Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16632
Скачиваний: 272
Продолжающиеся изменения (как считают некоторые авторы,
«прогрессивная деградация») современной семьи и общества в це
лом приводят к все большей индивидуализации человеческого су
ществования - по принципу «каждый сам за себя» (на глубинном
психологическом уровне это связано с отрывом человека от природ
ных корней, с отчуждением от своего духовного естества). И тогда,
задумываясь о смысле собственного существования, современный
человек зачастую с горьким осадком на душе обнаруживает, что
смысл этот для него неясен, порой же с чувством тоски и безысход
ности осознает иллюзорность жизненного смысла или его отсут
ствие. Бессмысленность, неприкаянность и невостребованность
приводят человека к мысли, что сам он «напрасен» (С. Соколов).
Очевидно, что психологические проблемы во многом связаны
с проблемами общества и являются психологической социопатоло-
гией (Н.Р. Кеппе, К.Б. Пачеко), своего рода побочным продуктом
приспособления личности к обществу, ее институционализации. На
это обращают внимание многие психотерапевты, особенно предста
вители телесно-ориентированной психотерапии, так как проблема
тотальной разъединенности людей оказывается для них особенно
актуальной («ближе к телу»). Сошлемся на авторитет А. Лоуэна, по
мнению которого развитие современной технологии, приводящее к
изменению всего уклада жизни, нарушает гармонию семейных от
ношений и тем самым еще в детском возрасте закладывает основу
дисгармонии личности. «Отчуждение человека от его ближних, от
природы и от его собственного тела - отчуждение, которое начи
нается на самых ранних этапах жизни, в отношениях матери с ре
бенком» (Лоуэн А., 2002). Как сказал об этом П. Вайнцвайг (1994),
«характерной чертой невротической личности XX века является не
способность любить. Самое тягостное зло современности заключа
ется, вероятно, в отсутствии тепла и любви». Более того, этот эмо
циональный дефицит становится всеобъемлющим благодаря тому,
что он передается от родителей детям по механизму социального
наследования: «Нехватка тепла и любви к растущим детям проис
текает из родительской неспособности испытывать эти чувства под
бременем своих собственных неврозов. [...] Невротические тенден
ции, подобно генетическим признакам, передаются от поколения к
поколению...» (там же).
Любое современное информационно-бюрократическое обще
ство - а в «развитых» странах Запада это проявляется наиболее на-
Практические упражнения
517
глядно - устроено так, что оно невольно пытается смягчить соци
альные проблемы за счет большей однородности, стандартизации
сознания своих граждан. По возможности уравнять всех членов об
щества во взглядах и жизненных ценностных установках - значит
сделать их предсказуемыми и тем самым - косвенно - более управ
ляемыми. Попытаться в определенной степени как бы «зомбиро
вать» людей общими идеалами (например, накопления/потребле
ния) или анти-идеалами (в частности, образом общенационального
«врага»), то есть сплотить общество, манипулируя древними, пер
вичными механизмами психики на уровне инстинктов и базовых
потребностей - такими, как стадный инстинкт (У. МакДауголл), ак
тивизирующийся противопоставлением «свой-чужой», или потреб
ность в принадлежности (А. Маслоу), тесно связанная с потребнос
тями в защите/безопасности и любви/уважении. В форме же при
надлежности к определенной социальной группе эта потребность
трансформируется в культ материального успеха и «гонку» потреб
ления. (Недостаточное удовлетворение данной потребности в сфе
ре социальных или семейных отношений делает человека потенци
альной жертвой многочисленных сект и деструктивных культов.)
А для этого индивидуальное сознание каждого члена общества
необходимо «выровнять под одну гребенку» сознания массового.
