Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16419

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ции в психотерапии лежит регрессионное состояние пациента, свя­
занное для него с неудовлетворенными детскими потребностями 
во внимании и заботе матери. Очевидно, на телесном уровне при 
этом действуют и механизмы переноса (естественно, терапевт ас­
социируется с родителями). 

В современной психотерапии произошло существенное расши­

рение понятия вегетативного резонанса. В настоящее время он по­
нимается как составная часть более общего психофизиологическо­
го резонанса, проявляющегося как на уровне поведения, так и на 
уровне сознания, где он оказывается особенно тесно связан с возра­
стной регрессией. В связи с исключительной важностью этого фе­
номена для понимания механизмов телесной психокоррекции в це­
лом рассмотрим детально не только собственно резонанс как син­
хронизацию психического состояния терапевта и пациента, но и его 
связь с эмпатией и переносом, возрастной регрессией и измененны­
ми состояниями сознания. 

а) Вегетативный резонанс как синхронизация 

психического состояния терапевта и пациента 

В настоящее время принято говорить преимущественно о ре­

зонансе соматическом (Боаделла Д., 2002) или эмпатическом 
(Keleman S., 1981). В современных методах телесной психокоррек­
ции активно используется как бондинг, обычно связанный с разны­
ми формами телесного контакта (Д. Кэзрил), так и соматический 
резонанс, в том числе активное воспроизведение терапевтом теле­
сных ощущений, испытываемых пациентом (М. Розен). Помимо 
мимического компонента телесного (вегетативного) резонанса, та­
кие его компоненты, как двигательный (зеркальное повторение же­
стов, позы - мимезис) и ритмический (задание определенного рит­
ма движений, дыхания, речи и т.д. и следование ему), используются 
в других методах психотерапии, кроме телесной, в частности, в НЛП 

(Боаделла Д., 2002). 

Применяемые в НЛП техники «отзеркаливания» способству­

ют синхронизации и физиологического состояния, и в определен­
ной мере - состояния сознания психотерапевта и пациента. После­
днее же помогает достичь необходимой для психокоррекции син­
хронизации поведения (Эйхер Д., 2000). Как считает Т. Купер, 

«процесс постоянного резонанса с другими людьми является орга-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 197 


background image

низующим фактором, влияющим на качество и природу наших со­
циальных контактов, хотя для многих людей он остается неосознан­
ным» (цит. по Боаделла Д., 2002). В основе подобной синхрониза­
ции лежат ритмические паттерны коммуникации (РПК), ассоции­
рующиеся с ранним детским опытом, с общением ребенка с матерью 
(начиная с внутриутробного периода развития). Примером психо­
терапевтического РПК может служить дыхательная и «позная» 
модуляция речи, служащая синхронизации не только дыхания те­

рапевта и пациента, но и их функционального состояния в целом. 

Следствием подобной синхронизации является и синхрониза­

ция предъявления терапевтом как невербальной, так и вербальной 
информации с ритмическим изменением физиологического состо­

яния пациента. Это важный механизм, лежащий в основе суггестии 
и имеющий очевидный психобиологический смысл. Когда инфор­
мация из внешней среды подается синхронно с внутренними био­
логическими процессами (биоритмами) организма, она автомати­
чески оценивается правым полушарием мозга (его вероятностны­
ми фильтрами) как жизненно значимая. Тем самым внешнее 
информационное воздействие воспринимается как нечто «свое», как 
часть собственного «Я» и благодаря этому более полно усваивается 
на подсознательном уровне. 

6) Вегетативный резонанс и эмпатия 

Сам по себе феномен вегетативного резонанса является со­

ставной частью эмпатии, ее телесно-физиологической частью. Эм-
патию мы понимаем как двусторонний феномен психотерапевти­
ческой коммуникации, при котором происходит своего рода обмен 
эмоциями между терапевтом и пациентом, взаимное эмоциональ­
ное индуцирование. Образно говоря, эмоции передаются как бы 
по закону сообщающихся сосудов: вначале - от пациента терапев­
ту (этап присоединения), затем - наоборот, от терапевта пациенту 
(этап ведения). 

