Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16414
Скачиваний: 267
ческой саморегуляции, - выбор дальнейших действий в телесной
психокоррекции не привязывается к какой-либо заранее заданной
жесткой схеме (как в поведенческой или рационально-эмотивной и
других видах психотерапии), а предоставляется на его собственное
усмотрение.
5.
Анализ характера и вегетотерапия по В. Райху
Вильгельм Райх начинал свою работу в 1920-е годы как психо
аналитик непосредственно под руководством 3. Фрейда. Первым
принципиальным новшеством, введенным Райхом в практику пси
хоанализа, был переход от анализа отдельных симптомов к анализу
характера пациента. Это явилось шагом на пути приближения пси
хоанализа к стандартам клинического подхода к пациенту с его из
вечным стремлением классифицировать отдельные случаи на основе
выделения их типичных, усредненных черт, выявления в этих част
ных случаях общих закономерностей.
Как известно, еще один принцип клинического подхода - «ле
чить не болезнь, а больного», рассматривая его организм как целост
ную систему. И если до Райха в психоанализе было принято счи
тать, что цель терапии - искоренить отдельный невротический сим
птом, рассматриваемый как «инородное тело в здоровом организме»,
то Райх в полном соответствии с клиническим подходом показал,
что нужно лечить личность в целом, стремиться исправить тот пси
хологический стереотип, который он назвал структурой характера.
В клиническом плане Райх выделял такие типы структуры харак
тера, как оральный; мазохистский; ригидный (анальный, навязчи-
во-компульсивный, хаотически-деятельный) и истерический (фал-
лически-нарциссический).
Собственно, понятие структуры характера было предложено
еще Фрейдом, который подразумевал под этим иррациональность,
определяющую поведение человека, то есть своего рода набор «бо
левых точек» личности. Связанные с ними психологические защи
ты «отключают» логический анализ, заставляя человека действо
вать неразумно и неосознанно. Райх же рассматривал структуру ха
рактера шире, опираясь на модель «трехслойной» структуры
личности:
Телесноя психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 187
◊ на поверхности - искусственная маска самообладания;
◊ второй слой, более глубокий - фрейдовское «подсознательное»,
в котором сдерживаются вытесняемые влечения;
◊ в глубине же - третий слой, или естественное, биологическое
ядро человеческого характера, несущее в себе позитивный по
тенциал и содержащее ресурсы, необходимые и достаточные
для решения психологических проблем пациента.
С этой точки зрения, целью райховской терапии представля
ется преодоление барьеров поверхностных слоев личности для дос
тижения человеком большего контакта со своей глубинной сущно
стью.
В своем подходе Райх исходил из теории психофизической
идентичности, обоснованно считая, что психологические особенно
сти пациента связаны с его телесными чертами; соответственно пси
хологические проблемы находят свое отражение на телесном уров
не. Им также был предложен принцип психосоматического един
ства и противоположности, представляющий собой оригинальное
решение проблемы дуальности «психе» и «сомы». Райх считал, что
общность психики и соматики на глубинном уровне организма (яв
ляющаяся для личности источником ресурсов) в то же время на
поверхностном уровне перерастает в их противостояние, приводя
щее к трансформации психологического конфликта в соматические
расстройства (см. рис. 2).
Схема психосоматических взаимоотношений по В. Райху
Поверхностные слои - психосоматическое
противостояние
Глубинные слои - единство соматики и психики
Рис. 2.
188
Глава
5
Вторым открытием Райха стало обнаружение телесных экви-
валентов фрейдовского «вытеснения» отвергаемых цензурой созна
ния «недозволенных» душевных порывов. Им был описан феномен
«заключения характера в панцирь» или механизации душевной жиз
ни, возникающий как средство подавления и сдерживания эмоций
под воздействием общественных стереотипов и авторитарной семей
ной атмосферы. (В качестве наглядного примера такого «душевно
го окостенения», выраженного в крайней степени, можно привести
известный литературный персонаж - героя рассказа А.П. Чехова
«Человек в футляре».) В условиях подобного запрета на внешнее
проявление эмоций (особенно связанных с агрессией или сексуаль
ностью) от самого человека зависит, будет ли он сдерживать выра
жение своих эмоций - в первую очередь их двигательных (мими
ческих, голосовых) проявлений - за счет мышечного напряжения.
Последнее действительно создает «аффективный барьер», препят
ствующий внешнему проявлению эмоций, но не способный устра
нить связанные с ними внутренние переживания.
МЫШЕЧНЫЙ ПАНЦИРЬ И ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ
Затем пришло понимание того, что агрессивные устремления
человека зачастую являются естественным проявлением инстинк
тивных механизмов, заложенных в нем природой и реализуемых
через мышечную систему: «Агрессия есть проявление жизни мышц».
По мысли Райха, возникающие исподволь агрессивные импульсы
приводят к повышению мышечной готовности, непроизвольному
напряжению отдельных групп мышц. Следствием сдерживания этих
агрессивных намерений (фрейдовское вытеснение) является нере
ализованное, непроявленное внешне движение. А следовательно, и
неизрасходованная, невостребованная подготовка к этому движе
нию - оставшееся без разрядки напряжение мышц, то есть хрони
ческое повышение локального мышечного тонуса. Образующийся
в результате набор участков мышечного гипертонуса представляет
собой, по образному выражению А.Н. Подпорина (2002), как бы
«смирительную рубашку от агрессии».
