Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15603

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Именно интеграция позволяет преодолеть внутреннюю про­

тиворечивость личности и творчески использовать ее разноплано­
вость. То и другое представляется следствием структурной не­
однородности личности, лежащей в основе внутрипсихических 
конфликтов. В разных методах психотерапии эта структурная не­
однородность описывалась как иерархическая организация созна­
тельных и бессознательных психических процессов - известные 
метафорические модели 3. Фрейда («вертикальная» модель: Су-
пер-Эго - Эго - Ид» и «горизонтальная» модель: сознание - пред-
сознание/цензура - бессознательное), Э. Берна («Родитель -
Взрослый - Ребенок») или Ф. Перлза («собака сверху - собака 
снизу»). Неоднородность личности лежащая в основе частных пси­
хологических проблем, описана в форме субличностей по Р. Ас-
саджиоли, вытесненных комплексов по К.Г. Юнгу, незавершен­
ных гештальтов по Ф. Перлзу, систем конденсированного опыта 
по С. Грофу, подавленных целостностей по В.В. Козлову, интра-
психических кластеров по М. Щербакову. Близкие представления 

о «мозаичности» личности упоминаются в духовно-философских 
практиках (Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский). 

Исходя из этих представлений, интеграция просто жизненно 

необходима для «наведения порядка» в психике человека. Именно 
интеграция способна открыть доступ к внутренним психологичес­
ким ресурсам, облегчить использование того неисчерпаемого богат­
ства - источника творческих способностей и внутренней мудрости, 
которое заложено в глубинах бессознательного. Она необходима и 

для того, чтобы устранить «расщепление» логики и эмоций, разума 

и тела (В. Райх, А. Лоуэн). Нужно подчеркнуть, что зачастую имен­
но телесно-психологическая интеграция, обращающаяся к подсоз­
нательным ресурсам напрямую, избегая чрезмерной интеллектуа­

лизации и бесплодного мудрствования, представляет собой кратчай­
ший путь к обретению человеком целостности, переживанию 
ощущения наполненности собственного существования смыслом. 
Чувство всепроникающего телесно-духовного единства, испытыва­

емого каждым человеком в счастливые минуты жизни, выразил в 
стихотворных строках О. Мандельштам: 

Дано мне тело. Что мне делать с ним? 

Таким единым и таким моим? 

За радость тихую дышать и жить 
Кого, скажите, мне благодарить? 

512 

Глава 6 


background image

И решение главной задачи психокоррекции - устранения 

внутреннего конфликта - достигается за счет интеграции проти­
востоящих друг другу частей личности и трансформации проти­
воречащих друг другу, взаимоисключающих и даже первоначаль­
но непримиримых убеждений. Происходит это путем обретения 
новой точки зрения, свежего понимания (сократовский или май-
евтический способ организации диалога - через противоречия к 
новому пониманию), достигаемого как в межличностном диало­
ге - в рамках коммуникации психотерапевта и пациента, так и во 
внутриличностном - как составляющая психологической самопо­
мощи (например, самодискутирование по А. Эллису) и личност­
ного роста. Тем самым

 интеграция на психофизиологическом уров­

не является синонимом и психокорреционной трансформации лич­
ности, и личностного роста. 

С точки зрения подобного

 интегративного подхода,

 рецепт 

психокоррекции, психологической саморегуляции и личностно­
го роста, по сути, весьма прост. Это процесс, состоящий из двух 
этапов. 

Задача первого из них - поднять из бессознательных глубин на 

поверхность сознания

 материал для последующей интеграции.

