Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16406
Скачиваний: 267
форах, которые повторяют воздействие волшебных сказок на «пра-
вополушарный» мозг ребенка.
При этом именно физиологическая возрастная регрессия, при
ближающая мозг к детскому, «правополушарному» режиму функ
ционирования, способствует повышению внушаемости или воспри
ятию информации без ее критического осмысления (В.М. Бехтерев).
Как известно, в основе феномена внушения лежат «правополушар-
ные» психические механизмы, осуществляющие фиксацию инфор
мации в долговременной памяти без ее предварительной интеллек
туализации, в обход «левополушарных» логических фильтров.
Воздействие эмоционально-насыщенной, подчеркнуто-настой
чивой интонацией речи, имитирующее строгий родительский голос,
также чрезвычайно значимое для детской психики, лежит в основе
как классических методов гипнотерапии, так и метода «интонаци
онного маркирования» по М. Эриксону. Одновременно физиоло
гическая возрастная регрессия усиливает значимость интонацион
ной составляющей речи. Ведь маленький ребенок как бы пребывает
в ситуации, знакомой каждому взрослому, изучающему иностраный
язык: в потоке слов, высказываемых собеседником, многие еще не
знакомы. И догадаться, что они означают, и тем самым заполнить
пробелы в речевом сообщении, во многом помогает дополнитель
ный канал информации - интонация. Крайняя степень выраженно
сти речевой регрессии - когда только отдельные слова кажутся зна
комыми на фоне сплошной «словесной окрошки» - соответствует
самому начальному этапу освоения речи ребенком и одновременно
далеко зашедшему распаду системы организации речи у психичес
ки больных (метод «рассеивания» М. Эриксона).
Сюда же относится и сенсорная информационно-речевая пе
регрузка: высокий темп речи, усложненные и «вложенные» друг в
друга грамматические конструкции, «перескакивание» с одной темы
на другую и логическая путаница в высказываниях. Левое полуша
рие «запутывается» в поисках скрытого смысла, порой перестает
понимать обращенную к нему речь - так же, как маленький ребенок
не понимает взрослой речи, - что также приводит к возрастной рег
рессии, переходу к детско-правополушарному восприятию речи.
Соответственно происходит временное выключение левополушар
ных логических речевых фильтров и снижение критики по отноше
нию к воспринимаемой информации и отсюда - повышение внуша
емости.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 167
Описанные речевые шаблоны составляют психотерапевтичес
кую модель речи, разработанную на основе анализа гипнотических
техник М. Эриксона и широко используемую в НЛП и эриксонов-
ском гипнозе (так называемая «Милтон-модель»). Принято считать,
что подобное построение речи психотерапевта оказывает трансовое
воздействие на пациента. На самом деле необходимо учитывать и
принцип обратной связи, и принцип синхронизма, благодаря кото
рым может складываться обратная ситуация: такое «говорение», свя
занное с возрастной регрессией, может помогать самому психоте
рапевту переходить в поверхностное измененное состояние созна
ния, а затем уже он вслед за собой вовлекает в это состояние и
пациента, индуцирует его.
6. ВОЗВРАТ К ДОШКОЛЬНОМУ ИГРОВОМУ ПЕРИОДУ
ДЕТСТВА ( 5 - 6 ЛЕТ)
Подражание детским играм, проводимое в группе и связанное
с соответствующим данному возрасту способом коммуникации и
ведущей деятельностью (по Д.Б. Эльконину). Сюда относятся, в
частности, такие методы, как психодрама, трансактный анализ, груп
повые техники арттерапии (особенно психотерапевтическая «игра
в куклы») и в общем смысле все групповые методы психотерапии.
Сюда же примыкает и детско-игровое, как бы «понарошку» обще
ние взрослого человека с самим собой как с воображаемым собесед
ником (как ребенок разговаривает с куклой), будь то беседы с пус
тым стулом в гештальт-терапии или диалог с полярностями в НЛП.
Понимание этих универсальных механизмов создания изме
ненных состояний сознания, лежащих в основе различных методов
психокоррекции, помогает лучше применять эти методы и правиль
но относиться к их использованию. Последнее справедливо не толь
ко для терапевтов и их пациентов, но и для тех специалистов, кото
рые используют элементы психотерапии в своей практической ра
боте (бизнес-психология, PR и реклама, политическая психология
и др.). Для тех же, кто заинтересован в личностном росте, приве
денное описание физиологических механизмов психологической
трансформации может послужить руководством к действию.
Можно сказать, что измененное состояние сознания (и только
оно) является не чем иным, как способом разрешения противоре
чий - и внешних, творческих (имея в виду творчество в широком
168
Глава 5
смысле, в любых ситуациях, требующих нестандартных решений),
й внутренних, личностных (лежащих в основе главного механизма
психологических проблем - внутрипсихического конфликта). Ос
нову же этих состояний сознания, их главный механизм составляет
физиологическая возрастная регрессия или своеобразный «возврат
в детство» - не только и не столько психологический, сколько фи
зиологический.
Применительно же к физиологической регрессии, лежащей в
основе телесно-ориентированных методов психокоррекции, необ
ходимо упомянуть о неоспоримом достоинстве последних. Невер
бальное взаимодействие с пациентом, используемое телесными пси
хотехниками, подсознательно асоциируется с наиболее ранними,
довербальными этапами развития психики. Это создает условия для
достижения наиболее глубокой физиологической возрастной рег
рессии и тем самым - создания наиболее продуктивных в психо-
коррекционном плане состояний.
