Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16377

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Здесь необходимо упомянуть и о роли детско-родительских 

отношений в формировании личности ребенка. Созревание лично-

сти - это постепенный переход от внешнего авторитета к внутрен­

нему, роль которого и играет фрейдовское Супер-Эго, то есть усво­
енные родительские установки, социальные нормы и правила пове­
дения и проч. Усваиваются же они в результате того, что ребенок 
отождествляет себя с родителями, идентифицируется с ними, бла­
годаря чему родительское мнение воспринимается как собственное 
и как безусловный авторитет. Причем происходит данный процесс 
совершенно таким же образом, как это показано в работах психоло­
гов школы Л. С. Выготского, касающихся обучения детей различ­
ным навыкам: вначале - с использованием внешних опор (ребенок 
играет в строгих родителей, повторяя их воспитательные нотации 

своим игрушкам, при этом порой копируя интонацию и жесты взрос­
лых), с постепенным «сворачиванием» внешних форм поведения, 
их интериоризацией - переходом во внутренние структуры психи­
ки. (С точки зрения современной теории социального научения 
А. Бандуры, это подражание родителям представляет собой наибо­
лее ранний вид обучения по модели.) Столкновение требований 
взрослых с собственными устремлениями ребенка, наивно-непо­
средственными детскими душевным порывами - извечное проти­
воречие между «хочу» и «надо» - и закладывает основу внутрипси-
хического конфликта, в дальнейшем сопровождающего человека 
всю его сознательную жизнь. Набор воспитательно-контролирую­
щих родительских установок, интериоризованных (или, по выра­
жению Ф. Перлза, интроецированных) в детстве, в дальнейшем уже 
не подвергается коррекции или подстройке к действительности, так 
как остается за пределами осознавания, вне критики - в детской 

«правополушарной» памяти. 

Что же касается предложенных психоанализом способов из­

бавления взрослых пациентов от «детских» проблем, то рецепт пси­
хоаналитического лечения, в сущности, был сформулирован еще в 
древней культуре устами римского философа Сенеки: «В душе есть 

нечто слишком глубоко запрятанное; оно-то и освобождается, бу­

дучи произнесенным». В этой схеме можно несомненно увидеть ана­
логию психодинамической триады: вытеснение - осознавание -

катарсис. Добавим только, что для пациента осознать ранее вытес­
ненные, подсознательные комплексы означает не что иное, как стать 
более зрелой личностью. 

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 67 

3* 


background image

3. Когнитивный подход 

к специфичности психосоматических 
расстройств - «схема тела» по П. Шильдеру 

Понятие психологической «схемы тела» было введено психо­

аналитиком П. Шильдером для описания системы представлений 
человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле -
своеобразной телесно-психологической «карты». При этом «схема 
тела» не является пассивной и «застывшей», раз и навсегда задан­
ной. Напротив, она динамична и субъективна, так как формируется 
самим человеком в процессе активной деятельности. «Схема тела» 
конструируется им из отдельных фрагментов - различных прояв­
лений телесного осознавания в разнообразных жизненных ситуа­
циях. Соответственно, пересечение представлений о внутреннем 
мире (собственном теле) и о мире внешнем (конкретных жизнен­
ных ситуациях) создает «репрезентативный ключ», с помощью ко­
торого мысленные представления об определенных внешних собы­

тиях оживляют соответствующую «память тела» (в современной 

терминологии можно говорить о шаблонах или паттернах эмоцио­
нального реагирования). Так, например, «ключом» для сердца мо­
жет служить представление об опасной, угрожающей ситуации; 
«ключом» для органов пищеварения - представление о недобро­
качественной пище. Отсюда и непроизвольные, стереотипно повто­
ряющиеся представления о негативных ситуациях (навязчивые 
негативные мысли, страхи), которые с помощью «ключей» небла­
гоприятно воздействуют на внутренние органы, приводят к их по­
вреждению. Таким образом, в основе психосоматических наруше­
ний могут лежать ошибки и «белые пятна» в телесно-психологи­
ческой «карте». В то же время гибкость «схемы тела» дает 
потенциальную возможность ее переделки, исправления (в наиболь­
шей степени, пожалуй, это нашло отражение в психокоррекцион-
ном методе Фельденкрайза). 

