Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16396

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

внешней поддержки и сочувствия. Регрессионный механизм - воз-
врат в состояние ребенка, у которого еще отсутствует достаточный 

жизненный опыт «взрослого» общения. 

б) Отгороженность, социальная изоляция. Это стремление от­

городиться от реальной жизни как источника стресса, изолировать­
ся от повседневной суеты, напоминающей о стрессовых событиях, 
и от людей, с ними связанных, - уединиться в воображаемой келье 
или «башне из слоновой кости». Средствами ухода от реальности 
могут быть и расстройства поведения, различного рода зависимос­
ти, как химические - будь то алкоголь или наркотики, так и пове­
денческие - игры азартные (gambling) или игры компьютерные, ин­
тернет-зависимость или различного рода фанатизм. 

в) Нарушение социально-психологической адаптации, проще 

говоря, нарушение приспособления к жизни, приводящее к сниже­
нию социальной компетентности и жизненной успешности (начи­
ная от вопросов карьеры, трудоустройства вплоть до решения про­
стейших бытовых проблем). Образно можно назвать подобное со­
стояние «синдромом жертвы» или «синдромом неудачника», в 
основе которого лежит такой регрессионный механизм, как детская 
беспомощность. 

Естественно, обе описанные группы проявлений стресса - и 

психологических, и физиологических - приводят в итоге к сниже­
нию социальной активности и трудоспособности в первую очередь 
вследствие постоянной (даже в начале рабочего дня или после от­
дыха) и внешне беспричинной усталости, связанной с истощением 
нервной системы. Свой вклад в снижение работоспособности вно­
сит и повышенная отвлекаемость, неспособность сосредоточиться. 

СОСТОЯНИЯ СТРАХА 

Отдельно нужно сказать о страхах, являющихся формой вы­

хода создаваемой стрессом внутренней психологической напряжен­
ности и одновременно проекцией детских негативных переживаний. 

Упомянем наиболее универсальные формы страхов. 

1) Страх смерти - первичный, «животный» правополушарный 

страх. (На самом деле это не страх смерти как таковой, поскольку 
страх по определению связан с чем-то конкретным и известным. 
Опыт же умирания обычно у человека отсутствует - за исключени­
ем тех немногих, кто перенес клиническую смерть.) То, что ассоци-

147 


background image

ируется со смертью, - в первую очередь боязнь чего-то неизведан­
ного, опасного для жизни, неподвластного человеческим силам и 
неумолимого. Такова изнанка первичной травмы рождения - стра­
ха ребенка перед неопределенностью, перед слепой безжалостной 
силой, которая нарушает его привычное существование. (Этот страх, 
сопровождающий процесс рождения, описан С. Грофом (1994) как 
опыт переживания базовых перинатальных матриц.) Во взрослой 
жизни детский страх рождения перерастает в страх перед всем не­
изведанным, неподконтрольным, захватывающим и подчиняющим 
себе, перед всевластным провидением, а на сознательном уровне он 
интерпретируется как страх смерти. 

Сюда же примыкает страх одиночества - детский страх поки­

нутости, именуемый в психоанализе страхом «потери объекта», по­
тери «защитника» или «кормильца», а по сути -страх потери мате­
ри (или заменяющего ее лица, заботящегося о ребенке), острое пе­
реживание собственной беспомощности и беззащитности. Именно 
поэтому приступы паники у взрослых людей всегда облегчаются в 
присутствии значимых для них близких, которые в буквальном 
смысле слова держат больного за руку, символически заменяя ро­

дителей. 

2) Страх потери контроля - «левополушарный». Страх по­

терять контроль над собой - это продукт дремлющих в психике 

взрослого человека суровых родительских указаний, усвоенных им 
в детстве (Супер-Эго, внутренний «Родитель»). Можно назвать его 
страхом рациональной части сознания перед собственным «непо­
слушанием». Ведь больше всего страшит подобную воспитательно-
критическую часть личности именно боязнь совершить что-либо 
предосудительное, недозволенное (то, что старшие строго-настро­
го запрещали) из-за высвобождения дремлющих в собственной пси­
хике скрытых сил, не управляемых логикой и здравым смыслом (на 
самом деле всего-навсего непослушным внутренним «Ребенком» -
детской, непосредственной и «шаловливой» частью личности). 

3) Страх сойти с ума (смешанный, с точки зрения межполу-

шарного конфликта). 

Более распространенными разновидностями страхов, также 

являющимися отражением детскости, являются их конкретные под­
типы (фобии), связанные с тем или иным специфическим объектом 
страха. К примеру, это агорафобия - страх ребенка, который боится 

остаться один, без матери рядом, или противоположная разновид-

148 

Глава 4 


background image

ность страхов - социофобия, страх ребенка, который панически бо­

ится «чужих» людей. 

Подытоживая сказанное, можно заключить, что симптомати­

ка психосоматических расстройств в основном сводится к телесным 
проявлениям «детских» тревог и страхов, а также депрессии и по­

давленной агрессивности. 

