Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16366
Скачиваний: 267
В некотором приближении отражение этих феноменов в сознании
соответствует составным частям личности по типологии К. Г. Юнга:
сенсорный опыт - логика - эмоции.
Еще один компонент феномена человеческого «Я» - осознава
ние его устойчивости. Напомним, что свойственное человеку чув
ство постоянства собственного «Я», самоидентичности является
одной из составных частей его психического здоровья (по Г.К. Уша
кову). Однако этот феномен имеет и оборотную сторону. Как извест
но, человек стремится сохранять неизменными собственные пред
ставления о себе (по К. Роджерсу, защита «Я-концепции», создаю
щая внутрипсихическую напряженность), даже если его самооцен
ка неадекватно занижена и подобные представления ограничивают
его личностный рост.
Цель упражнения - осознавание различных составляющих
собственного «Я», самоидентичности в связи с определенными
кинестетическими образами, которые в дальнейшем могут при
меняться как ресурсы самоактуализации для самостоятельной ра
боты по совершенствованию психотипа. При этом используются
также полученные в предыдущих упражнениях навыки сенсор
ного осознавания, распределения внимания и самоконтроля со
знания. Разностороннее осознавание собственного «Я» способ
ствует разотождествлению с теми из его сторон, которые явля
ются источником психологических проблем. Полное осознавание
собственного «Я» - это осознавание своей самости, включающее,
по Ф. Перлзу, как понимание своих идентификаций («Я - это...»),
так и своих отчуждений («... - это НЕ Я») или психологических
границ. Тем самым практика «осознавания своего Я» тесно свя
зана также с упражнением «Осознавание границ».
Итак, постарайтесь расслабиться и, закрыв глаза, сосредо
точить внимание на мыслях и сопровождающих их внутренних ощу
щениях. Внимательно слушая произносимые ведущим фразы, повто
ряйте их мысленно, прислушиваясь к возникающим в теле ощуще
ниям - подсознательному отклику на эти слова и мысли.
(При
саморегуляции можно прослушивать текст упражнения, предва
рительно записав его на магнитофон. Во время записи необходи
мо оставлять паузы между фразами, достаточно длительные, что
бы в течение паузы можно было повторить вслух предшествовав
ший ей фрагмент текста.)
Практические упражнения 487
1
У меня есть мои телесные ощущения, мои органы чувств
-
зрение, слух... Быть может, это та часть меня, которая и пред
ставляет мое настоящее «Я»? У меня есть мои телесные ощуще
ния, но мое «Я»
-
это не только ощущения. Мои зрительные и слу
ховые впечатления и мои телесные ощущения непрерывно меняют
ся, как калейдоскопические картины, а мое «Я» более постоянно и
устойчиво...
2. У меня есть мои эмоции, и радости, и печали, о которых я
помню и присутствие которых ощущаю... И это более устойчивый
процесс, чем просто телесные ощущения... Мои эмоции влияют на
другие части моего «Я», и когда я думаю о моих эмоциях, я также
замечаю и телесные ощущения... Мои эмоции проявляются также в
моих отношениях с другими людьми... Благодаря им у меня есть от
ношения, которые вносят в мою жизнь много радостных и светлых
переживаний и наполняют ее большим смыслом, чем просто личное
существование... У меня есть мои эмоции, но мое «Я» - это не толь
ко эмоции, не только отношения... Мои чувства приходят и уходят,
и отношения с людьми меняются - люди тоже приходят и уходят,
а мое «Я» выше этого, оно более стабильно и устойчиво...
3. У меня есть мои мысли, выражаемые на уровне слов... в них
проявляется мой ум и знания, которые я высоко ценю... Мои мысли
также связаны с другими частями моего 4Я», и когда я о чем-либо
думаю, я также испытываю связанные с этим эмоции и замечаю те
лесные ощущения... Но в то же время мое «Я» - это не только мыс
ли... Мои мысли скоротечны и мимолетны, а мое «Я» постоянно и
устойчиво... У меня есть мои мысли, которые составляют важную
часть моего
«Я»,
но мое «Я» - это не только мысли...
