Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16395
Скачиваний: 267
ностной предрасположенности или личностно-типологических осо
бенностей, обусловливающих возникновение психосоматических
нарушений.
Подобные расстройства могут как возникать в непосредствен
ной связи со стрессом (в момент острого стресса или на фоне про
должающейся хронической нервно-психической напряженности),
так и иметь отсроченный характер. В последнем случае организм
начинает «сыпаться» спустя какое-то время после стрессовых со
бытий. Это так называемый «синдром рикошета», который следует
за стрессом наподобие хвоста кометы. Причем подобное может про
исходить, даже если эмоционально значимые события были пози
тивными, связанными с жизненными успехами - «синдром дости
жения», вызванный переживанием бурных положительных эмоций
и, самое главное, обретением долгожданных радостей, к которым
человек упорно стремился.
Необходимо упомянуть также о вторичных психосоматичес
ких расстройствах, играющих значимую роль в протекании обыч
ных, соматических заболеваний. Их наличие можно обоснованно
предположить, если выздоровление от телесной болезни затягива
ется сверх обычных сроков, особенно в тех случаях, когда хрони
ческое заболевание носит прогрессирующий характер.
Все эти телесные расстройства, по сути, представляют собой
патологические эквиваленты психофизиологической адаптации.
Иными словами, эквивалент неотреагированных эмоций - сурро
гатную, неадаптивную
форму эмоциональной разрядки.
Именно по
этому эффективным способом борьбы с ними являются телесно-
ориентированные методы эмоционального самораскрытия, саморе
гуляции и самоконтроля.
Генератором же психосоматических расстройств зачастую
являются собственные навязчивые самокритичные, самообвини
тельные мысли пациента. Это не что иное, как фрейдовское Супер-
Эго - сопровождающий человека всю жизнь набор воображаемых
«самонаказаний», сложившийся в раннем детстве. Иными словами,
продукт привычной детской реакции на воспитующие нотации
родителей и в то же время идентификации с ними (представления
ребенком себя на месте взрослых). Подобный негативно-самообви
нительный образ мыслей («самоедство»), ставший привычкой, не
довольство собой и частая неудовлетворенность результатами сво
ей деятельности являются не чем иным, как неспособностью чело-
142
Глава 4
века избавиться от «пережитков детства», одним из проявлений ин
фантильности.
Нужно подчеркнуть, что
пациенты, страдающие от психосо
матических болезней, во многом сами виноваты в их возникновении.
Еше 3. Фрейд, говоря о происхождении подобных расстройств, под
черкивал, что люди «обладают даром делать себя больными... каж
дый человек обладает этой способностью и каждый использует ее в
объеме, который мы не вполне себе представляем» (цит. по Г. Ам-
мону, 2000). И самым главным выводом для нас является то, что
психосоматические расстройства обратимы при использовании
внутренних психологических ресурсов пациента -
его желании стать
здоровым, убежденности в том, что выздоровление возможно, и ак
тивном участии в процессе самоисцеления с помощью процедур пси
хотерапии и саморегуляции. По выражению основоположников пси
хоиммунологии супругов Саймонтон, «точно так же, как человек
«психосоматически» заболевает, он может и «психосоматически»
выздороветь» (Саймонтон К., Саймонтон С, 2001).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА
К чему все эти недомогания приводят, помимо плохого само
чувствия? Физические страдания, в свою очередь, вызывают стра
дания душевные. Первичные эмоциональные проблемы перераста
ют во вторичный психологический дискомфорт. Перечислим самые
частые проявления психосоматических расстройств, связанных со
стрессом, на различных
психологических уровнях.
На эмоциональном уровне
а) Беспокойство, тревога в чистом виде. (Тревога - это не что
иное, как страх, не направленный на какой-либо конкретный пред
мет.) Особенно характерна для затяжного стресса так называемая
«свободно плавающая», немотивированная тревога, иными слова
ми, беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, ко
торые, возможно, никогда не произойдут.
б) Подавленное настроение (вплоть до стойко пониженного,
Доходящего до степени депрессии; от тревоги до депрессии один
шаг...). Возможны также резкие перепады настроения, нередко со
провождающиеся эмоциональной неуравновешенностью - неконт-
Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 143
ролируемыми бурными вспышками эмоций и «выплескиванием»
агрессивности.
в) Немотивированная раздражительность и связанная с ней
повышенная конфликтность, вызванные не внешними причинами,
а внутренним состоянием человека.
г) Эмоциональное опустошение или синдром эмоционального
выгорания, обычно связанного с профессиональным стрессом у
людей «помогающих профессий» (врачи, психологи, педагоги) или
занятых в сфере обслуживания с высокой интенсивностью обще
ния с клиентами и повышенной конфликтностью последних (про
давцы, торговые и рекламные агенты и др). Выгорание проявляет
ся не только как эмоциональная опустошенность («исчерпанность»
эмоций) и уход от общения («отгороженность»), но еще и эмоцио
нальная примитивизация («уплощение») и повышенная конфликт
ность («взрывчатость»). Выгорание приводит еще и к состоянию
разочарования в повседневной деятельности, с которой также ассо
циируются постоянная усталость и утрата ценностных ориентиров
(деморализация, огрубление и цинизм, регресс личности).
