Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16412

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

компонента условных рефлексов (так называемых якорей) - одно­
го из инструментов психокоррекции. Таким образом, как бы реша­
ется обратная задача - коммуникация, осуществляемая в противо­
положном направлении, то есть сознательно-подсознательном. 

С помощью воспроизведения заданных телесных ощущений 

(якорей) появляется возможность «объяснить» подсознанию те­
кущие сознательно сформулированные цели и получить доступ к 
его ресурсам, необходимым для достижения этих целей. Налажен­
ный таким образом канал коммуникации с подсознанием предо­
ставляет человеку новые возможности для сознательного управле­
ния внутренними ресурсами, что практически тождественно лич­
ностному росту. Телесные ощущения подобного рода заполняют 

собой «светлые страницы» телесного словаря. Их краткий перечень 
приведен в списке психологических ресурсов, используемых для 
личностного роста (см. в разделе, посвященном описанию метода 
психологической саморегуляции Ретри). 

Мы уже упоминали о психотерапии «необъявленной». Говоря 

же об «объявленной» телесно-ориентированной психотерапии, не­
обходимо подчеркнуть, что при всем многообразии существующих 
в ней методов и подходов, они строятся на фундаменте базовых, 
физиологически-ориентированных навыков - таких, как мышечная 
релаксация, дыхательная саморегуляция и сенсорное осознавание. 

4. Методы релаксации 

Наиболее ранними техниками телесно-ориентированной пси­

хотерапии исторически являются методы мышечной релаксации, 
начиная с 30-40-х гг. XX в. параллельно разрабатывавшиеся аме­
риканским психологом Э. Джейкобсоном и немецким врачом-невро­
патологом И. Шульцем. В то же время справедливости ради необ­
ходимо отметить, что создание этих методик протекало не на пус­
том месте, а на прочном фундаменте, созданном многовековыми 
усилиями восточных духовно-религиозных практик, выработавших 
свои техники психорегуляции. Именно в 20-30-е годы в западном 
сообществе проснулся интерес к медитативным школам и философ-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 177 


background image

ским учениям индуизма, буддизма, даосизма и их практическим 
приложениям - системам телесного оздоровления, таким как йога 
и ци-гун. При проникновении в европейскую культуру эти эзоте­
рические методы подвергались переработке, в первую очередь с точ­
ки зрения прагматического подхода или, как было принято говорить 
раньше, «отделения материалистического ядра от идеалистической 
шелухи». 

МЕТОД ДЖЕЙКОБСОНА 

Пожалуй, в меньшей степени была связана с этим культур­

ным наследием работа Э. Джейкобсона. Как психолог он зани­

мался изучением объективных проявлений эмоций. Одним из спо­
собов оценки эмоционального состояния человека служила 
регистрация мышечного напряжения. При этом Джейкобсон об­
наружил, что разнообразные психосоматические заболевания и 
неврозы сопровождаются повышением тонуса мышц. При рас­
стройствах психосоматического круга это может служить одним 
из механизмов развития нарушений. У людей, страдающих 
соматическими заболеваниями, усугубляет тяжесть болезни. У 
здоровых же людей изменения мышечного тонуса отражают эмо­
циональное состояние. Джейкобсон обнаружил также и специфич­
ность изменения мышечного тонуса при различных психоэмоци­
ональных нарушениях. При депрессии он описывал повышение 
тонуса дыхательной мускулатуры; при тревоге и страхе - мышц, 
связанных с речью (артикуляцией и фонацией), а также затылоч­
ных мышц. 

При этом мышечное напряжение тем выше, чем выше ис­

пытываемая человеком нервно-психическая напряженность. И 
наоборот, расслабление мышц оказывает на человека успокаива­
ющее воздействие. Обнаруженную взаимосвязь напряжения мы­
шечного и напряжения нервно-психического Джейкобсон назвал 
нервно-мышечной гипертензией и рассматривал ее как прояв­
ление рефлекторных принципов функционирования нервной 
системы (соответственно «гиперраздражения» и «гипервозбуж­
дения»). Расслабление же мышц помогает снять состояние гипер­
возбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восста­
новить равновесие. Отсюда им был сделан вывод о том, что обу­
чение человека навыкам мышечного расслабления полезно как 

178 

Глава 5 


background image

для снятия психической напряженности, так и для устранения 
симптомов ряда заболеваний. С этой целью и был разработан 
метод, названный его автором прогрессивной (последовательной, 
поэтапной) мышечной релаксацией. Таким образом, по Джейкоб-
сону, релаксация понимается в первую очередь как управление 
напряжением (tension control). 

Джейкобсон исходил из положения, что максимально глубо­

кое расслабление мышцы наступает после произведенного мышеч­
ного усилия. Для обучения навыку мышечного расслабления им 
было предложено упражнение, включающее предварительное на­
пряжение мышцы с последующим расслаблением, как бы «стряхи­
ванием» напряжения. При этом пациенту даются инструкции про­
изводить определенные движения для напряжения тех или иных 
мышечных групп с последующим их расслаблением. Краткая схема 
прогрессивной релаксации по Джейкобсону выглядит следующим 
образом: 

1. Кисти. 

2. Мышцы рук. 
3. Плечи. 
4. Грудь и спина. 
5. Стопы. 
6. Голени и бедра. 
7. Верхняя треть лица. 
8. Средняя треть лица. 
9. Нижняя треть лица. 

