Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16400
Скачиваний: 267
личные ее направления, сделала бы ее стройной и гармоничной си
стемой, пока еще не создана», наша задача - представить читателю
фрагменты именно подобной объяснительной и объединительной
схемы телесно-ориентированных психокоррекционных техник в
рамках физиологического подхода.
Более того, внутренняя противоречивость и стремление к ин
теграции затрагивает сферу не только телесно-ориентированных
методов, но и всей психотерапии в целом. Создается впечатление,
что здесь все специалисты говорят об одном и том же, но по-разно
му. По словам Р.А. Абдурахманова (2002), «в различных направле
ниях... психотерапии разработаны методологические положения,
которые иногда не только отличаются, но и противопоставляются
друг другу». А это не что иное, как ситуация научно-методологи
ческого кризиса, разброда и сумятицы в дружных рядах професси
оналов. Ведь дело не только в том, что, обсуждая профессиональ
ные проблемы, специалисты подходят к ним с разных сторон, вы
сказывая разные, не совпадающие друг с другом точки зрения. Это
вполне естественно и является отражением обычных «кризисов ро
ста», сопровождающих развитие каждой научной теории. Настоя
щая же неразбериха проявляется в том, что на самом деле все пси
хотерапевты говорят об одном и том же, но на разных языках, не
понимая друг друга, переоткрывая заново уже известное, по сути,
изобретая очередной велосипед. Именно поэтому Д. Гриндер и
Р. Бэндлер (1993) говорили о том, что «в психотерапии знания не
передаются» и что одной из основных проблем в психотерапии «яв
ляется изобретение одного и того же несколько раз». И это не слу
чайность, а закономерность. Ведь психотерапия - правополушар-
ная коммуникация, невербальная по своей основе. А значит, и со
держание этого процесса крайне сложно передать словами.
Поэтому главной целью нашего изложения является не псев
доизобретательство, не описание прописных истин новым языком,
искажающим их до неузнаваемости, а собирание того, что уже изве
стно, и описание этого единым языком - языком физиологическим.
И та общность, которая при этом обнаруживается между телесны
ми и иными методами психотерапии - а параллели между ними не
избежны, ведь направлены все эти методы, по сути, на решение об
щих задач - позволяет выйти за границы телесно-ориентированной
психотерапии и добиваться ее объединения с другими методами на
основе более широкого, телесно-интегративного подхода.
152
Глава 5
1. Основные представления
физиологического подхода в психокоррекции
Последние десятилетия, начиная с триумфального шествия
нейро-лингвистического программирования (объединившего пси-
хокоррекционные приемы, разработанные М. Эриксоном, Ф. Перл-
зом и В. Сатир, с учетом данных психофизиологии и матема
тической лингвистики), характеризуются все более явным про
явлением в психокоррекции интегративных тенденций. Новые
методы объединяют существовавшие ранее, которые до настоя
щего времени не только развивались изолированно, но и конку
рировали друг с другом (со всеми вытекающими отсюда послед
ствиями). И физиологический подход заключается в том, что
обшей методологической платформой, на которой происходит
объединение разнородных психотехнологий, служат достижения
фундаментальных наук о человеке, подхода естественнонаучного.
При этом в телесной психокоррекции в качестве объективной, пси
холого-физиологической базы используются следующие представ
ления:
а) разработанные в нейропсихологии:
◊ схема локализации высших психических функций в коре
головного мозга;
◊ данные о функциональной асимметрии полушарий мозга
в двух ее аспектах - лево-правый и лобно-затылочный гра
диент асимметрии;
б) разработанные в нейро- и психофизиологии:
◊ классическая условно-рефлекторная теория (И.П. Павлов)
и теория акцептора действия (П.К. Анохин);
◊ феномен доминанты (А.А. Ухтомский; B.C. Русинов) и ус
тойчивого патологического состояния мозга (Н.П. Бехте
рева);
◊ феномен синхронизации биоэлектрической активности
различных корковых зон (по Н.М. Ливанову);
◊
представления о психофизиологической специфичности
функциональных состояний (по Н.Н. Даниловой);
◊ феноменология и психофизиология измененных состояний
сознания (С. Гроф; В.В. Козлов);
153
◊ теория физиологической возрастной регрессии (М.Е. Сан-
домирский, Л.С. Белогородский), лежащая в основе из
мененных состояний сознания.
Последние положения в контексте психокоррекции являются
наиболее значимыми, так как именно измененные состояния созна
ния с точки зрения физиологического подхода представляются глав
ным психотерапевтическим «рабочим инструментом». В качестве
же основного механизма психотерапевтических измененных состо
яний сознания рассматривается физиологическая возрастная рег
рессия (Сандомирский М.Е., 2001). Иными словами, возрастная
регрессия не в узком, биографическом или когнитивно-поведенчес
ком смысле (как это бывает в гипнотических состояниях, при вну
шении человеку возраста меньшего, чем действительный), а в не
специфическом - физиологическом. Подобная регрессия (ФБР)
представляет собой временный возврат нервной системы взросло
го человека в функциональное состояние, в основных чертах повто
ряющее характеристики состояния нервной системы ребенка. В ча
стности, это касается функциональной асимметрии полушарий, ее
сглаживания, когда различия активности между полушариями сти
раются, либо инверсии, когда «ведущее» и «ведомое» полушария
меняются ролями.
