Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15607

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

◊ на уровне сознательном - к наиболее общим законам, из кото­

рых выводятся частные закономерности; 

◊ на уровне убеждений - к самым фундаментальным, базовым 

морально-этическим, жизненным принципам; 

◊ на уровне эмоций и ощущений тела - к определенному набору 

воспроизводимых телесных ощущений, каждое из которых свя­
зано с определенным функциональным состоянием и набором 
эмоций. 

Все они объединяются индивидуальным жизненным смыслом, 

служащим ориентиром, путеводной нитью для перехода от «Я» к 

«Мы», от уровня одной личности в сложный мир межличностных 

взаимодействий, социальных отношений, в котором этот жизнен­
ный смысл и реализуется. 

Представляется существенным, что переход от одного устой­

чивого состояния подобной динамической системы к другому (в 
результате интеграции) может происходить через фазу хаотизации. 

При этом переход к лучшему состоянию системы всегда вызывает 
временное ухудшение ее состояния, сопровождаясь

 сопротивлени­

ем

 системы изменению (Арнольд В.И., 1990). Применительно к лич­

ности как сложной системе эта закономерность представляет собой 
прямой аналог психоаналитического феномена сопротивления -
сопротивления разрешению психологической проблемы и исцеле­
нию больной психики, известного в психокоррекции со времен 

Фрейда. Для перехода к новому, адаптированному состоянию не­

обходимо преодолеть своего рода психологический «потенциальный 
энергетический барьер», отделяющий одно устойчивое состояние 
системы от другого. 

В соответствии с описанными принципами психика человека 

ведет себя как открытая система, развивающаяся в направлении все 
большей упорядоченности, интегративности, «приведения к обще­
му знаменателю» разнородных составных частей такого сложного 
и противоречивого образования, как личность. Но эта интеграция 
частей личности отнюдь не означает их стандартизации, выравни­
вания «под одну гребенку» - напротив, сочетается с большей внут­
ренней свободой. Психика как система становится в целом более 
устойчивой и адаптивной, более гибкой и в то же время более целе­
устремленной, тем самым обеспечивая человеку и большую, чем ра­

нее, результативность достижения поставленных целей, и больший 
диапазон возможностей. Прежде всего следует говорить о достиже-

Практические упражнения 

507 


background image

нии больших, чем ранее, возможностей саморегуляции - возмож­
ности произвольно изменять свое состояние и поведение и исполь­
зовать ресурсы - и тем самым о приобретении способности моби­
лизовать в нужный момент все силы для достижения искомого ре­
зультата. 

Краеугольным камнем позитивной трансформации личности -

как в аспекте решения психокоррекционных задач, так и личностно­
го роста, - является проблема интеграции. Как известно, в общеме­

тодологическом аспекте интеграция является характерным свойством 
живых систем (Г. Спенсер). У высших организмов она во многом 

выступает в качестве принципа системообразования, его движущей 
силы. При этом степень интеграции служит показателем уровня про­
грессивного, эволюционного развития системы. Именно интеграция 
снимает внутрисистемные противоречия, вызванные специализаци­

ей отдельных элементов сложной системы и дифференциацией их 
функций. Эта общебиологическая закономерность наиболее ярко 

проявляется в работе нервной системы. Не случайно еще более полу­
века назад психотерапевты упоминали о «базовой склонности живых 

существ... к увеличению интеграции» (О.Н. Mowrer, цит. по К. Род­
жерсу, 2002) как основе разрешения психологических проблем. В 
психофизиологии, как подчеркивает В.А. Бароненко (1984), интег­
рация понимается как процесс упорядочения, согласования и объе­
динения структур и функций в целостном организме, на различных 
уровнях его организации. В психокоррекции это в первую очередь 
телесно-физиологический и эмоциональный уровни организации 
психики, но также и когнитивный, и, наконец, наиболее значимый, 
личностный - комплексно-интегративный, связывающий воедино, 
объединяющий в себе все вышеперечисленные уровни. 

Применительно к психике интеграция предполагает наличие 

некоторого множества интрапсихических объектов, подвергаю­
щихся переструктурированию, перестройке взаимных связей че­
рез объединение. Так, у М.В. Молоканова (1993) находим следу­
ющее определение: «Интеграция - это присоединение части к це­
лому с целью согласованного взаимодействия всех частей. [...] 
Несогласованно обычно действуют части нашего «Я», восприни­
маемые нами в различных сферах». Истоки подобных представле­
ний находим у Г.И. Гурджиева (1992) в его «мозаичной» модели 
сознания: «Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание... 
есть некое Я. Эти Я не связаны и не скоординированы друг с дру­
гом... но каждое из них мнит себя представителем целого». 

508 

Глава 6 


background image

Понятие интеграции фигурирует в различных методах психо­

коррекции; коротко его основные черты можно свести к следующим. 

1) Конечный результат интеграции - разрешение внутрипсихи-

ческого конфликта, «коллапс двойственности» (Леонард Дж., 

Лаут Ф., 1993) или устранение внутренней «полярности», ам­

бивалентности. 

2) Способ его достижения - восстановление нарушенной ранее 

коммуникации между сознанием и подсознанием, приводящее 
к осознаванию вытеснявшегося до тех пор материала подсоз­
нания. Так, М.В. Молоканов (1994) подчеркивает: «Интегра­
ция происходит сама, как только мы позволяем себе выслушать 
себя до конца». 

3) Общий принцип устранения конфликта - сознательное при­

нятие этого подсознательного содержания, ранее подавлявше­
гося внутренней цензурой, или «превращение подавления в 
благодарность» (Леонард Дж., Лаут Ф., 1993). 

