Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16401

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Бабинского, который отсутствует у взрослого здорового человека, 

у наших эволюционных предшественников-приматов существует на 

протяжении всей жизни (в форме хватательного рефлекса). В этом, 
как подчеркивал Л.О. Бадалян (1975), проявляется растормажива-
ние древних форм реагирования - как бы обратный ход эволюции. 
Тем самым нервная система человека возвращается в свое природ-
но-естественное состояние, свободное от проблем, связанных с чрез­

мерной интеллектуализацией и социально-культурными стереоти­
пами. 

2. Физиологическая возрастная регрессия 

как основной рабочий инструмент 
психокоррекции 

Как мы подробно рассмотрели, в основе измененных состоя­

ний сознания лежит физиологическая возрастная регрессия, помо­
гающая человеку на время «вернуться в детство». С учетом того, 
что психокоррекционный эффект в основном достигается благода­
ря подобному состоянию сознания, физиологическую регрессию 
можно рассматривать как основной рабочий инструмент психокор­
рекции. Соответственно различные приемы психокоррекции мож­
но классифицировать сообразно той глубине возрастной регрессии, 
которая с ними ассоциируется (Сандомирский М.Е., 2000, 2001). 
Каждая техника психокоррекции при этом находит свое место на 

определенной ступени возрастной регрессии. 

1. ВОЗВРАТ К ПЕРИОДУ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ 

Определяющая характеристика этого периода с точки зрения 

состояния сознания маленького «человечка», находящегося в утро­
бе матери, и внешних факторов, влияющих на это состояние, - ми­
нимум раздражителей, которые могут воздействовать на нервную 
систему (сенсорная депривация) и их однообразность (сенсорная 
монотония). Зрительные раздражители очевидно редуцированы к 
минимуму (хотя орган зрения адаптируется к крайне низкой осве­
щенности). Специфика кинестетических раздражителей связана с 
тем, что плод находится в замкнутом пространстве, окруженный 
околоплодными водами; раздражения вестибулярного аппарата свя-

157 


background image

заны с перемещением тела матери. Слуховые раздражители несколь­

ко более разнообразны - это воспринимаемое через жидкостную 
среду «звуковое сопровождение» ритмических физиологических 

процессов, протекающих в организме матери - удары сердца (на 
материнский сердечный ритм накладывается и собственное серд­
цебиение плода) и дыхательные шумы, а также звуки голоса матери 
(будь то речь, пение или плач). 

Немаловажно, что в большинстве случаев состояние, подоб­

ное внутриутробному, ассоциируется для человека с комфортом, 

защищенностью, глубинной гармонией. Как пишет М. Черноушек 

(1989), «взрослый человек в поисках спокойствия и безопасности 
ищет такое положение, которое как бы напоминало ему о материн­
ском лоне; символически он реализует это, ложась спать: ограни­
чивает до минимума воздействие внешних импульсов, предпочи­

тает темноту и тепло, в постели [...] многие действительно прини­
мают позу плода». 

Соответственно имитация подобной сенсорной среды помога­

ет вызвать у человека функциональное состояние, сходное с состо­
янием нервной системы ребенка во внутриутробном периоде. Сюда 
относятся следующие психофизиологические механизмы. 

а) Сенсорная депривация 

Представляет собой ограничение притока раздражителей к 

мозгу. Она как бы усыпляет, «убаюкивает» мозг и переключает вни­
мание человека, которое направляется на осознавание внутренних 
телесных процессов - аутизация сенсорной сферы (Козлов В.В., 
Бубеев Ю.А., 1997). Важный вклад в это вносит изменение ощуще­
ния тяжести тела, являющееся продуктом мышечной релаксации и 
ассоциирующееся с пребыванием во внутриутробной среде. Это 
может быть релаксация, вызываемая как традиционными способа­
ми, так и с помощью специальных технических средств (техноло­
гия такого рода подробно описана Дж. Лилли). Переключение же 
внимания с внешних процессов на внутренние (М. Эриксон), на 
непосредственный сенсорный опыт, переход «от слов к чувствам» 
(Ф. Перлз) - один из базовых механизмов индукции транса, приме­

няемый подавляющим большинством психотерапевтических мето­

дов. (Уместно напомнить определение транса по М. Эриксону - как 

состояния, «когда внимание направлено внутрь».) Подобные меха-

158 

Глава 5 


background image

низмы - и мышечная релаксация, и наблюдение за телесными ощу­
щениями - представляют собой базовые элементы телесной психо­
коррекции. 

б) Сенсорная монотония 

Воздействие однообразных ритмичных раздражителей, ими­

тирующих естественные биоритмы организма (или синхронизи­
рованных с ними), способствует возникновению транса по двум 
причинам: во-первых, подсознательно они ассоциируются с вну 
триутробным периодом развития; во-вторых, используется такой 
естественный физиологический феномен, как реакция усвоения рит­
ма (Уолтер Г., 1966). К числу подобных техник принадлежат: 

◊ длительное наблюдение за собственным пульсом и дыханием 

с целенаправленным изменением ритма последнего (сенсор­
ное осознавание; элементы техники аутотренинга, переклика­
ющиеся с традиционными упражнениями йоги и ци-гун); 

◊ имитация ритмики биения сердца и дыхания с помощью вне­

шних раздражителей (музыкотерапия и ритмическая свето­
звуковая стимуляция); 

 сочетание того и другого, дополняемое попытками сознатель­

ного управления непроизвольными функциями организма, на­
пример, сердечным ритмом (метод биологической обратной 
связи); 

