Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15627

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

действуют как физиологический механизм, связанный с депрес-
сивными расстройствами (описанный выше), так и собственно 

психологический, регрессионный механизм - аналогия с грудным 
вскармливанием, когда ребенок в состоянии дискомфорта либо 

отказывается от груди, либо, наоборот, ищет материнскую грудь 

успокаивается. Для грудного ребенка кормление - это не толь­

ко удовлетворение физиологической потребности в пище, но и 
важнейший способ получения положительных эмоций, и канал 
близкой телесной коммуникации с матерью - бондинга, вегета­
тивного резонанса). 

Нередким следствием регулярного - точнее, привычного -

«стрессового» повышения аппетита становится психосоматичес­
кое ожирение. Оно отражает стремление человека с помощью удо­

вольствия от приема пищи восполнить дефицит положительных 
эмоций (Екимов М.В., Федорова А.И., 2001) и тем самым при­
глушить внутреннюю напряженность (или синдром дефицита 
удовлетворенности). 

б) Нарушение глотания, часто сопровождающееся ощуще­

нием «комка в горле» (мышечные спазмы в области глотки, пи­
щевода). Подобное функциональное расстройство (психогенная 

дисфагия) обычно мешает проглатыванию преимущественно 
твердой пищи. Подсознательно с нарушением глотания обычно 

связан страх подавиться пищей. Регрессионный механизм - про­
блемы, возникавшие в грудном возрасте в связи с переводом ре­
бенка на плотную пищу (прикорм), реже - с грудным вскармли­
ванием. 

в) Приступы психогенной тошноты (реже - рвоты), возника­

ющие непосредственно в стрессовой ситуации или же в преддверии 
(«в предвкушении») эмоционально насыщенных событий, нежела­
тельных встреч, связанных с неприязненными отношениями («меня 
от него тошнит»). Чаще встречается у детей и подростков - напри-
мер, у ребенка, который не хочет идти на уроки, где подвергается 
давлению (или унижению) со стороны учителя, возникают присту­
пы рвоты во время утренних сборов в школу (при мысленном пред­
ставлении травмирующей ситуации). Психогенная рвота встреча­
ется также при юношеской дисморфофобии, в связи с недовольством 
собственной внешностью и навязчивым желанием похудеть. Регрес­
сионный механизм - «срыгивание» у грудного ребенка при пере­
возбуждении. 

1 3 7 


background image

Г. Проявления со стороны дыхательной системы 

а) Одышка, не связанная с болезнями органов дыхания и про­

являющаяся как чувство «неудовлетворенности» вдохом, сопровож­
дающееся желанием вздохнуть поглубже. (Последнее может при­
водить к избыточно глубокому дыханию - так называемый гипер­
вентиляционный синдром.) Регрессионных механизмов здесь также 
как минимум два. Наиболее ранний из них - это запечатлевшийся в 
памяти на подсознательном уровне первый вдох, по механизму им-
принтинга становящийся стереотипной реакцией на стресс. Второй 
регрессионный компонент гипервентиляции - подавляемая дет­
ская реакция плача (ребенок рефлекторно пытается остановить плач 

за счет частых глубоких вдохов с коротким выдохом). 

б) При этом часто возникает ощущение онемения и покалыва­

ния в руках (и как составная часть гипервентиляционного синдро­
ма, и как самостоятельное проявление). Аналогичные ощущения в 
ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икронож­
ных мышц. (Вносит свой вклад и вызванное длительными стресса­

ми и сдвигом гормонального баланса нарушение обмена микроэле­
ментов, в первую очередь кальция, приводящее к повышению не­
рвно-мышечной возбудимости. «Вымывание» кальция из организма 
у женщин старше 40 лет может приводить к остеопорозу, сопровож­
даться болями в костях.) 

