Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16413
Скачиваний: 267
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЛАКСАЦИИ
'
Для правильного понимания основ телесной психокоррекции
необходимо рассмотреть психофизиологические представления о
механизмах мышечной релаксации и ее влиянии на функциональ
ное состояние человека. Как известно, мышечный тонус - не пас
сивное состояние, а активный процесс, представляемый как готов
ность к движению (Бернштейн Н.А., 1990) и физиологически пред
ставляющий собой рефлекс на растяжение мышцы (Черняев С.Г.,
1988), который даже в условиях покоя постоянно активируется за
счет действия силы тяжести. Система регуляции тонуса мышц яв
ляется многоуровневой, но условно можно выделить в ней два ос
новных уровня - периферический и центральный.
На нижнем, периферическом уровне, охватывающем перифе
рическую нервную систему и спинной мозг, процесс регуляции
мышечного тонуса обеспечивается постоянной активностью особой
системы специализированных нервных клеток (гамма-нейронов).
Они управляют состоянием мышечных и сухожильных рецепторов,
посылающих в мозг непрерывный поток сигналов о состоянии мы
шечного аппарата. И чувство тяжести, сопровождающее снижение
тонуса мышц, физиологически связано с изменением состояния этих
рецепторов.
Что же касается «высшего», центрального уровня, то он вклю
чает такие структуры, как мозжечок, ретикулярная формация, под
корковые ядра и особая область коры - так называемая премотор-
ная зона. При расслаблении происходит уменьшение как специфи
ческой сенсорной импульсации, идущей от мышц в кору полушарий
головного мозга, так и неспецифической - от мышц к активирую
щей системе мозга (ретикулярной формации), поддерживающей
кору мозга в бодрствующем состоянии. Тем самым снижение мы
шечного тонуса уменьшает приток информации от мышц к мозгу.
Подобная частичная сенсорная депривация снижает уровень бодр
ствования наряду с повышением готовности различных областей
мозга к синхронизации (Козлов В.В., Бубеев Ю.А., 1997). Это, в свою
очередь, создает предпосылки для развития измененного состояния
сознания - кинестетического транса.
Подобное ИСС подчиняется закономерностям, свойственным
всем измененным состояниям сознания. А именно: оно сопровож
дается активацией правого полушария, связанной с возрастной рег-
182
Глава 5
рессией, или временным переходом мозга в состояние «правополу-
шарности», свойственное детскому возрасту (чем глубже релакса
ция, тем глубже регрессия). С точки зрения психофизиологии по
добное состояние описывается как реювенилизация (Ю.И. Алексан
дров) или «возврат в детство», сопровождающийся облегчением
перестройки нервных связей, улучшением обучения. Во многом это
связано с растормаживанием, «раскрепощением» правого полуша
рия, от которого зависит эффективность усвоения информации.
Подобное повышение пластичности нервной системы может быть
использовано как в целях педагогических (упомянем суггестопедию
по Г. Лозанову), так и лечебных, например, для восстановления дви
гательных навыков у больных, перенесших нарушения мозгового
кровообращения.
Как проявление физиологической возрастной регрессии (или
временного возврата нервной системы в «детское» состояние в
трансовом состоянии сознания) рассматривается и один из основ
ных компонентов релаксации - снижение мышечного тонуса. Ведь
мышечная гипотония, в первую очередь мышц-разгибателей туло
вища и конечностей, является естественным состоянием новорож
денного ребенка. Очевидно, что при этом на начальных стадиях ре
лаксации снижается прежде всего уровень активности так называе
мых первичных двигательных и соматосенсорных областей коры
(прецентральная и постцентральная извилины). При поверхност
ном трансе может также изменяться восприятие схемы тела, что сви
детельствует об изменении функционального состояния теменной
области коры. В отношении схемы тела необходимо отметить, что
ее целенаправленное изменение - создание ощущения изменения
пропорций тела, «удлинения» конечностей и др. - используется как
самостоятельный прием релаксации в ряде техник (метод Алексан-
дера). Состояние глубокого гипнотического транса, сопровождаю
щееся специфическими изменениями мышечного тонуса, связыва
ется на уровне коры мозга с дальнейшим распространением про
цесса торможения, охватывающим премоторную область. Снижение
ее активности приводит также к изменению состояния глубоких
подкорковых структур (стриопаллидарная система), лежащему в
основе известного феномена каталепсии.
На фоне описанного снижения уровня бодрствования, общего
охранительного (И.П. Павлов) торможения коры мозга ее «созна
тельные» отделы, то есть лобные доли, «засыпают» быстрее (осо
183
бенно это касается фронтальной коры доминантного, левого по
лушария мозга, которая изначально находится в более активном,
а нередко и «перевозбужденном» состоянии). Соответственно «под
сознательные» отделы мозга, освободившись от их подавляющего
влияния, растормаживаются. Отсюда на фоне возникающего изме
ненного состояния сознания, легкого снижения критики или внут
ренней цензуры активируются интуитивно-творческие механизмы
психики. Вспомним, что многие невротические расстройства и пси
хическая напряженность, в основе которых лежит чрезмерная
интеллектуализация, физиологически связаны с избыточной акти
вацией лобных областей мозга. Существует даже специальный тер
мин для обозначения подобного механизма генерации психологи
ческих проблем - «гиперфронтальность» (Шульц Л., 2002). С по
мощью же релаксации достигается нормализация соотношения
активности передних - лобных и задних - сенсорных областей по
лушарий мозга, своего рода «дефронтализация».
