Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16412
Скачиваний: 267
компонента условных рефлексов (так называемых якорей) - одно
го из инструментов психокоррекции. Таким образом, как бы реша
ется обратная задача - коммуникация, осуществляемая в противо
положном направлении, то есть сознательно-подсознательном.
С помощью воспроизведения заданных телесных ощущений
(якорей) появляется возможность «объяснить» подсознанию те
кущие сознательно сформулированные цели и получить доступ к
его ресурсам, необходимым для достижения этих целей. Налажен
ный таким образом канал коммуникации с подсознанием предо
ставляет человеку новые возможности для сознательного управле
ния внутренними ресурсами, что практически тождественно лич
ностному росту. Телесные ощущения подобного рода заполняют
собой «светлые страницы» телесного словаря. Их краткий перечень
приведен в списке психологических ресурсов, используемых для
личностного роста (см. в разделе, посвященном описанию метода
психологической саморегуляции Ретри).
Мы уже упоминали о психотерапии «необъявленной». Говоря
же об «объявленной» телесно-ориентированной психотерапии, не
обходимо подчеркнуть, что при всем многообразии существующих
в ней методов и подходов, они строятся на фундаменте базовых,
физиологически-ориентированных навыков - таких, как мышечная
релаксация, дыхательная саморегуляция и сенсорное осознавание.
4. Методы релаксации
Наиболее ранними техниками телесно-ориентированной пси
хотерапии исторически являются методы мышечной релаксации,
начиная с 30-40-х гг. XX в. параллельно разрабатывавшиеся аме
риканским психологом Э. Джейкобсоном и немецким врачом-невро
патологом И. Шульцем. В то же время справедливости ради необ
ходимо отметить, что создание этих методик протекало не на пус
том месте, а на прочном фундаменте, созданном многовековыми
усилиями восточных духовно-религиозных практик, выработавших
свои техники психорегуляции. Именно в 20-30-е годы в западном
сообществе проснулся интерес к медитативным школам и философ-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 177
ским учениям индуизма, буддизма, даосизма и их практическим
приложениям - системам телесного оздоровления, таким как йога
и ци-гун. При проникновении в европейскую культуру эти эзоте
рические методы подвергались переработке, в первую очередь с точ
ки зрения прагматического подхода или, как было принято говорить
раньше, «отделения материалистического ядра от идеалистической
шелухи».
МЕТОД ДЖЕЙКОБСОНА
Пожалуй, в меньшей степени была связана с этим культур
ным наследием работа Э. Джейкобсона. Как психолог он зани
мался изучением объективных проявлений эмоций. Одним из спо
собов оценки эмоционального состояния человека служила
регистрация мышечного напряжения. При этом Джейкобсон об
наружил, что разнообразные психосоматические заболевания и
неврозы сопровождаются повышением тонуса мышц. При рас
стройствах психосоматического круга это может служить одним
из механизмов развития нарушений. У людей, страдающих
соматическими заболеваниями, усугубляет тяжесть болезни. У
здоровых же людей изменения мышечного тонуса отражают эмо
циональное состояние. Джейкобсон обнаружил также и специфич
ность изменения мышечного тонуса при различных психоэмоци
ональных нарушениях. При депрессии он описывал повышение
тонуса дыхательной мускулатуры; при тревоге и страхе - мышц,
связанных с речью (артикуляцией и фонацией), а также затылоч
ных мышц.
При этом мышечное напряжение тем выше, чем выше ис
пытываемая человеком нервно-психическая напряженность. И
наоборот, расслабление мышц оказывает на человека успокаива
ющее воздействие. Обнаруженную взаимосвязь напряжения мы
шечного и напряжения нервно-психического Джейкобсон назвал
нервно-мышечной гипертензией и рассматривал ее как прояв
ление рефлекторных принципов функционирования нервной
системы (соответственно «гиперраздражения» и «гипервозбуж
дения»). Расслабление же мышц помогает снять состояние гипер
возбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восста
новить равновесие. Отсюда им был сделан вывод о том, что обу
чение человека навыкам мышечного расслабления полезно как
178
Глава 5
для снятия психической напряженности, так и для устранения
симптомов ряда заболеваний. С этой целью и был разработан
метод, названный его автором прогрессивной (последовательной,
поэтапной) мышечной релаксацией. Таким образом, по Джейкоб-
сону, релаксация понимается в первую очередь как управление
напряжением (tension control).
Джейкобсон исходил из положения, что максимально глубо
кое расслабление мышцы наступает после произведенного мышеч
ного усилия. Для обучения навыку мышечного расслабления им
было предложено упражнение, включающее предварительное на
пряжение мышцы с последующим расслаблением, как бы «стряхи
ванием» напряжения. При этом пациенту даются инструкции про
изводить определенные движения для напряжения тех или иных
мышечных групп с последующим их расслаблением. Краткая схема
прогрессивной релаксации по Джейкобсону выглядит следующим
образом:
1. Кисти.
2. Мышцы рук.
3. Плечи.
4. Грудь и спина.
5. Стопы.
6. Голени и бедра.
7. Верхняя треть лица.
8. Средняя треть лица.
9. Нижняя треть лица.
