Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16377
Скачиваний: 267
Здесь необходимо упомянуть и о роли детско-родительских
отношений в формировании личности ребенка. Созревание лично-
сти - это постепенный переход от внешнего авторитета к внутрен
нему, роль которого и играет фрейдовское Супер-Эго, то есть усво
енные родительские установки, социальные нормы и правила пове
дения и проч. Усваиваются же они в результате того, что ребенок
отождествляет себя с родителями, идентифицируется с ними, бла
годаря чему родительское мнение воспринимается как собственное
и как безусловный авторитет. Причем происходит данный процесс
совершенно таким же образом, как это показано в работах психоло
гов школы Л. С. Выготского, касающихся обучения детей различ
ным навыкам: вначале - с использованием внешних опор (ребенок
играет в строгих родителей, повторяя их воспитательные нотации
своим игрушкам, при этом порой копируя интонацию и жесты взрос
лых), с постепенным «сворачиванием» внешних форм поведения,
их интериоризацией - переходом во внутренние структуры психи
ки. (С точки зрения современной теории социального научения
А. Бандуры, это подражание родителям представляет собой наибо
лее ранний вид обучения по модели.) Столкновение требований
взрослых с собственными устремлениями ребенка, наивно-непо
средственными детскими душевным порывами - извечное проти
воречие между «хочу» и «надо» - и закладывает основу внутрипси-
хического конфликта, в дальнейшем сопровождающего человека
всю его сознательную жизнь. Набор воспитательно-контролирую
щих родительских установок, интериоризованных (или, по выра
жению Ф. Перлза, интроецированных) в детстве, в дальнейшем уже
не подвергается коррекции или подстройке к действительности, так
как остается за пределами осознавания, вне критики - в детской
«правополушарной» памяти.
Что же касается предложенных психоанализом способов из
бавления взрослых пациентов от «детских» проблем, то рецепт пси
хоаналитического лечения, в сущности, был сформулирован еще в
древней культуре устами римского философа Сенеки: «В душе есть
нечто слишком глубоко запрятанное; оно-то и освобождается, бу
дучи произнесенным». В этой схеме можно несомненно увидеть ана
логию психодинамической триады: вытеснение - осознавание -
катарсис. Добавим только, что для пациента осознать ранее вытес
ненные, подсознательные комплексы означает не что иное, как стать
более зрелой личностью.
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 67
3*
3. Когнитивный подход
к специфичности психосоматических
расстройств - «схема тела» по П. Шильдеру
Понятие психологической «схемы тела» было введено психо
аналитиком П. Шильдером для описания системы представлений
человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле -
своеобразной телесно-психологической «карты». При этом «схема
тела» не является пассивной и «застывшей», раз и навсегда задан
ной. Напротив, она динамична и субъективна, так как формируется
самим человеком в процессе активной деятельности. «Схема тела»
конструируется им из отдельных фрагментов - различных прояв
лений телесного осознавания в разнообразных жизненных ситуа
циях. Соответственно, пересечение представлений о внутреннем
мире (собственном теле) и о мире внешнем (конкретных жизнен
ных ситуациях) создает «репрезентативный ключ», с помощью ко
торого мысленные представления об определенных внешних собы
тиях оживляют соответствующую «память тела» (в современной
терминологии можно говорить о шаблонах или паттернах эмоцио
нального реагирования). Так, например, «ключом» для сердца мо
жет служить представление об опасной, угрожающей ситуации;
«ключом» для органов пищеварения - представление о недобро
качественной пище. Отсюда и непроизвольные, стереотипно повто
ряющиеся представления о негативных ситуациях (навязчивые
негативные мысли, страхи), которые с помощью «ключей» небла
гоприятно воздействуют на внутренние органы, приводят к их по
вреждению. Таким образом, в основе психосоматических наруше
ний могут лежать ошибки и «белые пятна» в телесно-психологи
ческой «карте». В то же время гибкость «схемы тела» дает
потенциальную возможность ее переделки, исправления (в наиболь
шей степени, пожалуй, это нашло отражение в психокоррекцион-
ном методе Фельденкрайза).
Образ тела является важнейшей опорой психокоррекции - как
в работе с эмоциональными проблемами и психосоматическими
расстройствами, так и для радикальной коррекции экзистенциаль
ных проблем. По словам М. Мерло-Понти (1999), «опыт тела при
водит нас к признанию полагания смысла». С образом тела ассоци
ируется телесное ощущение собственного «Я» или глубинное чув-
68
Глава 3
ство существования «Я» по М. Эриксону (цит. по С. Гиллигену,
1997)- В психодинамическом подходе со схемой тела связано пред
ставление о «соматическом чувстве Я» (П. Федерн), возникающем
в ранних отношениях матери и ребенка (Аммон Г., 2000). Если из
начально в психоанализе бытовала точка зрения, согласно которой
с осознаванием собственного тела связано «взрослое Я» или Эго (по
Фрейду, Эго телесно), то впоследствии произошло смещение обра
за тела к одному из «детских Я» или Супер-Эго. В современной трак
товке это так называемое первоначальное Эго, согласно X. Калеру,
представляющее образ физического «Я» или осознания себя как
тела, формирующееся в возрасте от 2 до 5 лет (Подпорин А.Н., 2002).
Отсюда вытекает важная для телесной психокоррекции задача со
вмещения «детского» и «взрослого» образов тела, исходя из осно
вополагающего принципа психоанализа - там, где было «незрелое
Я» (Супер-Эго или Оно), должно стать «взрослое Я» (Эго).