4. У меня есть моя интуиция или внутренняя мудрость, при
сутствие которой я замечаю в важные моменты жизни... Интуиция
подсказывает мне важные мысли, предстающие перед моим внут
ренним слухом в виде слов или перед моим внутренним взором в виде
интуитивных образов... Временами интуиция проявляется в виде
телесных ощущений и служит также источником моих эмоций...
Интуиция может служить источником различных проявлений мое
го «Я» - моих мыслей, телесных ощущений и эмоций... В то же время
мое «Я» - это не только интуиция, но и нечто большее...
488
Глава 6
5.
У меня естьмои телесные ощущения, эмоциии мысли, являю
щиеся составными частями моего «Я», которые все важны для меня
и к которым я прислушиваюсь... Но мое «Я» включает в себя еще не
что большее - осознавание всего того, что перечислено выше... И воля,
и осознавание цели играют по отношению к ним ту же роль, что и
дирижер в оркестре, по мановению руки которого разрозненное зву
чание разноголосых инструментов объединяется в стройную и гар
моничную мелодию... И это - то, что помогает влиять на осталь
ные части моей личности и психические процессы и направлять их в
правильное русло, для достижения позитивной жизненной цели... То,
что помогает мне осознать мой личный жизненный смысл, понять
мое место и роль в этой жизни... служит в жизни ориентиром
-
так
же, как для корабля, затерянного в безбрежном море, ориентиром
служит свет далекого маяка...
И с этим пониманием и осознаванием моего действительного
«Я» связано определенное телесное ощущение, которое моя память
сейчас впитывает, как губка... и определенная мысль, выраженная
словесно, которую я запоминаю прочно и незыблемо... и конкретный
зрительный образ, подсказанный моей интуицией, который также
запечатлевается в моем сознании... и определенная эмоция, которая
для меня также важна и приятна и становится неотъемлемой час
тью моего «Я» и важным внутренним ресурсом.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ»
Во многих системах личностного роста, так же как и в духов
но-религиозных традициях, популярна метафора инкарнации, по
вторных жизненных воплощений, «воспоминаний о прошлых жиз
нях» и др. Не вдаваясь в дискуссии по поводу обоснованности и
осмысленности подобных представлений, отметим только, что, по
нашему опыту, работа с ними действительно способствует разре
шению многих психологических проблем. В данном контексте мы
рассматриваем это как работу с фантазией или направленное во
ображение, помогающее человеку осознать свой глубинный жиз
ненный смысл (по В. Франклу) или вспомнить свое изначальное
намерение (Дж. Редфилд). В техниках НЛП это соответствует пси-
хокоррекционной работе с уровнем духовности (по Г. Бейтсону),
или осознаванию своей жизненной миссии (С. Коледа, 2000). Осоз
нание своего предназначения, принятие его в качестве личностно-
Практические упражнения
489
го смысла помогает человеку избавиться от ощущения бессмыс
ленности жизни, заполнить так называемую экзистенциальную
пустоту (И. Ялом, Р. Мэй), вызванную такими проблемами жизни
современного человека, как безверие и разочарование в идеалах,
отчужденность от людей и формализация общения, рутинность по
вседневной деятельности и оторванность от природы, стандарти
зация массового сознания. В конечном счете, главное, что необхо
димо человеку, - именно подлинная (аутентичная) смысложизнен-
ная ориентация, принимаемая им как на формально-логическом,
так и на глубинном уровне. Будучи всесторонне осознанной и про
чувствованной, она позволяет легче переносить жизненные труд
ности и сглаживать разнообразные психологические проблемы,
понимать их мимолетность в сравнении с основными жизненны
ми устремлениями. Сформированный жизненный смысл, транс
формируясь в конкретные цели, придает человеку силы для их
достижения. Тем самым он является важнейшим психологическим
ресурсом личности, движущей силой врожденного стремления к
самоактуализации (К. Роджерс). В этой связи уместно вспомнить
образ литературного героя - небезызвестного барона Мюнхгаузе
на, который, завязнув в болоте, сумел вытащить себя, ухватившись
за собственные волосы (очевидно, мысленно представив себе точ
ку опоры). Пользуясь же смысложизненным ресурсом, человек
может «вытащить себя из болота» любых психологических про
блем, найдя точку опоры в себе самом. Для этого желательно, что
бы жизненный смысл был не только осознанным, но и накрепко
связанным с конкретным образом-«якорем» (зрительным, слухо
вым образом и/или телесным ощущением), представляющим со
бой своего рода психологический инструмент. Инструмент дей
ствительно рабочий - для повседневной работы над собой, для
решения конкретных проблем, позволяющий «подняться» над си
туацией, стать выше трудностей - пусть и досадных, но все-таки
преходящих.
