Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16401
Скачиваний: 267
Бабинского, который отсутствует у взрослого здорового человека,
у наших эволюционных предшественников-приматов существует на
протяжении всей жизни (в форме хватательного рефлекса). В этом,
как подчеркивал Л.О. Бадалян (1975), проявляется растормажива-
ние древних форм реагирования - как бы обратный ход эволюции.
Тем самым нервная система человека возвращается в свое природ-
но-естественное состояние, свободное от проблем, связанных с чрез
мерной интеллектуализацией и социально-культурными стереоти
пами.
2. Физиологическая возрастная регрессия
как основной рабочий инструмент
психокоррекции
Как мы подробно рассмотрели, в основе измененных состоя
ний сознания лежит физиологическая возрастная регрессия, помо
гающая человеку на время «вернуться в детство». С учетом того,
что психокоррекционный эффект в основном достигается благода
ря подобному состоянию сознания, физиологическую регрессию
можно рассматривать как основной рабочий инструмент психокор
рекции. Соответственно различные приемы психокоррекции мож
но классифицировать сообразно той глубине возрастной регрессии,
которая с ними ассоциируется (Сандомирский М.Е., 2000, 2001).
Каждая техника психокоррекции при этом находит свое место на
определенной ступени возрастной регрессии.
1. ВОЗВРАТ К ПЕРИОДУ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ
Определяющая характеристика этого периода с точки зрения
состояния сознания маленького «человечка», находящегося в утро
бе матери, и внешних факторов, влияющих на это состояние, - ми
нимум раздражителей, которые могут воздействовать на нервную
систему (сенсорная депривация) и их однообразность (сенсорная
монотония). Зрительные раздражители очевидно редуцированы к
минимуму (хотя орган зрения адаптируется к крайне низкой осве
щенности). Специфика кинестетических раздражителей связана с
тем, что плод находится в замкнутом пространстве, окруженный
околоплодными водами; раздражения вестибулярного аппарата свя-
157
заны с перемещением тела матери. Слуховые раздражители несколь
ко более разнообразны - это воспринимаемое через жидкостную
среду «звуковое сопровождение» ритмических физиологических
процессов, протекающих в организме матери - удары сердца (на
материнский сердечный ритм накладывается и собственное серд
цебиение плода) и дыхательные шумы, а также звуки голоса матери
(будь то речь, пение или плач).
Немаловажно, что в большинстве случаев состояние, подоб
ное внутриутробному, ассоциируется для человека с комфортом,
защищенностью, глубинной гармонией. Как пишет М. Черноушек
(1989), «взрослый человек в поисках спокойствия и безопасности
ищет такое положение, которое как бы напоминало ему о материн
ском лоне; символически он реализует это, ложась спать: ограни
чивает до минимума воздействие внешних импульсов, предпочи
тает темноту и тепло, в постели [...] многие действительно прини
мают позу плода».
Соответственно имитация подобной сенсорной среды помога
ет вызвать у человека функциональное состояние, сходное с состо
янием нервной системы ребенка во внутриутробном периоде. Сюда
относятся следующие психофизиологические механизмы.
а) Сенсорная депривация
Представляет собой ограничение притока раздражителей к
мозгу. Она как бы усыпляет, «убаюкивает» мозг и переключает вни
мание человека, которое направляется на осознавание внутренних
телесных процессов - аутизация сенсорной сферы (Козлов В.В.,
Бубеев Ю.А., 1997). Важный вклад в это вносит изменение ощуще
ния тяжести тела, являющееся продуктом мышечной релаксации и
ассоциирующееся с пребыванием во внутриутробной среде. Это
может быть релаксация, вызываемая как традиционными способа
ми, так и с помощью специальных технических средств (техноло
гия такого рода подробно описана Дж. Лилли). Переключение же
внимания с внешних процессов на внутренние (М. Эриксон), на
непосредственный сенсорный опыт, переход «от слов к чувствам»
(Ф. Перлз) - один из базовых механизмов индукции транса, приме
няемый подавляющим большинством психотерапевтических мето
дов. (Уместно напомнить определение транса по М. Эриксону - как
состояния, «когда внимание направлено внутрь».) Подобные меха-
158
Глава 5
низмы - и мышечная релаксация, и наблюдение за телесными ощу
щениями - представляют собой базовые элементы телесной психо
коррекции.