В современной нейропсихологии схема тела рассматривается
как многоуровневая, сложноорганизованная система, включающая
наряду с базовыми уровнями («темное мышечное чувство» и сен
сорное осознавание) еще и пространственно-временное восприятие
в целом, в том числе психологическую «линию времени», а также
познавательные процессы, в первую очередь стратегию мышления
и когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе
контакта внутреннего (телесного) и внешнего пространства (Семе
нович А.В., 2002). Соответственно работа со схемой тела - как ее
использование для проективной психодиагностики, так и целена
правленная модификация - является важным элементом телесно-
ориентированной психокоррекции.
Целенаправленная работа со схемой тела, наблюдение теле
сных ощущений и осознавание различных частей тела в их взаимо
связи и тем самым исправление несоответствий психологического
и физиологического уровней телесности, воображаемого телесного
образа действительному используется в методе функциональной
разрядки по М. Фуксу (Fuchs M., 1989). Уточним, что помимо ней
рофизиологического уровня, то есть проекции тела на кору голов
ного мозга, в создании схемы тела участвует и уровень психологи
ческий. При этом на нейрофизиологическую схему тела наклады
вается набор привычных телесных ощущений, связанных со
стереотипами эмоционального реагирования и отражающий опре
деленные психологические проблемы. Эта проекция телесного «Я-
Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 69
образа», именуемая «интернальное тело» по О.П. Лавровой (2001)
и представляющая собой «комок нервов», открывает доступ к уп
равлению психикой путем воздействия на тело.
Нейрофизиологически со схемой тела связаны в первую оче
редь соответствующие первичные или проекционные зоны коры
мозга (первичная сенсомоторная зона - прецентральная извилина
лобной доли, первичная соматосенсорная область - постцентраль
ная извилина теменной доли), а также вторичные, ассоциативные
зоны, выполняющие интегративные функции (нижняя теменная
извилина - зона двумерно-пространственной кожной чувствитель
ности и нижняя теменная извилина - область первичной мозговой
схемы тела). В современном представлении схема тела создается на
основе функционального объединения различных отделов мозга,
отвечающих как за сенсорно-дискриминационные процессы (пере-
численны выше), так и за когнитивно-оценочные и мотивационно-
эмоциональные процессы. Подобная структура, которая описыва
ется понятием «нейроматрицы» (Melzack R., 2001) и объединяет соб
ственно тело, эмоции и разум, с физиологической точки зрения и
является объектом приложения телесной психокоррекции.
4. Теория личностных профилей Ф. Данбар
Другой подход к проблеме психосоматической специфичнос
ти был предложен Фландерс Данбар. Согласно ее теории, в основе
психосоматических расстройств лежат личностные особенности ин
дивида, определяющие особую уязвимость тех или иных внутрен
них органов. Так, например, такая личностная черта, как тревож
ность, предрасполагает к развитию ишемической болезни сердца, а
гипертрофированная независимость - к повышенному травматиз
му. Подобный набор психологических характеристик, определяю
щий специфичность возникновения тех или иных психосоматичес
ких расстройств, составляет личностный профиль пациента - к
примеру, «язвенный» или «коронарный», «гипертонический» или
«травматический». При этом, по мнению Данбар, лицам, страдаю
щим психосоматическими заболеваниями, свойственны и опреде
ленные общие черты - такие, как (а) склонность к отвлечению от
реальности и недостаточная вовлеченность в текущую ситуацию
70
Глава 3
наряду с (б) недостаточной способностью к словесному описанию
нюансов своих эмоциональных переживаний.
Подобные представления послужили пищей для многочислен
ных дискуссий в силу большой размытости описанных телесно-пси
хологических корреляций. С сегодняшней точки зрения, личност
ные характеристики группы (а) можно рассматривать как принад
лежность к определенным юнговским психологическим типам -
интровертам, тяготеющим к абстрактному мышлению (интуитивам
и логикам). Что же касается фактора (б), то он впоследствии был
подробнее изучен и описан в форме самостоятельного расстройства -
так называемого синдрома алекситимии (см. далее). Список общих
личностных черт, предрасполагающих к психосоматическим рас
стройствам, дополнялся также мечтательностью, склонностью к
погружению в свой внутренний мир фантазий и затаенных пережи
ваний, подчеркнутой «детскостью». Итог этих поисков Б.Д. Карва-
сарский (1982) подвел следующим высказыванием: базисной ха
рактеристикой личности психосоматического больного является
наличие инфантильной личностной структуры, поскольку сомати
ческое выражение эмоциональных переживаний является инфан
тильной формой их выражения (см. далее теорию ресоматизации).
В современной интерпретации правильнее говорить о том, что
не столько какие-либо нормальные личностные особенности, сколь
ко отклонения от нормы (психопатии) или по крайней мере заост
рение определенных личностных черт, являющееся переходным
этапом между нормой и патологией (акцентуации характера), мо
гут служить той основой, на которой формируются психосомати
ческие расстройства. Приведем краткий перечень соответствия кли
нических вариантов психопатии и психосоматических расстройств
в описании Н.П. Грушевского (1994).
◊ Психастеническая психопатия
(инфантильность, заниженная
самооценка, склонность к сомнениям и самообвинению) - ха
рактерны вегетативная дистония, синдром раздраженного тол
стого кишечника, а также боли в спине, протекающие под мас
кой остеохондроза позвоночника.
◊
Астеническая психопатия
(тревожность, ипохондрия) - забо
левания сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения
(язвенная болезнь желудка, синдром раздраженного толстого
кишечника), остеохондроз позвоночника.
Психодиномически-ориентированные модели психосоматических расстройств 71