Образ тела является важнейшей опорой психокоррекции - как 

в работе с эмоциональными проблемами и психосоматическими 
расстройствами, так и для радикальной коррекции экзистенциаль­
ных проблем. По словам М. Мерло-Понти (1999), «опыт тела при­

водит нас к признанию полагания смысла». С образом тела ассоци­
ируется телесное ощущение собственного «Я» или глубинное чув-

68 

Глава 3 


background image

ство существования «Я» по М. Эриксону (цит. по С. Гиллигену, 

1997)- В психодинамическом подходе со схемой тела связано пред­

ставление о «соматическом чувстве Я» (П. Федерн), возникающем 
в ранних отношениях матери и ребенка (Аммон Г., 2000). Если из­
начально в психоанализе бытовала точка зрения, согласно которой 
с осознаванием собственного тела связано «взрослое Я» или Эго (по 
Фрейду, Эго телесно), то впоследствии произошло смещение обра­
за тела к одному из «детских Я» или Супер-Эго. В современной трак­
товке это так называемое первоначальное Эго, согласно X. Калеру, 
представляющее образ физического «Я» или осознания себя как 
тела, формирующееся в возрасте от 2 до 5 лет (Подпорин А.Н., 2002). 
Отсюда вытекает важная для телесной психокоррекции задача со­
вмещения «детского» и «взрослого» образов тела, исходя из осно­
вополагающего принципа психоанализа - там, где было «незрелое 
Я» (Супер-Эго или Оно), должно стать «взрослое Я» (Эго). 

В современной нейропсихологии схема тела рассматривается 

как многоуровневая, сложноорганизованная система, включающая 
наряду с базовыми уровнями («темное мышечное чувство» и сен­
сорное осознавание) еще и пространственно-временное восприятие 
в целом, в том числе психологическую «линию времени», а также 
познавательные процессы, в первую очередь стратегию мышления 
и когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе 
контакта внутреннего (телесного) и внешнего пространства (Семе­
нович А.В., 2002). Соответственно работа со схемой тела - как ее 
использование для проективной психодиагностики, так и целена­
правленная модификация - является важным элементом телесно-
ориентированной психокоррекции. 

Целенаправленная работа со схемой тела, наблюдение теле­

сных ощущений и осознавание различных частей тела в их взаимо­
связи и тем самым исправление несоответствий психологического 

и физиологического уровней телесности, воображаемого телесного 
образа действительному используется в методе функциональной 
разрядки по М. Фуксу (Fuchs M., 1989). Уточним, что помимо ней­
рофизиологического уровня, то есть проекции тела на кору голов­
ного мозга, в создании схемы тела участвует и уровень психологи­
ческий. При этом на нейрофизиологическую схему тела наклады­
вается набор привычных телесных ощущений, связанных со 
стереотипами эмоционального реагирования и отражающий опре­
деленные психологические проблемы. Эта проекция телесного «Я-

Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств 69 


background image

образа», именуемая «интернальное тело» по О.П. Лавровой (2001) 
и представляющая собой «комок нервов», открывает доступ к уп­
равлению психикой путем воздействия на тело. 

