Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15642

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЛАКСАЦИИ 

Для правильного понимания основ телесной психокоррекции 

необходимо рассмотреть психофизиологические представления о 
механизмах мышечной релаксации и ее влиянии на функциональ­
ное состояние человека. Как известно, мышечный тонус - не пас­
сивное состояние, а активный процесс, представляемый как готов­
ность к движению (Бернштейн Н.А., 1990) и физиологически пред­

ставляющий собой рефлекс на растяжение мышцы (Черняев С.Г., 

1988), который даже в условиях покоя постоянно активируется за 

счет действия силы тяжести. Система регуляции тонуса мышц яв­
ляется многоуровневой, но условно можно выделить в ней два ос­
новных уровня - периферический и центральный. 

На нижнем, периферическом уровне, охватывающем перифе­

рическую нервную систему и спинной мозг, процесс регуляции 
мышечного тонуса обеспечивается постоянной активностью особой 
системы специализированных нервных клеток (гамма-нейронов). 
Они управляют состоянием мышечных и сухожильных рецепторов, 
посылающих в мозг непрерывный поток сигналов о состоянии мы­
шечного аппарата. И чувство тяжести, сопровождающее снижение 
тонуса мышц, физиологически связано с изменением состояния этих 
рецепторов. 

Что же касается «высшего», центрального уровня, то он вклю­

чает такие структуры, как мозжечок, ретикулярная формация, под­
корковые ядра и особая область коры - так называемая премотор-
ная зона. При расслаблении происходит уменьшение как специфи­
ческой сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий 
головного мозга, так и неспецифической - от мышц к активирую­
щей системе мозга (ретикулярной формации), поддерживающей 
кору мозга в бодрствующем состоянии. Тем самым снижение мы­

шечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу. 
Подобная частичная сенсорная депривация снижает уровень бодр­
ствования наряду с повышением готовности различных областей 
мозга к синхронизации (Козлов В.В., Бубеев Ю.А., 1997). Это, в свою 
очередь, создает предпосылки для развития измененного состояния 
сознания - кинестетического транса. 

Подобное ИСС подчиняется закономерностям, свойственным 

всем измененным состояниям сознания. А именно: оно сопровож­
дается активацией правого полушария, связанной с возрастной рег-

182 

Глава 5 


background image

рессией, или временным переходом мозга в состояние «правополу-
шарности», свойственное детскому возрасту (чем глубже релакса­
ция, тем глубже регрессия). С точки зрения психофизиологии по­
добное состояние описывается как реювенилизация (Ю.И. Алексан­
дров) или «возврат в детство», сопровождающийся облегчением 
перестройки нервных связей, улучшением обучения. Во многом это 
связано с растормаживанием, «раскрепощением» правого полуша­
рия, от которого зависит эффективность усвоения информации. 
Подобное повышение пластичности нервной системы может быть 
использовано как в целях педагогических (упомянем суггестопедию 
по Г. Лозанову), так и лечебных, например, для восстановления дви­
гательных навыков у больных, перенесших нарушения мозгового 
кровообращения. 

Как проявление физиологической возрастной регрессии (или 

временного возврата нервной системы в «детское» состояние в 
трансовом состоянии сознания) рассматривается и один из основ­
ных компонентов релаксации - снижение мышечного тонуса. Ведь 
мышечная гипотония, в первую очередь мышц-разгибателей туло­
вища и конечностей, является естественным состоянием новорож­
денного ребенка. Очевидно, что при этом на начальных стадиях ре­
лаксации снижается прежде всего уровень активности так называе­
мых первичных двигательных и соматосенсорных областей коры 
(прецентральная и постцентральная извилины). При поверхност­
ном трансе может также изменяться восприятие схемы тела, что сви­
детельствует об изменении функционального состояния теменной 
области коры. В отношении схемы тела необходимо отметить, что 
ее целенаправленное изменение - создание ощущения изменения 
пропорций тела, «удлинения» конечностей и др. - используется как 
самостоятельный прием релаксации в ряде техник (метод Алексан-
дера). Состояние глубокого гипнотического транса, сопровождаю­

щееся специфическими изменениями мышечного тонуса, связыва­

ется на уровне коры мозга с дальнейшим распространением про­
цесса торможения, охватывающим премоторную область. Снижение 
ее активности приводит также к изменению состояния глубоких 

подкорковых структур (стриопаллидарная система), лежащему в 
основе известного феномена каталепсии. 

