Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16405

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тельная», состоящая из посетителей культурно-массовых 
мероприятий (особенно дискотек или рок-концертов под 
открытым небом) или спортивных зрелищ (представим аг­
рессивно настроенную толпу футбольных «фанатов»). 

◊ Электромагнитное, шумовое и вибрационное «загрязнение» 

среды обитания. Если первое неблагоприятно влияет на функ­
циональное состояние нервной системы, сдвигая его в сторону 
истощения (астенизации), то два других (роль которых зачас­
тую недооценивается) способны непосредственно усиливать 
нервно-психическую напряженность, активизируя инстинк­
тивные механизмы тревоги. 

◊ Искусственный, «тепличный» микроклимат. В условиях ис­

кусственной окружающей среды большого города, в том чис­

ле среды микроклиматической (особенно резких перепадов 
температуры и влажности воздуха при перемещениях) обо­

стряется проблема метеочувствительности (и метеозависи­
мости). Это вместе с десинхронозом может существенно за­
труднять социально-психологическую адаптацию человека 
и также несомненно вносит свой вклад в формирование пси­
хосоматических и пограничных нервно-психических рас­
стройств. 

Уточним, что десинхроноз может быть вызван и описанной 

выше гиперфронтальностью, которая на уровне полушарий мозга 
нарушает ритмику их активности, связанную с естественным 
90-минутным ритмом BRAC - так называемым фундаментальным 
циклом чередования активности и отдыха (Уэбб У., Дьюб М., 1984). 
С психологической точки зрения, эта ритмика рассматривается, по 
Э. Росси (1999), как цикл коммуникации сознания и тела (cycles of 
mind-body communication), иными словами - в качестве цикличес­
кого процесса сознательно-подсознательного взаимодействия. Для 
психотерапевтических целей особое внимание внутри 90-минутно­
го цикла уделяется фазе подсознательной активизации, продолжа­
ющейся 15-20 минут. Последняя рассматривается как «ультради-
анная оздоровительная реакция» (Rossi E„ Nimmons D., 1991). 

При этом исключительно важно, что положительный эффект 

и релаксации, и медитативных практик, и многих техник психо­
терапии в значительной мере основывается на том, что они со­
здают благоприятные условия для восстановления нормальных 

122 

Глава 4 


background image

биоритмов организма в полуторачасовом диапазоне (Rossi E., 

Lippincott В., 1992). 

Для того чтобы хотя бы отчасти снять эти эколого-психологи-

ские противоречия психологическими средствами, можно с по-

мощью современных психотехнологий помочь человеку на корот­
кое время как бы вернуться к своей истинной природе, назад по эво­
люционной лестнице, в первобытно-естественное состояние. В 
соответствии с известным биогенетическим законом, индивидуаль­
ное развитие организма на эмбриональном этапе повторяет в свер­
нутом виде историю эволюционного развития вида. Распространяя 
эту закономерность на сферу психологии, можно показать, что во­
ображаемый возврат в эволюционное прошлое напоминает глубо­
кую возрастную регрессию, возврат к внутриутробному периоду раз­
вития или периоду новорожденности (во всяком случае, к раннему, 

довербальному этапу индивидуального психического развития). 

Имеется в виду не условная, а физиологическая возрастная регрес­
сия: показано, что при пребывании в измененных состояниях созна­
ния, характеризующихся сглаживанием или инверсией функцио­
нальной асимметрии полушарий, состояние нервной системы взрос­
лого человека начинает в ряде черт повторять состояние нервной 
системы ребенка раннего возраста (Сандомирский М.Е., Белого-
родский Л.С, 1998). Эмпирический материал подобного рода на­
коплен, в частности, в трансперсональной психотерапии (С. Гроф; 
В.В. Козлов и др.). В телесной психокоррекции подобные задачи 
решает метод Ретри (Сандомирский М.Е., 2000, 2001). 

8. Интеграция психосоматических концепций 

Несмотря на различия взглядов на механизмы формирования 

психосоматических расстройств, все описанные выше концепции в 
той или иной мере справедливы. Причина же такого многообразия 
моделей в том, что каждая из них акцентирует внимание лишь на 
отдельных элементах такого сложного и разностороннего процес­
са, как взаимодействие тела и психики. 

С точки зрения сомато-центрированного подхода в психоте­

рапии и психологии, психогенные и психосоматические заболева­
ния сближаются друг с другом. Как при тех, так и при других в об-

123 


background image

лигатном порядке существуют и психоэмоциональные, и соматичес­
кие расстройства, просто приоритеты их чередуются. При психо­
генных заболеваниях на первое место выходят психоэмоциональ­
ные проблемы, при болезнях психосоматических - соответственно 
телесные нарушения. Для объяснения причин психосоматических 
расстройств описанные выше разнородные представления в насто­
ящее время объединяются в рамках многофакторного подхода. Так, 
Ю.М. Губачев и Е.М. Стабровский (1981) выделяют такие основ­
ные варианты развития психосоматических заболеваний: 

1) ситуационный вариант - является первично-психогенным, 

основную роль в развитии заболевания играет острая или хро­
ническая психотравма; 

2) личностный вариант - главную роль играют личностные осо­

бенности, затрудняющие адаптацию человека, создающие пред­
расположенность к телесной проекции психологических про­
блем. 

