Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16405
Скачиваний: 267
тельная», состоящая из посетителей культурно-массовых
мероприятий (особенно дискотек или рок-концертов под
открытым небом) или спортивных зрелищ (представим аг
рессивно настроенную толпу футбольных «фанатов»).
◊ Электромагнитное, шумовое и вибрационное «загрязнение»
среды обитания. Если первое неблагоприятно влияет на функ
циональное состояние нервной системы, сдвигая его в сторону
истощения (астенизации), то два других (роль которых зачас
тую недооценивается) способны непосредственно усиливать
нервно-психическую напряженность, активизируя инстинк
тивные механизмы тревоги.
◊ Искусственный, «тепличный» микроклимат. В условиях ис
кусственной окружающей среды большого города, в том чис
ле среды микроклиматической (особенно резких перепадов
температуры и влажности воздуха при перемещениях) обо
стряется проблема метеочувствительности (и метеозависи
мости). Это вместе с десинхронозом может существенно за
труднять социально-психологическую адаптацию человека
и также несомненно вносит свой вклад в формирование пси
хосоматических и пограничных нервно-психических рас
стройств.
Уточним, что десинхроноз может быть вызван и описанной
выше гиперфронтальностью, которая на уровне полушарий мозга
нарушает ритмику их активности, связанную с естественным
90-минутным ритмом BRAC - так называемым фундаментальным
циклом чередования активности и отдыха (Уэбб У., Дьюб М., 1984).
С психологической точки зрения, эта ритмика рассматривается, по
Э. Росси (1999), как цикл коммуникации сознания и тела (cycles of
mind-body communication), иными словами - в качестве цикличес
кого процесса сознательно-подсознательного взаимодействия. Для
психотерапевтических целей особое внимание внутри 90-минутно
го цикла уделяется фазе подсознательной активизации, продолжа
ющейся 15-20 минут. Последняя рассматривается как «ультради-
анная оздоровительная реакция» (Rossi E„ Nimmons D., 1991).
При этом исключительно важно, что положительный эффект
и релаксации, и медитативных практик, и многих техник психо
терапии в значительной мере основывается на том, что они со
здают благоприятные условия для восстановления нормальных
122
Глава 4
биоритмов организма в полуторачасовом диапазоне (Rossi E.,
Lippincott В., 1992).
Для того чтобы хотя бы отчасти снять эти эколого-психологи-
ские противоречия психологическими средствами, можно с по-
мощью современных психотехнологий помочь человеку на корот
кое время как бы вернуться к своей истинной природе, назад по эво
люционной лестнице, в первобытно-естественное состояние. В
соответствии с известным биогенетическим законом, индивидуаль
ное развитие организма на эмбриональном этапе повторяет в свер
нутом виде историю эволюционного развития вида. Распространяя
эту закономерность на сферу психологии, можно показать, что во
ображаемый возврат в эволюционное прошлое напоминает глубо
кую возрастную регрессию, возврат к внутриутробному периоду раз
вития или периоду новорожденности (во всяком случае, к раннему,
довербальному этапу индивидуального психического развития).
Имеется в виду не условная, а физиологическая возрастная регрес
сия: показано, что при пребывании в измененных состояниях созна
ния, характеризующихся сглаживанием или инверсией функцио
нальной асимметрии полушарий, состояние нервной системы взрос
лого человека начинает в ряде черт повторять состояние нервной
системы ребенка раннего возраста (Сандомирский М.Е., Белого-
родский Л.С, 1998). Эмпирический материал подобного рода на
коплен, в частности, в трансперсональной психотерапии (С. Гроф;
В.В. Козлов и др.). В телесной психокоррекции подобные задачи
решает метод Ретри (Сандомирский М.Е., 2000, 2001).
8. Интеграция психосоматических концепций
Несмотря на различия взглядов на механизмы формирования
психосоматических расстройств, все описанные выше концепции в
той или иной мере справедливы. Причина же такого многообразия
моделей в том, что каждая из них акцентирует внимание лишь на
отдельных элементах такого сложного и разностороннего процес
са, как взаимодействие тела и психики.
С точки зрения сомато-центрированного подхода в психоте
рапии и психологии, психогенные и психосоматические заболева
ния сближаются друг с другом. Как при тех, так и при других в об-
123
лигатном порядке существуют и психоэмоциональные, и соматичес
кие расстройства, просто приоритеты их чередуются. При психо
генных заболеваниях на первое место выходят психоэмоциональ
ные проблемы, при болезнях психосоматических - соответственно
телесные нарушения. Для объяснения причин психосоматических
расстройств описанные выше разнородные представления в насто
ящее время объединяются в рамках многофакторного подхода. Так,
Ю.М. Губачев и Е.М. Стабровский (1981) выделяют такие основ
ные варианты развития психосоматических заболеваний:
1) ситуационный вариант - является первично-психогенным,
основную роль в развитии заболевания играет острая или хро
ническая психотравма;
2) личностный вариант - главную роль играют личностные осо
бенности, затрудняющие адаптацию человека, создающие пред
расположенность к телесной проекции психологических про
блем.