4) Механизм внутреннего примирения на сознательном уровне -

смена контекста (рефрейминг), на эмоциональном уровне -
смена полярности переживания, связанного с отношением к 
проблеме, переключение с отрицательных эмоций на положи­
тельные. В.В. Козлов (19936) подытоживает взгляды на меха­
низм интеграции следующим образом: «Высвобожденный ма­
териал прорабатывается и синтезируется как часть с целым в 
положительном контексте». 

С точки зрения физиологии, психокоррекционная интеграция 

понимается в первую очередь как интеграция межполушарная. В 
общем смысле, психологическая проблема проявляется как болез­
ненное переживание неясности и неопределенности (Коттлер Дж., 
Браун Р., 2001), приводящее к амбивалентности, поляризации пси­
хики. Это служит ярким проявлением рассогласования активности 
левого и правого полушарий, неконгруэнтности или несовпадения 

их «точек зрения» на один и тот же предмет. Причина подобного 
отсутствия взаимопонимания между левополушарнои сознательной 
и правополушарной подсознательной частями личности может быть 
связана не только с неприемлемостью для сознания вытесненного, 
подсознательного содержания. Нередко она кроется еще и в разли­
чиях лево- и правополушарного мышления. 

Практические упражнения 

509 


background image

Левополушарный аналитический подход к решению проблем 

требует не только логической непротиворечивости, но и определен­
ности, четко структурированного и однозначного решения. Правое 
же полушарие мыслит в интуитивных категориях возможности и 
вероятности. Поэтому оно выстраивает свой вероятностный про­
гноз, выражая его в невербально-образной форме. Подобный вари­
ант решения может не приниматься левым полушарием, так как не 
устраивает его: представляется либо необоснованным, либо слиш­
ком размытым или допускающим неоднозначное истолкование. С 
этой точки зрения, межполушарная интеграция как объединение со­

знательного (словесно-логического) и подсознательного (образно-

интуитивного) представления проблемы является целью и резуль­
татом психокоррекции. В различных методах психотерапии она опи­
сывается по-разному. Можно упомянуть взгляд на интеграцию как 

«закрытие гештальта» (Ф. Перлз), проявляющееся на когнитивном 

уровне как внезапное озарение, ясное осознавание (инсайт), а на 
уровне эмоциональном сопровождающееся эмоциональной разряд­
кой («очищение», катарсис по Фрейду). 

Тогда и только тогда, когда происходит интеграция, достигает­

ся реальный психокоррекционный результат. В противном же слу­

чае, несмотря на интенсивность приложенных усилий, можно рас­
считывать лишь на кратковременную эмоциональную разрядку, не 
сопровождающуюся действительной психологической трансформа­
цией, личностным ростом (Сандомирский М.Е., 1994а). Человек мо­
жет заниматься направленной визуализацией или медитацией, пе­
реживать повторное рождение или выход за пределы своего мозга в 

заполненные архетипами трансперсональные пространства, погру­

жаться в мир осознанных сновидений или виртуальной реальности, 
но достигать лишь иллюзорных результатов, которые развеивают­
ся, как туман, после возвращения в обыденное состояние. Он может 
открывать для своего сознания очень много подсознательного мате­
риала - будь то абстрактные визуальные образы или конкретные био­
графические сцены, - но если лед недоверия между сознанием и под­
сознанием не растоплен, если их разделяет стена психологических 
защит, то примирения между ними не происходит. И тогда, вернув­
шись в привычное состояние, человек продолжает жить в непрекра­
щающемся внутреннем конфликте. Измененные же состояния со­
знания становятся для него лишь способом временного ухода от на­
скучившей повседневной реальности (говоря словами поэта, «из 

510 

Глава 6 


background image

мира чахлой нищеты, где жены плакали и дети лепетали»), своего 
рода виртуальными «мыльными операми». Как остроумно писал 
А. Зиновьев (1991, с. 65), «сама мысль об удовлетворении потребно­
сти становится равной процессу удовлетворения этой потребности». 

Настоящий личностный рост, решение проблем собственно 

психологических и духовных приносит лишь действительная ин­
теграция. И тем самым преодолевается главный человеческий не­
достаток - раздробленность, фрагментированность личности, кото­
рую древние философы сравнивали с лоскутным одеялом. В терми­
нах современной психологии это источник внутрипсихического 
конфликта, связанный с конфликтом сознательно-подсознательным 
или расщеплением сознательных устремлений и подсознательных 
ресурсов (субличностей). Преодолеть «мозаичность» личности, по 
крайней мере приспособиться к ней естественным образом помо­
гают нам кинестетические ощущения: «Иллюзия единства или це­
лостности создается у человека в первую очередь ощущением одно­
го физического тела» (Успенский П.Д., 2002). 

С одной стороны, эта раздробленность личности складывает­

ся не случайно. Она является закономерным следствием обычного 
процесса возрастного развития психики, его спонтанного, стихий­
ного протекания и, в сущности, представляет собой естественное 
проявление многосторонности, богатства человеческой натуры. Как 
образно сказал об этом Н. Заболоцкий: 

Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 
Лишь именем одним я называюсь, -

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я - живой. 

И когда мы говорим о личностном росте как обеспечении диа­

лога с подсознанием и создании доступа к резервным возможнос­

тям человека, мы имеем в виду именно использование положитель­
ных сторон этого внутреннего разнообразия. С другой стороны, 
именно подобная «мозаичность» личности, предрасполагающая к 
ее диссоциации и фрагментированию, может служить источником 
внутрипсихического конфликта. Нейтрализация этих потенциаль­
но опасных моментов, действительное преодоление негативных по­
следствий внутренней раздробленности требует от человека систе­
матической, упорной работы над собой - выражаясь словами того 
же П.Д. Успенского, «внутренней эволюции человека». 

Практические упражнения 

511