Для достижения подобной цели необходимо добиться, чтобы как
можно больше людей подчинялось «мэйнстриму», разделяло при
нятые в обществе стереотипы и мифы массового сознания или, по
выражению Р.И. Нигматулина (2002), «чтобы большинство... дума
ло «как надо» или не думало вовсе». Поэтому распространение мас
совой, «усредненной» культуры и примитивизацию общественного
сознания можно сравнить с экологическим бедствием. Для обще
ства «развитого», техногенного, общества массового потребления и
массовой информации сам способ его существования - причем в эко
номической сфере даже больше, чем в политической, - требует
уменьшить проявления интеллектуальной независимости людей
(особенно показательно в этом плане воздействие средств массовой
информации). Заблокировать у многих членов общества «вредную»
привычку думать самостоятельно означает под действием рекламы
превратить их в потребителей как материальных, так и интеллекту
альных полуфабрикатов.
Типичным феноменом массового сознания становится стандар
тизация личности вкупе со снижением общекультурного уровня,
518
Глава 6
названная еще 3. Фрейдом «психологической нищетой масс», а со
временными авторами - «процессом расчеловечивания» (Скатов Н„
2001). Пожалуй, наиболее ярко этот процесс описан Э. Фроммом
(1989): «Человек перестает быть самим собой, полностью усваива
ет тот тип личности, который предлагается моделями культуры, и
целиком становится таким, каким его ожидают видеть другие». От
сюда, по Фромму, вытекает еще один феномен - социальной по
корности или конформизма как способа невротического «бегства от
свободы». А покорность, как отмечает А.Н. Моховиков (1999), по
рождает феномен «социального оглупления», тяготения к более при
митивным социальным группам (ассортивности), подчинения боль
шинству не только во внешнем плане, но и в интеллектуальном:
«Каждый надевает на себя одинаковую безликую одежду, в кото
рой нет отличий и заметен только уныло-однообразный ряд Мы. При
массовой покорности появляются люди-автоматы, люди-винтики,
и гипотетические наблюдатели тогда оказываются на самом гиган
тском аутодафе, которое придумало человечество, - тотальном унич
тожении множества индивидуальных Я».
Отсюда в обществе создается «послушное агрессивное боль
шинство» или слой людей примитивно-приземленных, без духов
ных запросов. Это люди, которые стремятся жить «как все», «не вы
деляться». Именно поэтому они готовы преследовать тех, кто не
похож на них как по образу жизни, так и по образу мыслей, чье су
ществование бросает вызов выхолащиванию духовной основы жиз
ни. «Человек, находящийся в общественном месте, является как бы
автоматом, подчиняющимся общим правилам и выполняющим об
щепринятые обычаи» (Бехтерев В.М., 1994).
В обществе создается культ материального успеха одновремен
но с пренебрежением ко многим «нематериальным» сферам жизни.
Конформизм и потребность во внешней оценке (как у ребенка, нуж
дающегося во внимании взрослых) приводят к тому, что «средний»
человек, который стремится жить «как все», начинает вести демон
стративный, «показушный», инфантильно-истероидный образ жиз
ни: «семья напоказ» - «женщина напоказ» - «ребенок напоказ» - и
наконец, собственная персона «напоказ» (юнговская «Маска»).
Что в этом плохого? Когда собственное «Я» ориентировано
преимущественно на мнение других людей, его не остается для себя
самого. А это значит, что у человека не сформировано представле
ние о собственном «Я» - в первую очередь о своем предназначе-
Практические упражнения
519
нии и жизненном смысле. Отсюда - внутренняя раздвоенность,
«расщепление» между разумной, левополушарной частью лич
ности («Я успешен... Я лидер... У меня все в порядке...») и ее эмо
циональной, правополушарной частью, рассудку неподконтроль
ной и самообману неподвластной («А кому до этого есть дело...
А кому вообще ты нужен... А нужно ли это тебе самому... Зачем
ВСЕ это вообще, ради чего? Ведь жизнь проходит... Проходит в
этой суете»).
