Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16407
Скачиваний: 267
Следующие психофизиологические механизмы, ассоциирую
щиеся с регрессией к периоду рождения, находят применение в тех
никах психокоррекции.
Целенаправленное создание стрессовой ситуации
за счет
предъявления противоречивой информации (дзенская медитация
над логически неразрешимыми парадоксами - коанами), ставящей
пациента в неожиданное положение (эффект замешательства по
М. Эриксону), особенно если это воздействие подчеркнуто эмоцио
нально или сама информация высоко значима для ее адресата, эмо
ционально насыщена (эмоционально-стрессовая психотерапия).
При этом происходит естественный регресс к первичным, подсо
знательным механизмам психики.
Гипервентиляция.
В психокоррекционном механизме гипер
вентиляции участвуют три составляющие (при этом удельный
вклад каждой в создание итогового эффекта может варьировать).
Две из них функционируют на уровне собственно физиологичес
ком: во-первых, это изменение газового состава крови - повыша
ется ее насыщение кислородом (гипероксия) и происходит «вы
мывание» углекислоты (гипокапния). Во-вторых, стимуляция
блуждающего нерва за счет большей экскурсии диафрагмы, ак
тивирующая реакцию релаксации. И наконец, в-третьих, на пси
хологическом уровне - подсознательная ассоциация с моментом
рождения.
Выраженная гипервентиляция включает углубленное и уча
щенное дыхание, причем обычно смешанное, грудо-брюшное (в
дыхании участвуют и грудная клетка, и брюшная стенка), задейству
ет все вышеназванные механизмы индукции транса. Она использу
ется в холотропной терапии по С. Грофу и ребефинге (re-birthing)
по Л. Орру. Умеренная гипервентиляция (дыхание углубленное, в
обычном ритме и преимущественно брюшное), использующая в ос
новном два последних механизма влияния на психоэмоциональное
состояние пациента, применяется в традиционных методах телесной
терапии (В. Райх, А. Лоуэн, А. Янов).
Первичный крик.
Катартический эффект голосовой эмоцио
нальной разрядки - крика, ассоциирующегося с плачем новорож
денного ребенка. Наибольшее значение ему придается в методе «пер
вичного крика» по А. Янову, хотя в той или иной мере отреагирова-
ние эмоций через крик или плач используется в различных техниках
психокоррекции, особенно телесной.
162
Глава 5
3. ВОЗВРАТ К ПЕРИОДУ НОВОРОЖДЕННОСТИ
Психофизиологическое содержание этого периода составляют
окончательное формирование («созревание») нервной системы, пе
рестройка рефлекторной сферы, интенсивный приток информации,
становление первоначальных двигательных навыков.
а) И вновь -
сенсорная монотония,
но уже ассоциированная с
теми раздражителями, которые могут воздействовать на ребенка
после рождения, а также с особенностями рефлекторных реакций
грудного ребенка. Например, вызывание транса путем фиксации
взора (по В. Брэду) основано на использовании глазодвигательных
физиологических реакций ребенка первых месяцев жизни, который
только учится фокусировать взгляд на отдельном предмете. Близ
кие рефлекторные механизмы лежат и в основе «глазодвигатель
ных» упражнений по В. Райху. По данному механизму работает и
мышечное расслабление, имитирующее свойственный новорожден
ному ребенку характер мышечного тонуса (гипотония мышц туло
вища и шеи, а также мышц-разгибателей конечностей, с чем связа
на типичная «поза эмбриона»).
С возвратом к этому возрастному периоду связаны известные
приемы вызывания кинестетического транса. Это телесный контакт,
приковывающий непроизвольное внимание, сопряженный с теле
сным осознаванием и «вегетативным резонансом» по В. Райху (под
робно описанным в разделе, посвященном райховской вегетотера-
пии) и на подсознательном уровне ассоциирующийся с теплом ма
теринских рук. Особая роль подобного эмоционально-насыщенного
контакта связана с отдаленным «эхом» детского опыта - ранней так
тильной стимуляции (A. Montagu), воспринимаемой детской не
рвной системой особенно чувствительно (показано, что при отсут
ствии стимуляции кожи грудного ребенка материнским прикосно
вением нарушается развитие его нервной системы).
