Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15614

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В некотором приближении отражение этих феноменов в сознании 
соответствует составным частям личности по типологии К. Г. Юнга: 

сенсорный опыт - логика - эмоции. 

Еще один компонент феномена человеческого «Я» - осознава­

ние его устойчивости. Напомним, что свойственное человеку чув­
ство постоянства собственного «Я», самоидентичности является 
одной из составных частей его психического здоровья (по Г.К. Уша­
кову). Однако этот феномен имеет и оборотную сторону. Как извест­
но, человек стремится сохранять неизменными собственные пред­

ставления о себе (по К. Роджерсу, защита «Я-концепции», создаю­
щая внутрипсихическую напряженность), даже если его самооцен­
ка неадекватно занижена и подобные представления ограничивают 
его личностный рост. 

Цель упражнения - осознавание различных составляющих 

собственного «Я», самоидентичности в связи с определенными 
кинестетическими образами, которые в дальнейшем могут при­
меняться как ресурсы самоактуализации для самостоятельной ра­
боты по совершенствованию психотипа. При этом используются 
также полученные в предыдущих упражнениях навыки сенсор­
ного осознавания, распределения внимания и самоконтроля со­
знания. Разностороннее осознавание собственного «Я» способ­
ствует разотождествлению с теми из его сторон, которые явля­
ются источником психологических проблем. Полное осознавание 
собственного «Я» - это осознавание своей самости, включающее, 
по Ф. Перлзу, как понимание своих идентификаций («Я - это...»), 
так и своих отчуждений («... - это НЕ Я») или психологических 
границ. Тем самым практика «осознавания своего Я» тесно свя­
зана также с упражнением «Осознавание границ». 

Итак, постарайтесь расслабиться и, закрыв глаза, сосредо­

точить внимание на мыслях и сопровождающих их внутренних ощу­
щениях. Внимательно слушая произносимые ведущим фразы, повто­

ряйте их мысленно, прислушиваясь к возникающим в теле ощуще­

ниям - подсознательному отклику на эти слова и мысли.

 (При 

саморегуляции можно прослушивать текст упражнения, предва­
рительно записав его на магнитофон. Во время записи необходи­
мо оставлять паузы между фразами, достаточно длительные, что­
бы в течение паузы можно было повторить вслух предшествовав­
ший ей фрагмент текста.) 

Практические упражнения 487 


background image

1

 У меня есть мои телесные ощущения, мои органы чувств

 -

зрение, слух... Быть может, это та часть меня, которая и пред­
ставляет мое настоящее «Я»? У меня есть мои телесные ощуще­
ния, но мое «Я»

 -

 это не только ощущения. Мои зрительные и слу­

ховые впечатления и мои телесные ощущения непрерывно меняют­

ся, как калейдоскопические картины, а мое «Я» более постоянно и 

устойчиво... 

2. У меня есть мои эмоции, и радости, и печали, о которых я 

помню и присутствие которых ощущаю... И это более устойчивый 
процесс, чем просто телесные ощущения... Мои эмоции влияют на 
другие части моего «Я», и когда я думаю о моих эмоциях, я также 

замечаю и телесные ощущения... Мои эмоции проявляются также в 
моих отношениях с другими людьми... Благодаря им у меня есть от­
ношения, которые вносят в мою жизнь много радостных и светлых 
переживаний и наполняют ее большим смыслом, чем просто личное 
существование... У меня есть мои эмоции, но мое «Я» - это не толь­
ко эмоции, не только отношения... Мои чувства приходят и уходят, 

и отношения с людьми меняются - люди тоже приходят и уходят, 
а мое «Я» выше этого, оно более стабильно и устойчиво... 

3. У меня есть мои мысли, выражаемые на уровне слов... в них 

проявляется мой ум и знания, которые я высоко ценю... Мои мысли 
также связаны с другими частями моего 4Я», и когда я о чем-либо 
думаю, я также испытываю связанные с этим эмоции и замечаю те­

лесные ощущения... Но в то же время мое «Я» - это не только мыс­
ли... Мои мысли скоротечны и мимолетны, а мое «Я» постоянно и 
устойчиво... У меня есть мои мысли, которые составляют важную 

часть моего

 «Я»,

 но мое «Я» - это не только мысли... 

