Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15601

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Слияние (конфлуэнция) -

 близкий к вышеописанному меха­

низм, благодаря которому человек настолько проникается установ­
ками другой личности, что становится от нее психологически зави­
симым. Он как бы живет чужим мнением, теряет собственное «Я», 
сливается с другим человеком (вспомним чеховскую «Душечку»). 
Это аналогично тому, как детское незрелое еще «Я» стремится к сли­
янию со взрослым, родительским. 

Дефлексия (уклонение)

 - уход от общения с окружающими, 

закрытость (поведение испуганного или застенчивого ребенка), 
либо уход от искренности - надевание на себя маски, формаль­
ность контактов под видом заинтересованности в общении, ра­
зыгрывание демонстративной роли (детское игровое общение), 
либо уход от конфликтов и стремление всячески их заглаживать, 
гипертрофированный конформизм (поведение послушного ре­
бенка). 

Ретрофлексия

 - в тех случаях, когда человек сталкивается с 

невозможностью, запретом удовлетворения каких-либо своих стрем­
лений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию 
на себя самого (эффект бумеранга). В частности, подобным обра­
зом блокированные, замороженные эмоции напрямую приводят к 
формированию психосоматических нарушений. На словесном уров­
не это часто сопровождается самообвинением. Подобно тому, как 
ребенок «воспитывает» куклу, повторяя сердитые слова родителей, 
ранее обращенные к нему самому, так впоследствии, уже став взрос­

лым, человек продолжает «воспитывать» себя, повторяя критичес­
кие интонации, перенятые им в детстве от родителей. Первоначаль­

ные звенья цепочки рассуждений, образующей критически-воспи­
тательные нотации, могут протекать на уровне непроизвольно 
всплывающих, так называемых автоматических мыслей. Источни­
ки подобных аберраций мышления (по А. Беку) или иррациональ­
ных установок (по А. Эллису) коренятся в подсознании. Поэтому, 
даже осознавая подобный негативный стереотип и страдая от него 
(пациенты часто называют это «самокопанием», «самоедством»), че­
ловек тем не менее не может его преодолеть. 

Для чего же существует такое множество психологических 

защит? Очевидно, если бы описанные их виды были достаточно 
надежны, то у людей не было бы проблем - во всяком случае, 
проблем психологических. Или хотя бы не возникало необходи­
мости прибегать к помощи психотерапевта для их разрешения; в 

62 

Глава 3 


background image

крайнем случае психотерапевту оставалось бы лишь обучить па-
циента их применению. Нетрудно видеть, что большинство пе-

речисленных психологических механизмов, призванных играть 
защитную роль, по сути, являются инфантильными, так как по­
вторяют определенные черты детского поведения. Еще Фрейд 
говорил о «недостаточной зрелости» большинства видов психо­
логической защиты, связанных с «детским» способом мышления 
(так называемым первичным процессом). Происходит это по той 
причине, что формируются они в далеком детстве, когда наше 
сознательное «Я» (Эго), еще слабое по сравнению с инстинктив­
но-подсознательным Оно, пытается найти способы управлять 
необузданными влечениями последнего. (С точки зрения Фрей­
да, именно неравномерность психического развития, разрыв меж­
ду более ранним формированием подсознательных структур лич­
ности и более поздним созреванием ее сознательных составных 
частей создает предпосылки для формирования неврозов. Этот 
механизм представляет собой наиболее уязвимое звено челове­
ческой психики, является ее эволюционно-обусловленной «ахил­
лесовой пятой».) По этим причинам все перечисленные выше 

инфантильные варианты психологической защиты нередко сами 
становятся источником психологических проблем

 (в том числе и 

порождают их телесные проявления). Так, например, принято 

считать, что вытеснение проявляется на телесном уровне в кон­
версионных расстройствах, а с проекцией связаны телесные эк­
виваленты тревоги (Аммон Г., 2000). Замещение и отождествле­
ние (и связанный с ними перенос) создают, в частности, почву 
для телесных проявлений агрессивности. 