Итак, переходим к упражнению. Я расслабляюсь и сосредото
чиваю внимание на телесных ощущениях... При этом окружающий
мир для меня как бы растворяется... Я чувствую, как по мере рас
слабления изменяются ощущения тела... Мое нынешнее
«Я»
также
растворяется... Я ощущаю и представляю себя как бы бестелесным
существом. В этом моем состоянии нет одиночества и проблем... нет
490
Глава 6
болезней и смерти... Это существование моего
«Я»
вне привычного
тела... вне обычного времени и пространства... И в этом облике я хотя
и не имею глаз, но могу видеть внутренним взором, хотя и не имею
ушей, помогу слышать внутренним слухом. У меня имеется некото
рая личная предыстория, и хотя я не думаю о ней в настоящее вре
мя, но ощущаю ее присутствие и могу вернуться к ней впоследствии
через это специфическое ощущение... В настоящее же время я готов
люсь к тому, чтобы отправиться в некоторую экспедицию, чтобы
выполнить важную миссию, ответственность за которую я на себя
принимаю целиком и полностью...
Я воспринимаю течение времени непосредственно, всем моим
существом... Я понимаю сейчас, что время течет по-разному... В то
время как в моем нынешнем состоянии может пройти несколько
минут, по земному времени проходят долгие годы... Так что за не
сколько коротких мгновений, пока длятся мои мысли, я могу окинуть
мысленным взором целую человеческую жизнь и даже судьбы несколь
ких поколений... И за это время я могу проследить, какая главная
цель, как красная нить, проходит через эти годы и судьбы... И те
перь я осознаю эту жизненную цель, чтобы помнить о ней и впослед
ствии реализовать эту цель в своей жизни... И для этого я сам выби
раю своих будущих родителей... других близких людей, которые бу
дут сопровождать меня в грядущем.
Отправляясь в свою земную «командировку», на некоторое
время я спрячу эти свои воспоминания даже от себя... Но затем в
определенный момент по достижении земного возраста совершен
нолетия или другого особенного возрастного рубежа, за которым
наступает внутренняя зрелость [называете ваш сегодняшний воз
раст], они смогут автоматически восстановиться, чтобы я в пол
ной мере смог осознать свою миссию, свое действительное предназ
начение и действовать в жизни сообразно с этим... как и происхо
дит сейчас... И это сопровождается и будет всегда в дальнейшем
сопровождаться особым телесным ощущением, связанным с при
сутствием и полным осознаванием моего внутреннего
«Я»,
моего
предназначения... и особым зрительным образом-воспоминанием...
и теми словами, которые я сейчас произношу для себя с особенной
интонацией... И это именно то телесное ощущение, тот зритель
ный образ и те слова и интонации, вместе с которыми я буду по
мнить и знать о своем жизненном предназначении во время всего
своего пребывания в этой миссии.
Практические упражнения
491