Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15629

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ностной предрасположенности или личностно-типологических осо­
бенностей, обусловливающих возникновение психосоматических 
нарушений. 

Подобные расстройства могут как возникать в непосредствен­

ной связи со стрессом (в момент острого стресса или на фоне про­

должающейся хронической нервно-психической напряженности), 
так и иметь отсроченный характер. В последнем случае организм 
начинает «сыпаться» спустя какое-то время после стрессовых со­
бытий. Это так называемый «синдром рикошета», который следует 
за стрессом наподобие хвоста кометы. Причем подобное может про­
исходить, даже если эмоционально значимые события были пози­
тивными, связанными с жизненными успехами - «синдром дости­
жения», вызванный переживанием бурных положительных эмоций 
и, самое главное, обретением долгожданных радостей, к которым 
человек упорно стремился. 

Необходимо упомянуть также о вторичных психосоматичес­

ких расстройствах, играющих значимую роль в протекании обыч­
ных, соматических заболеваний. Их наличие можно обоснованно 
предположить, если выздоровление от телесной болезни затягива­
ется сверх обычных сроков, особенно в тех случаях, когда хрони­
ческое заболевание носит прогрессирующий характер. 

Все эти телесные расстройства, по сути, представляют собой 

патологические эквиваленты психофизиологической адаптации. 
Иными словами, эквивалент неотреагированных эмоций - сурро­
гатную, неадаптивную

 форму эмоциональной разрядки.

 Именно по­

этому эффективным способом борьбы с ними являются телесно-
ориентированные методы эмоционального самораскрытия, саморе­
гуляции и самоконтроля. 

Генератором же психосоматических расстройств зачастую 

являются собственные навязчивые самокритичные, самообвини­
тельные мысли пациента. Это не что иное, как фрейдовское Супер-

Эго - сопровождающий человека всю жизнь набор воображаемых 
«самонаказаний», сложившийся в раннем детстве. Иными словами, 
продукт привычной детской реакции на воспитующие нотации 
родителей и в то же время идентификации с ними (представления 
ребенком себя на месте взрослых). Подобный негативно-самообви­
нительный образ мыслей («самоедство»), ставший привычкой, не­

довольство собой и частая неудовлетворенность результатами сво­

ей деятельности являются не чем иным, как неспособностью чело-

142 

Глава 4 


background image

века избавиться от «пережитков детства», одним из проявлений ин­
фантильности. 

Нужно подчеркнуть, что

 пациенты, страдающие от психосо­

матических болезней, во многом сами виноваты в их возникновении. 

Еше 3. Фрейд, говоря о происхождении подобных расстройств, под­

черкивал, что люди «обладают даром делать себя больными... каж­
дый человек обладает этой способностью и каждый использует ее в 
объеме, который мы не вполне себе представляем» (цит. по Г. Ам-
мону, 2000). И самым главным выводом для нас является то, что 

психосоматические расстройства обратимы при использовании 
внутренних психологических ресурсов пациента -

 его желании стать 

здоровым, убежденности в том, что выздоровление возможно, и ак­
тивном участии в процессе самоисцеления с помощью процедур пси­
хотерапии и саморегуляции. По выражению основоположников пси­
хоиммунологии супругов Саймонтон, «точно так же, как человек 
«психосоматически» заболевает, он может и «психосоматически» 
выздороветь» (Саймонтон К., Саймонтон С, 2001). 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА 

К чему все эти недомогания приводят, помимо плохого само­

чувствия? Физические страдания, в свою очередь, вызывают стра­
дания душевные. Первичные эмоциональные проблемы перераста­
ют во вторичный психологический дискомфорт. Перечислим самые 
частые проявления психосоматических расстройств, связанных со 
стрессом, на различных

 психологических уровнях. 

На эмоциональном уровне 

а) Беспокойство, тревога в чистом виде. (Тревога - это не что 

иное, как страх, не направленный на какой-либо конкретный пред­
мет.) Особенно характерна для затяжного стресса так называемая 

«свободно плавающая», немотивированная тревога, иными слова­
ми, беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, ко­

торые, возможно, никогда не произойдут. 

б) Подавленное настроение (вплоть до стойко пониженного, 

Доходящего до степени депрессии; от тревоги до депрессии один 
шаг...). Возможны также резкие перепады настроения, нередко со­

провождающиеся эмоциональной неуравновешенностью - неконт-

Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 143 


background image

ролируемыми бурными вспышками эмоций и «выплескиванием» 
агрессивности. 

в) Немотивированная раздражительность и связанная с ней 

повышенная конфликтность, вызванные не внешними причинами, 
а внутренним состоянием человека. 

г) Эмоциональное опустошение или синдром эмоционального 

выгорания, обычно связанного с профессиональным стрессом у 
людей «помогающих профессий» (врачи, психологи, педагоги) или 
занятых в сфере обслуживания с высокой интенсивностью обще­
ния с клиентами и повышенной конфликтностью последних (про­

давцы, торговые и рекламные агенты и др). Выгорание проявляет­
ся не только как эмоциональная опустошенность («исчерпанность» 
эмоций) и уход от общения («отгороженность»), но еще и эмоцио­

нальная примитивизация («уплощение») и повышенная конфликт­
ность («взрывчатость»). Выгорание приводит еще и к состоянию 

разочарования в повседневной деятельности, с которой также ассо­

циируются постоянная усталость и утрата ценностных ориентиров 
(деморализация, огрубление и цинизм, регресс личности). 

