Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16385

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ке. Правополушарные речевые механизмы, как известно, остаются 

на детском уровне развития. Они представляют собой уязвимое зве-

но психики, с которым связано формирование проблем, и в то же 

время - каналом для суггестии. Соответственно для продуктивно­

го использования этих механизмов в целях психокоррекции важна 
возрастная регрессия. 

К «кристаллизации» близки такие подходы к детализации пси­

хологической проблемы, как выявление лежащих в ее основе мета-
программ и базовых убеждений (НЛП), жизненных установок и 
сценариев (трансактный анализ), ведущих подсознательных убеж­
дений (BID, в IDEAL-методе Ч.К. Тойча) или выявление централь­
ной конфликтной темы отношений (CCRT, по Л. Люборски, в со­
временном психоанализе). В гештальт-терапии значимость выяв­

ления глубинного содержания, «ядра» проблемы связывается с 

представлением о том, что «в центре каждого невроза находится 
некое ядро, которое не поддается лечению. Однако энергию вокруг 

этого ядра можно реорганизовать и направить в социально полез­
ное русло» (Перлз Ф., 1992). Именно в телесной психотерапии со­
ответствующее «ядро» проблемы обнаруживается на самом глубин­
ном, телесно-физиологическом уровне. 

В психокоррекционных методах используются различные под­

ходы к концептуализации психологических проблем. Это сведение 
частных проблем к более общим, универсальным: либо по форме -
к различным вариантам нарушения границы контакта по Ф.Перлзу 
(или, в формулировке М.П. Папуша, универсальным невротичес­
ким механизмам), либо по содержанию - к так называемым экзис­
тенциальным проблемам (см. табл. 4). Здесь необходимо опять же 
сослаться на мнение В.В. Макарова (2001): «Скорее всего, все [пси­
хологические -

 прим. наше]

 проблемы могут сводиться к экзистен­

циальным». Это относится к проблемам, входящим в компетенцию 
психотерапии. Что же касается самостоятельной работы человека 
на собой, личностного роста, то последний уже изначально направ­

лен на решение базисных психологических проблем, классифи­

кация которых рассматривается в экзистенциальной психотерапии 
(И. Ялом, Р. Мэй). Глубинный психобиологический смысл этих уни­
версальных проблем и их взаимосвязь с проблемами частными, слу­
жащими наиболее распространенными причинами обращения к пси­
хотерапевту (невротические синдромы, личностные расстройства), 
показаны в табл. 4. 

127 


background image

Экзистенциальный и психобиологический смысл 
наиболее распространенных психологических проблем 

Психологические 

проблемы 

Тревога/страх 

(фобии.генерализованная 

тревожность,панические 
атаки) 

Проблемыдетско-
родительские,супружеские, 
сексуальные; трудности 
вобщении 

Отсутствие 
удовлетворенности 

жизнью; экзистенциальная 
триада (В. Франкл)-
депрессия,наркомания, 
агрессия (втомчисле 
самоагрессия .склонность 
ксуициду) 

Инфантильность 
(зависимое .уклоняющееся 
поведение); обсессивно-
компульсивные 

расстройства;регресс 

психики(антисоциальное 
поведение) 

Экзистенциальные 

проблемы 

Смерть/рождение 

Одиночество/изоляция 

Смысл жизни 

Свобода/ответственность 

Биологический 

(адаптивный) смысл 

Сохранение индивида 

Сохранение группы 
(вида) 

Биологическая 

целесообразность 
существования 

Защитные реакции: 
пассивная -
«капитуляция» 

активная - агрессия 
Социальное 
подражание 

Таблица 4 

Сведение всего многообразия психологических проблем к ба­

зовым, экзистенциальным способствует снижению интенсивности 
связанных с ними негативных эмоциональных переживаний и по­
могает устранению самих проблем. Это происходит за счет эффек­
та «универсальности», связанного с чувством общности (А. Адлер) 

и механизмами социального подражания («в самом деле, если это 
есть буквально у каждого... если все как-то приспосабливаются... и 
мне можно успокоиться...»), отыскания в проблеме приспособитель­
ного смысла и редукции тревоги. 

В той или иной форме работа с перечисленными базовыми 

проблемами используется в различных методах психотерапии, 
помимо экзистенциальной. Иногда это происходит в неявном 
виде, чаще же внимание акцентируется преимущественно на ка-

128 

Глава 4 


background image

кой-либо одной разновидности экзистенциальных проблем. Так, 

классический психоанализ и семейная психотерапия во главу угла 
ставят проблемы одиночества и межличностных отношений; про­

блема отношения к смерти подробно прорабатывается транспер­
сональной психотерапией и, естественно, танатотерапией; про­
блема жизненного смысла лежит в основе логотерапии В. Фран-
кла; проблема ответственности и бегства от свободы - в основе 
гуманистического психоанализа Э. Фромма. В телесной же пси­
хокоррекции все эти проблемы рассматриваются вместе с их со­
матической «привязкой». 

Так, сходная классификация проблем пациента предложена 

В.Ю. Баскаковым (цит. по Газаровой Е., 2002): с проблемой по­
иска жизненного смысла и сопутствующей ей гиперрефлексией 
связаны дискомфортные телесные ощущения в области головы; 
проблема одиночества может охватывать как социальные контак­

ты (дискомфортные ощущения в области рук, плечевого пояса), 
так и сексуальность (соматические проблемы в области таза); 
проблемы ответственности, связанные с инфантильностью и по­

иском поддержки, на телесном уровне предстают как проблемы 
опор (с локализацией мышечного напряжения и болезненных 
ощущений в ногах). По нашему опыту, с проблемой ответствен­
ности также нередко связаны болезненные ощущения в области 

задней поверхности шеи и затылка. Что же касается проблемы 
страха смерти, то она может быть связана с разнообразными ощу­
щениями, в том числе с телесной диссоциацией (последнее ис­
пользуется в танатотерапии). 

