Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16624
Скачиваний: 272
Слияние (конфлуэнция) -
близкий к вышеописанному меха
низм, благодаря которому человек настолько проникается установ
ками другой личности, что становится от нее психологически зави
симым. Он как бы живет чужим мнением, теряет собственное «Я»,
сливается с другим человеком (вспомним чеховскую «Душечку»).
Это аналогично тому, как детское незрелое еще «Я» стремится к сли
янию со взрослым, родительским.
Дефлексия (уклонение)
- уход от общения с окружающими,
закрытость (поведение испуганного или застенчивого ребенка),
либо уход от искренности - надевание на себя маски, формаль
ность контактов под видом заинтересованности в общении, ра
зыгрывание демонстративной роли (детское игровое общение),
либо уход от конфликтов и стремление всячески их заглаживать,
гипертрофированный конформизм (поведение послушного ре
бенка).
Ретрофлексия
- в тех случаях, когда человек сталкивается с
невозможностью, запретом удовлетворения каких-либо своих стрем
лений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию
на себя самого (эффект бумеранга). В частности, подобным обра
зом блокированные, замороженные эмоции напрямую приводят к
формированию психосоматических нарушений. На словесном уров
не это часто сопровождается самообвинением. Подобно тому, как
ребенок «воспитывает» куклу, повторяя сердитые слова родителей,
ранее обращенные к нему самому, так впоследствии, уже став взрос
лым, человек продолжает «воспитывать» себя, повторяя критичес
кие интонации, перенятые им в детстве от родителей. Первоначаль
ные звенья цепочки рассуждений, образующей критически-воспи
тательные нотации, могут протекать на уровне непроизвольно
всплывающих, так называемых автоматических мыслей. Источни
ки подобных аберраций мышления (по А. Беку) или иррациональ
ных установок (по А. Эллису) коренятся в подсознании. Поэтому,
даже осознавая подобный негативный стереотип и страдая от него
(пациенты часто называют это «самокопанием», «самоедством»), че
ловек тем не менее не может его преодолеть.
Для чего же существует такое множество психологических
защит? Очевидно, если бы описанные их виды были достаточно
надежны, то у людей не было бы проблем - во всяком случае,
проблем психологических. Или хотя бы не возникало необходи
мости прибегать к помощи психотерапевта для их разрешения; в
62
Глава 3
крайнем случае психотерапевту оставалось бы лишь обучить па-
циента их применению. Нетрудно видеть, что большинство пе-
речисленных психологических механизмов, призванных играть
защитную роль, по сути, являются инфантильными, так как по
вторяют определенные черты детского поведения. Еще Фрейд
говорил о «недостаточной зрелости» большинства видов психо
логической защиты, связанных с «детским» способом мышления
(так называемым первичным процессом). Происходит это по той
причине, что формируются они в далеком детстве, когда наше
сознательное «Я» (Эго), еще слабое по сравнению с инстинктив
но-подсознательным Оно, пытается найти способы управлять
необузданными влечениями последнего. (С точки зрения Фрей
да, именно неравномерность психического развития, разрыв меж
ду более ранним формированием подсознательных структур лич
ности и более поздним созреванием ее сознательных составных
частей создает предпосылки для формирования неврозов. Этот
механизм представляет собой наиболее уязвимое звено челове
ческой психики, является ее эволюционно-обусловленной «ахил
лесовой пятой».) По этим причинам все перечисленные выше
инфантильные варианты психологической защиты нередко сами
становятся источником психологических проблем
(в том числе и
порождают их телесные проявления). Так, например, принято
считать, что вытеснение проявляется на телесном уровне в кон
версионных расстройствах, а с проекцией связаны телесные эк
виваленты тревоги (Аммон Г., 2000). Замещение и отождествле
ние (и связанный с ними перенос) создают, в частности, почву
для телесных проявлений агрессивности.
К более же зрелым и соответственно «взрослым», конструк
тивным видам психологической защиты принято относить субли
мацию, или направление психической энергии, - которая в услови
ях внутрипсихического конфликта ищет, но не находит для себя
выхода, - в новое русло, на какую-либо полезную, адаптивную дея
тельность. Тем самым разрядка вытесненных, неудовлетворенных
подсознательных желаний происходит через активную деятель
ность, что, собственно, и соответствует поведению зрелой личнос
ти. Сублимация достигается либо спонтанно, либо благодаря вме
шательству психотерапевта, «наставившего на путь истиный». Здесь
можно упомянуть, к примеру, способствующие сублимации в по
вседневной жизни рекомендации по планированию поведения и
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 63
достижению жизненных целей в поведенческой психокоррекции или
сублимацию творчеством в терапии творческим самовыражением
по М.Е. Бурно.
К способам психологической защиты (самопомощи), которым
человеку необходимо учиться, относится осознанное отреагирова-
ние (аффективная разрядка). Обучение некоторым способам имен
но такого отреагирования и составляет сущность телесно-ориенти
рованной психокоррекции.
Можно представить, что многочисленные незрелые защитные
механизмы порой не только не помогают разрешить жизненную
проблему, а напротив, усугубляют ее. Особенно наглядно это видно
в близости фрейдовских «защитных» и перлзовских «патологичес
ких» психологических реакций. Тем самым мы приходим к выводу
о том, что важнейший источник существующих у человека психо
логических проблем (особенно связанных со стрессом) - это «пере
житки прошлого». Имеется в виду его собственное прошлое или «ос
тровки детства» внутри взрослой личности.