В дальнейшем, после освоения общей схемы релаксации осо­

бое внимание обращалось на обучение пациента умению замечать 
присутствие в своем теле участков мышечного напряжения. На ос­
нове этих двух базовых навыков строилось последующее обучение 
навыкам релаксации, которую Джейкобсон называл дифференци­
рованной - то есть разных групп мышц, при различном положении 
тела. В дальнейшем человек, занимающийся мышечной релаксаци­
ей, должен интегрировать этот навык в свою повседневную жизнь, 
используя его в разнообразных ситуациях. В представлении Джей-

кобсона, для гармоничного человека любая двигательная активность 
должна протекать на фоне дифференцированной релаксации, по­
нимаемой как «минимальное напряжение мышц, участвующих в 
совершении действия, в сочетании с расслаблением других мышц» 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 179 


background image

(Jacobson E., 1938; цит. по Р. Нельсон-Джоунс, 2002), тем самым 
помогая снимать нервно-психическое напряжение. 

Поэтому подход, который разрабатывал Джейкобсон, - это 

индивидуальная, трудоемкая и длительная работа с пациентом, 
с индивидуализированным подбором релаксационных упражне­
ний. В настоящее время прогрессивная мышечная релаксация ис­
пользуется не изолированно, а является неотъемлемой составной 
частью различных методик поведенческой психокоррекции. При 
этом в процессе выработки навыка релаксации используется так 
называемый цикл «напряжение-расслабление» (Bernstein D.A., 
Borkovec T.D., 1973), включающий: (1) фокусировку внимания 
на отдельной мышце или группе мышц; (2) локальное напряже­
ние указанных мышц; (3) их фиксацию в напряженном состоя­
нии (в течение 5-7 секунд); (4) снятие напряжения; (5) углуб­

ление релаксации - фокусирование внимания на снижении мы­
шечного тонуса и дальнейшее расслабление мышц. Подобная 
методика имеет несомненное сходство с используемыми в ману­
альной терапии техниками постизометрической мышечной релак­
сации. Совместно с релаксацией мышечной используется также 
процедура ментальной релаксации (мысленное представление 
образов, ассоциирующихся с отдыхом, покоем, комфортным са­
мочувствием) и условная релаксация, или связывание релакси-
рованного состояния с условным стимулом-«якорем», обычно 
вербальным (Нельсон-Джоунс Р., 2002). 

МЕТОД ШУЛЬЦА 

Из несколько иных предпосылок исходил И. Шульц, разра­

ботавший метод аутогенной тренировки (AT). Известно, что он 
интересовался йогическими системами телесной и психической 
саморегуляции (хатха и раджа-йога). Занимаясь гипнотерапией, 

Шульц изучал ощущения людей, возникающие в состоянии гип­
нотического транса. При этом он обнаружил общность ощуще­
ний, возникающих у людей при погружении в гипнотическое со­
стояние, с теми ощущениями, которые появляются при самосто­
ятельном выполнении ряда упражнений йоги. Это в первую 
очередь ощущение тяжести, связанное с расслаблением мышц, а 
также чувство тепла, сопровождающее расширение кровеносных 
сосудов. Основываясь на этих двух источниках - гипнозе и йоге, -

180 

Глава

 5 


background image

Шульц и разработал собственный метод саморегуляции. Элемен­

ты хатха-йоги (шавасана) послужили прототипом первой ступе­
ни аутотренинга, раджа-йоги - соответственно, второй его сту­
пени. Кроме того, он заметил, что эффект гипноза оказывался 
выше, когда пациенты не просто выслушивали произносимые 
гипнотизером внушения, а еще и повторяли их про себя (то есть 
к гетеровнушению добавлялось самовнушение). Поэтому Шульц 
предложил одновременно с расслаблением использовать мыслен­
но произносимые пациентом словесные формулы самовнушения. 
Таким образом, аутогенная тренировка, помимо мышечной ре­
лаксации, включает в себя еще и элементы самогипноза. Возни­
кающие при этом побочные эффекты транса (парестезии, локаль­
ная анестезия, диссоциативные феномены и др.) рассматривались 
как «аутогенные разряды». 

Упражнения аутотренинга первой ступени (AT-I) по Шульцу 

представляют собой как бы набор отдельных элементов, из кото­
рых складывается целостное состояние релаксации. Сюда включа­
ются следующие элементы. 

Подготовка - общее успокоение (формула «Я совершенно спо­

коен» или «успокоение»). 

1. Ощущение тяжести в руках и ногах (формула «тяжесть»). 

2. Ощущение тепла в руках и ногах (формула «тепло»). 
3. Ровное, ритмичное сердцебиение. 
4. Спокойное дыхание. 
5. Тепло в области солнечного сплетения. 
6. Прохлада в области лба. 

Эти упражнения AT получили наибольшее распространение. 

Менее известны ввиду сложности освоения второй этап AT по 
Шульцу («аутогенная медитация») и ее дальнейшее усовершенство­

вание по Лютэ («аутогенная модификация» - саморегуляция дея­
тельности внутренних органов, «аутогенное отреагирование» невро­
тических проблем и «аутогенная вербализация»). 

Универсальный для всех пациентов набор упражнений AT, 

быстрота их освоения, а также возможность групповых занятий с 
пациентами (в формате гетеротренинга, с элементами суггестии) 
создали условия для широкой популярности аутогенной трениров­
ки в советской психотерапии 70-80-х гг., в которой этот метод, по­
жалуй, являлся наиболее массовым. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 181