На фоне описанного снижения уровня бодрствования, общего 

охранительного (И.П. Павлов) торможения коры мозга ее «созна­
тельные» отделы, то есть лобные доли, «засыпают» быстрее (осо­

183 


background image

бенно это касается фронтальной коры доминантного, левого по­
лушария мозга, которая изначально находится в более активном, 
а нередко и «перевозбужденном» состоянии). Соответственно «под­
сознательные» отделы мозга, освободившись от их подавляющего 
влияния, растормаживаются. Отсюда на фоне возникающего изме­
ненного состояния сознания, легкого снижения критики или внут­
ренней цензуры активируются интуитивно-творческие механизмы 
психики. Вспомним, что многие невротические расстройства и пси­
хическая напряженность, в основе которых лежит чрезмерная 
интеллектуализация, физиологически связаны с избыточной акти­
вацией лобных областей мозга. Существует даже специальный тер­
мин для обозначения подобного механизма генерации психологи­
ческих проблем - «гиперфронтальность» (Шульц Л., 2002). С по­
мощью же релаксации достигается нормализация соотношения 
активности передних - лобных и задних - сенсорных областей по­
лушарий мозга, своего рода «дефронтализация». 

В современных техниках мышечной релаксации на смену 

предварительному мышечному усилию по Джейкобсону пришло 

мысленное

 представление движений - идеомоторика (Алексе­

ев А.В., 1983). В психофизиологии принято считать, что при мыс­
ленном представлении движений (метод «ментальной трениров­
ки») используется так называемое моторное внимание (Данило­
ва Н.Н., 1998); при этом мозг активируется не меньше, чем при 
их реальном выполнении (Roland P.E., Friberg L., 1985). Для бо­
лее полного мышечного расслабления используются также ды­
хательные и глазодвигательные синкинезии (см., например, ме­
тод Фельденкрайза). 

Что же касается мысленно произносимых «формул самовну­

шения», то есть коротких фраз, содержание которых повторяет осоз-
навание происходящих физиологических изменений, то с точки зре­
ния современных представлений о функциональной асимметрии 
полушарий их эффект может рассматриваться как двоякий. Поми­
мо суггестивного воздействия, адресованного субдоминантному 
полушарию, их проговаривание еще и является способом подавле­
ния внутренней речи и тем самым - способом управления внима­
нием и состоянием сознания, «усыпляющим» доминантное, рече­
вое полушарие. Аналогичный способ известен в разнообразных ме­
дитативных техниках (медитация на «здесь и сейчас»). Его 
использование применительно к техникам психологической само-

184 

Глава 5 


background image

регуляции описано Bezolla (цит. по В. Jenks, 1974). Кроме того, фор­
мулы самовнушения для нормализации работы внутренних орга­
нов по Шульцу заменяются образным представлением целенаправ­
ленных изменений их деятельности - так называемая идеовегета-
тика (Алексеев А.В., 1980). 

Для вызывания же необходимых для расслабления ощуще­

ний тяжести и тепла большее внимание уделяется не словесному 
самовнушению, а невербальному, непосредственному воспроиз­
ведению их по памяти, с учетом современных представлений об 
информационном синтезе (Иваницкий A.M., 1997) или объеди­
нении двух видов информации - текущей и извлекаемой из па­
мяти - как основном механизме возникновения ощущений (Алек­
сандров Ю.И., 1997). Ощущение становится осознаваемым, ког­

да сенсорная информация сравнивается с тем опытом, который 
хранится в памяти. В методах саморегуляции этот механизм ис­

пользуется в обратной последовательности: вначале из памяти 
извлекается необходимое ощущение, помогающее изменить функ­
циональное состояние и добиться желаемых физиологических сдви­
гов в нужном участке тела. 