К более же зрелым и соответственно «взрослым», конструк­

тивным видам психологической защиты принято относить субли­
мацию, или направление психической энергии, - которая в услови­
ях внутрипсихического конфликта ищет, но не находит для себя 

выхода, - в новое русло, на какую-либо полезную, адаптивную дея­
тельность. Тем самым разрядка вытесненных, неудовлетворенных 
подсознательных желаний происходит через активную деятель­
ность, что, собственно, и соответствует поведению зрелой личнос­
ти. Сублимация достигается либо спонтанно, либо благодаря вме­
шательству психотерапевта, «наставившего на путь истиный». Здесь 
можно упомянуть, к примеру, способствующие сублимации в по­
вседневной жизни рекомендации по планированию поведения и 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 63 


background image

достижению жизненных целей в поведенческой психокоррекции или 
сублимацию творчеством в терапии творческим самовыражением 
по М.Е. Бурно. 

К способам психологической защиты (самопомощи), которым 

человеку необходимо учиться, относится осознанное отреагирова-
ние (аффективная разрядка). Обучение некоторым способам имен­
но такого отреагирования и составляет сущность телесно-ориенти­
рованной психокоррекции. 

Можно представить, что многочисленные незрелые защитные 

механизмы порой не только не помогают разрешить жизненную 
проблему, а напротив, усугубляют ее. Особенно наглядно это видно 
в близости фрейдовских «защитных» и перлзовских «патологичес­
ких» психологических реакций. Тем самым мы приходим к выводу 
о том, что важнейший источник существующих у человека психо­

логических проблем (особенно связанных со стрессом) - это «пере­

житки прошлого». Имеется в виду его собственное прошлое или «ос­
тровки детства» внутри взрослой личности. 

Почему это происходит? Дело в том, что описанные стерео­

типы поведения, как и многие другие, усваиваются человеком в 
детстве путем «социального научения» (А. Бандура), иначе го­
воря - простого подражания, бездумного копирования чужих 
образцов поведения. Но если для ребенка с его наивными пред­
ставлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», эти 
защитные механизмы могут быть достаточными, то во взрослой 
жизни, к сожалению, они зачастую оказываются недостаточно 
действенными. В конечном счете это является следствием того, 
что в современной культуре (по крайней мере, европейской) не 
принято специально обучать ребенка «технике безопасности» 
обращения с собственными чувствами, приемлемым способам 
управления ими, за исключением запрета на открытое выраже­
ние отрицательных эмоций (по принципу «не выносить сор из 
избы»). Эти вопросы культуры эмоций, которая, по сути, должна 

прививаться каждому человеку с пеленок, общественное мнение 
просто замалчивает или обходит стороной. В итоге приемы раз­
рядки отрицательных эмоций у ребенка складываются стихий­
но, сами собой. Эти детские реакции психики и сохраняются в 
дальнейшем на всю жизнь в форме психологических защит или, 
следуя терминологии Э. Берна, типичных «детских игр», в кото­
рые взрослых людей заставляет играть подсознание - обижен-

64 

Глава 3 


background image

ный или бунтующий «внутренний ребенок». Отсюда и та задача, 
которую решает психотерапия, - с помощью возрастной регрес­
сии помочь пациенту почувствовать и осознать ненадежность 
привычных, по сути, «детских» психологических защит и заме­
нить их «взрослой», сознательной и эффективной стратегией ком­
муникации сознания и подсознания, в том числе на телесном 
уровне. 