В дальнейшем, после освоения общей схемы релаксации осо
бое внимание обращалось на обучение пациента умению замечать
присутствие в своем теле участков мышечного напряжения. На ос
нове этих двух базовых навыков строилось последующее обучение
навыкам релаксации, которую Джейкобсон называл дифференци
рованной - то есть разных групп мышц, при различном положении
тела. В дальнейшем человек, занимающийся мышечной релаксаци
ей, должен интегрировать этот навык в свою повседневную жизнь,
используя его в разнообразных ситуациях. В представлении Джей-
кобсона, для гармоничного человека любая двигательная активность
должна протекать на фоне дифференцированной релаксации, по
нимаемой как «минимальное напряжение мышц, участвующих в
совершении действия, в сочетании с расслаблением других мышц»
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 179
(Jacobson E., 1938; цит. по Р. Нельсон-Джоунс, 2002), тем самым
помогая снимать нервно-психическое напряжение.
Поэтому подход, который разрабатывал Джейкобсон, - это
индивидуальная, трудоемкая и длительная работа с пациентом,
с индивидуализированным подбором релаксационных упражне
ний. В настоящее время прогрессивная мышечная релаксация ис
пользуется не изолированно, а является неотъемлемой составной
частью различных методик поведенческой психокоррекции. При
этом в процессе выработки навыка релаксации используется так
называемый цикл «напряжение-расслабление» (Bernstein D.A.,
Borkovec T.D., 1973), включающий: (1) фокусировку внимания
на отдельной мышце или группе мышц; (2) локальное напряже
ние указанных мышц; (3) их фиксацию в напряженном состоя
нии (в течение 5-7 секунд); (4) снятие напряжения; (5) углуб
ление релаксации - фокусирование внимания на снижении мы
шечного тонуса и дальнейшее расслабление мышц. Подобная
методика имеет несомненное сходство с используемыми в ману
альной терапии техниками постизометрической мышечной релак
сации. Совместно с релаксацией мышечной используется также
процедура ментальной релаксации (мысленное представление
образов, ассоциирующихся с отдыхом, покоем, комфортным са
мочувствием) и условная релаксация, или связывание релакси-
рованного состояния с условным стимулом-«якорем», обычно
вербальным (Нельсон-Джоунс Р., 2002).
МЕТОД ШУЛЬЦА
Из несколько иных предпосылок исходил И. Шульц, разра
ботавший метод аутогенной тренировки (AT). Известно, что он
интересовался йогическими системами телесной и психической
саморегуляции (хатха и раджа-йога). Занимаясь гипнотерапией,
Шульц изучал ощущения людей, возникающие в состоянии гип
нотического транса. При этом он обнаружил общность ощуще
ний, возникающих у людей при погружении в гипнотическое со
стояние, с теми ощущениями, которые появляются при самосто
ятельном выполнении ряда упражнений йоги. Это в первую
очередь ощущение тяжести, связанное с расслаблением мышц, а
также чувство тепла, сопровождающее расширение кровеносных
сосудов. Основываясь на этих двух источниках - гипнозе и йоге, -
180
Глава
5
Шульц и разработал собственный метод саморегуляции. Элемен
ты хатха-йоги (шавасана) послужили прототипом первой ступе
ни аутотренинга, раджа-йоги - соответственно, второй его сту
пени. Кроме того, он заметил, что эффект гипноза оказывался
выше, когда пациенты не просто выслушивали произносимые
гипнотизером внушения, а еще и повторяли их про себя (то есть
к гетеровнушению добавлялось самовнушение). Поэтому Шульц
предложил одновременно с расслаблением использовать мыслен
но произносимые пациентом словесные формулы самовнушения.
Таким образом, аутогенная тренировка, помимо мышечной ре
лаксации, включает в себя еще и элементы самогипноза. Возни
кающие при этом побочные эффекты транса (парестезии, локаль
ная анестезия, диссоциативные феномены и др.) рассматривались
как «аутогенные разряды».
Упражнения аутотренинга первой ступени (AT-I) по Шульцу
представляют собой как бы набор отдельных элементов, из кото
рых складывается целостное состояние релаксации. Сюда включа
ются следующие элементы.
Подготовка - общее успокоение (формула «Я совершенно спо
коен» или «успокоение»).
1. Ощущение тяжести в руках и ногах (формула «тяжесть»).
2. Ощущение тепла в руках и ногах (формула «тепло»).
3. Ровное, ритмичное сердцебиение.
4. Спокойное дыхание.
5. Тепло в области солнечного сплетения.
6. Прохлада в области лба.
Эти упражнения AT получили наибольшее распространение.
Менее известны ввиду сложности освоения второй этап AT по
Шульцу («аутогенная медитация») и ее дальнейшее усовершенство
вание по Лютэ («аутогенная модификация» - саморегуляция дея
тельности внутренних органов, «аутогенное отреагирование» невро
тических проблем и «аутогенная вербализация»).
Универсальный для всех пациентов набор упражнений AT,
быстрота их освоения, а также возможность групповых занятий с
пациентами (в формате гетеротренинга, с элементами суггестии)
создали условия для широкой популярности аутогенной трениров
ки в советской психотерапии 70-80-х гг., в которой этот метод, по
жалуй, являлся наиболее массовым.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 181