в) Ощущение «комка» в горле, упомянутое ранее, на фоне 

затруднения дыхания. Сюда же может присоединяться спазм 
мышц, управляющих голосовыми связками, что приводит к на­
рушению голосообразования («перехватило голос»). Подобные 
проблемы, когда голос внезапно предательски «садится» или даже 

пропадает (афония), могут возникать в моменты ответственных 
публичных выступлений (см. далее метод Александера), бурных 
волнений (особенно в спорах, конфликтах, что мешает возразить 
собеседнику) или же после перенесенных внезапных психотрав-
мирующих ситуаций. Именно таким образом человек нередко 
теряет голос в минуты сильного душевного волнения. Затяжной 
же стресс может приводить к расстройствам по типу хроничес­
кого ларингита, нередко сопровождающегося постоянным «не­
рвическим покашливанием». Можно упомянуть два регрессион­
ных механизма подобных нарушений: во-первых, это подавлен­
ный крик у грудного ребенка («первичный крик», по А. Янову); 

138 

Глава 4 


background image

во-вторых, подавленная речь в более старшем возрасте (на фоне 

строгих окриков родителей, запрещающих ребенку словесное 

выражение своего мнения и своих эмоций). 

г) Заложенность носа, затрудняющая носовое дыхание и рас­

цениваемая как «вазомоторный ринит». В отличие от «чистых» ри­
нитов, ухудшение состояния обычно отчетливо связано с обостре­
нием психологических проблем (конфликтами, перегруженностью 
на работе, переутомлением у учащихся и т.д.). В литературе можно 
встретить даже упоминания о вазомоторно-аллергическом вариан­
те протекания депрессии (Осколкова С.Н., 1995). При этом часто 
обнаруживается болезненное напряжение мышц задней поверхно­
сти шеи (телесное отражение неспособности нести бремя ответ­
ственности). Регрессионный механизм - также задержанный плач 
(«невыплаканные слезы»). 

Д. Проявления со стороны органов чувств 

а) Кратковременное нарушение зрения (предметы как бы рас­

плываются перед глазами, и человеку приходится напрягать зрение, 
чтобы сфокусировать его и увидеть окружающее более отчетливо). 
Регрессионный механизм - «расфокусированное» зрение новорож­

денного ребенка (переход из водной среды в воздушную, неумение 
фиксировать взгляд). 

Связанное со стрессом напряжение может вызывать более се­

рьезные нарушения органа зрения, начиная со зрительного утомле­
ния, спазма аккомодации, которое может со временем приводить к 
близорукости или повышению внутриглазного давления (ведуще­
му к глаукоме). Символический, конверсионный механизм связан­

ных со стрессом нарушений зрения - «Не вижу, потому что не хочу 
видеть». 

б) Такие нарушения часто сопровождаются головокружением 

(«как подумаю о проблемах, голова идет кругом»), а оно, в свою оче­
редь, также может быть связано с неуверенностью при ходьбе, ощу­
щением «ватных» ног или чувством, что «земля уплывает из-под 
ног». Регрессионный механизм - ощущения ребенка, который еще 
только учится стоять и ходить. 

К головокружению могут добавляться приступы тошноты, 

шума в ушах, снижающего остроту слуха, - так называемый менье-
Роподобный синдром (лабиринтный отек). Конверсионно-символи-

139 


background image

ческий подсознательный механизм подобных нарушений - «Не слы­
шу, потому что не хочу слышать». 

Болезненный звон в ушах (тиннит) также во многом связыва­

ется с психосоматическими проблемами и рассматривается как след­
ствие длительного стрессового напряжения мышц шейно-затылоч-
ной области (Уэйл Э., 1999). 

Е. Прочие проявления 

а) Приливы жара («кровь бросилась в голову») или озноба («от 

страха все внутри заледенело»), иногда волнообразно сменяющих 
друг друга («бросает то в жар, то в холод»), которые могут сопро­
вождаться мышечным тремором (пациент описывает свои ощуще­
ния так: «Волнуюсь буквально до дрожи в руках и ногах»). Регрес­
сионный механизм - несовершенство механизма терморегуляции у 
новорожденного ребенка, физически нуждающегося в тепле мате­
ринского тела. 