На уровне мышления
а) Фиксация на определенных мыслях, связанных с источни
ком стресса (как правило, негативных). Происходит также суже
ние круга интересов: все они группируются вокруг «болезненной»
темы, и человеку становится трудно переключиться на размышле
ния о других сторонах жизни. В результате он многократно повто
ряет одну и ту же последовательность мыслей, одну и ту же цепоч
ку рассуждений - как бы мысленно ходит по замкнутому кругу, не
видя из него выхода. (Особенно свойственно это так называемым
«вязким» личностям, с эпилептоидной акцентуацией характера -
с учетом того, что в условиях стресса происходит «заострение»
характерологических особенностей.) Подобное «неотступное ду-
мание» может перерастать в психопатологические явления, приво
дя к формированию не только навязчивых мыслей, но и сверхцен
ных идей, болезненно-недоверчивой подозрительности (паранояль-
ности).
Физиологически подобные изменения мышления связаны с
закономерностями протекания процесса возбуждения в мозге -
формированием очага «застойного» возбуждения (доминанты), ко-
144
Глава 4
торый может перерастать в устойчивое патологическое состояние
мозга. Психологический же регрессионный механизм «застревания»
на негативных мыслях связан с возвратом к ранним этапам психи
ческого развития (от года до двух). В этом возрасте, по 3. Фрейду
именуемым анальным периодом развития, у ребенка формируется
самосознание, речь, словесно-оформленное мышление и психомо
торные навыки самостоятельности (ходьба и др.). При этом описан
ный механизм психики, позволяющий многократно возвращаться
к одной и той же информации, настойчиво повторять одни и те же
действия, а в общем смысле - настаивать на своем, носит адаптив
ный характер, помогая ребенку осваивать важные навыки.
б) Противоположное состояние «отсутствия мыслей», внутрен
ней опустошенности («в голове пустота... ничего не хочется...»). Это
тягостно переживаемое состояние нередко также сопровождается
субъективным ощущением замедления мыслительной деятельнос
ти (особенно при склонности к депрессии). Данная форма реакции
на стресс, по сути, представляет собой проявление психологичес
кой защиты, протекающей в форме вытеснения (защиты от словес
но оформленных мыслей на болезненную, «запретную» тему). Фи
зиологически, как показано, в частности, Э.А. Костандовым (1988),
подобному состоянию соответствует так называемое защитно-охра
нительное торможение коры мозга. На собственно психологическом
уровне оно также связано с механизмами регрессии, причем с воз
вратом в еще более ранний по сравнению с предыдущим период воз
растного развития, предшествующий развитию речи. Тем самым
происходит переход в состояние «бессловесности», то есть времен
ного преобладания активности правого, невербального полушария.
На уровне поведения
а) Повышение поведенческой активности. При этом необхо
димо подчеркнуть, что хотя изначально подобная активность явля
ется приспособительной, но результат ее не всегда бывает адаптив
ным. Это относится к так называемым первичным поведенческим
реакциям - бездумно-автоматическим, связанным с подсознатель
ными, примитивными стратегиями выживания (А. Бек). Формами
такой непродуктивной деятельности могут быть и непродуманные,
нелогичные, скоропалительные поступки, и просто суетливое бес
покойство. Физиологически данная форма поведения связана с так
П'сихофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств 145
называемой поисковой активностью (B.C. Ротенберг), запрограм
мированной на неосознаваемом уровне.
У детей аналогичная расторможенность поведения носит на
звание гиперактивности. Ее подсознательная цель - привлечь к себе
внимание и родительскую любовь (если ребенку ее не хватает), а в
более старшем возрасте - внимание, сочувствие и поддержку окру
жающих. Именно подобные моменты связываются в данном случае
с возрастной регрессией. Еще один регрессионный механизм, по
С. Грофу, - переживание на подсознательном уровне процесса рож
дения в период прохождения по родовым путям, активного поиска
выхода (III базовая перинатальная матрица).
б) Снижение активности - не просто бездействие, но еще и за
торможенность, вялость, апатия. Это безвольное состояние пережи
вания «тупика», сопровождающееся отказом от поиска. Его глубин
ную основу составляет отрицательный баланс между гипертрофи
рованным представлением о тяжести проблемы, переоценкой ее
негативных последствий и скептической, самоуничижительной не
дооценкой собственных возможностей справиться с ситуацией.
Физиологически подобный стереотип поведения восходит к защит
ной реакции двигательного «оцепенения» (ступора). Психологичес
кий регрессионный механизм - возврат к внутриутробному перио
ду, точнее, к начальному периоду родов, связанному с переживани
ем безвыходности (по С. Грофу, II базовая перинатальная матрица).
в) Сочетание двух предыдущих вариантов, которые безоста
новочно сменяют друг друга. Лихорадочные попытки выхода из
стрессовой ситуации сменяются пассивно-пораженческим состоя
нием, пессимистическим настроем и унынием. Психологический
механизм подобного состояния составляет внутренняя противоре
чивость (амбивалентность, полярность).
На межличностном (социально-психологическом) уровне
а) Нарушение отношений с людьми. В соответствии с типоло
гией К. Хорни, отношения могут изменяться от эмоциональной хо
лодности, бесчувственности (движение «от людей») до открытой
враждебности по отношению к окружающим (движение «против
людей»). Либо, напротив, может возникать инфантильная зависи
мость от окружающих (движение «против людей») - демонстрация
своего душевного разлада и беспомощности, приниженность, поиск
146
Глава 4