Тем самым на функциональном, физиологическом уровне рай-
ховский «характерный панцирь» идентичен «мышечному панцирю»
(проявление принципа психофизической идентичности, о котором
мы упоминали ранее).
189
И следующий, поистине революционный шаг, который пред
ложил Райх, - непосредственный контакт терапевта с телом паци
ента, проработка «мышечного панциря». Этим он провозгласил от
каз от «пуританской» позиции классического психоанализа (отра
зившей, по-видимому, собственные нерешенные психологические
проблемы Фрейда), согласно которой для предотвращения эроти
чески окрашенного переноса исключались какие бы то ни было те
лесные контакты, любое прикосновение к пациенту, а терапевт во
время сеанса должен был находиться на «пристойном» расстоянии
от кушетки с возлежащим на ней пациентом. Более того, располо
жение психоаналитика вне поля зрения пациента исключало даже
контакт глазами.
Каким образом Райх отважился на этот дерзкий шаг, вы
звавший поначалу непонимание многих коллег, резкое осужде
ние со стороны самого патриарха 3. Фрейда и в конечном счете
исключение «вольнодумца» из рядов психоаналитического сооб
щества? К этому его привели потребности практики и желание
расширить диапазон эффективного применения психоанализа
для «сопротивляющихся» пациентов. Дело в том, что около 7 лет
подряд Райх, согласно современной терминологии, занимался
групповой супервизией - вел специальный научно-практический
семинар для психоаналитиков, посвященный обсуждению не
удачных случаев анализа, которые было принято объяснять «со
противлением» пациентов (своего рода «бичом» психоаналити
ческой практики). Практический опыт привел его к пониманию
того, что для разрешения этой проблемы техника анализа нуж
дается в усовершенствовании: воздействие аналитика на паци
ента должно быть более интенсивным и одного только словесно
го контакта (вербализации воспоминаний пациентом и их интер
претации аналитиком) для этого недостаточно. Именно поэтому
Райх, вопреки принятым в ортодоксальном психоанализе запре
там, отважился на телесный контакт с пациентом, чтобы преодо
леть его сопротивление.
Необходимо уточнить, что в истории науки Райх не первым
заговорил о мышечно-тоническом компоненте негативных эмоций.
На связь отрицательных эмоциональных переживаний с автомати
чески усвоенным, непроизвольным стереотипом мышечного напря
жения обращал внимание еще Ч. Дарвин. В работе «Выражение эмо
ций у человека и животных» он писал: «Во всех случаях скорби [...]
190
Глава 5
наш мозг, на основании давно приобретенной привычки, склонен
давать команду определенным мышцам сократиться. Мы как будто
еще пребываем в младенческом возрасте, когда дитя тотчас начина
ет хныкать». В то же время, как справедливо отметил выдающийся
эволюционист, у человека есть и рецепт противодействия негатив
ному мышечно-эмоциогенному стереотипу, которым он в состоя
нии воспользоваться, - «противодействовать этому приказу» воле
вым усилием (прибегая к нашей сегодняшней терминологии, нейт
рализовать на сознательном уровне). В психокоррекции же важность
учета нервно-мышечных взаимосвязей для анализа психики паци
ента в 20-е годы прошлого века подчеркивалась основоположником
«активного» или эмпатического направления психоанализа Ш. Фе-
ренци.
Еще одним постулатом системы Райха стало введенное им
понятие «биопсихической» или вегетативной энергии, нормаль
ное распределение которой в организме является основой душев
ного и физического здоровья, а нарушения свободного протека
ния составляют основной механизм развития неврозов и других
болезненных состояний. При этом источник энергии невроза со
здается в процессе обыденной душевной жизни дисбалансом меж
ду накоплением и расходованием насыщающей ее вегетативной
энергии (в терминах современной физиологии - вегетативного
обеспечения эмоций). Следовательно, по мысли Райха, невроти
ческое состояние отличается от психологического здоровья имен
но наличием застойного эмоционального возбуждения и его те
лесного эквивалента - застойных очагов вегетативной энергии
(иными словами, неотреагированных эмоций): «невроз [...] явля
ется не только выражением нарушения психического равновесия,
но в гораздо более обоснованном и глубоком смысле еще и выра
жением хронического нарушения вегетативного равновесия и ес
тественной подвижности».
Возникающие в мышцах участки гипертонуса являются пре
пятствием на пути нормального протекания в теле «вегетативной
энергии». Механизм блокирования ее протекания Райх пояснял на
следующей наглядной модели: «Змея или червь демонстрируют вол
нообразное ритмическое движение, подчиняющее себе весь орга
низм. Представим себе теперь, что некоторые сегменты тела пара
лизованы или каким-либо образом зафиксированы, так что они не
могут двигаться в ритме всего тела. Тогда и остальная часть тела не
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 191