Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16636
Скачиваний: 272
Именно интеграция позволяет преодолеть внутреннюю про
тиворечивость личности и творчески использовать ее разноплано
вость. То и другое представляется следствием структурной не
однородности личности, лежащей в основе внутрипсихических
конфликтов. В разных методах психотерапии эта структурная не
однородность описывалась как иерархическая организация созна
тельных и бессознательных психических процессов - известные
метафорические модели 3. Фрейда («вертикальная» модель: Су-
пер-Эго - Эго - Ид» и «горизонтальная» модель: сознание - пред-
сознание/цензура - бессознательное), Э. Берна («Родитель -
Взрослый - Ребенок») или Ф. Перлза («собака сверху - собака
снизу»). Неоднородность личности лежащая в основе частных пси
хологических проблем, описана в форме субличностей по Р. Ас-
саджиоли, вытесненных комплексов по К.Г. Юнгу, незавершен
ных гештальтов по Ф. Перлзу, систем конденсированного опыта
по С. Грофу, подавленных целостностей по В.В. Козлову, интра-
психических кластеров по М. Щербакову. Близкие представления
о «мозаичности» личности упоминаются в духовно-философских
практиках (Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский).
Исходя из этих представлений, интеграция просто жизненно
необходима для «наведения порядка» в психике человека. Именно
интеграция способна открыть доступ к внутренним психологичес
ким ресурсам, облегчить использование того неисчерпаемого богат
ства - источника творческих способностей и внутренней мудрости,
которое заложено в глубинах бессознательного. Она необходима и
для того, чтобы устранить «расщепление» логики и эмоций, разума
и тела (В. Райх, А. Лоуэн). Нужно подчеркнуть, что зачастую имен
но телесно-психологическая интеграция, обращающаяся к подсоз
нательным ресурсам напрямую, избегая чрезмерной интеллектуа
лизации и бесплодного мудрствования, представляет собой кратчай
ший путь к обретению человеком целостности, переживанию
ощущения наполненности собственного существования смыслом.
Чувство всепроникающего телесно-духовного единства, испытыва
емого каждым человеком в счастливые минуты жизни, выразил в
стихотворных строках О. Мандельштам:
Дано мне тело. Что мне делать с ним?
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
512
Глава 6
И решение главной задачи психокоррекции - устранения
внутреннего конфликта - достигается за счет интеграции проти
востоящих друг другу частей личности и трансформации проти
воречащих друг другу, взаимоисключающих и даже первоначаль
но непримиримых убеждений. Происходит это путем обретения
новой точки зрения, свежего понимания (сократовский или май-
евтический способ организации диалога - через противоречия к
новому пониманию), достигаемого как в межличностном диало
ге - в рамках коммуникации психотерапевта и пациента, так и во
внутриличностном - как составляющая психологической самопо
мощи (например, самодискутирование по А. Эллису) и личност
ного роста. Тем самым
интеграция на психофизиологическом уров
не является синонимом и психокорреционной трансформации лич
ности, и личностного роста.
С точки зрения подобного
интегративного подхода,
рецепт
психокоррекции, психологической саморегуляции и личностно
го роста, по сути, весьма прост. Это процесс, состоящий из двух
этапов.
Задача первого из них - поднять из бессознательных глубин на
поверхность сознания
материал для последующей интеграции.
Спо
соб же выполнения этой задачи - погружение в измененное состоя
ние сознания, в состояние «правополушарности» или «переключе
ние каналов» восприятия (А. Минделл). В его основе лежит переход
от обыденного преобладания словесно-логического (дискурсивно
го) мышления к образному - деактуализация логического мышле
ния, дерефлексия (В. Франкл). Но переход не тотальный, не исклю
чающий полностью логического мышления (как это происходит в
состоянии обычного сна со сновидениями или патологических из
мененных состояний сознания - алкогольных, наркотических), а при
сохранении его участия в переработке информации, которое просто
отходит на второй план. Тем самым создается «объемность» осозна-
вания, по выражению О.П. Лавровой (2002), которая и обеспечива
ет взаимопроникновение, согласование и объединение исходно про
тивостоящих друг другу точек зрения, разрешение внутреннего про
тиворечия. Подобное психокоррекционное измененное состояние
сознания, используемое в технологиях личностного роста, как пра
вило, является относительно неглубоким, в том числе по степени
достигаемой возрастной регрессии. Оно соответствует регрессии к
раннему детскому возрасту, но при этом к такому возрасту, в кото
ром уже присутствует самоосознавание.
Практические упражнения 5 1 3
1 7 - 11116
Второй этап - возврат к обычному режиму функционирова
ния психики человека, вышедшего из «виртуального» ранне-детс
кого возраста, к логически-опосредованному способу протекания
психических процессов. Но возврат уже на новом уровне осознава-
ния, опирающийся на переосмысление полученного интуитивно-
образного материала,
интеграцию левополушарных и правополушар-
ных процессов.
Осознавание, сопровождающееся реструктурирова
нием на подсознательном уровне - «шаг навстречу» сознания и
подсознания, снятие внутреннего напряжения и разрешение внут-
рипсихического конфликта.