На уровне мышления 

а) Фиксация на определенных мыслях, связанных с источни­

ком стресса (как правило, негативных). Происходит также суже­
ние круга интересов: все они группируются вокруг «болезненной» 

темы, и человеку становится трудно переключиться на размышле­

ния о других сторонах жизни. В результате он многократно повто­
ряет одну и ту же последовательность мыслей, одну и ту же цепоч­
ку рассуждений - как бы мысленно ходит по замкнутому кругу, не 
видя из него выхода. (Особенно свойственно это так называемым 
«вязким» личностям, с эпилептоидной акцентуацией характера -
с учетом того, что в условиях стресса происходит «заострение» 
характерологических особенностей.) Подобное «неотступное ду-
мание» может перерастать в психопатологические явления, приво­

дя к формированию не только навязчивых мыслей, но и сверхцен­

ных идей, болезненно-недоверчивой подозрительности (паранояль-
ности). 

Физиологически подобные изменения мышления связаны с 

закономерностями протекания процесса возбуждения в мозге -
формированием очага «застойного» возбуждения (доминанты), ко-

144 

Глава 4 


background image

торый может перерастать в устойчивое патологическое состояние 
мозга. Психологический же регрессионный механизм «застревания» 
на негативных мыслях связан с возвратом к ранним этапам психи­
ческого развития (от года до двух). В этом возрасте, по 3. Фрейду 
именуемым анальным периодом развития, у ребенка формируется 
самосознание, речь, словесно-оформленное мышление и психомо­
торные навыки самостоятельности (ходьба и др.). При этом описан­
ный механизм психики, позволяющий многократно возвращаться 
к одной и той же информации, настойчиво повторять одни и те же 

действия, а в общем смысле - настаивать на своем, носит адаптив­

ный характер, помогая ребенку осваивать важные навыки. 

б) Противоположное состояние «отсутствия мыслей», внутрен­

ней опустошенности («в голове пустота... ничего не хочется...»). Это 
тягостно переживаемое состояние нередко также сопровождается 
субъективным ощущением замедления мыслительной деятельнос­
ти (особенно при склонности к депрессии). Данная форма реакции 
на стресс, по сути, представляет собой проявление психологичес­
кой защиты, протекающей в форме вытеснения (защиты от словес­
но оформленных мыслей на болезненную, «запретную» тему). Фи­
зиологически, как показано, в частности, Э.А. Костандовым (1988), 
подобному состоянию соответствует так называемое защитно-охра­
нительное торможение коры мозга. На собственно психологическом 
уровне оно также связано с механизмами регрессии, причем с воз­
вратом в еще более ранний по сравнению с предыдущим период воз­
растного развития, предшествующий развитию речи. Тем самым 
происходит переход в состояние «бессловесности», то есть времен­
ного преобладания активности правого, невербального полушария. 

На уровне поведения 

а) Повышение поведенческой активности. При этом необхо­

димо подчеркнуть, что хотя изначально подобная активность явля­
ется приспособительной, но результат ее не всегда бывает адаптив­

ным. Это относится к так называемым первичным поведенческим 
реакциям - бездумно-автоматическим, связанным с подсознатель­
ными, примитивными стратегиями выживания (А. Бек). Формами 
такой непродуктивной деятельности могут быть и непродуманные, 
нелогичные, скоропалительные поступки, и просто суетливое бес­
покойство. Физиологически данная форма поведения связана с так 

П'сихофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 145 


background image

называемой поисковой активностью (B.C. Ротенберг), запрограм­

мированной на неосознаваемом уровне. 

У детей аналогичная расторможенность поведения носит на­

звание гиперактивности. Ее подсознательная цель - привлечь к себе 

внимание и родительскую любовь (если ребенку ее не хватает), а в 
более старшем возрасте - внимание, сочувствие и поддержку окру­
жающих. Именно подобные моменты связываются в данном случае 
с возрастной регрессией. Еще один регрессионный механизм, по 
С. Грофу, - переживание на подсознательном уровне процесса рож­

дения в период прохождения по родовым путям, активного поиска 
выхода (III базовая перинатальная матрица). 

б) Снижение активности - не просто бездействие, но еще и за­

торможенность, вялость, апатия. Это безвольное состояние пережи­
вания «тупика», сопровождающееся отказом от поиска. Его глубин­
ную основу составляет отрицательный баланс между гипертрофи­
рованным представлением о тяжести проблемы, переоценкой ее 
негативных последствий и скептической, самоуничижительной не­
дооценкой собственных возможностей справиться с ситуацией. 
Физиологически подобный стереотип поведения восходит к защит­
ной реакции двигательного «оцепенения» (ступора). Психологичес­
кий регрессионный механизм - возврат к внутриутробному перио­

ду, точнее, к начальному периоду родов, связанному с переживани­
ем безвыходности (по С. Грофу, II базовая перинатальная матрица). 

в) Сочетание двух предыдущих вариантов, которые безоста­

новочно сменяют друг друга. Лихорадочные попытки выхода из 
стрессовой ситуации сменяются пассивно-пораженческим состоя­
нием, пессимистическим настроем и унынием. Психологический 
механизм подобного состояния составляет внутренняя противоре­
чивость (амбивалентность, полярность). 

На межличностном (социально-психологическом) уровне 

а) Нарушение отношений с людьми. В соответствии с типоло­

гией К. Хорни, отношения могут изменяться от эмоциональной хо­
лодности, бесчувственности (движение «от людей») до открытой 
враждебности по отношению к окружающим (движение «против 
людей»). Либо, напротив, может возникать инфантильная зависи­
мость от окружающих (движение «против людей») - демонстрация 
своего душевного разлада и беспомощности, приниженность, поиск 

146 

Глава 4