4. У меня есть моя интуиция или внутренняя мудрость, при­

сутствие которой я замечаю в важные моменты жизни... Интуиция 
подсказывает мне важные мысли, предстающие перед моим внут­

ренним слухом в виде слов или перед моим внутренним взором в виде 

интуитивных образов... Временами интуиция проявляется в виде 
телесных ощущений и служит также источником моих эмоций... 

Интуиция может служить источником различных проявлений мое­
го «Я» - моих мыслей, телесных ощущений и эмоций... В то же время 
мое «Я» - это не только интуиция, но и нечто большее... 

488 

Глава 6 


background image

5.

 У меня естьмои телесные ощущения, эмоциии мысли, являю­

щиеся составными частями моего «Я», которые все важны для меня 
и к которым я прислушиваюсь... Но мое «Я» включает в себя еще не­
что большее - осознавание всего того, что перечислено выше... И воля, 
и осознавание цели играют по отношению к ним ту же роль, что и 
дирижер в оркестре, по мановению руки которого разрозненное зву­
чание разноголосых инструментов объединяется в стройную и гар­

моничную мелодию... И это - то, что помогает влиять на осталь­

ные части моей личности и психические процессы и направлять их в 
правильное русло, для достижения позитивной жизненной цели... То, 
что помогает мне осознать мой личный жизненный смысл, понять 

мое место и роль в этой жизни... служит в жизни ориентиром

 -

 так 

же, как для корабля, затерянного в безбрежном море, ориентиром 
служит свет далекого маяка... 

И с этим пониманием и осознаванием моего действительного 

«Я» связано определенное телесное ощущение, которое моя память 

сейчас впитывает, как губка... и определенная мысль, выраженная 
словесно, которую я запоминаю прочно и незыблемо... и конкретный 
зрительный образ, подсказанный моей интуицией, который также 

запечатлевается в моем сознании... и определенная эмоция, которая 

для меня также важна и приятна и становится неотъемлемой час­
тью моего «Я» и важным внутренним ресурсом. 

УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» 

Во многих системах личностного роста, так же как и в духов­

но-религиозных традициях, популярна метафора инкарнации, по­
вторных жизненных воплощений, «воспоминаний о прошлых жиз­
нях» и др. Не вдаваясь в дискуссии по поводу обоснованности и 
осмысленности подобных представлений, отметим только, что, по 
нашему опыту, работа с ними действительно способствует разре­
шению многих психологических проблем. В данном контексте мы 
рассматриваем это как работу с фантазией или направленное во­
ображение, помогающее человеку осознать свой глубинный жиз­
ненный смысл (по В. Франклу) или вспомнить свое изначальное 
намерение (Дж. Редфилд). В техниках НЛП это соответствует пси-
хокоррекционной работе с уровнем духовности (по Г. Бейтсону), 

или осознаванию своей жизненной миссии (С. Коледа, 2000). Осоз­
нание своего предназначения, принятие его в качестве личностно-

Практические упражнения 

489 


background image

го смысла помогает человеку избавиться от ощущения бессмыс­

ленности жизни, заполнить так называемую экзистенциальную 
пустоту (И. Ялом, Р. Мэй), вызванную такими проблемами жизни 

современного человека, как безверие и разочарование в идеалах, 
отчужденность от людей и формализация общения, рутинность по­
вседневной деятельности и оторванность от природы, стандарти­
зация массового сознания. В конечном счете, главное, что необхо­

димо человеку, - именно подлинная (аутентичная) смысложизнен-
ная ориентация, принимаемая им как на формально-логическом, 
так и на глубинном уровне. Будучи всесторонне осознанной и про­
чувствованной, она позволяет легче переносить жизненные труд­
ности и сглаживать разнообразные психологические проблемы, 
понимать их мимолетность в сравнении с основными жизненны­
ми устремлениями. Сформированный жизненный смысл, транс­