Многие модели в той или иной мере рассматривают психо­

соматические нарушения как регресс к инфантильным механиз­
мам психики, то есть, по сути, проявления возрастной регрессии. 
Подчеркнем, что важнейшее положение этих моделей - именно 
то, что соматизированные эмоции связаны с инфантильными ре­
акциями, которые относятся к наиболее раннему периоду психи­
ческого развития. Напомним, что именно на работу с подобными 
телесными эквивалентами эмоций направлены техники сомато-
Центрированной психотерапии. Практическое следствие - то, что 
глубина возрастной регрессии в ходе телесно-психотерапевтичес­

ких сеансов по сравнению с другими методами психотерапии яв­
ляется наибольшей (Krens I., 1999); потому-то именно телесная 
психотерапия и позволяет осуществлять коррекцию на самых 

129 

S

~

 U116 


background image

глубинных слоях психики. Сюда относятся в первую очередь та­
кие уровни организации личности, как уровень идентичности и 

духовности (по Г. Бейтсону). Здесь сближаются психотерапев­

тический и духовно-религиозный подходы к психологической 
помощи. Еще В. Райх обнаружил, что, испытывая регрессию в 
процессе вегетотерапии, пациенты вспоминают, как, «будучи 
маленькими детьми, ощущали себя единым целым с миром, со 
всем, что их окружало, как чувствовали себя «живыми» и как в 
конце концов это было уничтожено и сломано воспитанием. В 
расщеплении единства телесного ощущения [...] и в постоянном 
стремлении заново обрести контакт с самим собой и миром ле­

жат субъективные корни всех религий. [...] «Бог» является мис­
тическим представлением о вегетативном созвучии «Я» с приро­
дой». 

Очевидно, что к пониманию психологических основ духов­

ности, способности человеческого «Я» к восприятию надлично-
го - того, что лежит за границами узких рамок индивидуального 
сознания, необходимо подойти с точки зрения психологии раз­
вития. Первым опытом духовных переживаний в этом смысле 
является ощущение грудным ребенком симбиотического един­

ства с матерью (или лицом, осуществляющим уход за ним). Для 
первоначального - «правополушарного», еще невербального дет­
ского сознания общение с тем окружением, которое для него яв­
ляется чем-то высшим и выходящим за пределы его робкого осоз-

навания, происходит на инстинктивном уровне. Выражая свои 
потребности с помощью инстинктивной телесной и голосовой 
коммуникации, ребенок получает естественный опыт того, как это 
непостижимое и всесильное окружение откликается на его при­

зыв и берет на себя заботу о нем, о его безопасности, насыщении 
и комфорте. Именно таким образом, на уровне импринтинга, за­

кладываются те психофизиологические основы духовности, к 

которым впоследствии обращаются и религиозное чувство, и 
потребность в духовной близости и эмоциональном слиянии с 
другими людьми (играющая большую роль в механизмах со­
циализации), и потребность в заполнении экзистенциального 

вакуума и развеивании страха одиночества, беспомощности, 
рождения/смерти и других фундаментальных человеческих про­

блем, удовлетворять которую, собственно, и призвана психоте­

рапия. 

130 

Глава 4 


background image

9. Симптоматика психосоматических расстройств 

Материал, с которым работают в процессе телесной психо-

коррекции, тесно связан и с психосоматическими заболеваниями. 

Как обсуждалось ранее, психосоматические расстройства представ­

ляют собой не что иное, как интенсивные телесные проявления 
психологических проблем (обычно существующих длительное 
время). Соответственно специфика этих расстройств лишь отчас­
ти определяется конкретным диагнозом (нозологической принад­
лежностью). В не меньшей степени она зависит и от характера са­
мой психологической проблемы, и от личностных особенностей ее 
носителя. Поэтому и телесные проявления психосоматических 
расстройств, как правило, не замыкаются в тесных рамках отдель­
ного диагноза - можно говорить лишь о ведущих проявлениях, 
соответствующих определенной болезни. В то же время, как пра­
вило, присутствуют и другие психосоматические симптомы, свой­
ственные другим диагностическим единицам, хотя и менее выра­
женные. Поэтому и различные психосоматические симптомы це­
лесообразно рассматривать не в рамках отдельных заболеваний 
(нозоцентрический подход), а отдельных соматических проявле­
ний (симптомоцентрический подход). 

Говоря о симптомах психосоматических расстройств, в первую 

очередь необходимо перечислить симптомы

 телесные,

 являющие­

ся на физиологическом уровне следствием реакции напряжения, а 
на психологическом - тревоги и фрустрации. При этом психосома­
тические нарушения внутренних органов представляют собой не­
адаптивные проявления стрессовой готовности (В. Икскюль), бо­
левые ощущения связаны с мышечным напряжением в сочетании с 

повышением болевой чувствительности (гиперестезией). Некото­
рые психосоматические жалобы имеют еще один механизм проис­
хождения - регрессионный, сочетающий в себе и физиологические, 
и психологические факторы. Физиологически это возврат нервной 
системы в «детское» состояние, психологически - воспроизведение 
на бессознательном уровне раннего детского опыта. 

Проявления психосоматических расстройств, имеющие отча­

сти образно-символическое значение («язык тела»), являются так­
же действием защитно-компенсаторных механизмов, способом про­
тивостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со 

131 

5»