Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16419
Скачиваний: 267
ции в психотерапии лежит регрессионное состояние пациента, свя
занное для него с неудовлетворенными детскими потребностями
во внимании и заботе матери. Очевидно, на телесном уровне при
этом действуют и механизмы переноса (естественно, терапевт ас
социируется с родителями).
В современной психотерапии произошло существенное расши
рение понятия вегетативного резонанса. В настоящее время он по
нимается как составная часть более общего психофизиологическо
го резонанса, проявляющегося как на уровне поведения, так и на
уровне сознания, где он оказывается особенно тесно связан с возра
стной регрессией. В связи с исключительной важностью этого фе
номена для понимания механизмов телесной психокоррекции в це
лом рассмотрим детально не только собственно резонанс как син
хронизацию психического состояния терапевта и пациента, но и его
связь с эмпатией и переносом, возрастной регрессией и измененны
ми состояниями сознания.
а) Вегетативный резонанс как синхронизация
психического состояния терапевта и пациента
В настоящее время принято говорить преимущественно о ре
зонансе соматическом (Боаделла Д., 2002) или эмпатическом
(Keleman S., 1981). В современных методах телесной психокоррек
ции активно используется как бондинг, обычно связанный с разны
ми формами телесного контакта (Д. Кэзрил), так и соматический
резонанс, в том числе активное воспроизведение терапевтом теле
сных ощущений, испытываемых пациентом (М. Розен). Помимо
мимического компонента телесного (вегетативного) резонанса, та
кие его компоненты, как двигательный (зеркальное повторение же
стов, позы - мимезис) и ритмический (задание определенного рит
ма движений, дыхания, речи и т.д. и следование ему), используются
в других методах психотерапии, кроме телесной, в частности, в НЛП
(Боаделла Д., 2002).
Применяемые в НЛП техники «отзеркаливания» способству
ют синхронизации и физиологического состояния, и в определен
ной мере - состояния сознания психотерапевта и пациента. После
днее же помогает достичь необходимой для психокоррекции син
хронизации поведения (Эйхер Д., 2000). Как считает Т. Купер,
«процесс постоянного резонанса с другими людьми является орга-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 197
низующим фактором, влияющим на качество и природу наших со
циальных контактов, хотя для многих людей он остается неосознан
ным» (цит. по Боаделла Д., 2002). В основе подобной синхрониза
ции лежат ритмические паттерны коммуникации (РПК), ассоции
рующиеся с ранним детским опытом, с общением ребенка с матерью
(начиная с внутриутробного периода развития). Примером психо
терапевтического РПК может служить дыхательная и «позная»
модуляция речи, служащая синхронизации не только дыхания те
рапевта и пациента, но и их функционального состояния в целом.
Следствием подобной синхронизации является и синхрониза
ция предъявления терапевтом как невербальной, так и вербальной
информации с ритмическим изменением физиологического состо
яния пациента. Это важный механизм, лежащий в основе суггестии
и имеющий очевидный психобиологический смысл. Когда инфор
мация из внешней среды подается синхронно с внутренними био
логическими процессами (биоритмами) организма, она автомати
чески оценивается правым полушарием мозга (его вероятностны
ми фильтрами) как жизненно значимая. Тем самым внешнее
информационное воздействие воспринимается как нечто «свое», как
часть собственного «Я» и благодаря этому более полно усваивается
на подсознательном уровне.
6) Вегетативный резонанс и эмпатия
Сам по себе феномен вегетативного резонанса является со
ставной частью эмпатии, ее телесно-физиологической частью. Эм-
патию мы понимаем как двусторонний феномен психотерапевти
ческой коммуникации, при котором происходит своего рода обмен
эмоциями между терапевтом и пациентом, взаимное эмоциональ
ное индуцирование. Образно говоря, эмоции передаются как бы
по закону сообщающихся сосудов: вначале - от пациента терапев
ту (этап присоединения), затем - наоборот, от терапевта пациенту
(этап ведения).
Тем самым эмпатия представляется как неотъемлемая часть
любой психологической помощи, психотерапевтического контакта.
Наиболее важными для психотерапии составляющими эмпатии яв
ляются эмоциональная и интуитивная. Сошлемся на представле
ния К. Роджерса, согласно которым для психолога ощутить эмпа-
тию в процессе общения с пациентом означает стать другим челове-
198
Глава 5
ком. Означает не только мысленно поставить себя на место этого
пациента, а как бы непосредственно стать им (точнее, стать этому
«другому» как бы родителем, настолько же близким, как мать для
грудного ребенка) и в буквальном смысле «ощущать радость или
боль другого, как он их ощущает». Достигается это, во-первых, за
счет «присутствия», то есть максимальной сосредоточенности на
происходящем. Сосредоточенности на мимолетном и сиюминутном,
на «здесь-и-теперь», по Ф. Перлзу, представляющем собой неуло
вимый «миг между прошлым и будущим». При этом внешнее и внут
реннее как бы меняются местами, и терапевт обретает способность
оказаться «полностью там», в общении с пациентом, погружаясь в
его внутренний мир, и «полностью забыть о себе» (Перлз Ф., 1992).
Во-вторых, за счет «открытости» или расширения восприятия (вы
ключения сознательных фильтров, усыпления или снятия внутрен
ней цензуры). Обе эти физиологические предпосылки эмпатии, ко
торые можно описать иначе - с точки зрения патопсихологии, как
некоторое снижение критики и изменение восприятия времени, -
характеризуют подобное рабочее состояние психотерапевта как по
верхностное измененное состояние сознания. (По-видимому, отча
сти психокоррекционый эффект объясняется тем, что пациент бес
сознательно усваивает подобное состояние путем подражания или
обучения по модели.)