3. Символический язык тела
Телесная (сомато-центрированная) психокоррекция отличает
ся от других методов тем, что здесь общение психотерапевта с паци
ентом осуществляется не на языке слов, а на языке тела. Что пред
ставляет собой этот язык? На самом деле у тела есть не один, а два
языка: внешний язык тела - мимика и кинесика (жесты, позы) -
выполняет социально-коммуникативную роль. Второй же, внутрен
ний язык тела - кинестетические, интероцептивные и кожные ощу
щения, телесные сигналы подсознания - служит для внутрилич-
ностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознатель
ными процессами. Каждый человек умеет говорить на этом языке
тела, но не всякий может слышать и тем более понимать его. Отсю
да психологическая проблема представляется как непонимание че
ловеком языка собственного тела, его невнимание к сигналам под
сознания (см. алекситимия). Психотерапевт же в этой ситуации
выступает как переводчик с телесного языка на словесный. В чем
состоит задача переводчика? Просто-напросто объяснить пациен
ту, чего хочет его подсознание добиться от собственного созна
ния. Иногда - если, по мнению сознания, эти требования справед-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 169
ливы и осуществимы - достигнутого пациентом осознавания (ин-
сайта), нового понимания собственной проблемы оказывается до
статочно для того, чтобы проблема разрешилась. Если же договари
вающиеся стороны (сознание и подсознание) расходятся во мнени
ях, то задача психотерапевта - еще и выступить посредником в этих
переговорах.
По мнению Феликса Дейча (F. Deutch), в психотерапии паци
ент всегда «говорит на двойном языке: вербальном и соматическом»,
то есть сознательно-словесном и неосознанно-телесном. Именно
сочетание этих двух высказываний, их «коррелят одновременнос
ти» (Шульц-Хенке) запечатлевается в теле (цит. по Г. Аммону,
2000). И происходит это именно в том случае, когда второе (подсоз
нательное) послание остается невоспринятым - незамеченным или
непонятым - и соответственно происходит его усиление и закреп
ление.
Благодаря работам М. Люшера общеизвестно универсальное
символическое значение цвета, связанное с подсознательными ас
социациями и свойственное всем людям, независимо от образова
тельного уровня, социального положения и национально-культу-
ральных различий (существование подобных универсальных сим
волов близко к представлениям К. Г. Юнга об архетипах). Очевидно,
можно проследить универсальное символическое значение и опре
деленных стереотипных телесных ощущений. Поэтому язык тела в
основном интернационален, хотя есть у него и определенные куль
турно-специфические черты. Что представляют собой слова этого
языка? Это не что иное, как подсказки подсознания или сигнальная
функция телесных ощущений, их символическое значение. Из них
и формируется своеобразный словарь языка тела.
Почему подсознание выбирает для своих сообщений именно
язык тела, а не зрительных или слуховых образов? Почему именно
кинестетическая модальность служит для подсознания инфомаци-
онным каналом общения с сознательным «Я»? Дело в том, что в
других модальностях образы, продуцируемые подсознанием «в фо
новом режиме», блокируются, просто перекрываются сенсорным
притоком из внешней среды. В противном случае просто-напросто
нарушалась бы адекватность отражения окружающей действитель
ности, вплоть до появления галлюцинаций. (И они также отчасти
являются подсознательными посланиями, призванными играть за
щитную роль в «аварийных» условиях грубых нарушений работы
170
Глава 5
мозга и распада психики. Условием возникновения галлюцинатор
ной продукции, когда созданные подсознанием образы начинают
представляться для сознательного «Я» внешней реальностью, яв
ляется снижение критики (дисфункция лобных областей коры) в
сочетании с крайней степенью функционального разобщения полу
шарий. Поэтому и гипертрофия критического Супер-Эго при эндо
генных психических расстройствах, которая может приводить к деп
рессивным тенденциям самонаказания, самоагрессии, возникает
первоначально как защитный механизм.)
Итак, язык тела по своей сути - это продуцируемые подсозна
нием кинестетические образы, имеющие символическое значение.
Почему же это значение порой не воспринимается на сознательном
уровне, почему для его интерпретации может потребоваться посто
ронняя помощь? Тем более, что речь на этом языке, обращенная к
нашему сознанию, звучит практически постоянно. Ведь образный
компонент нашего психоэмоционального состояния, в том числе и
кинестетический, присутствует всегда - по той простой причине,
что репродукция или конструирование образов - это основной
механизм работы подсознания, механизм правополушарного мыш
ления. В то же время мы часто не осознаем эти образы, по сущест
ву, не замечаем. Либо мы просто не обращаем на них внимания, и
тогда они попадают в зону временно игнорируемого сенсорного опы
та (К. Роджерс), оказываясь как бы на периферии нашего сознания,
на грани осознавания (телесный компонент так называемых авто
матических мыслей, по А. Беку). Либо мы «активно» их не замеча
ем в результате действия психологических защит (вытеснения, от
рицания), вследствие чего эти образы перемещаются в область опыта
искажаемого и игнорируемого.
Происходит это в том случае, если кинестетические образы-
символы возникают на фоне внутрипсихического конфликта, на
рушения взаимопонимания между сознанием и подсознанием. Под
сознание, послания которого игнорируются, навязчиво повторяет
одни и те же телесные «фразы», упрямо пытаясь заставить созна
тельное «Я» обратить на них внимание. Частично оно добивается
своей цели - его телесные высказывания уже не могут остаться не
замеченными, но осознаются они лишь как дискомфортные ощу
щения. Главная же цель остается нереализованной: символическое
значение продуцируемых подсознанием образов, являющееся, по
мнению внутренней цензуры, неприемлемым, по-прежнему игно-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 171