Тем самым эмпатия представляется как неотъемлемая часть 

любой психологической помощи, психотерапевтического контакта. 

Наиболее важными для психотерапии составляющими эмпатии яв­

ляются эмоциональная и интуитивная. Сошлемся на представле­
ния К. Роджерса, согласно которым для психолога ощутить эмпа-
тию в процессе общения с пациентом означает стать другим челове-

198 

Глава 5 


background image

ком. Означает не только мысленно поставить себя на место этого 
пациента, а как бы непосредственно стать им (точнее, стать этому 
«другому» как бы родителем, настолько же близким, как мать для 
грудного ребенка) и в буквальном смысле «ощущать радость или 
боль другого, как он их ощущает». Достигается это, во-первых, за 
счет «присутствия», то есть максимальной сосредоточенности на 
происходящем. Сосредоточенности на мимолетном и сиюминутном, 
на «здесь-и-теперь», по Ф. Перлзу, представляющем собой неуло­
вимый «миг между прошлым и будущим». При этом внешнее и внут­
реннее как бы меняются местами, и терапевт обретает способность 
оказаться «полностью там», в общении с пациентом, погружаясь в 

его внутренний мир, и «полностью забыть о себе» (Перлз Ф., 1992). 

Во-вторых, за счет «открытости» или расширения восприятия (вы­
ключения сознательных фильтров, усыпления или снятия внутрен­

ней цензуры). Обе эти физиологические предпосылки эмпатии, ко­
торые можно описать иначе - с точки зрения патопсихологии, как 
некоторое снижение критики и изменение восприятия времени, -
характеризуют подобное рабочее состояние психотерапевта как по­
верхностное измененное состояние сознания. (По-видимому, отча­
сти психокоррекционый эффект объясняется тем, что пациент бес­
сознательно усваивает подобное состояние путем подражания или 
обучения по модели.) 

Вегетативный резонанс в индивидуальной психотерапии яв­

ляется частным случаем синхронизации психических состояний, 
играющей важнейшую роль в процессах группового взаимодей­
ствия людей (Березина Т.Н., 1998), особенно в групповой психоте­
рапии. В основе упомянутой синхронизации поведения (Эйхер Д., 
2000) лежит синхронизация психофизиологического состояния 
людей в процессе общения, то есть их психофизиологический ре­
зонанс, с помощью которого реализуется юнговский принцип син­
хронизма. Физиологической основой подобных состояний являет­
ся, в частности, синхронизация биоэлектрической активности моз­

га людей, находящихся в измененном состоянии сознания, 
описанная О.И. Коекиной (1997) как «виртуальный мозг». Тем са­
мым можно сказать, что вегетативный резонанс и эмпатия на уров­
не эмоциональном, так же, как и идентификация и научение путем 
подражания на уровнях когнитивном и поведенческом являются 
отражением базовых психобиологических механизмов социализа­
ции (стадного инстинкта). 

199 


background image

Как известно, в сугестивных методах психотерапии эмпатия 

рассматривается как межличностный транс (Гиллиген С, 1997), 
Точнее, своего рода «бессловесное общение». С эволюционно-пси-
хологической точки зрения, это наиболее древняя форма общения 

людей - инстинктивно-природная, первичная. На заре человечества 

наши далекие предки были неизбежно немногословны - не столько 
в силу косноязычия, сколько из-за ограниченности словарного за­
паса во времена неолита. Поэтому, как можно предположить, они 
обращались к магии словесного общения лишь изредка, для того 
чтобы поведать сородичам что-либо действительно важное - напри­
мер, оповестить все племя (об опасности или о добыче) либо обра­

титься к кому-то из них персонально (отсюда «магия» имени, экс­
плуатирующаяся и поныне специалистами по общению в стиле 
Д. Карнеги). В остальных случаях словесное общение скорее всего 
заменялось эмпатией. Поэтому длительное молчание и эмпатичес-
кое бессловесное общение (точнее, общение, протекающее

 помимо 

слов, на основе вегетативного резонанса) помогают человеку вер­
нуться к своей «истинной природе». 

