Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15638

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

форах, которые повторяют воздействие волшебных сказок на «пра-
вополушарный» мозг ребенка. 

При этом именно физиологическая возрастная регрессия, при­

ближающая мозг к детскому, «правополушарному» режиму функ­
ционирования, способствует повышению внушаемости или воспри­
ятию информации без ее критического осмысления (В.М. Бехтерев). 
Как известно, в основе феномена внушения лежат «правополушар-
ные» психические механизмы, осуществляющие фиксацию инфор­
мации в долговременной памяти без ее предварительной интеллек­
туализации, в обход «левополушарных» логических фильтров. 

Воздействие эмоционально-насыщенной, подчеркнуто-настой­

чивой интонацией речи, имитирующее строгий родительский голос, 
также чрезвычайно значимое для детской психики, лежит в основе 
как классических методов гипнотерапии, так и метода «интонаци­
онного маркирования» по М. Эриксону. Одновременно физиоло­
гическая возрастная регрессия усиливает значимость интонацион­
ной составляющей речи. Ведь маленький ребенок как бы пребывает 
в ситуации, знакомой каждому взрослому, изучающему иностраный 
язык: в потоке слов, высказываемых собеседником, многие еще не 
знакомы. И догадаться, что они означают, и тем самым заполнить 
пробелы в речевом сообщении, во многом помогает дополнитель­
ный канал информации - интонация. Крайняя степень выраженно­
сти речевой регрессии - когда только отдельные слова кажутся зна­
комыми на фоне сплошной «словесной окрошки» - соответствует 
самому начальному этапу освоения речи ребенком и одновременно 

далеко зашедшему распаду системы организации речи у психичес­
ки больных (метод «рассеивания» М. Эриксона). 

Сюда же относится и сенсорная информационно-речевая пе­

регрузка: высокий темп речи, усложненные и «вложенные» друг в 
друга грамматические конструкции, «перескакивание» с одной темы 
на другую и логическая путаница в высказываниях. Левое полуша­
рие «запутывается» в поисках скрытого смысла, порой перестает 
понимать обращенную к нему речь - так же, как маленький ребенок 
не понимает взрослой речи, - что также приводит к возрастной рег­
рессии, переходу к детско-правополушарному восприятию речи. 

Соответственно происходит временное выключение левополушар­
ных логических речевых фильтров и снижение критики по отноше­
нию к воспринимаемой информации и отсюда - повышение внуша­
емости. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 167 


background image

Описанные речевые шаблоны составляют психотерапевтичес­

кую модель речи, разработанную на основе анализа гипнотических 

техник М. Эриксона и широко используемую в НЛП и эриксонов-
ском гипнозе (так называемая «Милтон-модель»). Принято считать, 
что подобное построение речи психотерапевта оказывает трансовое 
воздействие на пациента. На самом деле необходимо учитывать и 
принцип обратной связи, и принцип синхронизма, благодаря кото­
рым может складываться обратная ситуация: такое «говорение», свя­
занное с возрастной регрессией, может помогать самому психоте­
рапевту переходить в поверхностное измененное состояние созна­
ния, а затем уже он вслед за собой вовлекает в это состояние и 
пациента, индуцирует его. 

6. ВОЗВРАТ К ДОШКОЛЬНОМУ ИГРОВОМУ ПЕРИОДУ 

ДЕТСТВА  ( 5 - 6 ЛЕТ) 

Подражание детским играм, проводимое в группе и связанное 

с соответствующим данному возрасту способом коммуникации и 
ведущей деятельностью (по Д.Б. Эльконину). Сюда относятся, в 
частности, такие методы, как психодрама, трансактный анализ, груп­
повые техники арттерапии (особенно психотерапевтическая «игра 
в куклы») и в общем смысле все групповые методы психотерапии. 
Сюда же примыкает и детско-игровое, как бы «понарошку» обще­
ние взрослого человека с самим собой как с воображаемым собесед­
ником (как ребенок разговаривает с куклой), будь то беседы с пус­

тым стулом в гештальт-терапии или диалог с полярностями в НЛП. 