◊ монотонные ритмические движения, в том числе синхронизи­

рованные с пульсом и дыханием (применяемые в различных 
телесных психотехниках, а также известные в традиционных 
духовно-религиозных практиках, от суфийских танцев до ре­
лигиозных ритуалов). Аналогичные механизмы существуют на 
защитно-инстинктивном уровне; например, в числе психосо­
матических расстройств у детей встречаются ритмические рас­

качивания туловища (яктация). Частично используются и в 
танцевальной телесной терапии; 

◊ ритмические монотонные звуки, как внешние («природные» 

или музыкальные - звуковое сопровождение релаксационных 
или дыхательных психотехник), так и звуки собственного го­
лоса. Это и вокальная экспрессия эмоций, используемая в те­
лесной психокоррекции и методах саморегуляции, и монотон-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 159 


background image

ное повторение бессмысленных звукосочетаний (которыми, в 
частности, для слуха человека, воспитанного в российской 
культуре, представляются выражения на санскрите - мантры) 
в релаксационно-медитативных техниках. 

в) Гиповентиляция 

Действие этого фактора связано не только с неглубокой гипо­

ксией, погружающей мозг в дремотное состояние, но и с подсозна­

тельной ассоциацией с внутриутробным состоянием, когда самосто­
ятельное легочное дыхание еще отсутствует. Эта психотехника ис­

пользуется в упражнениях йоги и ци-гун (где гиповентиляция но­
сит название «зародышевого» дыхания), частично в танатотерапии. 

2. ВОЗВРАТ К ПЕРИОДУ РОЖДЕНИЯ 

Каковы главные физиологические и психоэмоциональные со­

ставляющие этого неповторимого момента биографии, во многом 
определяющего всю последующую жизнь человека? (Хотя многие 
методы психокоррекции ставят своей целью помочь человеку пере­
жить его заново - причем не только метафорически, но и вполне 
реалистически.) 

Во-первых, это чрезвычайно интенсивный эмоциональный 

стресс. Помимо физической боли, он связан с внезапным и непред­
сказуемым изменением жизненной среды. Соответственно стресс 
рождения оставляет в психике неизгладимые следы («травма рож­

дения», описанная еще в рамках классического психоанализа О. Ран-

ком). Естественно, эти травматичные впечатления «отпечатыва­
ются» в бессознательном, но отражаются затем и на сознательном 
уровне. 

Опыт интенсивного дискомфорта (подготовительный пери­

од родов и продвижение плода по родовому каналу), создаваемо­

го неумолимой и обезличенной слепой внешней силой, а затем 
сменяемого внезапным чудесным избавлением (рождение), как 
показано С. Грофом, лежит в основе важнейшей экзистенциаль­
ной метафоры «смерти-возрождения» (смерть как повторное рож­

дение, подсознательный образ тоннеля, ведущего к свету). Опыт, 
связанный с первичным страхом - страхом за собственное физи­
ческое существование и боязнью неизвестности, в последующем 

160 

Глава 5 


background image

становится основой базовой тревоги (К. Хорни), страха смерти и 
панических атак. Опыт состояния безвыходности, испытываемо­
го ребенком в I и II периодах родов, во взрослом возрасте создает 
основу переживания состояний психологического кризиса и де­
прессии. 

Опыт, пережитый во время рождения, создает своеобразный 

шаблон реагирования в чрезвычайных ситуациях. Шаблон, ко­
торый впоследствии, во взрослом возрасте автоматически сра­
батывает при внезапном стрессе, особенно связанном с высокой 
неопределенностью (нелогичностью обстоятельств, необъяснимо­
стью дальнейшего развития), или с возможным риском (опаснос­
тью для здоровья или для жизни), или просто с бурным «выплес­
ком» эмоций. 

Во-вторых, физическая боль, связанная с рождением. Эта дли­

тельная телесная боль, продолжающаяся часами (пока плод прохо­
дит через родовые пути) - скорее всего, самый первый опыт боли в 
жизни человека. Он еще более драматичен по контрасту с телесным 

комфортом предыдущего 9-месячного внутриутробного существо­

вания, сравниваемым с «океаническим блаженством» (С. Гроф). 

Отсюда - происхождение метафор «рая» и «ада», а также «изгна­
ния из рая». 

Отсюда же и подсознательные ассоциации душевной и физи­

ческой боли, и отпечатавшееся в подсознании убеждение, что силь­
ная боль сменяется облегчением, а болезненный поиск выхода из 
тупика - освобождением. И отсюда для психокоррекции вытекает 
понимание того, что стремление человека причинить себе боль, 
склонность к самонаказанию и даже к самоповреждению могут яв­
ляться защитными реакциями психики. Телесная боль в этом слу­
чае вытесняет боль душевную (в том числе, как показывает практи­

ка, при реактивной депрессии этот механизм нередко помогает па­
циентам противостоять суицидальным влечениям). 

В-третьих, первый вдох новорожденного. Он связан с перехо­

дом ребенка к самостоятельному легочному дыханию - его легкие 
расправляются и впервые наполняются воздухом. Соответственно 
физиологическим аналогом у взрослых может служить избыточно 

глубокое дыхание - гипервентиляция. 

В-четвертых, первый крик, с помощью которого ребенок опо­

вещает мир о своем присутствии - первый опыт голосовой комму­
никации и эмоциональной разрядки. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 161 

6 - 11116