Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16638
Скачиваний: 272
◊ на уровне сознательном - к наиболее общим законам, из кото
рых выводятся частные закономерности;
◊ на уровне убеждений - к самым фундаментальным, базовым
морально-этическим, жизненным принципам;
◊ на уровне эмоций и ощущений тела - к определенному набору
воспроизводимых телесных ощущений, каждое из которых свя
зано с определенным функциональным состоянием и набором
эмоций.
Все они объединяются индивидуальным жизненным смыслом,
служащим ориентиром, путеводной нитью для перехода от «Я» к
«Мы», от уровня одной личности в сложный мир межличностных
взаимодействий, социальных отношений, в котором этот жизнен
ный смысл и реализуется.
Представляется существенным, что переход от одного устой
чивого состояния подобной динамической системы к другому (в
результате интеграции) может происходить через фазу хаотизации.
При этом переход к лучшему состоянию системы всегда вызывает
временное ухудшение ее состояния, сопровождаясь
сопротивлени
ем
системы изменению (Арнольд В.И., 1990). Применительно к лич
ности как сложной системе эта закономерность представляет собой
прямой аналог психоаналитического феномена сопротивления -
сопротивления разрешению психологической проблемы и исцеле
нию больной психики, известного в психокоррекции со времен
Фрейда. Для перехода к новому, адаптированному состоянию не
обходимо преодолеть своего рода психологический «потенциальный
энергетический барьер», отделяющий одно устойчивое состояние
системы от другого.
В соответствии с описанными принципами психика человека
ведет себя как открытая система, развивающаяся в направлении все
большей упорядоченности, интегративности, «приведения к обще
му знаменателю» разнородных составных частей такого сложного
и противоречивого образования, как личность. Но эта интеграция
частей личности отнюдь не означает их стандартизации, выравни
вания «под одну гребенку» - напротив, сочетается с большей внут
ренней свободой. Психика как система становится в целом более
устойчивой и адаптивной, более гибкой и в то же время более целе
устремленной, тем самым обеспечивая человеку и большую, чем ра
нее, результативность достижения поставленных целей, и больший
диапазон возможностей. Прежде всего следует говорить о достиже-
Практические упражнения
507
нии больших, чем ранее, возможностей саморегуляции - возмож
ности произвольно изменять свое состояние и поведение и исполь
зовать ресурсы - и тем самым о приобретении способности моби
лизовать в нужный момент все силы для достижения искомого ре
зультата.
Краеугольным камнем позитивной трансформации личности -
как в аспекте решения психокоррекционных задач, так и личностно
го роста, - является проблема интеграции. Как известно, в общеме
тодологическом аспекте интеграция является характерным свойством
живых систем (Г. Спенсер). У высших организмов она во многом
выступает в качестве принципа системообразования, его движущей
силы. При этом степень интеграции служит показателем уровня про
грессивного, эволюционного развития системы. Именно интеграция
снимает внутрисистемные противоречия, вызванные специализаци
ей отдельных элементов сложной системы и дифференциацией их
функций. Эта общебиологическая закономерность наиболее ярко
проявляется в работе нервной системы. Не случайно еще более полу
века назад психотерапевты упоминали о «базовой склонности живых
существ... к увеличению интеграции» (О.Н. Mowrer, цит. по К. Род
жерсу, 2002) как основе разрешения психологических проблем. В
психофизиологии, как подчеркивает В.А. Бароненко (1984), интег
рация понимается как процесс упорядочения, согласования и объе
динения структур и функций в целостном организме, на различных
уровнях его организации. В психокоррекции это в первую очередь
телесно-физиологический и эмоциональный уровни организации
психики, но также и когнитивный, и, наконец, наиболее значимый,
личностный - комплексно-интегративный, связывающий воедино,
объединяющий в себе все вышеперечисленные уровни.
Применительно к психике интеграция предполагает наличие
некоторого множества интрапсихических объектов, подвергаю
щихся переструктурированию, перестройке взаимных связей че
рез объединение. Так, у М.В. Молоканова (1993) находим следу
ющее определение: «Интеграция - это присоединение части к це
лому с целью согласованного взаимодействия всех частей. [...]
Несогласованно обычно действуют части нашего «Я», восприни
маемые нами в различных сферах». Истоки подобных представле
ний находим у Г.И. Гурджиева (1992) в его «мозаичной» модели
сознания: «Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание...
есть некое Я. Эти Я не связаны и не скоординированы друг с дру
гом... но каждое из них мнит себя представителем целого».
508
Глава 6
Понятие интеграции фигурирует в различных методах психо
коррекции; коротко его основные черты можно свести к следующим.
1) Конечный результат интеграции - разрешение внутрипсихи-
ческого конфликта, «коллапс двойственности» (Леонард Дж.,
Лаут Ф., 1993) или устранение внутренней «полярности», ам
бивалентности.
2) Способ его достижения - восстановление нарушенной ранее
коммуникации между сознанием и подсознанием, приводящее
к осознаванию вытеснявшегося до тех пор материала подсоз
нания. Так, М.В. Молоканов (1994) подчеркивает: «Интегра
ция происходит сама, как только мы позволяем себе выслушать
себя до конца».
3) Общий принцип устранения конфликта - сознательное при
нятие этого подсознательного содержания, ранее подавлявше
гося внутренней цензурой, или «превращение подавления в
благодарность» (Леонард Дж., Лаут Ф., 1993).