Понимание этих универсальных механизмов создания изме­

ненных состояний сознания, лежащих в основе различных методов 
психокоррекции, помогает лучше применять эти методы и правиль­
но относиться к их использованию. Последнее справедливо не толь­
ко для терапевтов и их пациентов, но и для тех специалистов, кото­
рые используют элементы психотерапии в своей практической ра­
боте (бизнес-психология, PR и реклама, политическая психология 
и др.). Для тех же, кто заинтересован в личностном росте, приве­
денное описание физиологических механизмов психологической 
трансформации может послужить руководством к действию. 

Можно сказать, что измененное состояние сознания (и только 

оно) является не чем иным, как способом разрешения противоре­
чий - и внешних, творческих (имея в виду творчество в широком 

168 

Глава 5 


background image

смысле, в любых ситуациях, требующих нестандартных решений), 
й внутренних, личностных (лежащих в основе главного механизма 
психологических проблем - внутрипсихического конфликта). Ос­
нову же этих состояний сознания, их главный механизм составляет 
физиологическая возрастная регрессия или своеобразный «возврат 
в детство» - не только и не столько психологический, сколько фи­
зиологический. 

Применительно же к физиологической регрессии, лежащей в 

основе телесно-ориентированных методов психокоррекции, необ­
ходимо упомянуть о неоспоримом достоинстве последних. Невер­
бальное взаимодействие с пациентом, используемое телесными пси­
хотехниками, подсознательно асоциируется с наиболее ранними, 
довербальными этапами развития психики. Это создает условия для 
достижения наиболее глубокой физиологической возрастной рег­
рессии и тем самым - создания наиболее продуктивных в психо-
коррекционном плане состояний. 

3. Символический язык тела 

Телесная (сомато-центрированная) психокоррекция отличает­

ся от других методов тем, что здесь общение психотерапевта с паци­
ентом осуществляется не на языке слов, а на языке тела. Что пред­
ставляет собой этот язык? На самом деле у тела есть не один, а два 
языка: внешний язык тела - мимика и кинесика (жесты, позы) -
выполняет социально-коммуникативную роль. Второй же, внутрен­
ний язык тела - кинестетические, интероцептивные и кожные ощу­
щения, телесные сигналы подсознания - служит для внутрилич-
ностной коммуникации, диалога между сознанием и бессознатель­
ными процессами. Каждый человек умеет говорить на этом языке 
тела, но не всякий может слышать и тем более понимать его. Отсю­
да психологическая проблема представляется как непонимание че­
ловеком языка собственного тела, его невнимание к сигналам под­
сознания (см. алекситимия). Психотерапевт же в этой ситуации 

выступает как переводчик с телесного языка на словесный. В чем 
состоит задача переводчика? Просто-напросто объяснить пациен­
ту, чего хочет его подсознание добиться от собственного созна­
ния. Иногда - если, по мнению сознания, эти требования справед-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 169 


background image

ливы и осуществимы - достигнутого пациентом осознавания (ин-
сайта), нового понимания собственной проблемы оказывается до­
статочно для того, чтобы проблема разрешилась. Если же договари­
вающиеся стороны (сознание и подсознание) расходятся во мнени­
ях, то задача психотерапевта - еще и выступить посредником в этих 
переговорах. 

По мнению Феликса Дейча (F. Deutch), в психотерапии паци­

ент всегда «говорит на двойном языке: вербальном и соматическом», 
то есть сознательно-словесном и неосознанно-телесном. Именно 
сочетание этих двух высказываний, их «коррелят одновременнос­
ти» (Шульц-Хенке) запечатлевается в теле (цит. по Г. Аммону, 
2000). И происходит это именно в том случае, когда второе (подсоз­
нательное) послание остается невоспринятым - незамеченным или 
непонятым - и соответственно происходит его усиление и закреп­

ление. 