Проявления подобного телесного «рикошета» эмоций могут 

протекать как постоянно (перманентно), так и приступообразно 
(пароксизмально). В последнем случае в качестве примеров можно 
упомянуть гипертонические кризы, приступы бронхоспазма, паро­
ксизмы сердечной аритмии или панические атаки. При этом повто­
рение приступов может быть связано как с внешними стрессовыми 
поводами, так и с внутренним эмоциональным состоянием, в пер­
вую очередь с повышенной тревожностью. Именно она замыкает так 
называемый «порочный круг», подталкивая возникновение повтор­
ных пароксизмов по схеме «приступ - тревожное ожидание при­
ступа - приступ» (Райский В.А., 1992). И здесь именно телесные 
методы саморегуляции (мышечная релаксация, брюшное дыхание, 
«заземление») могут служить эффективным средством снятия оче­
редных приступов на самых ранних этапах, буквально в первые 
минуты развития, а также их предупреждения. 


background image

Глава 5 

Телесная психотерапия: 

сомато-центрированные 
методы психокоррекции 

Еще одна цель нашего изложения - несмотря на разнообразие и 
разноплановость существующих психотерапевтических методов (не 
только сомато-центрированных), попытаться объединить часть из 
них на объективной, физиологической основе. С точки зрения фи­
зиологического подхода, представляется целесообразным разделить 
разнообразные методы психокоррекции на две группы: 

а) преимущественно левополушарные, вербально-опосредован-

ные, формализованные (алгоритмизованные), рациональные 
(психоанализ, рациональная психотерапия, классическая суг­
гестия, трансактный анализ, НЛП); 

б) преимущественно правополушарные, невербальные, неформа­

лизованные. Сюда в первую очередь можно отнести телесно-
ориентированные психотерапевтические методы, дыхательные 
техники (холотропная терапия по С. Грофу), медитативные 
техники. 

Это различие станет более наглядным, если представить мета­

форическую модель психики человека в виде сосуда, стенки кото­
рого символизируют телесно-физиологические основы психики, а 
содержимое - собственно психические процессы. Иногда сосуд на­
полнен поистине божественным нектаром, источающим неповтори­
мый аромат, служащий источником вдохновения (зрелая, гармонич­
ная и творческая личность), а порой его содержимое представляет 
собой нечто весьма неприятное, к тому же бурлящее и клокочущее, 
угрожающее вырваться из сосуда или разнести его на осколки. Тог­
да содержимое сосуда необходимо как можно скорее охладить, либо 
заменить другим, либо добавить необходимый «алхимический» ре-

150 

Глава 5 


background image

актив, который нейтрализует едкую щелочь или агрессивную кис­
лоту, а ядовитые соли при этом выпадут в осадок и их можно будет 
выплеснуть... Что же касается самого сосуда, то хотя стенки его дол­
жны быть целыми и прочными (здоровое тело, здоровый мозг), 
порой, увы, они бывают треснувшими или прохудившимися - тут 

срочно требуется ремонт, нужны умелые руки гончара или лудиль­

щика (психотерапевта, психиатра). Иногда же просто форма сосуда 
неудачна - слишком высокое горлышко, которое затрудняет обнов­

ление содержимого (аутизация, социальная изоляция), или слиш­

ком узкое дно, так что сосуд становится неустойчивым и любое не­
значительное внешнее воздействие может его опрокинуть, расплес­
кав содержимое (недостаточная психологическая устойчивость, 
«незаземленность»). 

Различные методы психотерапии подходят к обращению с 

этим драгоценным сосудом с разных сторон в зависимости от того, 
на что они в большей мере обращают внимание - на его форму 

или на содержание. Если в вербальных методах психокоррекции 

основное внимание уделяется тому, чтобы заменить содержание 
либо добиться гармоничного сочетания его ингредиентов, то в не­
вербальных основной акцент делается на то, чтобы исправить фор­
му. Иными словами, помочь пациенту создать нужное психофизи­
ческое состояние (связанное с измененным состоянием сознания), 
которую он сам наполнит необходимым для себя содержанием. В 
этом ему помогут собственные подсознательные ресурсы, есте­
ственные механизмы психологической защиты и саморегуляции. 
(Пользуясь нашей метафорой, придать сосуду правильную фор­
му и устойчивое положение, надежно залатать трещины и дыры, 
охладить или поставить в теплое место, - а там уж его содержимое 
само перебродит и превратится во вдохновляющий напиток с не­
повторимым букетом.) 

Различие между этими подходами, конечно, условно. В сущ­

ности, вся психокоррекция представляет собой различные вариан­
ты

 коммуникации с правым полушарием,

 просто доступ к нему осу­

ществляется разными способами: вербально, через левое полуша­
рие, либо невербально - напрямую, что имеет определенные 
преимущества. И наше дальнейшее изложение будет посвящено 
именно невербальным, сомато-центрированным или телесно-ори­
ентированным методам психотерапии. Несмотря на то, что, как от­
мечает Л.С. Сергеева (2000), «теория, которая объединила бы раз-

151