4) Механизм внутреннего примирения на сознательном уровне -
смена контекста (рефрейминг), на эмоциональном уровне -
смена полярности переживания, связанного с отношением к
проблеме, переключение с отрицательных эмоций на положи
тельные. В.В. Козлов (19936) подытоживает взгляды на меха
низм интеграции следующим образом: «Высвобожденный ма
териал прорабатывается и синтезируется как часть с целым в
положительном контексте».
С точки зрения физиологии, психокоррекционная интеграция
понимается в первую очередь как интеграция межполушарная. В
общем смысле, психологическая проблема проявляется как болез
ненное переживание неясности и неопределенности (Коттлер Дж.,
Браун Р., 2001), приводящее к амбивалентности, поляризации пси
хики. Это служит ярким проявлением рассогласования активности
левого и правого полушарий, неконгруэнтности или несовпадения
их «точек зрения» на один и тот же предмет. Причина подобного
отсутствия взаимопонимания между левополушарнои сознательной
и правополушарной подсознательной частями личности может быть
связана не только с неприемлемостью для сознания вытесненного,
подсознательного содержания. Нередко она кроется еще и в разли
чиях лево- и правополушарного мышления.
Практические упражнения
509
Левополушарный аналитический подход к решению проблем
требует не только логической непротиворечивости, но и определен
ности, четко структурированного и однозначного решения. Правое
же полушарие мыслит в интуитивных категориях возможности и
вероятности. Поэтому оно выстраивает свой вероятностный про
гноз, выражая его в невербально-образной форме. Подобный вари
ант решения может не приниматься левым полушарием, так как не
устраивает его: представляется либо необоснованным, либо слиш
ком размытым или допускающим неоднозначное истолкование. С
этой точки зрения, межполушарная интеграция как объединение со
знательного (словесно-логического) и подсознательного (образно-
интуитивного) представления проблемы является целью и резуль
татом психокоррекции. В различных методах психотерапии она опи
сывается по-разному. Можно упомянуть взгляд на интеграцию как
«закрытие гештальта» (Ф. Перлз), проявляющееся на когнитивном
уровне как внезапное озарение, ясное осознавание (инсайт), а на
уровне эмоциональном сопровождающееся эмоциональной разряд
кой («очищение», катарсис по Фрейду).
Тогда и только тогда, когда происходит интеграция, достигает
ся реальный психокоррекционный результат. В противном же слу
чае, несмотря на интенсивность приложенных усилий, можно рас
считывать лишь на кратковременную эмоциональную разрядку, не
сопровождающуюся действительной психологической трансформа
цией, личностным ростом (Сандомирский М.Е., 1994а). Человек мо
жет заниматься направленной визуализацией или медитацией, пе
реживать повторное рождение или выход за пределы своего мозга в
заполненные архетипами трансперсональные пространства, погру
жаться в мир осознанных сновидений или виртуальной реальности,
но достигать лишь иллюзорных результатов, которые развеивают
ся, как туман, после возвращения в обыденное состояние. Он может
открывать для своего сознания очень много подсознательного мате
риала - будь то абстрактные визуальные образы или конкретные био
графические сцены, - но если лед недоверия между сознанием и под
сознанием не растоплен, если их разделяет стена психологических
защит, то примирения между ними не происходит. И тогда, вернув
шись в привычное состояние, человек продолжает жить в непрекра
щающемся внутреннем конфликте. Измененные же состояния со
знания становятся для него лишь способом временного ухода от на
скучившей повседневной реальности (говоря словами поэта, «из
510
Глава 6
мира чахлой нищеты, где жены плакали и дети лепетали»), своего
рода виртуальными «мыльными операми». Как остроумно писал
А. Зиновьев (1991, с. 65), «сама мысль об удовлетворении потребно
сти становится равной процессу удовлетворения этой потребности».
Настоящий личностный рост, решение проблем собственно
психологических и духовных приносит лишь действительная ин
теграция. И тем самым преодолевается главный человеческий не
достаток - раздробленность, фрагментированность личности, кото
рую древние философы сравнивали с лоскутным одеялом. В терми
нах современной психологии это источник внутрипсихического
конфликта, связанный с конфликтом сознательно-подсознательным
или расщеплением сознательных устремлений и подсознательных
ресурсов (субличностей). Преодолеть «мозаичность» личности, по
крайней мере приспособиться к ней естественным образом помо
гают нам кинестетические ощущения: «Иллюзия единства или це
лостности создается у человека в первую очередь ощущением одно
го физического тела» (Успенский П.Д., 2002).
С одной стороны, эта раздробленность личности складывает
ся не случайно. Она является закономерным следствием обычного
процесса возрастного развития психики, его спонтанного, стихий
ного протекания и, в сущности, представляет собой естественное
проявление многосторонности, богатства человеческой натуры. Как
образно сказал об этом Н. Заболоцкий:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.
И когда мы говорим о личностном росте как обеспечении диа
лога с подсознанием и создании доступа к резервным возможнос
тям человека, мы имеем в виду именно использование положитель
ных сторон этого внутреннего разнообразия. С другой стороны,
именно подобная «мозаичность» личности, предрасполагающая к
ее диссоциации и фрагментированию, может служить источником
внутрипсихического конфликта. Нейтрализация этих потенциаль
но опасных моментов, действительное преодоление негативных по
следствий внутренней раздробленности требует от человека систе
матической, упорной работы над собой - выражаясь словами того
же П.Д. Успенского, «внутренней эволюции человека».
Практические упражнения
511