Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15635

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

личные ее направления, сделала бы ее стройной и гармоничной си­
стемой, пока еще не создана», наша задача - представить читателю 
фрагменты именно подобной объяснительной и объединительной 
схемы телесно-ориентированных психокоррекционных техник в 
рамках физиологического подхода. 

Более того, внутренняя противоречивость и стремление к ин­

теграции затрагивает сферу не только телесно-ориентированных 
методов, но и всей психотерапии в целом. Создается впечатление, 
что здесь все специалисты говорят об одном и том же, но по-разно­
му. По словам Р.А. Абдурахманова (2002), «в различных направле­
ниях... психотерапии разработаны методологические положения, 
которые иногда не только отличаются, но и противопоставляются 

друг другу». А это не что иное, как ситуация научно-методологи­

ческого кризиса, разброда и сумятицы в дружных рядах професси­
оналов. Ведь дело не только в том, что, обсуждая профессиональ­
ные проблемы, специалисты подходят к ним с разных сторон, вы­
сказывая разные, не совпадающие друг с другом точки зрения. Это 
вполне естественно и является отражением обычных «кризисов ро­
ста», сопровождающих развитие каждой научной теории. Настоя­
щая же неразбериха проявляется в том, что на самом деле все пси­
хотерапевты говорят об одном и том же, но на разных языках, не 
понимая друг друга, переоткрывая заново уже известное, по сути, 
изобретая очередной велосипед. Именно поэтому Д. Гриндер и 
Р. Бэндлер (1993) говорили о том, что «в психотерапии знания не 
передаются» и что одной из основных проблем в психотерапии «яв­

ляется изобретение одного и того же несколько раз». И это не слу­
чайность, а закономерность. Ведь психотерапия - правополушар-

ная коммуникация, невербальная по своей основе. А значит, и со­

держание этого процесса крайне сложно передать словами. 

Поэтому главной целью нашего изложения является не псев­

доизобретательство, не описание прописных истин новым языком, 

искажающим их до неузнаваемости, а собирание того, что уже изве­
стно, и описание этого единым языком - языком физиологическим. 
И та общность, которая при этом обнаруживается между телесны­
ми и иными методами психотерапии - а параллели между ними не­
избежны, ведь направлены все эти методы, по сути, на решение об­
щих задач - позволяет выйти за границы телесно-ориентированной 
психотерапии и добиваться ее объединения с другими методами на 
основе более широкого, телесно-интегративного подхода. 

152 

Глава 5 


background image

1. Основные представления 

физиологического подхода в психокоррекции 

Последние десятилетия, начиная с триумфального шествия 

нейро-лингвистического программирования (объединившего пси-
хокоррекционные приемы, разработанные М. Эриксоном, Ф. Перл-
зом и В. Сатир, с учетом данных психофизиологии и матема­
тической лингвистики), характеризуются все более явным про­
явлением в психокоррекции интегративных тенденций. Новые 
методы объединяют существовавшие ранее, которые до настоя­
щего времени не только развивались изолированно, но и конку­
рировали друг с другом (со всеми вытекающими отсюда послед­

ствиями). И физиологический подход заключается в том, что 
обшей методологической платформой, на которой происходит 
объединение разнородных психотехнологий, служат достижения 
фундаментальных наук о человеке, подхода естественнонаучного. 

При этом в телесной психокоррекции в качестве объективной, пси­
холого-физиологической базы используются следующие представ­

ления: 

а) разработанные в нейропсихологии: 

◊ схема локализации высших психических функций в коре 

головного мозга; 

◊ данные о функциональной асимметрии полушарий мозга 

в двух ее аспектах - лево-правый и лобно-затылочный гра­

диент асимметрии; 

б) разработанные в нейро- и психофизиологии: 

◊ классическая условно-рефлекторная теория (И.П. Павлов) 

и теория акцептора действия (П.К. Анохин); 

◊ феномен доминанты (А.А. Ухтомский; B.C. Русинов) и ус­

тойчивого патологического состояния мозга (Н.П. Бехте­
рева); 

◊ феномен синхронизации биоэлектрической активности 

различных корковых зон (по Н.М. Ливанову); 

 представления о психофизиологической специфичности 

функциональных состояний (по Н.Н. Даниловой); 

◊ феноменология и психофизиология измененных состояний 

сознания (С. Гроф; В.В. Козлов); 

153 


background image

◊ теория физиологической возрастной регрессии (М.Е. Сан-

домирский, Л.С. Белогородский), лежащая в основе из­
мененных состояний сознания. 

Последние положения в контексте психокоррекции являются 

наиболее значимыми, так как именно измененные состояния созна­
ния с точки зрения физиологического подхода представляются глав­
ным психотерапевтическим «рабочим инструментом». В качестве 
же основного механизма психотерапевтических измененных состо­

яний сознания рассматривается физиологическая возрастная рег­
рессия (Сандомирский М.Е., 2001). Иными словами, возрастная 
регрессия не в узком, биографическом или когнитивно-поведенчес­
ком смысле (как это бывает в гипнотических состояниях, при вну­
шении человеку возраста меньшего, чем действительный), а в не­
специфическом - физиологическом. Подобная регрессия (ФБР) 
представляет собой временный возврат нервной системы взросло­
го человека в функциональное состояние, в основных чертах повто­
ряющее характеристики состояния нервной системы ребенка. В ча­
стности, это касается функциональной асимметрии полушарий, ее 
сглаживания, когда различия активности между полушариями сти­
раются, либо инверсии, когда «ведущее» и «ведомое» полушария 
меняются ролями. 