Помимо непосредственного прикосновения сюда относится и
дистантное воздействие, связанное с тем слабым теплом, которое
ощущается при приближении рук к поверхности кожи. Это и тра
диционные «пассы» в техниках гипнотизации (начиная с практики
Месмера), и приемы так называемого «бесконтактного массажа»
(именуемые в народе «экстрасенсорным» и «биоэнергетическим»
воздействием). Данные принципы используют и лечебные прибо
ры, основанные на воздействии слабым теплом, особенно пульси-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 163
6*
рующим («квантовая» физиотерапия, как пример «необъявленной»
психотерапии).
б) Сенсорная перегрузка,
ассоциирующаяся с ранним возраст
ным периодом после рождения. Это период, когда нервная система
ребенка сталкивается с сенсорной перегрузкой двух видов: во-пер
вых, перегрузкой информационной, связанной с огромным объемом
новой для ребенка информации; во-вторых, перегрузкой собствен
но сенсорной, так как ребенок подвергается воздействию потока раз
дражителей, интенсивность которого многократно превышает сен
сорный приток, привычный для внутриутробного периода. Можно
выделить такие виды сенсорной перегрузки:
О связанная с кожной и мышечной чувствительностью. Одно
временное локальное воздействие раздражителей, число ко
торых превышает количество одновременно воспринимаемых
и запоминаемых смысловых единиц информации («магичес
кое» число 7 ± 2 по Миллеру, то есть объем произвольного
внимания и кратковременной смысловой памяти). Подобное
рассредоточение внимания, способствующее индукции
транса, используется, в частности, в танатотерапии (техника
«разнесенного касания» по В. Баскакову, 2001), в методах
сенсорного осознавания и других телесно-ориентированных
психотехниках;
О перегрузка за счет воздействия избыточно интенсивных или
многочисленных зрительных и слуховых раздражителей (на
пример, с помощью ритмической световой стимуляции);
О рефлекторная перегрузка органов равновесия - как собствен
но вестибулярная, при изменении положения головы и туло
вища (например, в техниках динамической медитации, в су
фийских «танцах», представляющих собой длительное враще
ние человека в одну сторону вокруг оси собственного тела,
причем обычно это вращение «правополушарное», против ча
совой стрелки и на левой ноге), так и вестибулярно-оптичес-
кая, при использовании эффекта оптических иллюзий, имити
рующих перемещение тела в пространстве (осуществляется с
помощью специальных технических средств).
в)
Гипервентиляция.
На данном этапе возрастной регрессии она
связывается почти исключительно с плачем грудного ребенка и тем
самым в первую очередь с эмоциональной разрядкой. Помимо упо-
164 Глава 5
мянутых трансперсональных психотехнологий (С. Гроф; Л. Орр)
сюда относятся также дыхательно-катартические методы (упомя
нем функциональную разрядку по М. Фуксу).
4. ВОЗВРАТ К ДЕТСКОМУ ПЕРИОДУ
ДО СОЗРЕВАНИЯ РЕЧИ (ДО 2 ЛЕТ)
Связан с невербальными - мимическими, глазодвигательны
ми реакциями, позой и жестами. В их основе лежит характерная для
ребенка этого возраста реакция подражания - в процессе общения
ребенок копирует мимику и движения обращающихся к нему взрос
лых, а также синхронизирует свое дыхание с их дыханием, пытаясь
повторять звуки обращенной к нему речи. Происходит это потому,
что для установления интенсивного эмпатического контакта имею
щихся к этому времени голосовых средств общения - вначале доре-
чевых звуков, а затем отдельных слов - ему еще явно недостаточно.