 Спо­

соб же выполнения этой задачи - погружение в измененное состоя­
ние сознания, в состояние «правополушарности» или «переключе­
ние каналов» восприятия (А. Минделл). В его основе лежит переход 
от обыденного преобладания словесно-логического (дискурсивно­
го) мышления к образному - деактуализация логического мышле­
ния, дерефлексия (В. Франкл). Но переход не тотальный, не исклю­
чающий полностью логического мышления (как это происходит в 
состоянии обычного сна со сновидениями или патологических из­
мененных состояний сознания - алкогольных, наркотических), а при 
сохранении его участия в переработке информации, которое просто 
отходит на второй план. Тем самым создается «объемность» осозна-

вания, по выражению О.П. Лавровой (2002), которая и обеспечива­
ет взаимопроникновение, согласование и объединение исходно про­
тивостоящих друг другу точек зрения, разрешение внутреннего про­
тиворечия. Подобное психокоррекционное измененное состояние 
сознания, используемое в технологиях личностного роста, как пра­
вило, является относительно неглубоким, в том числе по степени 
достигаемой возрастной регрессии. Оно соответствует регрессии к 
раннему детскому возрасту, но при этом к такому возрасту, в кото­
ром уже присутствует самоосознавание. 

Практические упражнения  5 1 3 

1 7 - 11116 


background image

Второй этап - возврат к обычному режиму функционирова­

ния психики человека, вышедшего из «виртуального» ранне-детс­
кого возраста, к логически-опосредованному способу протекания 
психических процессов. Но возврат уже на новом уровне осознава-
ния, опирающийся на переосмысление полученного интуитивно-
образного материала,

 интеграцию левополушарных и правополушар-

ных процессов.

 Осознавание, сопровождающееся реструктурирова­

нием на подсознательном уровне - «шаг навстречу» сознания и 
подсознания, снятие внутреннего напряжения и разрешение внут-
рипсихического конфликта. 

С физиологической же точки зрения, рецепт внутриличност-

ной трансформации, особенно реализуемый с помощью телесно-ори­
ентированных методов психокоррекции, еще более прост и материа­

лен: это практическое применение знаний о функциональной асим­
метрии мозга и связанной с этим «асимметрии» сознания. Создается 
своеобразная эстафета активности левого и правого полушарий: со­
знательно управляя через речевое, левое полушарие состоянием под­
сознательного - правого, мы формируем в нем своего рода устойчи­
вый «очаг позитивной убежденности» (на физиологическом уровне 
этому соответствует феномен доминанты по А.А. Ухтомскому, на 
психологическом - установки по Д.Н. Узнадзе), который в последу­
ющем создает положительный психоэмоциональный настрой, подав­
ляя негативные мысли и чувства, помогая человеку оптимистично 
смотреть в будущее и добиваться реализации своих целей в соответ­
ствии с осознаваемым жизненным смыслом. Иными словами, в «ми­
нуты силы», в состоянии психологического комфорта сознание воз­
действует на подсознание, создавая доступ к подсознательным ре­
сурсам и выстраивая связи между последними; в свою очередь, 
подсознание затем поддерживает сознательную часть личности в ее 

«минуты слабости», предоставляя психологические ресурсы, необ­

ходимые для успешной деятельности. 

С этой позиции самоактуализация и личностный рост пред­

ставляют собой воплощение принципа опоры на собственные силы, 
помогая человеку полнее использовать потенциальные возможнос­
ти собственной личности. При этом важно гармоничное соотно­
шение левополушарных и правополушарных составляющих лично­
стного роста. Как принято считать в гуманистической, личност-

но-центрированной психотерапии, у человека имеются две разные 
мотивационные системы, являющиеся движущей силой его лично-

514 

Глава 6 


background image

стного роста: «организмическая тенденция актуализации и созна­
тельное это» (Нельсон-Джоунс Р., 2002). Рациональное левое полу­
шарие, выступая в такой роли, как обеспечение развития личности, 
отражает универсальную тенденцию к самоактуализации как стрем­
ление к все большей организации и упорядоченности (по К. Род­
жерсу). Правополушарные же мозговые механизмы реализуют иное 
направление личностного роста - врожденное, природно-естествен-
ное стремление к свободе («рефлекс свободы», по И.П. Павлову). С 
ним связаны такие характеристики, как спонтанность, в определен­
ной мере - хаотичность (как показывают современные естественно­
научные концепции, любой хаос, несмотря на кажущуюся беспоря­
дочность и непредсказуемость, на самом деле содержит в себе в скры­
том виде чрезвычайно сложный порядок). 