В современных техниках мышечной релаксации на смену
предварительному мышечному усилию по Джейкобсону пришло
мысленное
представление движений - идеомоторика (Алексе
ев А.В., 1983). В психофизиологии принято считать, что при мыс
ленном представлении движений (метод «ментальной трениров
ки») используется так называемое моторное внимание (Данило
ва Н.Н., 1998); при этом мозг активируется не меньше, чем при
их реальном выполнении (Roland P.E., Friberg L., 1985). Для бо
лее полного мышечного расслабления используются также ды
хательные и глазодвигательные синкинезии (см., например, ме
тод Фельденкрайза).
Что же касается мысленно произносимых «формул самовну
шения», то есть коротких фраз, содержание которых повторяет осоз-
навание происходящих физиологических изменений, то с точки зре
ния современных представлений о функциональной асимметрии
полушарий их эффект может рассматриваться как двоякий. Поми
мо суггестивного воздействия, адресованного субдоминантному
полушарию, их проговаривание еще и является способом подавле
ния внутренней речи и тем самым - способом управления внима
нием и состоянием сознания, «усыпляющим» доминантное, рече
вое полушарие. Аналогичный способ известен в разнообразных ме
дитативных техниках (медитация на «здесь и сейчас»). Его
использование применительно к техникам психологической само-
184
Глава 5
регуляции описано Bezolla (цит. по В. Jenks, 1974). Кроме того, фор
мулы самовнушения для нормализации работы внутренних орга
нов по Шульцу заменяются образным представлением целенаправ
ленных изменений их деятельности - так называемая идеовегета-
тика (Алексеев А.В., 1980).
Для вызывания же необходимых для расслабления ощуще
ний тяжести и тепла большее внимание уделяется не словесному
самовнушению, а невербальному, непосредственному воспроиз
ведению их по памяти, с учетом современных представлений об
информационном синтезе (Иваницкий A.M., 1997) или объеди
нении двух видов информации - текущей и извлекаемой из па
мяти - как основном механизме возникновения ощущений (Алек
сандров Ю.И., 1997). Ощущение становится осознаваемым, ког
да сенсорная информация сравнивается с тем опытом, который
хранится в памяти. В методах саморегуляции этот механизм ис
пользуется в обратной последовательности: вначале из памяти
извлекается необходимое ощущение, помогающее изменить функ
циональное состояние и добиться желаемых физиологических сдви
гов в нужном участке тела.
В практике психокоррекции и личностного роста необходи
мо учитывать также и дополнительные эффекты мышечной релак
сации, помимо снятия нервно-психической напряженности и нор
мализации состояния внутренних органов (компоненты универ
сальной реакции релаксации, по Г. Бенсону), а также основанной
на устранении «мышечных зажимов» эмоциональной разрядки. В
частности, она приводит к высвобождению эндорфинов. Достига
емый естественный эйфоризирующий эффект служит дополни
тельным фактором снятия психической напряженности, а также,
как отмечалось ранее, профилактики синдрома дефицита удовлет
воренности (по К. Blum). Как показал А. Руттберг (цит. по Ост-
рандер Ш. и др., 2002), стимуляция тех же самых зон мозга, кото
рые связаны с выбросом эндорфинов, вызывает усиление актив
ности механизмов памяти. Тем самым релаксация косвенно
способствует и повышению обучаемости, активации процесса за
поминания информации.
Релаксация, продолжающаяся достаточно длительное время
(20 минут и более), запускает также стандартную внутреннюю про
цедуру психофизиологической саморегуляции (Rossi E., Nim-
mons D., 1991), связанную с правополушарной адаптивной поиско-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 185
вой активностью (Ротенберг B.C., 1982). Она основана на феноме
не захватывания биологических циклов или сдвиге так называемо
го фундаментального цикла «сон - бодрствование» (BRAC, Basic
Rest-Activity Cycle), описанного Н. Клейтманом и представляю
щего собой чередование фаз левополушарного ( 6 0 - 7 0 минут) и
правополушарного (15-20 минут) доминирования, в фазу право-
полушарной «биологической разрядки». Эта фаза, как уже обсуж
далось ранее, как бы инициирует сознательно-подсознательную ком
муникацию, открывает ее через канал телесного осознавания (Rossi
Е., Lippincott В., 1992), что дает возможность для осуществления
психологической саморегуляции, в том числе спонтанной.
В частности, это связано с тем, что на фоне мышечного рас
слабления становятся явственнее заметны интуитивные «сигналы
тела» - продуцируемые подсознанием непроизвольные телесные
ощущения, имеющие символическое значение. Тем самым релак
сация, используемая как технология самоактуализации, становит
ся способом сознательно-подсознательной коммуникации, повыше
ния степени осознанности интуитивных механизмов психики
(«организмического оценивающего процесса», по К. Роджерсу),
построения «мостов» для сознательного доступа к скрытым под
сознательным ресурсам и их использования для достижения конк
ретных жизненных целей (акмеологическии аспект личностного
роста).
В целом подход к релаксации в телесно-ориентированной пси
хокоррекции отличается от других психотерапевтических методов.
Если, к примеру, в поведенческой терапии релаксация использует
ся как подготовка к репетиции (в воображении или в реальности)
определенного поведения, то в телесно-ориентированной коррек
ции релаксация рассматривается как самостоятельный и важней
ший навык - универсальный, неспецифический способ устранения
эмоциональных расстройств, при овладении которым человек ока
зывается способен решить многие свои проблемы. Тем самым он обу
чается гасить самые ранние - эмоциональные последствия «подрыв
ной работы» дисфункциональных паттернов, «отрезать» неадап
тивные эмоциональные проявления. Как справедливо отмечает
Р. Коуплан (2000), «люди, умеющие расслабляться, обладают не
только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены
к борьбе со стрессами». А уже после того как человек осуществляет
релаксацию - это важнейшее, экстренное мероприятие психологи-
186
Глава 5