б) Сенсорная монотония
Воздействие однообразных ритмичных раздражителей, ими
тирующих естественные биоритмы организма (или синхронизи
рованных с ними), способствует возникновению транса по двум
причинам: во-первых, подсознательно они ассоциируются с вну
триутробным периодом развития; во-вторых, используется такой
естественный физиологический феномен, как реакция усвоения рит
ма (Уолтер Г., 1966). К числу подобных техник принадлежат:
◊ длительное наблюдение за собственным пульсом и дыханием
с целенаправленным изменением ритма последнего (сенсор
ное осознавание; элементы техники аутотренинга, переклика
ющиеся с традиционными упражнениями йоги и ци-гун);
◊ имитация ритмики биения сердца и дыхания с помощью вне
шних раздражителей (музыкотерапия и ритмическая свето
звуковая стимуляция);
◊
сочетание того и другого, дополняемое попытками сознатель
ного управления непроизвольными функциями организма, на
пример, сердечным ритмом (метод биологической обратной
связи);
◊ монотонные ритмические движения, в том числе синхронизи
рованные с пульсом и дыханием (применяемые в различных
телесных психотехниках, а также известные в традиционных
духовно-религиозных практиках, от суфийских танцев до ре
лигиозных ритуалов). Аналогичные механизмы существуют на
защитно-инстинктивном уровне; например, в числе психосо
матических расстройств у детей встречаются ритмические рас
качивания туловища (яктация). Частично используются и в
танцевальной телесной терапии;
◊ ритмические монотонные звуки, как внешние («природные»
или музыкальные - звуковое сопровождение релаксационных
или дыхательных психотехник), так и звуки собственного го
лоса. Это и вокальная экспрессия эмоций, используемая в те
лесной психокоррекции и методах саморегуляции, и монотон-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 159
ное повторение бессмысленных звукосочетаний (которыми, в
частности, для слуха человека, воспитанного в российской
культуре, представляются выражения на санскрите - мантры)
в релаксационно-медитативных техниках.
в) Гиповентиляция
Действие этого фактора связано не только с неглубокой гипо
ксией, погружающей мозг в дремотное состояние, но и с подсозна
тельной ассоциацией с внутриутробным состоянием, когда самосто
ятельное легочное дыхание еще отсутствует. Эта психотехника ис
пользуется в упражнениях йоги и ци-гун (где гиповентиляция но
сит название «зародышевого» дыхания), частично в танатотерапии.
2. ВОЗВРАТ К ПЕРИОДУ РОЖДЕНИЯ
Каковы главные физиологические и психоэмоциональные со
ставляющие этого неповторимого момента биографии, во многом
определяющего всю последующую жизнь человека? (Хотя многие
методы психокоррекции ставят своей целью помочь человеку пере
жить его заново - причем не только метафорически, но и вполне
реалистически.)
Во-первых, это чрезвычайно интенсивный эмоциональный
стресс. Помимо физической боли, он связан с внезапным и непред
сказуемым изменением жизненной среды. Соответственно стресс
рождения оставляет в психике неизгладимые следы («травма рож
дения», описанная еще в рамках классического психоанализа О. Ран-
ком). Естественно, эти травматичные впечатления «отпечатыва
ются» в бессознательном, но отражаются затем и на сознательном
уровне.
Опыт интенсивного дискомфорта (подготовительный пери
од родов и продвижение плода по родовому каналу), создаваемо
го неумолимой и обезличенной слепой внешней силой, а затем
сменяемого внезапным чудесным избавлением (рождение), как
показано С. Грофом, лежит в основе важнейшей экзистенциаль
ной метафоры «смерти-возрождения» (смерть как повторное рож
дение, подсознательный образ тоннеля, ведущего к свету). Опыт,
связанный с первичным страхом - страхом за собственное физи
ческое существование и боязнью неизвестности, в последующем
160
Глава 5
становится основой базовой тревоги (К. Хорни), страха смерти и
панических атак. Опыт состояния безвыходности, испытываемо
го ребенком в I и II периодах родов, во взрослом возрасте создает
основу переживания состояний психологического кризиса и де
прессии.
Опыт, пережитый во время рождения, создает своеобразный
шаблон реагирования в чрезвычайных ситуациях. Шаблон, ко
торый впоследствии, во взрослом возрасте автоматически сра
батывает при внезапном стрессе, особенно связанном с высокой
неопределенностью (нелогичностью обстоятельств, необъяснимо
стью дальнейшего развития), или с возможным риском (опаснос
тью для здоровья или для жизни), или просто с бурным «выплес
ком» эмоций.
Во-вторых, физическая боль, связанная с рождением. Эта дли
тельная телесная боль, продолжающаяся часами (пока плод прохо
дит через родовые пути) - скорее всего, самый первый опыт боли в
жизни человека. Он еще более драматичен по контрасту с телесным
комфортом предыдущего 9-месячного внутриутробного существо
вания, сравниваемым с «океаническим блаженством» (С. Гроф).
Отсюда - происхождение метафор «рая» и «ада», а также «изгна
ния из рая».
Отсюда же и подсознательные ассоциации душевной и физи
ческой боли, и отпечатавшееся в подсознании убеждение, что силь
ная боль сменяется облегчением, а болезненный поиск выхода из
тупика - освобождением. И отсюда для психокоррекции вытекает
понимание того, что стремление человека причинить себе боль,
склонность к самонаказанию и даже к самоповреждению могут яв
ляться защитными реакциями психики. Телесная боль в этом слу
чае вытесняет боль душевную (в том числе, как показывает практи
ка, при реактивной депрессии этот механизм нередко помогает па
циентам противостоять суицидальным влечениям).
В-третьих, первый вдох новорожденного. Он связан с перехо
дом ребенка к самостоятельному легочному дыханию - его легкие
расправляются и впервые наполняются воздухом. Соответственно
физиологическим аналогом у взрослых может служить избыточно
глубокое дыхание - гипервентиляция.
В-четвертых, первый крик, с помощью которого ребенок опо
вещает мир о своем присутствии - первый опыт голосовой комму
никации и эмоциональной разрядки.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 161
6 - 11116