Формирование расстройств психогенных, личностных связа­

но с внутрипсихическим конфликтом. Роль внутреннего конфлик­
та как основы невроза была подробно рассмотрена еще в работах 
К. Хорни. Как упоминалось, ею были выделены три типа основных 
личностных отношений (аттитюдов), которые в норме уравновеши­
вают друг друга. Одностороннее преобладание одного из них при­
водит к дисгармоничной структуре личности, внутреннему конф­
ликту, а вкупе с базовым чувством тревоги и неудовлетворенной 
потребностью в безопасности - к неврозу: 

а) Стремление «к людям» - потребность во внимании окружаю­

щих, в их признании, в любви и уважении. Чрезмерная выра­
женность данного аттитюда ведет к развитию личностных на­
рушений по типу зависимости или демонстративности. 

б) Стремление «против людей» - желание подчинять окружаю­

щих удовлетворению собственных потребностей, управлять 
ими, иначе - жажда власти. Усиление данного аттитюда вле­
чет за собой формирование агрессивных, антисоциальных лич­
ностных расстройств. 

в) Стремление «от людей» - тенденция к замкнутости, интровер-

тированности. В случае одностороннего преобладания - избе­

гание социальных контактов, отгороженность. 

124 

Глава 4 


background image

С клинической точки зрения это соответствует основным ва-

риантам внутрипсихического конфликта, выделенным В.М. Мяси-

щевым: (1) истерическим, (2) неврастеническим и (3) обсессивно-

психастеническим. Сходный принцип лежит в основе классифика­
ции личностных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV, согласно 
которой выделяются три группы расстройств - кластер А (парано­
идные, шизоидные и шизотипические расстройства); кластер В (ги-
стрионические, нарциссические, пограничные, антисоциальные рас­

стройства) и кластер С (обсессивно-компульсивные расстройства, 
а также расстройства по типу избегания и зависимости). Для под­
хода нейрофизиологического, рассматривающего эти конфликты с 
точки зрения динамики межполушарной асимметрии, они связаны 
с тремя вариантами формирования устойчивого патологического 
состояния - соответственно правополушарным, смешанным и ле-
вополушарным. 

Что же касается тех проблем, по поводу которых человек обра­

щается за помощью к психотерапевту, то большинство из них, как 
справедливо указывает В.В. Макаров (2001), «можно свести к не­
скольким основным, глубинным». Техника подобного сведения ча­
стных проблем к общим подробно рассмотрена в методе «кристал­
лизации проблем» В.В. Макарова и включает упрощение пробле­
мы, отделение ее от личности, доведение проблемы до абсурда или 
до логического завершения, сведение проблем к внутриличностным, 
а также языковые замены, направленные на присвоение пациентом 
ответственности (как в гештальт-терапии). Почему возникает не­
обходимость в подобном редактировании формулировки проблемы, 
в ее «кристаллизации»? 

С одной стороны, стремление к рационалистичному упро­

щению отражает в целом привычный для человека поиск простых 
решений сложных проблем. Последнее же представляет собой 
проявление фундаментального психологического принципа об­
работки информации - концептуализации. Как известно, чело­
век не является бесстрастным «зеркалом», пассивно отражающим 
окружающий мир. Любая информация, им усвоенная, приобре­
тает характер знания личностного. При этом человек произво­
дит переформулирование исходной информации, перевод ее на 
собственный, привычный язык. Завершается процесс переработ­

ки информации созданием ее индивидуализированного, компакт­
ного и наглядного внутреннего представления за счет обобще-

125 


background image

ния, интеграции с жизненным опытом и ранее полученными тео­
ретическими знаниями и «свертки» с формированием глобаль­
ного образа - концептуальной модели (Welford A.T., 1961). В 
общем плане именно нарушения нормального протекания этих 
когнитивных процессов приводят к нарушению адекватного пси­

хического отражения действительности и возникновению психо­
логических проблем. 

С другой стороны, сам человек осознает как внешние, так и 

зачастую внутренние проявления своего глубинного кризиса в ис­

каженном виде, вследствие действия механизмов психологической 
защиты. Очевидно, что нередко обнаружению путей решения про­
блемы препятствуют дезадаптивные убеждения. Образно говоря, 
выход из тупика всегда открыт, но сделать шаг в его сторону, разре­
шить себе воспользоваться этим путем к внутренней свободе чело­
веку мешают его собственные психологические барьеры и ограни­
чения, связанные с иррациональными запретами или с мнимой опас­

ностью (так же, как затравленному охотниками волку - красные 
флажки). По выражению С. Кови (1996), «то, как мы видим про­
блему, и есть проблема». Именно поэтому тот запрос, с которым па­
циент обращается к психотерапевту, необходимо переформулиро­
вать совместными усилиями обеих сторон. 

По той же причине переформулирование проблемы само по 

себе оказывает психокоррекционное действие. Помимо упомя­
нутого метода «кристаллизации проблем», можно сослаться на 
используемое в гештальт-терапии так называемое позитивное 
переименование, а в психотехниках личностного роста (методика 
СИМОРОН) - присваивание «временного» (функционального, ро­
левого) имени. На психофизиологическом уровне в основе дости­
гаемого эффекта лежит выход из замкнутого «порочного круга» или 

«проторенного пути» тех нейронных цепочек, в которых циркули­

руют негативные мысли и зарождаются отрицательные эмоции (оча­
ги устойчивого патологического состояния, по Н.П. Бехтеревой). 

Происходит это вследствие изменения вербального компонента сло­

жившейся в мозге функциональной структуры, связанной с психо­
логической проблемой. Тем самым изменяется проекция на эту 
структуру функциональной асиметрии полушарий мозга, их отно­
сительная значимость в поддержании очага устойчивого патологи­
ческого состояния. Очень важно здесь изменение вербального пред­
ставления проблемы с точки зрения правого полушария, на его язы-

126 

Глава 4