В практике психокоррекции и личностного роста необходи­

мо учитывать также и дополнительные эффекты мышечной релак­
сации, помимо снятия нервно-психической напряженности и нор­
мализации состояния внутренних органов (компоненты универ­
сальной реакции релаксации, по Г. Бенсону), а также основанной 
на устранении «мышечных зажимов» эмоциональной разрядки. В 
частности, она приводит к высвобождению эндорфинов. Достига­
емый естественный эйфоризирующий эффект служит дополни­
тельным фактором снятия психической напряженности, а также, 
как отмечалось ранее, профилактики синдрома дефицита удовлет­
воренности (по К. Blum). Как показал А. Руттберг (цит. по Ост-
рандер Ш. и др., 2002), стимуляция тех же самых зон мозга, кото­
рые связаны с выбросом эндорфинов, вызывает усиление актив­

ности механизмов памяти. Тем самым релаксация косвенно 
способствует и повышению обучаемости, активации процесса за­
поминания информации. 

Релаксация, продолжающаяся достаточно длительное время 

(20 минут и более), запускает также стандартную внутреннюю про­
цедуру психофизиологической саморегуляции (Rossi E., Nim-
mons D., 1991), связанную с правополушарной адаптивной поиско-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 185 


background image

вой активностью (Ротенберг B.C., 1982). Она основана на феноме­
не захватывания биологических циклов или сдвиге так называемо­
го фундаментального цикла «сон - бодрствование» (BRAC, Basic 
Rest-Activity Cycle), описанного Н. Клейтманом и представляю­
щего собой чередование фаз левополушарного  ( 6 0 - 7 0 минут) и 
правополушарного (15-20 минут) доминирования, в фазу право-
полушарной «биологической разрядки». Эта фаза, как уже обсуж­

далось ранее, как бы инициирует сознательно-подсознательную ком­

муникацию, открывает ее через канал телесного осознавания (Rossi 
Е., Lippincott В., 1992), что дает возможность для осуществления 
психологической саморегуляции, в том числе спонтанной. 

В частности, это связано с тем, что на фоне мышечного рас­

слабления становятся явственнее заметны интуитивные «сигналы 
тела» - продуцируемые подсознанием непроизвольные телесные 
ощущения, имеющие символическое значение. Тем самым релак­
сация, используемая как технология самоактуализации, становит­
ся способом сознательно-подсознательной коммуникации, повыше­
ния степени осознанности интуитивных механизмов психики 
(«организмического оценивающего процесса», по К. Роджерсу), 
построения «мостов» для сознательного доступа к скрытым под­
сознательным ресурсам и их использования для достижения конк­
ретных жизненных целей (акмеологическии аспект личностного 
роста). 

В целом подход к релаксации в телесно-ориентированной пси­

хокоррекции отличается от других психотерапевтических методов. 
Если, к примеру, в поведенческой терапии релаксация использует­
ся как подготовка к репетиции (в воображении или в реальности) 
определенного поведения, то в телесно-ориентированной коррек­
ции релаксация рассматривается как самостоятельный и важней­
ший навык - универсальный, неспецифический способ устранения 
эмоциональных расстройств, при овладении которым человек ока­
зывается способен решить многие свои проблемы. Тем самым он обу­
чается гасить самые ранние - эмоциональные последствия «подрыв­
ной работы» дисфункциональных паттернов, «отрезать» неадап­
тивные эмоциональные проявления. Как справедливо отмечает 

Р. Коуплан (2000), «люди, умеющие расслабляться, обладают не 

только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены 
к борьбе со стрессами». А уже после того как человек осуществляет 
релаксацию - это важнейшее, экстренное мероприятие психологи-

186 

Глава 5