Типичным порождением такого образа жизни становится че
ловек, на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизнен
ном смысле (точнее, приспособившийся, приземленный) и инфан
тильный в духовном. Отсюда «всплески» нерационального поведе
ния (особенно зависимости - алкоголизм, наркомания, гэмблинг,
экстремальные развлечения, в конце концов, та же интернет-зави
симость - как протест против серости жизни и попытка отгородить
ся от реальности). Отсюда и мистико-эзотерическая податливость -
как проявление инфантильного «магического» мышления (наивно-
детское ожидание чуда, мгновенного изменения, «просветления») и
потребность в «учителе» (на самом деле поиск готовых, универсаль
ных ответов на все жизненные вопросы как перенос ответственнос
ти на чужие плечи).
В чем причина подобной человеческой стандартизации и по
корности? В «пережитках детства», в отзвуках родительского вос
питания и давлении Супер-Эго, благодаря которому люди, сравни
вая себя с другими, склонны подвергать себя поистине губительной
самокритике и самоуничижению, удушающим личностный рост и
ведущим к неврозу (А. Эллис). Происходит это тогда, когда чело
век является в полном смысле слова продуктом современного об
щества - когда он внутренне недостаточно гармоничен, когда он не
«заземлен», не уверен в себе, является рабом собственных эмоций и
жизнь его недостаточно осмысленна. И тогда он теряет себя, свою
«самость». Тогда человек не находит в себе сил для того, чтобы ос
порить общепринятые заблуждения и пойти наперекор общему мне
нию, если оно является ошибочным, тогда он становится игрушкой
в руках манипуляторов или жертвой обстоятельств. По словам
Р. Кийосаки и Ш. Лектер (2001), именно «страх быть осмеянными
заставляет людей не выделяться и не ставить под сомнение обще
принятые взгляды и тенденции».
Таким образом, социальная покорность базируется на интел
лектуальной несамостоятельности, которая становится нормой жиз-
520
Глава 6
ни современного человека, воспринимающего стереотипы, внушен
ные ему средствами массовой информации, как собственные мысли.
Последнее, в свою очередь, связано с тем, что «личность, подавлен
ная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней само
стоятельности... отрекается от поиска собственной позиции» (Бон-
геффер Д., 1989). Обратная же сторона всех этих процессов массо
вого сознания, отражающих постепенное стирание человеческой
индивидуальности из-за ее подавления обществом, - кризис поли
тической организации, напрямую связанный с кризисом личности
(Шестопал Е.Б., 1988). Личность, в свою очередь, платит обществу
той же монетой - социальным отчуждением, пассивностью, потерей
веры в пропагандируемые обществом ценности, а также потерей до
верия к власти и отказом этой власти в поддержке, вызванным неве
рием в то, что личное участие может хоть как-то повлиять на поли
тический процесс.
Инструментом стандартизации сознания в нашем обществе
становятся средства массовой информации (не случайно еще
А. Маслоу в качестве одной из важных черт самоактуализирован
ной личности выделял ее независимость от информационного дав
ления - ориентацию человека в первую очередь на собственное
мнение, автономность его оценок и самостоятельность суждений).
Подчеркнем, что распространяемые СМИ сюжеты о жестокости и
насилии нарушают эмоциональное развитие детей и подростков,
приводя к размыванию понятий добра и зла и возрастанию обще
го «деструктивного потенциала» личности (Масагутов P.M., 2002).
Личность, формирующаяся в подобных условиях, страдает недо
статочной способностью к эмпатии, неумением поставить себя на
место другого человека (связанными с негармоничным, избыточ
ным левополушарным доминированием). Все это приводит к воз
растанию в обществе жестокости и агрессии, превознесению культа
силы и дефициту человечности.
Естественно, что многие люди инстинктивно пытаются защи
щаться от информационного давления с помощью его вытеснения,
блокирования восприятия (эти механизмы психологической защи
ты срабатывают на интуитивно-автоматическом уровне). В резуль
тате человек все больше самоизолируется от общества - ценой утра
ты способности к сопереживанию, сочувствию, искренности и под
линному взаимопониманию в отношениях со значимыми другими
(«интимности», по Э. Берну), ценой «механизации» душевной жиз-
Практические упражнения
521