Подобная особенность детской коммуникации, заложенная на реф
лекторном уровне, целенаправленно используется для наведения
транса в эриксоновском гипнозе и НЛП как бы «с обратной сторо
ны» - психотерапевт копирует мимику и жесты пациента, синхро
низирует свое дыхание (и речь) с дыханием пациента («отзеркали-
вание» и «присоединение»),
Входит ли при этом в трансовое состояние сам психотерапевт,
ведь он тоже «погружается в детство», подражая реакциям ребен
ка? В определенной мере да. И здесь нужно подчеркнуть исключи
тельно важный для практики момент. На самом деле психотерапев
тическая коммуникация - это своего рода «шаг вдвоем» в изменен
ное состояние сознания, который психотерапевт и пациент делают
вместе. Психотерапевт инициирует этот процесс, идет первым и ве
дет за собой пациента. Один человек (психотерапевт) влияет на фун
кциональное состояние другого (пациента) по механизму индукции,
непосредственного эмоционального «заражения». Пациент же воль
но или невольно следует этому процессу, со своей стороны демон
стрируя детскую реакцию подражания, а также механизм обучения
по модели (А. Бандура).
Телесно-ориентированная же психокоррекция в этом плане
отличается от других методов тем, что, образно говоря, психотера
певт и пациент делают этот совместный шаг, крепко держась за руки
(телесный контакт). Кроме того, в телесной психокоррекции исполь-
Телесная психотерапия: сомато-центрироеанные методы психокоррекции 165
зуются почти исключительно невербальные, «правополушарные»
методы влияния психотерапевта на пациента (и соответственно,
возрастной регрессии со стороны пациента). При этом нужно под
черкнуть, что в процессе возрастного психического развития теле
сное самоосознавание возникает раньше, чем речевое. Как писал
3. Фрейд (в работе «Я и Оно»), наше сознательное «Я» (Эго) в пер
вую очередь и по преимуществу телесно, то есть не только нераз
рывно связано с осознаванием человеком собственного тела, но и
изначально формируется в этом процессе, под влиянием ощущений,
воспринимаемых ребенком с поверхности тела.
Близкий смысл заложен во введенном Ф. Перлзом понятии
границы контакта с окружающим миром, с которой связываются
основные психические процессы. (Эта граница служит своего рода
экраном, на который проецируются воздействия из мира внешнего,
а также отражаются эмоции - проявления собственного внутрен
него мира). Для маленького ребенка граница контакта во многом
совпадает с поверхностью тела (а во внутриутробном периоде по
чти идентична). Тем самым телесно-ориентированные, невербаль
ные механизмы создания измененных состояний сознания, основан
ные на управлении телесными ощущениями, служат более глубо
кой (и психотерапевтически продуктивной) возрастной регрессии.
5. ВОЗВРАТ К РАННЕМУ РЕЧЕВОМУ ПЕРИОДУ ( 3 - 4 ГОДА)
Сюда относятся все многочисленные словесные психокоррек-
ционные техники эриксоновского гипноза (отчасти НЛП). Они, по
сути, имитируют речь, свойственную детскому возрасту, с ее грам
матическими (искажениями, умолчаниями, избыточными обобще
ниями) и лексическими неправильностями. При этом одновремен
но происходит внушение, так как содержание речи, во-первых,
усваивается гораздо эффективнее, чем обычно, а во-вторых, непо
средственно оказывает регуляторно-программирующее воздействие
на психику человека (функция самопрограммирования, которую ре
бенок осваивает в трех-четырехлетнем возрасте, или родительско
го программирования - особенно для послушного ребенка). Это
происходит потому, что речь воспринимается необычным образом,
«по-детски» -
правым
полушарием мозга, в обход «левополушар-
ных» логических фильтров, играющих роль критики, внутренней
цензуры. Здесь же нужно упомянуть о психотерапевтических мета-
166
Глава 5