Если левополушарные механизмы личностного роста направ­

лены на достижение одномерной или плоскостной упорядоченнос­
ти, умения владеть собой и планировать свои действия, то правопо­
лушарные - на создание объемной, многомерной организации пси­
хики, основы творческого поиска и нестандартных решений. Именно 

последнее позволяет сознательной части личности получить доступ 
к скрытым в подсознании внутренним психологическим ресурсам 
для расширения возможностей выбора, преодоления навязанных 
обществом шаблонов поведения и внушенных стандартизованных 

убеждений или условий ценности (К. Роджерс), заставляющих че­
ловека стереотипно думать и действовать и даже пытающихся зас­
тавить его чувствовать «как все». 

Проблемы общества 
и психологическая самопомощь 

В сегодняшнем динамичном, быстро меняющемся мире все 

более очевидной становится неуклонно возрастающая потребность 
людей в психологической помощи, актуальная буквально для каж­
дого человека. А связано это, как ни парадоксально покажется на 
первый взгляд, с научно-техническим прогрессом и вызванными им 

внешним, кажущимся облегчением и упрощением (а на самом деле 
внутренним усложнением) повседневной жизни человека. Техни­

ческий прогресс не только создает условия жизни, недостаточно 

Практические упражнения 515 

17* 


background image

адекватные природному устройству человеческого организма, но и 
в определенной мере способствует духовному регрессу. Переход от 

духа к технике, по О. Шпенглеру, характеризует старение цивили­

зации (Липкин А.И., 1993), ее духовный упадок, который подрыва­
ет и душевное здоровье общества. 

В отягощение проблемы душевного здоровья современного че­

ловека вносят свой вклад разнообразные факторы технического про­

гресса общества (информационная перегрузка, интенсификация и 
в то же время формализация межличностных контактов, которые 
все в большей мере становятся дистанционными, осуществляемы­
ми при посредстве современных электронных средств связи, уско­
рение темпа жизни вкупе с десинхронозом и др.), подробно рассмот­
ренные нами при описании психоэкологической модели душевных 
и телесных расстройств. Во многом с этим связано то, что в странах 
экономически более развитых, с более высоким уровнем жизни -
как в Европе (прежде всего в Германии и странах Скандинавии), 
так и в Америке (в первую очередь США), - отмечается большая 
распространенность депрессии и пограничных нервно-психических 
расстройств, особенно тревожных. Именно депрессивные и тревож­
ные расстройства, нередко в сочетании друг с другом (так называе­
мая «тревожная депрессия»), являются основными диагнозами сре­

ди душевных болезней, регистрируемых в США (Lydiard R.B., 

Brawman-Mintzer О., 1998). При этом ожидается, что в ближайшие 

годы бремя депрессии и ее осложнений будет только возрастать 
(Sartorius N., 2002), несмотря на современную медикаментозную те­
рапию. В результате в ближайшие 15-20 лет ожидается перемеще­
ние депрессии на второе место среди всех причин временной не­
трудоспособности населения (Christodoulou G.N. e.a., 2002). И это 
не случайно - ведь с ускорением технического прогресса все чаще 
звучат предупреждения об «эпидемии» душевных расстройств, о 
депрессии говорят как «психологической чуме» XXI века. Вслед за 

К. Краузе-Гирт (2003) приведем выдержку из доклада Всемирной 

организации здравоохранения за 2001 год: «Ментальное здоровье 
является решающим фактором общего благополучия людей, обще­
ства и стран... Мир страдает от увеличения груза ментальных забо­
леваний и растущего несоответствия лечения. Ментальные заболе­
вания стали четвертой из десяти лидирующих причин инвалиднос­
ти в мире. Этот увеличивающийся груз приводит к колоссальным 
потерям в виде человеческой нищеты, инвалидности и экономичес­

ких потерь». 

516 

Глава 6