Почему это происходит? Дело в том, что описанные стерео
типы поведения, как и многие другие, усваиваются человеком в
детстве путем «социального научения» (А. Бандура), иначе го
воря - простого подражания, бездумного копирования чужих
образцов поведения. Но если для ребенка с его наивными пред
ставлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», эти
защитные механизмы могут быть достаточными, то во взрослой
жизни, к сожалению, они зачастую оказываются недостаточно
действенными. В конечном счете это является следствием того,
что в современной культуре (по крайней мере, европейской) не
принято специально обучать ребенка «технике безопасности»
обращения с собственными чувствами, приемлемым способам
управления ими, за исключением запрета на открытое выраже
ние отрицательных эмоций (по принципу «не выносить сор из
избы»). Эти вопросы культуры эмоций, которая, по сути, должна
прививаться каждому человеку с пеленок, общественное мнение
просто замалчивает или обходит стороной. В итоге приемы раз
рядки отрицательных эмоций у ребенка складываются стихий
но, сами собой. Эти детские реакции психики и сохраняются в
дальнейшем на всю жизнь в форме психологических защит или,
следуя терминологии Э. Берна, типичных «детских игр», в кото
рые взрослых людей заставляет играть подсознание - обижен-
64
Глава 3
ный или бунтующий «внутренний ребенок». Отсюда и та задача,
которую решает психотерапия, - с помощью возрастной регрес
сии помочь пациенту почувствовать и осознать ненадежность
привычных, по сути, «детских» психологических защит и заме
нить их «взрослой», сознательной и эффективной стратегией ком
муникации сознания и подсознания, в том числе на телесном
уровне.
Необходимо уточнить, что из перечисленных вариантов пси
хологической защиты вытеснение является, пожалуй, наиболее
близким к естественным физиологическим механизмам мозга.
Эти защитные механизмы связаны с «фильтрами» восприятия
(то, что человек предпочитает не замечать). Они предназначены,
в частности, для того, чтобы не воспринимать некоторую инфор
мацию, которая может вызывать негативные эмоции либо созда
вать неопределенность, служащую источником тревоги. В пато
психологии подобные феномены описаны как «перцептивная за
щита» (Зейгарник Б.В., 1986), в психотерапии - предвосприятие
(К. Роджерс) или цензура предсознания ( 3 . Фрейд). Они состав
ляют физиологическую основу известной еще с 1920-х гг. нейро-
психологической методики сопряженных моторных рефлексов
А.Р. Лурия, выявившего в условиях ассоциативного эксперимен
та увеличение латентного периода ответов на аффективно окра
шенные стимулы. Нейрофизиологическую основу данных защит
ных механизмов, как было показано Э.А. Костандовым (1988) в
опытах с неосознаваемым восприятием зрительно предъявляемых
эмоциональных стимулов, составляет торможение определенных
областей коры мозга, соответствующих модальности восприни
маемых стимулов.
Механизмы перцептивной защиты, связанной с вытеснением,
широко используются в физиологически-ориентированных методах
психокоррекции для выявления «вытесненных комплексов». На
этом, в частности, построена автоматизированная психодиагности
ка по методу компьютерного психосемантического анализа -
предъявления аффектогенных словесных стимулов в режиме под-
порогового восприятия с использованием эффекта обратной мас
кировки (Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А., 1995). Эти же
механизмы используются в психокоррекции и для суггестивного
воздействия (подпороговое предъявление формул внушения, тех
ника «25-го кадра»), и для работы с вытесняемыми образами (ме-
Психодинамически-ориентировонные модели психосоматических расстройств 65
3 - 11116
тод EMDR по Ф. Шапиро). Последнее может осуществляться так
же и на неосознаваемом уровне, примером чего служит цветотера-
пия по методике «Странник» (Высочин Ю.В., Граков И.Г.): вначале
у пациента выявляется отвергаемый на уровне осознаваемого вос
приятия цвет, ассоциирующийся с продуцируемыми подсознанием
вытесняемыми образами. Затем проводится ритмическая визуаль
ная стимуляция данным цветом, обеспечивающая психокоррекци-
онный эффект.
Необходимо также уточнить взгляды на психоаналитичес
кую периодизацию личностного развития, связанные с выделе
нием стадий возрастного развития психики (оральная, анальная,
фаллическая, латентная, генитальная). Основная канва первона
чальной фрейдовской периодизации с точки зрения современных
авторов представляется несомненной (Нельсон-Джоунс Р., 2002).
В то же время содержание соответствующих стадий развития
составляет скорее не получение ребенком физиологического удо
вольствия, а просто то, на чем чаще всего фиксируется его вни
мание в соответствии с ведущей деятельностью в каждый из рас
сматриваемых возрастных периодов. Так, оральная фаза действи
тельно в первую очередь связана с грудным вскармливанием, во
вторую - с близостью к матери (симбиотическое слияние). Для
телесной психокоррекции важное значение имеет связь психоло
гических черт, составляющих продукт фиксации человека на дан
ной стадии возрастного развития - так называемый «оральный
характер», с ощущениями и физиологическими процессами, со
относимыми с областью рта и речевым аппаратом. Анальная фа
за в основном представляет собой период автономизации, ко
торый характеризуется не только приучением к туалету, но и в
не меньшей степени освоением навыка ходьбы. Соответственно
для телесной психокоррекции эта фаза и связанный с ней «аналь
ный характер» как бы приурочены к ощущениям в области таза и
нижних конечностей (развитием подобных представлений стало
предложенное А. Лоуэном понятие «заземления», на котором мы
остановимся в дальнейшем). Третий же период можно рассмат
ривать скорее не как фаллический, а как коммуникативный, свя
занный с социализацией, эмоциональным сопровождением обще
ния с окружающими. Последнее, как правило, вызывает телесные
ощущения, которые максимально выражены в области солнеч
ного сплетения.
66
Глава 3