Благодаря работам М. Люшера общеизвестно универсальное 

символическое значение цвета, связанное с подсознательными ас­
социациями и свойственное всем людям, независимо от образова­
тельного уровня, социального положения и национально-культу-
ральных различий (существование подобных универсальных сим­
волов близко к представлениям К. Г. Юнга об архетипах). Очевидно, 
можно проследить универсальное символическое значение и опре­
деленных стереотипных телесных ощущений. Поэтому язык тела в 
основном интернационален, хотя есть у него и определенные куль­
турно-специфические черты. Что представляют собой слова этого 

языка? Это не что иное, как подсказки подсознания или сигнальная 
функция телесных ощущений, их символическое значение. Из них 

и формируется своеобразный словарь языка тела. 

Почему подсознание выбирает для своих сообщений именно 

язык тела, а не зрительных или слуховых образов? Почему именно 
кинестетическая модальность служит для подсознания инфомаци-
онным каналом общения с сознательным «Я»? Дело в том, что в 
других модальностях образы, продуцируемые подсознанием «в фо­
новом режиме», блокируются, просто перекрываются сенсорным 
притоком из внешней среды. В противном случае просто-напросто 
нарушалась бы адекватность отражения окружающей действитель­
ности, вплоть до появления галлюцинаций. (И они также отчасти 
являются подсознательными посланиями, призванными играть за­
щитную роль в «аварийных» условиях грубых нарушений работы 

170 

Глава 5 


background image

мозга и распада психики. Условием возникновения галлюцинатор­
ной продукции, когда созданные подсознанием образы начинают 
представляться для сознательного «Я» внешней реальностью, яв­
ляется снижение критики (дисфункция лобных областей коры) в 
сочетании с крайней степенью функционального разобщения полу­
шарий. Поэтому и гипертрофия критического Супер-Эго при эндо­
генных психических расстройствах, которая может приводить к деп­
рессивным тенденциям самонаказания, самоагрессии, возникает 
первоначально как защитный механизм.) 

Итак, язык тела по своей сути - это продуцируемые подсозна­

нием кинестетические образы, имеющие символическое значение. 
Почему же это значение порой не воспринимается на сознательном 
уровне, почему для его интерпретации может потребоваться посто­
ронняя помощь? Тем более, что речь на этом языке, обращенная к 
нашему сознанию, звучит практически постоянно. Ведь образный 
компонент нашего психоэмоционального состояния, в том числе и 
кинестетический, присутствует всегда - по той простой причине, 
что репродукция или конструирование образов - это основной 
механизм работы подсознания, механизм правополушарного мыш­
ления. В то же время мы часто не осознаем эти образы, по сущест­
ву, не замечаем. Либо мы просто не обращаем на них внимания, и 
тогда они попадают в зону временно игнорируемого сенсорного опы­
та (К. Роджерс), оказываясь как бы на периферии нашего сознания, 
на грани осознавания (телесный компонент так называемых авто­
матических мыслей, по А. Беку). Либо мы «активно» их не замеча­
ем в результате действия психологических защит (вытеснения, от­
рицания), вследствие чего эти образы перемещаются в область опыта 
искажаемого и игнорируемого. 

Происходит это в том случае, если кинестетические образы-

символы возникают на фоне внутрипсихического конфликта, на­
рушения взаимопонимания между сознанием и подсознанием. Под­
сознание, послания которого игнорируются, навязчиво повторяет 
одни и те же телесные «фразы», упрямо пытаясь заставить созна­
тельное «Я» обратить на них внимание. Частично оно добивается 
своей цели - его телесные высказывания уже не могут остаться не­
замеченными, но осознаются они лишь как дискомфортные ощу­

щения. Главная же цель остается нереализованной: символическое 
значение продуцируемых подсознанием образов, являющееся, по 
мнению внутренней цензуры, неприемлемым, по-прежнему игно-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 171