Формирование расстройств психогенных, личностных связа
но с внутрипсихическим конфликтом. Роль внутреннего конфлик
та как основы невроза была подробно рассмотрена еще в работах
К. Хорни. Как упоминалось, ею были выделены три типа основных
личностных отношений (аттитюдов), которые в норме уравновеши
вают друг друга. Одностороннее преобладание одного из них при
водит к дисгармоничной структуре личности, внутреннему конф
ликту, а вкупе с базовым чувством тревоги и неудовлетворенной
потребностью в безопасности - к неврозу:
а) Стремление «к людям» - потребность во внимании окружаю
щих, в их признании, в любви и уважении. Чрезмерная выра
женность данного аттитюда ведет к развитию личностных на
рушений по типу зависимости или демонстративности.
б) Стремление «против людей» - желание подчинять окружаю
щих удовлетворению собственных потребностей, управлять
ими, иначе - жажда власти. Усиление данного аттитюда вле
чет за собой формирование агрессивных, антисоциальных лич
ностных расстройств.
в) Стремление «от людей» - тенденция к замкнутости, интровер-
тированности. В случае одностороннего преобладания - избе
гание социальных контактов, отгороженность.
124
Глава 4
С клинической точки зрения это соответствует основным ва-
риантам внутрипсихического конфликта, выделенным В.М. Мяси-
щевым: (1) истерическим, (2) неврастеническим и (3) обсессивно-
психастеническим. Сходный принцип лежит в основе классифика
ции личностных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV, согласно
которой выделяются три группы расстройств - кластер А (парано
идные, шизоидные и шизотипические расстройства); кластер В (ги-
стрионические, нарциссические, пограничные, антисоциальные рас
стройства) и кластер С (обсессивно-компульсивные расстройства,
а также расстройства по типу избегания и зависимости). Для под
хода нейрофизиологического, рассматривающего эти конфликты с
точки зрения динамики межполушарной асимметрии, они связаны
с тремя вариантами формирования устойчивого патологического
состояния - соответственно правополушарным, смешанным и ле-
вополушарным.
Что же касается тех проблем, по поводу которых человек обра
щается за помощью к психотерапевту, то большинство из них, как
справедливо указывает В.В. Макаров (2001), «можно свести к не
скольким основным, глубинным». Техника подобного сведения ча
стных проблем к общим подробно рассмотрена в методе «кристал
лизации проблем» В.В. Макарова и включает упрощение пробле
мы, отделение ее от личности, доведение проблемы до абсурда или
до логического завершения, сведение проблем к внутриличностным,
а также языковые замены, направленные на присвоение пациентом
ответственности (как в гештальт-терапии). Почему возникает не
обходимость в подобном редактировании формулировки проблемы,
в ее «кристаллизации»?
С одной стороны, стремление к рационалистичному упро
щению отражает в целом привычный для человека поиск простых
решений сложных проблем. Последнее же представляет собой
проявление фундаментального психологического принципа об
работки информации - концептуализации. Как известно, чело
век не является бесстрастным «зеркалом», пассивно отражающим
окружающий мир. Любая информация, им усвоенная, приобре
тает характер знания личностного. При этом человек произво
дит переформулирование исходной информации, перевод ее на
собственный, привычный язык. Завершается процесс переработ
ки информации созданием ее индивидуализированного, компакт
ного и наглядного внутреннего представления за счет обобще-
125
ния, интеграции с жизненным опытом и ранее полученными тео
ретическими знаниями и «свертки» с формированием глобаль
ного образа - концептуальной модели (Welford A.T., 1961). В
общем плане именно нарушения нормального протекания этих
когнитивных процессов приводят к нарушению адекватного пси
хического отражения действительности и возникновению психо
логических проблем.
С другой стороны, сам человек осознает как внешние, так и
зачастую внутренние проявления своего глубинного кризиса в ис
каженном виде, вследствие действия механизмов психологической
защиты. Очевидно, что нередко обнаружению путей решения про
блемы препятствуют дезадаптивные убеждения. Образно говоря,
выход из тупика всегда открыт, но сделать шаг в его сторону, разре
шить себе воспользоваться этим путем к внутренней свободе чело
веку мешают его собственные психологические барьеры и ограни
чения, связанные с иррациональными запретами или с мнимой опас
ностью (так же, как затравленному охотниками волку - красные
флажки). По выражению С. Кови (1996), «то, как мы видим про
блему, и есть проблема». Именно поэтому тот запрос, с которым па
циент обращается к психотерапевту, необходимо переформулиро
вать совместными усилиями обеих сторон.
По той же причине переформулирование проблемы само по
себе оказывает психокоррекционное действие. Помимо упомя
нутого метода «кристаллизации проблем», можно сослаться на
используемое в гештальт-терапии так называемое позитивное
переименование, а в психотехниках личностного роста (методика
СИМОРОН) - присваивание «временного» (функционального, ро
левого) имени. На психофизиологическом уровне в основе дости
гаемого эффекта лежит выход из замкнутого «порочного круга» или
«проторенного пути» тех нейронных цепочек, в которых циркули
руют негативные мысли и зарождаются отрицательные эмоции (оча
ги устойчивого патологического состояния, по Н.П. Бехтеревой).
Происходит это вследствие изменения вербального компонента сло
жившейся в мозге функциональной структуры, связанной с психо
логической проблемой. Тем самым изменяется проекция на эту
структуру функциональной асиметрии полушарий мозга, их отно
сительная значимость в поддержании очага устойчивого патологи
ческого состояния. Очень важно здесь изменение вербального пред
ставления проблемы с точки зрения правого полушария, на его язы-
126
Глава 4