Необходимо уточнить, что из перечисленных вариантов пси­

хологической защиты вытеснение является, пожалуй, наиболее 
близким к естественным физиологическим механизмам мозга. 
Эти защитные механизмы связаны с «фильтрами» восприятия 
(то, что человек предпочитает не замечать). Они предназначены, 
в частности, для того, чтобы не воспринимать некоторую инфор­
мацию, которая может вызывать негативные эмоции либо созда­
вать неопределенность, служащую источником тревоги. В пато­
психологии подобные феномены описаны как «перцептивная за­

щита» (Зейгарник Б.В., 1986), в психотерапии - предвосприятие 
(К. Роджерс) или цензура предсознания  ( 3 . Фрейд). Они состав­
ляют физиологическую основу известной еще с 1920-х гг. нейро-
психологической методики сопряженных моторных рефлексов 
А.Р. Лурия, выявившего в условиях ассоциативного эксперимен­
та увеличение латентного периода ответов на аффективно окра­
шенные стимулы. Нейрофизиологическую основу данных защит­
ных механизмов, как было показано Э.А. Костандовым (1988) в 
опытах с неосознаваемым восприятием зрительно предъявляемых 
эмоциональных стимулов, составляет торможение определенных 
областей коры мозга, соответствующих модальности восприни­
маемых стимулов. 

Механизмы перцептивной защиты, связанной с вытеснением, 

широко используются в физиологически-ориентированных методах 
психокоррекции для выявления «вытесненных комплексов». На 
этом, в частности, построена автоматизированная психодиагности­
ка по методу компьютерного психосемантического анализа -
предъявления аффектогенных словесных стимулов в режиме под-
порогового восприятия с использованием эффекта обратной мас­
кировки (Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А., 1995). Эти же 
механизмы используются в психокоррекции и для суггестивного 
воздействия (подпороговое предъявление формул внушения, тех­
ника «25-го кадра»), и для работы с вытесняемыми образами (ме-

Психодинамически-ориентировонные модели психосоматических расстройств 65 

3 - 11116 


background image

тод EMDR по Ф. Шапиро). Последнее может осуществляться так­
же и на неосознаваемом уровне, примером чего служит цветотера-
пия по методике «Странник» (Высочин Ю.В., Граков И.Г.): вначале 
у пациента выявляется отвергаемый на уровне осознаваемого вос­
приятия цвет, ассоциирующийся с продуцируемыми подсознанием 
вытесняемыми образами. Затем проводится ритмическая визуаль­
ная стимуляция данным цветом, обеспечивающая психокоррекци-
онный эффект. 

Необходимо также уточнить взгляды на психоаналитичес­

кую периодизацию личностного развития, связанные с выделе­
нием стадий возрастного развития психики (оральная, анальная, 
фаллическая, латентная, генитальная). Основная канва первона­
чальной фрейдовской периодизации с точки зрения современных 
авторов представляется несомненной (Нельсон-Джоунс Р., 2002). 
В то же время содержание соответствующих стадий развития 
составляет скорее не получение ребенком физиологического удо­
вольствия, а просто то, на чем чаще всего фиксируется его вни­
мание в соответствии с ведущей деятельностью в каждый из рас­

сматриваемых возрастных периодов. Так, оральная фаза действи­
тельно в первую очередь связана с грудным вскармливанием, во 
вторую - с близостью к матери (симбиотическое слияние). Для 
телесной психокоррекции важное значение имеет связь психоло­
гических черт, составляющих продукт фиксации человека на дан­
ной стадии возрастного развития - так называемый «оральный 
характер», с ощущениями и физиологическими процессами, со­
относимыми с областью рта и речевым аппаратом. Анальная фа­
за в основном представляет собой период автономизации, ко­
торый характеризуется не только приучением к туалету, но и в 
не меньшей степени освоением навыка ходьбы. Соответственно 
для телесной психокоррекции эта фаза и связанный с ней «аналь­
ный характер» как бы приурочены к ощущениям в области таза и 
нижних конечностей (развитием подобных представлений стало 
предложенное А. Лоуэном понятие «заземления», на котором мы 
остановимся в дальнейшем). Третий же период можно рассмат­
ривать скорее не как фаллический, а как коммуникативный, свя­
занный с социализацией, эмоциональным сопровождением обще­
ния с окружающими. Последнее, как правило, вызывает телесные 
ощущения, которые максимально выражены в области солнеч­

ного сплетения. 

66 

Глава 3