Подобный процесс, описанный как физиологическая возраст
ная регрессия, означает переход от «взрослого» состояния нерв
ной системы с доминированием словесно-логического левого по
лушария (у правшей) к «детскому» правополушарному состоянию,
связанному с активацией подсознательно-интуитивных механиз
мов психики и наглядно-образного мышления. И что особенно важ
но для телесной психокоррекции - эмоционально-телесной рас
крепощенностью, свободой подсознательного самовыражения. Эта
внутренняя свобода включает как освобождение эмоций от гнета
сознательного контроля, так и большую представленность на уров
не сознания символических сообщений «языка тела» - телесных
ощущений.
Именно такое - особое или измененное - состояние сознания
(ИСС) необходимо для избавления человека от психологических
проблем, в обыденном состоянии просто неразрешимых. Оно и толь
ко оно дает возможность по-новому взглянуть на проблему, отка
заться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или
154
Глава 5
новый способ поведения, открывающие выход из психологическо
го тупика. Именно оно создает предпосылки для личностной транс
формации или подсознательной перестройки, для примирения с
сознанием враждующих с ним отдельных подсознательных фраг
ментов личности(субличностей).
И то же самое состояние, только достигаемое человеком не пас
сивно, в ходе психотерапевтического сеанса, а активно, в процессе
самостоятельной деятельности и описанное как «пиковое пережи
вание» (А. Маслоу) или «потоковое состояние» (М. Чиксентми-
хайи), является неотъемлемым атрибутом личностного роста, само
актуализации. На уровне глубинном, психобиологическом ИСС
(транс) - это жизненная, биологическая потребность (по С. Гилли-
гену, 1997). На уровне же собственно психологическом, осознанном
переживание ИСС, по мысли СВ. Дремова (1998), представляет со
бой основной человеческий мотив. Спонтанно возникающие изме
ненные состояния сознания лежат в основе и творческого вдохно
вения, и научных прозрений, и религиозного экстаза (Годфруа Ж.,
1992). С этими же состояниями связаны и «житейские» интуитив
ные озарения, те важные «вехи» в жизни каждого человека, когда
он ясно осознает свое предназначение, совершает ответственные по
ступки, определяющие его будущее. И те же самые состояния про
сто-напросто сопровождают любые запоминающиеся (особенно сча
стливые) моменты в его жизни.
Спонтанное появление измененных состояний сознания отме
чается также при различных нервно-психических расстройствах, при
этом их возникновение совпадает с резким ухудшением самочув
ствия. Вследствие этого совпадения бытует мнение, что ИСС могут
являться «виновниками» различных приступообразных состояний.
Это и приступы страха при фобиях (Волкер В., 2002), и бурные аф
фективные вспышки, и «наплывы» навязчивых мыслей, и неудер
жимые влечения при совершении навязчивых действий и при раз
ного рода зависимостях (когда, к примеру, больной алкоголизмом
не может себя пересилить и тянется к заветной рюмке), и болевые
приступы при психосоматических расстройствах («печеночные»,
«кишечные» и др. колики), и даже состояние человека, решившего
уйти из жизни, непосредственно в момент совершения суицидаль
ной попытки... На самом деле, конечно, ИСС являются не причи
ной этих и многих других болезненных расстройств, а лишь их след
ствием. Более того, ИСС при указанных состояниях играют защит-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 155
ную роль. Они предстают своего рода предохранительным «клапа
ном» эмоциональной разрядки, с помощью которого организм пы
тается «выпустить пар», избавиться от нестерпимой душевной тя
жести, сбросить «давление» нагнетаемой болезненной внутрипси-
хической напряженности.
Физиологически при переходе человека в измененное состо
яние сознания происходит изменение частотно-пространственно
го распределения биопотенциалов головного мозга - синхрониза
ция биоэлектрической активности правого и левого полушарий,
сглаживание межполушарных и внутриполушарных различий. На
блюдается также сдвиг частотного спектра в сторону более мед
ленных частот, проявляющийся как в замедлении альфа-ритма, так
и в появлении медленных волн (дельта-, тета-диапазона). Все это
представляет собой переход к способу организации мозговой ак
тивности, характерному для нервной системы ребенка (Сандомир-
ский М.Е., Белогородский Л.С, 1998). Аналогичные закономер
ности возврата мозга в «младенческое» состояние описаны В. Сле-
зиным при изучении изменений электрической активности мозга
взрослых людей во время выполнения ими религиозных ритуалов
(Черкасов И., 2001).
Наглядные проявления физиологической возрастной регрес
сии обнаруживаются на рефлекторном уровне. Известно, что в со
стоянии глубокого гипнотического транса, сопровождающегося
внушенной возрастной регрессией, у человека восстанавливается
подошвенный рефлекс Бабинского, в норме существующий у детей
до годовалого возраста (до освоения навыков стояния и ходьбы).
Самопроизвольная рефлекторно-физиологическая регрессия опи
сана С. Грофом при измененных состояниях сознания, возникаю
щих у взрослых людей в процессе холотропной терапии - напри
мер, появление сосательного рефлекса, характерного для грудного
ребенка, при прикосновении к губам. Наконец, подобные же реф
лекторные проявления возрастной регрессии - в частности, хо
ботковый рефлекс - наблюдаются у человека во время спонтанно
возникающих при остром интенсивном стрессе, в экстремальных си
туациях измененных состояний сознания (Марищук В.Л., Евдоки
мов В.И., 2001).
При этом «возврат в прошлое» - регрессия, связанная с изме
ненными состояниями сознания, - проявляется как бы в двух изме
рениях: возрастном и эволюционном. Так, упомянутый рефлекс
156
Глава 5