Вегетативный резонанс в индивидуальной психотерапии яв
ляется частным случаем синхронизации психических состояний,
играющей важнейшую роль в процессах группового взаимодей
ствия людей (Березина Т.Н., 1998), особенно в групповой психоте
рапии. В основе упомянутой синхронизации поведения (Эйхер Д.,
2000) лежит синхронизация психофизиологического состояния
людей в процессе общения, то есть их психофизиологический ре
зонанс, с помощью которого реализуется юнговский принцип син
хронизма. Физиологической основой подобных состояний являет
ся, в частности, синхронизация биоэлектрической активности моз
га людей, находящихся в измененном состоянии сознания,
описанная О.И. Коекиной (1997) как «виртуальный мозг». Тем са
мым можно сказать, что вегетативный резонанс и эмпатия на уров
не эмоциональном, так же, как и идентификация и научение путем
подражания на уровнях когнитивном и поведенческом являются
отражением базовых психобиологических механизмов социализа
ции (стадного инстинкта).
199
Как известно, в сугестивных методах психотерапии эмпатия
рассматривается как межличностный транс (Гиллиген С, 1997),
Точнее, своего рода «бессловесное общение». С эволюционно-пси-
хологической точки зрения, это наиболее древняя форма общения
людей - инстинктивно-природная, первичная. На заре человечества
наши далекие предки были неизбежно немногословны - не столько
в силу косноязычия, сколько из-за ограниченности словарного за
паса во времена неолита. Поэтому, как можно предположить, они
обращались к магии словесного общения лишь изредка, для того
чтобы поведать сородичам что-либо действительно важное - напри
мер, оповестить все племя (об опасности или о добыче) либо обра
титься к кому-то из них персонально (отсюда «магия» имени, экс
плуатирующаяся и поныне специалистами по общению в стиле
Д. Карнеги). В остальных случаях словесное общение скорее всего
заменялось эмпатией. Поэтому длительное молчание и эмпатичес-
кое бессловесное общение (точнее, общение, протекающее
помимо
слов, на основе вегетативного резонанса) помогают человеку вер
нуться к своей «истинной природе».
в) Вегетативный резонанс и измененное состояние сознания
Аналогичные представления, связывающие эмпатию (теле
сный резонанс) с ИСС, присутствуют и в других психотерапевти
ческих методах. В терминологии НЛП эмпатия рассматривается как
активная произвольная или непроизвольная подстройка к собесед
нику в процессе общения, начинающаяся с подражания или «при
соединения» телесного - «отзеркаливания» и заканчивающаяся ког
нитивным. Когнитивное присоединение, которое также происходит
на основе принципа уподобления, требует «перцептивного сдвига»
(Алдер Г., 2002) и перехода в состояние непосредственного воспри
ятия, концентрации внимания на текущем моменте - состояния up
time (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993), также представляющего собой
ИСС. В трансперсональной психотерапии расширение восприятия,
упомянутое как составная часть эмпатии, является основой расши
рения сознания, то есть его измененного состояния.
Тем самым мы приходим к выводу о том, что «вегетативный
резонанс», описанный Райхом как важнейший элемент процесса
телесной психокоррекции, представляет собой измененное состоя
ние сознания - своего рода «парное» ИСС, в котором пациент и пси-
200
Глава 5
хотерапевт пребывают совместно (отсюда и их «резонанс», по смыс
лу близкий к юнговскому синхронизму). Это ИСС, во-первых, по
верхностное, так как в нем сохраняется двусторонний речевой кон
такт; во-вторых, во время пребывания в нем восприятие связано
преимущественно с кинестетическими ощущениями. Подобным
критериям соответствует такое хорошо известное ИСС, как кинес
тетический транс.
г) Вегетативный резонанс и возрастная регрессия
Описанная связь вегетативного резонанса с ИСС автоматичес
ки предполагает, что его физиологической основой является возра
стная регрессия. Последнее, однако, необходимо пояснить подроб
нее, проследив соотношение вегетативного резонанса с механизма
ми возрастного развития психики.
С точки зрения когнитивной психологии, процесс формирова
ния сознания у ребенка раннего возраста представляется именно
как «со-знание», как «совместное знание» (П.В. Симонов). Эта «со
вместность» сознания понимается в первую очередь как синхрони
зация психических процессов в диаде «мать - дитя», возникающая
с первых месяцев жизни ребенка во время его общения с матерью.
Синхронизация, связанная поначалу с общей направленностью вни
мания, с теми объектами, на которые мать обращает внимание ре
бенка и информацию о которых пытается ему передать - как в не
вербальной форме, так и с помощью слов, которые ребенок тем са
мым постепенно усваивает. Невербальная передача информации
происходит с помощью эмпатии, вегетативного резонанса, связан
ного для самой матери с возрастной регрессией и возвратом к пер
вичному - эмоционально-интуитивному, или правополушарному -
способу мышления (принцип уподобления детскому мышлению).
Со временем - по мере того как ребенок начинает понимать
речь и вместе с ней перенимает от матери словесно-оформленное
мышление - подобным образом возникает собственно человечес
кое общение. Общение, представляющее собой в прямом смысле то
общее, что объединяет людей, - передачу личного опыта и знаний с
помощью слов, основу социального наследования. Изначальную же
основу этой человеческой общности составляет физиологический
Фундамент объединения людей - вегетативный резонанс и физио
логическая регрессия.
201