формируясь в конкретные цели, придает человеку силы для их 
достижения. Тем самым он является важнейшим психологическим 
ресурсом личности, движущей силой врожденного стремления к 
самоактуализации (К. Роджерс). В этой связи уместно вспомнить 
образ литературного героя - небезызвестного барона Мюнхгаузе­
на, который, завязнув в болоте, сумел вытащить себя, ухватившись 
за собственные волосы (очевидно, мысленно представив себе точ­
ку опоры). Пользуясь же смысложизненным ресурсом, человек 
может «вытащить себя из болота» любых психологических про­
блем, найдя точку опоры в себе самом. Для этого желательно, что­
бы жизненный смысл был не только осознанным, но и накрепко 
связанным с конкретным образом-«якорем» (зрительным, слухо­
вым образом и/или телесным ощущением), представляющим со­
бой своего рода психологический инструмент. Инструмент дей­
ствительно рабочий - для повседневной работы над собой, для 
решения конкретных проблем, позволяющий «подняться» над си­
туацией, стать выше трудностей - пусть и досадных, но все-таки 
преходящих. 

Итак, переходим к упражнению. Я расслабляюсь и сосредото­

чиваю внимание на телесных ощущениях... При этом окружающий 

мир для меня как бы растворяется... Я чувствую, как по мере рас­

слабления изменяются ощущения тела... Мое нынешнее

 «Я»

 также 

растворяется... Я ощущаю и представляю себя как бы бестелесным 

существом. В этом моем состоянии нет одиночества и проблем... нет 

490 

Глава 6 


background image

болезней и смерти... Это существование моего

 «Я»

 вне привычного 

тела... вне обычного времени и пространства... И в этом облике я хотя 
и не имею глаз, но могу видеть внутренним взором, хотя и не имею 

ушей, помогу слышать внутренним слухом. У меня имеется некото­

рая личная предыстория, и хотя я не думаю о ней в настоящее вре­
мя, но ощущаю ее присутствие и могу вернуться к ней впоследствии 

через это специфическое ощущение... В настоящее же время я готов­

люсь к тому, чтобы отправиться в некоторую экспедицию, чтобы 

выполнить важную миссию, ответственность за которую я на себя 
принимаю целиком и полностью... 

Я воспринимаю течение времени непосредственно, всем моим 

существом... Я понимаю сейчас, что время течет по-разному... В то 
время как в моем нынешнем состоянии может пройти несколько 

минут, по земному времени проходят долгие годы... Так что за не­

сколько коротких мгновений, пока длятся мои мысли, я могу окинуть 

мысленным взором целую человеческую жизнь и даже судьбы несколь­

ких поколений... И за это время я могу проследить, какая главная 
цель, как красная нить, проходит через эти годы и судьбы... И те­
перь я осознаю эту жизненную цель, чтобы помнить о ней и впослед­

ствии реализовать эту цель в своей жизни... И для этого я сам выби­

раю своих будущих родителей... других близких людей, которые бу­

дут сопровождать меня в грядущем. 

Отправляясь в свою земную «командировку», на некоторое 

время я спрячу эти свои воспоминания даже от себя... Но затем в 
определенный момент по достижении земного возраста совершен­
нолетия или другого особенного возрастного рубежа, за которым 
наступает внутренняя зрелость [называете ваш сегодняшний воз­

раст], они смогут автоматически восстановиться, чтобы я в пол­

ной мере смог осознать свою миссию, свое действительное предназ­
начение и действовать в жизни сообразно с этим... как и происхо­
дит сейчас... И это сопровождается и будет всегда в дальнейшем 
сопровождаться особым телесным ощущением, связанным с при­
сутствием и полным осознаванием моего внутреннего

 «Я»,

 моего 

предназначения... и особым зрительным образом-воспоминанием... 
и теми словами, которые я сейчас произношу для себя с особенной 
интонацией... И это именно то телесное ощущение, тот зритель­
ный образ и те слова и интонации, вместе с которыми я буду по­
мнить и знать о своем жизненном предназначении во время всего 

своего пребывания в этой миссии. 

Практические упражнения 

491