С физиологической же точки зрения, рецепт внутриличност-
ной трансформации, особенно реализуемый с помощью телесно-ори
ентированных методов психокоррекции, еще более прост и материа
лен: это практическое применение знаний о функциональной асим
метрии мозга и связанной с этим «асимметрии» сознания. Создается
своеобразная эстафета активности левого и правого полушарий: со
знательно управляя через речевое, левое полушарие состоянием под
сознательного - правого, мы формируем в нем своего рода устойчи
вый «очаг позитивной убежденности» (на физиологическом уровне
этому соответствует феномен доминанты по А.А. Ухтомскому, на
психологическом - установки по Д.Н. Узнадзе), который в последу
ющем создает положительный психоэмоциональный настрой, подав
ляя негативные мысли и чувства, помогая человеку оптимистично
смотреть в будущее и добиваться реализации своих целей в соответ
ствии с осознаваемым жизненным смыслом. Иными словами, в «ми
нуты силы», в состоянии психологического комфорта сознание воз
действует на подсознание, создавая доступ к подсознательным ре
сурсам и выстраивая связи между последними; в свою очередь,
подсознание затем поддерживает сознательную часть личности в ее
«минуты слабости», предоставляя психологические ресурсы, необ
ходимые для успешной деятельности.
С этой позиции самоактуализация и личностный рост пред
ставляют собой воплощение принципа опоры на собственные силы,
помогая человеку полнее использовать потенциальные возможнос
ти собственной личности. При этом важно гармоничное соотно
шение левополушарных и правополушарных составляющих лично
стного роста. Как принято считать в гуманистической, личност-
но-центрированной психотерапии, у человека имеются две разные
мотивационные системы, являющиеся движущей силой его лично-
514
Глава 6
стного роста: «организмическая тенденция актуализации и созна
тельное это» (Нельсон-Джоунс Р., 2002). Рациональное левое полу
шарие, выступая в такой роли, как обеспечение развития личности,
отражает универсальную тенденцию к самоактуализации как стрем
ление к все большей организации и упорядоченности (по К. Род
жерсу). Правополушарные же мозговые механизмы реализуют иное
направление личностного роста - врожденное, природно-естествен-
ное стремление к свободе («рефлекс свободы», по И.П. Павлову). С
ним связаны такие характеристики, как спонтанность, в определен
ной мере - хаотичность (как показывают современные естественно
научные концепции, любой хаос, несмотря на кажущуюся беспоря
дочность и непредсказуемость, на самом деле содержит в себе в скры
том виде чрезвычайно сложный порядок).
Если левополушарные механизмы личностного роста направ
лены на достижение одномерной или плоскостной упорядоченнос
ти, умения владеть собой и планировать свои действия, то правопо
лушарные - на создание объемной, многомерной организации пси
хики, основы творческого поиска и нестандартных решений. Именно
последнее позволяет сознательной части личности получить доступ
к скрытым в подсознании внутренним психологическим ресурсам
для расширения возможностей выбора, преодоления навязанных
обществом шаблонов поведения и внушенных стандартизованных
убеждений или условий ценности (К. Роджерс), заставляющих че
ловека стереотипно думать и действовать и даже пытающихся зас
тавить его чувствовать «как все».
Проблемы общества
и психологическая самопомощь
В сегодняшнем динамичном, быстро меняющемся мире все
более очевидной становится неуклонно возрастающая потребность
людей в психологической помощи, актуальная буквально для каж
дого человека. А связано это, как ни парадоксально покажется на
первый взгляд, с научно-техническим прогрессом и вызванными им
внешним, кажущимся облегчением и упрощением (а на самом деле
внутренним усложнением) повседневной жизни человека. Техни
ческий прогресс не только создает условия жизни, недостаточно
Практические упражнения 515
17*
адекватные природному устройству человеческого организма, но и
в определенной мере способствует духовному регрессу. Переход от
духа к технике, по О. Шпенглеру, характеризует старение цивили
зации (Липкин А.И., 1993), ее духовный упадок, который подрыва
ет и душевное здоровье общества.
В отягощение проблемы душевного здоровья современного че
ловека вносят свой вклад разнообразные факторы технического про
гресса общества (информационная перегрузка, интенсификация и
в то же время формализация межличностных контактов, которые
все в большей мере становятся дистанционными, осуществляемы
ми при посредстве современных электронных средств связи, уско
рение темпа жизни вкупе с десинхронозом и др.), подробно рассмот
ренные нами при описании психоэкологической модели душевных
и телесных расстройств. Во многом с этим связано то, что в странах
экономически более развитых, с более высоким уровнем жизни -
как в Европе (прежде всего в Германии и странах Скандинавии),
так и в Америке (в первую очередь США), - отмечается большая
распространенность депрессии и пограничных нервно-психических
расстройств, особенно тревожных. Именно депрессивные и тревож
ные расстройства, нередко в сочетании друг с другом (так называе
мая «тревожная депрессия»), являются основными диагнозами сре
ди душевных болезней, регистрируемых в США (Lydiard R.B.,
Brawman-Mintzer О., 1998). При этом ожидается, что в ближайшие
годы бремя депрессии и ее осложнений будет только возрастать
(Sartorius N., 2002), несмотря на современную медикаментозную те
рапию. В результате в ближайшие 15-20 лет ожидается перемеще
ние депрессии на второе место среди всех причин временной не
трудоспособности населения (Christodoulou G.N. e.a., 2002). И это
не случайно - ведь с ускорением технического прогресса все чаще
звучат предупреждения об «эпидемии» душевных расстройств, о
депрессии говорят как «психологической чуме» XXI века. Вслед за
К. Краузе-Гирт (2003) приведем выдержку из доклада Всемирной
организации здравоохранения за 2001 год: «Ментальное здоровье
является решающим фактором общего благополучия людей, обще
ства и стран... Мир страдает от увеличения груза ментальных забо
леваний и растущего несоответствия лечения. Ментальные заболе
вания стали четвертой из десяти лидирующих причин инвалиднос
ти в мире. Этот увеличивающийся груз приводит к колоссальным
потерям в виде человеческой нищеты, инвалидности и экономичес
ких потерь».
516
Глава 6