б) Обильное мочеиспускание, которое обычно возникает пос­

ле приступов паники. (Здесь стрессовые расстройства пересекают­

ся с проявлениями так называемого несахарного диабета и могут 
утяжелять его протекание.) 

в) Разнообразные сексуальные проблемы (как снижение сек­

суального влечения и потенции, так и в некоторых случаях гипер­
сексуальность). Нередко они могут быть вызваны привычным на­
пряжением мышц области таза. Подобные проблемы, как обнару­
жил В. Райх, могут быть напрямую связаны просто с неумением 
человека расслабиться в прямом смысле, то есть снять мышечное 
напряжение. Регрессионный механизм нарушений потенции у муж­
чин, женской холодности - инфантильный отказ от «взрослости», 
от своей половой роли. Сюда же примыкают функциональные на­
рушения менструального цикла у женщин (нерегулярность цикла, 
аменорея, предменструальный синдром). 

г) Нарушения сна - бессонница или, наоборот, сонливость, 

сопровождающаяся ощущением того, что сна было недостаточ­
но. Иными словами, человек после пробуждения чувствует себя 
разбитым, иногда может даже жаловаться на боли в мышцах 

(следствие того, что даже во сне он не расслабляется), описывая 
свои ощущения «как будто всю ночь мешки таскал» или даже «как 
будто палками колотили» (подобное самонаказание может быть 

140 

Глава 4 


background image

подсознательно желаемым для критически настроенного Супер-

Эго). 

При этом сновидения становятся тревожными, угрожающи­

ми (ночные кошмары); тем не менее они продолжают выполнять 
адаптивную функцию, так как «инсценировка» во сне стрессовых 

ситуаций служит как для эмоциональной разрядки, так и для поис­
ка выхода из сложившихся обстоятельств (поисковая активность, 
по B.C. Ротенбергу). Нередко человек не помнит своих снов - они 
как бы стираются из памяти, что является следствием действия пси­
хологической защиты (вытеснения). В нарушении сна играют роль 
также и регрессионные механизмы, особенно когда изменяется ритм 
сна и бодрствования, порой напоминая режим сна грудного ребен­
ка (многократное чередование периодов активности и сонливости 
в течение дня). 

д) Интенсивные хронические стрессы также постепенно ис­

тощают, как бы «подтачивают» гормональную функцию коры над­
почечников (напомним, что по схеме Г. Селье именно повышение 
при стрессе уровня кортикостероидных гормонов представляет 
собой основной механизм формирования устойчивости организ­
ма к неблагоприятным воздействиям). Эта скрытая, латентно про­
текающая недостаточность создает плодородную почву для раз­
вития аллергических и аутоиммунных (в частности, ревматичес­
ких) заболеваний. 

е) Последнее также приводит к появлению жалоб астеничес­

кого характера - на слабость, утомляемость. Достигая значитель­
ной степени выраженности, они формируют так называемый синд­
ром хронической усталости, когда повышенная утомляемость со­
провождается не только постоянным чувством усталости, но еще и 
«беспричинным» повышением температуры тела (37,0-37,1 °С), 

«летучими» болями в мышцах, суставах, в горле (Стюарт А„ 1997). 

ж) Сочетанный - и психологический, и физиологический -

характер носят приступы паники, варьирующие от опасения поте­
рять контроль над собой до всепоглощающего страха смерти. Рег­
рессионный механизм - оживление у взрослого человека первич­

ных детских страхов (описанных далее). 

Главным отличием всех описанных выше психосоматических 

расстройств от обычных телесных страданий является характер их 

протекания: отчетливые ухудшения совпадают с моментами бурных 

Душевных переживаний. Важно подчеркнуть также наличие лич-

141