в) Вегетативный резонанс и измененное состояние сознания 

Аналогичные представления, связывающие эмпатию (теле­

сный резонанс) с ИСС, присутствуют и в других психотерапевти­
ческих методах. В терминологии НЛП эмпатия рассматривается как 
активная произвольная или непроизвольная подстройка к собесед­
нику в процессе общения, начинающаяся с подражания или «при­
соединения» телесного - «отзеркаливания» и заканчивающаяся ког­
нитивным. Когнитивное присоединение, которое также происходит 
на основе принципа уподобления, требует «перцептивного сдвига» 
(Алдер Г., 2002) и перехода в состояние непосредственного воспри­
ятия, концентрации внимания на текущем моменте - состояния up­
time (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993), также представляющего собой 
ИСС. В трансперсональной психотерапии расширение восприятия, 
упомянутое как составная часть эмпатии, является основой расши­
рения сознания, то есть его измененного состояния. 

Тем самым мы приходим к выводу о том, что «вегетативный 

резонанс», описанный Райхом как важнейший элемент процесса 
телесной психокоррекции, представляет собой измененное состоя­
ние сознания - своего рода «парное» ИСС, в котором пациент и пси-

200 

Глава 5 


background image

хотерапевт пребывают совместно (отсюда и их «резонанс», по смыс­
лу близкий к юнговскому синхронизму). Это ИСС, во-первых, по­
верхностное, так как в нем сохраняется двусторонний речевой кон­
такт; во-вторых, во время пребывания в нем восприятие связано 
преимущественно с кинестетическими ощущениями. Подобным 
критериям соответствует такое хорошо известное ИСС, как кинес­
тетический транс. 

г) Вегетативный резонанс и возрастная регрессия 

Описанная связь вегетативного резонанса с ИСС автоматичес­

ки предполагает, что его физиологической основой является возра­
стная регрессия. Последнее, однако, необходимо пояснить подроб­
нее, проследив соотношение вегетативного резонанса с механизма­
ми возрастного развития психики. 

С точки зрения когнитивной психологии, процесс формирова­

ния сознания у ребенка раннего возраста представляется именно 
как «со-знание», как «совместное знание» (П.В. Симонов). Эта «со­
вместность» сознания понимается в первую очередь как синхрони­
зация психических процессов в диаде «мать - дитя», возникающая 
с первых месяцев жизни ребенка во время его общения с матерью. 
Синхронизация, связанная поначалу с общей направленностью вни­
мания, с теми объектами, на которые мать обращает внимание ре­
бенка и информацию о которых пытается ему передать - как в не­
вербальной форме, так и с помощью слов, которые ребенок тем са­
мым постепенно усваивает. Невербальная передача информации 
происходит с помощью эмпатии, вегетативного резонанса, связан­
ного для самой матери с возрастной регрессией и возвратом к пер­
вичному - эмоционально-интуитивному, или правополушарному -
способу мышления (принцип уподобления детскому мышлению). 

Со временем - по мере того как ребенок начинает понимать 

речь и вместе с ней перенимает от матери словесно-оформленное 
мышление - подобным образом возникает собственно человечес­
кое общение. Общение, представляющее собой в прямом смысле то 
общее, что объединяет людей, - передачу личного опыта и знаний с 
помощью слов, основу социального наследования. Изначальную же 
основу этой человеческой общности составляет физиологический 
Фундамент объединения людей - вегетативный резонанс и физио­
логическая регрессия. 

201