Подобный процесс, описанный как физиологическая возраст­

ная регрессия, означает переход от «взрослого» состояния нерв­
ной системы с доминированием словесно-логического левого по­

лушария (у правшей) к «детскому» правополушарному состоянию, 
связанному с активацией подсознательно-интуитивных механиз­
мов психики и наглядно-образного мышления. И что особенно важ­
но для телесной психокоррекции - эмоционально-телесной рас­
крепощенностью, свободой подсознательного самовыражения. Эта 
внутренняя свобода включает как освобождение эмоций от гнета 
сознательного контроля, так и большую представленность на уров­
не сознания символических сообщений «языка тела» - телесных 
ощущений. 

Именно такое - особое или измененное - состояние сознания 

(ИСС) необходимо для избавления человека от психологических 
проблем, в обыденном состоянии просто неразрешимых. Оно и толь­
ко оно дает возможность по-новому взглянуть на проблему, отка­
заться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или 

154 

Глава 5 


background image

новый способ поведения, открывающие выход из психологическо­

го тупика. Именно оно создает предпосылки для личностной транс­
формации или подсознательной перестройки, для примирения с 

сознанием враждующих с ним отдельных подсознательных фраг­
ментов личности(субличностей). 

И то же самое состояние, только достигаемое человеком не пас­

сивно, в ходе психотерапевтического сеанса, а активно, в процессе 
самостоятельной деятельности и описанное как «пиковое пережи­
вание» (А. Маслоу) или «потоковое состояние» (М. Чиксентми-
хайи), является неотъемлемым атрибутом личностного роста, само­
актуализации. На уровне глубинном, психобиологическом ИСС 
(транс) - это жизненная, биологическая потребность (по С. Гилли-
гену, 1997). На уровне же собственно психологическом, осознанном 
переживание ИСС, по мысли СВ. Дремова (1998), представляет со­
бой основной человеческий мотив. Спонтанно возникающие изме­
ненные состояния сознания лежат в основе и творческого вдохно­
вения, и научных прозрений, и религиозного экстаза (Годфруа Ж., 

1992). С этими же состояниями связаны и «житейские» интуитив­

ные озарения, те важные «вехи» в жизни каждого человека, когда 
он ясно осознает свое предназначение, совершает ответственные по­
ступки, определяющие его будущее. И те же самые состояния про­
сто-напросто сопровождают любые запоминающиеся (особенно сча­
стливые) моменты в его жизни. 

Спонтанное появление измененных состояний сознания отме­

чается также при различных нервно-психических расстройствах, при 
этом их возникновение совпадает с резким ухудшением самочув­
ствия. Вследствие этого совпадения бытует мнение, что ИСС могут 
являться «виновниками» различных приступообразных состояний. 

Это и приступы страха при фобиях (Волкер В., 2002), и бурные аф­
фективные вспышки, и «наплывы» навязчивых мыслей, и неудер­
жимые влечения при совершении навязчивых действий и при раз­
ного рода зависимостях (когда, к примеру, больной алкоголизмом 
не может себя пересилить и тянется к заветной рюмке), и болевые 
приступы при психосоматических расстройствах («печеночные», 
«кишечные» и др. колики), и даже состояние человека, решившего 
уйти из жизни, непосредственно в момент совершения суицидаль­
ной попытки... На самом деле, конечно, ИСС являются не причи­
ной этих и многих других болезненных расстройств, а лишь их след­
ствием. Более того, ИСС при указанных состояниях играют защит-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 155 


background image

ную роль. Они предстают своего рода предохранительным «клапа­
ном» эмоциональной разрядки, с помощью которого организм пы­

тается «выпустить пар», избавиться от нестерпимой душевной тя­
жести, сбросить «давление» нагнетаемой болезненной внутрипси-
хической напряженности. 

Физиологически при переходе человека в измененное состо­

яние сознания происходит изменение частотно-пространственно­
го распределения биопотенциалов головного мозга - синхрониза­
ция биоэлектрической активности правого и левого полушарий, 
сглаживание межполушарных и внутриполушарных различий. На­
блюдается также сдвиг частотного спектра в сторону более мед­

ленных частот, проявляющийся как в замедлении альфа-ритма, так 

и в появлении медленных волн (дельта-, тета-диапазона). Все это 
представляет собой переход к способу организации мозговой ак­

тивности, характерному для нервной системы ребенка (Сандомир-

ский М.Е., Белогородский Л.С, 1998). Аналогичные закономер­
ности возврата мозга в «младенческое» состояние описаны В. Сле-
зиным при изучении изменений электрической активности мозга 
взрослых людей во время выполнения ими религиозных ритуалов 
(Черкасов И., 2001). 

Наглядные проявления физиологической возрастной регрес­

сии обнаруживаются на рефлекторном уровне. Известно, что в со­
стоянии глубокого гипнотического транса, сопровождающегося 
внушенной возрастной регрессией, у человека восстанавливается 
подошвенный рефлекс Бабинского, в норме существующий у детей 

до годовалого возраста (до освоения навыков стояния и ходьбы). 

Самопроизвольная рефлекторно-физиологическая регрессия опи­
сана С. Грофом при измененных состояниях сознания, возникаю­

щих у взрослых людей в процессе холотропной терапии - напри­
мер, появление сосательного рефлекса, характерного для грудного 
ребенка, при прикосновении к губам. Наконец, подобные же реф­
лекторные проявления возрастной регрессии - в частности, хо­
ботковый рефлекс - наблюдаются у человека во время спонтанно 

возникающих при остром интенсивном стрессе, в экстремальных си­
туациях измененных состояний сознания (Марищук В.Л., Евдоки­
мов В.И., 2001). 

При этом «возврат в прошлое» - регрессия, связанная с изме­

ненными состояниями сознания, - проявляется как бы в двух изме­
рениях: возрастном и эволюционном. Так, упомянутый рефлекс 

156 

Глава 5