другого человека как продол
жение себя самого, наделяя его своими собственными мыслями и
чувствами, приписываем ему свои собственные желания и черты
характера. В некотором смысле это необходимо, так как помогает
человеческому общению, способствует эмпатии или «вчувствова-
нию», вживанию в собеседника, создавая чувство общности. Но есть
у проекции и негативная сторона. И если возникают непонимание,
конфликты и разочарование, если происходит крах иллюзорных
отношений, тут уж без психокоррекции не обойтись.
Такова судьба отношений, построенных на «самообмане», ка
ковым, в сущности, и являются и проекция, и перенос. Это круше
ние несбывшихся надежд, связанных с окружающими, - беспочвен
ных и иллюзорных ожиданий, построенных на проекциях, когда мы
проецируем на других то, что должны бы сделать сами, или когда
переносим на них образы добрых родителей, обязанных о нас за
ботиться. Подобные механизмы мешают человеку строить нормаль
ные отношения (семейные, дружеские, партнерские), обременяя его
тяжелым грузом негативного опыта, накладывая на общение с
окружающими испытанные в прошлом огорчения и разочарования
(особенно часто это отражается на личной жизни, приводя к неус
пешным попыткам построить семью). Необходимо добавить, что
многочисленные проблемы в детско-родительских отношениях свя-
Практические упражнения
493
заны с тем, что родители проецируют на детей свои собственные
личностные черты и установки, пытаются подчинить психологичес
кое развитие и поведение детей некоторому жесткому образцу, чуж
дому для ребенка.
Перенос и проекция являются отражением базовых психоло
гических механизмов, заложенных в психику человека на глубин
ном уровне и делающих его социальным существом. С точки зре
ния современных психодинамических теорий они представляют
собой универсальные механизмы привязанности (bonding), обеспе
чивающие социализацию личности (Krens I., 1999) и проистекаю
щие из привязанности ребенка к родителям, самоотождествления с
ними на самых ранних этапах возрастного развития.
Проекция также является одним из основных невротических
механизмов. Человек, находящийся во власти своих проекций, по
лагает, что окружающие люди должны думать так же, как и он, и
направлять свое поведение соответственно (отсюда проистекают
попытки манипуляции людьми). При этом невротик часто оказы
вается в положении шахматного игрока, который внезапно обнару
живает, что фигуры, которые он пытается передвигать по шахмат
ной доске, отказываются подчиняться его манипуляциям, проявляя
собственные чувства и желания, и даже более того - начинают иг
рать по своим собственным правилам.
И проекция, и перенос происходят на неосознаваемом уровне.
Поэтому, если проблемы человека в отношениях с близкими связа
ны именно с этими явлениями, то их осознавание и рациональная
переработка могут повлиять на ситуацию, изменить ее к лучшему.
Собственно, это является одним из «столпов» психоаналитической
работы; однако используемый в традиционном психоанализе под
ход к проработке переноса довольно трудоемок. Что же касается
краткосрочной психотерапии или психологического самосовершен
ствования (личностного роста), то здесь на помощь может прийти
«экспресс-метод» в форме описываемого упражнения.
Наша задача здесь сродни работе реставратора, который осто
рожно снимает на старинном, почерневшем от времени портрете
поверхностные слои краски до тех пор, пока из-под позднейших
живописных наслоений не начнет проступать лицо, первоначально
изображенное на портрете рукой художника, творившего несколь
ко веков назад. Для этого вспомним фоторобот - метод криминали
стики, который всем хорошо знаком по многочисленным детектив-
494
Глава 6
ным фильмам. Наш психологический «фоторобот» поможет вычис
лить и осознать наши собственные проекции и переносы - то, что
незримо лежит в основе нашего отношения к окружающим.
Рассматриваемое упражнение одновременно связано с проще
нием. В практике психокоррекции нередко приходится встречаться
с ситуацией, когда пациент видит истоки своих проблем в отноше
ниях со значимыми для него людьми, которые отнеслись к нему
несправедливо, но при этом утверждает, что уже простил своих обид
чиков. Возможно, он действительно так искренне считает - на со
знательном уровне, на котором происходит вербальное общение с
психотерапевтом. Но степень прощения может быть разной. Про
щение на сознательном уровне может сочетаться с сохранением под
сознательного сгустка обиды, непримиримой враждебности и тща
тельно скрываемой агрессивности. В этом случае вектор, задающий
направление психокоррекционной работы, состоит в том, чтобы
уменьшить выраженность негативных эмоций по отношению к зна
чимым для пациентам фигурам из его окружения (в идеале - выра
ботать на будущее универсальный «ритуал прощения», навык из
бавления от неприятного эмоционального осадка, связанного с
другими людьми). Для этого необходимо научить его избавляться
от дискомфортных телесных ощущений при воспоминании о тех
людях, которые принесли в его жизнь проблемы.
а) Осознавание и коррекция переноса
Итак, представьте мысленно знакомое лицо близкого человека,
проблемы в отношениях с которым вы хотите разрешить. (Если это
сделать трудно, для начала возьмите его фотографию, вниматель
но в нее всмотритесь.) Затем, как при составлении фоторобота,
начинаем заменять деталилица одну вслед за другой, примеряяраз-
личные их варианты до тех пор, пока не получится другое хорошо
знакомое лицо. Вначале меняем глаза и брови... нос... губы... оваллица...
прическу... И вот перед нами - лицо другого человека, однако столь
же хорошо знакомого, с которым мы, возможно, невольно смешивали
наше отношение к первоначальному лицу... переносили на него отно
шения с другим человеком... или, возможно, проецировали собствен
ные проблемы и притязания...
Осознавая это, постарайтесь по-новому взглянуть на прошлые
переживания и простить этого человека... и затем мысленно обра-
Практические упражнения
495
титесь к нему, как к воображаемому собеседнику, и попросите про
стить причиненные вами обиды и несправедливые по отношению к
нему поступки. И в дальнейшем всякий раз, когда беспричинно возни
кает раздражение, злость, обида по отношению к первому из упомя
нутых людей - то, что называется конфликтом «на пустом мес
те», - вспомните, что, возможно, причина кроется вовсе не в нем, а
в вас, точнее, в ваших отношениях совсем с другим человеком... По
старайтесь отстраненно, по возможности объективно отнестись к
собственным эмоциям... Подумайте о том, что внешний повод для
переживаний не совпадает с истинной, внутренней причиной... За
тем мысленно обратитесь к тому, кто послужил действительной
причиной этих переживаний... и в вашем мысленном диалоге поста
райтесь урегулировать с ним отношения, сбросить психологическое
напряжение, погасить накал страстей, прервать цепочку необосно
ванных обвинений и незаслуженных обид.
б) Осознавание проекций
Представьте лицо близкого вам человека, с которым связаны
значимые для вас жизненные планы... возможно, ваши сокровенные
надежды и ожидания... Затем постарайтесь увидеть в нем... свои
собственные черты. И когда это вам удалось, понаблюдайте, как из
менилось это лицо... какие ощущения у вас оно теперь вызывает...
как изменилось ваше отношение к этому человеку и ваши ожидания,
связанные с ним. Лучше всего вспомнить строчку из «Молитвы геш-
талътиста» Ф. Перлза: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я суще
ствую в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с тво
ими ожиданиями, и ты в этом мире не для того, чтобы жить в соот
ветствии с моими ожиданиями. Ты - это ты, а я - это я».
7. Модификация упражнений
для применения в работе с детьми
Неспецифический этап
С учетом специфики психокоррекционной работы с детьми
рекомендуется сочетание релаксационных и дыхательных упраж-
496
Глава 6