Нейрофизиологически со схемой тела связаны в первую оче­

редь соответствующие первичные или проекционные зоны коры 
мозга (первичная сенсомоторная зона - прецентральная извилина 
лобной доли, первичная соматосенсорная область - постцентраль­
ная извилина теменной доли), а также вторичные, ассоциативные 
зоны, выполняющие интегративные функции (нижняя теменная 
извилина - зона двумерно-пространственной кожной чувствитель­
ности и нижняя теменная извилина - область первичной мозговой 
схемы тела). В современном представлении схема тела создается на 
основе функционального объединения различных отделов мозга, 
отвечающих как за сенсорно-дискриминационные процессы (пере-
численны выше), так и за когнитивно-оценочные и мотивационно-
эмоциональные процессы. Подобная структура, которая описыва­
ется понятием «нейроматрицы» (Melzack R., 2001) и объединяет соб­
ственно тело, эмоции и разум, с физиологической точки зрения и 

является объектом приложения телесной психокоррекции. 

4. Теория личностных профилей Ф. Данбар 

Другой подход к проблеме психосоматической специфичнос­

ти был предложен Фландерс Данбар. Согласно ее теории, в основе 
психосоматических расстройств лежат личностные особенности ин­
дивида, определяющие особую уязвимость тех или иных внутрен­
них органов. Так, например, такая личностная черта, как тревож­
ность, предрасполагает к развитию ишемической болезни сердца, а 
гипертрофированная независимость - к повышенному травматиз­
му. Подобный набор психологических характеристик, определяю­

щий специфичность возникновения тех или иных психосоматичес­
ких расстройств, составляет личностный профиль пациента - к 
примеру, «язвенный» или «коронарный», «гипертонический» или 
«травматический». При этом, по мнению Данбар, лицам, страдаю­
щим психосоматическими заболеваниями, свойственны и опреде­
ленные общие черты - такие, как (а) склонность к отвлечению от 
реальности и недостаточная вовлеченность в текущую ситуацию 

70 

Глава 3 


background image

наряду с (б) недостаточной способностью к словесному описанию 
нюансов своих эмоциональных переживаний. 

Подобные представления послужили пищей для многочислен­

ных дискуссий в силу большой размытости описанных телесно-пси­
хологических корреляций. С сегодняшней точки зрения, личност­
ные характеристики группы (а) можно рассматривать как принад­

лежность к определенным юнговским психологическим типам -
интровертам, тяготеющим к абстрактному мышлению (интуитивам 
и логикам). Что же касается фактора (б), то он впоследствии был 
подробнее изучен и описан в форме самостоятельного расстройства -
так называемого синдрома алекситимии (см. далее). Список общих 
личностных черт, предрасполагающих к психосоматическим рас­
стройствам, дополнялся также мечтательностью, склонностью к 
погружению в свой внутренний мир фантазий и затаенных пережи­
ваний, подчеркнутой «детскостью». Итог этих поисков Б.Д. Карва-
сарский (1982) подвел следующим высказыванием: базисной ха­
рактеристикой личности психосоматического больного является 
наличие инфантильной личностной структуры, поскольку сомати­
ческое выражение эмоциональных переживаний является инфан­
тильной формой их выражения (см. далее теорию ресоматизации). 

В современной интерпретации правильнее говорить о том, что 

не столько какие-либо нормальные личностные особенности, сколь­
ко отклонения от нормы (психопатии) или по крайней мере заост­
рение определенных личностных черт, являющееся переходным 
этапом между нормой и патологией (акцентуации характера), мо­
гут служить той основой, на которой формируются психосомати­
ческие расстройства. Приведем краткий перечень соответствия кли­
нических вариантов психопатии и психосоматических расстройств 
в описании Н.П. Грушевского (1994). 

◊ Психастеническая психопатия

 (инфантильность, заниженная 

самооценка, склонность к сомнениям и самообвинению) - ха­
рактерны вегетативная дистония, синдром раздраженного тол­
стого кишечника, а также боли в спине, протекающие под мас­
кой остеохондроза позвоночника. 

 Астеническая психопатия

 (тревожность, ипохондрия) - забо­

левания сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения 

(язвенная болезнь желудка, синдром раздраженного толстого 
кишечника), остеохондроз позвоночника. 

Психодиномически-ориентированные модели психосоматических расстройств 71